Наглядно действенное мышление что это

Наглядно- действенное,

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление– это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

— доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним

— если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он может воспользоваться палкой

— если предмет находится высоко мы берем стул

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

Когда мы мыслим наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

1.Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями и их образами.

2.Этот вид мышления протекает полностью во внутреннем, умственном плане.

3.Для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

4.Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям. (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей, стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Источник

Виды мышления: Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Источник

Описание и примеры наглядно действенного мышления

Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

Как мыслят взрослые

Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.

Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.

Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.

Чаще им обладают мастера ручного труда:

Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:

Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.

Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.

Источник

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека

Посредством мозговой активности, человек осознает окружающий мир и может действовать в нем. В сознании постоянно идет процесс формирования модели окружающего мира, при этом активность головного мозга человека в психологии имеет несколько форм и свои особенности, которые получили название: наглядно-действенного и образного мышления, понятийного и допонятийного и т.д.

Основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного общества, является наглядно-действенное мышление. Оно отвечает за решение практических задач, например – необходимость обработать землю или построить жилище.

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

В психологии мышление наглядно-действенное определяется как практическая деятельность по изменению окружающей действительности, которая осуществляется посредством взаимодействия с реально осязаемыми предметами и объектами.

С младенческого возраста и до трех лет наглядно-действенное мышление является основным видом мозговой активности. На основании реальных действий и операций с предметами идет процесс формирования способности мыслить. Развитие ребенка и исследование окружающего мира происходит через прикосновения – он ко всему стремится прикоснуться, разобрать, разделить, соединить и т.п. Дети в процессе игры ломают предметы и игрушки, что является первым шагом к исследовательской деятельности и понимания устройства окружающей действительности, ее предметов и объектов.

Особенности детского мыслительного процесса заключаются в том, что решение любой проблемы сразу переходит в действия, а не создается изначально в сознании, как это происходит у зрелого человека.

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Развитие в детском возрасте

Любой вид мышления получает свое развитие посредством действий, игры и общения со взрослыми. У детей формирование мышления проходит в 3 этапа:

Крайне важно участие родителей в развитии всех форм мыслительной деятельности в раннем возрасте. Для формирования наглядно-действенного мышления не потребуется много усилий и времени, достаточно регулярно проводить с малышом некоторые игры:

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что это

Аналогичные игры родители могут придумать и сами, главное, придерживаться цели научить детей использовать любой предмет для получения результата.

Значение во взрослом возрасте

Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат. Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.

И в заключение

В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.

Источник

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что этоЧто представляет из себя наглядно — действенное мышление? Чем оно отличается от других видов? В чем его особенность? И что такое мышление вообще? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в нашей статье.

Стоит сказать о том, что понятие наглядно — действенного мышления везде трактуется по-разному. Вот лишь некоторые из них.

Понятие наглядно — действенного мышления

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что этоК примеру, краткий психологический словарь «Феникс» 1998 года, авторами которого являются Л. А. Карпенко, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, дает вот какое определение: наглядно — действенное мышление — это один из видов мышления, характеризующий решение определенной задачи, но это происходит за счет физического изменения некой ситуации, другими словами, за счет реального преобразования. Ярким примером тому служит ребенок. У него наглядно — действенное мышление является первым этапом мышления (развития).

Другую характеристику наглядно — действенного мышления дает словарь практического психолога «Харвест», под издательством С.Ю. Головина 1998 год выпуска: данный вид мышления является особой формой мышления. Мы можем наблюдать как его элементарные свойства, так и более усложненные. Усложненной формой является создание некого внутреннего человеческого пространства, где взаимоотношения между субъектами достаточно схематизированы.

В.М. Гордон давал следующую характеристику наглядно- действенного мышления: его характерной особенностью является решение нестандартной задачи путем наблюдения за реальными объектами. А также их взаимного взаимодействия и различных материальных изменений, основным участником которых является сам субъект. На его взгляд, данный вид мышления это ничто иное, как самая простейшая форма мышления: элементарная форма его проявления.

