Начисления н17 2 что это
Как рассчитать налог на имущество физических лиц?
Как рассчитывается налог на имущество физических лиц за 2020 год: основные принципы
Действительно, налог на имущество российских граждан по умолчанию исчисляется инспекторами ФНС, и уведомления, содержащие сумму для перечисления в бюджет, рассылаются по адресам владельцев имущественных объектов. Но налогоплательщику всегда полезно удостовериться в корректности расчетов, представленных налоговиками.
С 2015 года данный налог рассчитывается на основе кадастровой цены объекта (если она установлена на территории нахождения имущества), в то время как ранее он вычислялся исходя из иного показателя — инвентаризационной стоимости. Принципиальное отличие кадастровой цены от инвентаризационной стоимости — в приближенности первой к рыночным расценкам на недвижимость. Чем дороже жилье, тем больший налог за него теперь платится в бюджет.
Объектами налогообложения в данном случае могут быть (ст. 401 НК РФ):
При расчете налога за 2020 год используются такие показатели, как:
С 01.01.2020 налог на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости больше не исчисляется (закон «О внесении изменений» от 04.10.2014 № 284-ФЗ).
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вам налоговики рассчитали налог на имущество из кадастровой стоимости. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Изучим подробнее, как задействовать все эти показатели на практике.
Формула расчета налога на имущество физических лиц
В целях расчета платежа НК РФ установлена формула, имеющая следующий вид:
где: Н — величина налога к уплате;
Н1 — номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;
Н2 — номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры, ставки, а также коэффициента-дефлятора и имеющая 2 варианта определения:
К — понижающий коэффициент, последовательно увеличивающийся на 0,2 ежегодно в течение первых 3 лет начала применения расчета от кадастровой стоимости, составляя, таким образом, от 0,2 (в 1 год) до 0,6 (в 3 год). Начиная с 4-го года понижающий коэффициент при расчете налога не участвует.
Рассмотрим пример. Условимся, что:
Ставка налога по кадастровой цене имущества, установленная в городе, — 0,1% на объекты со стоимостью ниже 10 млн руб.
По инвентаризационной стоимости используется ставка, которая установлена на федеральном уровне, — в силу отсутствия регулирующего муниципального НПА. Она составляет 0,1%, если имущество с учетом дефлятора стоит менее 500 000 руб. (подп. 2 п. 6 ст. 406 НК РФ).
Дефлятор, установленный для 2017 года (последнего года применения расчета от инвентаризационной стоимости) — 1,425 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698).
Вычет по имущественному налогу для квартир — 20 кв. м. Используется тот, который установлен на федеральном уровне, — по причине отсутствия регулирующего муниципального НПА (пп. 3, 7 ст. 403 НК РФ).
Понижающий коэффициент на 2020 год — 0,6 (п. 8 ст. 408 НК РФ).
Для вычисления показателя Н1:
1. Определяем величину кадастровой налоговой базы с учетом вычета (все расчетные данные округляем до целого рубля).
В соответствии с п. 3 ст. 403 НК РФ она равна кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. м жилплощади. Таким образом, мы:
3 000 000 – 857 140 = 2 142 860 руб.
2. Умножаем эту сумму на ставку, определенную для кадастровой стоимости (0,1%). Значение Н1 составит 2 143 руб.
Показатель Н2 равен сумме налога на имущество, исчисленного за 2017 год по инвентаризационной стоимости:
1. У нас есть налоговая база — 300 000 руб.
2. Умножаем ее на коэффициент-дефлятор (1,425) и получаем 427 500 руб.
Это значит, что мы можем применить при определении налога Н2 ставку в 0,1% (ст. 406 НК РФ). Умножив инвентаризационную налоговую базу на данную ставку, получаем показатель Н2, равный 428 руб.
Вычитаем из Н1 показатель Н2:
2 143 – 428 = 1 715 руб.
Умножаем результат на 0,6 (понижающий коэффициент за третий год исчисления налога от кадастровой стоимости согласно ст. 408 НК РФ), получается 1 029 руб. Добавляем к нему показатель Н2 — и получаем 1 457 руб. Это и есть показатель Н, то есть налог, который необходимо уплатить в бюджет.
Если получится, что Н1 меньше Н2, в бюджет нужно уплачивать налог, который равен показателю Н1 (п. 9 ст. 408 НК РФ).
