Наезд на пешехода в жилой зоне что грозит
Наезд на пешехода во дворе
Дорожно-транспортные происшествия нередко сопровождаются не только причинением вреда водителям транспортных средств, но и случайным прохожим или пешеходам. Далеко не всегда в этом присутствует вина самого водителя, ведь пешеходы не реже нарушаются правила передвижения по проезжей части.
В представленном материале можно узнать, что грозит водителю за наезд на случайного гражданина, который находился вне пешеходного перехода.
Что это такое
В рамках дорожно-транспортных происшествий причинение любого вреда здоровью может происходить только в результате неумышленных действий. Если в действиях водителя или иных лиц будет установлена какая-либо форма умысла, ответственность будет наступать за преступление против личности человека.
Правила дорожного движения распространяются на всех его участников – пешеходов и водителей. В частности, каждый гражданин обязан соблюдать установленные правила перехода через территорию проезжей части – в рамках зоны, отмеченной специальными маркерами или разметкой, либо в пределах действия светофора.
Причинение вреда здоровью таким гражданам со стороны транспортных средств может наступать при следующих обстоятельствах:
Преимущества компании
Включите звук на видео!!
Консультация юриста по ДТП бесплатно
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Консультации в мобильном приложении
Таким образом, возможные виды ответственности будут напрямую зависеть не только от действий субъекта, управляющего автомобилем, но и гражданина, передвигающегося по улице.
Если произошел наезд на человека во дворе, нужно незамедлительно выполнить следующие действия:
Только соблюдение всех указанных правил позволит установить причину, по которой произошел наезд на пешехода во дворе.
Ответственность за наезд на пешехода во дворах домов
В случае причинения вреда здоровью граждан от наезда транспортного средства будут устанавливаться все юридически значимые обстоятельства происшествия. Ключевое значение будет иметь вина водителя или пешехода, от установления которых будет зависеть наказание.
Вина пешеходов может устанавливаться в следующих случаях:
Причины такого противоправного поведения могут быть различными (невнимательность, спешка и т.д.), однако на характер ответственности будут влиять только наступившие последствия.
Случаи, когда в наезде виновато лицо, управляющее транспортным средством, потенциально чреваты не менее тяжкими последствиями. Типичными случаями, когда по вине водителя транспортного средства происходит наезд на человека, являются:
Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому водитель будет нести гражданскую ответственность за каждый случай причинения вреда имуществу или здоровью граждан. Основанием для освобождения от такой ответственности будет являться установление вины в действиях пострадавших субъектов.
Административная или уголовная ответственность будет наступать в результате причинения различных повреждений здоровью. Одновременно с административным или уголовным преследованием за причинение вреда здоровью пострадавших граждан водитель одновременно будет привлекаться за нарушение Правил дорожного движения.
Уголовно-наказуемое деяние возникает в случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшему, а также при гибели одного или нескольких граждан. При таких обстоятельствах может грозить даже лишение свободы на срок от двух до семи лет.
В ряде случаев может наступать взаимная вина пешехода и автомобилиста в наступлении последствий от ДТП, тогда оба виновника понесут меры наказания. Так как далеко не всегда вдается быстро и просто разобраться во всех обстоятельствах произошедшего инцидента, наиболее оптимальным вариантом поведения будет являться обращение к опытному адвокату по делам о ДТП. Это позволит своевременно устранить возможные основания для уголовного преследования и надлежащим образом защитить прав и законные интересы граждан.
Штраф за наезд на пешехода в 2021 году
Наказанием за сбитого пешехода на пешеходном переходе может быть 15 лет тюрьмы. Все зависит от того, чем кончилось ДТП — чем сильнее пострадал человек, тем серьезнее санкция. Эта статья о том, как поступить, если случилось ДТП с пешеходом, какой штраф за наезд на пешехода и какие виды ответственности существуют.
Штраф за сбитого пешехода
от 2000 руб. до 15 лет тюрьмы
Статьи 12.24 КоАП и 111, 112, 115, 264 УК
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
ДТП с участием пешехода
За наезд на пешехода наказывают в четырех основных случаях:
Что предпринять водителю, если он сбил пешехода
Обозначить место аварии на дороге. Прежде всего, шофер обязан поставить знак «аварийная остановка». Это поможет другим заранее увидеть и объехать место аварии.
Вызвать скорую. Участник аварии, в которой пострадали люди, обязан оказать им первую помощь и вызвать скорую. Это сказано в п. 2.6 правил дорожного движения.
Увезти самостоятельно. Водитель обязан отправить пострадавшего в медучреждение, если он в тяжелом состоянии, а скорая не успевает приехать. Можно использовать свою или попутную машину.
Если участник аварии повез пострадавшего на своей машине, он оставляет свои данные свидетелям или другим участникам ДТП. Это могут быть телефон, адрес регистрации, госномер авто и номер СТС.
Вернуться на место ДТП. После того как потерпевший окажется в больнице, водитель должен вернуться на место происшествия.
Не употреблять алкоголь. Правила запрещают участнику ДТП употреблять после аварии алкоголь или наркотики — это равносильно пьяному вождению. Об этом сказано в пункте 2.7 ПДД.
Наказание за сбитого пешехода
Как классифицируют наказания. Минздрав определил правила классификации увечий, нанесенного пострадавшему:
Легкий вред. Когда потерпевший получил ушиб или ссадину, водителю грозит наказание от штрафа в 2500 рублей до лишения прав на 1,5 года.
Строгость санкций обусловлена тем, совершал ли водитель подобные действия и его законопослушности ПДД в целом. Если это первое нарушение, водителю выпишут денежный штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе. Если он неоднократно нарушал правила и тем более сбивал пешеходов, инспектор передаст копию протокола в суд. Лишить прав может только судья. Заметим, что штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе и за пределами разметки — одинаковы.
Вред средней тяжести. За такие последствия аварии водителя накажут — от штрафа в 10 000 рублей до 2 лет лишения прав.
Тяжкий вред. За такие травмы у сбитого пешехода водителя посадят на срок до 3 лет.
Размер штрафа за наезд на пешехода в 2021 году
Сумма штрафа зависит от степени тяжести повреждений пострадавшего:
Если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб — денежного штрафа не будет, но назначат тюремный срок.
Подробнее о видах ответственности водителя
Гражданская ответственность. Если водитель устроил аварию, нанес вред другим людям и у него есть ОСАГО, страховая возместит ущерб. Если пострадали люди — сумма возмещения до 500 000 рублей, если только имущество — до 400 000 рублей.
Если сумма оказалась больше, все, что сверху придется через суд требовать с виновника. Если полиса ОСАГО нет, пострадавшему или его представителям придется также требовать деньги в суде.
Чтобы получить выплату от страховой, пострадавшему или его представителю нужно собрать документы:
На практике пострадавшему довольно сложно получить выплату. Страховые начинают затягивать дело, указывая на ошибки при заполнении документов. Лучше всего обратиться к юристу или как минимум проконсультироваться со специалистами РСА по телефону 8 495 771-69-44.
Административная ответственность. Если водитель наехал на пешехода и тот получил вред легкой или средней тяжести — отвечать виновник будет по законам Административного кодекса. Вот какие наказания предусмотрены:
Уголовная ответственность. Этот вид ответственности наступает, если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб. Сроки тюремного заключения такие:
Есть и отягчающие обстоятельства — водитель был пьян или скрылся с места аварии. За такое тюремные сроки больше:
Наказание за умышленный наезд на пешехода
Строгость наказания зависит от того, насколько сильно пострадал пешеход. Во всех случаях это уголовная ответственность и лишение свободы:
Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во дворе?
Участниками дорожного движения являются не только водители ТС, но и пешеходы. Вторые обязаны наравне с автомобилистами знать правила дорожного движения и соблюдать их.
Сегодня мы поговорим о наезде на пешеходов в жилых дворах и тротуарах, расскажем о существующих мерах наказаниях за такой вид нарушения, а также о спорных ситуациях и случаях, когда ответственности можно избежать.
ДТП на дворовой территории
Передвижение в данной местности является весьма опасным. Так как там часто засажены кустарники, развешено белье или установлены детские площадки — все эти пункты существенно ухудшают обзор проезжей части. К тому же, во дворах часто играют дети, которые могут в любой момент выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя неосторожно во дворах, но и взрослые зачастую не внимательны.
Что же грозит автомобилисту за такие виды нарушения? Существует три вида наказаний: административное, гражданское и уголовное. Выбор вида ответственности зависит от степени тяжести последствий, а также обстоятельств ДТП. Самый главный критерий выбора наказания — степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего.
Гражданская ответственность
В случае вынесения этого вердикта виновнику происшествия (то есть водителю) придется возместить моральный и материальный ущерб.
Единственным способом избежать данного наказания является доказательство того, что пешеход намерено кинулся под колеса транспортного средства с целью материальной наживы. Это можно сделать через суд. В некоторых ситуациях судья может полностью освободить водителя от выплаты компенсаций.
Административная
Это самый распространенный вид наказания за наезд на пешеходов. Существует три степени тяжести причиненного вреда:
Уголовная
По части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации за наезд, следствием которого является причинение тяжкого вреда здоровью наезднику грозит:
В более тяжких случаях виновника могут лишить свободы от 4 до 9 лет. Особенно это касается вождения в нетрезвом состоянии. Очень много граждан считают подобные меры слишком лояльными и периодически поднимают вопрос об ужесточении мер наказания. Побег с места аварии только отягчит наказание.
Кто может быть освобожден от статьи УК?
