Набережная и площадь что означает в политике
«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики «Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть»
«Отменю пробки на Садовом», — ухмыляется с рекламного билборда на Земляном Валу актер Ян Цапник в образе главы вымышленного министерства перспективного планирования Евгения Тихомирова из нового сериала «Последний министр». Пробок на Садовом теперь действительно нет — Москва на карантине.
«Последний министр», один из флагманских проектов сервиса «Кинопоиск HD», начал выходить 26 марта — и теперь кажется приветом из совсем другой эпохи. Тихомирова, чиновника со стажем, известного по трагедии в уральском городке, назначают министром этого самого перспективного планирования. Конкретного поля деятельности у ведомства нет, поэтому Тихомиров, заскучавший в вынужденной отставке, разводит бурную деятельность. Например, лоббирует отмену закона о запрете мата. Или неожиданно срывается на съезде условных «нашистов», бубнящих что-то бессмысленное на канцелярите. Теряет жену и любовницу, но пропитывается нежностью к дочери, написавшей в инстаграме пост про то, как ненавидит Россию. И в итоге обнаруживает себя персонажем, как сказал режиссер и соавтор сценария сериала Роман Волобуев, «небольшой греческой трагедии».
Историй про чиновников, оказывающихся, в общем, не то чтобы не чудовищами, но, по крайней мере, живыми людьми, сейчас хватает. «Министр» в этом плане все же выделяется — во многом за счет харизмы звезды «Горько!» Цапника. Что до уместности такого сериала во времена коронавируса, то это Волобуева не смущает. «Это история про русскую жизнь, которая и во время пандемии продолжается, хвала небесам», — говорит режиссер. The Village пообщался с ним о том, как делать сериал про политику в стране, где нет политики, о выдуманном сленге и внутренних шутках.
— Вы с самого начала были в проекте? Когда в принципе стало понятно, о чем будет сериал?
— Нет. «Министр» начался без меня и долго был любимым детищем продюсера Александра Цекало, которым он занимался с разными авторами и которое ни один канал — а тогда сериалы еще делались для телеканалов — не хотел финансировать, потому что политика и так далее. Я появился там как очередной наемный сценарист, у нас стало что-то получаться, и дальше я вдруг оказался сперва режиссером, потом — чем-то вроде шоураннера. Случилось это так быстро, что я как-то пропустил момент, когда Цекало решил, что проект надо отдать мне.
— Если не ошибаюсь, вы давно мечтали о русском The Thick оf it. При этом опыта (если не считать не снятого в итоге сериала «Завтра» для телеканала «Дождь») в политической сатире у вас нет. Не тяжело было перестраиваться? Помогли наработки, которые вы сделали к «Завтра»?
— У меня нет опыта вообще ни в чем, если не считать съемок на диких скоростях с микроскопическим бюджетом или вообще без него (как было с «Завтра»). Подозреваю, этот мой навык и был причиной, по которой Саша меня нанял, — бюджет у нас был не микроскопический, но русское телекино, даже такое амбициозное, как «Министр», все равно делается дешево, быстро и немножко на коленке.
Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть
А «Завтра» скорее мешало. С одной стороны, это был такой незакрытый гештальт: мы с соавтором сценария Леной Ваниной придумали целый сезон и только потом узнали, что у «Дождя» нет на него денег. И это был грустный момент — и для нас, и для Наташи Синдеевой, которая это все запустила, и для нашего продюсера Саши Бондарева, который два года носился с этим проектом, как с писаной торбой. И конечно, мечта доделать «Завтра», она висела где-то в воздухе. Но ее надо было отпустить: время ушло, те герои мертвы. Единственное, что мы себе позволили — взять эпизодического персонажа, Нечаеву, которая в «Завтра» появлялась секунд на 40, и пристроить ее на работу в наше министерство.
— Стало ли тяжелее делать политическую сатиру, чем во времена «Завтра»? Власть с тех пор стала более закрытой, а оппозиция, которая у вас в «Завтра» по сюжету приходила к власти, совсем растворилась.
— Наоборот. Революционные настроения, над которыми мы смеялись в «Завтра», — значительно более зыбкая почва для сатиры. Потому что это немножко стрельба по своим, нас до сих пор кто-то считает предателями. Хотя, к сожалению, мы тогда угадали, чем закончится в стране либеральный реванш. Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть.
— Вы узнали в принципе что-то новое о том, как у нас устроена политика, в процессе работы над сериалом?
— Я всегда считал, что в России нет политики, и рисерч, который делался для «Министра», меня в этой мысли укрепил. Есть подковерные игры, есть переплетение интересов, но политики — как процесса, в который вовлечены власть и народ, — ее нет.
— Как готовились к съемкам? Может, консультировались с экс-политиками? Изучали телеграм-каналы (это же оттуда — «Площадь», «Набережная»)? Смотрели тик-токи депутатов? Общались со знакомыми политическими журналистами?
— У нас не было консультантов в традиционном смысле, но мы собирали по зернышку какую-то информацию из того мира, да. Через знакомых, друзей знакомых, слухи какие-то, из новостей. С Площадью и Набережной смешно получилось. Я их придумал. Для красоты, просто чтоб не говорить «админка» и «правительство».
Это один из главных парадоксов России — у нас как бы авторитаризм, но с вайфаем и комфортными городскими пространствами
А буквально на днях увидел в каком-то кремлевском телеграм-канале рассуждения о противостоянии Площади и Набережной, уже со ссылкой на «Министра». И пришло после премьеры уже несколько писем в духе «мы на Набережной вас смотрим». Ну, я рад, если мы немножко обогатили околополитический лексикон.
— Отдельно хочется узнать про персонажа Сергея из департамента культуры. Как вы его придумали?
— Хотите, чтоб я сказал, что это Капков, да? Нет. Я Капкова совсем не знаю, видел один раз, в баре. Ванина с ним вроде немножко дружит, но, когда «Министр» писался, он был уже в отставке. Я тогда читал мемуары Шпеера, который занимался урбанистикой в нацистской Германии, и наш глава департамента культуры отчасти оттуда прибежал — с этой его библейской саранчой в кабинете и обещанием умыть кровью тех, кто мешает создавать комфортные городские пространства. Это один из главных парадоксов России — у нас как бы авторитаризм, но с вайфаем и комфортными городскими пространствами.
— Почему Тихомиров в принципе решает что-то поменять? Зачем ему это?
— У меня нет ответа. Он сам с этим вопросом пробует разобраться 16 серий и так до конца не разбирается.
— В сценарии много внутренних шуток — про актеров массовки («Ну это ж Герасименко — у нее было трудное детство») и прочее — не боитесь, что массовой аудиторией это не будет считываться?
— Не боюсь, потому что массовая аудитория, скорее всего, вообще не поймет, о чем вы сейчас. Вот вы разглядели фамилию героини в секундном плане газетной полосы, а нормальному зрителю, который не знает о существовании выдающегося репортера русской службы «Би-би-си» Олеси Герасименко, эта фамилия ничего не говорит. И персонаж, который ее носит, — просто персонаж. Один из любимых моих, кстати. Я дико надеюсь, что играющая ее Екатерина Горина, которую я страшно люблю и которая после грандиозной роли в «Сестрах» Бодрова почти не снималась, стала писателем и вообще презирает актерскую профессию, в общем, я мечтаю, что она посмотрит на себя на экране и захочет сниматься еще, в том числе у меня.
А про артистов массовки, которых героям подсовывают вместо представителей народа, — этот момент был любимым у фокус-групп, через которые прогоняли «Министра» перед премьерой. Реально люди говорили: класс, это про нас. Это, кстати, реальная история. Десять лет назад мы с Ваниной вели на СТС ночную передачу с нулевыми рейтингами. Тогда как раз пошла мода на фокус-группы, и я придумал дурацкий эксперимент: сделать тест-показ «Космической Одиссеи» Кубрика под видом нового фильма.
— Первая серия — про отмену закона о запрете мата. Это же что-то очень личное, да?
— Не было фрустрации из-за эпидемии — мол, ну вот «теперь это все никому не нужно»?
— Конечно, нехорошо так говорить, но весь этот ад, он очень для нас кстати: все сидят дома, смотрят «Кинопоиск». Не уверен, что в нормальной ситуации у нас бы такая аудитория была.
