Начертание зверя что это

Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18

Как это понимать?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.

А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.

Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.

Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.

Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.

Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.

Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».

«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».

Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

Чем важно это пророчество?

Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

Где еще звучит это пророчество?

Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.

Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

Источник

Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» — игумен Андроник (Трубачев)

Поскольку Апо­ка­лип­сис — не книга зага­док и раз­га­док, а книга сим­во­ли­че­ская, то и метод тол­ко­ва­ния числа 666 дол­жен исхо­дить из основ чис­ло­вой сим­во­лики, а вся­кий дру­гой метод будет некор­рек­тен. Таким обра­зом, в поня­тие «печати анти­хри­ста» вхо­дят: 1) начер­та­ние зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. При­ня­тие печати анти­хри­ста при­рав­ни­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе к покло­не­нию самому анти­хри­сту или его образу (изоб­ра­же­нию).

Поня­тие «печать анти­хри­ста» сло­жи­лось на осно­ва­нии несколь­ких тек­стов Откро­ве­ния свя­того Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лже­про­рок анти­хри­ста) сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его. Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число чело­ве­че­ское. Число его шесть­сот шесть­де­сят шесть ( Откр.13:16–18 ).

2. И тре­тий Ангел после­до­вал за ними, говоря гром­ким голо­сом: кто покло­ня­ется зверю и образу его и при­ни­мает начер­та­ние на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино яро­сти Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло­ня­ю­щи­еся зверю и образу его и при­ни­ма­ю­щие начер­та­ние имени его ( Откр.14:9–11 ). И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса пред ним, кото­рыми он обо­льстил при­няв­ших начер­та­ние зверя и покло­ня­ю­щихся его изоб­ра­же­нию ( Откр.19:20 ). И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие, кото­рые не покло­ни­лись ни зверю, ни образу его, и не при­няли начер­та­ние на чело свое и на руку свою. Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет ( Откр.20:4 ). Рас­смот­рим, по тол­ко­ва­нию свя­тых отцов во-пер­вых, что такое начер­та­ние, имя и число имени зверя, во-вто­рых, когда, каким обра­зом и кем печать Анти­хри­ста может быть принята.

Начертание зверя

Под начер­та­нием зверя боль­шин­ство отцов пони­мало печать, а в каче­стве сход­ных поня­тий исполь­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), зна­ме­ние (signaculum).

Доклад был про­чи­тан авто­ром на засе­да­нии Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сии 19 фев­раля 2001 г. — Прим. ред.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Начер­та­ние зверя может вклю­чить в себя число зверя (свя­ти­тель Вик­то­рин, Псевдо-Иппо­лит), имя зверя (Андрей Кеса­рий­ский). Поскольку начер­та­ние зверя при­ни­ма­ется вме­сто кре­ста Спа­си­теля (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин), то можно пред­по­ло­жить, что само это начер­та­ние явля­ется хулою на крест, иска­жает начер­та­ние кре­ста (напри­мер, крест, пере­вер­ну­тый вниз). Осо­бен­но­стью начер­та­ния зверя явля­ется то, что оно будет поло­жено на пра­вую руку и на чело. Можно назвать три при­чины выбора этих чле­нов тела для запе­чат­ле­ния: 1) есте­ствен­ные («чтобы не затруд­ня­лись сим», то есть чтобы не бес­по­ко­и­лись, что будут повре­ждены жиз­ненно важ­ные органы, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин); 2) обще­ре­ли­ги­оз­ные (обы­чай рас­по­ла­гать знаки на руке и на лбу при­сущ мно­гим рели­гиям, напри­мер, евреи носили филак­те­рии с цита­тами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8 ; Мф.23:5 ); 3) анти­хри­сти­ан­ские (хри­сти­ане изоб­ра­жали крест на лбу и на руке).

