На улице дождик и слякоть не знаешь о чем горевать
слякоть
* * *
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
10 декабря 1915
Александр Блок.
* * *
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Борис Пастернак.
ПЕТЕРБУРГ
Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжен без осечки.
О, как он велик был! Как сеткой конвульсий
Покрылись железные щеки,
Когда на Петровы глаза навернулись,
Слезя их, заливы в осоке!
Нет времени у вдохновенья. Болото,
Земля ли, иль море, иль лужа,-
Мне здесь сновиденье явилось, и счеты
Сведу с ним сейчас же и тут же.
Он тучами был, как делами, завален.
В ненастья натянутый парус
Чертежной щетиною ста готовален
Bрезалася царская ярость.
В дверях, над Невой, на часах, гайдуками,
Века пожирая, стояли
Шпалеры бессонниц в горячечном гаме
Рубанков, снастей и пищалей.
И знали: не будет приема. Ни мамок,
Ни дядек, ни бар, ни холопей.
Пока у него на чертежный подрамок
Надеты таежные топи.
________
Волны толкутся. Мостки для ходьбы.
Облачно. Небо над буем, залитым
Мутью, мешает с толченым графитом
Узких свистков паровые клубы.
С мартовской тучи летят паруса
Наоткось, мокрыми хлопьями в слякоть,
Тают в каналах балтийского шлака,
Тлеют по черным следам колеса.
Облачно. Щелкает лодочный блок.
Пристани бьют в ледяные ладоши.
Гулко булыжник обрушивши, лошадь
Глухо вьезжает на мокрый песок.
________
Каналы на прибыли,
Нева прибывает.
Он северным грифилем
Наносит трамваи.
Попробуйте, лягте-ка
Под тучею серой,
Здесь скачут на практике
Поверх барьеров.
И видят окраинцы:
За Нарвской, на Охте,
Туман продирается,
Отодранный ногтем.
Петр машет им шляпою,
И плещет, как прапор,
Пурги расцарапанный,
Надорванный рапорт.
Сограждане, кто это,
И кем на терзанье
Распущены по ветру
Полотнища зданий?
Как план, как ландкарту
На плотном папирусе,
Он город над мартом
Раскинул и выбросил.
________
Улицы рвутся, как мысли, к гавани
Черной рекой манифестов.
Нет, и в могиле глухой и в саване
Ты не нашел себе места.
Воли наводненья не сдержишь сваями.
Речь их, как кисти слепых повитух.
Это ведь бредишь ты, невменяемый,
Быстро бормочешь вслух.
1915
ЭХО
Ночам соловьем обладать,
Что ведром полнодонным колодцам.
Не знаю я, звездная гладь
Из песни ли, в песню ли льется.
Но чем его песня полней,
Тем полночь над песнью просторней.
Тем глубже отдача корней,
Когда она бьется об корни.
И если березовых куп
Безвозгласно великолепье,
Мне кажется, бьется о сруб
Та песня железною цепью,
И каплет со стали тоска,
И ночь растекается в слякоть,
И ею следят с цветника
До самых закраинных пахот.
1915
Дорога в дождь — она не сладость.
Дорога в дождь — она беда.
И надо же — какая слякоть,
какая долгая вода!
Все затемненно — поле, струи,
и мост, и силуэт креста,
и мокрое мерцанье сбруи,
и всплески белые хвоста.
Еще недавно в чьем-то доме,
куда под праздник занесло,
я мандариновые дольки
глотал непризнанно и зло.
Все оставляло злым, голодным —
хозяйка пышная в песце
и споры о романе модном
и о приехавшем певце.
А нынче — поле с мокрой рожью,
дорога, дед в дождевике,
и тяжелы сырые вожжи
в его медлительной руке.
Ему б в тепло, и дела мало!
Ему бы водки да пивца!
Не знает этого романа,
не слышал этого певца.
Промокла кляча, одурела.
Тоскливо хлюпают следы.
Зевает возчик. Надоело
дождь вытряхать из бороды.
1959
Евг. Евтушенко.
23 декабря 1921
М.Цветаева
Я
Несколько слов обо мне самом
Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гроба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
меня
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона оветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»
1913
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
На улице дождик и слякоть
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Александр Блок — На улице дождик и слякоть: Стих
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Анализ стихотворения «На улице дождик и слякоть» Блока
Стихи «На улице дождик и слякоть» Александра Александровича Блока – гимн русскому чаепитию, средству борьбы с унынием и тоской.
Стихотворение написано в декабре 1915 года. Как и все, поэт был потрясен событиями Первой мировой войны, испытывал необыкновенный патриотический подъем. Он выступает перед ранеными, состоит в комитете помощи мобилизованным. Однако атмосфера в обществе спустя время кардинально изменилась. Да и сам поэт больше не видел в войне ничего героического, более того – и никакого смысла тоже. Запутанной была и его семейная жизнь, впрочем, оба решили сохранить брак. В жанровом отношении – бытовая зарисовка с философским подтекстом, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Если дата создания стиха – 10 декабря – точна, то автор описывает не погоду за окном (морозная и ясная в те дни), а погоду на душе. В первом четверостишии – явная отсылка к стиху «И скучно и грустно» М. Лермонтова. Однако уже во второй строфе неуемная русская натура берет над героем верх: «давай-ка, раздуем себе самовар!» В доме он не один, напротив товарищ или товарка с «сонливыми очами». А возможно – это лукавое обращение прямиком к захандрившему читателю. В традициях русского чаепития самой важной как раз была компания, собиравшаяся за самоваром. Вели задушевные разговоры, и пили чай – с вареньем, молоком, сахаром вприкуску, сладостями. Большой популярностью пользовались чайные – как народные, так и открытые при ресторанах.
«За чайным похмельем»: строй стиха напоминает тост, подъем заздравной чаши. От глотка крепкого чая душа проясняется до самого нутра. Тогда и ворчанье перерастает в сердечную беседу, нахмуренный лоб разглаживается, а глаза блестят «случайным весельем». От строфы к строфе прибавляется народный дух в стихе. «Хлебнувшей чаю душе», как после баньки, уже и кручина нипочем. Чувствовать себя живым, причастным этому миру, глядеть в чьи-то «очи» под чаек – кажется, в этот вечер жизнь действительно удалась. Лексика стиха разговорная, колоритная, в интонации сначала чувствуется ирония, затем улыбка. Град отрицаний (не знаешь, некуда, неотвязный). Выразительнейшая частица «авось». Эмоциональное уменьшительное словечко в первой строке. Эпитеты (ворчливые речи, старинному чину, глухая тоска). Инверсия (распарит душа). Почти девиз по жизни: «за то, чтобы жить не спеша!» Перечисления. Метафора (дум угар). Каскад восклицаний.
«На улице дождик и слякоть» А. Блока – жанровая сценка времен предреволюционных.
Анализ стихотворения «На улице дождик и слякоть» Александра Блока
Стихи «На улице дождик и слякоть» Александра Александровича Блока – гимн русскому чаепитию, средству борьбы с унынием и тоской.
Стихотворение написано в декабре 1915 года. Как и все, поэт был потрясен событиями Первой мировой войны, испытывал необыкновенный патриотический подъем. Он выступает перед ранеными, состоит в комитете помощи мобилизованным. Однако атмосфера в обществе спустя время кардинально изменилась. Да и сам поэт больше не видел в войне ничего героического, более того – и никакого смысла тоже. Запутанной была и его семейная жизнь, впрочем, оба решили сохранить брак. В жанровом отношении – бытовая зарисовка с философским подтекстом, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Если дата создания стиха – 10 декабря – точна, то автор описывает не погоду за окном (морозная и ясная в те дни), а погоду на душе. В первом четверостишии – явная отсылка к стиху «И скучно и грустно» М. Лермонтова. Однако уже во второй строфе неуемная русская натура берет над героем верх: «давай-ка, раздуем себе самовар!» В доме он не один, напротив товарищ или товарка с «сонливыми очами». А возможно – это лукавое обращение прямиком к захандрившему читателю. В традициях русского чаепития самой важной как раз была компания, собиравшаяся за самоваром. Вели задушевные разговоры, и пили чай – с вареньем, молоком, сахаром вприкуску, сладостями. Большой популярностью пользовались чайные – как народные, так и открытые при ресторанах.
«За чайным похмельем»: строй стиха напоминает тост, подъем заздравной чаши. От глотка крепкого чая душа проясняется до самого нутра. Тогда и ворчанье перерастает в сердечную беседу, нахмуренный лоб разглаживается, а глаза блестят «случайным весельем». От строфы к строфе прибавляется народный дух в стихе. «Хлебнувшей чаю душе», как после баньки, уже и кручина нипочем. Чувствовать себя живым, причастным этому миру, глядеть в чьи-то «очи» под чаек – кажется, в этот вечер жизнь действительно удалась. Лексика стиха разговорная, колоритная, в интонации сначала чувствуется ирония, затем улыбка. Град отрицаний (не знаешь, некуда, неотвязный). Выразительнейшая частица «авось». Эмоциональное уменьшительное словечко в первой строке. Эпитеты (ворчливые речи, старинному чину, глухая тоска). Инверсия (распарит душа). Почти девиз по жизни: «за то, чтобы жить не спеша!» Перечисления. Метафора (дум угар). Каскад восклицаний.
«На улице дождик и слякоть» А. Блока – жанровая сценка времен предреволюционных.
На улице дождик и слякоть не знаешь о чем горевать
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА запись закреплена
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
в свечном огне, в кухонном дыме
играет пальцами худыми,
свистит растительный мотив,
к коленям голову склонив.
Я принесу вина и чая,
в неузнаваемой ночи
простую гостью угощая
всем, что имеется в печи,
но в город честный, город зыбкий,
где алкоголик и бедняк,
она уходит без улыбки,
благословенья не приняв,
и вслед за нею, в сердце ранен,
влачится по чужой земле
на тонких ножках горожанин,
почти невидимый во мгле.