Начальное и дошкольное образование чему учат
Дошкольное и начальное общее образование-единый развивающий мир
Елена Селиванова
Дошкольное и начальное общее образование-единый развивающий мир
Дошкольное и начальное общее образование – единый развивающий мир.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов.
Мы знаем, что Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей организма и состояния центральной нервной системы ребенка.
Устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому школьному режиму зависит и от уровня физической подготовки, чем более физически развит ребенок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Доказана прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. Например, в игре с мячом, ребенок получает интенсивную тренировку многих мозговых центров, тренируются не руки, а прежде всего, мозг. В игре ребенок упражняет память, внимание, волю, учится подчинять движения рук, глаз, приобретает разносторонние знания о свойствах мяча. Огромную тренировку получают мышцы, сердце.
Необходимо, чтобы дошкольник получил достаточную физическую подготовку, которая обеспечит базу для успешной учебы в школе. В нашем дошкольном учреждении разработан комплекс мероприятий по осуществлению преемственности между детским садом и школой в области физического воспитания.На занятиях по физической культуре в подготовительной группе дети получают: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Особое внимание мною уделяется :
— построениям и перестроениям (построение в шеренгу, колонну по одному, по двое, перестроение из одной колонны в несколько на месте, на ходу, из одной шеренги в две, три, повороты на месте и в движении. Равнение в колонне на вытянутые руки вперед, в шеренге на вытянутые руки. Равнение в колонне в затылок, в шеренге по линии, по носкам. Размыкание в колонне на вытянутые руки вперед. Смыкание и размыкание при построении в 3 колонны приставным шагом. Расчет на «первый – второй» 123.);
— Бросанию, ловле, метанию (правильному выполнению техники метания; метание в горизонтальную цель, в вертикальную цель; забрасывание мяча в баскетбольную корзину; отбивание мяча об пол, о стенку; перебрасывание мяча разными способами через сетку; броски мяча вверх с поворотами на месте).
— прыжкам (прыжки разными способами на месте; прыжки вверх из глубокого приседа; прыжки из обруча в обруч; в длину с места; в длину с разбега; прыжки в высоту; прыжки через скакалку).
— владению мячом: овладению детьми колой мяча, (перебрасывание мяча друг другу от груди, ведение на месте левой, правой рукой. Ведение мяча вокруг себя. Ведение мяча в разных направлениях, с изменением скорости и направления передвижения. Ведение мяча и забрасывание его в корзину).
С 2014 года в рамках обновленного ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет. Это создаст условия для формирования сознательного отношения к занятиям физической культурой, развитию основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков. Тренировка и участие в соревнованиях по упражнениям комплекса ГТО положительно влияют на разностороннее физическое развитие детей, а также содействуют воспитанию ценных морально-волевых качеств.
Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка.
Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.
Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ «Детский.
Единый день безопасности дорожного движения. Здравствуйте ребята. Сегодня единый день безопасности дорожного движения, и мы встретились с вами, чтобы ещё раз поговорить о правилах дорожного.
План-конспект родительского собрания «ФГОС ДО. Дошкольное образование — первая ступень образования в России» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания «ФГОС ДО. Дошкольное образование – первая ступень образования.
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Образование – это способ вхождения человечества в мир науки и культуры. В процессе образования человек познает и впитывает разные культурные.
Дошкольное образование в Европе. Финляндия 1 Слайд. Дошкольное образование в Европе. Финляндия. 2 Слайд. Детский сад В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание.
Семейное воспитание и дошкольное образование ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными.
Технологии ТРИЗ — развивающее дошкольное образование Технологии ТРИЗ – развивающее дошкольное образование. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования.
Выставка «Мать и дитя». Педагогический форум. Современное дошкольное образование. Грани новой реальности. Фотоотчет В нашем городе уже не в первый раз проходит выставка «Мать и дитя»,которая помогает молодым родителям в вопросах воспитания, ухода, развития.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.
Дошкольное и начальное образование в современном мире
Алёна Булатова
Дошкольное и начальное образование в современном мире
Для современного педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами обучения и воспитания, изучить имеющийся опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, сочетание в каждой конкретной педагогической ситуации, создать современные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации учебно-воспитательной работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания и реализировать себя как целостный субъект профессиональной деятельности. Дошкольное и начальное образование в системе непрерывного образования человека выступают базовой образовательной ступенью, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это –фундамент сохранения культурных ценностей и ведущий фактор формирования и развития личности растущего человека, способствующий вхождению подрастающего поколения в социальную систему современности. В связи с этим, одной из важнейших задач государства является обеспечение доступности, качества и эффективности начального общего образования, с одной стороны. С другой –создать необходимые условия для качественной подготовки современного учителя-воспитателя как исследователя, экспериментатора, воспитателя, организующего жизнь и деятельность обучающегося.
В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.
Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.
Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.
Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут «Сенсорного сада» объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда. В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.
Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.
Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие.При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.
Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем,в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей
Дошкольное образование детей с ОВЗ Дошкольное образование детей с ОВЗ Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является.
Дошкольное образование глазами современного воспитателя Дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни.
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе» Цель: Дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особыми нуждами, отметить преимущества инклюзивного.
Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.
Место ребенка в современном мире Место ребенка в современном мире. К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту,.
Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось.
На страничку психолога «Аутизм в современном мире» Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь,.
Презентация «Современное дошкольное образование. Доступность и качество» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Происходящие перемены в образовании предъявляют сегодня новые требования и к развитию дошкольного.
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Новые стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Общетеоретическое определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо с вами знаем, что в дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Это закреплено в новом Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». (Глава 7. Общее образование. Статья 64. Дошкольное образование).
Выделяется четыре блока в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.
Мероприятия, которые надо проводить по усвоения предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ:
чтение сказочных текстов с проигрыванием отдельных сюжетов.
Организация позитивного отношения к познавательной деятельности:
доброжелательное и уважительное отношение к деятельности ребенка;
поощрение за активность;
оценка результатов труда ребенка;
конкретные указания по улучшению результата.
Сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Если ребенок говорит, что я хочу учиться, значит у него сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, он готов к познанию!
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.
Я – субъект детского сообщества! Ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Важным условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами и воспитателями.
Цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
на дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
•включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
на ступени начальной школы в соответствии со Стандартом:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы, учителя, должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса. Наше образовательное учреждение, как и другие школы, взаимодействует с близлежащим детским садом №2, из которого поступают воспитанники детского сада. Ежегодно заключаем договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой. Составляется план работы по организации преемственности по трем направлениям:
• экскурсии дошкольников в школу;
• знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в игровых программах, проектной деятельности (День игры и игрушки, проекты «Загадочные снежинки», «Мороженое: вред или польза»);
• организация выставок рисунков и поделок в школе и ДОУ;
• совместные праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Как хорошо учиться в школе!», «Прощание с Азбукой», «Вот и стали мы на год взрослей») и спортивные соревнования (Весёлые старты, День Здоровья, эстафеты) дошкольников и первоклассников.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы («Дошкольное и школьное детство»);
• семинары, мастер- классы («Развитие умственных способностей ребенка»);
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы («Формы и методы работы», «Из опыта работы»);
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе («Современные образовательные технологии»).
3. Сотрудничество с родителями:
• вечера вопросов и ответов («Что Вас волнует?»);
• консультации с педагогами ДОУ и школы («Как помочь ребенку?», « У Вас проблема»);
• встречи родителей с будущими учителями (Давайте знакомиться!»);
• дни открытых дверей («Мы рады, Вам», «Просим в гости»);
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Образовательно-воспитательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе подчинён становлению личности ребёнка.
Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций.
Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
2. Качур, Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. — 2013.
3. Кондрашова, Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс: