Наехал на ногу пешеходу что будет
Наехал на ногу пешеходу: что делать и как избежать последствий
Случаются такие ситуации — машина проезжает настолько близко, что порой задевает пешехода. Очень часто в таком случае страдают ноги проходящего. Вспыхивают споры между автомобилистом с пешим гражданином по причине различной трактовки случившегося. Зачастую водитель и не ведает о факте наезда и продолжает движение как ни в чем не бывало. В это время пешеход вызывает сотрудников Госавтоинспекции и сообщает, что виновник ДТП скрылся с места аварии.
Ответственность за наезд на ногу пешеходу
Пешеходы нередко попадают под колеса автомобиля:
Впрочем, это еще нужно умудриться – проехаться по ноге, но не зацепить остальные части тела. Однако подобные случаи, к сожалению, имеют место на наших дорогах.
На телефон ничего не подозревающего автовладельца вдруг поступает звонок из ГИБДД, и ему сообщают, что он переехал ногу пешеходу, а потому приглашается по такому-то адресу для разбора дела по этому поводу. Так автолюбитель неожиданно узнает о случившейся оказии, и ему инкриминируется следующее: оставление места ДТП и причинение физического вреда человеку.
Некоторые водители теряются и не знают, как правильно себя вести. В результате они признают себя виновными и в том, и в другом. Между прочим, в последние годы угрожающе участились случаи мошенничества, связанные с тем, что ушлые ребята разводят водителя, не заметившего наезда на пешехода и уехавшего восвояси в полном неведении о произошедшем.
Иногда уехать водителю не дают, а напротив, всячески привлекают его внимание к тому, что он якобы наехал на ногу некоему гражданину. Чаще всего такие пешеходы-пройдохи не работают в одиночестве, у них всегда есть помощники. Разыгрывается целое театральное представление, рассчитанное на эффектное воздействие на выбранную жертву. Наивно к тому же полагать, будто отсутствие вмятин или царапин на машине поможет отвязаться от злоумышленников. Рекомендуется не поддаваться на провокации, проявить характер, закрыться в авто и вызвать ГИБДД вместе со скорой помощью. Если это разводилово, то почуяв неладное, мошенники поспешат покинуть «поле боя».
Многие из автовладельцев неоднократно сталкивались с ситуациями, когда их привлекали к административной ответственности за оставление места происшествия даже невзирая на то, что у «пострадавших» не наблюдается повреждений от наезда на ногу. Спокойно выпутаться из возникшей истории, скорее всего, не получится…
Если эпизод наезда все-таки имел место, то хорошо, если удастся мирно договориться о компенсации за причинение ущерба с пешеходом. Бывает так, что пострадавший навстречу нарушителю не идет. Конечно остается шанс договориться не заводить дело с автоинспектором, но если пострадавший подаст заявление в суд, а судья укажет на ошибку должностного лица, то отвечать будут оба – и наехавший на пешехода водитель, и сотрудник ГИБДД.
Размеры штрафов за содеянное зависят от степени тяжести нанесения травм потерпевшему:
Следует понимать, что под причинением легкого вреда здоровью имеется ввиду ухудшение физического состояния гражданина на незначительный срок, несущественная утрата способности нормально выполнять свою производственную работу.
Под причинением средней тяжести вреда здоровью подразумевается неопасное для жизни, но долгое восстановление организма, длительная недееспособность, невозможность выходить на работу.
Нанесения тяжкого вреда здоровью влечет за собой уголовную ответственность до двух лет лишения свободы.
Наехал на ногу пешеходу во дворе: что грозит
Чаще всего под наезд автомобиля из-за небрежности и невнимательности шофера попадают дети и пожилые люди. Чтобы избежать описываемых неприятностей, водителям следует придерживаться простых правил. По территории двора перемещаться как можно медленнее, в пределах 20 км/час.
В любой момент под машину может попасть заигравшийся ребенок, сойти с тротуара пешеход. При минимальной скорости передвижения техники есть вероятность резко затормозить и предотвратить наезд. Ни в коем случае нельзя потихоньку подъезжать к человеку и резко сигналить, это может испугать его, а также вызвать приступ гнева и привести к конфликту.
Не всегда выявить виновника транспортного происшествия во дворе удается по горячим следам, когда отсутствует прямое нарушение ПДД со стороны водителя. Например, наехал на ногу пешеходу, последствия – легкая травма. Но при этом пешеход неожиданно вышел на дорогу или передвигался по плохо освещенной улице поздним вечером, при наступлении сумерек.
Необходимо определить: а был ли у водителя шанс вовремя среагировать на появление субъекта на дороге, а также имелась ли техническая возможность избежать столкновения? Для того чтобы расставить все точки над «i», проводится специальная экспертиза. С ее помощью пытаются понять, с какого расстояния можно было увидеть пострадавшего, после чего рассчитывают тормозной путь авто с учетом разрешенной скорости движения на данном дорожном участке.
Наехал на ногу пешеходу на зебре
Ответственность за наезд на пешеходном переходе может быть разная. Все зависит от того, на какой сигнал светофора переходил пешеход – на зеленый или красный.
По пункту 14.1 ПДД водитель в обязательном порядке должен уступить дорогу пешеходам, пересекающим или только-только вступившим на проезжую часть. Следующий пункт правил призывает к снижению скорости до полной остановки транспортного средства, если другая машина остановилась перед «зеброй».
Что делать если виновник ДТП скрылся с места аварии узнайте тут.
Эти положения должны быть заучены водителями назубок и доведены до автоматизма на практике. На сегодня получается, что если был зафиксирован наезд на ногу пешехода на пешеходном переходе, то ответственность несет водитель в зависимости от тяжести полученных жертвой повреждений.
Однако если пешеходу переехали ногу тогда, когда он пытался перейти на запрещающий свет светофора, то виноват уже будет сам пострадавший. Важно найти свидетелей произошедшего и предоставить сотруднику ГИБДД запись с видеорегистратора. Бывает так, что пешеход, особенно не пострадав и осознавая сам свою вину, скрывается с места происшествия до приезда работников Госавтоинспекции.
Переехал ногу пешеходу: первые действия
Наехал на ногу пешеходу, что делать:
О сроках расследования ДТП с пострадавшими читайте тут.
Пострадавший пешеход вполне имеет право потребовать через суд компенсации за причиненный ущерб. Чтобы избежать подобных случаев, водителю рекомендуется внимательнее смотреть на дорогу, особенно в темное время суток и при условиях ограниченной видимости.
Видео, если наехал на ногу пешеходу
Расследование наезда на пешехода
Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП, и содержит информацию о том, как осуществляется производство по делам об авариях с участием пешеходов. Вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.
Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при которых наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.
Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.
Поэтому важно знать, как происходит расследование наезда на пешехода.
Часто спор между участниками указанных происшествий решается не в пользу водителей транспортных средств.
В некоторых случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности или умышленно, допускают нарушения правил дорожного движения (ПДД РФ), которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.
Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.
Подробности читайте в статьях:
Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех ДТП.
Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов, считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.
Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированное документирование и расследование каждого ДТП.
Если у гостей нашего сайта после ознакомления со статьей или в ходе его появятся дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная квалифицированная правовая помощь по рассматриваемой теме, то мы рекомендуем позвонить по указанным выше номерам телефонов в нашу службу поддержки или воспользоваться формой обратной связи.
Вы также можете задать интересующий вопрос в комментариях к данной статье.
Все подробности читайте:
Как оформляется наезд на пешехода
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.
В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.
При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.
При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
Подробности в статье:
На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.
Подробности в статье:
Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.
При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.
Подробности в статье:
Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.
Подробности в статье:
По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода
Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.
Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.
При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.
Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.
Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.
Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.
Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.
При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.
Комментарии
Здравствуйте.
Вами описан классический пример дорожно-транспо ртного происшествия, то есть события, произошедшего с участием автомобиля, в процессе его движения, при котором причинен вред здоровью.
Производство по делам данной категории отнесено к компетенции органов МВД ГИБДД РФ.
Наказание за такое правонарушение предусмотрено ст. 12.14 ч1, ч.2 Кодекса РФ об административны х правонарушений. Наказания по указанным статьям предусмотрено в виде административно го штрафа или лишения права управления транспортными средствами в размере и сроки указанные в санкции статьи.
Однако, если в процессе производства по делу будет доказан факт умышленного причинения вреда здоровью, то дело передается в органы полиции для проведения дознания. По результатам расследования происшествия, сотрудники полиции принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в его возбуждении. Вид и размер ответственности в этом случае зависит от квалификации действий нарушителя закона.
У вас недостаточно прав для комментирования
Напишите в чат юристов
Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.
Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:
Госавтоинспекция разъясняет ответственность водителя за наезд на пешехода и напоминает пешим участникам о мерах безопасности
В случае наезда на пешехода, водитель может нести несколько видов ответственности – административную, гражданскую и даже уголовную.
Административная ответственность будет в любом случае, даже если пешеход сам нарушил ПДД и перешел проезжую часть в неустановленном месте либо на запрещающий сигнал светофора. Водитель, как владелец источника повышенной опасности (автомобиля), должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований ПДД.
Региональная Госавтоинспекция обращается к пешеходам: не уверен – не переходи. Дорогу надо переходить быстрым шагом. Поведение пешеходов должно быть предсказуемым. До начала перехода человек должен оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Пешеходный переход обозначается знаками «Пешеходный переход». Один ставится справа, другой слева от дороги. Створ между знаками и образует переход. Однако, если на пешеходном переходе нанесена разметка «зебра», то ширина перехода совпадает с шириной зебры. И идти нужно только по ней.
Ночью водителю сложно заметить пешехода. Если вы хотите быть уверены, что ночью или в сумерки вас заметят, используйте на своей одежде световозвращающие элементы.
Штраф для пешехода – процедура неприятная. В отличие от водителей, пешеходы носить с собой документы не обязаны. Если личность пешехода немедленно установить невозможно, то может последовать его доставление в отделение полиции. С точки зрения закона, доставление и задержание – это не наказание, это – мера обеспечения. Но именно они оказывают максимальный психологический эффект. Помните, что за нарушение Правил дорожного движения пешеходом предусмотрен административный штраф в размере 500 рублей либо предупреждение (ч.1 ст. 12.29 КоАП РФ).
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.
Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.
Справедливое наказание
За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.
Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.
Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.
Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.
Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.
В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.
Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.
С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.
Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.
После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.
В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.
Предупреждение совершения преступления
Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.
С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.
С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.
Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.
Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).
В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.
Полезные советы пешеходу – участнику ДТП
Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?
Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.
Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.
Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?
Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.
Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.
Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства. Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.
Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.
На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.
После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.
Если ДТП произошло в Москве, следует звонить на номер горячей линии: 8 (495) 587-00-02.
Как действовать пешеходу при проведении расследования по факту ДТП?
Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:
1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.
2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.
3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.
С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.
4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.
5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.
Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.
6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.
С какими проблемами может столкнуться пешеход?
Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария. В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами. Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.
На какие выплаты может рассчитывать пешеход, если он не виновен в ДТП?
Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.
В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.
Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.
Если пешеход виноват в ДТП, он может получить компенсацию за причиненный ему вред?
Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.
Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.
В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.
Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.
Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?
Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины. В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов». Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.