Наложено вето что значит
Значение слова «вето»
ВЕ́ТО, нескл., ср. Запрещение, отмена: а) в государственном праве — окончательный или условный запрет, налагаемый одним государственным органом на решение другого органа; б) в международном праве — заявление о несогласии одного из членов (осуществляемое путем подачи голоса), препятствующее принятию решения большинства в международных коллегиальных органах, где вопросы решаются лишь единогласно.
[От лат. veto — запрещаю]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом) или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).
Среди относительного вето различают «сильное» и «слабое» вето. При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так, президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето.
Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так, Президент США обладает сильным вето. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.
В ряде государств (Германия, Япония) право отклонять законы, принятые парламентом, у главы государства отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства.
Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый народный трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.
ВЕ’ТО, нескл., ср. [латин. veto — запрещаю) (книжн.). Право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (право). Иметь право в. || Запрещение. Произнести, наложить свое в. (запретить).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́то
1. офиц. запрещение, запрет, отмена чего-либо ◆ Губернатор наложил вето на законопроект. Т. Драйзер, «Титан»
Глава 12. Вето главы муниципального образования на решение районного Совета и его преодоление (ст.ст. 75-80)
Глава 12. Вето главы муниципального образования на решение
районного Совета и его преодоление
Статья 75. Глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования вправе наложить вето на решение районного Совета.
Наложив вето, глава муниципального образования направляет в районный Совет мотивированное постановление не позднее десяти дней со дня получения решения районного Совета.
Для преодоления вето главы муниципального образования решение выносится на ближайшую сессию для повторного голосования. Вето считается преодоленным, если за повторное принятие решения проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Статья 76. В случае если вето главы муниципального образования на решение районного Совета не будет преодолено депутатами, председатель районного Совета направляет решение вместе с мотивированным постановлением главы муниципального образования о наложении вето на заключение ответственной комиссии, которая рассматривала проект решения.
По итогам рассмотрения ответственная комиссия может рекомендовать районному Совету:
а) принять решение в редакции, предложенной главой муниципального образования;
б) согласиться с предложением главы муниципального образования о нецелесообразности принятия данного решения;
в) согласиться с отдельными поправками и изменениями, предложенными главой муниципального образования;
г) принять решение в ранее принятой редакции.
Статья 77. На основании заключения ответственной комиссии председатель районного Совета включает вопрос о рассмотрении отклоненного решения в повестку дня сессии районного Совета в первоочередном порядке.
Обсуждение отклоненного главой муниципального образования решения начинается с выступления главы муниципального образования или его официального представителя, затем заслушивается заключение комиссии, ответственной за его подготовку. В случае отсутствия на сессии районного Совета главы муниципального образования и его официального представителя районный Совет вправе отложить рассмотрение решения либо поручить председательствующему на сессии районного Совета огласить обоснование главы муниципального образования о наложении вето на решение районного Совета и продолжить его рассмотрение в установленном порядке без их участия.
После выступления лиц, указанных в абзаце втором настоящей статьи, может быть принято решение о проведении обсуждения, в конце которого заключительное слово предоставляется главе муниципального образования или его официальному представителю в случае, если они находятся в зале, где проходит сессия районного Совета.
При рассмотрении отклоненного главой муниципального образования решения на голосование первым ставится предложение принять решение в редакции главы администрации муниципального образования или согласиться с предложением главы муниципального образования о нецелесообразности принятия данного решения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов районного Совета.
Если предложение, указанное в абзаце четвертом настоящей статьи, не принято, на голосование ставится вопрос о принятии решения в прежней редакции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов районного Совета.
В случае если не будет принято ни одно из указанных в абзацах четвертом и пятом настоящей статьи решений, районный Совет может создать согласительную комиссию из представителей районного Совета и главы муниципального образования либо принять решение о рассмотрении каждого из предложений главы муниципального образования в отдельности. Порядок формирования и работы согласительных комиссий определяется в соответствии с законодательством.
Статья 78. Если районным Советом принято решение о рассмотрении предложений главы муниципального образования в отдельности, то перед голосованием каждой поправки слово предоставляется главе муниципального образования или его официальному представителю, а затем ответственной комиссии, подготовившей проект. В случае отсутствия на сессии районного Совета главы муниципального образования или его официального представителя обоснование главы муниципального образования о необходимости принятия соответствующего предложения оглашается председательствующим на сессии районного Совета.
Решение о принятии отдельного предложения главы муниципального образования по отклоненному решению считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов районного Совета.
В случае принятия решения в измененной редакции оно направляется главе муниципального образования как вновь принятое.
Статья 79. Отклоненное главой муниципального образования решение и одобренное в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов районного Совета не может быть возвращено в районный Совет повторно.