Все эти определения, данные разными учеными, в чем-то отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет одна характерная особенность: принятие решения задачи путем сознательного действия человека.

Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что этоБлагодаря активизации мозговой активности, человек имеет возможность осознания окружающего мира и осуществления в нем неких действий. В сознании человека идет непрерывный процесс создания определенной модели мира. Стоит отметить, что в процессе этой деятельности головной мозг может принимать несколько форм. Именно они и характеризуются, как наглядно — действенное и образное.

Мыслительная деятельность еще с давних времен берет свое начало с наглядно — действенного мышления. Именно оно отвечает за решение задач практического характера. Например, с помощью него человек понимает что ему необходимо построить дом или приготовить обед.

В целом различают три основных вида:

Основные этапы формирования

Интересный факт: наглядно — действенное мышление — основной вид деятельности младенцев. Это видно с самого рождения, и так продолжается до трех лет. Далее ребенок совершает с предметами определенные действия и постепенно учится мыслить. Ребенок исследует окружающий нас мир осязательно, то есть все трогая. Конечно, без казусов не обходится: они ломают игрушки, но именно это и есть первый шаг к деятельности исследовательского характера и осознанию действительности, которая нас окружает.

Основной особенностью детского мыслительного процесса является тот факт, что ребенок для решения любой, даже самой примитивной проблемы, начинает переходить к активным действиям. Чего не скажешь о взрослом человеке. Он пропускает суть проблемы через собственное сознание. Примеров такого поведения множество. Вот один из них: ребенку необходимо достать тот или иной предмет, но дотянуться до него нереально, так как предмет расположен на самой высокой поле шкафа. Малыш в возрасте 2-3 лет воспользуется стулом.

В более старшем возрасте, примерно в 5 лет, приходит способность формирования в своем сознании предварительной картины и анализа результата своих действий. То есть ребенок 5-6 лет задумается: «А не упадет ли он?» Таким образом, формируется другой вид мышления: образное.

Формирование мышления в детском возрасте

Давайте разберемся: как же происходит формирование мышления у детей? Конечно же, благодаря играм и общению со взрослыми людьми. Мыслительный процесс малыша проходит следующие этапы:

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать в ребенке мыслительную деятельность. Есть рекомендации для разных возрастов, которых следует придерживаться:

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наглядно — действенное мышление — носит практический характер.

Для полноценного развития ребенка, в ваших интересах придумывать разнообразные игры, благодаря которым ребенок научится использовать посторонний предмет для получения цели.

Роль мышления во взрослом возрасте

Наглядно действенное мышление что это. Смотреть фото Наглядно действенное мышление что это. Смотреть картинку Наглядно действенное мышление что это. Картинка про Наглядно действенное мышление что это. Фото Наглядно действенное мышление что этоМногие считают, что во взрослом возрасте наглядно — действенное мышление становится неактуальным. Однако, это не так. Взрослый человек, сам не замечая того, активно использует форму мозговой деятельности.

Яркими примерами тому служат более сложные процессы в мозге человека: способность разбираться с принципами работы новейшего оборудования, умение придумывать интересный интерьер помещения. То есть все то, что предполагает некий результат работы. Оно особо ярко проявляется в следующих сферах деятельности: инженерия, механика, разнообразные ремонтные и строительные работы.

Заключение

Психологи характеризуют процесс мышления, как определенный вид психической деятельности, благодаря которому у человека формируется абсолютно новое знание (продукт) связанный с познанием мира и творчеством.

Формирование мыслительной деятельности проходит в три этапа, с помощью которых человек проходит неизбежные возрастные стадии: учится выполнять практические действия, создавать в собственном воображении план достижения желаемого результата. Все это характеризуется как образное и понятийное мышление.

Для того чтобы человек вырос интеллектуально — образованным, с широким кругозором и развитым умом, необходимо с самого раннего возраста заниматься с ребенком, побуждая его мозг развиваться в полную силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *