Накладная фиата что это
Fiata коносамент: основной документ при мультимодальных перевозках
Международные перемещения коммерческих грузов с использованием нескольких видов транспорта регулируются специальным документом. В чем его особенности и какие документы не являются коносаментами Fiata, расскажут специалисты брокерской компании «Калипсо».
Что обозначает понятие
Для унификации документооборота в 1968 году был разработан мультимодальный коносамент Fiata. Его регламент распространяется на грузы, перевозимые морским и другими видами транспорта в рамках одной итерации.
Успешность использования документа в мировой практике привела к тому, что в начале восьмидесятых годов Международная торговая палата одобрила данный вид коносамента в качестве аккредитива.
Важно знать! Среди группы выделяют четыре основных типа: FBL, FCR, FCT, FWR. Наиболее часто используемым является FBL, он предполагает самые большие обязательства.
Коносамент Fiata обладает всеми характеристиками ценной бумаги, признается мировым банковским сообществом, по своей важности аналогичен морскому коносаменту.
Основные условия мультимодального коносамента
FBL является основной транспортной бумагой, которая подтверждает факт получения груза перевозчиком. Выдача данного документа демонстрирует следующие факты принятия ответственности за товар:
эксклюзивное право распоряжаться им;
подтверждение, что товар принят в надлежащем качестве;
подтверждение комплектности товара;
согласование транспортной страховки;
утвержденное количество оригиналов документа.
Коносамент – это гарантия того, что товар был передан перевозчику и, по контракту транспортировки, будет доставлен грузополучателю или владельцу документов.
Что не является коносаментом Фиата
Сопровождающая документация в международных перевозках достаточно разнообразна. Каждый документ имеет свое функциональное предназначение и круг обязательств. Разобраться и правильно оформить их может только профессионал. Компания «Калипсо» предлагает услуги таможенного брокера, который владеет актуальными юридическими знаниями, знаком с последними нововведениями законодательной базы.
Важно знать, что не является консоментом Фиата, чтобы не путать бумаги при оформлении груза.
Экспедиторская накладная в смешанном сообщении (FWB) служит подтверждением принятия груза и заключения договора перевозки. Она не является ценной бумагой, к ней неприменим индоссамент.
Поручение на экспедирование FFI является регламентом, который унифицирует поручения клиента экспедитору.
Декларация на перевозку опасного груза, выданная грузоотправителем (SDT). Заполняется клиентом, однако не накладывает ответственности на экспедитора.
Как составляется консомент Фиата
При комбинированных перевозках коносамент FBL является стандартом документации, гарантией сохранности груза. Коносамент выдается транспортной компанией или экспедитором грузоотправителю. Оригинал и копия печатаются на одинаковых бланках, однако на оригинале должна быть сделана соответствующая пометка. В договоре указывается количество экземпляров.
Важно знать! При печати сигнатуры Original важно, чтобы она не перекрывала название фирмы или другую информацию.
Владельцем коносамента является грузополучатель, также бумага может выступать в качестве денежной гарантии при обращении в банк.
При заполнении коносамента указываются следующие характеристики:
порт отправления и получения;
информация об отправителе;
Кому нужен FBL
Коносамент Fiata – это регламентированный бланк, заполнение которого четко определено инструкциями. Правильное оформление – гарантия сохранности груза и обеспечение обязательств компании-перевозчика. В релевантности документа заинтересован, прежде всего, собственник товара, поскольку в случае утери, повреждения или снижения потребительской стоимости груза именно коносамент дает основания на финансовое возмещение.
Порядок использования
Поскольку FBL коносамент используется в мультимодальных транспортных перевозках, экспедитор принимает на себя ответственность за товар на всех этапах пути. Оформление документа проводятся в момент приема груза перевозчиком. В ходе процедуры экспедитор должен убедиться в комплектности и качестве товара, его надлежащей упаковке, проверить наличие всего необходимого пакета документов. Также ревизии подлежит соответствие информации, указанной в бумагах, реальным фактам, чтобы не возникло проблем при таможенном оформлении груза.
На основании этих данных заполняется форма FBL, в которой не только указаны все сведения о товаре, но и оговорена ответственность за страховое покрытие.
Фиата коносамент оформляется печатным методом, в него запрещено вносить рукописный текст и корректировки. Регламент заполнения документа не предусматривает возможности внесение изменений и дополнений. Готовый документ выдается экспедитором собственнику товара как гарантия доставки груза получателю.
Что обязательно нужно знать?
Правила использования FBL строго регламентированы. Данными стандартами могут располагать только действительные члены Fiata, которые имеют соответствующие сертификаты соответствия экспедиторских услуг (ISO 9000).
