На уроке ты вспомнишь что такое и фразеология
Конспект открытого урока по теме «Фразеологизмы».
Конспект открытого урока по русскому языку
Обобщающий урок по теме «Фразеологизмы»
Орг. момент. Число, тема (записывают сразу). Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
2. Тема, целеполагание. Формулировка темы.
-Здравствуйте! Сегодня необычный урок.
Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.
Здравствуйте, ребята! Пишут вам ученики 6 класса. Вам выпала честь сегодня принимать гостей. Мы надеемся, что на уроке не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава. Вы будете шевелить мозгами, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададите всем жару! Ведь вы семи пядей во лбу, стреляные воробьи, тертые калачи! Вас не поставить в тупик, не обвести вокруг пальца.
, До свидания. С уважением. Шестиклассники.
— Какие слова вызвали ваш интерес? Как их называют? Как вы думаете, случайно ли я их использовала? О чем пойдет речь на уроке?
— Правильно: о фразеологизмах.
На этом слайде фразеологизмы разделены на две части. Соберите выражения, объясните их значение.
Вы вспомнили значения некоторых фразеологизмов. Многие из них вам были знакомы, так как сегодня у нас обобщаюший урок. Как вы думаете будет звучать тема урока? Попробуем её вместе сформулировать. Давайте запишем тему.
— Итак, тема нашего урока «Обобщающий урок по теме «Фразеологизмы» ». (запись в тетрадь).
Что же мы должны узнать на уроке? Каковы его цели?
-Вспомним, что такое фразеологизмы, чем отличаются от свободных словосочетаний? Какова его роль в языке?
2) Чем отличаются от свободных словосочетаний?
3) Могут иметь синонимы и антонимы?
-Мы обозначим наши цели в форме вопросов. В конце урока нужно вернуться к целям, подвести итоги, выяснить, достигнуты ли они.
коммуникативные: слушать и понимать речь других;
положительное отношение к обучению;
осознавать познавательную задачу
3. Актуализация и пробное учебное действие.
1. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Вам даны несколько определений, выберите то, которое соответствует понятию «Фразеологизм»(устно). Слайд 3.
-Итак, мы вспомнили, что такое фразеологизм. Первая наша цель достигнута.
-Ребята, на доске фразеологизмы разделены на отдельные слова. Давайте соберем их и запишем в тетрадь. В левый столбик записываем выражение, а напротив его значение (на цветных листочках разделены выражения на отдельные слова).
На все руки мастер.
Выносить сор из избы.
Держать язык за зубами.
Как корова языком слизала.
-Ребята, сохранил ли фразеологизм свое лексическое значение, когда был разделен на отдельные слова? Почему? О какой особенности фразеологизма можно сказать сейчас?
-Мы ответили с вами на второй вопрос. Этим отличаются фр. от свободных словосочетаний.
Для справок: в двух шагах, во весь дух, кататься со смеху, повернуться негде, кот наплакал, сломя голову, яблоку негде упасть, животики надорвать, рукой подать, раз, два и обчёлся.
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
7) с пустыми руками
8) ни кровинки в лице
9) доводить до белого каления
-Молодцы! Мы выяснили, что фразеологизмы могут быть синонимами, давайте посмотрим, могут ли фразеологизмы быть антонимами.
1) куда глаза глядят
4)кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного неба
7) приводить в бешенство
8) несолоно хлебавши
Попробуйте подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика. Получилось? У кого?
3) семи пядей во лбу
5) в час по чайной ложке
6) мастер кислых щей
8) потерпеть фиаско
Вывод: ребята,как мы ответим на 3 вопрос, поставленный в начале урока?
7. Сегодня у нас будет необычная физкультминутка. Рисунки ребят. И.з. выполнить рисунок к фразеологизму. Угадайте какие ф. о. ребята изобразили,
1) мастер на все руки
3) у черта на куличках
4) взять себя в руки
6) хоть кол на голове теши
7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско
Слайд 7. Прокрустово ложе
если мы не знакомы с лексическим значением фразеологизма, где мы можем его узнать?
— И.з (сообщение учащегося о данном фразеологизме).
-( Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной.
-Да, действительно, вы верно ответили на последний вопрос. Достигли всех целей. Поставленных на уроке. Текст, насыщенный крылатыми выражениями, более яркий и интересный.
Давайте, закрепим материал урока, поработаем с текстом на слайде ( слайд 8).
Развиваем умение находить устойчивые сочетания в тексте. Выпишите фразеологизмы.
