Налоговая требует ттн если их нет что делать

ФНС России разъяснила порядок признания расходов при отсутствии транспортной накладной

Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть фото Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть картинку Налоговая требует ттн если их нет что делать. Картинка про Налоговая требует ттн если их нет что делать. Фото Налоговая требует ттн если их нет что делать
VadimVasenin / Depositphotos.com

По общему правилу к расходам для целей налогообложения можно отнести те, которые документально подтверждены и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса). Документы, подтверждающие произведенные расходы должны быть оформлены в соответствии с нормами российского законодательства, обычаями делового оборота, принятыми в иностранных государствах.

Так, например, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса). Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200. Как указывает налоговая служба при отсутствии транспортной накладной иные документы могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (письмо ФНС России от 19 апреля 2021 г. № СД-4-2/5238).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

При этом стоит учесть, что транспортная накладная может быть применена как первичный учетный документ исключительно при наличии реквизитов, определенных ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Т. е. в ней в обязательном порядке должен быть заполнен раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». При не заполнении этого раздела, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с российским законодательством и подтверждает затраты на перевозку. Но для целей отражения в бухгалтерском и налогом учете на такую перевозку должен быть оформлен первичный учетный документ, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Источник

Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?

В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?

Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.

ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Когда необходима ТТН?

Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.

Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).

А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.

Причина отказа в вычете НДС

Теперь обозначим общие условия применения налоговых вычетов. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст.171 и ст.172 НК РФ. Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:

факт приобретения товаров (работ, услуг);

принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);

наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС;

для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, одним из условий для вычета НДС является принятие на учет товаров в соответствии с правилами бухгалтерского учета и документальным оформлением факта приобретения товаров.

Обратимся к требованиям ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации, таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12, УПД, либо любой первичный учетный документ, содержащий обязательные реквизиты.

Финансисты также разъясняли, что «…в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме №1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам» (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 г. №03-07-11/461). Указанному письму предшествовала сформулированная позиция высших судей (Определение ВАС РФ от 19.3.2008 г. №3284/08, Постановление ВАС РФ от 09.12.2010 г. №8835/10): «…общество осуществляло операции по приобретению (купле-продаже) товара, а не выступало в качестве заказчика по договору перевозки. Следовательно, наличие ТТН не является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС».

Налоговики также разъясняли, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов, поскольку она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. И если покупатель заказчиком перевозки не является, то и наличие ТТН у получателя груза (т.е. покупателя) необязательно. При этом принятие на учет товаров возможно и на основании товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (письмо ФНС РФ от 18.08.2009 г. №ШС-20-3/1195).

Несмотря на официальную позицию финансистов, налоговиков, высших судей, на практике и по сей день немало судебных баталий, касающихся правомерности применения вычетов НДС при отсутствии ТТН.

По каким причинам налоговики отказывают в вычете НДС из-за отсутствия (огрехов) ТТН?

Несмотря на положительные для компаний разъяснения контролирующих органов, налоговики на местах, зачастую отказывают в праве на вычет по причине отсутствия (или содержащей дефекты) ТТН.

Такие претензии сами по себе необоснованны, но при наличии иных факторов, могут служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Претензия №1. У компании отсутствует ТТН (при наличии остальных первичных документов, оформленных надлежащим образом).

При наличии у компании товарной накладной налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие ТТН не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в части приобретаемых товаров.

И если компания осуществляла операции по приобретению товара и не выступала в качестве заказчика по договору перевозки, то отказ налоговиков в применении налоговых вычетов по причине отсутствия ТТН является необоснованным (постановления АС Поволжского округа от 28.05.2018 г. №А12-29559/2017, от 08.05.2018 г. №А12-20171/2017, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 г. №А55-16133/2016).

Претензия №2. Невозможно установить стоимость товаров на основании ТТН и, соответственно, сумму НДС.

Зачастую налоговики, отказывая в возмещении НДС, мотивируют это тем, что объем поставленных товаров, рассчитанный на основании данных ТТН, различается с фактурными данными. Например, в одном из споров, документами, с помощью которых налоговики рассчитывали сумму НДС, не подлежащего возмещению, являлись ТТН, в которых содержались сведения об объеме перевезенных лесоматериалов, и протоколы допросов водителей.

Но, как отметили судьи, налоговики не учли, что в ТТН не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта), данные сведения отражены в выставленных в адрес компании счетах-фактурах.

