Наличие чего обязательно при реализации парацентрической технологии
Презентация: » Парацентрическая технология»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Парацентрическая технология на уроках географии или игра в матрешку» Учитель географии МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с. Жуково МР Уфимский район РБ Щекатурова Елена Николаевна
Решаемые вопросы: Как быстрее подготовиться к уроку? Для чего нужна география ученикам сегодня? Как плавно осуществить переход к ФГОС по географии?
Есть два разряда путешествий. Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте. Листать обратно календарь. А.Твардовский.
Парацентрическая технология Парацентрическая технология (автор Н.Н. Суртаева)– одна из нетрадиционных технологий, для которой характерны общие признаки: самостоятельность деятельности учащихся (до 80-90% учебного времени); индивидуализация; иная деятельность учителя (организатор, помощник) отказ от традиционной классно – урочной системы. Термин «парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методической инструкции. В дальнейшем предполагается выход на контроль и собеседование с учителем. При данной технологии возможно реальное осуществление процесса индивидуализации и право выбора метода и способа обучения благодаря организации различных видов диалогового обучения.
Этап реализации ИВУ – информационный ввод учителя ОВУ – организационный ввод учителя П – практическая работа Кп – контроль (письменный, устный, индивидуальный) ИВУ ОВУ ПЦТО П Кп 1 час 1 час 3 часа 1 час 1 час
К проблеме реализации парацентрической технологии обучения школьников на уроках курса «ОБЖ» в 8 классе
Дата публикации: 17.03.2015 2015-03-17
Статья просмотрена: 441 раз
Библиографическое описание:
Автаева, Н. А. К проблеме реализации парацентрической технологии обучения школьников на уроках курса «ОБЖ» в 8 классе / Н. А. Автаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16341/ (дата обращения: 22.12.2021).
В настоящее время в связи с участившимися катастрофами, чрезвычайными ситуациями и бедствиями различного характера, безопасность жизнедеятельности выходит на первый план по актуальности и своевременности, а вместе с ней теоретическая, практическая и психологическая готовность к экстремальным ситуациям, как основная составляющая для человека.
Образование в области «Безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития общества опирается на развивающуюся научную теорию безопасности жизнедеятельности, представляющую собой обширную область знаний и изучающую различные аспекты безопасного выживания в современном мире [1].
«Безопасность жизнедеятельности» призвана вооружить обучающихся опытом выживания в различных кризисных ситуациях и сформировать умение использовать накопленные знания в постоянно меняющихся современных условиях жизни, обеспечить общую грамотность в области безопасности, выработать идеологию безопасности, повысить культуру безопасности среди населения [1].
Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью, то этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в образовательном учреждения, а также на улице, среди посторонних людей, в семье, в общественных местах и т.д.
Курс «ОБЖ» включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.
Изучение курса «ОБЖ» направлено на формирование у школьников целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах Деятельности; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них, оказывать само и взаимопомощь [4].
Цели, поставленные перед современными учителями требует переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса через реализацию активных методов и средств обучения, через использование современных технологии обучения, таких как: метод кейсов, метод проектов, метод дебатов, технология модульного обучения и др. [2].
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий [3]. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
В обобщенном виде на рис. 1 представлены новые современные педагогические технологии.
Рис. 1. Новые педагогические технологии
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90 % учебного времени; индивидуализация [3].
Инновационные методы в преподавании курса ОБЖ – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам [3]. Одной из таких новых инновационных педагогических технологий является парацентрическая технология обучения (далее ПТЦО). ПЦТО означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.
Внедрение ПЦТО целесообразно осуществлять на сдвоенных уроках. В данной технологии учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации как уровневой, так и профильной, решая тем самым и проблему адаптации.
Обучаясь по ПЦТО не только экономится время учения, устраняя неадекватные способы работы, но и позволяет учащимся сознательно отнестись к собственной мыследеятельности (при совершении определенных умственных действий и операций, планирований умственной работы), управлять ею, целенаправленно осуществляя самоконтроль своих действий (зная структуру приема учащиеся успешнее рефлексируют собственные действия).
Ученики работают в парах. Состав пар постоянно меняется: каждый по очереди работает со всеми учащимися класса или группы. Если же брать всю группу, то все работают с каждым и работают индивидуально.
При групповом общении один говорит, обращаясь к группе. При коллективной же форме организации один не «возвышается» над остальными. Все работают в парах и по очереди друг с другом. На коллективных занятиях все время идет работа в парах, но пары имеют не постоянный, а переменный состав. При групповой форме организации труда этого нет. Группу (даже двух-трех человек) гораздо труднее учить, чес одного человека. Кроме того собеседника, ели он единственный, нельзя не слушать: обучение ведется в форме диалога.
Изначально методика парацентрической технологии была создана применительно к предметам гуманитарного цикла [3]. Поэтому для полного и лучшего применения идеи обучения в парах на уроках курса «ОБЖ» необходимо некоторые изменения тематического планирования учебного материала [5]. Полное количество часов, отводимое на изучение темы (главы или ее части) – в зависимости от сложности материала – разбивается на основные этапы:
1) лекционное изложение основных положений темы на уроке;
2) повторение и более углубленное самостоятельное изучение темы в парах;
3) устный опрос в парах;
5) словарный диктант в парах;
6) решение ситуационных задач;
Рассмотрим содержание каждого урока курса «ОБЖ». Материал излагается в виде лекции по плану.
1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
2. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
3. Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества.
4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
7. Профилактика вредных привычек.
8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
При наличии свободного времени в конце урока необходимо делать фронтальный опрос. «Повторение по изученному материалу».
На следующих уроках учащиеся подробно изучают содержание темы, на основе прочитанной лекции и материала учебника. Обучение ведется в парах по карточкам, количество которых должно быть четным и не меньше количества учащихся в классе. Карточка состоит из двух частей. В первой (главной) части карточки содержится вопрос, ответ на который необходимо найти и подробно изучить, используя материал лекции, учебника или дополнительной литературы. Во второй (дополнительной) части содержится простая ситуационная задача по этой же теме.
Работа учащихся строится по такому алгоритму:
1. Получив карточку, прочитать теоретический вопрос и найти на него ответ. Ученик самостоятельно подробно изучает теорию этого вопроса, при этом используется материал лекции, учебника, дополнительной литературы, и т. д.
2. Расскажи партнеру теоретический материал своей карточки. После подготовки партнерами теории, один из них становится учителем и объясняет другому теоретический вопрос своей карточки. «Ученик» выслушав рассказ «учителя» задает ему вопросы по этому материалу.
3. Выслушай теоретический материал из карточки партнера. Ответив на вопросы «ученика», партнеры меняются ролями, и выполняется совместная работа по изучению карточки партнера.
4. Поставь партнеру оценку его работы в специальной ведомости.
5. Обменяйтесь карточками, найдите нового партнера и образуйте новую пару. На этом работа пары заканчивается. Они должны найти новых партнеров (образовать новые пары). Работа новой пары строится по этому же алгоритму.
При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей учащихся в:
· познавательной сфере деятельности (сами регулируют необходимость использовать несколько источников информации, планируют свою работу по изучению темы, отбору информации, самоконтроль и взаимоконтроль);
· в коммуникативной сфере деятельности (общение на разных уровнях);
· в профессиональной сфере (возможность решать профессиональные проблемы друг с другом или при помощи педагога, возможность попробовать применить разные способы обработки узлов в изделии и т.п.).
Таким образом, реализация в учебно-воспитательном процессе данной технологии будет способствовать формированию у школьников способности самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности опасности и проблемы, искать пути рационального их решения. При этом, используя данную технологию школьники четко осознают, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности, в системе «человек – природа – общество – техносфера».
1. Абрамова С. В., Станкевич П. В., Бояров Е. Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). – С. 246-250.
2. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
3. Берсенева, Т. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Технология модульного обучения / Т. Берсенева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 10. – С. 11–21.
4. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
«Парацентрическая технология на уроках окружающего мира в нач.школе»
Парацентрическая технология обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Л.Дистервег
Подготовила: Тайгамбаева Т.В,учитель начальной школы
Под средствами обучения понимается все то, что используется педагогом для организации учебно-воспитательного процесса по данной теме. При ПЦТО возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения, одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик – ученик, ученик – средства обучения, ученик – педагог). В каждом диалоговом взаимодействии ученик затрачивает нужное ему количество времени для изучения материала, выбирает наиболее подходящее для него (для его стиля мышления и деятельности) средство обучения (из большого числа), выбирает методические указания наиболее доступные для него. Такая организация учебно-воспитательного процесса предполагает прохождение учащимися четырех-шести диалоговых видов общения. Из предложенных на занятии по ПЦТО средств обучения должны быть обязательные для изучения и дополнительные (используются по желанию учащегося), так же обязательным должен быть и диалог с педагогом. Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО педагогу необходимо подготовить следующий материал:
1)Подобрать основные и дополнительные средства обучения;
2) Маршрутные листы учителя и учащихся.( Приложение 1)
3)Разработать информационные листы(методические рекомендации) к каждому средству обучения;(Приложение 2)
3) Разработать Листы контроля учета ЗУН;(Приложение 3)
4) Продумать расстановку парт, расположить средства обучения;
Алгоритм работы по ПЦТО для учащихс я.
Апробация технологии. Практическая часть.
Систематическая самостоятельная познавательная деятельность учащихся формирует у них активную деятельностную позицию.
ПЦТО формирует следующие компетенции: умение ставить перед собой цель; умение планировать свою деятельность; умение контролировать результат; самостоятельно работать по плану; самостоятельно оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной деятельности и устранять их причины.
Формы контроля : конспект; беседа; тест; схема; таблица; выполнение задания по атласу, контурной карте.
2 года года работая по ПЦТ, я считаю, что принципиальные отличия данной технологии от других систем заключаются в следующем:
На занятиях школьники работают самостоятельно по инструкционным картам с разными средствами обучения;
Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников;
У учащихся формируются навыки самообразования.
Одной из главных целей работы учителя на уроках окр.мира является выработка у школьников необходимых компетенций:
Собирать и анализировать материалы, которые находятся в разных источниках;
Уметь обосновывать свою точку зрения, выстраивать свой ответ при собеседовании с учителем
Мой опыт работы по данной методике показывает, что она дает положительные результаты. Нестандартная расстановка ученических столов, возможность самим искать ответы на вопросы, которые зачастую формируют сами учащиеся, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, поиск истины – все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний.
Мы обучаем детей нового века. Их креативное мышление требует постоянного совершенствования нашей педагогической деятельности. Мы понимаем это и готовы осваивать новую технологии, изучать новаторские методики. Педагогический потенциал плюс творчество учащихся позволят стать школе конкурентоспособной.
Маршрутный л ист ( составляется учеником на все занятия самостоятельной работы)
Маршрутный лист учителя
Тема. Природные зоны России (4 класс)
1.Прочитай материал учебника с.6-7.
2.Ответь на вопрос «Что называют природной зоной?»
3.Запомни это определение.
СО 2.(Географическая карта Природных зон России)
1.Найди природные зоны Арктики и тундры,тайги.
2.Пользуясь «легендой карты» расскажи о обитателях этих природных зон.
СО 3.(Рабочая тетрадь по предмету «Окружающий мир»)
2.Заполни таблицу «Обитатели природных зон» с.5
3. Запомни основных обитателей каждой из природных зон.
2.Проведи сортировку растений в зависимости от зоны их произрастания.
Образец. Зона Тундры – ягель, карликовая береза,……
Зона Тайги – пихта, сосна, мхи……
1.Изучи материал учебника на с.26-29.
2.Запомни обитателей смешанного леса.
