Начальник не уважает меня что делать
Как выйти из тени, если вы хорошо работаете, но вас не ценят
⏱ Время прочтения — 9 минут
На важную конференцию отправляют не вас, а вашего коллегу, который работает в компании не так давно, как вы, и результаты у него вроде бы не лучше ваших. Или вы случайно узнаете, что коллеге, который работает не лучше вас, предложили повышение, а про вас и не вспомнили.
Не будем рассматривать ситуацию, когда причина в том, что в компании процветает кумовство, — тогда преодолеть проблему можно только через смену работы. Поговорим о нормальных условиях. Иногда корень проблемы кроется не в результатах работы, а в неумении правильно коммуницировать с руководителем и коллегами. То, что сейчас для успешной карьеры стали очень важны гибкие навыки, не пустой звук. Это реальность. А под гибкими навыками понимается прежде всего умение правильно преподнести себя и выстроить правильные отношения с коллегами.
По словам бизнес-тренера Алены Шимчук, нужно различать две ситуации:
Ситуация «Мне кажется, я ни на что не влияю»
В первом случае Алена советует для начала подумать и записать:
В результате можно разобраться в том, что именно вас останавливает от того, чтобы проявить себя на работе заметнее, чем сейчас. Обычно это какие-то страхи.
Дальше Алена рекомендует проанализировать, чем вы важны для компании, в которой работаете. «Можно сделать это самостоятельно, а можно попросить обратную связь у коллег: «Что для вас ценно в работе со мной? Что вы хотели бы улучшить в нашем взаимодействии?». Да, такой разговор, вероятно, возможен не со всеми коллегами. Важно выбрать тех, с кем у вас относительно комфортные отношения — это уже хорошее начало».
Если в компании есть процедуры оценки 360, или так называемого перфоманс ревью (оценка производительности), то вы и так получаете на них ответы на подобные вопросы. Но если вы чувствуете, что в вашей компании это простая формальность, никто не дает развернутых ответов, то попросите тех, кому доверяете, дать вам неформально честную и подробную оценку.
Ответы коллег дадут вам основания почувствовать себя увереннее: вы увидите, что у вас нет причин держаться в тени. Затем Алена советует подумать над такими вопросами:
Как правило, страх выделиться, проявить себя иррационален — вы убедитесь, что никакими страшными последствиями вам это не грозит.
Ситуация «Я не знаю, как сделать так, чтобы меня заметили»
Второй случай — когда у вас нет сомнений в своей значимости для компании, но вы чувствуете проблему в коммуникации. Как обратить на себя внимание, чтобы к вам прислушались, готовы были с вашей подачи вносить изменения в какие-то рабочие решения, доверяли нашей интуиции и опыту — словом, ценили бы ваш профессионализм?
Во-первых, не стесняйтесь высказываться и проявлять инициативу. Молчунов не замечают, это очевидно. Так что, если у вас есть проблема стеснительности, придется ее преодолеть. Во-вторых, высказываться нужно правильно: по делу, а не лишь бы что-то сказать, и в корректной для других форме. Плохо быть молчуном, но и пустым болтуном или резким критиканом — не лучше.
Есть три принципа эффективной коммуникации:
Еще несколько советов
1. Вызовите вашего руководителя на откровенный разговор
Вы узнаете, замечает ли он ваши успехи (а если нет — как раз будет повод их подчеркнуть), видит ли какие-то существенные недостатки в вашей работе.
2. Выбирайте рабочие задачи осознанно
Инициатива — это хорошо, но не надо хвататься за всё подряд, чтобы показать свою инициативность, и не стоит пытаться угодить всем коллегам вокруг. Одно дело — получить задачу, которая поможет вам развиваться, и совсем другое — работать «за себя и того парня», всё больше и больше раздражаясь на коллег, компанию, себя и ситуацию, которая так сложилась.
