Наименование рабочей зоны для соут что это
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Как правильно составить список рабочих мест для аттестации
Ваш работодатель решил провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Вы, как специалист кадровой службы, являетесь членом аттестационной комиссии, и на вас возлагается обязанность составить список рабочих мест, подлежащих аттестации. Задача непростая. Более того, от ее выполнения зависит дальнейший ход всего мероприятия.
С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.
Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.
Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:
Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:
Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).
Ошибки при определении списка рабочих мест
Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:
Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.
Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.
Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:
Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.
Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:
Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».
И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.
Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками
Все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.
Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.
На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.
Весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.
Что такое специальная оценка условий труда
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
ФЗ «О специальной оценке условий труда». Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ определяет понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и правила, по которым работодатели должны проводить спецоценку.
В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.
Опять душат бизнес проверками?
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Кто должен проводить
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
Кто не должен проводить оценку условий труда
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.
Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.
Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.
Нюансы
Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.
Права и обязанности работника и работодателя при СОУТ
Первая обязанность работодателя — провести спецоценку. В ходе этого работодатель обязан:
По итогам спецоценки работодатель должен:
Проводить внеплановую СОУТ работодатель имеет право и без замечаний работников.
По итогам спецоценки работодатель имеет такие права:
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте оценки и имеет право:
В какие сроки проводится спецоценка
При подготовке к СОУТ вы делаете график, в котором прописываете ее этапы и сроки. Месяца на спецоценку будет достаточно.
Когда проведете СОУТ, у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.
Как часто проводить и сколько действует СОУТ
Декларация соответствия условий труда нормативам является бессрочной, если не меняются условия труда. Поэтому проходить спецоценку заново вы не должны.
Оформить новую декларацию СОУТ придется, только если:
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.
Кем проводится спецоценка
Предприниматель не может проводить спецоценку условий труда для себя сам. Ее проводят совместно работодатель и специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. К организации, которая проводит специальную оценку условий труда, предъявляют определенные требования:
Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.
Документы для спецоценки
На этапе подготовки к спецоценке потребуется штатное расписание и режим работы сотрудников. Вы составите приказ о создании комиссии для СОУТ, утвердите график проведения и перечень мест для оценки, заключите договор с организацией-исполнителем.
Исполнитель сделает отчет о спецоценке, вы сдадите декларацию в Роструд. Затем вы составите допсоглашение к трудовым договорам.
Порядок проведения оценки условий труда
Для себя я поделила весь процесс на три этапа:
Пошагово рассмотрим эти этапы.
Создание комиссии, утверждение графика. Чтобы организовать и провести специальную оценку условий труда, работодатель должен сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Конкретное количество будет зависеть от штатного расписания.
Возглавить ее должен работодатель или его представитель. В состав комиссии должны войти представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, а если в компании есть профсоюзная организация — ее представитель.
Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором указан порядок деятельности комиссии и перечислен ее состав из сотрудников компании. Единой формы такого приказа нет, поэтому каждая компания вправе самостоятельно разработать удобную для себя форму. После издания приказа о проведении СОУТ с ним нужно ознакомить всех членов комиссии под подпись.
Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.
Если специальная оценка проводится в крупной организации, которая включает в себя обособленные структурные подразделения, лучше создать не одну комиссию, а несколько — в каждом подразделении под председательством работодателя или его представителя.
Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки, в котором будут прописаны сроки и этапы проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы. График можно утвердить отдельным приказом, включить в текст приказа о проведении спецоценки или оформить приложением к нему.
Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.
Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.
Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера.
Выбор организации. Я обзвонила десяток компаний, выбрала три с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.
Сначала читать, потом подписывать
Заключение договора. Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает со специализированной организацией гражданско-правовой договор.
В договор обязательно надо внести такие условия:
На этом этап подготовки закончен — переходим к оценке рабочих мест.
Идентификация вредных или опасных производственных факторов. При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые уже считаются вредными или опасными:
Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.
О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:
Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.
После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.
Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:
При исследованиях применяются аттестованные методики измерений.
В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.
Результаты проведенных исследований оформляются протоколами по каждому из факторов в отдельности.
Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:
Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс — это допустимые условия труда.
Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.
В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.
В отчете должны быть:
Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.
В некоторых случаях провести измерения нельзя. Это происходит, когда проведение исследований может создать угрозу для жизни. В этих случаях комиссия вправе принять решение о невозможности проведения таких исследований. Оно оформляется протоколом, содержащим обоснование этого решения, и вносится в отчет о проведении СОУТ.
На этом этап измерений заканчивается, и мы переходим к отчетности.
Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.
После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия — в срок действия договора.
При заполнении декларации необходимо учитывать следующее:
Подавать нужно в Роструд: лично, по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке или, если есть квалифицированная электронная подпись, можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.
Результаты. В результате проведения специальной оценки устанавливают класс и подкласс условий труда на конкретном рабочем месте.
Класс и подкласс устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения.
Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.
Что делать по итогам СОУТ
Класс условий труда | Что делать работодателю | Примеры | Нормативная база |
---|---|---|---|
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда | Платить дополнительные взносы в ПФР | Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях | п. 3 ст. 428 НК РФ |
Предоставлять работникам гарантии и компенсации | — Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время; — если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; — повысить оплату труда | пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | |
Улучшать условия труда работников | — Установить защитные и сигнализирующие устройства; — уменьшить загазованность, запыленность воздуха; — улучшить освещение | пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ | |
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты | пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | ||
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты | ст. 222 ТК РФ | ||
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда | Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности | — Вовремя менять перегоревшие лампочки; — следить за состоянием вентиляции; — обеспечивать уборку | пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ |
Результаты специальной оценки условий труда можно применять, если организация, проводившая СОУТ, внесла сведения о них в информационную систему учета.
Если в результатах содержится государственная или иная охраняемая законом тайна, их можно применять со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты — СИЗ.
К СИЗ, которые проверяются по этой методике, относятся специальная защитная одежда, в том числе для рук, ног и головы, костюмы, изолирующие от химических факторов, изолирующие и фильтрующие средства защиты органов дыхания.
Чтобы установить, что средства индивидуальной защиты действительно эффективные и класс условий труда можно снижать, надо:
Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.
Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.
Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.
Сотрудников, которые будут устраиваться на работу после проведения СОУТ, тоже надо будет ознакомить под подпись с результатами, зафиксированными в карте спецоценки условий труда на их рабочих местах, и установленными компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.
К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:
Размещение результатов на сайте работодателя. Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда: установленные классы условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению этих условий. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета.
Как применить результаты проведения спецоценки условий труда
Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.
По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.
После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.
Внеплановая специальная оценка труда
Иногда работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда. На это дают полгода или год.
В каких случаях требуется внеплановая СОУТ
Когда проводят | Сроки |
---|---|
Появились новые рабочие места | Год с момента изменений |
Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | |
Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | Полгода с момента событий |
Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения | |
На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц | |
На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда | |
Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ |
Компания может провести реорганизацию и поменять штатное расписание, состав и наименования подразделений, наименования рабочих мест и должностей работников. Если при этом новые рабочие места не появились и условия труда не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно быть принято комиссией по СОУТ и оформлено протоколом.
Если сотрудников отправляли на удаленную работу, проводить внеплановую СОУТ после их возвращения на рабочие места не нужно. Перечень, установленный законом, содержит исчерпывающие основания, и возвращения с удаленки там нет.
Как связаны взносы на страхование и спецоценка
Спецоценка влияет на размер взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Компании, в которых есть работы с правом на досрочную пенсию, приведенные в специальных списках, должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается по результатам СОУТ. Он зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой. Для опасного класса доптариф составляет 8%, для вредного — от 2 до 7%, для допустимого или оптимального — 0%.
По результатам СОУТ рассчитываются скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Cтоимость спецоценки, кто ее оплачивает
В огромных опенспейсах оценивать нужно только 20% мест, по п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 426-ФЗ
На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:
Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.