Для меня «Министр» — это не только злободневная штука, хотя мы старались успеть с какими-то сиюминутными вещами. Это история про русскую жизнь, которая и во время пандемии продолжается, хвала небесам.
Европа не понимает: Путина давят, а русские не сдаются
Генералы НАТО не слышат разумных аргументов от своих же
Европейский истеблишмент снова расколот. Агрессивно настроенные «ястребы» требуют ввести в отношении России новые санкции. При этом аналитики и эксперты констатируют: никакого политического и экономического эффекта от санкций не будет. А скорее наоборот — Евросоюз просто выстрелит сам себе в ногу.
The Washington Post: позиция евробюрократов противоречит здравому смыслу
Поводом для введения нового пакета санкций Евросоюз хочет сделать ситуацию у границ Украины. Сочинив и упорно поддерживая фейк о том, что Россия якобы собирается начать военное вторжение на территорию сопредельного государства, евробюрократы теперь же мужественно и хотят противостоять «российской агрессии».
Даже одно из наиболее влиятельных американских изданий The Washington Post отмечает, что даже среди европейских лидеров нет единства по отношению к России. Наиболее агрессивно ведут себя государства, вышедшие из Варшавского договора, такие как Польша или Литва: они оголтело критикуют любые шаги по поддержанию дипломатических контактов с российским руководством.
Более опытные лидеры Франции и Германии, чувствующие за собой ответственность за всю европейскую и глобальную безопасность, напротив, выступают «за» прямые переговоры с Россией по различным вопросам.
«Мы не должны с самого начала отказываться от диалога», — цитирует The Washington Post президент Франции Эммануэль Макрон.
Американское издание анализирует экономические сношения России и Евросоюза, которые после 2014 года по ряду направлений только укрепились. С одной стороны, это позволяет блоку вводить потенциально более серьезные санкции, чем США. Но одновременно это также означает, что санкции могут ударить по его собственной экономике Евросоюза.
Невозможно, в частности, не считаться и с существованием крупнейшего инвестпроекта десятилетия — газопровода «Северный поток-2». The Washington Post отмечает, что позиция некоторых лидеров Евросоюза, которые одновременно выступают «за» введение санкций против России и в то же время заключают с ней деловые соглашения, противоречит здравому смыслу.
France24: Евросоюз стреляет себе в ногу
«Евросоюз выстрелил бы себе в ногу, введя санкции против России, потому что такие компании, как Total, Engie, Areva, Danone, десятилетиями вкладывали значительные средства в Россию, и они пострадали бы, если бы отношения были разорваны», — цитирует издание France-24 преподавателя геополитики в Sciences Po Анастасию Шапочкину.
Французское издание, цитируя эксперта, отмечает, что годы после введения первого пакета санкций в 2014 году однозначно продемонстрировали: Россия устойчива к санкционному давлению. Тем более сейчас, когда Москва упрочила экономические контакты с Китаем.
Живущий во Франции бывший советский дипломат Владимир Федоровский говорит France-24, что евробюрократы в принципе неверно оценивают социально-экономическую ситуацию в России. «Самая большая ошибка Запада заключается в нежелании интегрировать Россию в международную систему и не учитывать цели России. Когда Запад объявил себя победителем в холодной войне, это и привело к негативизму русского народа по отношению к Западу», — отмечает Федоровский.
К сожалению, мнения таких специалистов по России, как Федоровский, европейские политики и дипломаты зачастую не слышат, отдавая предпочтения воинственному клекоту «ястребов».
Süddeutsche Zeitung: о санкциях говорят безо всякой конкретики
Немецкая пресса также практически единодушна в отношении России. Лишь небольшая часть изданий, идеологически близких к свободным и христианским демократам, поддерживает жесткость позиции по отношению к России. Независимые аналитики указывают, что санкции станут губительными.
Общественное телевидение Германии MDR взяло интервью у политолога Алексея Макаркина, который уверен: европейские и российские дипломаты должны искать компромисс. Макаркин напоминает, что Евросоюз сам во многом подтолкнул Кремль к неприятию внутри России.
«Путин считает, что Запад несколько раз обманывал его страну. Последний раз в 2014 году, когда министры иностранных дел Германии, Франции и Польши договорились о компромиссе между тогдашним пророссийским президентом Виктором Януковичем и прозападной украинской оппозицией. Тем не менее, Европа не смогла остановить переворот в Киеве», — рассказывает Макаркин немецкому телевидению. Впрочем, европейцы не готовы признавать свою неправоту, перекладывая вину на Россию.
Крупнейшая немецкая газета Süddeutsche Zeitung в репортаже с полей саммита Евросоюза отмечает, что никакой конкретики по санкциям так и не прозвучало. Рассматриваются лишь рестрикции в отношении нескольких госкомпаний и провластных олигархов, и даже тема отключения России от международной платежной системы SWIFT не была доминирующей.
Зато, отмечает Süddeutsche Zeitung, несмотря на демонстративное похолодание отношений, в конце саммита президент Франции Эммануэль Макрон пригласил Владимира Путина продолжить диалог по Украине в привычном формате «Норманнской четверки».
Прочитав статью, так и хочется воскликнуть: ну и какая же это изоляция?!
Местную власть в результате реформы обнулят и упразднят
По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах
Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны. Фото РИА Новости
Очередной законопроект Клишаса–Крашенинникова называется вполне понятно: «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И ключевой замысел этой инициативы тоже понятен уже с ее первых строк. Действующий закон о МСУ определяет его таким образом: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти. самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Теперь же основной постулат переформулирован полностью: «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения)». Конечно, о самостоятельности, независимости и прочих атрибутах МСУ в законопроекте тоже говорится, но потом – кстати, уже после упоминания единой системы публичной власти, в которую МСУ и входит. Короче говоря, ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.
Более того, в ст. 4 законопроекта вдруг объявляется, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». То есть в субъектах РФ отменяется их нынешнее деление, там будут только укрупненные по максимуму городские и муниципальные округа.
При этом в пояснительной записке Клишас и Крашенинников, а их устами, конечно, Кремль, заявляют, что реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». В это очень сложно поверить, поскольку на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.
Представительные органы в округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. А вот главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение тех же муниципальных советов. Что-то подсказывает, что именно этот способ порождения мэров и станет доминирующим по настоятельной подсказке из федерального Центра. Губернаторы, понятное дело, получают право наказывать муниципалов выговорами и отставками за безделье или по недоверию. При этом всем местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.
Одновременно законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться. В течение этого времени переизбрание всех местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. Впрочем, о них еще раз сказано, там будет позволена и иная система МСУ, а вот какая – непонятно, об этом будет некий новый законопроект.
Низовые органы власти предполагается ликвидировать. Фото с сайта www.urgadmin.ru |
Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой. Но важнее, что авральные изменения усилят политическую турбулентность в регионах – и это прямо во время транзита 2024 года. В связи с этим данное мероприятие, видимо, также следует признать сказочным сценарием и уже сейчас переставать спрашивать у Путина о его планах на очередной президентский срок. Скорее всего он становится объективно неизбежен. А вот после 2028 года уже возможны какие-то другие варианты.
«НГ» попросила экспертов поделиться своим первоначальным мнением от просмотра документа в 200 с лишним страниц. Член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Тенденция на устранение альтернативной повестки и независимой политики, на дальнейшее выстраивание вертикали власти продолжается. Сейчас, по сути, происходит возврат к советской командно-административной системе. Нового создать наши власти ничего не могут, проще вернутся к старому». По его словам, выбранный способ для реформы тоже не удивителен, «сейчас все решения пишут поверх измененной Конституции». Короче говоря, времена имитационной демократии заканчиваются, видимо, в Кремле пришли к выводу, что нужно унитарное государство. Но яблочник не уверен, что и подготовку реформы бюрократия сможет завершить к 2023 году, и сама она успеет пройти до 2028-го. Но при этом в любом случае российской политической системе будет намного проще, если первое лицо останется навсегда. А шансы для оппозиции предлагаемая реформа действительно закрывает. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «любые большие реформы связаны сейчас с президентскими выборами 2024 года»: «Цель власти – повысить управляемость на местах. Но на деле это приведет систему к состоянию турбулентности, хотя это только актуализирует для власти ее любимую поговорку «коней на переправе не меняют».
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ», что в реформе глобального политического замысла не видно, даты подобраны именно такие, чтобы она прошла через все властные инстанции. Сам законопроект эсэр раскритиковал: «По сути дела, это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Ненормально, когда для того, чтобы построить дорожку или посадить дерево, нужно ехать за разрешением несколько десятков километров. Это и сложно, и неэффективно. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные». Между тем Емельянов согласен, что 2024 год и сам по себе предстоит непростой, а тут к нему еще добавится кризис МСУ.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, по сути, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется». Эксперт отметил, что инициатива не может не создать турбулентности, ведь любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключен из процесса. «Власть идет по пути Николая I, выстраивает жесткую административную систему управления. Но при этом нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления», – отметил он.
При этом Калачев обратил внимание, что если переходный период стартует в 2023 году, то это наложится на президентскую кампанию: «И скорее всего в этой ситуации гражданам заявят, что президента сейчас менять не время, это страну дестабилизирует». И, конечно, реформа МСУ должна помочь в борьбе с оппозицией в непростой для власти период: «Это делает бессмысленными все инициативы оппозиции вроде Земского съезда и даже «умного голосования» местного уровня. Власть больше не считает нужным выпуск пара. Кремль дает асимметричный ответ на муниципальную активность оппозиции», – подчеркнул Калачев.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Страну удивлять будем
В конце марта на платформе КинопоискHD стартовали две громкие премьеры, российский комедийный сериал о вымышленной, но вполне правдоподобной политической жизни России «Последний министр», и украинская детективная тин-драма «Первые ласточки» на темы подросткового амоопределения на — и за той гранью, которую люди желали бы видеть подальше от своих детей.
Посмотришь пару дней новости в телевизоре, почитаешь токсичные интернет-ленты и невольно признаешь: да, ни один сценарист в мире не сочинит ничего абсурднее. Кино больше за жизнью не поспевает (или, как вариант, боится говорить правду о ней). Но есть еще лазейка в параллельный мир, в котором шокирующе нереальные события складно рифмуются с подлинным абсурдом повседневной жизни.
К слову, в советских времена с подобным жанром фантастического шапито, веселого или философского-печального, проблем не было — от Булгакова и Стругацких до какого-нибудь «Города Зеро» Шахназарова и «Зеркала для героя» Хотиненко. На эту тропу вступили и создатели новой сатирической антиутопии «Последний министр» — шоураннер Александр Цекало и некогда самый звездный кинокритик страны, а теперь сценарист и режиссер Роман Волобуев. Когда победа над печенегами и половцами уже позади, а будущее России, как обычно, туманно, сериал о мифическом министерстве перспективного планирования поможет с иронией и пользой провести несколько часов самоизоляции.
Последний министр
— Ты кем хотел в юности стать?
— Вот видишь: сбылось.
Это диалог двух пьяненьких чинуш самого бесполезного российского министерства. Россией управляет два конфликтующих органа — Площадь и Набережная. Самое читаемое СМИ — «Сканворды и выкройки». Министерство культуры занимается червями для удобрения газона парка «Заря» около Кремля. Информационную дичь круглосуточно транслируют на телеканале «Дрожь». От одной бегущей новостной строки начинает подташнивать: «Папа римский усомнился в существовании ада», «Ларс фон Триер экранизирует «Незнайку на луне»…
В туалете Площади два высокопоставленных мужа решают «прикрыть эту помойку», избавиться от поедающего бюджет министерства перспективного планирования. Но избавится не тупо, а политически грамотно. «Найди какого-нибудь идиота, но деятельного. Чтобы он все там ***** до основания, а затем…». Так главой бессмысленного царства стал Евгений Тихомиров (Ян Цапник), человек простодушный, но абсолютно безвольный: не может по-человечески развестись с женой-миллионершей и удержать любовницу-биатлонистку. Да к тому же никудышный управленец с поразительными деструктивными способностями.
