Наложить табу что значит
Значение слова «табу»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.
ТАБУ’, нескл., ср. [полинезийск.]. У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
табу́
1. в первобытном обществе — запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово, выражение, имя, на какой-либо предмет, вид пищи, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой ◆ Первобытному человеку мир представляется наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. 〈…〉 Известны случаи, когда люди, случайно нарушившие табу, умирали, когда узнавали об этом. 〈…〉 Основное свойство тоталитарного человека — это наличие для него определённых запретов, табу, нарушить которые он не в состоянии. В. Ф. Турчин, «Феномен науки», Кибернетический подход к эволюции, 1970 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Как считается, нарушение табу навлекает бе́ды на весь род независимо от того, кто совершил его. О. Г. Дробницкий, «Моральное сознание и его структура» // «Вопросы философии», № 2, 1972 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. разг. вообще запрет, запрещение ◆ Одно время развитие трансплантологии застопорилось из-за религиозных табу. Анна Маева, «Дар на всю жизнь» // «Здоровье», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оперуполномоченный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наложить табу что значит
Табу́ — запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.
Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.
Табу — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия.
Табу́ (в лингвистике) — социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.
Содержание
Происхождение слова
По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из глагола «ta« (отмечать) и наречия усиления «pu«, что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный табу, — «noa«, то есть всеобщий, обыкновенный.
Табу в Полинезии
На родине табу (от островов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.
Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система табу образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития.
Табу — священный
Табу — нечистый
Метки табу
Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).
Наказание
Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах XVIII века на Гавайских островах появились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные табу, народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз и навсегда освободил себя от страшного ига системы табу. [источник не указан 1307 дней]
Табу других народов
Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизовых островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна была под названием Porikh. На острове Тиморе (Восточный Индийский архипелаг) так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана (Иохельсон, «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора»). У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.
Древний Рим
Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово «sacer« означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу («ferias observabat«). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.
Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».
Древняя Греция
Иудаизм
В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.
Исследования табу
Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons ), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy ) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.
Что такое табу и нужны ли они нам
Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.
Что такое табу
Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.
Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти.
Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.
Табу в религии
Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.
Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.
Первые научные исследования
Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:
Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.
Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.
Фрейд, табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Табу в наше время
Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.
Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.
Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.
Нужны ли нам табу
Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.
Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.
Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:
А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.
Как распознать табу
Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры, способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:
И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.
Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.
Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.
Выводы:
Наложить табу что значит
термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учреждений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических рел. смотреть
(полинезийский) распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. смотреть
ТАБУ, нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый накакое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рыхнеминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет,запрещение. Наложить т. на что-н. смотреть
табу с. нескл.taboo накладывать табу (на вн.) — taboo (d.)
ТАБУ категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о-вах То. смотреть
ТАБУ1) святость или неприкосновенность какой-либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещ. смотреть
ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обна. смотреть
– запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто такое, которое одновременно является святым, превышающим обычное и опасным, нечистым, жутким. В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души. Подобное видение табу нашло отражение в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), в которой подчеркивалось, что по своей психологической природе табу является «не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку». Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются такие больные, которые создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. Как отмечал З. Фрейд, если бы в психоанализе не называли таких пациентов страдающими навязчивостью, то их состояние можно было бы охарактеризовать как «болезнь табу». Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. В конечном счете сходство симптомов невроза навязчивых состояний и обычаев табу выражается, по мнению основателя психоанализа, в следующих пунктах: «1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении, благодаря внутреннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов». Как индивидуальны запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются. Их мотивировка является бессознательной. Табу представляет собой древний запрет, извне наложенный на поколение примитивных людей, то есть насильственно навязанный этому поколению предыдущим. Любой запрет касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность. Причем у человека, как правило, наблюдалась амбивалентная, двойственная направленность по отношению к табу: в бессознательном хотелось нарушить существующие запреты, но одновременно человек испытывал чувство страха; он боялся именно потому, что желал нарушить запрет, однако страх был сильнее присущего ему желания. В этом отношении имеются сходства между древним и современным человеком. С точки зрения З. Фрейда, наиболее важные табу составляют древние запреты не убивать и избегать инцеста. И то и другое представляют самые сильные соблазны людей, которые в психоанализе рассматриваются в качестве центрального пункта инфантильных желаний и ядра неврозов. Сравнение табу с навязчивым запретом невротика привело З. Фрейда к такому пониманию первого феномена, согласно которому: табу является древним запретом, наложенным извне (каким-либо авторитетом) и направленным против сильнейших вожделений людей; желание нарушить табу остается в бессознательном человека; люди, выполняющие табу, имеют амбивалентную направленность к тому, что подлежит запрету; приписываемая табу могущественная сила сводится к способности вводить в искушение; запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое; искупление посредством воздержания за нарушение табу свидетельствует о том, что в основе соблюдения табу лежит воздержание. смотреть
По Д. Лоффу, такой сон трактуется следующим образом: «Очень необычным для снов моментом является ощущение того, что каждый предмет, лицо или ассоциация могут воплощать в себе силу табу. Эти запреты могут играть как отрицательную, так и положительную роли. Табу – это что-то, что содержит внутреннюю, потенциально опасную силу, которая может быть вызвана и направлена против самого себя или окружающих. Как правило, это предмет, лицо или ассоциация, которые являются представителями морального зла. Ружья, например, могут восприниматься как носители силы табу, равно как и некоторые волшебные предметы во сне. Изредка вполне обычная вещь может в вашем сновидении обладать силой табу на основании определенного опыта, который у вас был с ней связан. Во многих случаях сила табу заключается не в самом предмете, а в осуществлении отношений, нарушающих нравственные нормы (таких, как кровосмешение, супружеская неверность или кража). В других случаях символ табу – нечто скрытое, такое, как незнакомец, с которым, вы инстинктивно знаете, связываться не следует. Все это является проявлениями табу. Ключом к толкованию сна является выяснение того, почему ваш связанный с табу жизненный опыт проявился посредством конкретного предмета или лица. Сны часто имеют своеобразное логическое объяснение основной сюжетной линии. Это продукт организации детской памяти, на которую наложились присущие взрослым способность к рассуждению и нравственная утонченность. Иногда во сне моральные изыски взрослых смешиваются с абсолютным добром и злом детства, поэтому образы табу могут неожиданно возникнуть практически в любом месте сновидений. Этим моментам, связанным с табу, следует придавать важное значение. Во многих случаях ваши наиболее разрушительные эмоциональные штампы и стереотипы в отношениях отчетливо видны в снах. Посредством образов табу ваш разум может пытаться предостеречь вас от повторения прежних ошибок». смотреть
1) находить, обнаруживать;- оны іздеген жерімнен таптым я нашел его там, где искал;- ақыл табу найти выход;- қапысын табу уличить момент, найти подходящее для чего-л. время;- іздеген табады ищущий найдет2) добывать;- зарабатывать;- ақша табу зарабатывать (деньги);- мал табу добывать средства к существованию (букв. добывать скот); тапқаны тамағына, жұтқаны жұмырына (кетеді) весь заработок уходит лишь на питание (букв. пища, добытая (и проглоченная им), уходит в желудок)3) угадывать, разгадывать;- ол менің ойымды тапты он угадал мои мысли;- жұмбақты тапты разгадать загадку;4) считать;- признавать;- дұрыс деп табу считать правильным;- қажет деп табу признать необходимым;5) рожать;- ұл тапты (она) родила сына;- қыз тапты (она) родила дочь;- анаңнан сені тапқан айналайын фольк. спасибо матери, которая родила тебяайла табу схитрить;- байыз таппады неспокойный;- непостоянный;- ол байыз таппай жүрген жігіт он непостоянный джигит;- дамыл (тыным, тағат) таппау не знать покоя;- не успокаиваться;- без передышки;- жаны жай табу блаженствовать, наслаждаться, успокаиваться;- жерден жеті қоян тапқандай сильный восторг;- большая радость (букв.: словно подобрал на земле семерых зайцев) радоваться;- көзін табу суметь найти выход из какого-л. положения;- көңілін (или қыбын) табу угодить кому-л.;- қаза табу умирать, скончаться;- тілін табу1) уметь обращаться с чем-кем-л.;- овладевать секретом чего-л.2) знать подход к кому-л. ұрынуға қара таппады искать повод для придиркиI. этн. лингв. табу (запpетные действия, слова)II. и. д. от табу;- нахождение, обнаружение. смотреть