Согласно соглашению между АМЭУ и Fiata, документированному 1996 годом, члены АМЭУ не имеют права передачи бланков коносамента представительствам в других государствах или своим филиалам.
Советы и рекомендации специалиста
Как легко заметить, правильное заполнение коносамента Fiata – это гарантия сохранности груза при мультимодальных перевозках. Если вы хотите быть уверенным в гарантиях экспедитора, обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Юристы компании «Калипсо» помогут верно оформить всю документацию, проконсультируют в сложных вопросах. С нами вы можете быть уверены в сохранности вашего груза.
Выводы
Коносамент Fiata – общепринятая мировая практика гарантий при мультимодальных перевозках. Соблюдение регламента обеспечивает беспроблемное перемещение товара по миру и получение компенсации в случае его порчи или утери.
Коносаменты FIATA: FBL, FCT, FCR, FWR
Под коносаментами ФИАТА (FIATA) подразумевают сертификаты FIATA FBL, FIATA FCT, FIATA FCR, FIATA FWR. Коносаментами ФИАТА не являются:
В целом, документы, выданные экспедиторами, не являются коносаментами, хотя к понятию товарораспорядительного документа в практике международных перевозок начинают относиться менее строго, особенно если формуляры выдаются международными ассоциациями, такими как ФИАТА, ИНСА или БИМКО.
FIATA FBL (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении
Мультимодальный коносамент FIATA FBL является развитием практики выдачи экспедиторами внутренних коносаментов (house b/l) и сертификатов экспедитора (certificate of transport), первый из которых подтверждал группировку партии груза в контейнере, а второй – что контейнер находится в пути к месту назначения. Оба документа были неприемлемы для банков при осуществлении документарных аккредитивов, и в 1968 году ФИАТА предложила оборотный коносамент ФИАТА для смешанных перевозок.
Коносамент смешанной перевозки ФИАТА FBL сначала учитывал требования унифицированных правил к документу на смешанную перевозку Международной торговой палаты (публикация МТП №298), впоследствии – правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (публикация МТП №481). Проформа Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading предпочтителен в использовании перед коносаментами Ассоциации швейцарских экспедиторов.
Мультимодальный коносамент ФИАТА обладает свойствам ценной бумаги (товарораспорядительного документа), получил признание у банковского сообщества (ст. 30 УОП-500). На лицевой стороне документа проставлен логотип МТП. С точки зрения банковского сообщества коносамент ФИАТА FBL аналогичен конвенциональному морскому коносаменту. Противоположная точка зрения у банков относительно FCT, FWR, FCR – они не приемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только иное специально не будет указано.
При использовании FIATA FBL местом получения экспедитором груза (place of receipt) является место происхождения груза (place of origin), для доставки в место назначения экспедитор пользуется услугами фактического перевозчика. Экспедитор перед владельцем коносамента FBL остается «договорным» перевозчиком на всем пути движения груза от места получения до места выдачи. Экспедитор несет ответственность перед клиентом, если фактический перевозчик повредит груз.
FBL является сквозным коносаментом, выдается оператором мультимодальной перевозки (экспедитором) и может использоваться и при доставке груза одним видом транспорта. Согласной основным условиям коносамента ФИАТА, экспедитор имеет право размещать груз на палубе или под палубой, выбирать и изменять маршрут движения, порядок перегрузки, укладки груза, не извещая обо всем этом клиента.
FIATA FCT (Forwarder’s Certificate of Transport) – Экспедиторский сертификат перевозки грузов
FIATA FCT составляется в качестве документа экспедитора, выступающего только в качестве агента перевозчика. Документ не может считаться транспортным, т.к. экспедитор не является перевозчиком, но FCT – товарораспорядительный документ: выдача груза возможно только при предъявлении индоссированного сертификата.
Существуют разные точки зрения относительно того, может ли сертификат FCT функционировать как товарораспорядительный документ в отношениях между продавцом и покупателем. Банковское сообщество пока склонно рассматривать как FIATA FCT, так и FCR и FWR неприемлемыми документами при расчетах в форме аккредитива, если только условиями аккредитива специально не будет указано иное.
Сторонники другого мнения ссылаются на Incoterms и Унифицированные банковские правила о документарном аккредитиве и инкассо – в этом случае толкование товарораспорядительного документа рассматривается шире значения в каком-либо одном национальном законодательстве, соотносится с потребностями продавца и покупателя.
Лицевая сторона FCT содержит терминологию ценных (товарораспорядительных) бумаг, в том числе «держатель документа», «отправлено приказу…». Сертификат выдается комплектом, все одного содержания и даты. При получении груза по одному из сертификатов, все остальные из комплекта теряют силу.