Статья 80. Датой принятия решения районного Совета считается день принятия районным Советом в целом (в окончательной редакции).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
налагать вето
Смотреть что такое «налагать вето» в других словарях:
налагать вето — Syn: запрещать Ant: разрешать … Тезаурус русской деловой лексики
налагать запрет — возбранять, не разрешать, строго настрого запрещать, налагать вето, заказывать, запрещать, воспрещать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
вето — неизм.; ср. [от лат. veto запрещаю] В государственном и международном праве: запрет, налагаемый на какое л. решение уполномоченным на это органом или лицом. Наложить в. на что л. Право в. (право отмены принятого решения). * * * вето (от лат.… … Энциклопедический словарь
ВЕТО — (от латинского veto запрещаю), 1) право налагать запрет на акт, принятый парламентом или его палатой. Обычно предоставляется главе государства (например, президенту) или верхней палате парламента. Вето может являться окончательным или… … Современная энциклопедия
Вето — (от латинского veto запрещаю), 1) право налагать запрет на акт, принятый парламентом или его палатой. Обычно предоставляется главе государства (например, президенту) или верхней палате парламента. Вето может являться окончательным или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВЕТО — (лат. veto запрещаю) акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к. л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или… … Юридический словарь
ВЕТО — ВЕТО, нескл., ср. (книжн.). В государственном праве, в международных отношениях: запрещение, запрет. Право в. (право налагать запрет на какое н. решение, закон). Наложить в. на что н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВЕТО — (лат. veto запрещаю) 1) устный или письменный запрет, наложенный на к. л. решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого; 2) в… … Юридическая энциклопедия
ВЕТО — (лат. veto запрещаю) 1) устный или письменный запрет, наложенный на к. л. решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого; 2) в… … Энциклопедический словарь экономики и права
налагать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я налагаю, ты налагаешь, он/она/оно налагает, мы налагаем, вы налагаете, они налагают, налагай, налагайте, налагал, налагала, налагало, налагали, налагающий, налагаемый, налагавший, налагая; св.… … Толковый словарь Дмитриева
Президент наложил вето на закон. Что это значит?
Согласно статье 107 Конституции России, президент в течение 14 дней с момента поступления ему федерального закона может наложить на него вето. Иными словами отклонить закон. В этом случае Госдума и Совфед должны вновь его рассмотреть. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в прежней редакции большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа депутатов и сенаторов, то президент будет обязан подписать закон в течение семи дней.
Однако глава государства за эти семь дней может обратиться в Конституционный суд и попросить проверить этот закон. В этом случае срок подписания закона приостанавливается до того момента, пока свое решение не озвучит Конституционный суд. Если КС подтвердит конституционность закона, то президент должен подписать его в течение трех дней. Если КС решит, что закон не соответствует нормам Конституции, то президент снова вернет его в Думу.
Президент может отклонять все законы, которые ему не нравятся?
Нет, не все. Президент может отклонить только федеральный закон, а вот федеральный конституционный закон не может. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство сенаторов (не менее ¾ от общего числа) и депутатов (не менее 2/3 от общего числа). Федеральный конституционный закон президент обязан подписать в течение 14 дней. Однако и в этом случае у главы государства есть возможность обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить закон. И только в случае если конституционность закона не будет подтверждена судом, президент сможет вернуть его в Думу.
Президент часто накладывает вето?
Наложение права вето на законопроект — явление достаточно редкое. За почти 28 лет работы Госдумы (с I по VII созывы) президент отклонял принятые парламентом законы всего 257 раз. Чаще всего глава государства отклонял законопроекты, принятые Госдумой II созыва. По данным системы обеспечения законодательной деятельности, Борис Ельцин отклонил 123 законодательные инициативы Госдумы II созыва. Кстати, Дума II созыва в большинстве своем состояла из коммунистов — у КПРФ было 157 мест в парламенте.
В архиве III созыва ГД есть 89 отклоненных президентом законов, в архиве IV созыва — 28, в архиве V созыва — 13. Добавим, что если Госдума III созыва в большинстве своем состояла из коммунистов, то в ГД IV и V созывов большинство уже было за «Единой Россией».
Что было с последними законами, которые отклонил президент?
Путин наложил вето на репрессивный закон, но сперва на это никто не обратил внимания
Наложено вето что значит
Добавлено в закладки: 0
Что такое вето? Описание и определение термина.
Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.
Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.
Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)
Сильное и слабое вето
Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.
Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.
Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.
Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.
Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.
Право вето президента
В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.
Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.
Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.
Право вето в Европе
В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.
Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.
Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.
На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.
Право вето в России
Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.
Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.
Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.
Преодоление вето
Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.
Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.
Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.
Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.
Карманное вето
Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.
Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.