Налог на движимое имущество что это такое
Пояснен порядок разграничения имущества на движимое и недвижимое для целей налогообложения
SergeyNivens / Depositphotos.com |
По общему правилу налогом на имущество организаций облагается недвижимость налогоплательщика, учитываемая на балансе в качестве объекта основных средств, а также то, которое находится на территории России и принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, получено по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса). С 1 января 2019 года движимое имущество исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ).
Налоговое законодательство не содержит норм, определяющее вид имущества (недвижимое или движимое), поэтому, как поясняет ФНС России, налоговые органы применяются нормы иных отраслей законодательства, включая гражданское (письмо ФНС России от 15 марта 2021 г. № БС-4-21/3300@). Так, согласно Гражданскому кодексу, движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. В свою очередь, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
НАША СПРАВКА
Оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом это оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости ( письмо Росреестра от 20 октября 2020 г. № 11-9273-АБ/20).
Также и Верховный Суд Российской Федерации указал, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (определение ВС РФ от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638). При этом, по общему правилу, государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Поэтому, как поясняет налоговая служба, для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости или движимому имуществу исследуются сведения ЕГРН, а при отсутствии этих сведений – документированные основания, подтверждающие наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на капитальном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и прочее)). Или же невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (в том числе способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости), наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).
О критериях отнесения объекта к движимому/недвижимому имуществу
ФНС даны разъяснения по вопросам определения объекта налогообложения по налогу на имущество в зависимости от отнесения к движимому/недвижимому имуществу.
С учетом сложившейся судебной практики по данному вопросу сообщается, в частности, следующее.
Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве на применение льготы.
Кроме того, наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы.
Судебная коллегия Верховного Суда исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств на основе их классификации согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавшему ОК 013-94.
В соответствии названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Соответственно, по общему правилу исключения из объекта налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 мая 2021 г. N БС-4-21/7027@
О КРИТЕРИЯХ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА (ДВИЖИМОЕ ИЛИ НЕДВИЖИМОЕ)
В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 30 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Определение не приводится.
Указанным Определением постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.11.2020 по делу N А32-56709/2019 в части отказа в удовлетворении требования налогоплательщика о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю от 21.05.2019 N 18-30/12 по эпизоду, связанному с доначислением 3 924 624 рублей налога на имущество организаций и 311 486 рублей 20 копеек штрафа в отношении энергоустановки, отменено. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по данному делу в указанной части оставлено в силе.
При этом Верховным Судом указано следующее.
На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса, действовавшего до 01.01.2015 (введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ), не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств.
Начиная с 01.01.2015 освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, предусмотрено пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса (введен в действие Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ), действовавшим до 01.01.2019.
Раскрывая содержание положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 21.12.2018 N 47-П, что внесенные законодателем изменения повлекли, кроме прочего, сокращение состава облагаемых налогом объектов имущества организаций, что, благодаря упрощению учета объектов налогообложения и снижению налоговой нагрузки, должно было способствовать поощрению налогоплательщиков к правомерному поведению в фискальных правоотношениях, стимулированию организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.
Цель освобождения от налогообложения движимого имущества, принятого к учету после 01.01.2013, состояла в поощрении инвестиций в новое оборудование, что при сохранении налогообложения уже введенного в эксплуатацию оборудования позволило бы реализовать стимул к обновлению основных средств без существенных потерь для бюджетов. Об этом, в частности, свидетельствует содержание Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации в связи с составлением проектов бюджетов согласно пункту 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим формируемая Верховным Судом судебная практика исходит из необходимости толкования и применения положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса в контексте вышеуказанных целей введения налоговой льготы и необходимости обеспечения равных прав на применение льготы для налогоплательщиков, осуществивших вложение инвестиций в обновление основных средств (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.10.2018 N 310-КГ18-8658, от 04.03.2019 N 308-КГ18-11168).
Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса имеет доказательное значение для целей применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, о чем указано в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
С учетом изложенного, принимая во внимание установленное пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса требование формальной определенности налоговых норм, Судебная коллегия Верховного Суда исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.
Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
В соответствии названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Соответственно, по общему правилу исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Данная правовая позиция ранее была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда в определении от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 и в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда N 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда 25.12.2019 (пункт 31), но должным образом не учтена судом округа.
Согласно материалам дела спорный объект основных средств (энергоустановка) состоит из трех трансформаторов, шкафов автоматики и защиты отводящих линий, питающих линий сборки шкафов с секционными разъединителями трансформаторной подстанции и подводящих внешних кабельных сетей от подстанции «Верещагинская», состоящих из трех независимых линий, проложенных каждая в футляре из труб длиной 5 835 погонных метров. На питающих линиях подстанции установлены плавкие предохранители, высоковольтные рубильники, узлы учета, разъединители. Энергоустановка смонтирована в отдельно стоящем от гостиницы здании (здание энергоцентра).