Подробнее о том, какая ответственность грозит водителю, сбившему пешехода насмерть, и как действовать в этом случае, можно узнать тут.
Меры наказания за столкновение на тротуаре
Пешеход и водитель являются участниками движения, ровно как и велосипедисты. Но важно не забывать, что в любой ситуации приоритет остается за пешеходом. Что же касается системы наказаний и штрафов за наезд на пешехода на тротуаре, то она абсолютна идентична с мерами наказания за наезд на пешехода во дворе жилого дома.
Компенсация морального вреда
Кроме материального вреда, пешеходу наносится ещё и моральный ущерб. И за него тоже можно получить выплату. Всё зависит от обстоятельств (например, влияние на дальнейшую работоспособность или необходимость в дополнительных операциях, в том числе и пластических) и решения самого судьи.
Практика показывает, что максимальная выплата обычно не превышает значение в 200 тысяч рублей. Подробнее о компенсации морального вреда можно узнать в ст. 151 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», а также в параграфе 4 главы 59 ГК РФ.
Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Правила движения транспортного средства в жилой зоне
Для начала стоит разобраться, в чем разница между дворовой территорией и жилой зоной. Первая — это участок, прилегающий непосредственно к дому. На нем нет ни тротуаров, ни дорог. (Обычно это детская площадка либо газончики с лавочками.) А вот жилая зона — это дорога, разделенная на тротуары и проезжую часть.
Итак, что должен знать управляющий транспортным средством:
Что делать, если машина сбила ребенка во дворе дома?
С юридической точки зрения, автомобильные аварии при участии ребёнка ничем не отличаются от других ДТП. Поэтому алгоритм оформления ДТП и возмещение компенсаций стандартный.
Если аварийная ситуация произошла во дворе жилого дома, водителю транспортного средства придется очень постараться, чтобы доказать свою невиновность и избежать наказания. Самое первое, что он должен предпринять — попытаться мирным путем уладить конфликт с родителями пострадавшего.
Ни в коем случае не обвиняйте ребёнка, этим вы только вызовите агрессию родителей и нежелание договариваться.
Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях
Существуют некоторые спорные моменты. Например, когда ребёнок внезапно выбежал из-за другого автомобиля или здания, а водитель не смог бы избежать наезда. (Акцентируйте внимание именно на невозможности избежания столкновения.) Все эти моменты чётко описывайте в протоколе ДТП, это пригодится вам при обжаловании решения.
Хорошо, если у вас установлен видеорегистратор. Если не имеется, зафиксируйте все обстоятельства и тонкости аварии на фото- или видеокамеру.
Подписание протокола говорит лишь об ознакомлении с ним. Но если вы не согласны с его содержанием, возле подписи пишите «Не согласен». Дополнительно можете перечислить спорные моменты.
Если водитель докажет, что пешеход специально бросился под колеса автомобиля, то водителя, управляющего ТС, оправдают.
Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?
В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).
Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните — каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот «кто-то» всё таки дождался.
Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя
По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.
Иллюстрация: «Право.Ru»/Оксана Острогорская
Чаще всего судьи назначают лишение прав водителям, сбившим пешеходов. Так, в июле 2018 года Егор Вершинин* ехал по двору многоквартирного дома. Не заметив несовершеннолетнего Ваню Трубчанинова*, он наехал на него. Ребенок ушибся головой и получил сотрясение. Приехавшие на место ДТП полицейские выписали Вершинину штраф 1000 руб. за нарушение ПДД в жилой зоне по ч. 1 ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил для движения авто в жилых зонах». Они составили протокол осмотра места происшествия, схему места аварии, опросили очевидцев.
По заключению судебно-медицинской экспертизы Ване Трубчанинову причинили вред здоровью легкой тяжести. Поэтому инспектор направил дело по ч. 1 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью» для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Самары.
В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.
Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).
Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.
Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).
Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.
Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).
Когда водителя не накажут за наезд на человека
Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.
Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.
Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).
Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).
Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что водителю не получится себя полностью обезопасить. Ведь инспектор ГИБДД уже назначил ему штраф за непропуск пешехода. Теперь наказание будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью. При легкой или средней автомобилист может рассчитывать на лишение прав или штраф, а при тяжкой наступит уголовная ответственность. «Размер наказания зависит от поведения виновного (признание вины, возмещение вреда и др.) и мнения пострадавшего», – добавляет эксперт.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в первую очередь водитель получит лишение прав до 2 лет или арест до 15 суток за оставление места аварии по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей при ДТП». Если пешеход обратится в полицию, то санкция будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью пешехода. «В любом случае отъезд с места ДТП станет отягчающим обстоятельством при назначении наказания автомобилисту», – обращает внимание юрист.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.
Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.
Справедливое наказание
За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.
Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.
Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.
Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.
Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.
В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.
Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.
С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.
Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.
После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.
В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.
Предупреждение совершения преступления
Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.
С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.
С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.
Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.
Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).
В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.