Пре­по­доб­ный Ефрем счи­тал, что чело­век, у кото­рого запе­чат­лена печа­тью анти­хри­ста пра­вая рука, не смо­жет совер­шить крест­ное зна­ме­ние, а запе­чат­ле­ние чела печа­тью анти­хри­ста не дает воз­мож­но­сти изоб­ра­зить на нем крест и имя Гос­подне. Пре­по­доб­ный Ефрем не пояс­няет, почему чело­век, при­няв­ший печать (начер­та­ние) анти­хри­ста, не смо­жет сотво­рить крест­ное зна­ме­ние. В сочи­не­нии Псевдо-Иппо­лита «Слово о кон­чине мира…», наи­бо­лее повли­яв­шем на эсха­то­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния, гово­рится, что чело­век, при­няв­ший печать анти­хри­ста «не будет иметь воз­мож­но­сти запе­чат­леть какой-либо из своих чле­нов (крест­ным зна­ме­нием), но под­чи­нится льстецу и ему будет слу­жить, и рас­ка­я­ния не будет в нем: он погиб как по отно­ше­нию к Богу, так и по отно­ше­нию к людям»1.

Не при­няв­шие начер­та­ние зверя не смо­гут ни поку­пать, ни про­да­вать что-либо, и, таким обра­зом, обре­ка­ются на голод. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет, что и при­няв­шие печать будут голо­дать и про­сить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и пло­дов. У Андрея Кеса­рий­ского гово­рится, что ору­же­но­сец (то есть пред­теча) анти­хри­ста «будет рас­про­стра­нять печать зверя везде: и в купле, и в про­даже, чтобы те, кто не при­нял ее, вынуж­дены были уме­реть от недо­статка необ­хо­ди­мого для жизни»2.

В этом можно видеть ука­за­ние, что начер­та­ние зверя будет ста­виться не только на руку и чело чело­века, но и на про­дук­тах его дея­тель­но­сти. В отли­чие от дру­гих свя­тых отцов, свя­ти­тель Иппо­лит под начер­та­нием на руке пони­мал вос­ку­ре­ние жерт­вен­ного фимиама идолу, а под начер­та­нием на челе — увен­ча­ние риту­аль­ным язы­че­ским венцом3.

Неко­то­рые свя­тые отцы, не опро­вер­гая тра­ди­ци­он­ного пони­ма­ния начер­та­ния зверя на пра­вую руку и чело, давали нрав­ствен­ное тол­ко­ва­ние: пра­вая рука — дея­тель­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, чело — позна­ние истины Божией. При­няв­ший на пра­вую руку и чело начер­та­ние зверя не может совер­шать куплю, то есть выкуп Цар­ствия Небес­ного за зем­ную жизнь.

Дан­ное тол­ко­ва­ние осно­вы­ва­ется на сло­вах из притчи Гос­пода: Куплю дейте, дон­деже при­иду ( Лк.19:13 ). Подоб­ное тол­ко­ва­ние, как вто­рич­ное, содер­жится и у архи­епи­скопа Андрея Кеса­рий­ского4.

Имя зверя

При­нято счи­тать, что имя зверя, то есть анти­хри­ста, не ука­зы­ва­ется в Откро­ве­нии. Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский отме­чал: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге»5. Свя­той Ири­ней Лион­ский пола­гал, что неиз­вест­ность имени анти­хри­ста предо­сте­ре­гает нас от обмана, так как анти­христ, вопреки нашим ожи­да­ниям, может придти с дру­гим именем6. Однако оба эти рас­суж­де­ния отно­сятся к попыт­кам опре­де­лить имя зверя на осно­ва­нии его числа. Между тем, тот же архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский сви­де­тель­ство­вал, «что диа­вол, анти­христ и лже­про­рок общие друг с дру­гом как дей­стви­ями, так и име­нами, это видно из того, что каж­дый из них назы­ва­ется зверем»7.

