Набивной рисунок на ткани что это
Виды набивных тканей по способу нанесения рисунка и составу
Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.
Техники нанесения набивного рисунка
В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.
Обзор и описание технологий
В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.
Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.
Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.
Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.
Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.
Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.
Способы нанесения изображения
По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.
Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.
Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.
Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.
Хлопчатобумажные ткани
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.
Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.
Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.
Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.
Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.
Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.
Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.
Другие популярные виды
Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.
Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.
Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.
Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.
Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.
Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.
Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.
Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.
Как определить лицевую сторону
Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.
Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.
У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.
Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.
Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.
Интересные факты о набивных тканях
Обычные ткани наскучили людям еще в древности. Возникла необходимость преукрасить одеяния и внести в них новую жизнь. Рисунок вначале наносили вручную. Особенно в Индии, где в самом начале развития текстильной промышленности производилось много хлопковых тканей. Позже художники, объединившись с производителями тканей, придумали новый метод.
Суть его заключалась в следующем: на досках вырезали орнамент, наносили краску, натягивали полотна и били по ним. Таким образом получили ткани с набивным рисунком. Их назвали набивными.
Полотно с трафаретом
Что такое набивная ткань
Сегодня набивная ткань – это ткань из практически любой материи, на которую нанесен рисунок. Название это пришло от полотна, на которое набивали рисунок при помощи красок и досок. В самом начале узор или рисунок наносился на дощечки, а потом они прикладывались к полотну и простукивали до отпечатывания. Краска впитывалась и на текстиле оставался узор.
В наше время набивной рисунок на ткани – это рисунок, созданный механическим путем. Современную набивную ткань делают при помощи печатных машин. В качестве основы берут не только натуральные, но и синтетические и полусинтетические.
Важно! Красители, употребляемые сегодня, позволяют избежать негативных последствий и сохранить все свойства материала. При этом получаются очень качественные и насыщенные узоры разных форм. Это могут быть и обычные точки, и трехмерный узор.
При выборе набивного полотна следует учитывать качество краски и тип полотна и его переплетение, ведь каждый вид ткани требует разного ухода.
Набивное полотно и одежда из него
История
Как уже было сказано, история набивной ткани берет начало в Индии. С древних времен она используется для изготовления постельного белья. Благодаря ярким и нестандартным краскам этой страны появились бязевые ткани, получившие распространение во всем мире.
Европа и Средние века
После Индии технологии перекочевали в Египет, где набивкой стали украшать ткани из хлопка. Произошло это только в 15 веке. Европа же узнала этот метод только в 17 веке и только после завоза тканей с востока. Они быстро обрели популярность и пользовались спросом, вытеснив материалы одного цвета.
Важно! Помимо постельного белья, набивной текстиль стал использоваться для обивки мебели, украшения интерьера и пошива оригинальной и качественной одежды для богатых людей.
Сегодня набивная ткань доступна каждому и продается практически в любом магазине текстиля.
Трафарет и хлопковое полотно
Новое время
Основная часть набивной ткани в новое время производилась в Германии. Связано это с тем, что производимые и импортируемые ткани из Италии были очень дорогими. Именно поэтому немцы стали изготавливать свой текстиль, узоры на котором набивали с использованием драгоценных металлов, например, серебра и золота.
Более продвинутый способ набивки был изобретен в Швейцарии, где она производилась с помощью медных углубленных дощечек. Позднее был придуман цилиндрический вал для покраски ткани в различные узоры и цвета.
Распространение набивных тканей в России
Распространите набивного текстиля на территории России происходило параллельно с Европой. Единственное, что своих трафаретов и формочек для набивки не было и они завозились из Германии и Италии. Поначалу это были оттиски с изображением узоров и цветов, а потом начали производиться целые картины и библейские сюжеты.
Особую роль в этой отрасли текстильной промышленности сыграли монастыри, поскольку набивка стала чуть ли не сакральным ремеслом. Первые мануфактуры по набивке появились в России в 18 веке. Технология при этом практически не изменилась и использовались все те же методы, что и во времена кустарного производства в Средние века.
Происходило это вплоть до начала 20 века, когда начали образовываться крупные текстильные предприятия. Именно это во многом определило приверженность традициям при изготовлении русского печатного рисунка на ткани.
Традиционный русский узор
Технология нанесения
Современные набивные ткани получают несколькими способами разрисовывания. Сейчас это делается с помощью машин, но умельцы могут наносить краску вручную, что является продолжительным и трудоемким процессом. Стоимость у такой продукции соответствующая. Остальные рассматриваемые методы требуют наличия специального оборудования.
Машинная печать
Одна из самых масштабных технологий, применяемых сегодня. Суть процесса заключается в том, что рисунок на полотне печатается с помощью машины, действия которой делают ее похожей на принтер. При окраске в один цвет используется один вал. Если цветов несколько или требуется сделать узор, то нужны многовальные автоматы.
Важно! Вал – это полный цилиндр из сплавов меди. На него наносится выгравированный узор, в дальнейшем используемый для припечатки изображения к полотну.
Красители наносятся на цилиндр несколькими способами:
Распыление
Еще его называют аэрографией. Способ покраски, заключающийся в распылении красящих средств на поверхность ткани через трафареты, заранее размещенные на ткани и образующие узоры. Эта технология не такая массовая, как первая, поскольку не всегда удобна:
Использование сетчатых шаблонов
Такой способ позволяет создать красивую фотофильмпечать через несколько стадий:
Полихроматический способ
Эта технология разработана и внедрена британскими умельцами и текстильщиками. Популярна она благодаря тому, что процесс покраски полностью автоматизирован. Ткань закрепляется в горизонтальном положении и движется по конвейеру. В это время на нее из сопел брызгается краска.
Важно! Самое главное, что состав красителя и интенсивность можно регулировать, как и направление подачи, получая большое количество разнообразных рисунков и узоров.
Сублистатик
Последний метод представляет собой термопечать, при которой:
Виды набивных тканей
В связи с большим количеством технологий, краску можно нанести практически на любую ткань. Наиболее часто используют для текстиля, применяемого для штор, постельного белья, домашней одежды.
Атлас
Атлас характеризуется приятными тактильными ощущениями, набивной атлас еще и красивым внешним видом. Наиболее популярным его применением стал пошив вечерней одежды и эксклюзивное постельное белье. А все потому, что данный материал гигиеничен, не электризуется и не накапливает пыль за счет своей глянцевости. При бережном отношении атлас может сохранить свои свойства на протяжении длительного времени.
Бязь применяется чаще всего для пошива постельного белья высокого качества со свойствами гигроскопичности, тактильной приятности и хорошей воздухопроницаемости. Такая хлопковая ткань является износостойкой и держит рисунок очень долго.
Поплин
Более дешев, чем бязь, и похож на нее свойствами, но все же он менее долговечен и плотен, а также не отличается особой прочностью. Ткань очень широко применяется для изготовления постельного белья, одежды и домашнего текстиля. Из его свойств исходит то, что уход за ним должен быть более бережным.
Сатин
Еще один материал, который набивают и используют для того, чтобы сшить постельное белье. Такое белье отличается плотностью, гладкостью и блеском. Новые методы нанесения красок позволяют набивать на сатин трехмерные узоры.
Трикотаж
Набивной трикотаж по свойствам ничем не отличается от обычного. Он мягкий, гигиеничный, практичный, эластичный. Его приятные тактильные ощущения и прочность сделали его популярным материалом для создания мужской и женской, а также детской одежды, носков и чулок. Набивные же трикотажные ткани помимо этих свойств обладают еще и красивым внешним видом. Можно выделить штапель набивной, бифлекс, рибану, футер и т.д.
Шифон
Набивной шифон применяется для пошива платьев, кофт и блузок и прочих легких изделий Более того, из него изготовляют легкие шарфы и шали. Основным его преимуществом станет то, что он дает телу дышать, а значит, идеально подходит в жаркое время года. Набойка делает его еще изысканнее и красивее, добавляя на его поверхность рисунки и трехмерные узоры.
Представляет собой натуральный или синтетический шелк с нанесенными узорами или рисунками. В отличии от стандартного одноцветного материала, набивной шелк обладает не только качественными, но и декоративными характеристиками, и является одной из популярнейших тканей среди дизайнеров моды. Внешне такой шелк похож на штапель
Таким образом традиции набивки на ткани, зародившиеся в древности, активно используются и по сей день. Помимо этих тканей набивается еще и рогожка, бифлекс, штаперь и другие материалы. Современные технологи шагнули далеко вперед и немного отошли от первых способов изготовления такого рода материалов, но для людей это пошло на пользу, ведь появилось множество способов сделать красивые узоры на текстиле, используя его для постельного белья и одежды.
Обзор красочной набивной ткани: от свойств и истории происхождения до сферы использования
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
С давних времен люди стремились к красоте во всем. А когда им надоело носить однотонную одежду, они попытались добавить в нее новых красок. Так появился набивной рисунок на ткани. Он плотно закрепился в жизни человека и прошел с ним сквозь столетия, развивался и модернизировался. Но все так же популярен, как и много лет назад.
Что это за тип ткани?
Набивная ткань – это материал, на который нанесен печатный рисунок. Раньше он добавлялся на полотно вручную при помощи набивки красителей рельефной формой на полотно. Отсюда и пошло название «набивная».
Сейчас процесс нанесения рисунка автоматизирован и осуществляется тканепечатающими машинами. От старой технологии досталось только название.
Но и в наше время есть мастера, которые занимаются набивкой вручную. В основном они производят небольшие партии материала для эксклюзивных дизайнерских проектов.
История происхождения
Родиной набивной ткани считается Индия, издавна знаменитая тканями из хлопка и разнообразием природных красителей. Затем это искусство освоили народы Азии и Египет. В Китае хранятся образцы ткани, которые датируются 220 годом н.э.
В Европу набивная техника пришла в конце XIV века. Особой популярностью пользовалась набойка с золотыми и серебряными узорами. Главными производственными центрами тканей с набивным рисунком считались Италия и Германия. На территории Руси ткани с печатным рисунком были известны еще в XII веке.
У каждого народа были свои особенности нанесения рисунка на полотно. В Китае использовали трафареты, а в Европе вместо них использовали деревянные штампы.
Постепенно технология совершенствовалась; на замену примитивным штампам из дерева и подручных материалов пришли металлические пластины. А в 1850 году процесс был механизирован, началось бурное развитие текстильной промышленности.
Состав ткани и его свойства
Основой для печати служит материал натурального происхождения, но для улучшения их физических свойств добавляют синтетические волокна.
Основы для набивной ткани:
Виды ткани
Основные виды:
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Ткани, производимые на предприятиях, должны соответствовать эталонным образцам художественно-эстетических показателей, утвержденных в соответствии с ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.004.
Ткань, на которую в дальнейшем будет наноситься печать, должна соответствовать техническим характеристикам установленным для каждого типа ткани.
После обработки, полотно с набивным рисунком проверяют на наличие пороков внешнего вида в соответствии с ГОСТ 161-86. Особое внимание уделяется равномерности нанесения узора и качеству прокраски.
Для каких целей может использоваться эта ткань?
Ткань может использоваться для пошива: