Наивное искусство это что
Наивное искусство. Мир глазами
взрослого ребенка
Фольклор с именем художника на обороте
В этом материале речь пойдет о направлении искусства, которое существует с тех пор, как древний человек в первый раз расписал стены своей маленькой пещеры. Наивное искусство — это свежий взгляд художника-самоучки, взявшего кисти для самовыражения; это простодушное направление, наивное, как дитя. Его художник — взрослый человек, познающий по-своему мир. Он пытается передать впечатления от реальности и рассказать о них зрителю с помощью ярких красок в простых, доступных фольклорных формах.
XVII век
Парсуны
В это время еще не было самого понятия «наивное искусство», но именно тогда помимо мифических и религиозных сюжетов начали появляться бытовые произведения. Ренессанс, конечно, говорил о гармонии человека и природы, но это были обученные мастера с идеалами гуманизма. Необученный человек был обычным дилетантом или ремесленником. Его творчество называлось фольклором, а имя терялось во времени. В России существовали только школы иконописи, но само государство уже становилось более светским. По прежним моральным устоям, исходившим от церкви, искусство должно было поучать, а не быть средством самовыражения. Показывать свое «я» было чем-то постыдным, поэтому произведения живописцы не подписывали. Лишь в XVII веке произошло «обмирщение» искусства. Переходом от икон к портрету стали парсуны Строгановской школы иконописи. Термин «парсуна» был введен историком Иваном Михайловичем Снегиревым в XIX веке и обозначен как примитивный жанр портрета. В парсунах были элементы иконописи, но исторические личности выглядели на них более реалистично.
Эти произведения были обращены больше к реальности, чем к Богу. Чуть позже творчеством начали заниматься не только обученные люди, но и рядовые помещики, мещане и даже крепостные крестьяне. Это были первые «наивные» портреты неизвестных художников.
XVIII век
Романтизм
Еще долгое время в искусстве царил классицизм с его академизмом и рациональностью. В полемику с ним вступили художники романтизма. Они обвиняли классицистов в отсутствии жизни и холодной рассудочности, предлагали вспомнить о категориях чувственного, человеческого и природного. Пока классицизм отметал «лишнее» и провозглашал главенство разума, романтики подготовили почву из образов благородных дикарей, вооруженных народной мудростью, вспомнили о мифах и фольклоре. Мастера начали говорить не только об идеалах, но и о естественной жизни со всеми ее тайнами, загадками и чувственными противоречиями.
1863
Салон отверженных
В 1863 году жюри Парижского салона — самой престижной выставки Франции — отвергли более шестидесяти процентов присланных работ. При поддержке Наполеона III из-за жалоб художников был создан Салон отверженных, так как сам император не нашел особой разницы между отвергнутыми и одобренными картинами. Там был выставлен скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
Причинами споров и критики послужили резкий фотографический свет, непропорциональность и «нагло» смотрящая на зрителя нагая девушка в окружении одетых как денди мужчин. Картина выглядела неоконченной, как застывшее мгновение. И художники начали ловить эти счастливые мгновения, выходя на пленэр. Так появился импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление), укрепивший отказ от академизма в изобразительном искусстве.
1886
Анри Руссо
По такому же принципу в противовес Парижскому салону в 1884 году был образован Салон Независимых художников во Франции. Там могли выставляться мастера не только не принятые обществом, но и подвергавшиеся политическим гонениям. В 1886 году таможенник Анри Руссо, художник-самоучка, взявший кисти в зрелом возрасте, представил здесь несколько работ.
Хотя большинство и высмеивало странную, выражавшуюся лишь в изменении тона перспективу на его картинах, он был замечен авангардистами. Спустя некоторое время картины Анри стали пользоваться огромным спросом. В них будто жило волшебство, которое мог бы увидеть среди причудливых джунглей или кипящей жизни города ребенок. Именно к творчеству Анри Руссо был впервые применен термин «наивное искусство». Однажды художник был втянут учеником в денежные махинации и после раскрытия авантюры предстал перед судом. Чтобы судья поверил в безграничную доверчивость взрослого человека, ему показали работы Анри. Они были так наивны, что вершитель закона осудил мастера только на два года условно.
1913
«Мишень»
В России только на выставке «Мишень», организованной авангардистом Михаилом Федоровичем Ларионовым, публика увидела, что любительское искусство может быть чем-то большим, чем фольклор. Сюда из Грузии были привезены работы Нико Пиросмани, «художника-самородка», писавшего у себя на родине практически за еду.
Он был из простой крестьянской семьи и слыл человеком «не от мира сего», но его имя не исчезло во времени, подобно именам неизвестных художников семнадцатого столетия. Вывески заведений, изображения животных в три четверти, сцены пира и кипящей вокруг жизни, поданные в живой, детской манере без скрытых символов, поразили публику и вдохновили других художников.
1945
Ар брют
Французский художник-сюрреалист Жан Дюбюффе интересовался живописью душевнобольных, инвалидов, бродяг, городских чудаков и т.д. «Грубым искусством» (так переводится «Art Brut» с французского, но подразумевается «необработанное/не огранённое» искусство) он назвал свою огромную коллекцию собранных картин маргинальных художников. Эти произведения действительно живут вне канонов, привычных материалов, времени, классических сюжетов, пространства и правил. Ар брют, по разным доводам, если и не разновидность наива, то его родственное направление.
2018
На сегодняшний день наив не претерпел никаких изменений. Впрочем, он и не может их претерпевать. Это направление никогда «не вырастет», потому что в нем должна жить детская непосредственность, которая делает его самим собой. Меняются обстоятельства жизни вокруг «наивного» художника, а он все также продолжает говорить о них в своей яркой колоритной манере, смешивая сказки и реальность, и не испытывая робости перед какими бы то ни было эталонами.
Такое наивное
искусство
Я сижу в кафе. Ко мне за столик подсаживается женщина в возрасте – видно, что достатка совсем не большого. Достает листы А3, уголь. «Хотите я вас нарисую?». Я не соглашаюсь, но и не отказываюсь – интересно. Бормоча себе что-то под нос, женщина буквально за 5 минут изображает мой портрет и предлагает мне забрать его – понятное дело, не бесплатно. Через пару минут я уже иду к метро, держа в руках лист с очень примитивным моим изображением. Я заплатила за него пятьдесят рублей.
Эта женщина заставила меня вспомнить о наивном искусстве. Энциклопедия искусства дает такое определение этого жанра: «традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира». Может быть, вам встречались эти картины – простые, искренние, кажется, что их нарисовал ребенок, но на самом деле авторство принадлежит взрослому человеку. Чаще всего это люди даже пожилые. У них есть своя профессия – рабочая, как правило. Они живут в деревнях, и каждый день ходят на работу. Наивное искусство — направление довольно старое. Еще в XVII веке непрофессиональные художники создавали свои «беспощадно правдивые» портреты, а в XX веке наив выделился в отдельное направление, свободное от академических правил и норм.
Прародителем наива считается иконопись. Увидев такие иконы, вы наверняка без труда отличите их от традиционных. Они непропорциональны, примитивны, как будто бы даже неаккуратны. Все эти характеристики можно применить к любой картине наивного искусства, не только к иконам.
Работы Руссо часто подвергались насмешкам и жесткой критике, особенно поначалу. А широкую популярность художник приобрел после того, как к одной из его картин подвели Камиля Писсаро – хотели позабавить, а мэтр стал восхищаться стилем художника и хвалить картину. Это был «Карнавальный вечер», 1886.
Детали пейзажа слишком уж тщательно выписаны, да и построение планов забавляло зрителей, но именно это и восхитило Писсаро.
Другой, не менее известный наивный художник – грузин Нико Пиросмани. В начале ХХ века, когда Пиросмани начал активно заниматься искусством, он рисовал самодельными красками на клеенках – белого или черного цвета. Там, где нужно было изобразить эти цвета, художник просто оставлял клеенки незакрашенными – так и выработал один из своих основных приемов.
Пиросмани любил изображать животных, а его друзья говорили, что в этих зверях он, скорее, рисует самого себя. И на самом деле, «лица» всех животных у Пиросмани мало похожи на настоящие животные морды, и у всех них одинаковый взгляд: грустный и беззащитный, будь то «Жираф» (1905) или «Медведь в лунную ночь» (1905).
Нико Пиросмани умер в бездомной нищете от голода и лишений. И это при том, что у него время от времени была работа по оформлению вывесок общепитов.
Большая же часть представителей наива своим художественным творчеством и вовсе не зарабатывают, оставляя на него в лучшем случае пару часов в день, в качестве хобби. Профессии этим не сделать – именно это и выделяет наивных художников в отдельную касту. Это очень честное искусство, от всей души – над художником нет ни гнета заказов, ни материальной зависимости от творчества. Он просто рисует, потому что любит это – и сбор урожая, и обряды сватовства, и родную речку в лесу. Любит и воспевает так, как умеет.
Совсем по-особенному умеет это румынский художник-наивист Михай Даскалу (Mihai Dascalu). Его работы похожи на иллюстрации детских книжек — они красочные, добрые и сказочные. Даскалу отличается от многих художников наивного искусства тем, что изображает фантазийные сюжеты, а не обыденные жизненные ситуации. Там и дом из ботинка, и лилипуты с великанами, и летающие единороги. При этом, его картины не перестают быть простыми — как по форме, так и по содержанию. Глядя на них, хочется перечитать любимые сказки и немного помечтать.
Наив включает в себя творчество самоучек и самодеятельное искусство. «Наивный» – не значит «глупый» или «недалекий». Это, скорее, противопоставление профессиональному искусству. Художники наивного искусства не имеют профессиональных художественных навыков. В этом их отличие от художников примитивизма: те, будучи профессионалами, стилизовали свои работы под «неумелые» и простые. А главное, – наивные художники не стремятся рисовать по канонам, профессионально. Они не хотят развивать свое искусство и делать его своей профессией. Художники наива пишут мир не так, как учат, а так, как чувствуют его.
Сначала мне показалось, что наивное искусство похоже на частушки. Я так обрадовалась этому сравнению – очень уж получилось оно красочным и ярким. Но разобравшись, я поняла, что неправа. Наивное искусство очень светлое, но «чугунно серьезное». В нем, в отличие от едких частушек, нет юмора, гротеска, карикатурности – хотя на первый взгляд кажется совсем иначе. В наиве у автора всегда восторженное восприятие того, что он изображает. А там, где восторга нет, нет и наивного искусства – они просто не показывают эти области жизни. Наив – это искреннее восхищение.
В Москве есть Музей наивного искусства – его работники ведут серьезную работу по сбору экспонатов, общаются с авторами. Сейчас в музее около 1500 работ, но места для демонстрации немного, поэтому экспозиции меняются чуть ли не каждый месяц.
Этот текст не расскажет всего о художниках наивного искусства, но пускай хотя бы заинтересует и вдохновит дойти до музея или полистать эти наивные картинки в поисковике. Эти взрослые художники-мечтатели заслуживают простого внимания – пускай без восхищения и мирового признания, но давайте постараемся хотя бы знать их.
Наивное искусство
Наивное искусство (англ. naive art ) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.
Содержание
Представители
К произведения наивного искусства относят провинциальные портреты русских людей XVIII—XIX вв. неизвестных художников.
На рубеже XIX—XX вв. ярким представителем наивного искусства был французский художник Анри Руссо. В начале XX века в Грузии работал Нико Пиросмани. В США — Бабушка Мозес. На Украине — Мария Примаченко. В Сербии и Хорватии активно развивалось наивное искусство, основанное на живописи на стекле, см работы Генералича.
В 1980-е годы в России ведущими наивными художниками были Елена Волкова, Пурыгин, Селиванов, Майкова (баба Люба), Пластинин.
В 1990-е годы в России стали известны Катя Медведева, Павел Леонов, В. Романенков, Алёна Азёрная, М. Ржанников.
В 2000-е годы на сцену выходят Алевтина Пыжова, Александр Лобанов, Александр Белых, Полина Райко (15.05.1928-15.01.2004) — бабушка из города Цюрупинска под Херсоном.
Исследователи
Серию книг о современном наивном искусстве издала К.Богемская.