Имя ангела без­дны, то есть диа­вола, при­во­дится в дру­гом месте Откро­ве­ния: имя ему по-еврей­ски Аввад­дон, а по-гре­че­ски — Апол­лион ( Откр.9:11 ), то есть Губи­тель. Это имя архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский упо­ми­нает также в тол­ко­ва­нии на Откр.13:16 — 17е. Имя анти­хри­ста в точ­но­сти про­ти­во­по­ложно имени Хри­ста: Иисус (Бог спа­сает. Спа­си­тель) — Аввад­дон, Апол­лион (гибель, Губи­тель). Ука­за­ния на имя анти­хри­ста есть и в Вет­хом Завете где гово­рится об ангеле-истре­би­теле ( 1Цар.21:15 ), ангеле-губи­теле для истреб­ле­ния ( Ис.54:16 ).

Число зверя

Свя­ти­тель Ири­ней при­во­дит два воз­мож­ных типа тол­ко­ва­ния числа зверя 666:

1. согласно чис­ло­вой сим­во­лике; 2. согласно гре­че­скому алфавиту.

Согласно чис­ло­вой сим­во­лике, число 666 связывается:

5. С коли­че­ством шести дней, сотво­ре­ния мира, так как анти­христ дол­жен вос­ста­но­вить все отступ­ни­че­ство, кото­рое было за время суще­ство­ва­ния мира (с этим ранее свя­зы­ва­лась мысль о том, что мир про­су­ще­ствует 6000 лет);

6. С шестым днем, днем тво­ре­ния чело­века, чрез кото­рого грех вошел в мир;

7. С шести­со­тым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только все­мир­ный потоп мог уни­что­жить его;

8. С исту­ка­ном Наву­хо­до­но­сора, «кото­рый имел в высоту шесть­де­сят лок­тей, а в ширину шесть лок­тей; исту­кан был пред­зна­ме­но­ва­нием при­ше­ствия антихриста».

Мы не обсуж­даем вопро­сов о зако­нах чис­ло­вой сим­во­лики, кото­рые, в конеч­ном итоге, коре­нятся в сим­во­ли­че­ском миро­по­ни­ма­нии. Есте­ственно, что число ста­но­вится сим­во­лом лишь в опре­де­лен­ной сим­во­ли­че­ской системе. Именно тогда число ста­но­вится спо­соб­ным нести смысл, кото­рый опре­де­ля­ется контекстом.

В раз­лич­ных кон­текстах одно и то же число может нести раз­лич­ный смысл, вплоть до противоположного.

Так, напри­мер, число 6, веро­ятно, может сим­во­ли­зи­ро­вать тво­ре­ние, твор­че­ство, почему оно и исполь­зу­ется как стро­и­тель­ный модуль ( 3Цар.10:16—20 ; 3Цар.6:26 ); может нести смысл только коли­че­ствен­ный (ср., напр.: 666 сыно­вей Адо­ни­кама — 1Ездр.2:13 ). Неко­то­рые сим­волы, имев­шие в Вет­хом Завете один смысл, в Новом Завете при­об­рели смысл про­ти­во­по­лож­ный (звезда Давида, храм Соло­мо­нов). Но в кон­тек­сте хри­сти­ан­ской сим­во­лики, осно­ван­ной на Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, число 666 все­гда было сим­во­лом Анти­хри­ста и вос­при­ни­ма­лось тако­вым на про­тя­же­нии всей исто­рии христианства.

Итак, писал свя­той Ири­ней, число 666 озна­чает того, «в ком вос­ста­нав­ли­ва­ется все… отступ­ни­че­ство, неправда, нече­стие, лже­про­ро­че­ство и обман, почему и най­дет (на землю) потоп огненный»1.

Рас­смот­рим вто­рой тип тол­ко­ва­ния числа зверя, кото­рый при­вел свя­той Ири­ней.

Он сво­дится к поиску имени анти­хри­ста. Буквы гре­че­ского алфа­вита, соот­вет­ству­ю­щие опре­де­лен­ным чис­лам, под­би­ра­ются так, чтобы сумма их состав­ляла число 666, а сами они чита­лись как имя. Таким обра­зом, свя­той Ири­ней вывел имена: Еван­тас, Лати­ня­нин, Титан2, свя­той Вик­то­рин — Анте­мос, а на латин­ском языке — Диклюкс3, архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский — Лам­пе­тис, Бене­дикт, злой вождь, древ­ний завист­ник, истинно вред­ный, непра­вед­ный агнец4. К сожа­ле­нию, именно этот тип тол­ко­ва­ния воз­об­ла­дал среди иссле­до­ва­те­лей Апокалипсиса.

