Начальник звонит в нерабочее время что делать
Не приводите нелепых причин и не поддавайтесь угрозам: как отказать боссу, который обращается в нерабочее время
У многих из нас так бывало, что мы уже предвкушаем отдых и наслаждение выходным или концом рабочего дня, а приходит руководитель и требует задержаться и потрудиться во внерабочее время. И здесь очень важно научиться отказываться от просьбы, несмотря на стеснение и нежелание конфликтовать. А как это сделать, нам подскажут опытные эксперты.
Не приводите нелепые причины для отказа
Каждый из нас отказывал в той или иной просьбе другим людям, но если просит поработать босс, то из-за этого мы начинаем чувствовать себя обязанными выполнить его просьбу. Но это ведь не приказ, поэтому, если вы не хотите делать то, что вас просят, во внерабочее время, мягко и решительно откажитесь от просьбы вашего начальника, объяснив причину отказа. Вот только не нужно для этого придумывать нелепые причины вроде уборки дома или покупки новых штор. Вы ведь не делаете ничего плохого, когда отказываетесь работать в свой положенный выходной, а значит, нет необходимости чувствовать себя виноватым или оправдываться.
Будьте твердыми и последовательными
Бывают случаи, когда начальник будет продолжать связываться с вами и просить выйти на работу, даже если вы уже однажды отклонили эту просьбу. И вот тут очень важно быть твердым и последовательным в своем отказе, потому что иначе это может привести к весьма нежелательным последствиям. Ваш босс поймет, что вода камень точит, и поэтому в будущем будут просить поработать снова и снова, и отказываться от этого с каждым разом будет только сложнее.
Будьте уверены в себе
Отказываясь от работы в свой выходной, ни в коем случае нельзя мямлить, краснеть и бледнеть. Говорить в это время нужно вежливо, твердо и уверенно, показывая всем своим тоном, что вы не намерены выполнять просьбу начальника. Нельзя показывать ему свое сомнение и нерешительность, ведь тогда босс просто начнет уговаривать вас потрудиться с новой силой и может в итоге добиться своего.
Обратите внимание на форму отказа
Многие сотрудники боятся, что их отказ заставит босса плохо о них думать, тот станет сердиться, что в итоге приведет к проблемам с продвижением по карьерной лестнице и лишению премии. Поэтому нужно постараться ответить так, чтобы поддержать с начальником хорошие отношения. Например, скажите, что сделаете все в рабочее время или предложите решение возникшей проблемы, что покажет вашу приверженность делу и в то же время смягчит ваш отказ. Также можете предложить своему начальнику связаться с другими коллегами, если знаете, что они не против работать сверхурочно.
Не поддавайтесь угрозам
Некоторые руководители после отказа от работы во внеурочное время стараются заставить подчиненных чувствовать себя виноватыми, начинают угрожать или эмоционально манипулировать. Но вы должны помнить, что хорошие работодатели понимают и уважают тот факт, что их сотрудникам нужен отпуск и выходные. Так что, если начальник продолжает навязывать вам работу в ваше свободное время, это означает, что вы находитесь в токсичной и нездоровой рабочей среде, а значит, должны подумать, действительно ли вам это нужно.
Знайте свои права
Убедитесь, что понимаете ваши права как работника, в том числе на получение выходного дня. Если вас заставляют трудиться сверхурочно или выходить на работу в выходной день, просто скажите, что в трудовом договоре нет об этом ни слова, поэтому вы не обязаны выполнять его просьбу.
Установите лимиты
Установите свои личные границы для работы, включая степень, до которой вы готовы терпеть своего начальника в нерабочее время. Если вас часто беспокоят в ваш выходной, значит, что-то не так с вашим руководством и можно задуматься о переходе на другую работу. И в то же время, если босс предлагает вам поработать в выходной, а затем отдохнуть в рабочий день или хочет оплатить сверхурочные, обязательно попросите письменное заявление об этом. Ведь если подписанного приказа не будет, то этим словам верить нельзя.
Рассмотрите последствия слова «да»
И наконец, чтобы ваш голос звучал уверенно во время отказа, подумайте о том, что произойдет, если начальник все-таки сможет вас убедить выполнить просьбу о работе в ваше свободное время. Возможно, ваша семья или друзья разозлятся или расстроятся из-за того, что ваши планы рухнут. Или, может, у вас самих есть запланированные дела на этот выходной или отпуск. Просто правильно расставьте свои приоритеты, и решение придет само собой.
Может ли руководитель звонить работнику в нерабочее время
Спасибо заранее. Буду ждать ответа.
Здравствуйте. В принципе Вы имеете полное право не брать трубку во время нахождения на больничном. ТК РФ такие ситуации не регламентирует. Но если это происходит вне рабочего времени, то можете смело не брать трубку. Работодатель, если случиться какая то ЧС, найдёт способ вызвать Вас на работу. А во время больничного, даже этого сделать не может.
Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Статья 100. Режим рабочего времени
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.
Статья 106. Понятие времени отдыха
Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Статья 107. Виды времени отдыха
Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Начальники пишут и звонят в нерабочее время. Как установить личные границы без конфликтов с боссом
Редко кто хвалит свое начальство — такова человеческая психология. Но часто для недовольства есть серьезные основания. Так, многие на удаленке столкнулись с ситуацией, когда босс пишет или звонит в нерабочее время и даже в выходные дни. Как мирным путем решить эту проблему?
Испытание для нервов: к чему приводит внеплановая работа
Практически любому сотруднику знакома ситуация, когда по текущему проекту или задаче возникает неотложный вопрос, который без его участия решить невозможно. Но это единичный случай. А что, если вас дергают по рабочим делам постоянно?
Первая, и вполне естественная реакция на это — недовольство. Потому что подобное отношение:
Давайте разберемся в причинах такого поведения вашего босса и в возможных решениях этой проблемы.
Ситуация 1. Начальник хочет, чтобы вы больше работали
Неважно, какой объем работы на вас возложен в данный момент и какую зарплату вы нее получаете. Такой руководитель считает, что все должны трудиться, как будто это их собственный бизнес. Он может звонить в любое время дня и ночи и обижаться, что вы не ответили. И будет манипулировать вами, используя чувство вины или чувство ответственности.
Варианты решения
Изначально поставьте рамки — оговорите, что вы не отвечаете на звонки в нерабочее время и не выходите на связь в выходные дни.
Даже если вы только устроились на новую должность, не старайтесь показать себя отличным работником в ущерб личному времени на отдых. Потому что начальник воспримет ваше старание как должное, и если вы перестанете придерживаться такой модели поведения, у него возникнет недовольство.
Но если ситуация уже вышла за рамки, важно поговорить о ней, иначе дальнейшее сотрудничество ни к чему хорошему не приведет. В случае, когда договориться никак не получается, выход один — искать другую работу.
Ситуация 2. Руководитель не умеет планировать и контролировать работу вовремя
Из-за отсутствия у босса навыков планирования у подчиненных размывается ощущение четкого рабочего графика. У него постоянно какие-то форс-мажоры или авралы, нет представления о вашем объеме работ и о текущем положении дел. Особенно сложно такому начальнику понять, чем вы занимались целый день, если отсутствует система контроля, а работа ведется удаленно.
Варианты решения
Если вы отвечаете за определенный участок работ, то заранее знаете, когда и что необходимо будет делать. Поэтому имеет смысл раз в неделю доносить до начальника свои рабочие планы, делая упор на особенно важные задачи. А также отчитываться о том, что было выполнено за предыдущую 5-дневку. Тогда ваш босс будет понимать, что за ваш участок работ он может быть спокоен, и что вы и так загружены по полной программе.
Выполняйте только свою работу! Не беритесь за чужую. А если все-таки решите взять дополнительную нагрузку, то спрашивайте, какова цена вопроса. Если же начальство просит вас сделать то, что не входит в круг ваших профессиональных обязанностей, стоит сразу сообщить, что вы не компетентны в этом вопросе.
Ситуация 3. Босс экономит свое время
Начальник пишет вам сообщения или звонит, рассчитывая сразу получить ответ на интересующий вопрос. Он не хочет тянуть до утра — ему проще обратиться к специалисту сейчас, чтобы не потерять мысль.
Варианты решения
Чаще всего руководители такого типа — трудоголики. Ответственные, но не очень терпеливые люди. Они вполне адекватно воспримут открытый и доброжелательный разговор, в котором вы обозначите свое желание работать, понимание мотивов поведения босса, но оговорите определенные правила, по которым будете работать вместе дальше. Возможно, придется первое время эти правила напоминать, но ситуация быстро придет в норму.
Важно понимать, что начальник не умеет читать ваши мысли. Поэтому, если вы чем-то недовольны, не стоит копить в себе негатив и раздражение. Просто организуйте спокойный конструктивный разговор с глазу на глаз.