2)особенности внешнего вида
1.Изучи материал учебника на с.30-34.
2.Сравни зону степей и пустынь, назови основные отличительные особенности.
3.Назови обитателей растит и жив.мира этих зон.
1. Внимательно прочитай задания(вопросы) теста. Выбери обычный или повышенный уровень будешь выполнять.
2.Выбери 1 из предложенных вариантов ответа, обведи его.
3.Внимательно проверь себя.
Лист контроля учета ЗУН
Степень овладения материалом
В каких ПЗ распол.Россия?
Обитатели каждой изПЗ?
Расти.мир ПЗ России?
(Учащиеся выстраивают «Кривую собственных достижений)
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Парацентрическая технология обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Л.Дистервег
Подготовила: Тайгамбаева Т.В,учитель начальной школы
Под средствами обучения понимается все то, что используется педагогом для организации учебно-воспитательного процесса по данной теме. При ПЦТО возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения, одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик – ученик, ученик – средства обучения, ученик – педагог). В каждом диалоговом взаимодействии ученик затрачивает нужное ему количество времени для изучения материала, выбирает наиболее подходящее для него (для его стиля мышления и деятельности) средство обучения (из большого числа), выбирает методические указания наиболее доступные для него. Такая организация учебно-воспитательного процесса предполагает прохождение учащимися четырех-шести диалоговых видов общения. Из предложенных на занятии по ПЦТО средств обучения должны быть обязательные для изучения и дополнительные (используются по желанию учащегося), так же обязательным должен быть и диалог с педагогом. Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО педагогу необходимо подготовить следующий материал:
1)Подобрать основные и дополнительные средства обучения;
2) Маршрутные листы учителя и учащихся.( Приложение 1)
3)Разработать информационные листы(методические рекомендации) к каждому средству обучения;(Приложение 2)
3) Разработать Листы контроля учета ЗУН;(Приложение 3)
4) Продумать расстановку парт, расположить средства обучения;
Алгоритм работы по ПЦТО для учащихс я.
Апробация технологии. Практическая часть.
Систематическая самостоятельная познавательная деятельность учащихся формирует у них активную деятельностную позицию.
ПЦТО формирует следующие компетенции: умение ставить перед собой цель; умение планировать свою деятельность; умение контролировать результат; самостоятельно работать по плану; самостоятельно оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной деятельности и устранять их причины.
Формы контроля : конспект; беседа; тест; схема; таблица; выполнение задания по атласу, контурной карте.
2 года года работая по ПЦТ, я считаю, что принципиальные отличия данной технологии от других систем заключаются в следующем:
· На занятиях школьники работают самостоятельно по инструкционным картам с разными средствами обучения;
· Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников;
· У учащихся формируются навыки самообразования.
Одной из главных целей работы учителя на уроках окр.мира является выработка у школьников необходимых компетенций:
· Собирать и анализировать материалы, которые находятся в разных источниках;
· Уметь обосновывать свою точку зрения, выстраивать свой ответ при собеседовании с учителем
Мой опыт работы по данной методике показывает, что она дает положительные результаты. Нестандартная расстановка ученических столов, возможность самим искать ответы на вопросы, которые зачастую формируют сами учащиеся, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, поиск истины – все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний.
Применение парацентрической технологии обучения для развития опыта самостоятельной познавательной деятельности на уроках экономики в 10-м классе
Разделы: Экономика
В условиях современной школы очень остро стоит вопрос о модернизации системы образования. Во главу угла поставлен ребенок с его интересами, способностями, опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности. По А.Маслоу [5, 18], самая важная потребность человека – потребность в самореализации. А для того, чтобы реализоваться в жизни, ученику необходима не только система знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и его собственный опыт.
Работая в школе, столкнулась с тем, что часть экономических понятий, категорий очень трудно дается школьникам, если дети выступают в роли пассивных слушателей. И, наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и порой без особых сложностей осваивают этот же материал.
