Налоговые преференции что это такое
Преференции в налогообложении
Преференции в налогообложении — это механизм, с помощью которого можно уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей для предоставления им более комфортных условий развития.
Основная задача преференции
Стимулировать те направления промышленности, сельского хозяйства и других сфер деятельности, которые развиваются плохо. Либо дать предпринимателям дополнительную мотивацию использовать энергосберегающие технологии, работать в сфере инновационных разработок, снижать вред для окружающей среде и так далее.
С помощью преференций можно решать
Социальные, политические, экологические и другие проблемы, возникающие в государстве в целом, в отдельном регионе или сфере.
Термин «преференции» нельзя отождествлять с льготами. Последние представляют собой варианты освобождения от уплаты налогов, которые подвергаются строгому контролю со стороны фискальных органов. Все льготы по налоговым платежам отражаются в соответствующих учетах. А преференции, как правило, не отражаются в декларациях в традиционном понимании этого слова.
Суть преференций
Она дает плательщику налога уменьшить налогооблагаемую базу или сумму налоговых платежей, которые перечисляются в бюджет. Например, по некоторым видам экспортных операций ставка налога на добавленную стоимость составляет 0%. Причем плательщик согласно ст. 171 НК РФ не имеет права выбирать, пользоваться ему нулевой ставкой или нет. Следовательно, подобную ситуацию нельзя рассматривать как льготу, это преференция.
Нормативное регулирование преференций
Осуществляется не только налоговым кодексом, но и другими законодательными и подзаконными актами. В связи с этим плательщикам сложно использовать этот инструмент для оптимизации налоговой нагрузки. Поэтому в этом случае рекомендуется обращаться к консалтинговым компаниям, в которых работают специалисты в этом вопросе.
Налоговые преференции с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации
ГОНЧАРОВ Алексей Сергеевич, студент группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого
ЮРКОВА Ольга Юрьевна, студентка группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого
Распространяющийся по миру новый коронавирус поражает не только человеческое здоровье, но и «финансовое здоровье» большинства компаний в самых разных сферах экономики и с самыми разными производственными мощностями, однако бесспорным является то, что предприятия (организации) малого и среднего бизнеса в сложившейся ситуации находятся под большим давлением, чем их старшие коллеги.
Для того чтобы объективно подойти к вопросу налоговых льгот, необходимо оценить масштаб проблемы. Так, например, «крах тысяч ресторанов и кафе, миллионы безработных и череда банкротств – к таким последствиям для малого бизнеса может привести пандемия коронавируса», предупреждает основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова, такой прогноз, конечно, чересчур пессимистичен и имеет мало общего с реальностью, ведь, как известно, малый и средний бизнес в России является крайне живучим, давно привык к нестабильной экономической ситуации и, в теории, может успешно подстраиваться под работу и в условиях самоизоляции населения [9].
Но факт остается фактом, рестораны, турфирмы, фитнес-клубы и частные школы теряют до 90% выручки. Такой краткий и емкий обзор ситуации среди Московского малого и среднего бизнеса приводит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В регионах ситуация пока остается спокойнее и будет оставаться такой, если темп распространения вируса не будет превышать среднего уровня.
Несмотря на то, что причин всеобщей паники нет, вирус, тем не менее, захватывает умы людей, что сказывается на отдельных представителей бизнеса.
Ощутив первые тяготы пандемии, многие представители бизнес-сообщества не стали ждать проведения стимулирующих мер «сверху» и сами обратились к власти с просьбами о помощи. Так, уже названная мною выше предпринимательницаАнастасия Татулова выступила со следующими требованиями:
Если характеризовать данный перечень требований целиком, не вдаваясь в подробное рассмотрение каждого пункта, то можно резюмировать, что бизнес находится в глубокой панике и требует от государства невозможных и чрезмерных мер. В связи с этим, целесообразно обратиться к статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации и напомнить о том, что предпринимательская деятельность– это деятельность, в первую очередь, осуществляемая на свой риск, и у государства не возникает прямой обязанности поддерживать абсолютно весь малый и средний бизнес [1].