Поскольку из ТТН невозможно установить сорт поставленной лесопродукции, невозможно установить и ее стоимость, а, следовательно, невозможно рассчитать сумму НДС по технологии, применяемой налоговым органом, суд пришел к выводу, что произведенное налоговой инспекцией распределение входного НДС не основано на достоверных данных (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 г. №А19-11338/2016).

Претензия №3. По условиям договора должна составляться ТТН, иначе продукция считается непоставленной.

Компанию подозревают в создании искусственного документооборота и, как следствие, получении необоснованной налоговой выгоды.

Чаще всего, налогоплательщики проигрывают в спорах с налоговиками по причине получения необоснованной налоговой выгоды. И ТТН (ее отсутствие либо дефекты в оформлении) служит дополнительным доказательством нереальности сделки, а товар фактически не приобретался и не доставлялся покупателю.

Так, в одном из споров рассматривалась ситуация, когда по условиям договора продукция считалась поставленной, если помимо фактической передачи продукции, покупателю предоставлены документы подтверждающие право собственности на продукцию (приходная квитанцияф-13, накладные, счета-фактуры, ТТН по форме №СП-31* на каждую машину и т.п.). А при непредставлении или представлении указанных документов в неполном объеме продукция считается непоставленной.

Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» утверждена форма ТТН на перевозку зерна №СП-31.

Напомним, что с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Однако на практике сельхозпредприятия используют привычные формы, утвержденные Госкомстатом РФ.

Рассматривая подобный спор, налоговики исследовали оформленные ТТН и пришли к следующему выводу: в ТТН указаны пункты погрузки находящиеся в Ростовской области, при том, что контрагенты общества не находятся в Ростовской области, не обладают ни трудовыми, ни материальными ресурсами для хранения товара, ни по месту своей регистрации ни по месту отгрузки товара.

Таким образом, документы свидетельствуют о том, что указанные адреса не соотносятся с поставкой от данного лица, поскольку компания не имеет складских помещений, а пункты погрузки не соответствуют юридическому адресу ни организации поставщика, ни его субпоставщиков.

Кроме того, при исследовании представленных ТТН судом установлено, что в них отсутствует информация о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента и отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна, предусмотренная п.16 ст.14 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (место происхождения, информация о ГМО), информация о декларации соответствии партии зерна (пшеницы) требованиям ТР ТС 015/2011, предусмотренной ст.3 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», а именно, о месте происхождения, назначения зерна, о наличии в зерне ГМО и т.д.

При этом правила заполнения формы №СП-31 распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна. Только ТТН формы №СП-31, составленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 г. №20, и Техническим регламентом «О безопасности зерна», позволяют дать оценку реальности поставки зерна, в отношении которого заявлен вычет по НДС.

Транспорт, указанный в ТТН принадлежит физическим лицам, которые опровергли факт поставки товара по представленным документам.

Как отметили суды, налогоплательщик, располагая надлежащим (ненадлежащим) образом оформленными ТТН формы №СП-31, сертификатами, декларациями о соответствии и т.д., мог проявить должную осмотрительность и осторожность посредством установления фактического перемещения товара (зерна), оценить действия поставщика на предмет его добросовестности или создание искусственного документооборота и, как следствие, своевременно отказаться от исполнения договора.

Кроме того данные пункты договора опровергают сам факт поставки с учетом отсутствия у заявителя указанных документов. Поэтому компании было отказано в вычете НДС (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 г. №А53-37776/2017).

В аналогичных спорах компании также проигрывали налоговикам по причине отсутствия реального совершения хозяйственных операций поставщиками. А отсутствие финансово-хозяйственных взаимоотношений между компанией и контрагентами, указывает на недостоверность сведений в первичных документах, на основании которых компанией заявлены вычеты по НДС. Непредставление ТТН свидетельствует об отсутствии хозяйственных операций с контрагентами (Определение ВС РФ от 26.04.2018 г. №308-КГ17-5480, постановления АС Центрального округа от 31.07.2018 г. №А84-2180/2017, Волго-Вятского округа от 09.07.2018 г. №А43-34637/2016).

Источник

Расходы на перевозку: транспортной накладной лучше не пренебрегать!

Бывает, что в транспортной накладной есть ошибки или накладной и вовсе нет. В подобной ситуации расходы на перевозку грузов все равно можно учесть, используя другие документы.

Такую выгодную для организаций позицию ФНС в этом году высказала уже дважды. Но это не повод притупить бдительность! Риски для фирмы все равно есть.