Подсказка: прежде чем взять в работу задачу сверх своих основных функций, проанализируйте, насколько она сейчас важна для компании и чем она полезна вам. Она поможет вам выйти на новый профессиональный уровень? Результатом можно будет похвастаться (в хорошем смысле) как профессиональным достижением? Или это рутина, которую просто хочется на кого-то скинуть?
3. Ведите счет своим профессиональным победам
Например, записывайте в ежедневник благодарности клиентов и коллег, фиксируете завершения проектов и их итоги в цифрах (какую конкретно пользу каждый из них принес компании). В сложный момент ежедневник выручит вас, напомнив о той ценности, которую вы уже создали. И всегда пригодится для обновления резюме.
Подсказка: не ждите удобного момента, начинайте вести счет успехов прямо сейчас.
4. Презентуйте свои победы
Это непростая задача для человека, которого с детства приучали не хвастаться и «не высовываться». В результате копятся обиды — «Я пашу, а никто не замечает, не ценит».
Правда в том, что даже ваш непосредственный руководитель не видит или не понимает всего объема вашей работы, и это нормально — у него множество абсолютно разных задач, и он может просто не быть специалистом конкретно в вашей сфере, чтобы оценить, насколько сложную работу вы выполняете. Что уж говорить про лидеров компании, у которых совершенно другие масштабы! Расскажите про свои результаты и победы сами, а если начальник не в погружен в детали, сделайте это с краткими пояснениями, почему тот или иной результат — крутой.
Подсказка: используйте подход западных компаний, в которых каждый месяц сотрудник и руководитель встречаются один на один для обсуждения результатов. Проявите инициативу: попросите о такой встрече и расскажите о своих успехах.
5. Не молчите на общих собраниях
Самый простой шаг к тому, чтобы перестать быть «невидимкой», — активно участвовать в общих встречах. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, делиться идеями и выступать с предложениями. Конечно, исключительно по делу и без «воды», а не так, чтобы задерживать собрание из-за любви поговорить. И помните про три принципа эффективной коммуникации, о которых сказано выше.
Чем вы заметнее и чем дельнее ваши реплики на собраниях, тем больше «политического» веса вы получаете среди коллег и тем больше перспектив открываете для себя в компании.
Подсказка: перед встречей изучите повестку, проанализируйте ситуацию и сформулируйте свои предложения.
6. Предложите себя как спикера для мероприятий
Чем переживать из-за того, что на престижную профессиональную конференцию от компании снова отправляют не вас, а условного «Петрова», смело предложите себя в качестве спикера. Может быть, для начала в более простых мероприятиях — чтобы показать, что у вас получается. Потом нарастите масштаб. Скажите, что у вас есть тема. Очень может быть, «Петров» в свое время сделал так же.
И тем более не прячьтесь за спинами коллег, если PR-менеджер сам умоляет кого-нибудь «сходить выступить на мероприятии». Это шанс стать лицом компании, «амбассадором бренда», как сейчас называют таких сотрудников. Их всегда ценят.
Если вы работаете в крупной компании, узнайте о ее планах по участию в профессиональных конференциях, митапах и выставках. Если вы давно в профессии, вам наверняка есть что сказать о продукте, технологиях, бизнес-процессах или клиентском опыте — словом, поделиться своей экспертизой. Пообщайтесь с PR-отделом на эту тему уже сейчас или сразу после праздников, чтобы вас внесли в список возможных спикеров на год. Публичные выступления — отличная возможность поднять свой авторитет среди коллег и заодно заявить о себе в профессиональном сообществе.
Подсказка: хорошее выступление требует подготовки, поэтому заранее потренируйтесь сами или запишитесь на курсы по ведению презентаций.
7. Получите подтверждение своей ценности на рынке труда
Откликаться на вакансии и ходить периодически на собеседования — хорошая привычка, даже если вас пока всё устраивает на нынешнем месте. Вы получаете объективную оценку, насколько вы ценный специалист, понимаете, каких навыков и компетенций ждет рынок от таких профессионалов, как вы (и можете пойти учиться, если увидите, что отстаете от отрасли), на какие предложения вы можете рассчитывать (какое-то из них может быстро поднять вас сразу на несколько ступеней по карьерной лестнице, чего не текущем месте не происходит). А заодно вы тренируете свои презентационные навыки.
Подсказка: обновление резюме и собеседования — лучший способ измерить рыночную стоимость своего профессионализма. Может оказаться, что вы можете рассчитывать на более высокую зарплату, чем на нынешнем месте, или, наоборот, что у вас здесь условия лучше, чем в среднем по рынку.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Ты меня уважаешь? Что делать, если вам не нравится ваш босс
Исходя из моей практики, каждый третий сотрудник расстается с работодателем из-за сложных отношений с руководителем. Это один из наиболее важных факторов, наряду с финансовой мотивацией и задачами. Но всегда ли виноват начальник? Действительно ли он непрофессионален или проблема кроется в другом?
Возраст
Первая причина — вы работаете с руководителем, который младше вас, поэтому напрямую связываете возраст с профессионализмом. Этот кейс в последнее время случается все чаще и чаще, особенно в технологичных сферах. Здесь сотрудники поколения Y уже занимают руководящие позиции: они гибки, многозадачны, отлично разбираются в ИТ-трендах, в то время как старшее поколение нередко воспринимает их как выскочек. Согласно исследованию индийской кадровой компании TeamLease Services, 75% специалистов высшей категории со стажем до 20 лет предпочитают работать под началом людей старше их. Опрос 8 000 сотрудников в Германии показал, что подчиненные под управлением более молодых руководителей чаще остальных испытывают негативные эмоции от работы. Не думаю, что наша статистика будет сильно отличаться. Плюс ко всему, пенсионная реформа увеличила среднюю продолжительность трудовой карьеры в России, а значит, число конфликтов будет только расти.
Например, один наш клиент из спортивной розницы целенаправленно искал на позицию руководителя отдела маркетинга кандидатов до 30 лет, имеющих опыт управления командой, чтобы внедрить «новые фишки» продвижения. Кандидата успешно нашли, но самая большая проблема назрела потом: коллектив работал в компании достаточно долго, и средний возраст сотрудников составлял 40 лет. Начались жалобы: мы его не уважаем, ему 28 — что он может знать? Однако новый начальник знал, что делать. Он сумел быстро адаптироваться к корпоративной культуре компании: в первый месяц работы провел индивидуальные встречи с каждым сотрудником, где подробно рассказал о своем опыте, а также расспросил о проектах, реализованных работником в команде, о его отношении к работе. Безусловно, открытость и позитивный подход помогли ему выстроить доверительные отношения.
Люди другого поколения действительно мыслят по-другому, но это не значит, что они глупее или хуже. Именно синергия нескольких поколений приводит к успеху. Лично я получаю искреннее удовольствие, когда ко мне в команду попадают жадные до знаний молодые ребята: иногда они спорят, не соглашаются и высказывают свое мнение, отличное от привычного, но именно это гарантирует результат.
Посмотрите на ситуацию с другой стороны: работа с младшим по возрасту начальником помогает дольше оставаться молодым, узнавать все тренды и новинки, бесплатно получать актуальные знания. Например, вы отлично знаете продукт, уже видели, какие инструменты работают, а какие нет. При этом ваш начальник прекрасно ориентируется во всех тенденциях и ловит тренды на лету. Объединение усилий поможет найти новые ниши для развития бизнеса. Старайтесь думать не о том, сколько лет вашему руководителю, а о том, как опередить конкурентов вместе.
Невоспитанность
Еще одна проблема, которая может привести к неуважению — плохие манеры и неумение обращаться с подчиненными. Собственник одной крупной розничной компании известен вспыльчивой манерой общения: позволяет себе грубые высказывания в адрес топ-менеджеров на совещаниях, может запустить в стену ноутбук или другие предметы. Поэтому текучка в высшем менеджменте компании продолжается бесконечно.
Вообще здесь нужно разобраться: это поведение, которое присуще руководителю всегда или же какое-то внезапное обострение? Бывает, что начальник не понимает, что хамит, бывает, что недостаточно уверен в себе и таким образом пытается компенсировать свой страх. А бывает, что некоторые просто не могут справиться с проблемами в личной жизни и выплескивают накопившийся негатив на других людей. Что в этой ситуации делать? Самое простое — поговорить: открыто высказать точку зрения в спокойной, аргументированной и профессиональной манере. Помнить про правила обратной связи: избегать фраз вроде «вы ведете себя непрофессионально». Правильно: «Ваши поступки (привести пример) сказываются на моем отношении к работе, это очень сильно демотивирует».
Даже не пробуйте выбивать клин клином: поверьте, хорошие рекомендации после такого вы явно не получите. Если начальник не готов к открытому диалогу, а подобные проявления агрессии сильно сказываются на вашем настроении, мироощущении, собственном комфорте — меняйте работу. Никакая зарплата и никакие амбиции не будут стоить ваших нервов и здоровья. При этом, выбирая нового работодателя, досконально проверьте отзывы о корпоративной культуре компании и личности будущего босса, чтобы не наступить на те же грабли.
Впрочем, были в моей практике и примеры «чудесного спасения». Например, в одном случае начальник устроил личную жизнь, что в корне изменило стиль его коммуникации на работе. Другой пример — руководитель в рамках повышения квалификации начал работать с коучем. После этого человека словно подменили с точки зрения профессиональной коммуникации.
Некомпетентность
Крупная розничная сеть делает первым лицом кандидата, который последние 20 лет развивал компанию по продаже тракторов. Не изучив специфику рынка, топ-менеджер переносит весь накопленный опыт на данный бизнес — меняет систему работы с поставщиками, структуру компании. За несколько месяцев он теряет 80% ключевого состава своей команды.
Итак, руководитель некомпетентен в вашей сфере и принимает решения, которые могут привести к потере доли рынка. Да, уход из компании для многих покажется самым логичным завершением этой истории. А что, если скооперироваться с новым боссом?
В долгосрочной перспективе намного выгоднее взаимное сотрудничество. Постарайтесь быстрее ввести своего начальника в курс дела, аргументированно объяснить, почему вы считаете, что нужно принять другое решение, погрузите в специфику индустрии. Возможно, дальше дела пойдут только лучше! Поверьте, ему не менее тяжело, чем вам сейчас: это он поменял насиженное место и пришел в индустрию, где привычные и проверенные им инструменты уже не работают.
Существует и так называемая «неосознанная некомпетентность» — ситуация, когда босс считает себя большим профессионалом, но по факту во многом не разбирается, а перекладывает задачи на подчиненных. Здесь вы должны решить для себя сами: вы готовы прикрывать начальника ради хорошей работы или для вас важно признание заслуг не только на уровне отдела?
В любом случае, если вас кардинально не устраивают отношения с руководителем и вы, перепробовав все методы, считаете, что не в силах что-то сделать, меняйте компанию.
Если вы не готовы к радикальным мерам, попробуйте перейти в другой отдел под начало другого руководителя. Если вы понимаете, что у босса нечему учиться, постарайтесь найти себе в компании ментора, учитесь у него, проговаривайте сложные ситуации.
Будьте объективным: справедливо оценивайте результаты, свой и чужой вклад, не принимайте все новое за неправильное. Даже если начальник и принял неверное решение, то что с того? Все ошибаются, и руководство тоже: поддержите его в этот момент, и в следующий раз все получится.
И еще очень важный совет: какой бы ни была причина вашего неуважения, не говорите о вашем начальнике плохо в присутствии других коллег. Это выставит вас не в лучшем свете, а репутации может сильно навредить. Оставайтесь профессионалом.
6 признаков, что начальник вас недолюбливает (и что с этим делать)
На какие действия и поступки руководителя следует обратить внимание, чтобы понять, что он недоволен вами или вашим стилем работы. И несколько советов, как это исправить.
Не очень хорошие отношения с начальником существенно портят нервы, негативно влияют на результаты труда и мешают продвижению по службе. Какое поведение, слова и поступки шефа могут намекать, что вы лично или ваш стиль работы ему не по душе? Work.ua не только попытался разобраться в этом, но и собрал несколько советов, что делать.
1. Вы стали «микроподчиненным»
Микроменеджмент — стиль управления, который отличается особым контролем за выполнением задач сотрудников, а также навязыванием руководителем своего мнения подчиненным. Он имеет много недостатков, но некоторые управленцы предпочитают именно его.
Если такой метод очень уж активно применяют к вам, это свидетельствует, что качество вашей работы не устраивает и вызывает сомнения.
2. Начальник вас игнорирует
А это совсем другая история. Руководитель избегает встречи или контактов с вами? Это может указывать на то, что общаться с вами ему не очень хочется. Например, вы стали замечать, что он игнорирует ваши сообщения в рабочем чате, регулярно отменяет встречи с вами или обращается только, чтобы дать поручение или сделать выговор.
Да и в целом начальник не тратит на вас много времени и слов: на вопрос во время неформального общения «Как дела?» всегда ограничивается коротким «Хорошо», не пытается даже из вежливости поддержать беседу, а деловые письма никогда не начинает приветственными словами — сразу переходит к делу.
3. Шеф постоянно хочет вас на чем-то подловить
Свидетельством того, что начальник не является вашим поклонником, может быть и такой маркер — он задает слишком много хитрых вопросов о том, что вы делаете и как, вроде пытаясь поймать на лжи или разоблачить какой-то промах. Например, как вы распоряжаетесь своим временем, сколько часов заняло выполнение той или иной задачи либо проекта в целом, почему так много, почему так мало и тому подобное. Может быть, шеф вам просто не доверяет, а без доверия, как известно, невозможно построить хорошие отношения.
4. Вас не принимают во внимание при назначении важных задач
Если руководитель интересуется вашим мнением, регулярно хвалит и позволяет развиваться и расти, это показывает, что вы ему нравитесь как специалист. И наоборот, если вам постоянно поручают рутинные задачи и никогда не предлагают больших обязанностей или новых задач, вероятно, ваш начальник не считает, что вы этого достойны.
Когда же вы сами предлагаете что-то или пытаетесь взять на себя ответственность, то шеф постоянно спорит и отвергает все предложения. Это тоже достаточно красноречиво свидетельствует о том, что он не слишком вас уважает.
5. Босс избегает зрительного контакта и не улыбается, когда вы рядом
Язык тела говорит о многом. Неблагосклонное отношение к вам показывают и такие действия: руководитель закатывает глаза, когда видит вас, принимает отстраненную позу, скрещивает руки на груди, не отрывается от монитора, когда вы обращаетесь. Для него проще отводить взгляд и избегать вашего общества, чтобы не выдать раздражения или неприязни.
6. С другими начальник ведет себя иначе
Часто бывает, что руководитель выбирает себе такой стиль руководства и относится с суровостью ко всем без исключения сотрудников. Но если вы чувствуете особое отношение — постоянное недовольство, замечания, нарушение личных границ — то тут что-то не так. Но прежде чем «ставить диагнозы», проанализируйте, беспочвенны ли эти придирки.
Что можно сделать
Действительно, некоторые могут почувствовать беспомощность и разочарование в себе, когда оказывается, что начальник их не недолюбливает. Такое открытие способно вызвать стресс и негативно повлиять на дальнейшие рабочие отношения. Но не все так плохо, главное — разобраться в ситуации.
Иногда очень трудно понять, что же является причиной неприязненного отношения, а что направлено на улучшение работы. В любом случае не стоит акцентировать внимание на малейших признаках негатива и делать необоснованные выводы. Помните — каждая ситуация индивидуальна, старайтесь объективно оценивать происходящее, не молчите, когда что-то напрягает и мешает двигаться вперед.