Экспедитор, будучи агентом перевозчика, отвечает лишь за внимательный выбор третьей стороны (фактического перевозчика), не отвечает за ошибки и действия третьей стороны в процессе доставки груза. На оборотной стороне сертификата публикуются условия ответственности экспедитора, соответствующие стандартам национальной ассоциации экспедиторов.
FCT не рекомендуется использовать в качестве технического заменителя товара в производстве расчетов по документарному аккредитиву. Российское законодательство не рассматривает сертификат в качестве товарораспорядительного документа. У представителей общего права (common law) противоположный взгляд: FCT считается оборотным документом.
FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза
Документ FIATA FCR может использоваться при исполнении международных договоров купли-продажи товаров и договорах строительства промышленных объектов. В таких договорах указывается место и дата поставки товаров (оборудования и материалов), с которыми связывают переход риска гибели или повреждения груза, переход права собственности, оплату поставки и т.д. Срок и место поставки зависит от того, кто и как должен принять поставку: путем составления акта приема-передачи или путем предоставления одной стороной другой расписки экспедитора.
Экспедитор может принять товар, скомпоновать сборную отправку, а в подтверждении исполнения данного ему поручения предоставить сертификат FIATA FCR. Что такое FIATA FCR? FCR является одним из доказательств в правоотношениях между импортером и экспортером или заказчиком и подрядчиком. Сертификат не является ценной бумагой, может использоваться в сфере банковских операций, договоров перевозки и при совершении коммерческих сделок.
Экспедитор, выдавая FCR, подтверждает факт прием груза и факт его нахождения «в хорошем по внешнему виду состоянии» (in external apparent good order and condition). С получением сертификата продавец теряет контроль над грузом, передавая его экспедитору. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, т.к. товар находится уже вне контроля продавца.
На лицевой стороне FCR указывается, что экспедитор получил контроль над грузом с безотзывной инструкцией доставить его иностранному покупателю, обозначенному в сертификате получателем (consignee). Продавец может отменить инструкции экспедитору только путем возвращения ему FCR. В России отношения сторон FCR регулируются общими положениями гражданского права.
FIATA FWR (Forwarder’s Warehouse of Recipient) – Экспедиторская складская расписка
Складская расписка экспедитора FIATA FWR gподтверждает размещение груза на складе экспедитора. В инструкции ФИАТА по применению FWR предупреждается, что ее расписка FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство – варрант» (recepisse – warrant). Если национальным законодательством предусмотрена выдача варранта, использование FWR неприемлемо.
ФИАТА (FIATA) экспедиторские документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций
Документы ФИАТА (FIATA) регулируют деловые отношения между экспедитором и грузовладельцем. Действие этих документов не распространяется на отношения экспедитора с
перевозчиками
Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими
транспортными документами, предусмотренными национальными и международными
транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами. Авторское право на
экспедиторские документы ФИАТА принадлежит Секретариату этой федерации. Это
право Секретариат ФИАТА может предоставлять своим национальным членам по
лицензионному соглашению. Ассоциация российских экспедиторов в качестве
национальной ассоциации – члена ФИАТА получила от этой федерации разрешение на
печатание и распространение среди своих членов документов ФИАТА. Первый
экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было
разработано и принято восемь таких документов.
Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при
оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную. Упомянутые выше девять
документов условно можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести и поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и
декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель
отвечает за правильность и точность содержания этих документов.
Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский
сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с
поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в
качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия
самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может
выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.
И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент, необоротная мультимодальная
транспортная накладная и нейтральная воздушная накладная. Выдавая
грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство
доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед
грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью
сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет
установленные пределы.
Функции перечисленных экспедиторских документов можно
кратко характеризовать следующим образом:
1. Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions — FFI) Предусматривает выдачу экспедитору задания на
любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по
стандартизации и унификации документов международной торговли и международных
перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского
договора.
2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight
Certification — SIC) Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для
указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может
выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует
сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом свое весовое
свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от
отправителей мелких партий грузов.
3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the
Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) Применяется при организации перевозок
опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться
при заполнении международной железнодорожной накладной «ЦИМ». При перевозках
опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о
перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.
4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt — FWR) Выступает в качестве
унифицированного складского документа и является доказательством исполнения
контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение
банковского кредита.
5. Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt — FIATA FCR)
Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия
под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз
получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя. В основном
применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации
сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством
выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия
денег с аккредитива.
6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport —
FIATA FCT) Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор
берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком
и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером
обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по
аккредитиву и на инкассо.