К чему это при­вело, можно видеть на при­мере тол­ко­ва­ния еди­но­вер­че­ского свя­щен­ника Иоанна Малы­шева, кото­рый, исполь­зуя почему-то сла­вян­ский алфа­вит, при­во­дит в осо­бых таб­ли­цах более 200 имен антихриста5. Конец таким тол­ко­ва­ниям должно было поло­жить заме­ча­ние самого свя­того Ири­нея о том, что, «хотя известно число имени анти­хри­ста, но мы не можем ничего опро­мет­чиво утвер­ждать о самом имени, потому что число при­ло­жимо ко мно­гим име­нам… Посему вер­нее и без­опас­нее ожи­дать испол­не­ния про­ро­че­ства, нежели пред­по­ла­гать и пред­ре­кать какие-либо имена, ибо может най­тись много имен, заклю­ча­ю­щих в себе выше­озна­чен­ное число, и все-таки этот вопрос оста­нется нерешенным»6. Можно также доба­вить, что поскольку Апо­ка­лип­сис — не книга зага­док и раз­га­док, а книга сим­во­ли­че­ская, то и метод тол­ко­ва­ния числа 666 дол­жен исхо­дить из основ чис­ло­вой сим­во­лики, а вся­кий дру­гой метод будет некорректен.

Таким обра­зом, в поня­тие «печати анти­хри­ста» вхо­дят: 1) начер­та­ние зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. При­ня­тие печати анти­хри­ста при­рав­ни­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе к покло­не­нию самому анти­хри­сту или его образу (изоб­ра­же­нию).

Ни в Апо­ка­лип­сисе, ни в свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ниях, ни в пра­во­слав­ных бого­слов­ских иссле­до­ва­ниях не содер­жится поня­тия «пред­пе­чати анти­хри­ста», рас­про­стра­ня­е­мое ныне в эсха­то­ло­ги­че­ских ожи­да­ниях. Можно пред­по­ла­гать, что поня­тие «пред­пе­чати анти­хри­ста» обра­зо­вано по подо­бию «пред­течи анти­хри­ста». Но пред­теча Анти­хри­ста, или его лже­про­рок, дей­ствует, согласно Апо­ка­лип­сису, одно­вре­менно с антихристом.

Поня­тие «пред­пе­чати» весьма близко эсха­то­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ниям в неко­то­рых тол­ках ста­ро­об­ряд­че­ского раскола.

Когда, каким образом и кем может быть принята печать антихриста

Свя­тые отцы счи­тали, что нало­же­ние печати анти­хри­ста его лже­про­ро­ком будет про­ис­хо­дить в те три с поло­ви­ной года цар­ство­ва­ния анти­хри­ста, кото­рые будут непо­сред­ственно пред­ше­ство­вать Вто­рому Слав­ному При­ше­ствию Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. К про­чим при­зна­кам послед­них вре­мен они отно­сили — постро­е­ние Соло­мо­нова храма, воца­ре­ние в нем анти­хри­ста, про­по­ведь про­ро­ков Еноха и Илии и уби­е­ние их в Иеру­са­лиме, про­по­ведь лже­про­рока и так далее.

Воз­можно ли несо­зна­тель­ное при­ня­тие печати анти­хри­ста без отре­че­ния от Хри­ста, путем каких-либо тех­ни­че­ских или медико-био­ло­ги­че­ских усо­вер­шен­ство­ва­ний? Неко­то­рые свя­тые отцы вообще не пояс­няют это, дру­гие дают вполне опре­де­лен­ный отри­ца­тель­ный ответ.