Так, из материалов дела не следует, что в случае признания здания энергоцентра (гостиничного комплекса) и энергоустановки одним объектом, образованным из нескольких частей, будет соблюдено условие пункта 6 ПБУ 6/01 об отсутствии существенных различий в сроках их полезного использования. Энергоустановка также не может быть отнесена к коммуникациям здания энергоцентра и (или) здания гостиницы согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94.
Формулируя противоположный вывод и ссылаясь на то, что перемещение энергоустановки будет сопряжено с несоразмерным ущербом для функционирования гостиничного комплекса, суд округа, по сути исходил из того, что после начала эксплуатации энергоустановки ее использование вне гостиничного комплекса становится экономически нецелесообразным. Однако, как ранее отмечалось Судебной коллегией Верховного Суда в определении от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, применение критерия экономической целесообразности недопустимо, поскольку приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, общая величина затрат налогоплательщика на приобретение и монтаж энергоустановки составила 87 288 392 рублей и первоначальная стоимость объекта основных средств сформирована в указанном размере.
Таким образом, публично-правовая цель предоставления освобождения от налогообложения обществом достигнута, в связи с чем включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций не может быть признано правомерным.
Доведите информацию до сведения должностных лиц, осуществляющих мероприятия налогового контроля, касающиеся исчисления налога на имущество организаций, а также рассматривающих налоговые споры.
Разделяем движимое и недвижимое имущество для налоговых целей: критерий от Верховного суда
Решение Верховного Суда РФ
ВС РФ проанализировал решения судов по делу № А32-56709/2019, в котором ИФНС начислила компании налог на имущество в отношении распределительно-трансформаторной подстанции (энергоустановка), размещенной в помещении на первом этаже здания, обслуживающего гостиницу, и отказала в предоставлении освобождения от её налогообложения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222).
По мнению налоговиков, компания неправомерно отнесла энергоустановку в состав движимого имущества и применила льготу (освобождение), установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Стоимость энергоустановки должна быть включена в базу по налогу на имущество организаций, поскольку данный объект должен рассматриваться в качестве недвижимого имущества — части здания энергоцентра, предназначенного для обслуживания гостиницы.
Однако Верховный Суд РФ признал правомерным включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций.
Он заключил, что общество законно приняло энергоустановку к бухгалтерскому учету в качестве отдельного инвентарного объекта и не включало стоимость этого объекта в базу по налогу на имущество организаций, считая её движимым имуществом. То есть, оборудованием. И прочная связь с землёй здесь — не самый главный критерий.
Аргументация у ВС РФ такая:
В итоге, ВС РФ пришёл к выводу, что необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете критерии признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов ОС.
Основа классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете:
Согласно этим классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям и формирует самостоятельную группу основных средств. Исключение — прямо предусмотренные ОКОФ случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Соответственно, исключение из объекта налогообложения применимо к машинам и оборудованию, выступающим движимым имуществом при их приобретении. Они правомерно приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Позиция ФНС
В письме от 21.05.2021 № БС-4-21/7027 «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения гл. 30 НК РФ» ФНС России фактически согласилась с Верховным Судом: разделять движимое и недвижимое имущество при расчете налога на имущество организаций нужно по ОКОФ.
Заключение
Согласно позиции ВС РФ 2021 года, поддержанной налоговиками, связь с землей и госрегистрация в ЕГРН не могут быть безусловными критериями отнесения объекта к недвижимости. Нужно исходить из правил бухучета: если имущество по ОКОФ — оборудование, а не здание или сооружение, то оно движимое.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Какое имущество является движимым и облагается налогом на имущество?
Автор: Сухов А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Налогоплательщики Республики Крым и Севастополя с 01.01.2018, как и налогоплательщики многих других регионов, стали включать в облагаемую базу по налогу на имущество движимое имущество. Напомним причину, по которой это произошло: согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с названной даты льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона данного субъекта.
По норме п. 25 освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате:
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Налогоплательщики Республики Крым и Севастополя теперь не могут пользоваться обозначенной льготой, поскольку власти этих регионов не приняли соответствующие законы. Тем не менее, важно разбираться в том, какое имущество является движимым. По сведениям из Минфина эта льгота снова может стать обязательной для применения независимо от решения региональных властей.
Оборудование не связано с недвижимостью
Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым признается имущество, которое нельзя считать недвижимым. Пунктом 1 этой же статьи к недвижимому имуществу прямо отнесены:
земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Некоторая неопределенность есть в перечне объектов, которые можно считать прочно связанными с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При определении относимости объекта к этому перечню налоговая служба в Письме от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@ рекомендовала опираться на мнение Минпромторга, изложенное в Письме от 23.03.2018 № ОВ-17590-12.
Данное ведомство обратило внимание на то, что одним из главных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с такими участками объекты следуют судьбе участков (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Хотя возможны и исключения.
Так, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).
В пункте 3 ст. 552 ГК РФ поясняется, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника данного участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости. А в общем случае недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена.
Данное правило предназначено в первую очередь для регулирования прав собственности. Но Минпромторг делает и иные выводы из него, считая, что к объекту недвижимого имущества, кроме самого земельного участка, могут быть отнесены здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте единым объектом с участком (правами на участок).
Технологическое оборудование промышленных предприятий (несмотря на то, что оно может быть смонтировано на фундаменте) не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества. Причина – оно не соответствует указанному принципу и выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможны неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.
Кроме того, Минпромторг считает, что надо учитывать классификацию, приведенную в действующем ОКОФ. Данный классификатор предусматривает отдельные группировки для разных видов основных фондов: «Здания (кроме жилых)» (код 210.00.00.00.000), «Сооружения» (код 220.00.00.00.000), «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» (код 330.00.00.00.000).
Здания (кроме жилых)
К данной группировке относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т. д.
В состав нежилых зданий и их частей включаются арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями, а также коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации:
система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием;
внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
внутренние телефонные и сигнализационные сети;
вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
подъемники и лифты.
Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям.
Сооружения
К группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ.
Сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Фундаменты под ними входят в состав данных сооружений.
Такие объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. По мнению Минпромторга, факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не влияет на этот вывод и не относит подобные объекты к сооружениям.
Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты
В данный раздел включаются машины, оборудование и устройства, не относящиеся к транспортным средствам и к информационному, компьютерному и телекоммуникационному оборудованию. Объектом классификации прочих машин и оборудования является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и др., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент.
Согласно п. 3.4 ст. 3 ГОСТ ЕН 1070-2003 «Межгосударственный стандарт. Безопасность оборудования. Термины и определения» оборудование – это совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых по крайней мере одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. К категории «оборудование» этот документ относит также машину и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели.
Технический регламент ТС «О безопасности машин и оборудования» содержит свое определение данного термина. Согласно п. 1 ст. 2 этого регламента оборудование – применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему.
К сведению: по вопросу отнесения основных средств к движимому и недвижимому имуществу следует руководствоваться ГК РФ, Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ОКОФ и иными законодательными и нормативными правовыми актами (Письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-05-05-01/57207).
На основании этих норм Минпромторг пришел к выводу, что указанные в разделе «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса. Данные объекты как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования.
Итак, Минпромторг считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу.
И ФНС, очевидно, считает, что обозначенное мнение применимо в целях обложения налогом на имущество, – судя по тому, как активно налоговая служба данный подход распространила. Причем она считает, что подобный подход надо применять в целях не только п. 25 ст. 381 НК РФ, но и пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ. Однако очевидно, что налоговики имеют в виду (и им стоило это пояснить) редакцию подпункта, действовавшую до 01.01.2015. В прежней редакции по этой норме не признавалось объектом обложения налогом на имущество движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств. А после 01.01.2015 движимое имущество стало объектом обложения данным налогом, но освобождалось от него в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ.
Обратите внимание: при подтверждении необходимости обложения налогом на имущество речь идет о движимом имуществе, входящем в 3-ю – 10-ю амортизационные группы, приведенные в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. На основании упомянутого пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в действующей редакции) не являются объектом обложения налогом на имущество объекты основных средств, включенные в 1-ю или 2-ю амортизационную группу в соответствии с указанной классификацией, в том числе движимое имущество.
Итак, если имущество относится к одной из этих двух классификационных групп, то не имеет значения, движимое оно или нет, есть ли отношения взаимозависимости между приобретателем этого имущества и его продавцом и другие обстоятельства. В любом случае объекта обложения налогом на имущество по такому имуществу не возникает.
Таким образом, принадлежность оборудования к зданию, сооружению, производственному комплексу и т. п. не означает отнесение данного оборудования к недвижимому имуществу.
Если оборудование не является неотъемлемой и незаменимой частью обозначенных здания, сооружения, производственного комплекса и т. п., его можно демонтировать, то такое оборудование является движимым имуществом и может быть освобождено от обложения налогом на имущество, если соответствующая льгота признана действующей в регионе (см. указанное разъяснение Минпромторга, Определение ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 по делу № А41-19566/2015).