Есть еще два повода для отказа в возврате: в документах для возмещения расходов содержатся ошибки или они отправлены в неполном объеме либо предусмотренные бюджетом средства фонда в текущем году полностью распределены.
Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если у компании в этом периоде были страховые случаи, сумму уменьшают на сумму выплат застрахованным лицам.
«Живые» деньги компания в любом случае не получит. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.
Что будет, если не провести СОУТ
Если не провести СОУТ или провести ее неправильно, могут оштрафовать саму компанию и ее руководителя. Могут наказать организацию и должностных лиц одновременно. В административном кодексе прописан вариант замены штрафа предупреждением, но практика показывает, что это маловероятно.
Как проверяют выполнение спецоценки рабочих мест. Специалисты территориальных органов Роструда проводят плановые проверки, а также могут провести внеплановую проверку, если поступит жалоба от работника.
Документы для спецоценки
Административная ответственность за непроведение спецоценки
Вид наказания | К кому применяется | Размер наказания |
---|---|---|
Предупреждение ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | — |
Штраф ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 60 000—80 000 Р 5000—10 000 Р |
Штраф при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Организация (юридическое лицо) Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 100 000—200 000 Р 30 000—40 000 Р |
Приостановление деятельности при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель | До 90 суток |
Дисквалификация при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Должностное лицо организации | От 1 года до 3 лет |
При этом Минтруда России указывает, что специалист по охране труда не входит в число должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Эта ответственность предусмотрена только для руководителей.
Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда
Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был разработан и в спешном порядке принят при участии и в интересах АО «КИОУТ», о чём они, не стесняясь, пишут на своём сайте.
Таким образом, закон 426-ФЗ призван обеспечить интересы бизнеса по специальной оценке условий труда, т.к. инициатором и разработчиком закона является бизнес по специальной оценке условий труда.
В результате преступного сговора чиновников Минтруда и представителей трудоценочного бизнеса все предприятия, в том числе государственные, обязали платить дань опричникам Минтруда за абсолютно бесполезную услугу.
Трудоценочный бизнес пугает всех штрафами от трудовой инспекции за непроведение специальной оценки условий труда.
Следовательно, происходит узаконенное вымогательство.
Необходимо признать 426-ФЗ недействующим, поскольку он является законодательной ошибкой и результатом преступного сговора.
Катя, Мысль полностью поддерживаю! Они (проводящие СОУТ) присосались к гос. кормушке, при этом не принося реальной пользы от своей псевдодеятельности!
Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на
работника в ходе трудовой деятельности. Но трудоценочные организации ничего, как правило, не
измеряют, а даже если бы и захотели измерить, не смогли бы.
Во-первых, факторы, воздействующие на работника, не имеют конкретного времени воздействия.
Вредный фактор может воздействовать на работника 99 % рабочего времени, а может
воздействовать 1 % рабочего времени. Достоверно определить время воздействия невозможно,
поскольку это непостоянная величина. Минтруд считает, что необходимо определять время
воздействия вредного фактора методом опроса работников и руководителей и с помощью
составления фотографии рабочего дня. Такой метод называется ОБС (одна бабка сказала). При
использовании метода ОБС возникает очень высокая погрешность, следовательно низкая
достоверность полученных результатов. Зачем тогда Минтруд требует от лабораторий
аккредитацию в ФСА, поверку приборов, аттестованные методики и прочее? И зачем тогда
вообще нужна лаборатория, если методом ОБС можно сразу определить класс условий труда? От
времени воздействия зависит степень воздействия, которую «измеряют» трудоценочные
организации.
Во-вторых, вредными факторами управляет сам работник, а не трудоценочная лаборатория.
Уровень воздействия вредного фактора тоже невозможно определить достоверно, поскольку, как
и время воздействия, это непостоянная величина и зависит полностью от того, кто этим фактором
управляет. Штатный технологический процесс или не штатный трудоценщикам неизвестно.
Например, как измерить шум от какого-либо оборудования, если этим оборудованием управляет
оператор и самостоятельно регулирует уровень шума? Тоже пользоваться методом ОБС?
В-третьих, зачастую, невозможно определить место проведения измерений, поскольку работник
не стоит на месте. При выявлении нескольких рабочих зон, невозможно достоверно определить
процент нахождения в каждой рабочей зоне.
В-четвертых, вопреки положениям ФЗ-426, ФЗ-412 трудоценочные организации и лаборатории не
являются независимыми. Их деятельность, зависит от заказчика услуги, который платит деньги и
от Минтруда, который регулирует их деятельность и выдаёт лицензии трудоценочному бизнесу.
Таким образом, СОУТ – это не только результат преступного сговора, но ещё и законодательная
ошибка.
Освещенность на офисных местах давно не идентифицируется и не оценивается.
Максим, не всё то что Заказчик называет офисным рабочим местом таковым является) некоторые и водителей и ювелиров называют офисниками)
Максим, Нее..мол они же в офисе сидят часть времени..а когда в машине..ну их не видно..значит либо офисники, либо не работают..в общем логика жесть.. так же как офисниками Заказчики считают уборщиков служебных помещений..мол они же в офисе моют..значит офисники
Павел, травматизм оценивался в аттестации рабочих мест, которую отменил закон о СОУТ
В лучшем случае трудоценщики помашут, для вида, приборами или муляжами приборов и уйдут
писать свои протоколы и заключения, достоверность которых ничтожно мала. Могут вообще не приезжать, а согласовать с работодателем по телефону что кому написать. Как правило, по шаблону печатают свои заключения, меняя только название организации и названия рабочих мест.
В отношении набора оцениваемых вредных факторов наблюдается неразбериха, разброд и
шатание. Гастролёры-оценщики, окучивающие предприятия обладают низкой квалификацией и
отсутствием образования для того, чтобы грамотно определить, оценить и измерить вредные
факторы. Да и нет такой цели у этого бизнеса. В СОУТ полное «обследование» с протоколами
рабочего места стоит от пятисот до полутора тысяч рублей, значит в цену СОУТ изначально заложено отсутствие каких-либо измерений. Никто ничего не измеряет.
В целом это профанация. Идея оценивать чужие условия труда за деньги порочна и ни к чему хорошему привести не может, только к обогащению небольшой группы людей с низкой социальной ответственностью. Нигде в мире нет такой практики. Чисто российская коррупционная
новелла. Желание нечистых на руку бизнесменов от охраны труда делать деньги из воздуха.
Для того, чтобы укоренить закон о СОУТ, была придумана масса бюрократической мишуры, как-то: наказания за отказ платить дань, организованная группировка оценочных организаций (под
предводительством КИОУТ), реестр оценщиков, подзаконные акты, методики и т.д. и т.п. Вроде
как появился целый «институт» оценки труда.
Для тех мест, где нет вредных факторов (например офисники), разрешили оформлять декларации.
Но работодателю запретили самостоятельно оформлять декларацию (можно только подавать) и необходимо обращаться в трудоценочную организацию. При этом стоимость оформления декларации офисника равна стоимости оценки и оформления карты рабочего места вредника.
В Советском Союзе были списки профессий и должностей, имеющих право на гарантии и
компенсации. В современном Минтруде решили монетизировать оценку труда. Началось это со
времен АРМ, когда бизнес внедрился в Минтруд и коррумпированные чиновники стали обслуживать интересы бизнеса, это повлекло деградацию нормативно-правового регулирования в сфере охраны и условий труда. В стране не менее 40 миллионов рабочих мест. При средней цене в 1 тысячу рублей за оценку одного рабочего места, получается сумма всех мест не менее 40 миллиардов рублей. Коррумпированные чиновники Минтруда, трудоценочные организации и
примкнувшие к ним инспекторы труда создали себе хорошую кормушку.