«Знает сей зло­счаст­ный, что крест Гос­по­день, если будет на ком напе­чат­лен, раз­ру­шит всю его силу… Ибо всеми спо­со­бами будет ухищ­ряться, чтобы имя Гос­пода и Спа­си­теля — сие пре­свя­тое и пре­чи­стое имя — вовсе не назы­ва­лось во вре­мена змия». (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. Слово 91 на при­ше­ствие Господне)1. «Если душа наша ограж­дена таким ору­жием (Еди­но­сущ­ною Тро­и­цею), то змий попран… Но хорошо зна­ю­щие свя­той глас истин­ного Пас­тыря, тот­час узнают обман­щика, потому что голос зло­че­сти­вого нимало не похо­дит на глас истин­ного Пас­тыря». (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирии. Слово 92 на при­ше­ствие Господне)2.

( Откр.14:9 ): «Если, гово­рит, кто покло­нится зве­ро­об­раз­ному анти­хри­сту и будет дер­жаться его нече­сти­вой жизни, сло­вом или делом про­воз­гла­сит его богом, на что ука­зы­вает при­ни­ма­е­мое на чело и руку начер­та­ние, тот вме­сте с ним будет пить чашу мучений».

( Откр.14:11 ): Сле­дует пони­мать «под ночью — муче­ния греш­ни­ков, кото­рые при­мут все те, кто диа­воль­скими делами и хулою на Хри­ста изоб­ра­зили в себе образ зверя и напе­чат­лели в своем сердце его бес­чест­ное имя как досто­чест­ное» (Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Откровение)3.

Псевдо-Иппо­лит в «Слове о кон­чине мира…» так изоб­ра­жал созна­тель­ность отре­че­ния от Хри­ста: «Таково будет (начер­та­ние) и печать во время этого нена­вист­ника добра — та печать, кото­рая будет гла­сить: «Отре­ка­юсь от Творца неба и земли; отре­ка­юсь от кре­ще­ния; отре­ка­юсь от слу­же­ния моего (Богу) и при­со­еди­ня­юсь к тебе и в тебя верую»4.

В поги­ба­ю­щих. Как ни велики и ни раз­но­об­разны будут уси­лия и при­емы анти­хри­ста к тому, чтобы пре­льщать и увле­кать в свою ложь, успех он будет иметь, однако же, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Гос­пода, серд­цем пре­зи­рают Его запо­веди, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не схо­дят с него, пре­дав­шись уча­сти своей в неча­я­нии. Как сам он — сын поги­бели, то и при­влечь к себе успеет только поги­ба­ю­щих. И поги­ба­ю­щие эти погиб­нут не по опре­де­ле­нию Божию, а потому, что воз­лю­били пагуб­ный образ жизни и нрав. Бог все упо­треб­ляет к обра­зум­ле­нию и обра­ще­нию греш­ни­ков, и когда уже ничем их взять нельзя, и не пред­ви­дится, чтоб можно было, тогда пре­дает их в руки про­из­во­ле­ния сво­его. И вся­кий в жизни своей встре­чает людей, кото­рым что ни говори, они все свое, как остол­бе­не­лые и ока­ме­не­лые. Во время про­по­веди своей свя­тые Апо­столы повсюду встре­чали таких, и засви­де­тель­ство­вали устами свя­того Павла, что слово крест­ное поги­ба­ю­щим юрод­ство есть, а спа­са­е­мым нам сила Божия есть ( 1Кор.1:18 ). и что сами они суть овем (поги­ба­ю­щим) вопя смерт­ная в смерть; овем же (спа­са­е­мым) воня живот­ная в живот ( 2Кор.2:15 ). Во время же анти­хри­ста его юрод­ство будет казаться поги­ба­ю­щим муд­ро­стию, и его пагуб­ное зло­во­ние — бла­го­уха­нием. Тут тоже будет, что при холер­ных повет­риях, кото­рые захва­ты­вают тех только, у кото­рых есть к ним предрасположение.

Зане­любве истины не при­яша во еже спа­стися им. Вот почему они суть поги­ба­ю­щие! Потому, что не при­няли спа­си­тель­ной истины. Бог видит, что люди гиб­нут, низ­падши в без­дну греха и в пагуб­ные узы раб­ства стра­стям и сея­телю их, диа­волу. Для того послал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, чтоб про­ло­жить им путь исход­ный, и ука­зать его в вере в Него и в бла­го­дати, при­ем­ле­мой по вере. Весть о сем всюду раз­несли свя­тые Апо­столы. При­ни­мав­шие посту­пали в число спа­са­е­мых, не при­ни­мав­шие оста­ва­лись в пагубе. Таковы они во время Апо­сто­лов, таковы после их, доселе, такими ока­жутся и в послед­ние дни. Всю эту массу видит Апо­столь­ское бого­про­све­щен­ное око ума, и дает им над­пись: погибающие.

У Солу­нян пред лицом были эти поги­ба­ю­щие неве­рия ради. Апо­стол гово­рит как бы: вот в этой обла­сти непри­няв­ших нашего спа­си­тель­ного слова он будет иметь успех, а не среди вас уве­ро­вав­ших, и подобно вам име­ю­щих уве­ро­вать. Достойно заме­ча­ния, что Апо­стол сло­вом своим обни­мает не только тех, кои не при­няли истины хри­сти­ан­ской, как бы слу­шать ее не хотели, но и тех, кои слы­шали ее, поняли, в чем дело, и не при­няли ее, и даже тех, кои при­няли умом, но не полю­били ее серд­цем; обни­мает не только неве­ров-нехри­стиан, но и хри­стиан по имени, а не в сердце, кои рав­но­душны к испо­ве­ду­е­мой ими вере и не рев­нуют о том, чтоб быть послуш­ными тре­бо­ва­ниям ее, стать тем, чем име­ну­ются, индиф­фе­рентны к ней. Ибо гово­рит: любве истины не при­яша, не полю­били истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце дер­жат на сто­роне, про­тив­ной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полю­бят ложь.

Суще­ствен­ная спа­си­тель­ная истина есть та, что Бог послал в мир Сына сво­его Спа­си­теля миру. Свя­тые отцы потому слова: любве истины не при­яша тол­куют так: не при­няли Хри­ста Гос­пода. Ибо Он есть и Любовь без­пре­дель­ная, и Истина все­со­вер­шен­ная. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Любо­вию истины он назы­вает Хри­ста. Ибо Хри­стос был и то, и дру­гое и при­хо­дил ради того и дру­гого по любви к нам и чтоб открыть истин­ное зна­че­ние всего». То же Фео­до­рит и все дру­гие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только при­нять Еван­ге­лие, но и соче­таться с Гос­по­дом, ибо в этом соче­та­нии и состоит над­ле­жа­щее при­ня­тие Еван­гель­ской истины. Тот только и извле­ка­ется из массы поги­ба­ю­щих, кто при­леп­ля­ется к Гос­поду Иисусу Хри­сту, ста­но­вится един дух с Ним, при­ви­ва­ется к Нему, как к еди­ной истин­ной живой лозе.

Стих 11. И сего ради послет им Бог дей­ство льсти, во еже веро­вати им лжи.

Это страш­ное нрав­ствен­ное нака­за­ние Божие! Послет — не так, что нарочно пошлет не жела­е­мое ими, а про­пу­стит к ним ими жела­е­мое и иско­мое. Злой дух льсти и лжи посто­янно поры­ва­ется всеми завла­деть, всех омра­чить и увлечь в ложь; но Бог не пус­кает его, когда среди не сле­ду­ю­щих истине есть еще такие, кото­рые подают надежду обра­ще­ния, еще не совсем пре­да­лись лож­ным путям, еще думают ино­гда отстать от лжи и стать на сто­роне истины, — не пус­кает, чтоб не потер­пели они от него наси­лия внутри, ибо он может коле­бать и твер­дых, а не только этих слабых.

Когда же, нако­нец, они совсем опу­стят руки и пре­да­дутся избран­ному ими пагуб­ному пути, сло­жатся с ним и соче­та­ются серд­цем, а о том, чтоб отстать от него, и думать пере­ста­нут, тогда Бог при­мет Свою, удер­жи­ва­ю­щую злого духа льсти, руку, и он, про­пу­щен­ный, устре­мится на них, прой­дет в сердце их и там нач­нет ока­зы­вать дей­ство льсти, влечь ко лжи, — и при­вле­чет. Они при­мут ложь всем серд­цем, и затем обна­ру­жат ее и во вне, при­ста­нут видимо к анти­хри­сту. Но этим сде­ла­ется только то, что вый­дет наружу скрыв­ше­еся внутри. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Для чего, ска­жешь ты, Бог попу­стит быть всему этому? Не бойся, воз­люб­лен­ный, но послу­шай что гово­рит (Апо­стол): (анти­христ) воз­об­ла­дает только над поги­ба­ю­щими, кото­рые, хотя бы он и не при­шел, не уве­ро­вали бы».

Фео­до­рит при­бав­ляет: «Сие же: послет им Бог дей­ство льсти, ска­зано Апо­сто­лом вме­сто — попу­стит явиться льсти, чтоб пока­за­лись люби­тели лукав­ства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истре­бит ее сло­вом уст Своих».

Эку­ме­ний: «Послет — не так при­ни­май, чтоб Бог послал, но так выра­жать обычно Апо­столу попу­ще­ние от Бога».

Фео­фи­лакт: «Послет — вме­сто попу­стит ему прийти. Смотри, сна­чала они отвергли истину, и тогда оста­вил их Бог, и ложь овла­дела ими»: Стих 12. Да суд при­и­мут ecu не веро­вав­ший истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде.

Да суд при­и­мут, — пра­ведно под­верг­нутся осуж­де­нию. Попу­стит Бог, рас­кро­ется их злой нрав­ственно-рели­ги­оз­ный строй, и они созреют для суда. Ложь само­об­ли­чи­тельна, и сле­ду­ю­щие лжи сами себя обли­чают. Без­от­ветны они будут на суде, потому, что пове­рили оче­видно-пагуб­ной лжи и не пове­рили оче­видно спа­си­тель­ной истине. — Вси неве­ро­вав­шии истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде. С гре­че­ского: все эти, неве­ро­вав­шие и про­чие, кои не при­няли в сердце с живою верою Еван­гель­ской истины и жизни своей, своих чувств и рас­по­ло­же­ний не уста­но­вили по ее тре­бо­ва­нию, а напро­тив, лгали серд­цем своим — бла­го­во­лили ко вся­кой неправде и к непра­вым муд­ро­ва­ниям, и к непра­вым нра­вам, нахо­дили удо­воль­ствие пре­бы­вать и погря­зать в сих неправостях.

Оче­вид­ней­шим же обли­че­нием их будет то, что они пове­рят анти­хри­сту. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Заграж­дены будут уста тех, кото­рые осуж­дены на поги­бель. Каким обра­зом? Они не уве­ро­вали бы во Хри­ста, хотя бы анти­христ и не при­шел, но он при­дет с тою целью, чтобы изоб­ли­чить их. Для того, чтоб они тогда не ска­зали, что так как Хри­стос назвал себя Богом, то по этой именно при­чине мы и не уве­ро­вали в Него; потому что мы слы­шали, что Бог един, от Кото­рого все, и вслед­ствие того мы не пове­рили: этот их пред­лог (к оправ­да­нию) отни­мет у них анти­христ. Ибо когда он при­дет, и, несмотря на то, что он не запо­ве­дует ничего пра­вед­ного, а только одно без­за­ко­ние, они уве­руют в него, един­ственно ради лож­ных его чудес, тогда загра­дятся уста их. Ибо если ты не веру­ешь Хри­сту, то тем более ты не дол­жен верить анти­хри­сту. Пер­вый гово­рил, что Он послан Отцем, а сей послед­ний (будет гово­рить) совсем дру­гое. Посему-то Хри­стос и гово­рит: Аз при­и­дох во имя Отца Моего, и не при­ем­лете Мене; аще ин при­и­дет во имя свое, того при­ем­лете ( Ин.5:43 ). Но мы, ска­жут, видели было много вели­ких чудес, поэтому ско­рее сле­до­вало уве­ро­вать в Него. Кроме того, об анти­хри­сте много было пред­ска­зано: что он без­за­кон­ник, что он сын поги­бели, что при­ше­ствие его (с пом­пою будет) по дей­ству сата­нину; тогда как, напро­тив, о Хри­сте, — что Он есть Спа­си­тель и при­не­сет бес­чис­лен­ные блага». Та же речь у Фео­до­рита, Эку­ме­ния и Феофилакта»1.

