Надгробный мадригал это что
Значение слова
Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.
Эволюция жанра
Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.
К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.
Итальянское и французское направление
Постепенно мадригал стал приобретать значение большой песни любви с торжественным, величественным характером. Позже он имел исключительно эротическое направление. Многие великие композиторы Италии и Франции того времени писали мадригалы. Среди них Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки, Орландо Лассо.
Мадригал постоянно поддавался изменениям, для этого стали вводиться частые и глубокие диссонансы. Упомянутая особенность характерна для таких составителей текстов, как Торкватто Тассо и Бернардо. Особо отличились в создании песен такого жанра Клаудио Момтеверди и Джезуальдо де Веноза. Мастера итальянского мадригала добились изумительного баланса между стихами и музыкой. Их творения стали удивительно мелодичными, наполненными лёгким гармоничным развитием.
За особенность исполнения мадригалов Луки Маренцио стали называть «сладкоголосым итальянским лебедем». Особую знаменитость приобрели его квинтеты, которых он сочинил целых девять книг.
Мадригалы в Англии
Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.
Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.
Литературные мадригалы
В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.
Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.
Мадригал в русской поэзии
В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу «Опыт русской антологии». В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.
Любовные мадригалы Лермонтова
М. Ю. Лермонтов прожил всего 28 лет. Он не был женат, но имел тонкую романтичную душу, которая часто влюблялась. Среди его возлюбленных были такие красавицы, ка: К. С. Сабурова, Э. К. Мусина-Пушкина, А. О. Смирнова, В. Бухарина и др. Стоит отметить его мадригалы: «Как дух отчаянья и зла. «, «Силуэт», «Душа телесна!». Многие из этих стихов были прочитаны поэтом на одном из маскарадов.
Современное воплощение жанра
Значение слова «мадригал»
1. Лит. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, обычно посвященное даме. Я напишу вам, баронесса, В латинском вкусе мадригал. Пушкин, К бар. М. А. Дельвиг. Знакомые мужчины льнули к ней, сыпали комплиментами, писали ей в альбом мадригалы. Вересаев, Поэт.
2. Устар. Льстивая похвала, комплимент. Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал. Пушкин, Евгений Онегин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАДРИГА’Л, а, м. [фр. madrigal]. 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты. точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пшкн. 2. Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мадрига́л
1. филол. небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трёх рифмованных куплетов ◆ Вот, Зина, вам совет: играйте, // Из роз веселых заплетайте // Себе торжественный венец // — И впредь у нас не разрывайте // Ни мадригалов, ни сердец. Пушкин, «К Е. Н. Вульф («Вот, Зина, вам совет: играйте. «)», 1826 г. (цитата из НКРЯ)
2. искусств. особый вид старинного вокального сочинения для трёх и более голосов на стихотворение пасторального любовного содержания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: деактивация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова мадригал
мадригал в словаре кроссвордиста
мадригал
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
мадригала, м. (фр. madrigal).
Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты. точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пушкин.
Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания посвященное даме и восхваляющее ее.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.
Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
МАДРИГАЛ (франц. madrigal)
С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.
Большая Советская Энциклопедия
[франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater ≈ мать) ≈ песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия ) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. ≈ 2≈3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4≈5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 ≈ начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.
М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 ≈ начало 19 веков ≈ жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:
«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;
Я соглашусь, любовию дыша:
Твоё прекраснейшее тело
Не что иное, как душа!
Википедия
Мадрига́л (, лат. madrigale, mandrigale; от — на родном — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме ) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме ).
Мадригал:
Мадрига́л — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.
Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV — XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.
. Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня. »
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.
Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского :
Вы все имеете, чем нежный пол гордится
Приятности, красу и свежесть юных лет
Кто знает разум ваш — дивится,
Кто знает сердце — тот своё вам отдает.
Как гурия в магометанском
Эдеме, в розах и шелку
Так Вы в лейб-гвардии уланском
Её величества полку.
Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов — архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.
С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода. Монографические концерты и звукозаписи «Мадригал» посвящал музыке Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Нидерландов. В дальнейшем и хронологические, и культурные рамки деятельности ансамбля были расширены: «Мадригал» начал исполнять византийскую, южнославянскую и русскую музыку (вплоть до духовных концертов XVIII века), а в западноевропейской музыке дошёл до произведений IX—XII веков, хотя основой репертуара остаются сочинения XIV—XVIII столетий.
Категория:Камерные ансамбли России Категория:Исполнители старинной музыки Категория:Ансамбли старинной музыки Категория:Музыкальные коллективы, появившиеся в 1965 году
Примеры употребления слова мадригал в литературе.
ТРИ МАДРИГАЛА для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина.
Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка.
Каждый голос, каждый звук должны найти для себя такую форму выражения, которая отвечала бы сути мадригала, а не была бы одним из механических воспроизведений, великое множество которых они слушали на пластинках, сравнивая, изучая, чтобы самим стать немного Джезуальдо, князем-убийцей, повелителем музыки.
Это относится также и к ссылкам на Джезуальдо, мадригалы которого я слушаю с давних времен.
Однажды нашел он на столе у него мадригалы Вольтера и поэмы Пирона, сперва удивился, зачитался, а там взял мадригалы себе и позабыл сделать Александру внушение.
Сегодня была тревога: у одного из воспитанников, Пушкина, Пилецкий нашел мадригалы Вольтера, поэта Пирона и прочие, как он выразился, пакостные книжки.
Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.
Однако она в Этом не признавалась и в течение четверти столетия разыгрывала комедию помолвки с большим удовольствием, потому что ей нравилось волокитство, сопровождавшееся сочинением мадригалов и поднесением подарков.
Предположение об авторстве Луиджи Аламанни сомнительно, так как мадригал по стилю и лексике сильно отличается от его стихов.
Этот мадригал еще последовательнее, чем сонет 60, проводит параллель между работой скульптора над камнем и донны над любящим человеком.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: madrigal
Задом наперед читается как: лагирдам
Мадригал состоит из 8 букв
Значение слова мадригал
Словарь Ушакова
мадриг а л, мадригала, муж. (франц. madrigal).
Культурология. Словарь-справочник
1) в XIV – XVI вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2- 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5 голосное без сопровождения;
2) с XVII в. – небольшое стихотворение – комплимент.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от итал. madrigale — песня на родном материнском языке) — небольшое стихотворение-комплимент.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
* В русской поэзии мадригал известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных мадригалов принадлежат А. Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина мадригал вызывал ироническое отношение:
. И дрожь, и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши! (А. Пушкин)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Короткое стихотворение, содержащее восхваление кого-нибудь.
* ► И дрожь и злость меня берет, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши. // Пушкин. Евгений Онегин // *
2. Любезность, комплимент.
* ► Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал. // Пушкин. Евгений Онегин // *
* ► И полный искренней печалью Владимир тут же начертал Ему надгробный мадригал. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Словарь музыкальных терминов
Словарь сыров
твердый сыр. Этот сыр имеет нежную, маслянистую, жирную сырную массу кремового цвета, нежный, пикантный, сливочный, приятный вкус и аромат.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МАДРИГАЛ, а, м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её.
| прил. мадригальный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre — пастух и gal — жалоба, по мнению других — от materialia, обозначающего светское пение и данного М. в отличие его от духовного пения (mottetto), схожего с М. по форме. М. перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в Ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М. впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в первой половине XVI в. При нем М. вместо речитативной формы получил более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно писался для 3-5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и в других странах Западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный введением arioso, М. считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М., или переложения М. на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto — короткий мадригал, Madrigalone — большой мадригал.
М. (лит.) — лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.
Мадригал (литература)
Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV—XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.
Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, позднее — К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
. Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня. »
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.
Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского:
Вы все имеете, чем нежный пол гордится
Приятности, красу и свежесть юных лет
Кто знает разум ваш — дивится,
Кто знает сердце — тот своё вам отдает.
Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма. Пример такого «мадригала» — «Мадригал полковой даме» Н. С. Гумилёва:
Как гурия в магометанском
Эдеме, в розах и шелку
Так Вы в лейб-гвардии уланском
Её величества полку.
Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов — архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.