Что делать, если работодатель вас не ценит?
Ситуация, когда вкладываешь всего себя в работу, но никто этого не замечает, лишает всякого вдохновения на труд. Такое поведение начальства распространено на российском рынке труда. Даже если ты на практике ценный сотрудник, но не заявляешь во всеуслышание о своей ценности, мало кто оценит тебя по достоинству. Многие, впрочем, вообще предпочитают не озвучивать свои достижения при коллегах и начальстве – мол, так делают только хвастливые выскочки. Как и кому рассказать о себе, чтоб вас начали по-настоящему ценить? А, возможно, уже пора менять место трудоустройства, если ничего не меняется?! Карьерист.ру изучил практику экспертов Harvard Business Review и теперь делится ей со своими читателями.
«Главное – это самопиар»
Писательница и преподавательница Пенсильванского университета Annie McKee, в своей книге «Как быть счастливым на работе» утверждает, что нет ничего хуже, чем когда вы остаетесь незаметным на работе. Все мы хотим, чтоб нас замечали и ценили, поэтому если для коллег достижения остаются незамеченными, сотрудник наверняка теряет командный дух, он фактически перестает чувствовать себя частью команды. Параллельно с этим появляется тревога за свое будущее, за свою карьеру. Очевидно, что человек в таких условиях теряет уверенность в своих силах, уверенность в своей собственной потребности и перспективах.
Впрочем, как считает писатель и эксперт HBR Karen Dillon, любому человеку под силу все изменить. В ее практике было немало ситуаций, когда удавалось добиться от людей «обратного отклика», они начинали видеть и понимать ценность того, что делала Karen. По ее мнению, самое главное – этой найти корректный вариант самопиара, когда ты хвалишь себя так, что никто не воспринимает тебя хвастуном. Вот несколько рекомендаций от экспертов.
Здраво оценивайте потенциал
Прежде чем что-либо предпринимать, дайте адекватную оценку реалистичности своих ожиданий. Насколько вообще реально, что ваше начальство, коллеги и прочие сотрудники готовы признать ваши достижения. Как говорит Annie McKee, тотальная занятость в офисе – явление повседневное, поэтому обратный отклик от коллег может быть не столь существенным, как вы можете себе ожидать. Даже при отличном отношении и прекрасных корпоративных настроях окружающие могут не замечать вашего труда, воспринимая его как данность.
Учитывая это, если у вас вдруг возникло чувство, что ваш труд оказался недооцененным, для начала попробуйте самостоятельно оценить свои последние достижения, важно, чтоб это было объективно. Ответьте себе: чем ваш труд и его результаты был более ценным, чем труд и результаты ваших коллег? Дав действительно объективную оценку, ответьте себе еще на один вопрос: насколько адекватной будет просьба повысить зарплату или повысить в должности за те достижения, которые стали результатом вашего труда? Если уверенности в ответах нет, посоветуйтесь с уважаемыми вами коллегами.
Зайдите к начальству
Если старания не приносят вообще никакого результата, Karen Dillon советует попробовать пообщаться с руководителем. Конечно, на нашей практике бывали хорошие и чувственные начальники, однако это скорее исключение из правил. Куда чаще менеджеры вообще не считаются с потребностями персонала, относясь к ним исключительно как к профессиональной трудовой единице. К таким людям нужен особый подход: не стоит начинать ваш разговор со слов о том, что вам нужно признание. По мнению McKee, нужно попросить у начальника совета, попросив разобраться, что за последнее время в вашей работе было положительным, а над чем еще нужно продолжать усердно работать.
Конечно, приходить на такую беседу нужно подготовленным. Можно даже написать перечень ваших последних достижений, что позволит не только не забыть о них, но и подчеркнуть всю вашу важность для компании/отдела/службы. Начальники любят видеть результаты работы наглядно, поэтому список достижений станет как нельзя кстати. Если, конечно, они реальные.