Итак, при­ня­тие печати анти­хри­ста свя­зано с отвер­же­нием Хри­ста, с такой гре­хов­ной жиз­нью, кото­рая сама по себе, неза­ви­симо от при­ня­тия печати анти­хри­ста, ведет к гибели. Насиль­ствен­ное тех­ни­че­ское или медико-био­ло­ги­че­ское нало­же­ние печати анти­хри­ста на веру­ю­щего во Хри­ста и живу­щего по Его запо­ве­дям, тем более, если он не сознает этого, не может отлу­чить его от Христа.

Повиновение власти или церковный раскол?

На про­тя­же­нии всей исто­рии Цер­ковь жила в раз­лич­ных госу­дар­ствен­ных систе­мах (импер­ско-язы­че­ской, пра­во­слав­ной удель­ной кня­же­ской и само­дер­жав­ной, либе­рально-демо­кра­ти­че­ской, тота­ли­тарно-ком­му­ни­сти­че­ской, окку­па­ци­он­ной) под­чи­ня­лась граж­дан­ским уста­нов­ле­ниям, свя­зан­ным с несе­нием воин­ской обя­зан­но­сти, пере­пи­сью и сбо­ром нало­гов, даже если эти уста­нов­ле­ния обо­зна­ча­лись язы­че­скими рели­ги­оз­ными сим­во­лами и надписями.

Муче­ники отка­зы­ва­лись участ­во­вать в граж­дан­ско-рели­ги­оз­ных празд­не­ствах Рим­ской импе­рии лишь тогда, когда это было свя­зано с их лич­ным непо­сред­ствен­ным уча­стием в рели­ги­оз­ном культе, в жертвоприношении.

Меро­при­я­тия, про­во­ди­мые нало­го­выми орга­нами, не содер­жат в себе рели­ги­оз­ного культа.

Если в нало­го­вых доку­мен­тах содер­жится анти­хри­сти­ан­ская сим­во­лика, то Цер­ковь может сви­де­тель­ство­вать о том, о чем сви­де­тель­ство­вал еще свя­той Иоанн Бого­слов: дух Анти­хри­ста уже при­сут­ствует в мире и это есть дух заблуж­де­ния ( 1Ин.4:3 ), а также может про­сить госу­дар­ствен­ную власть изъ­ять или заме­нить эту сим­во­лику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отри­ца­тель­ный ответ госу­дар­ствен­ной вла­сти на просьбу Церкви не может быть пово­дом для само­сто­я­тель­ного, небла­го­сло­вен­ного выхода веру­ю­щих из граж­дан­ского пови­но­ве­ния, так как это неиз­бежно при­во­дит к внут­ри­цер­ков­ному расколу.

1 Бар­сов М. Сбор­ник ста­тей по истол­ко­ва­тель­ному и нази­да­тель­ному чте­нию Апо­ка­лип­сиса свя­того Иоанна Бого­слова, с свя­то­оте­че­скими тол­ко­ва­ни­ями об Анти­хри­сте и биб­лио­граф ука­за­те­лем. Изд. 2. М., 1901. С. 330–335.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *