На вопрос кто отвечают имена существительные на вопрос что отвечают
Имя существительное: на какие вопросы отвечает
Существительное – значимая часть речи, обозначающая предметы, явления, субъекты действия в предложении. Базовой формой выступают слова единственного числа в именительном падеже.
Понятие о существительном как части речи
В разговорной и письменной речи имя существительное – основная составляющая выражения любой мысли. Построить полное предложение без указания на то, о чем говорится, на что направлено действие, не получится. Предметы, люди, животные, факты, явления наполняют нашу жизнь и неизменно присутствуют в высказываниях. Чтобы найти существительное в предложении, нужно знать, на какие вопросы оно отвечает.
Имя существительное в Именительном падеже отвечает на вопросы – Кто? или Что? Вид зависит от того, идет речь об одушевленном или неодушевленном предмете. Например: девушка (кто?), платье (что?).
Существительное в словосочетаниях наиболее часто является подлежащим или дополнением.
В зависимости от изменения контекста существительное меняет свою форму по падежам и числам. Соответственно меняются и проверочные вопросы к нему. Отдать (кому?) папе, рассказать (о чем?) о поездке.
Определение одушевленных и неодушевленных
Согласно лексическому значению (семантике), существительные бывают двух видов:
Оба вида разрядов дают понимание, какой основной смысл и назначение имеет предмет. Это могут быть названия вещей, географических мест, состояний и др.
Одушевленные предметы чаще всего бываю женского и мужского рода. Слова среднего рода в основном выступают в качестве неодушевленных явлений. Например: насекомое, пламя, имя, пальто, время, дитя.
Разделение на одушевлённые и неодушевлённые предметы в грамматике часто не совпадает с научной интерпретацией. Например, биология рассматривает микробы как живые организмы, а в лексике это неодушевленные существа.
Падежные вопросы
Имена существительные в предложении склоняются по падежам, которые определяют связь между словами.
Для простоты определения падежей при вопросе можно подставлять вспомогательные слова.
В русском языке различают 6 падежей:
Для правильного определения существительных достаточно правильно подобрать вопросы. Они помогают быстро находить ключевые слова при синтаксическом анализе.
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
“Не ошибись, пожалуйста”
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
На какие вопросы отвечает существительное?
Существительное как самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо, отвечает на вопросы кто? что? В предложении в роли дополнения имя существительное отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Узнаем, на какие вопросы отвечает имя существительное в зависимости от категории одушевлённости, грамматической формы и синтаксической роли в предложении.
Прежде вспомним, какая часть речи является существительным в русской грамматике.
Имя существительное — самостоятельная часть речи
Множество слов русского языка называют конкретные и абстрактные предметы, людей, животных, явления действительности, действие, состояние:
Вопросы к имени существительному
Важной грамматической категорией имени существительного является одушевлённость или неодушевлённость. В зависимости от этой категории к словам этой части речи в форме именительного падежа поставим вопрос кто? или что?
Существительное в этой начальной грамматической форме является подлежащим в предложении.
На каток (кто?) брат пошёл вечером.
Имя существительное может выступать в роли второстепенного члена предложения дополнения.
Тогда оно имеет форму косвенных падежей и отвечает на соответствующие вопросы.
Форма родительного падежа обозначает отсутствие кого-либо или чего-то, часть от целого и пр. Существительное отвечает на вопросы кого? чего?
В форме дательного падежа существительное обозначает объект-адресат и отвечает на вопросы кому? чему?
В форме винительного падежа имя существительное обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, и отвечает на вопросы кого? что?
В форме творительного падежа существительное обозначает род занятий человека, предмет как инструмент и отвечает на вопросы кем? чем?
В форме предложного падежа существительное обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы о ком? о чём?
Девушка узнала (о чём?) об изменении расписания.
Вопросы к существительному как обстоятельству
Существительное в форме косвенных падежей с предлогами и без них может выступать в роли второстепенного члена предложения обстоятельства. В зависимости от вида обстоятельства имя существительное отвечает на вопросы:
Матвею подарили карандаши и краски (с какой целью?) для рисования.
Вопреки прогнозу установилась ясная погода.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 43. Знания об именах существительных.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
повторить всё об имени существительном.
упражняться в согласовании имён существительных общего рода с именами прилагательными.
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.
Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Одушевлённые имена существительные – отвечают на вопрос кто? и обозначают живых существ, профессии, должности людей.
Неодушевлённые имена существительные – отвечают на вопрос что? и обозначают неживых существ, явления, качества людей и предметов.
Имена существительные общего рода – в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (он был настоящим чистюлей), то как существительные женского рода (она была настоящей чистюлей).
Имена существительные собственные – имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. Если нарицательным именем существительным называют множество однородных предметов, то собственным – единственное в своём роде.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы повторите всё об имени существительном.
Составим план, по которому Вы сможете рассказать об этой части речи.
Вы, конечно, задумывались, почему та или иная часть речи так называется. Слово «существительное» очень напоминает слово «существовать». И действительно, имена существительные обозначают предметы, явления, чувства, события, которые реально существуют.
Назовите имена существительные, которые обозначают предметы:
пенал, краски, парта, ручка, дверь, стакан.
Назовите имена существительные, которые обозначают чувства:
счастье, радость, грусть, веселье, горе.
Попробуйте назвать имена существительные, которые обозначают действия.
Правильно! Плавание, прыжок, бег, ходьба, танец, учёба.
А теперь назовём явления природы. Ветер, ураган, дождь, буря, смог, иней.
На какие вопросы отвечают имена существительные, Вы тоже знаете. Правильно, это вопросы кто? что?
Какие постоянные морфологические признаки имени существительного? Постоянные, значит неизменяемые.
К постоянным морфологическим признакам имени существительного учёные отнесли:
Назовите постоянные морфологические признаки слова «тетрадь».
Тетрадь – имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, потому что отвечает на вопрос что? женского рода (она, моя), относится к 3 склонению (женский род и в конце слова мягкий знак).
Назовите непостоянные морфологические признаки слова «тетрадь». Непостоянные, значит, слово может изменить форму, измениться. Как можно изменить форму слова «тетрадь»?
Тетрадь – единственное число, обозначает один предмет, а форма множественного числа – тетради. А вот чтобы определить падеж, нам нужно составить со словом «тетрадь» предложение.
Тетрадь лежит на столе. В этом предложении действие совершает тетрадь, слово «тетрадь» в именительном падеже.
Я вижу тетрадь на столе. В этом предложении действие направлено на предмет: вижу что? – тетрадь, слово «тетрадь» в винительном падеже.
Измените слова тетрадь, конь по падежам.
«Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?»
Учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные; правильно писать имена существительные с безударными гласными в корне, словарные слова.
Содержимое разработки
Урок по русскому языку в 3 классе
Учитель : Малова Любовь Николаевна
Тема урока: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?
развивать умение распознавать имена существительные в тексте; учить различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? от имен существительных, отвечающих на вопрос что?; решать проблемные ситуации; развивать умение работать самостоятельно; создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других
частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и
нарицательные имена существительные; правильно писать имена существи-
тельные с безударными гласными в корне, словарные слова.
1. Организационная часть.
-Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Меня зовут Любовь Николаевна.
– Проверьте свою готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш).
— На партах лежат смайлики – это смайлики настроения. Если у вас хорошее настроение, то поднимите веселый смайлик, если плохое, то грустный.
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроением со всеми.
1.Актуализация знаний. Наш урок я хочу начать с загадки:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам» (имя существительное). А что вы знаете об имени существительном? Помогите мне продолжить следующие фразы:
Имя существительное – это …
— Кто из вас мне поможет сделать обобщение? Приведите примеры… Молодцы!
-А теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
Какие это слова?(Словарные, их нужно запомнить)Давайте вспомним как они пишутся, вставим пропущенные буквы. Какая тема объединяет эти слова? (Зима).
4. Минута чистописания.
— А я со словом мороз придумала еще одно предложение: Теплое слово и в мороз согреет. Как вы её понимаете? … Напишите у себя в тетради красивым почерком.
— Давайте вернемся к нашим «зимним» словам. (Слайд 3) На сколько групп мы их можем разделить? Если затрудняетесь, примите мою небольшую подсказку – поставьте вопрос к каждому слову… Почему вы так думаете?
1) Исследовательская работа
2) Минутка для любознательных.
— Ребята, а никто из вас не задумывался, почему слова, обозначающие названия растений отвечают на вопрос что?, ведь растения живые?
— Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:
— Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным, а значит отвечают на вопрос что?
Зима, охотник, лес, берлога, медведь, снежинка, лыжник, метель, снегурочка, мороз, коньки, лед, дети, заяц, дорога…
— Мы находимся в зимнем лесу. (Слайд 4) А кто это поет на лесной поляне? Да, это птицы. Какие птицы могут петь зимой? А как живется птичкам зимой? Что мы сможем сделать, чтобы легче они могли перенести зимние холода? (Слайд 5)
А вот и красавец-снегирь. Красивая птица, правда?
2) Работа по учебнику.
Давайте откроем учебники на стр. 15, найдем упр. 393. Кто прочитает выразительно четверостишие? Спишите стихотворение, подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто?.
8. Физ.минутка. (Слайд 6)
Зима загадочна и волшебна. Красив русский лес зимой! Представьте, что мы идём по лесной поляне. (дети встали).
— Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу).
— Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
— Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
— Потрогаем белые стволы берез (потираем руки).
9. Продолжение работы по учебнику.
— Продолжим нашу работу. И так, мы в гостях у зимы. А зимой, особенно в новогоднюю ночь, случаются волшебства. Давайте и мы с вами попробуем стать волшебниками. Я предлагаю игру «Волшебные превращения». Найдите упражнение 396. Прочитайте задание. Нам надо образовать однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Лыжи – (лыжник) строить – (строитель)
Пожар – (пожарник) футбол – (футболист)
Победа – (победитель) баян – (баянист)
— Молодцы ребята. Думаю, что зима довольна вашей работой. В благодарность она дарит нам снежинки. Но как быть, если их всего …, а вас – … Давайте поработаем в парах. (Раздаются снежинки, написать 5 сущ. – кто?, 5 – что?)
11. Задание тестового характера. (Слайд 7)
— Наше путешествие по зимнему лесу продолжается. А вот и белочка встречает нас.
Белка щёлкает орешки
На дубу без всякой спешки.
Чистит десять штук за час,
Будет на зиму запас.
1)5 2)6 3)8 4)10
— Сколько существительных в стихотворении? Какое слово отвечает на вопрос кто?
— Попрощаемся с белочкой. Путешествие наше подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. С каким настроением вы возвращаетесь, покажите? (Смайлики) А в классе нас ждет еще одно задание.
12. Работа по карточкам.
13. Рефлексия. Что вы можете сказать о нашем уроке? (Слайд 8)
“Сегодня на уроке я…”
— поднимите руки те, кто всё понял, может помочь другим …
— Что вы расскажете своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?
— Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно. Спасибо за урок.