Если же субъект РФ не принял решение о начислении налога от кадастровой стоимости и не утвердил эту стоимость на начало 2016 года (т. е. не выполнил условия, предусмотренные п. 1 ст. 402 НК РФ), он может начать применять такой расчет с начала любого года, с 2017 по 2020, и тогда расчет показателя Н2 будет производится исходя из инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для последнего года применения расчета налога от инвентаризационной стоимости и ставки налога.
Что делать, если сотрудники ИФНС рассчитали налог к уплате не верно? Узнайте ответ на этот вопрос, получив пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно.
Проверить правильность расчета налога на имущество можно с использованием калькулятора, размещенного на сайте ФНС РФ.
Итоги
С 2015 года налог на имущество граждан РФ начисляется с учетом кадастровой цены объекта, если в соответствующем регионе РФ выполнены для этого все условия (принят закон и пообъектно утверждена кадастровая стоимость). В формуле для расчета налога за 2015–2020 годы в целях смягчения увеличения налоговой нагрузки на плательщиков учитываются такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставки по ней, а также коэффициент-дефлятор. Далее налог будет исчисляться без использования уменьшающих сумму налога показателей.
Ознакомиться с иными нюансами уплаты налога на имущество вы можете в этой статье .
Подать заявление на льготу по налогу на имущество или сообщить о льготируемом имуществе можно в любой налоговой инспекции. Подробнее об этом читайте здесь.
Справочник
Глава содержит дополнительную и полезную для работы информацию о некоторых компонентах РИК, приводятся таблицы со списком определителей, начислений, доступных выходных форм при выпуске смет из окон ЛС и РСР, показаны настройки различных параметров в разных окнах программы и др.
На этой страничке мы расскажем о СНБ, с которыми работает ПК РИК, дадим таблицу определителей, приведём характеристики некоторых начислений.
ПК РИК работает со следующими НБ:
МТСН 81-98 Территориальные сметные нормативы для города Москвы в уровне цен на 01.01.1998. Применяется для составления сметной документации на строительство, ремонт и реставрацию объектов жилищно-коммунального, социального и промышленного назначения в г. Москве, разработки укрупненных показателей стоимости видов и комплексов работ, выполняемых в строительстве, формирования договорных цен на строительную продукцию, а также для расчетов за выполненные работы. Разработаны ОАО МЦЦС «МОССТРОЙЦЕНЫ» в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.12.1997 № 925.
ТСН-2001 Территориальные сметные нормативы для Москвы в базисном уровне цен на 01.01.2000. Применяется для составления сметной документации на строительство, ремонт и реставрацию объектов жилищно-коммунального, социального и промышленного назначения в г. Москве, разработки укрупненных показателей стоимости видов и комплексов работ, выполняемых в строительстве, определения начальной цены для проведения конкурсов, торгов, формирования договорных цен на строительную продукцию, а также для расчетов за выполненные работы. Введены в действие с 01.12.2006 г. постановлением Правительства Москвы от 14.12.2006 № 900-ПП. Разработаны ОАО МЦЦС «МОССТРОЙЦЕНЫ» на основе действующих МТСН 81-98 и ГЭСН-2001 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.08.2004 № 557-ПП.
ТЭСН-2001 (нт) Нормы на новые технологии в строительстве – элементные сметные нормы и единичные расценки в базисном уровне цен 2000 года на работы с применением новых технологий, оборудования, машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, в том числе импортного производства, а также дополнительные нормы и расценки по традиционным технологиям производства работ. Разработаны в составе сметно-нормативной базы ТЕР-2001 Спб. Являются дополнительными к сборникам ГЭСН и применяются совместно с ними. Разработчик – РЦЦС г. Санкт-Петербурга.
Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020
Скоро на смену привычному ПБУ 6/01 придет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 17.09.20 № 204н). В обязательном порядке данный ФСБУ нужно применять с января 2022 года. По желанию стандарт можно начать использовать раньше — с января 2021 года. Рассмотрим основные нововведения, которые касаются большинства организаций.
Критерий по стоимости
Действующие правила
ПБУ 6/01 позволяет организациям устанавливать предельную стоимость объекта, который относится к основным средствам. При этом лимит не может превышать 40 000 руб. за единицу.
На практике это правило применяется следующим образом. Если объект удовлетворяет всем критериям ОС, но стоит не дороже 40 000 руб., его можно включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать расходы на него при вводе в эксплуатацию. Если же стоимость объекта больше этой суммы, выбора нет — его необходимо признать основным средством.
Новые правила
ФСБУ 6/2020 тоже дает компаниям право самостоятельно определить пороговую стоимость основных средств. Но предусмотрены два существенных новшества:
ВАЖНО
Сейчас в налоговом учете малоценное имущество следует отражать не так, как в бухгалтерском. Если в БУ лимит по стоимости равен 40 000 руб., то в НУ —100 тысяч руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это порождает временные разницы у тех, кто применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (подробнее см. «Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций », которую необходимо применять с 2020 года »). Благодаря новым правилам этого удастся избежать. Достаточно установить в бухучете такое же пороговое значение, как и в НУ, то есть 100 000 руб.
А мортизация
Элементы амортизации
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
СПРАВКА
В ПБУ 6/01 прямо не сказано о том, что способ начисления амортизации разрешено изменить в процессе эксплуатации ОС. Но и четкого запрета тоже нет. Компании, использующие международные стандарты финансовой отчетности, уже сейчас проводят подобные замены на основании пункта 61 МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Ликвидационная стоимость
Это новое понятие. Формула для расчета ЛС основного средства приведена в пункте 30 ФСБУ 6/2020. Нужно найти два значения. Первое — сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта (включая материальные ценности, оставшиеся после выбытия). Второе значение — предполагаемые расходы на выбытие. Затем из первого значения следует вычесть второе.
Далее сказано следующее, цитируем: «…причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».
ЛС считается равной нулю, если:
Когда и как считать амортизацию
В новом стандарте сказано, как следует определять сумму амортизации ОС за отчетный период. Делать это надо таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта равнялась его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).
Что касается даты начала и окончания начисления амортизации, то здесь тоже есть изменения.
Согласно ПБУ 6/01, начинать надо с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету. По правилам ФСБУ 6/2020 — с даты признания объекта в бухучете. И только «по решению организации» начало можно отложить до 1-го числа следующего месяца. То есть такой вариант допустим, но является, скорее, исключением.
Аналогичная картина с датой прекращения начисления амортизации. Сейчас это 1 число месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо списания его с бухучета. По правилам ФСБУ 6/2020 — момент списания ОС с бухучета. В качестве исключения, по решению организации, амортизацию можно завершить 1 числа следующего месяца.
ВАЖНО
Согласно ФСБУ 6/2020, начисление амортизации приостанавливается, если ликвидационная стоимость ОС равна или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ЛС станет меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновится.
Способы начисления амортизации
Способ зависит от того, каким образом определяется срок полезного использования объекта.
Если СПИ — это период, в течение которого основное средство будет приносить экономические выгоды, то используется линейный способ, либо способ уменьшаемого остатка.
При линейном методе стоимость объекта погашается равномерно в течение СПИ. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, нужно от балансовой стоимости отнять ликвидационную. Полученную цифру разделить на оставшийся срок полезного использования.
Метод уменьшаемого остатка предполагает, что суммы амортизации за одинаковые периоды должны уменьшаться по мере истечения срока полезного использования. Формулу расчета компания разрабатывает самостоятельно.
Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.
Другие нововведения
Ретроспектива в применении нового стандарта
В пункте 48 ФСБУ 6/2020 сказано: последствия изменения учетной политики, связанные с началом применения нового стандарта, следует отражать ретроспективно. То есть так, как будто указанный стандарт применялся с начала появления того или иного ОС.
Можно провести корректировку балансовой стоимости объекта на начало отчетного периода, с которого используется ФСБУ 6/2020. Для этого надо взять первоначальную стоимость и отнять накопленную амортизацию. Причем первоначальная стоимость должна быть посчитана по прежним правилам, а накопленная амортизация — по нормам нового стандарта (п. 49 ФСБУ 6/2020).
Начисления н17 2 что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального казначейства от 2 апреля 2020 г. № 17н “Об утверждении Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета”
На основании пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.), пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 февраля 2020 г.), пункта 14 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517; Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 мая 2017 г.) приказываю:
Утвердить в целях формирования единой учетной политики при централизации учета прилагаемые Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственное казенное учреждение) осуществляют полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Руководитель | Р.Е. Артюхин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального казначейства
от «2» апреля 2020 г. № 17н
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственное казенное учреждение) осуществляют полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы
1. Общие положения
Порядок взаимодействия уполномоченных организаций при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации определены приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2020 г., регистрационный номер 57255). Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета устанавливается субъектами централизованного учета. Участие сотрудников уполномоченных организаций в инвентаризационных и рабочих инвентаризационных комиссиях не требуется.
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета применяются последовательно из года в год.
Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета производится в порядке, предусмотренном разделом 11 настоящего документа.
2. Основные способы ведения бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета, иные документы бухгалтерского учета, применяемые уполномоченными организациями для ведения централизованного бухгалтерского учета, по которым нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности, не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности.
Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык, осуществляемый сотрудником субъекта централизованного учета, определенным приказом субъекта централизованного учета либо сторонним специалистом, привлеченным субъектом централизованного учета на договорной основе, либо самостоятельно лицом, предоставившим документ (под его ответственность за корректность данного перевода).
Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного документа (регистра) ежемесячно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии со следующей нумерацией и детализацией регистров бухгалтерского учета:
N 1 Журнал операций по счету «Касса»;
N 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;
N 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
N 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
N 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходами;
N 6 Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиями;
N 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
N 8 Журнал по прочим операциям.
Главная книга (ф. 0504072) формируется отдельно по каждому субъекту централизованного учета. В случае если субъект централизованного учета осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по распределяемым доходам с кодом элемента, отличным от элемента бюджета 01 «федеральный бюджет», формирование Главной книги (ф. 0504072) осуществляется по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование копий регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, сформированных в форме электронных документов, на бумажном носителе (образов электронных документов на бумажном носителе) осуществляется, в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов и (или) необходимости обеспечения хранения таких документов на бумажном носителе, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) и после сдачи отчетности.
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на основании предъявленных к оплате счетов, накладных, актов выполненных работ и других первичных учетных документов.
Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от субъекта централизованного учета в месяце, следующим за отчетным:
Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от субъекта централизованного учета в году, следующим за отчетным:
Уполномоченные организации обеспечивают хранение представленных (сформированных) первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2020 г., регистрационный номер 57449).
3. Учет нефинансовых активов
Классификация объектов бухгалтерского учета в виде операций, возникающих при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектами учета аренды, либо объектами основных средств, а также оценка указанных объектов бухгалтерского учета, осуществляется на дату принятия субъектом централизованного учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.
В целях отражения в бухгалтерском учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, следует полагаться на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта централизованного учета, принимая во внимание период бюджетного цикла 3 года, и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды.
В случае передачи части объекта имущества в пользование, стоимость передаваемой части рассчитывается пропорционально его площади и отражается на соответствующих забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.
3.1. Учет объектов основных средств
3.1.1. Структура кодовых обозначений инвентарного номера объекта основных средств
Инвентарный номер объекта основных средств, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
3.1.2. Принятие к учету инвентарных объектов основных средств
Решения Комиссии об отнесении основных средств к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов основных средств, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Принятие к учету основных средств, по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров), осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта основных средств в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207), в этом случае не требуется.
При наличии в документах поставщика информации о стоимости составных частей объекта основных средств, такая информация отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031).
Стоимость расходов, связанных с приобретением, а также услуг по доставке объектов основных средств, распределяется пропорционально стоимости видов объектов основных средств.
Справедливая стоимость объектов основных средств определяется методом рыночных цен.
Выдача в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210). Ведомость утверждается уполномоченными лицами субъекта централизованного учета и служит основанием для списания объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно с балансового учета, с одновременным отражением на счетах забалансового учета по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
При объединении основных средств в единый инвентарный объект (комплекс объектов основных средств), основные средства выбывают из учета вместе с ранее начисленной амортизацией и убытком от обесценения (при наличии), на основании оформленных Комиссией Актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104).
В случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.
Уменьшение стоимости объекта основных средств на стоимость заменяемых (выбываемых) частей возможно только при наличии стоимостной оценки заменяемых частей. В случае если надежно определить стоимость заменяемого объекта не представляется возможным, а также, если в результате такой замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается.
Применение в бухгалтерском учете положений об изменении первоначальной стоимости объекта основных средств производится в случаях замещения (частичной замены) в отношении следующих групп основных средств:
а) нежилые помещения (здания и сооружения);
б) машины и оборудование;
в) транспортные средства.
3.2. Учет объектов нематериальных активов
3.2.1. Структура кодовых обозначений инвентарного номера объекта нематериальных активов
Инвентарный номер объекта нематериальных активов, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
3.2.2. Принятие к учету инвентарных объектов (группы инвентарных объектов) нематериальных активов
— 010231000 «Научные исследования и разработки»;
— 010232000 «Программное обеспечение и базы данных»;
— 010233000 «Другие объекты интеллектуальной собственности».
Принятие к учету объектов нематериальных активов (выбытие из учета нематериальных активов) осуществляется уполномоченной организацией на основании Решения Комиссии, с указанием стоимости нематериального актива и срока его полезного использования.
Решения Комиссии об отнесении нематериальных активов к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов нематериальных активов, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Принятие к учету нематериальных активов, по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров), осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта нематериальных активов в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) в этом случае не требуется.
Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права Российской Федерации в лице субъекта централизованного учета на указанный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если у нематериального актива срок использования не определен, то по умолчанию в целях определения амортизационных отчислений срок использования устанавливается из расчета десять лет.
Результаты модернизации нематериальных активов принимаются к учету в целях удорожания стоимости нематериальных активов по факту поступления Решения Комиссии и документов, подтверждающих произведенные капитальные вложения в соответствующий объект нематериальных активов.
3.2.3. Учет нематериальных активов и прав использования результатов интеллектуальной деятельности
Нематериальные активы (программное обеспечение), на которые субъекту централизованного учета предоставлены права использования, в том числе приобретенные одновременно с оборудованием (предустановленное в оборудование), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Если приобретенные объекты нематериальных активов (программное обеспечение) не имеют стоимостных оценок и (или) их стоимость не представляется возможным определить, то такие объекты нематериальных активов учитываются в условной оценке: 1 объект, 1 рубль.
Программное обеспечение, на которое субъекту централизованного учета предоставлено право использования, срок использования которого менее 12 месяцев, а также затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (контрактом) результатов, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года.
Программное обеспечение, на которое субъекту централизованного учета предоставлено право использования без ограничения срока использования, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» пять лет.
Нематериальные активы, предоставляемые субъектом централизованного учета (лицензиаром) в пользование на условиях сохранения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отражаются бухгалтерскими записями путем внутреннего перемещения объекта учета (без выбытия с балансового учета) с одновременным отражением на соответствующих аналитических забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».
3.3. Применяемые методы начисления амортизации
Начисление амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов, правам пользования активами производится линейным способом последним рабочим днем текущего месяца.
На структурную часть комплекса объекта основных средств амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), независимо от того, что объект имеет единый инвентарный номер.
Если срок полезного использования структурной части объекта основных средств совпадает со сроком полезного использования иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), то при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.
При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается способом пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
3.4. Учет материальных запасов
Выбытие материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Учет бланков строгой отчетности, выданных на хранение лицу, ответственному за их хранение и (или) выдачу, осуществляется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке 1 объект, 1 рубль (стоимость которых не возмещается) и по стоимости приобретения (стоимость которых возмещается).
В рамках осуществления централизованных закупок материальных запасов и (или) торговой (производственной) деятельности затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, не включаются в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относятся в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года.
3.5. Структура кодовых обозначений инвентарного номера объекта непроизведенных активов
Инвентарный номер объекта непроизведенных активов, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
4. Учет нефинансовых активов имущества казны
Ведение аналитического учета по объектам в составе имущества казны осуществляется на основании предоставляемых субъектами централизованного учета первичных учетных документов и информации из реестра федерального имущества. ***
Учитывая особенности формирования реестра федерального имущества в части отражения первоначальной, балансовой, остаточной, кадастровой и иной стоимости, при представлении субъектом централизованного учета информации из реестра федерального имущества для целей бухгалтерского учета применяется:
В случае отсутствия в реестре федерального имущества информации о балансовой стоимости объекта имущества для целей бухгалтерского учета:
В отношении объектов с нулевой стоимостью в реестре федерального имущества для целей бухгалтерского учета указывается балансовая стоимость 1 рубль.