7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA
Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) Является транспортным документом
экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора
смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Выдав этот
коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до
получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его
перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой
перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента
суммой. Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит
документом для получения платежей за товар.
8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА (Non-Negotiable
FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) Накладная является дополнением к
коносаменту ФИАТА, обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента,
кроме товаро-распорядительности. При получении товара нет необходимости
предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, на дочерние
предприятия, с отсрочкой платежей и т.д.
9. Нейтральная воздушная накладная (Not Negotiable Air Waybill) Это обычная
воздушная накладная без наименования перевозчика. Наименование перевозчика
вносится в накладную только после того, когда становится известным, кто
выступает в качестве перевозчика: авиакомпания, экспедитор, выступающий в
качестве воздушного агента авиакомпании, или экспедитор – договорный перевозчик.
Нейтральная воздушная накладная является свидетельством исполнения поставщиком
своих обязательств по поставке товара и служит документом для предъявления в
банк для снятия с аккредитива сумм, причитающихся за поставленный товар.
Экспедиторские документы ФИАТА были внедрены в практику с целью:
Выполнение перечисленных целей дает пользователю экспедиторских
документов ФИАТА следующие преимущества:
1. Универсальность
Применение документов ФИАТА создает единое правовое поле для перевозки и поставки товаров.
Документы ФИАТА выступают в качестве универсальных экспедиторских документов,
которые могут содержать в себе разумно обоснованные и приемлемые для участников
их применения единообразные условия экспедирования и перевозки грузов.
2. Признание мировой банковской системой
Экспедиторские документы ФИАТА признаны мировой банковской системой в качестве доказательства исполнения сделки.
Коносамент, накладная и нейтральная воздушная накладная признаны
Унифицированными обычаями и практикой применения документарных аккредитивов в
качестве платежных документов за поставляемые товары. Складская расписка,
экспедиторская расписка, сертификат перевозки, коносамент, накладная ФИАТА и
нейтральная воздушная накладная в случае указания на них в транспортных
условиях контрактов купли-продажи могут быть предъявлены в банк для получения
платежей за проданный товар.
3. Соответствие международным правилам, регулирующим смешанные перевозки грузов
Коносамент и накладная ФИАТА отвечают требованиям Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой
палаты. В силу этого эти два документа несут на своей лицевой стороне эмблему
Международной торговой палаты, что свидетельствует о высокой надежности этих
документов и ответственности экспедиторов, их выписывающих.
4. Единая ответственность
Применение документов ФИАТА может создать для грузоотправителя
систему единой ответственности. Грузоотправитель имеет в лице экспедитора
единого ответчика за повреждение, утрату и другой ущерб, нанесенный грузу в
результате экспедирования и перевозки. При этом на экспедитора возлагается
ответственность за сбор всех документов и предъявление исков к многочисленным
участникам экспедирования и перевозки. Экспедитор выступает перед
грузоотправителем в качестве единой стороны.
5. Высокое качество услуг
Выдав грузоотправителю документ ФИАТА, экспедитор, в зависимости от поручения (его
размеров и содержания) освобождает грузоотправителя от действий, связанных с
доставкой груза получателю. Грузоотправитель, заказавший документ ФИАТА, может
заранее оценить все свои расходы, связанные с производством и доставкой товара
получателю, и включить их в стоимость товара. Поручив экспедитору выполнение
экспедиторских функций, организацию перевозки и перевозку, заказчик получает от
него единый экспедиторский документ, и ему нет необходимости собирать все
документы, требуемые для поставки товара получателю.
6. Налоговое облегчение
Налоговым Кодексом Российской Федерации, пунктами 29 и 30 статьи 264
предусмотрено отнесение взносов, уплачиваемых некоммерческим и международным
организациям, если уплата таких взносов является условием осуществления их
деятельности, на себестоимость услуг. Документы ФИАТА могут быть предоставлены
только членам ассоциации.
7. Ускорение оборота денежных средств
Грузоотправитель, получивший документ ФИАТА, считается выполнившим свои
обязательства по поставке товара и может предъявить в банк этот документ для
получения причитающихся ему за товар платежей. Ему нет необходимости ожидать
прибытие товара получателю и возвращения отмеченных получателем транспортных
документов. Таким образом, платежи поступают задолго до поступления товара
получателю.
8. Повышение конкурентоспособности экспедитора
Выдав отправителю документ ФИАТА, экспедитор может обеспечить поставку товара от места его
получения до места назначения, предоставив этому грузоотправителю уникальный
вид услуг: единая ставка, единый перевозчик, единый документ, ответственность.
Таким образом, при использовании экспедиторских документов ФИАТА экспедитор
предоставляет клиенту на порядок высшую конкурентную форму экспедиторских услуг.