Ситуация 4. Вы не выполняете какие-то договоренности/обязательства
Например, вы должны были сдать отчет, но забыли. В этом случае начальник будет звонить и узнавать, где обещанный документ. И если это повторяется систематически — то поведение руководителя вполне понятно.
Варианты решения
Выполняйте свою работу точно в срок. Если вы постоянно пренебрегаете своими обязанностями, то звонки начальника — это наименьшая из бед. Чаще всего работодатели не заинтересованы в безответственных сотрудниках.
Конечно, встречаются и другие модели поведения с проблемным начальством. Кто-то заводит отдельный номер телефона и отключает его после работы. Кто-то просто игнорирует звонки и сообщения. Как показывает опыт, это в итоге не решает проблему, поскольку в таком поведении отсутствует конструктивный подход и партнерские отношения.
Не стоит забывать, что взрослые люди должны уметь договариваться. Если вы хороший специалист, то босс будет идти вам навстречу. Ну, а если работодатель продолжает звонить и писать, несмотря на договоренности, то решите для себя, нужна ли вам такая работа.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Почему начальники пишут и звонят в нерабочее время И как установить личные границы без конфликтов с боссом
Продолжительность рабочего дня обычно прописана в трудовом контракте. Но нередко руководители продолжают давать сотрудникам задачи и в нерабочее время. Это могут быть звонки по телефону в выходной день или сообщения в мессенджерах поздно ночью, на которые надо мгновенно ответить. Мы выяснили, почему начальники так поступают и что с этим можно сделать, если вас это не устраивает.
Почему начальники звонят в нерабочее время
основательница транспортной компании Adamos Logistic
Я тот самый босс, который беспокоит сотрудников в нерабочее время. Бывает, какая-то идея появляется, и, чтобы ее не потерять, важно запустить в работу. У собственника есть много обязанностей. Одна из них — это мечтать, генерить идеи. А команда должна их реализовывать. Я не могу мечтать согласно рабочему графику.
Эльвира Галимова
генеральный директор PR Buro Done Media и образовательной платформы Done Media Kafedra
Ирина Баева
управляющий директор компании Regus в России
Регулярные звонки в нерабочее время могут быть связаны с особенностью корпоративной культуры компании. В таком случае надо смотреть на формат общения уже на этапе собеседования и заранее делать выводы, потому что впоследствии придется смириться с таким стилем работы либо увольняться, так как такой порядок новичок не изменит. С другой стороны, в таких организациях обычно лояльно относятся к отсутствию на работе по уважительной причине и дают возможность поработать день или два дома, если сотрудник себя неважно чувствует.
Также звонки могут быть связаны с неумением начальника организовать свою работу, и постановка большинства его задач происходит в авральном режиме. В этом случае также придется смириться с таким стилем работы. Наконец, звонки в неурочное время могут происходить из-за недоверия к сотруднику, в этом случае последнему нужно улучшить качество работы. При этом сотруднику важно не путать регулярные звонки в нерабочее время с экстренными, а также нужно лояльно относиться к получению писем на почту или сообщений в мессенджере, когда задача хоть и ставится в нерабочее время, но срок ее выполнения совпадает с рабочим днем.
Почему сотрудники это терпят
PR-менеджер домашней школы InternetUrok.ru
Как изменить ситуацию
Как сказать «нет», когда вас вызывают на работу в нерабочее время
Когда люди работают в небольшом офисе, у них могут сложиться хорошие отношения с боссом. Это большой плюс и в плане человеческом, и в профессиональном. И конечно, нужно стремиться к тому, чтобы эти отношения не испортить, ведь это может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому, когда вы вынуждены говорить шефу «нет», следует делать это с умом.
Иногда начальство вызывает на службу в выходной
Наверное, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вы выстроили планы на выходные или же жизнь выстроила их за вас, но вдруг раздается звонок, и ваш шеф, с которым у вас сложились доверительные отношения, просит вас срочно явиться в офис.
Не давайте подробных объяснений
Например, если вам необходимо навестить родственника в больнице, не нужно объяснять, чем он болеет, каково его состояние и какие лекарства ему прописал врач, и подчеркивать, что, кроме вас, его посетить в этот день некому.
Лучше в краткой форме сообщить, что вы хотели бы выручить начальника, но у вас есть неотложное дело. Поэтому вы просите вас извинить, но в следующий раз, когда у вас будет время, вы пойдете навстречу. При этом не следует испытывать чувства вины, ведь это ваш законный выходной и у вас действительно важные дела.
Гните свою линию
Если ваш начальник будет настаивать на своем, несмотря на то что вы уже дали отрицательный ответ, надеясь, что вы можете передумать, не следует сдавать свои позиции. Нужно быть твердым по сути, но придерживаться деликатной формы общения.
Следует посочувствовать боссу, но предложить ему обойтись сегодня без вас, так как вы при всем желании не можете ему помочь в данный момент. Такой вежливый, но откровенный подход даст понять, что дальнейшие аргументы бессмысленны. Если же босс станет и дальше упорствовать, что с его стороны будет непрофессиональным, возможно, вам следует ответить ему более жестко.
Не теряйте уверенности
Нередко люди, от которых вы зависимы и которые хотят получить что-то от вас, пытаются вами манипулировать, затрагивая чувства, обвинять или даже угрожать. Иногда и начальники прибегают к таким недобросовестным приемам, ведь жизнь подчиненных во многом зависит от них.
Если вы столкнулись с подобным поведением шефа, не поддавайтесь на провокацию. Постарайтесь держать себя уверенно. Если вы начнете колебаться, вы под давлением почувствуете свою вину или страх за свое положение на работе и можете повестись на шантаж.
Но делать этого ни в коем случае не следует. Нужно продолжать стоять на своем. В противном случае вы дадите повод думать о вас как о слабом человеке, на котором и дальше можно спокойно «ездить». И если вы решите, что, уступив начальнику, вы тем самым не навредите себе, то это не так: результат в перспективе будет прямо противоположным.
Убедите босса в вашей лояльности
Ведь вы же не хотите, чтобы в вас видели человека, которому наплевать на общее дело и который не желает протянуть руку помощи в трудную минуту. Может получиться так, что ваш коллега, который «не горит» на работе, выйдя пару раз в выходной, окажется в сравнении с вами на более выгодных позициях.
Поэтому, отказывая, следует сделать попытку по сохранению репутации и дать понять руководителю, что в следующий раз, если будет необходимость, вы выручите его. А также, придя на работу после выходных, нужно подтвердить вашу готовность.
Предложите вариант решения проблемы
Тот факт, что вы заняты, еще не означает, что у вас нет возможности выдвигать альтернативные предложения по решению создавшейся проблемы. Например, вы можете предложить свою консультацию, которую дадите по телефону тем сотрудникам, которые в этот день согласились выйти на работу. Или сказать, что будете на связи, чтобы ответить на неожиданно возникшие вопросы.
Есть и другие варианты, например, вы можете прийти завтра в офис пораньше и устранить проблему за короткое время. Тем самым вы покажете, что озабочены положением дел на работе и сделаете все от вас зависящее, чтобы исправить ситуацию.
Сохраняйте спокойствие
Если дело дошло до того, что шеф переходит границы дозволенного и начинает вам угрожать, что за вашим отказом последуют санкции, не поддавайтесь на провокацию и не нервничайте. Это только даст повод начальнику заподозрить вас в том, что у вас нет веских причин не выходить на службу в выходной день и вы просто увиливаете от работы.
Поэтому следует соблюдать спокойствие и не отходить от своего первоначального мнения, повторяя, что у вас есть очень важные неотложные дела и вы в любом случае не сможете сегодня появиться в офисе.
Держите ситуацию под контролем
Если же у вас нет в выходной день срочных дел и вы по просьбе начальства выходите на работу, следите за тем, чтобы эта ситуация была лишь исключением, а не правилом. Когда это редкое явление, все нормально. Но если вас вынуждают делать это постоянно, значит, вас используют в своих интересах.
В таком случае нужно поговорить с вашим менеджером откровенно и потребовать решения проблемы. Необходимо напомнить ему о том, что нарушаются условия вашего трудового договора, а соответственно, и трудового законодательства. Укажите на то, что вы не имеете возможности полноценного отдыха и не успеваете восстановить свои силы для того, чтобы выполнять работу эффективно. И если такая беседа не даст результата, подумайте о смене работы.
Помните, что, учитывая нужды производства и вашего начальника и приходя на службу в нерабочее время, вы делаете хорошее дело. Но при этом нельзя забывать о себе, о своей личной жизни, о собственном здоровье, полноценном отдыхе и увлечениях. Вам необходимо свободное время, чтобы жить нормальной жизнью, уделяя внимание себе самому, своей семье, детям, родным и близким.
А чтобы занять правильную позицию, следует в своем отказе быть вежливым, но твердым и спокойным, испытывать уверенность в своей правоте, не поддаваться на угрозы, предлагать альтернативные решения и держать ситуацию под контролем.