Поэтому пришла к выводу, что часть учебных тем может быть освоено школьниками самостоятельно, опираясь на их личностный, субъектный опыт, развивая при этом опыт познавательной деятельности.
Данная проблема актуальна для нашей школы, которая работает над темой “Личностно ориентированный подход обучения в адаптивной школе”. В условиях перехода к профильному обучению, необходимо учитывать индивидуальные способности, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности каждого.
Проводя эксперимент, мы предположили, что организация обучения экономике в форме парацентрической технологии по теме “Спрос, предложение, рыночное равновесие” может способствовать развитию опыта познавательной деятельности учащихся 10-х классов. Автор технологии Суртаева Надежда Николаевна.
Особенность технологии в том, что процесс обучения строится через общение в парах четырех видов, но обязательным условием является встреча с центром – учителем. Данная технология была выбрана в силу того, что она предполагает большой объем самостоятельной работы и выбор учащимися индивидуального образовательного маршрута, что способствует развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности.
При этом столкнулась с трудностями при организации дифференцированного подхода к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Оказалось, что подбор заданий каждому ребенку требует много сил и времени. Также были сомнения, смогут ли ученики получать знания не через пассивное прослушивание материала, а самостоятельно, имея при этом минимальный опыт.
Цель эксперимента – создание системы заданий по развитию опыта познавательной деятельности старшеклассников при организации обучения в форме парацентрической технологии.
Эксперимент проходил с мая по декабрь 2005 года.
Цель нашей педагогической деятельности – выяснить, влияет ли организация обучения экономике в форме парацентрической технологии на развитие опыта самостоятельной познавательной деятельности учащихся 10-х классов.
В педагогическом эксперименте было задействовано 25 учащихся 10 класса МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 135”, обучающихся экономике по программе Иванова С.И. “Основы экономической теории”.
Данная учебная тема составляет – 9 учебных часов.
Затем сформулированы дидактические, развивающие и воспитательные цели для учителя с постановкой их для учеников как результатов обучения с учетом требований образовательного стандарта.
В соответствие с поставленными целями выбраны средства обучения (СО), разработаны методические инструкции (МИ) (Приложение2.doc) к средствам обучения, составлен информационный лист для учащихся (Приложение1.doc), лист учета за деятельностью учащихся (Приложение6.doc) и индивидуальные ведомости учащихся (Приложение3.doc).Также был составлен алгоритм работы по парацентрической технологии (Приложение4.doc).
Одной из составляющих познавательной деятельности является интеллектуальная деятельность. Поэтому в ходе подготовки эксперимента учителем методом наблюдения была проведена диагностика интеллектуальных умений и навыков учащихся по методике Кругловой Н.С.
Уроки проводились в ноябре 2005 года.
Этапы реализации технологии:
На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, составляют их логико-структурную схему (Приложение5.doc), знакомятся с информационным листом и алгоритмом работы, которые представлены в презентации (Приложение7.ppt).
На втором этапе учащиеся в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом работают самостоятельно. Учитель выступает в роли консультанта и контролера.
На третьем этапе проведена контрольная работа, которая соответствует образовательным целям. Для нее в этом классе использовались те же типы заданий, что и в теме “Предмет и метод экономики”.В результате тест II уровня выполнили 90% учащихся, тест III уровня-37%, тест IV уровня-25% c аналитической задачей и творческим заданием справились соответственно 40 и 32 % школьников.
На основании этого можно сделать предположение, что возрос опыт самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников. После внедрения ПЦТО уровень выполненных учениками заданий различного вида вырос. Прирост решенных заданий составил: в тестах II, III и IV уровней- 6,8; 4 и 8 % соответственно, в задачах-8%, а при написании эссе-12%.
Следует отметить, что наибольший прирост составило выполнение заданий творческого плана (12 %), полученные результаты, приведены в диаграмме № 1:
Вывод: В результате применения ПЦТО по данным нашего исследования развивается опыт самостоятельной познавательной деятельности учащихся, наибольший прирост составило выполнение заданий творческого плана.