Будьте заметной командой
Если вы – командный игрок, по мнению Dillon, вам нужно делать все, чтоб выделить вашу команду в коллективе – коллеги должны понимать, чем вы занимаетесь и почему это так важно. Кроме того, расскажите об этом и начальству: руководитель должен знать, чем занята команда, какие у нее промежуточные успехи и какие усилия вы дружно прикладываете, чтоб эти успехи стали постоянными. Возможно, оповестить начальство стоит посредством подробного отчета или даже небольшой презентации на совещании или оперативке. McKee, в свою очередь, обращает внимание, что такой отчет должен содержать фамилии всех участников команды или проекта. Возможно, стоит их даже указать на каждой странице.
Главная цель – ваша деятельность должна быть на виду не только у начальства (что, конечно же, наиболее важно), но и у коллег. При этом если похвалу получили только вы, старайтесь распределять ее меж всех участников, но одновременно не преуменьшая и свою роль в достижении цели. Нельзя забывать упоминать себя в общем успехе, излишняя скромность в данном случае ни к чему.
Хвалите других
Как ни парадоксально, но по мнению McKee, лучший способ сделать свою работу заметной – усердно хвалить работу всех других сотрудников офиса. Будучи наиболее активным коллегой и замечая положительные изменения в работе офиса, вы рискуете стать настоящим «проводником перемен». Будьте уверены, в подавляющем большинстве случаев ваши коллеги ответят вам взаимной хвальбой, по достоинству оценив и ваш труд. Если у вашего руководителя нет привычки хвалить сотрудников – не проблема, создавайте атмосферу оптимизма самостоятельно, единолично поддерживая коллег.
Дело в том, что наш мир настолько динамичен, что все, что мы производим сегодня, завтра может уже устареть. Поэтому, как отмечает McKee, важно не только добиваться собственного признания, но и поддерживать коллег в их хоть и мелких, но все же достижениях. Возможно, завтра оно будет уже не актуальным. Правда, злоупотреблять хвалебными отзывами тоже не стоит – это вскоре может существенно уменьшить их ценность.
Мотивируйте себя изнутри
Похвала и положительные оценки со стороны коллег, это, безусловно, здорово. Но чтоб поддерживать собственную мотивацию, всего этого мало – заинтересованность в собственном труде строится не только на признании и привселюдной благодарности. Как утверждает Dillon, настоящий профессионал должен найти для себя внутренние мотиваторы, смысл в собственном труде. По мере взросления внешние стимулы и хвальбы окружающих будут терять свою значимость, поэтому удовлетворенность в результатах собственного труда должна исходить изнутри.
Во-первых, оценивайте собственный труд самостоятельно – никто иной кроме вас не сможет обнаружить все прелести хорошо сделанной работы. Во-вторых, начните, наконец, хвалить себя самостоятельно. Для этого уделяйте время для «творческих размышлений»: что на этой неделе зашло хорошо, с чем были проблемы, над чем нужно еще поработать. При этом акцентируйте внимание на положительных результатах – соберите коллекцию собственных побед.
Двигайтесь дальше
Если, несмотря на все свои потуги, чувство собственной недооценки не улетучилось – вероятно, это признак того, что вам пора менять работу. Наша практика подтверждает это – крайне много людей продолжает оставаться на работе, которая в той или иной мере неидеальна для конкретного работника. На это есть объективные причины: одни стараются набраться больше опыта, другие бояться перемен и недооценивают собственный потенциал, а третьи уверены, что все наладится «с понедельника» или «после отпуска», важно еще немного потерпеть. Однако если вы действительно сделали все, что от вас зависело, но работа так и не стала приносить удовлетворения или желаемого признания, вероятно, пришло время искать нового работодателя.
Резюмируя все вышесказанное, обратим внимание, что, если вас недооценивают, вам нужно: