Набивной хлопок что это такое
Что представляет собой набивная ткань
Очень часто при описании различных видов текстиля можно встретить определение «набивной». Но все ли знают, что это за ткань, как выглядит набивная ткань и откуда произошло такое название?
Набивная ткань – это полотно из любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название такое идет из прошлого, когда ткани украшались путем набивания рисунка при помощи деревянных трафаретов и красок. Сначала узор наносился на специальные дощечки, потом их прикладывали к поверхности полотна рисунком вниз и постукивали по ним. Краска впитывалась хорошо, и на материи оставался цветной узор. Зародилось это ремесло в Индии, затем распространилось по Европе. Русские виды также отличались разнообразием узоров и яркостью красок.
В наше время ручной способ покраски уже практически не используют, но название осталось старым. Производится такой вид полотна теперь промышленным способом с помощью специальных печатных машин. За основу берут различные по типу переплетения и составу волокон ткани: натуральные, искусственные, смешанные. Современные виды красителей позволяют сохранять все основные свойства материала, при этом получать яркие, устойчивые рисунки разнообразных геометрических форм: от обычного горошка до 3Д картин. При выборе подобных изделий нужно обращать внимание на качество краски, а также состав волокон, ведь каждый тип ткани обладает различными свойствами и требует определенного ухода.
Шейте с удовольствием, а качественные натуральные ткани приобретайте в магазине Народный Лён.
Виды и применение набивных тканей
Выбирая текстиль для пошива тех или иных изделий, рукодельницы часто сталкиваются с определением «набивной» в описании. Термин широко употребляемый, но что он означает? Что представляет собой набивная ткань?
Что значит – набивная?
Так что это за ткань, в чем ее особенность? Всего лишь в том, что на поверхность ее нанесен какой-либо рисунок. Но почему набивная? Чем ее набивают? В современной текстильной промышленности – ничем. Термин сохранился в употреблении с тех времен, когда люди научились делать ткани с рисунками. Тогда для этого использовались специальные деревянные трафареты, которые покрывали краской, накладывали на материю краской на лицевую сторону, а затем переносили краску на текстиль путем постукивания – набивания. Такая ткань требовала бережного ухода, поскольку краска постепенно выстирывалась, выцветала, яркая вещь теряла цвет, становилась блеклой.
Этот способ окрашивания со временем перестал использоваться, а термин прижился.
Набивные ткани сегодня выпускают с помощью современных печатных машин, которые обеспечивают глубокое прокрашивание. А современные красители на качественных тканях создают яркий узор, не влияя на исходные свойства материи, и практически не выстирываются. Рисунок может быть самым разнообразным: геометрическим, растительным, фантазийным, нанесенным как на белую, так и гладкокрашеную основу. Широкое распространение сегодня получила «объемная» печать – с эффектом 3D.
Волокнистый состав, толщина, вид переплетения набивных тканей могут быть различными. Это как натуральные, так и искусственные, и смешанные ткани.
Поэтому уход за современными набивными тканями зависит именно от состава, толщины, плотности материи, а не от вида красителя.
Хлопку – зеленый свет
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажным текстилем: как стопроцентным, так и с различными добавками. Чаще всего хб волокна смешивают с небольшим количеством синтетических для улучшения эксплуатационных характеристик, внешнего вида, снижения себестоимости. Хотя сам по себе хлопок относительно дешев в производстве, способы выработки текстиля (вид переплетения, способы отделки, обработки волокон) могут повышать стоимость материи весьма значительно. Для сравнения: ситец, деним и сатин – хлопковые ткани. Но разница в их цене очевидна.
Набивной хлопок используется очень широко. Из него изготавливают:
Это обусловлено прекрасными свойствами хлопка: он дышит, отводит лишнюю влагу от тела, не электризуется, приятен к телу, гипоаллергенен, не создает эффекта сауны. Правда, в чистом виде х/б волокна имеют низкую износостойкость. Именно поэтому при производстве к хлопку часто добавляют небольшое количество (10–15%) синтетических волокон – например, полиэстера.
Набивной хлопковый текстиль и сегодня склонен к выгоранию на солнце. Поэтому сушите изделия из него вывернутыми наизнанку в притененном месте, чтобы не подвергать воздействию ультрафиолета.
Виды набивных тканей из хлопка
Хлопчатобумажные ткани различаются по толщине, внешнему виду, переплетению. Вот основные виды набивных хлопковых тканей:
Виды и назначение современных набивных тканей разнообразны. Они позволяют изготавливать огромный ассортимент изделий с рисунком – как одежды, так и постельного белья, домашнего текстиля, аксессуаров. А устойчивость рисунков позволяет изделиям долго сохранять привлекательный вид.
Обзор красочной набивной ткани: от свойств и истории происхождения до сферы использования
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
С давних времен люди стремились к красоте во всем. А когда им надоело носить однотонную одежду, они попытались добавить в нее новых красок. Так появился набивной рисунок на ткани. Он плотно закрепился в жизни человека и прошел с ним сквозь столетия, развивался и модернизировался. Но все так же популярен, как и много лет назад.
Что это за тип ткани?
Набивная ткань – это материал, на который нанесен печатный рисунок. Раньше он добавлялся на полотно вручную при помощи набивки красителей рельефной формой на полотно. Отсюда и пошло название «набивная».
Сейчас процесс нанесения рисунка автоматизирован и осуществляется тканепечатающими машинами. От старой технологии досталось только название.
Но и в наше время есть мастера, которые занимаются набивкой вручную. В основном они производят небольшие партии материала для эксклюзивных дизайнерских проектов.
История происхождения
Родиной набивной ткани считается Индия, издавна знаменитая тканями из хлопка и разнообразием природных красителей. Затем это искусство освоили народы Азии и Египет. В Китае хранятся образцы ткани, которые датируются 220 годом н.э.
В Европу набивная техника пришла в конце XIV века. Особой популярностью пользовалась набойка с золотыми и серебряными узорами. Главными производственными центрами тканей с набивным рисунком считались Италия и Германия. На территории Руси ткани с печатным рисунком были известны еще в XII веке.
У каждого народа были свои особенности нанесения рисунка на полотно. В Китае использовали трафареты, а в Европе вместо них использовали деревянные штампы.
Постепенно технология совершенствовалась; на замену примитивным штампам из дерева и подручных материалов пришли металлические пластины. А в 1850 году процесс был механизирован, началось бурное развитие текстильной промышленности.
Состав ткани и его свойства
Основой для печати служит материал натурального происхождения, но для улучшения их физических свойств добавляют синтетические волокна.
Основы для набивной ткани:
Виды ткани
Основные виды:
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Ткани, производимые на предприятиях, должны соответствовать эталонным образцам художественно-эстетических показателей, утвержденных в соответствии с ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.004.
Ткань, на которую в дальнейшем будет наноситься печать, должна соответствовать техническим характеристикам установленным для каждого типа ткани.
После обработки, полотно с набивным рисунком проверяют на наличие пороков внешнего вида в соответствии с ГОСТ 161-86. Особое внимание уделяется равномерности нанесения узора и качеству прокраски.
Для каких целей может использоваться эта ткань?
Ткань может использоваться для пошива:
Описание и фото набивной ткани: что это такое, как она выглядит и почему этот материал так называется?
В давние времена узоры на текстиль наносились ручным способом – набивкой. Название, связанное с это техникой, сохранилось, хотя на смену старому методу уже давно пришли современные технологии. Какая материя называется набивной? Какие способы нанесения рисунка существуют? Как ухаживать за такими тканями?
История набивной ткани
Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.
Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.
Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.
В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».
Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.
Виды нанесения рисунка
В наши дни нанесение рисунка на материю вручную сохранилось лишь как вид декоративно-прикладного искусства. Существуют два современных подхода к нанесению изображения на ткань. Большой популярностью пользуется метод прямой печати. Название значит, что краска наносится напрямую на текстиль без использования промежуточных носителей. Из-за высокого уровня детализации рисунок выглядит контрастным и резким.
Способ прямой печати применим к натуральным и смесовым тканям. Для нанесения изображения на синтетику используется сублимационный метод. Полотно кратковременно нагревают так, чтобы его поверхность слегка расплавилась и стала более рыхлой. Краска наносится либо напрямую на изделие при помощи принтера, либо сначала переносится на специальную бумагу или пленку, а затем на ткань.
Сублимационная печать
Существуют и другие виды получения набивной ткани, относящиеся к методам непрямой печати:
Советы по уходу за изделиями из набивного материала
Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.
Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.
Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.
Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.
Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.
Виды набивных тканей по способу нанесения рисунка и составу
Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.
Техники нанесения набивного рисунка
В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.
Обзор и описание технологий
В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.
Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.
Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.
Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.
Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.
Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.
Способы нанесения изображения
По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.
Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.
Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.
Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.
Хлопчатобумажные ткани
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.
Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.
Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.
Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.
Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.
Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.
Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.
Другие популярные виды
Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.
Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.
Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.
Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.
Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.
Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.
Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.
Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.
Как определить лицевую сторону
Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.
Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.
У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.
Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.
Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.