Наблюдение за чем либо в естественных
Наблюдение и его роль в естественных науках.
Методы получения знаний: эмпирическое исследование осуществляется при помощи наблюдения, эксперимента и измерения.
Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение присутствует не только при реальном контакте с объектом, но и в нашем воображении(знаковое наблюдение – чтение, математика) Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Выделяют несколько видов наблюдения: прямое (объект доступен) и косвенное (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил).
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение.
В структуру наблюдения включают: объект, наблюдателя, условия наблюдения, приборы(инструменты), базисные знания. Научное наблюдение требует протоколирования всех результатов.
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же физические проявления интересующего исследователя явления. То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что он может строить гипотезы о свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов.
Классификация наблюдений Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
• Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
• Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
• Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
• Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
1. Наблюдение как первичный источник данных, всегда было частью естественной науки, но не только это имеет значение. понимание наблюдения, т. е. представление о том, что жизнь экспериментатора заключается в том, чтобы делать наблюдения, которые обеспечивают данные для проверки теории, или данные, на которых теория строится.
2. Существует более важный и менее заметный вид наблюдения, который очень существен для тонких экспериментов. Хорошим экспериментатором часто является тот, который видит оказывающиеся впоследствии важными детали или неожиданные результаты, выдаваемые тем или иным элементом оборудования. Вы не заставите работать прибор до тех пор, пока вы не наблюдатель. Иногда именно настойчивое внимание к странности, которая могла остаться не замеченной более плохим экспериментатором, является тем, что приводит к новому знанию.
3. Заслуживающие внимание наблюдения, которые были существенны для начала исследования, но они редко подчиняли себе более позднюю работу. Эксперимент вытесняет наблюдения.
5. Хотя и существует представление о «вúдении невооруженным глазом», ученые редко ограничивают этим свое наблюдение. Обычно мы наблюдаем объекты или явления с помощью приборов. Вещи, которые «видны» в науке двадцатого века, редко можно наблюдать лишь с помощью невооруженных приборами органов чувств.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Наблюдение за чем либо в естественных
Недостатки такого метода заключаются в трудности контролировать все факторы маркетинга в естественных условиях, с одной стороны, и сложности воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях, с другой стороны. Кроме того, проведение эксперимента сопряжено, как правило, с гораздо большими издержками, чем наблюдения, и особенно при необходимости исследования нескольких факторов маркетинга. Поэтому на практике этот метод используется относительно редко и, прежде всего, в случаях, когда требуется с высокой степенью достоверности установить характер причинно-следственных связей [c.166]
Характеристика работ. Прием, хранение, сортировка и выдача белья и спецодежды. Приготовление стиральных, крахмалящих и подсинивающих растворов. Стирка спецодежды, белья и других предметов производственного назначения вручную и на машинах сушка в сушильных барабанах (камерах) или в естественных условиях глаженье на прессах или вручную. Мелкий ремонт спецодежды и белья. Наблюдение за состоянием душевых установок, кранов, душевых сеток, лестничных клеток, окон. Приготовление различных моющих и дезинфицирующих растворов. Наполнение бачков питьевой водой. Расстановка урн для мусора, чистка и дезинфицирование их. Уборка и дезинфицирование туалетов, душевых, гардеробных и других мест общего пользования в производственной бане. [c.46]
Рациональное ведение П. п. обеспечивает высокую производительность труда, постоянное увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и повышение качества, долговечности продукции. П. п. является комплексным процессом, охватывающим все органически связанные между собой процессы труда и естественные процессы. Под процессами труда понимается изменение предмета труда, совершаемое при участии человека. Изменения предмета труда, происходящие без участия человека (сушка в естественных условиях, старение металла и т. п.), называются естественными процессами. В современных условиях высокоавтоматизированного произ-ва осуществляются автоматические П. п., к-рые выполняются под общим контролем и наблюдением человека, часто находящегося вдали от места произ-ва, без непосредственного его воздействия на предмет труда, но под влиянием не естественных, а искусственно созданных человеком условий в автоматически действующей системе машин. [c.351]
Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством. [c.236]
Наблюдение в естественных и искусственных условиях [c.248]
Прямое наблюдение — это тип полевых исследований, когда исследователи в естественных условиях записывают поведение потребителей. Исследователи могут, например, проводить изучение прохода в универсаме. Задача состояла бы в определении того, как люди покупают специфический продукт или торговую марку. Покупают ли они целенаправленно или только хватают продукт и бегут Сравнивают ли они цены Читают ли они ярлыки Сколько времени они тратят на принятие решения [c.228]
При построении моделей управления в условиях неполной информации важно учитывать в соответствии с содержательной постановкой задачи ее информационную структуру, определяемую, главным образом, последовательностью наблюдений и решений. Если решение предшествует наблюдению, то оптимальный план стохастической задачи определяется статистическими характеристиками или известной выборкой возможных значений параметров условий задачи. Решение задачи не зависит в этом случае от текущих реализаций параметров условий. Если решение задачи следует за наблюдением, то естественно учесть в оптимальном плане зависимость решения от реализованных и наблюденных значений параметров условий задачи. [c.5]
В задачах стохастического программирования, отвечающих ситуациям,, в которых решение следует принимать до наблюдения реализации случайных условий и нельзя корректировать решение при получении информации о реализованных значениях случайных параметров, естественно определять оптимальный план в виде детерминированного вектора. Так определяется класс стохастических задач, для которых естественные решающие правила — правила нулевого порядка. Решение задач стохастического программирования Б виде случайного вектора позволяет установить связь между компонентами оптимального плана, реализациями параметров условий задачи и их априорными статистическими характеристиками. Каждой реализации условий задачи соответствует, таким образом, реализация решения. Следовательно, решение задачи стохастического программирования в виде случайного вектора целесообразно определять в ситуациях, в которых решение может быть принято после наблюдения реализации условий задачи. [c.12]
Решающие распределения (смешанные стратегии) целесообразно использовать в стохастических задачах, отвечающих повторяющимся ситуациям, когда ограничены суммарные ресурсы, а интерес представляет только средний эффект от выбранного решения. Решение задачи в смешанных стратегиях, не зависящих от реализации случайных параметров, естественно проводить в повторяющихся ситуациях, в которых выбор оптимального плана должен предшествовать наблюдению. Решающее распределение, зависящее от реализации случайных параметров,— условное распределение компонент оптимального плана — рациональная основа управления в повторяющихся ситуациях, в которых выбор решения производится после наблюдения реализации параметров условий задачи, 1 2 [c.12]
Стохастическая аппроксимация — сравнительно молодая математическая дисциплина, проблематика которой представляет значительный интерес для теоретической статистики, для решения экстремальных задач в условиях неполной информации и для разнообразных приложений в естественных и технических науках. Статистики видят в стохастической аппроксимации новую процедуру выбора решений по ограниченной выборке. Для исследователей биологов, химиков или медиков стохастическая аппроксимация является экономным методом использования результатов наблюдений для практических выводов. Специалисты по автоматическому регулированию видят в стохастической аппроксимации общий подход к анализу разнообразных схем и моделей распознавания, идентификации, обучения и адаптации. Мы рассмотрим стохастическую аппроксимацию совсем с иной точки зрения. [c.341]
Естественный эксперимент применим в процессе повседневной работы библиотеки. Он заключается в планомерном сравнительном анализе естественного протекания различных явлений чтения в одинаковых условиях или сходных явлений в разных условиях. Например, содержанием естественного эксперимента могут быть сравнительное изучение самостоятельного выбора читателями литературы при открытом доступе — в разных условиях комплектования и расстановки фондов сопоставление эффективности ряда книжных выставок, различных по оформлению и продолжительности экспонирования и т. п. Практика библиотекаря изобилует разрозненными эмпирическими наблюдениями подобного рода. Однако они могут перерастать в естественный эксперимент лишь при соблюдении ряда требований [c.108]
Процессы производства могут быть трудовыми и естественными. Трудовые процессы выполняются непосредственно рабочими или различного рода механизмами под их управлением или наблюдением. Естественные процессы происходят под воздействием сил природы. К ним, например, относится высыхание частей машин после окраски, сушка материалов в атмосферных условиях, охлаждение литых заготовок на воздухе, охлаждение сварных соединений и т. п. [c.62]
Формализованные наблюдения могут проводиться как в естественных, так и в искусственных условиях. Здесь следует пояснить, для чего и в каких случаях создают искусственные условия для маркетинговых наблюдений. Затраты на создание искусственных условий будут вполне оправданы, во-первых, для обеспечения большей Достоверности собираемой информации. Если одним из параметров, который необходимо установить в процессе наблюдения, является период на обдумывание (на принятие решения о покупке), а естественные условия таковы, что покупателя могут отвлечь как раз во время этого процесса, то вполне разумно создать такие искусственные условия, при которых ничто не будет ему мешать обдумывать, взвешивать и принимать решение — покупать или не покупать. Очевидно, что достоверность информации в этих искусственных условиях будет выше. Во-вторых, для ускорения процесса получения информации,— чтобы не ждать, пока возникнут соответствующие условия, следует создать искусственные и провести наблюдение в них. Ясно, что и другие обстоятельства (не только перечисленные выше) могут привести к необходимости создания искусственных условий для маркетинговых наблюдений. [c.218]
По условиям, в которых проводятся исследования, наблюдения бывают полевыми, т.е. проходящими в естественной обстановке, или лабораторными, осуществляемыми в специально созданной среде. Первые требуют минимальных затрат и характеризуются естественностью всего происходящего, в отличие от вторых, где необходимо специальное помещение и оборудование и где исследуемые должны тратить дополнительное время и находиться в условиях, отличных от естественных. [c.54]
Индекс t, как и раньше, означает номер наблюдения, t = 1. п, а ц. emt — случайные ошибки. Будем считать, что в каждом уравнении один из коэффициентов /3 при какой-либо эндогенной переменной равен 1 — это естественное условие нормировки. Оно позволяет представить каждое уравнение в привычном виде, когда в левой части стоит одна эндогенная переменная, а в правой части — остальные переменные с неизвестными коэффициентами плюс случайная ошибка. Обозначим [c.232]
Методы наблюдения можно классифицировать как структурированные и неструктурированные, скрытые и открытые, проводимые в естественных и искусственных условиях. По сравнению с методами опроса, они позволяют регистрировать реальное поведение респондента, не допускают искажения регистрации, в меньшей степени допускают искажение информации интервьюером. Кроме того, определенные типы данных можно получить либо в ходе наблюдения, либо наблюдение является лучшим способом их получения. Сравнительные недостатки методов наблюдения очень малая возможность получения информации о мотивах, убеждениях, отношениях и предпочтениях респондентов возможность искажения результатов наблюдения большинство методов наблюдения требуют значительного времени и средств некоторые виды поведения с трудом поддаются наблюдению они содержат больший риск неэтичного применения. Наблюдение редко используется как единственный метод получения первичных данных, но оно успешно применяется совместно с методами опроса. [c.263]
Наблюдение и сбор данных проводится в естественных для потребителей условиях. В примере №1 наблюдение велось в книжных магазинах около стеллажей с детективами. В примере №2 — на семинарах и параллельно с поиском новых клиентов, когда аудиторские услуги от имени фирмы, заказавшей исследование, предлагались нескольким сотням предприятий, заранее классифицированным по нескольким признакам. [c.19]
Идея разграничения условий, близких к равновесным, и условий, далеких от равновесного состояния, представлена в Алхимии финансов. В конце первой главы я провел различие между обыденными и историческими изменениями, но я недооценил важность этого разграничения. Я назвал его тавтологическим. Теперь я считаю это ошибкой. Тавтология возникла лишь потому, что я не рассматривал этот вопрос достаточно глубоко и охватил этим словом то, что в действительности является фундаментальным различием в структуре событий. В большинстве явлений, изучаемых с помощью научного метода, один набор условий следует за другим, независимо от чьих бы то ни было мыслей по этому поводу. Явления, изучаемые общественными науками, в том числе и деятельность финансовых рынков, имеют мыслящих участников, и это все усложняет. Как я пытался показать, взгляды участников по самой своей природе являются предвзятыми. Вместо прямой линии, ведущей от одного набора условий к другому, мы имеем постоянные переходы от объективных, поддающихся наблюдению, условий к наблюдениям участников, и наоборот участники опираются при принятии решений не на объективные условия, а на свою интерпретацию этих условий. Это очень важный момент, имеющий далеко идущие последствия. Он вводит элемент неопределенности, который делает предмет исследования менее поддающимся тому типу обобщений, предсказаний и объяснений, которые и помогли естественным наукам завоевать свою репутацию Именно потому, что этот элемент неопределенности является настолько разрушительным, общественные науки в целом, и экономическая теория в частности, делали все возможное, чтобы исключить или проигнорировать его. Я взялся за решение этого вопроса во всей его сложности и попытался выработать альтернативный подход, который в качестве исходной точки принимает предпочтения участников. [c.7]
Рассматривая решение задачи о распространении примеси над региональной областью, естественно предположить фоновое распределение примеси известным. Из-за невозможности получить из наблюдений детальную информацию в качестве начальных условий примем s равным фоновому распределению, а при его отсутствии — 5 = 0. [c.92]
Первая группа параметров определяет предварительное решение об объеме продуктов, производимых по тому или иному технологическому способу. Информация об этих параметрах позволяет руководству предприятия подготовить оснастку производства, заключить договоры с соисполнителями, провести всю необходимую организационную и технологическую подготовку и начать выпуск продукции. После установления спроса (после наблюдения реализации случайных параметров условий задачи) вычисляется вторая группа параметров решения — коррекции плана. Коррекция вызывается необходимостью компенсации невязок — несоответствия между спросом и объемом продукции, определяемым предварительным планом. Компенсация невязок производится посредством заранее установленного набора технологических способов. Каждой реализации спроса соответствует свой план компенсации невязок. Естественно полагать, что компенсация невязки связана с большими затратами, чем производство того же объема продукции в соответствии с предварительным планом. Поэтому разработка предварительного плана должна учитывать всю априорную информацию о статистических характеристиках спроса, чтобы свести к минимуму суммарные затраты на производство требуемой продукции. Выбор оптимального плана в задачах подобного рода определяется тем, как будут оценены невязки в условиях задачи и каким образом оценка невязки сопоставляется с затратами на реализацию предварительного плана. Разработка предварительного плана и компенсация невязок — два этапа решения одной задачи. В соответствии с этим задачи рассматриваемого типа называют двухэтапными задачами стохастического программирования. Трудности, с которыми связан анализ двухэтапных задач, в значительной степени определяются необходимостью такого выбора предварительного плана разрешимой задачи, который гарантировал бы существование компенсации невязок при всех реализациях случая. Двухэтапные задачи, структура условий которых обладает тем свойством, что при любом плане первого этапа компенсация невязок всегда оказывается возможной, существенно проще в исследовании. Двухэтапным задачам посвящена богатая литература и для целого ряда частных постановок имеются вполне приемлемые методы построения решения. [c.13]
Постановки многоэтапных задач и методы их решения существенным образом зависят от информационной структуры моделей — от информации о значениях параметров условий задачи, которой располагают к моменту выбора очередного решения. В задачах с безусловными ограничениями решение определяется на основе совместного распределения случайных параметров условий всех этапов. Между многоэтапными задачами с безусловными и условными ограничениями установлено определенное соответствие. В задачах с условными ограничениями обычно различают два крайних случая, отвечающих двум важным для приложений информационным структурам. В первом случае к моменту выбора решения предполагаются известными только реализованные значения параметров условий предыдущих этапов. Решение принимается до наблюдения параметров условий текущего этапа. Во- втором случае к моменту выбора решения имеется вся информация о значениях параметров условий вплоть до параметров текущего этапа.-Неизвестны, естественно, лишь значения случайных параметров последующих этапов. [c.14]
Условные экстремальные задачи, в которых смешанные стратегии имеют содержательный смысл, естественно разделить на три класса. К первому классу отнесем задачи математического программирования с детерминированными условиями, в которых оптимальный план определяется в виде решающего распределения. Функционалы, выражающие показатели качества решения и ограничения таких моделей, заменяются их математическими ожиданиями. Во второй класс включим стохастические задачи, в которых из содержательных соображений решение должно быть принято до наблюдения реализации случайных параметров условий. Решающие распределения здесь не зависят от реализации случая. По аналогии с априорными решающими правилами естественно [c.137]
При исследовании многих задач планирования и управления в условиях неполной информации целесообразно представлять себе процесс решения разделенным на два этапа. На первом этапе выбирается предварительный план, позволяющий провести необходимые подготовительные работы. На втором этапе производится компенсация невязок, выявленных после наблюдения реализованных значений случайных параметров условий задачи. Естественно, что предварительный план и план-компенсация должны быть согласованы таким образом, чтобы обеспечить минимум среднего значения суммарных затрат, возникающих на обоих этапах решения задачи. В разрешимой задаче выбор предварительного плана должен, конечно, гарантировать существование плана-компенсации. [c.152]
Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток — ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и поведения объекта наблюдения в есте-ственныхусловиях. [c.248]
При проведении фундаментального имитационного эксперимента все эти требования остаются в силе, но при этом возникает новое важное требование требование существования эмпирического обобщения относительно интересующих нас свойств изучаемых объектов. Ведь нам при-дегся сравнивать результаты имитационного эксперимента с результатами наблюдения за свойствами моделируемого объекта в естественных условиях. В этом случае, в отличие от натурного эксперимента, в непосредственном наблюдении важные для нас свойства обычно искажаются второстепенными явлениями, несущественными с точки зрения исследования. Поэтому непосредственное сравнение зачастую неосуществимо, сравнивать необходимо с обобщениями, сделать которые могут только специалисты в исследуемой области науки, т. е. экономисты. К сожалению, в экономической науке эмпирические обобщения делаются в большинстве случаев не в такой форме, которая могла бы быть непосредственно использована в фундаментальном имитационном эксперименте. Распространение имитации должно создать новый стимул для построения эмпирических обобщений. Заметим, что в естественных науках рабочие гипотезы часто также проверяются на основе эмпирических обобщений. В частности, Исаак Ньютон проверял свои принципы механики на основе законов Кеплера — эмпирического обобщения результатов наблюдений за планетами Солнечной системы. Другим всем известным эмпирическим обобщением является периодическая [c.293]
Сравнительная оценка методов наблюдения приведена в табл. 6.3. Различные методы наблюдения сопоставляются по факторам степени стандартизации, открытости, применимости в естественных условиях, искажению наблюдения, искажению измерения и анализа и прочим. Стандартизация связана с предварительным определением предмета наблюдения и методов регистрации результатов наблюдения. Как видно из табл. 6.3, личное наблюдение имеет низкую стандартизации, анализ следов — среднюю, а аудит и контент-анализ — высокую. Степень стандартизации наблюдения с технических может изменяться в широких пределах — от низкой до в зависимости от средств Такие средства наблюдения, как оптические сканеры, имеют очень высокую степень стандартизации характеристик, определяемых с их помощью например, характеристики на выходе из супермаркета товаров определяются абсолютно точно в этом случае степень стандар- [c.254]
Составной частью аналитического подхода является опытный метод. В естественных производственных условиях должны быть поставлены наблюдения, а их результаты обработаны тематико-статистическими методами. При данном подходе совсем не обязательно, чтобы отраслевые нормы явились следствием индивидуальных норм по всем объектам производства. Отраслевую норму можно построить по выборочной группе предприятий, представляющих значительное большинство (70-80%) в данной отрасли. [c.31]
Для расчета продолжительности благоприятного периода по данному фактору удовлетворительной характеристикой служит число дней (взятое по итогам многолетних наблюдений) в году, когда температура почвы под естественным покровом на глубине 0,4 м от поверхности отрицательна. Эта величина составляет в Тарко-Сале 165 дней, в Березово 143,7 дней, в Тобольске 154,3 дня, а в среднем по региону 152 дня. Эта оценка может быть существенно уменьшена (до 30 дней) в тех случаях, когда по условиям строительства требуется пересекать водные преграды. В целом по Ямало-Ненецкому округу благоприятный период для линейных работ составляет 120—140 дней, по Ханты-Мансийскому округу—100—120 дней. Однако в течение периода, названного благоприятным для линейных работ, действуют ряд природных факторов, существенно снижающих возможности людей и техники низкая температура окружающего воздуха, высокая скорость ветра, туманы и атмосферные осадки. Среднестатистическое число дней с температурой воздуха ниже —40 °С в среднем по региону составляет 14 дней. Средняя температура января на севере Западно-Сибирской низменности (—24) — (—29) °С, минимальная температура (—50) — (—55) °С, средняя температура самой холодной пятидневки (—42) —(—47) °С. [c.6]
При личном наблюдении (persona observation) наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их наступления. Он не пытается контролировать или направлять события, с объектом Он просто записывает все, что происходит в естественных (например, в магазине) или в искусственных условиях (в тре). Например, наблюдатель может записывать число и наблюдать за потоками покупателей в универмаге. Эта информация поможет улучшить планировку определить местоположение отдельных секций, размещение полок и витрин. Следующий пример подтверждает сказанное выше. [c.248]
Как только понимание значимости рефлексивности проникнет в умы и будет осознана неадекватность расхожей точки зрения, настанет время предложить общую теорию рефлексивности. У меня есть оправдание. Я не вывел рефлексивность из наблюдений за финансовыми рынками, а разработал концепцию рефлексивности как абстрактную философскую идею до того, как я начал свою деятельность на финансовых рынках. Иными словами, я потерпел неудачу в философских спекуляциях прежде, чем преуспел в финансовых. Очевидно, моя неудачная карьера философа оказала свое влияние на эту книгу, поскольку я не сделав понятие рефлексивности — которое можно пронаблюдать и пре вратить в прибыль — настолько ясным, насколько оно может быть. Когда человек открывает что-то новое, вполне понятно, что он склонен преувеличивать важность своего открытия. Именно это я и сделал с рефлексивностью. Предлагая общую теорию рефлексивности, я, вероятно, зашел слишком далеко и двигался слишком быстро. Я утверждал, что экономическая теория является неверной, а общественные науки представляют собой лишь ложную метафору. Это преувеличение. Поскольку условия, далекие от равновесного состояния, возникают лишь периодически, экономическая теория лишь периодически становится ложной, и разграничительная линия между естественными и общественными науками является не настолько жесткой и не настолько прямолинейной, как я это [c.10]
Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных, лабораторных условиях. Такие наблюдения тесно смыкаются с экс-перементальными методами изучения. Полевые наблюдения проводятся в контексте реальной повседневной жизни, когда поведение объектов исследований естественно. Часто такую работу выполняют с помощью теле- и видеокамер одновременно выполняющих охранные функции [c.178]
В настоящей главе продолжим изучение одноэтапных стохастических задач. Но в отличие от предыдущей главы, где решение задачи определялось в виде детерминированного вектора, здесь под оптимальным планом понимается набор решающих правил— зависимость компонент решения от реализованых и наблюденных параметров условий задачи. Рассматриваются два класса моделей такого типа. В задачах первого класса функциональный вид решающих правил задается заранее. Характер зависимости решения от реализованных параметров условий может быть подсказан содержательным смыслом задачи. В ряде моделей специальный выбор функционального вида решающих правил оправдывается существенным упрощением численного анализа задачи. Стохастические постановки первого класса сводятся к вычислению детерминированных параметров решающих правил. Задачи этого класса изучались в [316]. Модели, рассмотренные в предыдущей главе, могут быть также отнесены к задачам первого класса, в которых заранее зафиксировано, что решение не должно зависеть от реализованных значений параметров условий. Такое допущение естественно в ситуациях, [c.83]