Итак, кажется, дело в шляпе. Теперь фразеологизмы для нас не тайна за семью печатями. И мы употребляем их, часто говоря с кем-нибудь по душам. И, не откладывая дело в долгий ящик, узнаем о фразеологизмах ещё много нового и интересного.
Самопроверка (слайд 9).
— Ребята, которые нашли все ф. поставьте на поля ещё балл. Оценки за урок (подведите итог, посчитайте баллы). Посчитайте +, поставьте себе оценку в тетради. Это будет ваша оценка за урок.
Фразеологизм
3 класс, 6 класс, 10 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение фразеологизма
В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:
На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.
Виды фразеологизмов в русском языке
Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.
Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.
Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.
Признаки фразеологизмов
Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.
1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.
Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:
В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.
3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.
В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).
Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня! (А. Грибоедов)
Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.
4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.
5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.
Фразеологизм может быть синонимом одному слову:
ставить точку в споре
Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.
Примеры фразеологизмов с объяснением
Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» на тему «Фразеологизмы». 5-й класс
Класс: 5
Урок открытия новых знаний
М.М. Разумовская, С.И. Львова
Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, развивать умение объяснять смысл фразеологизмов.
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры.
Предметные:
Метапредметные: использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Интерактивная доска, компьютер, проектор.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.
Технологическая карта урока открытия новых знаний
Цель
Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, развивать умение объяснять скрытый смысл фразеологизмов.
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения.
Планируемые результаты
Личностные: формирование осознания эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры.
Предметные:
Метапредметные: использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Основные понятия
Лексика, прямое и переносное значение слов, фразеология, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Межпредметные связи
Русский язык, литература, предметы естественно-научного цикла.
Ресурсы
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.
Форма урока
Урок с элементами исследования.
Технология
Этапы урока
Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка, мы продолжаем говорить о лексике
Проверьте, как организовано ваше рабочее место, все ли необходимые принадлежности на партах.
Учащиеся проверяют готовность к уроку, организацию своего рабочего места, настраиваются на работу.
УУД
(Р)
— осуществление самоконтроля;
(К)
— слушать и понимать речь других.
Итак, ребята, представьте себе, что вы не пятиклассники, а уже девятиклассники. Волею судеб вы оказались на экзамене по русскому языку, который называется ОГЭ, и вам надо решить задание.
На доске предложения, взятые из открытого банка заданий ФИПИ для подготовки к ОГЭ:
1. Эту растяпу в розовом днем с огнем не сыщешь!
2. Оксану как ветром сдуло вместе с ее неудовольствием.
3. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.
Назовите слова в этих предложениях, которые употребляются в переносном значении. А что именно употребляется в переносном значении: отдельные слова или группа слов? (Группа слов, фраза)
Давайте попробуем дать им толкование:
Днем с огнем не сыщешь – невозможно найти
Как ветром сдуло – моментально, быстро
Клевать носом – дремать, засыпать.
То есть вся фраза целиком имеет смысл, а не отдельное слово. Можем ли мы предположить, что это устойчивые сочетания слов? Как мы называем эти фразы? (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)
Учащиеся находят слова в переносном значении, дают им толкования, делают выводы.
УУД
(П)
— объяснять сущность понятия «орфограмма» и «пунктограмма», пользоваться этими терминами, определять их в тексте;
— анализировать текст и пользоваться моделями при решении языковых и речевых задач.
(Р)
— осуществлять самоконтроль в ходе выполнения языковых заданий
(К)
— формулировать свою позицию;
— использовать языковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Итак, тема нашего урока «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
Предположите, какова будет цель нашего урока?
Узнать, что такое фразеологизмы, как, когда и зачем они употребляются в речи. В начале урока я сказала: «Волею судеб вы оказались на экзамене…» Как это – волею судеб? (случайно) – уметь видеть скрытый смысл фразеологизмов, знать, что они обозначают
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока – «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
(на экране портрет М.В. Ломоносова и текст)
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы). Еще М.В.Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
Записывают тему урока, формулируют цель.
(П)
— осуществлять исследовательскую деятельность;
— анализировать языковой материал, выделять существенные признаки изучаемых понятий, пользоваться совокупностью признаков при формулировании правила;
— адекватно воспринимать устную и письменную речь, содержание заданий и инструкций.
(Р)
— осуществлять самоконтроль в ходе выполнения языковых заданий;
— определять последовательность действий и операций для выполнения языковых заданий.
(К)
— Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения;
— использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения;
— правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета.
Первичное усвоение новых знаний
Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение понятия ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ответив на следующие вопросы и обозначив существенные признаки (понятия, необходимые для определения термина записываются на доске):
1. Какое значение имеют фразеологизмы? (ПЕРЕНОСНОЕ)
2. Фразеологизмы – это отдельные слова или устойчивое сочетание слов? (УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НЕДЕЛИМОЕ)
4 года назад мы (теперь уже с нынешними десятиклассниками) анкетировали учащихся нашей школы и сделали неутешительный вывод о том, что фразеологизмы, редко стали употребляться в речи, многие не знают, что означает тот или иной фразеологизм, не могут определить его по рисунку, исправить ошибки во фразеологизмах. Посмотрите на экран, перед вами зашифрованный фразеологизм. А вы узнали этот фразеологизм?
Учащиеся нашей школы ответили на это задание следующим образом:
Видите, как важно знать фразеологизмы, понимать их, а то можно попасть впросак, то есть попасть в неловкое положение!
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают выводы, дают определение терминам ФРАЗЕОЛОГИЗМ И ФРАЗЕОЛОГИЯ, записывают теоретический материал в тетради-справочнике, угадывают фразеологизм по картинке.
УУД
(П)
— сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям;
— наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий.
(Р)
— принимать цель деятельности, поставленную учителем;
— работать по предложенному плану;
— осуществлять самоконтроль.
— Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения;
— использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения;
— правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета.
Отработка на практике
Ребята, а какая фраза звучит ярче: у него много денег или у него денег куры не клюют? (вторая звучит ярче, красочнее), следовательно, фразеологизмы украшают нашу речь.
Обратите внимание, что два фразеологизма из предложенного списка заменены одним и тем же словом (опытный), а еще два – разными, но какие они? (противоположные по значению) Как называются слова со схожим значением? – СИНОНИМЫ, а с противоположным – АНТОНИМЫ.
Как можно назвать фразеологизмы, которые обозначают одно и то же? – фразеологические синонимы
А обозначающие противоположное? – фразеологические антонимы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь давайте отдохнем. Настало время физкультминутки, и помогут нам немного отдохнуть фразеологизмы:
— От работы у нас ГОЛОВА КРУГОМ
От удивления ГЛАЗА НА ЛОБ ПОЛЕЗЛИ
— Но сосед по парте всегда поможет, потому что РУКА РУКУ МОЕТ
— На уроках нельзя РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА,
— поэтому мы РАБОТАЛИ ЗАСУЧИВ РУКАВА
— Пол-урока ГНУЛИ СПИНУ, потому что
— Потому что хотим ИДТИ В НОГУ со временем.
— Зато теперь можно ВЕРТЕТЬ ХВОСТОМ
— И немного ПЕРЕВЕСТИ ДУХ
А сейчас вы будете работать в группах. Вспомните основные правила работы в группах:
— слушать друг друга
— не перебивать собеседника, уважать его
— уметь принимать разные точки зрения.
1 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
«Этот удивительный мир фразеологизмов». Открытый урок русского языка в 6-м классе
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
развитие познавательного интереса ;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
воспитывать любовь к родному языку.
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.
(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
Хоть трава не расти
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).
Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.
Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.
З а д а н и е №1 (устно)
— Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
— Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
— Что бьют бездельники?
— На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
— Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
— Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 5) Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека).
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.
С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.
Кого называют тружениками? (Обсуждение).
З а д а н и е №3 (письменно в листках).
Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).
Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)
А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?
З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)
На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Вводить в заблуждение
А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).
Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).
А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?
(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).
Молодцы. Путешествуем дальше.
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
— На ухо наступил… (медведь)
— Смотрит, как …(баран) на новые ворота
Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).
Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)
4. Физкультминутка (слайд 11)
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
— Встанем, как аршин проглотили.
— Проголосуем обеими руками.
— Согнемся в три погибели.
— Попрыгаем, как заяц.
— Посмотрим друг другу в глаза.
— Сделаем хорошую мину при плохой игре.
— Побъем друг другу челом.
— Подержим нос по ветру.
— Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому слову проверочное (один ученик у доски).
5. Работа с фразеологическими словарями.
З а д а н и е № 7 (устно)
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».
Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм (слайд 16): «До свидания!»
6. Подведение итогов урока.
Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.
Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!
Мне было приятно с вами работать (слайд 18). Спасибо. До свидания