Развивая этот тезис, обратимся к Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П. Оно определило обязанность уплачивать налоги, обусловленную публично-правовой природой государства и государственной власти [5]. Представляется, что и установление налоговых льгот публично-правовой характер, следовательно, установленную налоговую льготу следует оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса. Таким образом, выходит, что льготы необходимы, однако определяющее, превалирующее значение в их установлении должен иметь общенациональный интерес и только он.
Однако, при всем при этом, стимуляция, как уже говорилось выше, необходима, но необходима в некоторых переделах, не нарушая разумных границ и экономических интересов всех остальных граждан Российской Федерации, не являющихся предпринимателями, но тоже испытывающих финансовые трудности.
Так, Правительство приняло план мероприятий по поддержке экономики в условиях распространения коронавируса. Среди мер – установление ставки 0% таможенной пошлины при ввозе лекарственных средств и медицинских изделий, предоставление кредитным организациям «возможности временного неухудшения оценки качества обслуживания долга», независимо от финансового состояния заемщика, предоставление налоговой отсрочки отраслям, пострадавшим от распространения вируса, мораторий на налоговые проверки для малого и среднего предпринимательства, отсрочка по уплате страховых взносов.
В этой связи представляется возможным и даже в некоторой степени необходимым по новому взглянуть на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»» [4].Анализ данного документа позволяет сказать, что законам, вводящим новые налоговые льготы, можно придавать обратную силу, если государство посчитает, что будет целесообразно ввести дополнительную помощьнуждающимся налогоплательщиках.
Разберемся, какие ИП, в каких регионах, и с каким видом деятельности может претендовать на налоговые каникулы.Но тут надо понимать, что налоговые каникулы предусмотрены не для всех, льгота рассчитана только на ИП, которые выбрали для работы УСН или ПСН. Отметим, претендовать на налоговые каникулы могут только впервые зарегистрированные ИП. Если на момент вступления в силу регионального закона предприниматель уже работает, то льгота на него не распространяется.Не пройдет здесь и номер снятия ИП с учета, а потом регистрация заново с целью воспользоваться льготным налогообложением. Получение льготы предусмотрено для производственной сферы, Социальной сферы, научной сферы и сферы бытовых услуг.
Важно то, что каждый регион самостоятельно устанавливает конкретные виды деятельности с указанием кода ОКВЭД, на которые распространяются налоговые каникулы [2].
Так, например в Воронежской области ситуация с пандемией обеспечит бизнесменам налоговые каникулы [8]. Это коснётся тех, кто работает в сферах туризма и авиаперевозок, спорта, искусства и кино. Об этом сообщили в региональном управлении налоговой службы.
Говоря о налоговых льготах, следует указать не только на роль исполнительной и законодательной власти, но и на влияние судебной власти и Конституционного суда Российской Федерации, в частности. Некоторые ученые говорят о том, что целесообразность установления или отмены законодателем налоговых льгот не подлежит конституционной проверке, однако практика говорит об обратном, ведь ранее Конституционный Суд оценивал налоговые обязательства на предмет их соразмерности, принимая при этом во внимание конституционные принципы учета способности уплачивать налоги, социальный и правовой характер государства [6].
Итоги. В заключении хочется обратиться к словам М.В. Баглая, которые прозвучали в особом мнении По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы от 04.04.1996 N 9-П – «При выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, закрепленного во введении к Конституции Российской Федерации [3]. Хотя правовое государство начинается с формального равенства, равенство граждан и их свободы нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним формальным равенством правовых статусов. В ограничении прав одних лиц может состоять правомерная защита прав других лиц, а справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[2] Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07 августа 2000, N 32, ст. 3340.
[3] Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы».
[4] Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».
[6] Сасов К. А. Налоговые льготы в свете решений Конституционного Суда // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 4.
Налоговые преференции что это такое
НК РФ Статья 407. Налоговые льготы
(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) жилой дом или часть жилого дома;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые преференции: понятие, виды, кому положено
Налоговые преференции – особые льготы, установленные законом. Точного определения данного термина ни в одном законодательном акте не содержится. И этот факт во многом осложняет применение налоговых льгот и преференций на практике. Между этими понятиями есть определенная разница.
Бывают налоговые преференции территориальными, отраслевыми, целевыми, функциональными, срочными, интравекторными. Классифицируют их исходя из их функций.
Так, территориальный вид налоговых преференций нацелен на то, чтобы поддержать прогресс в определенной местности и приоритетной зоне. Например, это касается выделения особой экономической, оффшорной зоны и так далее.
Вам будет интересно: Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса: образец, порядок и сроки оформления, советы
Отраслевые налоговые преференции нацеливаются на стимулирование различных экономических отраслей. Это может касаться космической, авиационной, образовательной сферы и так далее.
Срочные преференции являются официальной поддержкой налогоплательщиков, чтобы свести к минимуму их долги. Главная особенность данной разновидности в том, что они ограничены по периоду действия. Поэтому подобные налоговые преференции оформляет только исполнительная власть. Сюда относят налоговые платежи, реструктуризацию долгов, рассрочек, амнистии.
Вам будет интересно: Страховая компания «Ренессанс Жизнь»: отзывы, условия и особенности
Целевые преференции нацелены на определенную категорию налогоплательщиков с целью поддержать их. В эту группу включают упрощенную систему налогообложенич, социальные льготы, скидки, инвестиционный кредит.
Интравекторные преференции функционируют в отношении одного налога. Реализуются они путем разделения ставок, регламентация его осуществляется законом. Сюда включают прогрессивную, регрессивную шкалу налогового обложения (использование какой-либо из них находится в зависимости от политики, проводимой властью), понижение ставки.
Функциональные преференции предусматривают применение возможности снизить налоговые обязательства. Сюда включают средства, используемые хозяйствующими субъектами, чтобы уменьшить бремя обязательств. То есть ускоренную амортизацию, кредиты и так далее.
Общие данные
Для того чтобы развитие экономической составляющей государство было успешным, важно сформировать эффективную систему налогового обложения. Для достижения этой цели нужно задуматься о многих нюансах. Налоговые преференции является неотъемлемой частью данной системы. Они служат механизмом для понижения нагрузок на разные категории лиц. Для этого следует выделить важнейший момент. Многие люди воспринимают налоговые льготы и преференции как одно и то же. Но это заблуждение.
Вам будет интересно: Международный банк экономического сотрудничества: структура, задачи, функции, роль организации в мире
Когда используют льготу, ее всегда контролируют, осуществляя над ней надзор. Это выполняют налоговые органы. Их нужно декларировать в отчетах, в то время как налоговые преференции не отображаются в документах. Они нужны для влияния на экономические процессы. Они стимулируют его, а порой и замедляют. Например, существуют налоговые преференции для малого бизнеса, чтобы развивать инновации и инвестиции в различных сферах экономики. Нередко они нацелены на то, чтобы решить вопросы социальной сферы.
Нужно воспринимать их как возможность для налогоплательщиков для уменьшения налоговой базы. Например, порой на процедуры на экспорт выделяют налоги в 0 % на добавленную стоимость. Чтобы освоить этот момент, нужно ознакомиться со ст. 217 НК РФ, также прочитать ст. 171. Там отмечается, что 0 % является обязательной практикой.
Налогоплательщики не обладают правом на выбор – применять данный механизм или от него отказаться. 0 % без исключений. Такое положение рассматривают в качестве преференции.
Согласно формулировке Баландина, налоговые преференции являются выделением отдельных преимуществ от властей для категорий налогоплательщиков. Это выражается в форме понижения обязательных платежных сумм.
Это подразумевает ряд определенных действий со стороны разных категорий лиц. Например, захват зарубежных рынков. Определение льгот содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации. Их рассматривают как инструмент и как элемент налогового обложения. В НК РФ отмечено, это льготы предоставляют определенным физическим и юридическим лицам, обладающим на то правом согласно законодательству. Выражено это в понижении сумм обязательных платежей, что важно делать в пользу государства.
Налоговые льготы в России являются и инструментом для регулировки фискальных функций. Нужно заметить, что в Налоговом кодексе РФ данное понятие дано без особой четкости. По этой причине присутствует пространство, чтобы толковать его по-своему. Ее рассматривают несколько иначе. Здесь нужно упомянуть и о словах Барулина о том, что налоговые льготы являются правами, обязательствами и способами для снижения количества обязанностей налогоплательщиков.
Преференции в законе
Важнейшие положения, касающиеся налогообложения, содержатся в ст. 217 НК РФ. Есть множество принятых Госдумой первичных документов, регулирующих этот момент. Нужно уделять внимание налогу на добавочную стоимость, на доходы.
В качестве примера преференций можно привести тот факт, что отдельными льготами обладают организаторы Олимпийских игр. Это и есть самый ярких пример налоговых преференций для спортивных организаций. Налоговая система на данный момент включает в себя двести льгот и преференций.
Доходы, не подлежащие налогообложению
Вам будет интересно: Положение о внутреннем контроле качества на предприятии
Существует ряд доходов, на которые не распространяются налоги. К примеру, к доходам, не подлежащим налогообложению, относят призы, которые получают спортсмены на играх. Это касается всех компаний, которые участвуют в организации игр. Перечень подобных доходов содержится в ст. 217 НК РФ. От налога на доходы освобождаются выплаты религиозным объединениям, ОО, занимающиеся обслуживанием инвалидов. В случае с религиозными объединениями налоги на прибыль не изымаются в случаях, когда прибыль получена ими за проведение обрядов.
Коммерческие налоговые льготы
В широком смысле здесь выделяется два важнейших аспекта. Один из них – упрощенная система налогового обложения. Речь идет об ИП, а также о юридических лицах с годовым оборотом до определенного рубежа. С дохода этих категорий берется меньшая сумма налогов.
Вторым направлением является занятость в технологическом парке и иных похожих предприятиях. В таких случаях предусмотрен налоговый режим, когда ставка снижается, помимо этого предусмотрены бюрократические послабления.
Важным направлением в работе государства является оценка эффективности налоговых льгот. Формулируются регулярные предложения по совершенствованию этой системы. За основу оценок на данный момент берется валовый продукт в регионе, учитывается совокупное влияние налогов.
О налоговых каникулах
УСН (упрощенная система налогового обложения) позволяет предпринимателям воспользоваться налоговыми каникулами. Однако касается данное явление далеко не каждого ИП. Все дело в том, что каникулы показаны лишь впервые прошедшим регистрацию в качестве индивидуального предприятия. Многие удивляются тому, что в стране отсутствует та же процедура для ООО. Все дело в том, что законодатель не нашел выхода, как при этом справиться с повальной регистрацией новых организаций.
Налоговые каникулы предназначаются тем, кто впервые был зарегистрирован как ИП, кто занимается направлением деятельности из законного перечня, тем, кто выбрал упрощенную систему налогового обложения. Лишь наличие всех перечисленных условий ведет к получению нулевой процентной ставки.
Важно отметить, что зафиксировано в статье 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам» право лиц на отказ от льгот по своему усмотрению.
В чем же заключаются каникулы? Это период тотального освобождения от выплат налогов. Он применяется лишь в отношении тех, кто только начал заниматься бизнесом. Когда было заявлено о рассмотрении законодателем данного явления, многие ожидали момента введения закона специально, чтобы затем зарегистрироваться в качестве ИП уже после его принятия.
Регистрируют индивидуального предпринимателя по ИНН, сохраняющемуся на всю жизнь. По этой причине нет трудностей в том, чтобы выследить зарегистрированных повторно с целью воспользоваться каникулами еще раз.
Но нет ничего сложного в том, чтобы провести процедуру закрытия предприятия, а затем создать новое с налоговыми каникулами, так как ИНН у предприятий всегда меняется. В связи с этим законодатель указал множество путей справиться с такой лазейкой. Однако такого механизма внедрено на данный момент не было.