Министерство досталось Тихомирову небольшое и классически бездарное — такой типичный бестиарий российских аппаратов всех уровней. Всем здесь заправляет Ксения Нечаева (Ольга Сутулова) — нервная злобная феминистка и технократка, сидящая на нейролептиках. У Нечаевой есть два «боевых пса» — Дина Скотч и Даша Луч. А также два уже упомянутых выше ничтожных чиновника, матерая кадровичка, вечно беременная секретарша, пожилой ФСБшник и «трепетная лань» — стажерка из Вышки Соня Скворцова (Софья Лебедева). Собственно Соня и Тихомиров — два непуганных идиота, искренне верящих, что своей работой они могут принести какую-то пользу государству. Остальные — свора циников, озабоченных только поездками в Швейцарию и карьерным ростом.
Дабы стать ближе к народу под девизом «страну удивлять будем», Тихомиров первым же гениальным нововведением отменил запрет на использование мата в публичной сфере. На следующее утро из всех чайников, утюгов, радиостанций и телеканалов забила фонтаном обсценная лексика. «Да вращайте же ***** барабан» кричит ведущий «Поля чудес», и барабан закрутился, снова забегали кони по кругу. Страна предстает в сериале как нескончаемый цирк, как поле чудес, где растут деревья из монет, а люди решают судьбы мира в туалетах Старой площади…
Вдохновлённый классическими телешоу Аарона Соркина («Западное крыло», «Служба новостей»), Роман Волобуев в соавторстве с Еленой Ваниной пишет сценарий. После чего Александр Цекало, давно мечтавший сделать политическую комедию, предлагает Волобуеву роль режиссера. Как известно, за спиной Цекало гигантский опыт — «Метод», «Заступники», «Мажор», «Троцкий», «Гоголь» и многие другие шоу. Поэтому его чутью можно доверять: все говорит о том, что новое детище имеет хороший зрительский потенциал.
Пока доступны для просмотра пять из шестнадцати эпизодов первого сезона. Посмотрим, удастся ли «Последнему министру» оправдать задумку Волобуева стать «эпической ампирной комедией», а заодно и самым заметным российским сатирическим шоу года.
Для кого: для реформаторов системы
Первые ласточки
Украинский кинематограф не только снимает хитовые сериалы, но способен совершить в некотором смысле революцию в индустрии. В прошлом году в Украине вышел первый сезон (восемь эпизодов) зрелищного, интригующего скандальностью сериала «Первые ласточки», доступного теперь и в России. Отчасти, конечно, это наш (точнее — их) ответ Чемберлену — известному американскому шоу «13 причин почему». О жестоком детском буллинге, о подростковой ЛГБТ-проблематике, и уж тем более о суициде среди школьников в России преимущественно стыдливо молчат. А «Ласточки» неожиданно прорвали эту завесу лже-благополучия.
Провинциальный украинский городок. Обычная школа. Одиннадцатый класс. Любовь, расставания, тусовки. Но вскоре обнаруживается, что телефонный аноним под ником «Друг» сделал жертвами сразу нескольких подростков одного класса. Сначала, втираясь в доверие, он выслушивает тинейджеров, вызнает об их потаенных чувствах и бедах. Затем «друг» начинает терроризировать детей, заставляет их выполнять странные и жестокие действия. А самых неуравновешенных из них приводит к краю крыши. Нет, это не подобие «Синего Кита». Здесь действует отдельно взятый социопат, который где-то рядом и наблюдает за каждым шагом напуганных героев.
Ведется расследование, но полиция не способна защитить жертв телефонного насилия. Ведь главные причины их уязвимости кроются прежде всего в семьях. Глухота родителей выстраивает неодолимую стену, за которой подростки существуют наедине со страстями и страхами, разрывающими их изнутри.
Катя боится, что ее отберут у пьющих родителей. Лера, дочь местного олигарха, подвергается физическому насилию со стороны матери. Федя, сын физрука-гомофоба обнаруживает в себе гомосексуальную природу и готов резать вены и вообще провалиться сквозь землю. Полина находится под постоянным прессом одноклассников и своей матери, видящей в дочери лишь будущую актрису и больше никого. Никита — сирота, втайне от всех собирает деньги на операцию своей маленькой сестренке: делает и продает дурацкие пранковые видео, которые психологически травмируют всех, кто попадает в объектив его камеры… Все ребята на грани своих возможностей пытаются не сойти с ума и закончить школу, чтобы выпорхнуть ласточками в такую пугающую взрослую жизнь.
Для кого: для подростков и родителей, полных предрассудков