Объекты имущества казны, учитываемые в реестре федерального имущества в подразделе 2.5 «Сведения об ином движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, особо ценном движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей, и оборотных активах (независимо от их стоимости), учитываемых как единые объекты», отражаются в составе движимого имущества, составляющего казну (счет 010852000) и материальных запасов, составляющих казну (счет 010856000) общей суммой единым объектом «Иное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, особо ценное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей, и оборотные активы (независимо от их стоимости), учитываемые как единые объекты» в разрезе реестровых номеров.
Вещественные доказательства, задержанные и изъятые таможенными органами товары (не обращенные в собственность государства), иное изъятое имущество (не обращенное в собственность государства), а также фактически принятое арестованное имущество учитываются исключительно на забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.
Изменение стоимости имущества осуществляется на основании документа об оценке рыночной стоимости имущества, подготавливаемого Комиссией.
5. Аналитический учет расчетов по администрируемым доходам в федеральный бюджет
В случае признания субъектом централизованного учета задолженность неплатежеспособных дебиторов сомнительной задолженностью, в том числе при условии несоответствия сомнительной задолженности критериям признания ее активом, либо признание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дебиторской задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию, одновременно осуществляются следующие операции по учету задолженности дебиторов: сумма сомнительной задолженности списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».
Списание сомнительной задолженности с забалансового счета 04 «Сомнительная задолженность» осуществляется на основании Решения Комиссии:
— по истечении срока наблюдения (пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации);
— при возобновлении процедуры взыскания сомнительной задолженности (в случае возобновления учета сомнительной задолженности в балансовом учете);
— при поступлении средств в погашение сомнительной задолженности.
Комиссия выносит решение по результатам рассмотрения документов по просроченной дебиторской задолженности, и представляет его в письменном виде для утверждения руководителю субъекта централизованного учета либо иному уполномоченному им лицу.
Списание просроченной (безнадежной) дебиторской задолженности с балансового (забалансового) учета осуществляется на основании приказа (распоряжения) субъекта централизованного учета, принятого в соответствии с полномочиями администратора доходов бюджетов.
6. Ведение бюджетного учета операций, совершаемых за территорией Российской Федерации
Все факты хозяйственной жизни, совершаемые за территорией Российской Федерации, отражаются в бюджетном учете одновременно в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.
7. Учет обязательств
7.1. Учет обязательств по заработной плате и иным выплатам
Отражение начислений физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, в том числе осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражение удержаний из сумм начислений осуществляется с использованием Расчетной ведомости (ф. 0504402).
7.2. Учет обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Признание в бюджетном учете обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется:
7.3. Порядок формирования отложенных обязательств (резервов предстоящих расходов)
В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, формируются следующие виды резервов:
— резерв отпусков, на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование работника (служащего);
— резерв по претензионным требованиям и искам, в том числе оспариваемым в судебном порядке.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений на основании Бухгалтерской справки (форма 0504833).
Оценочное обязательство в виде резерва отпусков определяется ежегодно на начало года, исходя из информации о количестве дней неиспользованного отпуска всех работников на указанную дату.
Резерв отпусков рассчитывается как сумма оплаты отпусков работникам (служащим) за фактически отработанное время на начало года и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков определяется в целом исходя из следующей формулы:
Резерв отпусков = К х ЗПср,
При этом среднедневной заработок для расчета резерва определяется следующим образом:
ЗПср = ФОТ/(12 х 29,3 х Ч)
Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается в среднем по субъекту централизованного учета:
Резерв стр.взн. = К х ЗПср х С,
Сумма страховых взносов рассчитывается по максимальному тарифу страховых взносов без учета предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Оценочное обязательство в виде резерва для оплаты обязательств по предъявленным претензиям и искам определяется (уточняется) ежеквартально на основании информации, представляемой в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Резерв по претензионным требованиям и искам признается в полной сумме в случае предъявления претензионных требований и исков о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц (в том числе при издании актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации или иному правовому акту), а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов. При недостаточности сумм созданных резервов, соответствующее превышение фактически произведенных расходов признается расходами (затратами) текущего периода.
Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и корректировке до текущей обоснованной оценки на отчетную дату.
Резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан.
8. Учет счетов санкционирования
Принятие к учету бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Информация в документах для постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство) заполняется в соответствии с требованиями к документам, предусмотренными порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Принятие к бухгалтерскому учету принимаемых обязательств осуществляется на основании:
— Сведений о приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Суммы ранее принятых бюджетных обязательств подлежат корректировке:
— по бюджетным обязательствам, принятым в пределах выделенных лимитов на сумму отозванных лимитов бюджетных обязательств на основании расходного расписания, на сумму неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на основании отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств;
— по бюджетным обязательствам, принятым по заявлению на выдачу под отчет денежных средств, подлежат изменению в сумме утвержденного авансового отчета;
9. Порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бюджетная отчетность составляется уполномоченными организациями на основании данных Главной книги и (или) других регистров бухгалтерского учета. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам бухгалтерского учета с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета. Показатели годовой бюджетной отчетности подтверждаются данными инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В пояснениях к отчетности за отчетный период раскрывается:
— представленная субъектом централизованного учета информация об условиях его хозяйственной жизни, существовавших на отчетную дату, если такая информация подлежит раскрытию в отчетности;
— информация о событиях после отчетной даты, свидетельствующая о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета. В частности, описывается само событие и дается оценка его последствий в денежном выражении. При невозможности произвести денежную оценку, на это указывается вместе с причинами, по которым сделать это невозможно.
10. Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
В целях своевременного представления отчетности, события после отчетной даты отражаются в бухгалтерском учете не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты представления отчетности, определенной в установленном порядке.
Дата (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, подлежащие отражению в составе показателей отчетного финансового года, отражающие события после отчетной даты, не может быть позже даты отражения события после отчетной даты в бухгалтерском учете.
События после отчетной даты, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату условия хозяйственной жизни субъекта централизованного учета, отражаются:
— в пояснениях к отчетности.
События после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета, отражаются:
— числовые данные в отчетности не корректируются;
— в пояснениях к отчетности.
Событие после отчетной даты определяется как существенное в составе событий после отчетной даты, если оно обусловливает изменения стоимости соответствующего объекта бюджетного учета на 5 процентов и более от общей стоимости группы активов, обязательств или иных показателей.
11. Порядок внесения изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета
Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета осуществляется уполномоченным органом в случаях:
а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
б) разработка и выбор уполномоченным органом новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;
в) существенного изменения условий деятельности субъектов централизованного учета, включая их реорганизацию, ликвидацию (упразднение), изменение возложенных на субъекты централизованного учета полномочий и (или) выполняемых ими функций;
г) поступления предложений по совершенствованию методов ведения централизованного бухгалтерского учета от субъектов централизованного учета в целях обеспечения их информацией об активах, обязательствах и финансовом результате, необходимой для исполнения ими бюджетных полномочий;
д) поступления предложений от уполномоченных организаций в целях совершенствования методов ведения централизованного бухгалтерского учета.
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета применяются с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета в течение отчетного года, не связанное с изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, производится по решению уполномоченного органа.
В предложения по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета, подготовленные инициатором изменений, включается следующая информация:
— обоснование необходимости внесения изменений, с обоснованием причины возникновения такого изменения;
— данные, подтверждающие неэффективность и (или) невозможность применения действующих положений единой учетной политики, ухудшающих качество и (или) препятствующих осуществлению централизуемых полномочий;
— прогноз финансовых, экономических и иных последствий внесения таких изменений.
Предложения по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета направляются инициатором изменений уполномоченному органу в срок не позднее 1 октября текущего финансового года.
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений, принимает решение о внесении соответствующего изменения в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета, либо подготавливает мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета, в виду их несоответствия принципам концептуальных основ бухгалтерского учета, утвержденных Приказом N 256н, в части отсутствия прогностической ценности для финансовой оценки будущих периодов, либо подтверждающей ценности для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов, либо в виду превышения затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности над ее полезностью и преимуществами от ее использования. Уполномоченным органом в период рассмотрения предложений по внесению изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета может быть запрошена дополнительная информация у инициатора изменений.
Для определения даты начала применения вносимых изменений, уполномоченный орган дает заключение относительно состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего отчетного периода, на который окажут влияние вносимые изменения.
Обзор документа
Федеральное казначейство определило особенности централизованного бухучета в госсекторе. Они должны применяться последовательно из года в год.
Регистры бухучета должны формироваться в электронном виде ежемесячно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Приведены нумерация и детализация регистров.