Транспортную накладную можно заменить другими документами

В письме от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@ специалисты ФНС выстроили такую цепочку рассуждений.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Второе условие выполняется, если есть документы, оформленные в соответствии с российским законодательством, и (или) бумаги, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Так сказано в пункте 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Последний НПА гласит, что форма и порядок заполнения ТН устанавливаются правилами перевозок грузов.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, в нем же содержится и форма транспортной накладной (Приложение № 4). Соответственно, ТН является документом, оформленным в соответствии с законодательством нашей страны.

Таким образом, по смыслу статьи 252 Налогового кодекса, иные бумаги при отсутствии транспортной накладной можно расценить как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Основанием для отражения затрат на перевозку грузов являются первичные учетные документы. Это следует из статьи 313 НК РФ.

Транспортная накладная принимается к бухгалтерскому и налоговому учету при правильном заполнении раздела 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». А если данный раздел не заполнен? Тогда ТН в «прибыльных» целях все равно имеет значение.

Однако для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на перевозку потребуется дополнительный первичный документ, отвечающий требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Читайте в Бераторе

Налоговики сослались и на пункт 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26, где сказано: отсутствие, ошибочность и утрата ТН сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным.

В подобной ситуации наличие между сторонами договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами.

Перечень подтверждающих документ не установлен

В другом недавнем письме (от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@) ФНС также подчеркнула – НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252. А значит, организация не ограничена в вопросе обоснования правомерности учета затрат.

Несоответствие транспортной накладной форме из Постановления № 2200, действующей с 01.01.2021, не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными. Издержки в «прибыльных» целях удостоверяются совокупностью бумаг – договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежками и др.

Отметим, что еще совсем недавно ФНС России была настроена не столь лояльно.

Контролеры указывали, что ТН является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 Кодекса (письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).

Схожим образом высказывались и представители финансового ведомства: подобные расходы подтверждает именно транспортная накладная, составление которой обязательно при заключении договора перевозки (письма от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110, от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696 и др.).

Типовой договор возьмите в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Теперь же чиновники «ослабили хватку». Видимо, далеко не последнюю роль в этом сыграла упомянутая позиция высших арбитров в пользу организаций.

Риски, если отсутствует транспортная накладная!

Во-первых, не исключены споры, если у инспекторов на местах по рассматриваемому вопросу возникнет особое мнение. А это всегда нервы и потраченное время.

Во-вторых, суды порой делают вывод о получении фирмой необоснованной налоговой выгоды, в том числе, из-за отсутствия ТН, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом. К такому умозаключению приводят и погрешности в транспортной накладной. Наглядный пример – недавнее Постановление от 03.02.2021 № Ф06-69980/2020, где АС Поволжского округа согласился с инспекторами, что услуги по перевозке грузов в реальности предприятию не оказывались. Выявлено, в том числе, следующее:

Эти факты легли в основу вывода о создании сторонами налоговой схемы.

Еще один пример – Постановление АС ВСО от 07.08.2018 № Ф02-3292/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 302-ЭС18-18873. Выявлено, что транспортные накладные отсутствуют, а те, которые есть в наличии, не позволяют установить факт перевозки грузов. В них нет информации:

Также отсутствуют даты и сведения о времени погрузки-разгрузки, подписи ответственных лиц.

Эти и некоторые другие обстоятельства позволили суду сделать вывод, что документы оформлены исключительно для получения налоговой выгоды. О реальных хозоперациях говорить не приходится.

Конечно, если перевозка груза фикцией не была, шансы отстоять свою правоту у фирмы есть. Но стоит ли давать налоговикам лишние зацепки?

Добавим, что проверить правильность заполнения актуальной формы транспортной накладной поможет письмо Минтранса России от 26.03.2021 №Д3/6976-ИС. В нем раскрыто немало нюансов. Один из них – в строке «Лицо, от которого забирается груз» раздела 6 нужно отразить сведения о том, кто фактически отпустил ТМЦ получателю. Кто производил погрузку этих ценностей, в данном случае неважно.

Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть фото Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть картинку Налоговая требует ттн если их нет что делать. Картинка про Налоговая требует ттн если их нет что делать. Фото Налоговая требует ттн если их нет что делать

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Как товарно-транспортная накладная может привести к многомиллионным доначислениям

Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть фото Налоговая требует ттн если их нет что делать. Смотреть картинку Налоговая требует ттн если их нет что делать. Картинка про Налоговая требует ттн если их нет что делать. Фото Налоговая требует ттн если их нет что делать

Инспекция любит сделки, в которых есть транспортировка товара. Ведь перевозка оставляет документальный cлед — товарно-транспортные накладные, из которых инспекция получает много информации. Кроме того, товар привозит водитель. Если инспекция подозревает, что сделка фиктивна, и никакой перевозки на самом деле не было, она тщательно проверяет сведения в ТТН касательно груза, транспортного средства и допрашивает водителя — перевозил ли он спорный груз? И конечно, инспекция склоняет водителя к ответу «нет».

Есть пример дела, когда инспекция заподозрила фиктивность сделки и перевозки товара. Инспекция провела выездную проверку, по результатам которой установила, что:

Но это всё ладно. Мы хотим, чтобы вы обратили внимание на то, как инспекция доказывала, что в этой сделке на самом деле не было транспортировки товара налогоплательщику, хотя документы составлялись, как будто транспортировка была.

Как товарно-транспортные накладные помогли инспекции доказать фиктивность перевозки и сделки

По договору поставки товар должен был быть выбран на складе поставщика в транспорт покупателя или иной компании, с которой у покупателя заключён договор транспортно-экспедиционных услуг.

Но ни у самого налогоплательщика, ни у его поставщика не было транспорта, позволяющего перевезти товар со склада. Налогоплательщик мог бы нанять какую-либо компанию, которая перевезла бы товар. Но он этого не сделал. Во всяком случае, никаких подтверждающих это документов он не представил.

Директор налогоплательщика попытался возразить, заявив, что он из личных средств нанял грузовой транспорт, который привёз спорный товар. Ни налоговая, ни суды этому не поверили, потому что компания не компенсировала своему директору эти траты. Суды сказали:

оплата за свой счет расходов в интересах Общества его директором не согласуется с экономическими целями предпринимательской деятельности и с трудовыми отношениями, а также требованиями бухгалтерского и налогового учета.

Но самыми убойными аргументами налоговую снабдила товарно-транспортная накладная.

В ней было указано, что транспортировка осуществлялась на Volvo номер такой-то водителем таким-то (ФИО). Но согласно сведениям, которые есть в федеральном информационном ресурсе ФНС, этот номер принадлежал автомобилю марки «Тойота», и собственником её был совершенно другой человек.

Суды согласились с налоговой и оставили в силе доначисления на 16,5 млн руб.

Как ещё инспекция используют товарно-транспортные накладные, чтобы доказывать нереальность сделок?

В товарно-транспортной накладной указан водитель, который доставлял груз. Поэтому инспекция может вызвать его на допрос, что и делает при малейшем подозрении нереальности сделки.

На допросе инспекция задаёт такие вопросы и в таком количестве, чтобы в дальнейшем заявить «водитель не подтвердил факт перевозки». Например:

инспектор: вам знакома компания «Альфа»?

водитель: я не помню, я каждый месяц вожу разные товары в десятки разных компаний.

инспектор: ответьте, знакома или не знакома.

Если водитель отвечает, что не знакома, то инспектору только это и нужно. Если водитель отвечает, что знакома, инспектор начинает задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока водитель не будет вынужден сказать, что он этого не помнит. Такой ответ будет истолкован как подтверждение нереальности перевозки.

В результате в протокол допроса заносится что-то вроде

«Компания Альфа мне незнакома, что-либо об этой компании сообщить не могу, какой груз и по какому адресу для этой компании возил, сказать не могу, добавить по этому поводу мне нечего».

Готово. У инспекции есть один аргумент в пользу нереальность сделки. Она будет собирать и другие аргументы.

Бывает, что предприниматели сами лажают, «рисуя» товарно-транспортные накладные. Например, по документам перевозились трубы длиной 8 метров, а длина кузова машины — 4 м. То есть груз банально не влезет в машину.

Или согласно товарно-транспортной накладной автомобиль перевозил груз намного больше массы, чем этот автомобиль в принципе может перевести. Например, грузоподъёмность газели — полторы тонны, а в ТТН сказано, что автомобиль перевозил груз весом 10 тонн. Для инспекции это — однозначный сигнал, что никакой перевозки не было.

Или происходит так, как получилось в описанном деле — указали номер совершенно другого автомобиля другой марки.

Выводы

Признать сделку фиктивной инспекция может через оспаривание перевозки груза.

Перевозка груза — это операция, которая оставляет документальный след и в которой участвует водитель. Это даёт инспекции возможность проанализировать ТТН и допросить водителя, выискивая противоречия с целью поставить сделку под сомнение.

На допросах инспекторы задают вопросы так, чтобы добиться ответа, который можно истолковать как «компания мне незнакома, груз не перевозил».

Случается, что бизнесмены, создавая фиктивные ТТН, допускают нелепые ошибки, из-за которых фиктивность ТТН становится очевидной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *