Наложение административного взыскания рб что это значит
Ускоренный административный процесс с 1 марта 2021 года
Новшества ПИКоАП
Итак, ускоренный административный процесс применяется в 4 случаях:
— за правонарушение, совершенное в ходе судебного разбирательства ;
— при признании физлицом своей вины ;
— при фиксации правонарушения спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме ;
Далее остановимся подробнее на особенностях ведения административного процесса в каждом из вышеперечисленных случаев.
Административный процесс при неуважении к суду
При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства (например, за неуважение к суду ) об этом должна быть сделана соответствующая запись. Она может быть совершена в кратком протоколе или прямо в протоколе судебного заседания. Затем выносится постановление о наложении административного взыскания в виде отдельного процессуального документа.
Неуважение к суду может выражаться, в частности:
— в неподчинении распоряжениям председательствующего в судебном заседании;
— нарушении порядка во время судебного заседания;
— совершении иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.
Административный процесс в случае признания вины
Вышеназванное правило не применяется в отношении:
— физлица, если в санкции нового КоАП предусмотрены общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;
— ИП, если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, при этом ИП указан в санкции и выполняется специальное условие, предусмотренное ч. 3 ст. 4.6 нового КоАП;
— иностранца (лица без гражданства), если в санкции предусмотрена депортация. Исключение – иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда из Республики Беларусь;
— административных правонарушений, совершенных повторно, которые влекут уголовную ответственность;
Порядок оформления постановления в случае признания вины
— дата и место составления постановления;
— наименование органа, должность, Ф.И.О. лица, вынесшего постановление;
— сведения о правонарушителе;
— время, место и обстоятельства совершения правонарушения. При этом указывается часть статьи либо статья Особенной части нового КоАП, которая предусматривает ответственность;
— отметка о разъяснении прав и обязанностей правонарушителю;
— срок запрета въезда в Республику Беларусь (в случае принятия решения о депортации);
— размер и порядок уплаты штрафа, в том числе основания увеличения штрафа на 2 БВ.
Административный процесс при фиксации правонарушения спецтехсредствами
В случае фиксации правонарушения против безопасности дорожного движения спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме, лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выносит одно из двух видов постановлений:
— о наложении административного взыскания;
Постановление об освобождении выносится в случае совершения административного проступка, если в течение года до его совершения на лицо не налагалось административное взыскание и оно не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение. Перечень административных правонарушений, при совершении которых это правило не применяется, перечислен в ч. 4 ст. 8.3 нового КоАП.
Административный процесс при вынесении предупреждения
Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий :
— признание факта совершения правонарушения;
— согласие на освобождение от административной ответственности;
— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
Постановление, вынесенное в рассматриваемом случае, подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. По ходатайству копия документа также вручается лично лицу, освобожденному от административной ответственности, или высылается заказным письмом либо направляется ему посредством электронной или другой связи, в том числе через интернет.
Иные новшества ПИКоАП
В новом ПИКоАП оптимизирована подведомственность административных дел с целью исключения у контролирующих органов дублирующих функций.
Для сокращения излишнего документооборота в новом ПИКоАП урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса (направление постановлений электронной почтой или другими видами связи, в том числе через интернет).
Правовая страница
https://bii.by/tx.dll?d=450350
До приведения законодательства в соответствие с КоАП акты законодательства применяются в той части, в которой они им не противоречат.
Рассмотрим основные изменения, внесенные в Общую и Особенную части КоАП.
Общие правила привлечения к административной ответственности
Виды административных правонарушений
В КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории:
1) административные проступки;
2) значительные административные правонарушения;
3) грубые административные правонарушения (часть 1 ст.2.2).
Виды административных взысканий
Предупреждение и лишение специального права исключены из числа административных взысканий.
Статья 6.2 КоАП в редакции до 01.03.2021 | Статья 6.2 КоАП |
1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости; 10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений | 1) штраф; 2) общественные работы; 3) административный арест; 4) лишение права заниматься определенной деятельностью; 5) депортация; 6) конфискация; 7) взыскание стоимости; 8) запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений |
За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются следующие виды административных взысканий:
2) лишение права заниматься определенной деятельностью;
4) взыскание стоимости (часть 2 ст.6.2 КоАП).
Минимальные и максимальные размеры штрафа
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг) (часть 4 ст.6.4 КоАП).
Общественные работы
Общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно-полезных целей. Конкретный вид выполняемых общественных работ определяется местными исполнительными и распорядительными органами на основании перечня общественных работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч. и выполняются не более 4 ч. в день.
Общественные работы могут налагаться судом только при наличии согласия физического лица, совершившего административное правонарушение, на их применение (часть 3 ст.6.5 КоАП).
Уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением и влечет ответственность по ст.25.13 КоАП.
Профилактические меры воздействия
В главе 5 КоАП перечислены профилактические меры воздействия.
К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:
1) устное замечание;
3) меры воспитательного воздействия (применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, предусмотренных главой 9 КоАП).
Данные меры применяются в случаях, предусмотренных КоАП, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности
Основания освобождения от административной ответственности перечислены в главе 8 КоАП.
Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения (ст.8.3 КоАП).
Сроки наложения административных взысканий
Юридическое лицо, должностных лиц и ИП смогут привлечь к ответственности в течение 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Годичный срок распространяется на физических лиц, совершивших правонарушения по ст.16.17, 16.26, 19.10-19.12, 23.8, 24.6, 24.18, частям 1-5 и 10 ст.24.35 КоАП (п.3 части 1 ст.7.6 КоАП).
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию
В КоАП в редакции до 01.03.2021 лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания.
Нарушения, влекущие административную ответственность по требованию
В КоАП (ст.4.4), как и в КоАП в редакции до 01.03.2021 (ст.4.5), указаны деяния, содержащие признаки административных правонарушений, которые влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Но в КоАП в части второй ст.4.4 предусмотрено исключение из вышеуказанного правила. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью ст.4.4 КоАП, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:
1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;
2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Подробнее об изменениях см.:
• Новый Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З;
• Изменение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в 2021 году: кто и когда может быть привлечен к ответственности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.
• должны быть прекращены дела об административных правонарушениях:
— которые согласно КоАП не являются административными правонарушениями;
— по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные КоАП;
• не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП.
Особенная часть КоАП
Из прежнего КоАП исключены 110 норм, в 230 составах скорректированы санкции в сторону их уменьшения.
Значительная часть составов правонарушений изложена по-новому.
В то же время за отдельные правонарушения ответственность ужесточается.
В частности, повышены:
• предельный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, со 100 до 200 БВ (часть 3 ст.6.4 КоАП);
• предельный срок лишения специального права с 3 до 5 лет (часть 1 ст.6.7 КоАП).
Административная ответственность (комментарии к Особенной части КоАП)
Новый Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.
Строительство
Административная ответственность в сфере строительства: изменения с 1 марта 2021 года.
Трудовые отношения
Административная ответственность в сфере трудовых отношений: изменения с 1 марта 2021 года.
Обзор изменений в административной ответственности юридического лица как работодателя (нанимателя). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.
Уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование
КоАП-2021: ответственность за нарушение порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.
Охрана труда
Административная ответственность в сфере охраны труда: изменения с 1 марта 2021 года.
КоАП и УК: изменение ответственности за нарушения требований по охране труда в 2021 году.
Антимонопольное регулирование и естественные монополии
Новая редакция КоАП: что нового для антимонопольного регулирования и естественных монополий. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.
Интеллектуальная собственность
Изменения в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности с 1 марта 2021 года. Комментарий к ст.9.21 и 11.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение норм законодательства об интеллектуальной собственности: изменения с 1 марта 2021 года.
ВЭД и валютные операции
Административная ответственность за нарушение норм валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций: изменения с 1 марта 2021 года.
Пожарная безопасность
Административная ответственность за нарушения в области пожарной безопасности с 1 марта 2021 года.
Обращение с отходами
Административная ответственность за нарушения при обращении с отходами с 1 марта 2021 года.
Безопасность движения и эксплуатация транспорта
Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: изменения с 1 марта 2021 года.
Закупки товаров (работ, услуг)
Административная ответственность в сфере закупок товаров (работ, услуг): изменения с 1 марта 2021 года.
Налогообложение
Административная ответственность за нарушения против порядка налогообложения с 1 марта 2021 года. Комментарий к главе 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Экология
Отдельные экологические правонарушения, по которым изменились меры административной ответственности.
Делопроизводство, архивное дело, обращения граждан и ведении книги замечаний и предложений
Ответственность в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений.
Ценообразование
Порядок рассмотрения административных дел и наложения штрафов за нарушение законодательства о ценообразовании.
Жилищное законодательство и ЖКХ
Административная ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года.
Срок наложения административного взыскания зависит от субъекта административного правонарушения (физическое лицо, ИП, юридическое лицо).
Ответственность за невыполнение требования судебного исполнителя
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 174. Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
1. Уклонение родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей
— наказывается общественными работами, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до одного года.
2. Уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, выразившееся в неявке на работу десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо в сокрытии или занижении ими размера заработной платы и приравненных к ней доходов, либо в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению, совершенном в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении,
— наказывается общественными работами, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до одного года.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении,
— наказываются исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от одного года до четырех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.
Под уклонением от трудоустройства по судебному постановлению в настоящей статье понимаются уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение судебного постановления о трудоустройстве.
Статья 242. Уклонение от погашения кредиторской задолженности.
Уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность
— наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 409. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту.
Порча, израсходование, сокрытие либо отчуждение (при отсутствии признаков хищения) имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество было вверено, либо осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест,
— наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 423. Неисполнение приговора, решения или иного судебного акта.
Неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению
— наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 11.18. Уклонение от погашения кредиторской задолженности
Уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности при наличии возможности выполнить обязательство, если в этих действиях нет состава преступления,
влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин, или административный арест.
Статья 23.5. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Оскорбление должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе,
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 24.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю
Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия, либо к судебному исполнителю
— влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
Статья 24.8. Несоблюдение мер по обеспечению иска, исполнения исполнительного документа
Нарушение ответчиком либо должником запрета суда, судебного исполнителя на совершение определенных действий, а равно нарушение другим лицом запрета суда, судебного исполнителя на передачу имущества ответчику либо должнику или на выполнение по отношению к ним иных обязательств
–влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
Статья 24.9. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве
1. Невыполнение лицом, не являющимся должником, требований судебного исполнителя об обращении взыскания на имущество или денежные средства должника, находящиеся у других лиц, или о представлении сведений, необходимых для исполнения исполнительного документа,
— влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем срока возврата исполнительного документа судебному исполнителю,
— влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
3. Не устранение должностным лицом нанимателя или индивидуальным предпринимателем нарушений, допущенных при производстве удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника или при пересылке удержанных сумм взыскателю, в установленный судебным исполнителем срок
— влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
4. Неисполнение банком или не банковской кредитно-финансовой организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, требований о взыскании денежных средств с должника в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счете должника
— влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Статья 24.10. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве
1. Уклонение должника от выплаты подлежащих взысканию с него денежных средств, выразившееся в непредставлении информации или в представлении заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или места жительства (места пребывания), о дополнительных доходах,
— влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин.
2. Неисполнение должником в установленный судом, иным органом или судебным исполнителем срок исполнительного документа, не связанного с передачей денежных сумм,
— влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
3. Неисполнение должником в установленный законодательными актами или судом либо судебным исполнителем срок судебного постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения,
— влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Обратите внимание на то,
что в соответвии с п.75 ч.1 ст.3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов принудительного исполнения (по статьям 11.18, 24.6, 24.8–24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (за правонарушения, совершенные в связи с исполнением исполнительных документов));
а в соответствии с п.8 ч.2 ст.3.30 ПИКоАП должностные лица органов принудительного исполнения имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях (по статьям 23.1–23.5, 24.4–24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).