И сейчас налоговые каникулы полагаются лишь тем, кто впервые прошел процедуру регистрации. Более того, они не используются в отношении тех, кто зарегистрировался до того как закон вступил в силу.
Также законодательство не применяет такое явление во всей стране, но наделяет каждый регион правом ввести его на свое усмотрение. Ни один регион не стремился совершать это для того, чтобы продолжать получать доходы от налогов на индивидуальных предпринимателей. Было вычислено, что недобор поступлений из-за подобной льготы составил 250 000 000 000 рублей.
Учитывая объемы официального бюджета, это не настолько большая сумма. Но с другой стороны, каникулы ведут к тому, что население чаще открывает бизнес, встает на ноги и способствует пополнению казны. И в итоге большее число регионов применяет у себя налоговые каникулы.
Данное явление относится лишь к ряду направлений деятельности. Конечное решение о том, на какие направления распространяются льготы, выносит также регион. Он формирует списки кодов ОКВЭД, относящихся к льготе. Помимо этого, законодательство регионов устанавливает и другие требования к индивидуальным предпринимателям на каникулах.
Также льготы получают лишь те, кто выбрал режимы УСН и ПСН. Они не предоставляются вмененному режиму и ОСНО.
Несмотря на то что сроки действия законодательства регионов в такой сфере прописаны до 2020 года, ИП получает каникулы не более чем на два года. За налоговый период берется год, когда индивидуальный предприниматель прошел процедуру регистрации. Так, если законодательство в регионе было введено в 2016 году, то лишь ИП, которые зарегистрировались после вступления в силу соответствующих нормативных актов, могут воспользоваться льготой, применяя ее до конца года и включая следующий год. Таким образом, срок получается менее двух лет.
В мире
С давнего времени государство развивало интересные ему сферы деятельности, стимулируя их или притормаживая введением преференций. Так, в США используют пролонгацию налогов, направленную на прирост инвестиций. В РФ главной задачей не является понижение бремени налогов. Приоритетная задача в стране – воздействовать на ряд процессов, происходящих в стране путем введения тех или иных мер. Важно стимулировать ВВП, особенно выделяя ряд отраслей. И здесь большую роль играют налоговые преференции. Они предполагаются для определенных групп налогоплательщиков, где действуют особые порядки расчета.
Выделают ряд методов введения преференций. Среди них выделяют вычет после начала эксплуатации объектов, вычет до эксплуатации. Первый способ проявляется в отнесении на вычет изначальной стоимости объектов преференций в первые 3 налоговых периода эксплуатации либо одномоментно в налоговом периоде, в котором объект начинал функционировать.
Второй способ проявляется в отнесении на вычет расходов на возведение, производство продукции, трат на совершенствование построек, аппаратуры до начала их использования в отчетном периоде, в котором производятся затраты.
Аннулируются льготы в момент начала их использования посредством понижения вычетов в каждом отчетном периоде, кратных сумме преференций, в котором они применялись.
Учитываются объекты преференций, траты на воссоздание, совершенствование построек, значимых на производстве, аппаратуру, раздельно от установленных активов на протяжении 3 отчетных периодов налогоплательщиками.
Вам будет интересно: Теории кредита: классификация теорий, характеристики, описание, история развития и функции
В изначальную стоимость объектов преференций, которые являются главными средствами, включают расходы, которые несут налогоплательщики до момента начала использования этого объекта. Сюда входят расходы на покупку объектов, их формирование, установку, иные расходы, которые повышают их цену.
Инвестиционные преференции являются льготами, предоставляющими освобождение от выплаты подоходных налогов. Хотя налоговые преференции считаются неким послаблением от государства, чтобы их получить, нужна целая стопка документов. Поначалу для их получения нужно было заключить соглашение с Комитетом по инвестициям.
Государство поддерживает путем инвестиционных налоговых преференций мотивы в политике, которая направлена на развитие производства.
В рамках налогового бремени на предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в специальных экономических зонах, используются особые процедуры по расчету с бюджетом.
Юридические лица, занимающиеся деятельностью в особых экономических зонах, обязательно отвечают ряду требований. Так, они должны пройти регистрацию как налогоплательщики по месту своего нахождения в налоговых органах в специальной экономической зоне. Также они должны быть участниками специальной экономической зоны в соответствии с законом. Они не должны обладать структурными подразделениями, находящимися не в специальной экономической зоне. Юридические лица – участники специальной экономической зоны – должны обладать не меньше чем 70 % в доходах, которые подлежат получению от реализации своих товаров и услуг.
О текущей ситуации
С целью исследований такого явления в Российской Федерации была собрана статистика по инновационной деятельности. Так, было выяснено, что 62 % участников осведомлено о методах поддержки исследовательских разработок. Хотя участники информированы в достаточной мере, на практике подобные способы не слишком популярны. Лишь каждый четвертый заявил, что на него повлияло использование налоговых стимулов. Это отметило 30 % участников. Среди основных причин того, что люди с преференциями не сталкивались, выделяют нечеткие инструкции, в соответствии с которыми преференции получают. Также ИП заявляли о том, что нет понимания, какую деятельность считать инновационной. И третья часть участников опроса объявила о других причинах.
Итоги этих исследований совпали с заявлениями, сделанными предприятиями в области малого и среднего бизнеса. Среди причин, по которым не используют преференции, выделяют точно такие же пункты, как и указанные выше. Эффективность государственной деятельности представители этих предприятий оценивают на уровне 25 %. Наиболее низкой посчитали эффективность в области энергетики, а наиболее высокой – в фармацевтической сфере, а также в промышленном производстве. Вероятно, все это связано с тем, что одним налогоплательщикам труднее разобраться в налоговом законодательстве, нежели другим. Результаты исследований говорили о том, что присутствуют некие «проблемные зоны» в государственной политике в области инноваций.
Факторы
Главный фактор, который повысит инновационную активность, – действенность вмешательства в налоговую сферу официальных органов. Присутствуют 2 масштабные тенденции, которые ведут к повышению внимания к действенности преференций. По тем же причинам много внимание уделяется затратам на стимулирование инноваций.
Первая тенденция проявляется в росте вклада инноваций в повышение конкурентоспособности государств. Характерной чертой здесь является то, что официальные органы понимают важность повышения уровни поддержки.
Вторая тенденция заключается в усложнении научных исследований. Ресурсы ограничены, произошло ужесточение требований к их действенности.
В Российской Федерации эти два направления выражаются в налоговой документации с программами. Их нацеленность поменялась. Изначально она стимулировала экономический рост для достижения действенности преференций, включая предприятия, которые занимаются инновациями.
Главный повод для поддержки инноваций – наличие провалов в рынке, проявляющихся в том, что отдача организаций от инвестирования в инновации остается неполной. В итоге механизмы предназначаются для компенсации инновационным предприятиям недополученной прибыли, стимулирования необходимого им привлечения инвестиций.
Итоги работы постоянно оцениваются. Исследований проведено множество, они различны, выражаются в эмпирических выводах. Но с учетом того, что информация ограничена, ознакомиться с итоговыми сведениями не так просто.
Главный барьер в повышении действенности государственной поддержки многих исследований, – трудности, сопряженные с бюрократией. Низкая действенность этих механизмов в области налогов объясняется многими факторами. Так, они непостоянны, имеются трудности в управлении некоторыми льготами и преференциями. Причем они проявляются для обеих сторон – для государственных органов и для налогоплательщиков. Но самый негативный фактор – это неблагоприятный налоговой климат, который является ограничителем предпринимательской деятельности. Потенциал этих механизмов не является высоким, а льготы не являются эффективными.
Заключение
С учетом всех приведенных выше сведений легко прийти к выводу, что функции официальных органов в налоговой сфере выражаются в большом числе предоставляемых ими преференций. Но некоторые не работают из-за ограничителей, существующих в российских реалиях, что приводит к тому, что для предприятий применение налоговых преференций является менее выгодным, чем деятельность безо всяких преференций. Дополнительной, редко упоминаемой льготой считается освобождение от плановых проверок.