нескл. с.(у первобытных народов: религиозный запрет, налагаемый на какие-н. действия, предметы и их обозначения в языке; вообще какой-н. запрет)Вот пос. смотреть
(франц. tabou ← полинез. tapu ‘священный, запретный’)Ограничение употребления или запрет на употребление слов, связанных с особо почитаемыми или опасны. смотреть
социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.(Источник: Сексологический словарь)(полинез.), в доклассовом обществе система запрето. смотреть
Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное «обычному», «общедоступному». При этом различались его позитивный («святой», «освященный») и негативный («жуткий», «опасный», «нечистый») аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-«Я», цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических – патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий. смотреть
Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное «обычному», «общедоступному». При этом различались его позитивный («святой», «освященный») и негативный («жуткий», «опасный», «нечистый») аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-«Я», цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических – патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий. смотреть
Табу (полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – рел. смотреть
нескл., ср.У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается св. смотреть
(taboo) — ритуальный запрет на определенные действия. Термин первоначально появился в описании капитана Кука полинезийского обычая. Он может подразумевать предостережение против некоторых людей, мест, объектов или действий, а наиболее часто цитируемым примером последнего выступает универсальное табу на кровосмешение. Многие работы в этой области были выполнены в рамках антропологии в попытке объяснить, почему, например, различные виды продуктов отвергаются многими культурами. Функционалисты предпочитают объяснения табу и тотемизма с точки зрения групповой солидарности, а структуралисты, в частности, М. Дуглас в *Непорочности и опасности* (1966), сосредоточились на табу как на проблеме в классификации двусмысленности. смотреть
(полинез. tabu — запрещать), система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которы. смотреть
ЗАБОРО́НА (наказ не робити чого-небудь), ЗАКА́З заст.; ТАБУ́ (релігійна заборона певних дій, слів тощо; взагалі яка-небудь заборона); ВЕ́ТО (у державно. смотреть
(полияез.) религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Полинезии. Объекты Т. вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития общества и его клас. расслоения Т. стали освящать обществ. неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воздаяния. смотреть
(полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. смотреть
(полинез.): в первобытном обществе система магических запретов на определенные действия и высказывания (употребление каких-то предметов, произнесение оговоренных слов и т. п.) За нарушение табу, по верованиям того времени, сверхъестественные силы карали болезнью или смертью. Наиболее развитая система табу существовала в Полинезии, где табуировались многие вещи, действия, слова, животные, люди и т. п. В переосмысленном виде табу вошли в состав национальных и мировых религий, приняв форму вероисповедных или нравственных предписаний, нарушение которых считается грехом. смотреть
(полинез. – запрет) – форма строгого запрета совершать какие-либо действия, пользоваться определенными предметами, словами, символами. Табу – явление культуры и религии, где табуирование происходило согласно их нормам и правилам. Нарушение табу влекло за собой определенные санкции, преимущественно в виде наказаний, вплоть до смерти. Примером табу у всех народов служит запрет на самоубийство, на осквернение могил. Табу зародились в первобытном обществе и сохранились до наших дней. смотреть
(от полинез. — запрет) — запрет (или совокупность запретов) светского или религиозного характера, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции в виде наказания, болезни или смерти.В психоанализе З. Фрейда Т. истолковывается как инструмент и механизм строительства культуры, которое начинается с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство. смотреть
гл 1. прям, перен находить 2. обнаруживать 3. перен добывать, заработать, нажить 4. перен доставать (вещь) 5. рождать (детей) 6. перен считать, полагат. смотреть
полинезийский термин, означающий «то, что выпадает из общего пользования»: дерево, которое нельзя трогать или срубить — это «табуированное» дерево (С. Рейнак). В более широком смысле — сакральный характер вещи, контакт с которой или использование которой запрещены. В истоке этого смысла лежит полинезийская традиция, по которой некоторые вещи или поступки запрещены моральным или религиозным законом. смотреть
невідм., с. У первісних племен і народів – релігійна заборона певних дій, слів тощо, порушення якої, за упередженими уявленнями людей, неминуче спричи. смотреть
(полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудко. смотреть
tabu* * * с, нескл. tabu тж. перен.Синонимы: вето, запрет, запрещение
1. Любой запрещенный акт, объект или модель поведения. 2. Сам акт такого запрещения. Этот термин происходит из полинезийского слова tabu, означающего священный, неприкосновенный, и первоначально он связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев и запрещенными для повседневного использования. Современный способ употребления намного шире. смотреть
первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга. смотреть
с. этн.tabou mналожить табу на что-либо перен. — tabouiser vtСинонимы: вето, запрет, запрещение
імен. незмін.релігійна заборона певних дій, слів, тощо, порушення якої спричиняє тяжке покараннятабу сущ. ср. рода неизм.
нескл. этн.1. табу (діни сенімді бұзушылыққа тыйым салынған әдет заңдылығы);2. лингв. табу, тыйым сөз;- слова табу табу сөздер (ескі әдетке, діни сенімге байланысты тура айтуға тыйым салынған атаулар мен есімдерді тұспалдап түсіндіру немесе соған балама болатын сөзбен айту, мыс., қасқырды *бөрі*, *итқұс* т.б. деп атау). смотреть
с. этн. tabou m наложить табу на что-либо перен. — tabouiser vt
с. нескл.tabú mтема табу — tema tabúналожить табу — imponer tabú
табуטָאבּוּ ז’; חֵרֶם ז’ [ר’ חֲרָמוֹת]* * *איסורטאבוСинонимы: вето, запрет, запрещение
Rzeczownik табу n Przenośny tabu n
табу, таб′у, нескл., ср.1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо. смотреть
с нскл этн tabu m, tabo mСинонимы: вето, запрет, запрещение
сущ. ср. рода; неизм.табу імен.; незмін.
ТАБУ, нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить табу на что-нибудь. смотреть
ТАБУ (полинезийское), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов, личные контакты и т.п.), давших начало многим позднейшим социальным и религиозным нормам.
. смотреть
невідм.tabooпіддавати табу — to taboo, to put under tabooпідданий табу — tabooed
(полинезийское), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов, личные контакты и т.п.), давших начало многим позднейшим социальным и религиозным нормам. смотреть
(полінезійське) заборона вживання певних слів з причин релігійних, політичних, моральних, етичних, яка викликає необхідність заміни і тим самим створює умови для виникнення нових стилічтичних засобів: парафраз, метафор, евфемізмів. смотреть
рос. табу заборона на здійснення чогось, проведення певних операцій, спричинення чогось. Напр., відправлення (транспортування) небезпечних вантажів, продаж шкідливих для здоров’я людини товарів (горілки, тютюну, наркотиків). смотреть
таб’у, нескл., ср. Синонимы: вето, запрет, запрещение
табу́ (полінезійське) 1. У первісних народів релігійна заборона певних дій, порушення якої нібито жорстоко карається. 2. Переносно – щось заборонене і те, чого не можна торкатись (напр., певної теми, розмови, речі). смотреть
табу́, нескл., с. [нета́бу\]Синонимы: вето, запрет, запрещение
табу; с. (полінезійське) 1. У первісних народів релігійна заборона певних дій, порушення якої нібито жорстоко карається. 2. перен. Щось заборонене і те, чого не можна торкатись (напр., певної теми, розмови, речі). смотреть
У племінних релігіях, зокрема народів Океанії, заборона контакту з певними особами й предметами та заборона виконувати певні дії; порушення т. загрожує. смотреть
ср.taboo- врожденное табу- девственное табу- сексуальное табу- табу инцеста- табу на еду
– религиозно-магический запрет, объектами которого могут быть люди, животные, вещи, слова, действия и т.п. Нарушение табу, по представлениям примитивных народов, карается сверхъестественными силами. смотреть
у племінних релігіях, зокрема народів Океанії, заборона контакту з певними особами й предметами та заборона виконувати певні дії; порушення т. загрожує покаранням надприродних сил. смотреть
Iнаходить, приобрести, зарабатыватьбала табу – родитьақыл табу – найти правильное решениеIIотгадатьтапқан тиын – заработанное (о небольшом заработке)
с нескл.禁忌 jìnjì, 忌讳 jìhuiСинонимы: вето, запрет, запрещение
ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу.
Ударение в слове: таб`уУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: таб`у
ср. нескл. этн. табу (байыркы элдерде кандайдыр бир кыймыл-аракетке, сөзгө же буюмга тыюу салуу; ушундай тыюу салынган кыймыл-аракет, сөз же буюм).
запрет совершать определенные действия (употреблять те или иные предметы, пищу, питье) или запрет произносить те или иные слова, выражения.
См. Языковое табу Синонимы: вето, запрет, запрещение
нескл., с Синонимы: вето, запрет, запрещение
система запретов, регулирующих наиболее важные стороны общественной и личной жизни. Характерны для доклассового общества.
tabuСинонимы: вето, запрет, запрещение
См. tabù.Синонимы: вето, запрет, запрещение