Наблюдение в средней группе заканчивается чем
Картотека наблюдений в средней группе
Валентина Пестерева
Картотека наблюдений в средней группе
«Наблюдение за сезонными изменениями»
Цель: уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
-Какое сейчас время года?
-Какие вы знаете признаки осени?
-Что делает человек осенью?
-Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
-Как люди готовятся к осени, что они делают?
-Опишите осеннюю погоду, какая она?
Практическая часть: Назвать дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза., и нарисовать их.
Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
Труд в природе: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра: «Смелые ребята».
Индивидуальная работа:Развитие движений: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
«Наблюдение за камнями»
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
-Какие бывают камни?
-Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)
Открывает ширму, за которой спрятаны камни
-Назови твердые камни.
-Какими камнями легче рисовать на асфальте?
-К какой природе они относятся? Почему?
-Какие камни прочнее?
-Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
-Могут ли камни издавать звуки?
Практическая часть: аппликация из декоративных камней.
Труд в природе: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Подвижная игра: «Камень, ножницы, бумага».
Развитие движений: закреплять умение бросать мяч в цель
«Наблюдение за ветром»
Цели: продолжать учить определять силу ветра
Воспитатель загадывает детям загадку:
Летит без крыльев и поет,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
-Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
— Какие бывают ветры по силе
-Как называются сильные ветры?
-Сегодня есть ветер?
— Как определить силу ветра? (с помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (с помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Практическая часть: создание флюгера для определения ветра и его силы (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер)
Труд в природе: уборка участка от веток и камней.
Индивидуальная работа: упражнение с мячом.
«Наблюдение за перелетными птицами»
Цель: расширять представления о перелетных птицах;
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
-Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
Почему осенью птиц становится мало?
-Как птицы готовятся к отлету?
-Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц.
-Какие птицы позже всех улетают на юг?
-Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг?
-Видели ли вы отлет журавлей осенью?
Практическая часть: Предложить детям рассмотреть карточки-схемы,на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
Труд в природе: сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Подвижная игра: «Гуси-лебеди».
Индивидуальная работа:Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
«Наблюдение за инеем»
Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи)
Ход наблюдения:
Не жаркие, не летние,
Теплые деньки. А. Исаковской
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
-Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
-Какое сейчас время года, месяц?
-Как называется предзимье?
-Посмотрите, как иней украсил окна наши. Скажите, что произошло?
-Почему иней сравнивают с заячьим тулупом?
Трудовая в природе: Уборка мусора на участке.
Индивидуальная работа:упражнение на развитие равновесия: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
«Наблюдение за снегом»
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
В полдень дождь перестал,
Начал падать снежок.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. И. Никитин
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».
-Как долго лежит первый снег?
-Когда выпадает первый прочный снег?
-Что из него можно сделать?
-Почему снег тает на ладошке
Практическая часть: рисование «Волшебные снежинки»
Труд в природе: утепление снегом корней деревьев.
Подвижная игра: «Раз, два, три — беги!»
Индивидуальная работа: «Попади в обруч»
«Наблюдение за водой»
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …
-Есть ли форма у воды?
-Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
-Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Практическая часть: Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще.
-Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение?
Труд в природе: Уборка участка детского сада.
Подвижная игра: «Пас», «Холодно — горячо».
Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
«Наблюдение за сменой дня и ночи»
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Ход наблюдения:
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.
-Сейчас какое время суток?
-Сколько времени в сутках?
-Сколько частей суток?
-Куда исчезают звезды?
-Почему заходит солнце?
Практическая часть: Аппликация «Солнечная система»
Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.
Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.
Подвижная игра: «Движение планет вокруг Солнца».
Индивидуальная работа: «Кольцеброс».
«Наблюдение за хвойными деревьями»
Цель: закреплять знания о деревьях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход: воспитатель показывает веточки хвойных деревьев, вместе рассматривает с детьми, даёт потрогать
-Для чего нужен лес?
-Что он дает человеку?
-Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Под тучами могучими.
-О каких деревьях говорится в стихотворении?
-Когда зацветают ели?
-В каких местах растут ели?
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна.
— Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
-Как переносится по лесу сосновая пыльца?
-Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются?
-В чем сходство хвойных деревьев?
Чем отличаются деревья друг от друга?
Практическая часть: рисование «Зимние деревья в лесу»
Труд в природе: сгребание снега к деревьям.
Подвижная игра: «Что растет в родном краю?».
Индивидуальная работа: игра «покажи эмоции»
«Наблюдение за облаками»
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;
развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
-Какие бывают облака?
-Из чего они образуются?
-В какую сторону плывут облака?
Практическая часть: аппликация «Облака белогривые лошадки»
Труд в природе: сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.
Подвижная игра: «Наседка и коршун».
Индивидуальная работа: Разучивание скороговорки.
Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на ноябрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на октябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений.
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека.
Наблюдения на прогулке для детей средней возрастной группы
Анастасия Шпарло
Наблюдения на прогулке для детей средней возрастной группы
Наблюдения на прогулке для детей средней возрастной гру ппы
Прогулка 1: Наблюдение за неживой природой
Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.
— Обратите внимание на таяние снега вокруг деревьев. Почему это происходит? У деревьев более высокая температура, чем окружающий воздух, так как их кора быстрее нагревается на солнце, поэтому снег у стволов начинает таять быстрее, чем на открытом пространстве. Почему это явление не наблюдалось зимой? Как изменилась погода?
Приметы: Дым от трубы идёт вверх – к морозу. Северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: Весенний день целый год кормит. Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Белые гуси плывут. (Облака)
Без паруса плывут. (Облака)
Прогулка 2: Наблюдение за настом
Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе. Продолжить знакомить со свойствами снега. Воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
— Назовите цвет снега. Где находится снег более тёмного цвета? Появление твёрдой ледяной корки – наста – на пригретых солнцем снежных сугробах. Сравните свои следы на рыхлом снегу и на насте (Разница в плотности снега). Что происходит со снегом при изменении температуры воздуха?
Приметы: Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету. Ранняя весна – летом много непогожих дней.
Поговорки и пословицы: На весну надейся, а дрова запасай. Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок.
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
Жил я посреди двора, где играла детвора,
Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снег)
Прогулка 3: Наблюдение за сосульками
Цель: Обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам (неживая природа).
— Посмотрите, как под крышами висит красивая бахрома сосулек, которые днём падают, разбиваются на прозрачные ледяные осколки. Почему днём они тают? Почему сосульки тают не со всех сторон крыши? Расскажите детям о мерах безопасности весной.
Приметы: Если на крышах образуются длинные сосульки – весна будет затяжной. Облака чёрные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.
Поговорки и пословицы: Февраль воду подпустит, март подберёт (о заморозках). Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
Кто там с крыши надо мною нависает в холода?
У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька)
Опыт «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»:
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта: Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть её, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в тёплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от неё останется.
Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.
Прогулка 4: Наблюдение за снегом
Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе. Продолжить знакомить со свойствами снега. Воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
— Сугробы всё больше оседают, снег делается серым, грязным. Вспомните, как образовались сугробы, из чего они состоят. Почему они серого цвета, если снег зимой белый? Почему снега больше на теневой стороне участка? Откуда появились ручейки? Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды.
Приметы: Облака движутся против ветра – к метели. Когда весной поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к не урожаю.
Поговорки и пословицы: Иногда и март морозом хвалится. Март у матери земли шубу купил, да через три дня её продал.
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
Мягкий он, а не подушка. Белый он. А не пушок,
Он холодный, как лягушка, а согреешь – ручеёк. (Снег)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю,
Я из воды, а в воздухе летаю, как пух, лежу я на полях
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (Снег)
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: Набрать на прогулке снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.
Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Прогулка 5: Наблюдение за первыми проталинами
Цели: Развивать умение находить первые признаки весны в окружающей природе. Устанавливать связи между изменениями в неживой природе и положением солнца. Развивать наблюдательность, умение анализировать.
— Сегодня будем наблюдать за таянием снега в разных местах на территории детского сада. Покажите места, где снег и лёд тают быстрее. Это – первые весенние проталины. Они появляются там, где солнце лучше прогревает снег, он тает.
Приметы: Когда весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету. Дождливый март – к неурожаю.
Поговорки и пословицы: Март весне брат и зиме не рад. В марте рано затает – долго не растает.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны:
Верно, очень тёплые ноги у весны.
Не драгоценный камень, а светиться. (Лёд)
Прогулка 6: Наблюдение за ветром и облаками
Цель: Продолжать обучать описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.
— Как движутся облака? (То медленно, то быстро). Их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните и назовите виды облаков. Сравните облака с известными животными и птицами. На что они похожи?
Приметы: Северный ветер к ночи стихает. Направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.
Идёт матушка весна,
Отворяйка-ка ворота. Месяц март пришёл,
Ах, какое облако, облако глубокое,
Белое, далёкое, прямо надо мной.
Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далёкое, не достать рукой.
Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака)
Прогулка 7: Наблюдение за птицами
Цель: Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
— Какие произошли изменения в поведении птиц? Воробьи садятся на освещённые солнцем деревья, крышу, греются, оживлённо чирикают, дерутся. Птицы радуются приходу тёплых дней. Назовите зимующих и перелётных птиц. Чем отличаются птицы от других представителей животного мира? Назовите основные отличительные признаки. (Умение летать, наличие крыльев, клюва, перьев, обтекаемая форма тела).
Приметы: Воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде. Вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.
Поговорки и пословицы: Первая ласточка ещё не весна. Грач на горе – весна на дворе.
Вот и кончилась зима!
Воробьи сошли с ума –
Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла. А кого червяк боится?
Прогулка 8: Наблюдение за весенним небом
Цели: Закреплять умение видеть красоту весеннего неба. Расширять словарный запас. Учить видеть в наблюдаемых предметах характерные признаки.
— Посмотрите на небо и скажите, таким ли оно было зимой. Что изменилось? На небе всё чаще появляется солнце. Зимой небо часто было серым, казалось совсем низким из-за снеговых туч, а теперь голубое и синее. На нём появились белые, а не серые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. На что похожи облака? Опишите небо.
Приметы: Облака движутся с севера на юг – к ясной погоде. Облака идут низко – к снегопаду.
Поговорки и пословицы: И март морозом на нос садится. Пришёл марток – надевай семеро порток.
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Выше леса, выше гор расстилается ковёр.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо)
Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Прогулка 9: Наблюдение за кустарниками и деревьями
Цели: Учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам. Формировать представления о корне как части растения, находящейся под землёй.
— Найдите на участке детского сада рядом стоящие дерево и кустарник. Опишите общие и отличительные признаки. Опишите деревья и кустарники. Назовите составные части растений. Рассмотрите выступающие из-под земли корни. Для чего нужны корни растениям?
Приметы: Днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде. Синие вечерние облака – к перемене погоды.
Поговорки и пословицы:Март неверен: то плачет, то смеётся. Март – заря весны.
Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
Цель: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух?
Вывод: Сходства – прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия – вода тяжелее, льётся, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда. Воздух – невидим, невесом.
Прогулка 10: Наблюдение за ветром
Цели: Расширять и закреплять знания о неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха. Напомнить значение ветра для растений.
— По каким признакам можно узнать, есть ли ветер? (Качаются ветви деревьев, бегут облака) В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Побегайте против ветра и в ту сторону, куда он дует. Сделайте вывод, когда бежать легче и почему. Подставьте лицо ветру, вспомните – каким он был зимой, (летом, осенью).
Приметы: Безоблачно, ветер северный – станет прохладнее. Северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: Март не весна, а предвесенье. Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Я берёзку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я,
Можешь угадать? (Ветер)
Опыт «Движение воздуха»:
Цель: Показать, что воздух можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Фотоотчет «Наблюдения на осенней прогулке» Наблюдение за инеем, снегом и льдом. Одним из обязательных элементов прогулки является наблюдение за объектами живой и неживой природы,.
Фотоотчет о прогулке «Осенние наблюдения» Фотоотчет прогулки «Осенние наблюдения» Цель: ознакомление ребят с сезонными изменениями в живой и неживой природе. Задачи: углублять знания.
Конспект игрового развлечения на прогулке для детей средней группы «На поиски клада» Конспект игрового развлечения на прогулке для детей средней группы «На поиски клада» Программное содержание: Учить детей ориентироваться.
Консультация для родителей «Наблюдения на прогулке осенью» Прогулка на свежем воздухе детей с родителями имеет важное значение для ребенка. Дома, в детском саду, им уже почти все изучено и нечасто.
Летнее развлечение «Здравствуй, лето!» для детей младшей возрастной группы Цель: Формирование у детей познавательной и физической активности. Задачи: 1. Учить детей видеть отличительные признаки лета; 2. Учить детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на прогулке для детей средней группы «Наблюдение за ветром» Наблюдение за ветром (на прогулке). Средняя группа. Цель: Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями.
Наблюдения на прогулке в детском саду В детском саду летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспитатели стараются организовать различные мероприятия, которые.
Весенние наблюдения на прогулке «Цветущая черемуха» (фотоотчет) Весенние наблюдения на прогулке: «Цветущая черемуха». Фотоотчет. Белая черемуха душистая Щедро зацвела в моем краю. С. Гребенников, Н.