Напиши что такое фольклор 2 класс

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Выделяют следующие их виды:

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Я выросла с бабушками, поэтому в моем детстве было очень много фольклора. В деревне, где жила моя бабуля, фольклор звучал из уст старушек в каждом доме. Пословицы и поговорки я слышала каждый день. А ещё песни. Бабушка моей подруги пела нам песню про Пастушку, а мы снова и снова просили ее исполнить. Много лет спустя нашла слова этой песни в интернете. Вот такой фольклор.

Фольклор разный бывает, а русские народные сказки отнюдь не всегда приличные, есть с употреблением мата и с кучей всякой пошлятины, но в открытом доступе такие народные сказки трудно найти.

Фольклор это древность — например, частушки на балалайке! Его также ассоциируют с бабками-дедками, Кощеями, Водяными и деревнями. Обычно им занимаются ботаны и их друзья-чудики! 🙂

Хотя на первый взгляд так не кажется, многие современные фильмы, особенно в жанре мистики и фэнтези основаны на древнем фольклоре. Новые сюжеты на самом деле не придуманы с нуля, просто адаптированы под современные требования.

К глубокому сожалению фольклор сейчас изучают в школах как формальность. Слава богу моя бабушка еще жива и мои дети могут послушать старые рязанские песни и сказки о местной нечисти!

Именно старики из деревень несут наше наследие. Сомневаюсь, что следующее поколение застанет это((

Я почему-то думал, что это русское слово. Как-то странно осознавать, что даже такая близкая нам сфера названа иностранным словом.

Сразу почему-то вспомнился Шурик, который собирал тосты.)) «Будьте добры, помедленней, я записую»))))

Источник

Урок литературного чтения «Малые фольклорные жанры». 2 класс

Урок внеклассного чтения

по теме «Малые жанры русского фольклора»

Дидактическая цель: создать условия для формирования системы знаний и обобщения личного опыта детей по теме «Веселый хоровод» (малые жанры устного народного творчества).

Цели по содержанию: образовательная: способствовать формированию системы знаний о малых жанрах русского фольклора; развивающая: развивать умения распознавать виды малых жанров русского фольклора; обеспечить условия для познавательной активности каждого ученика; воспитательная: формировать коммуникативные навыки через сотрудничество на уроке; воспитывать интерес и уважение к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

воспитание чувства гордости за свою Родину, за русский народ.

Регулятивные УУД: развитие умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять работу в соответствии с заданным планом; высказывать своё предположение; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Познавательные УУД: развитие умения перерабатывать полученную информацию, «сворачивать» обширную информацию в схему; умения конструировать новые знания на основе имеющегося опыта; умения сравнивать, классифицировать, обобщать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные УУД: развитие умения грамотно строить свои высказывания; умения слушать собеседника, вступать в диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её; умения взаимодействовать и работать в парах и группах.

развитие умения понимать жанровые особенности фольклора;

расширение представлений о малых жанрах русского фольклора;

формирование навыка выразительного чтения;

развитие творческих способностей.

* Составить слово из букв: ФЛОКОЬРЛ (фольклор)

— Что такое ФОЛЬКЛОР?

— Это слово английского происхождения, в переводе означает «народная мудрость».

— Замените это слово синонимом. (Устное народное творчество).

III . Формулирование темы и задач урока учениками

— Сформулируйте тему урока. Задача урока?

— Как вы понимаете вопрос:

Почему в настоящее время интерес к фольклору не ослабевает?

-Что нам для этого нужно сделать? (Посмотреть, а нам интересны ли будут эти произведения и почему?)

— Кто является создателем произведений УНТ? А малых фольклорных жанров? (Народ)

— Произведения УНТ создавались всем народом. Но каждое произведение создавалось каким-то одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

Но как же тогда появились книжки с произведениями УНТ? Посмотрите, сколько их.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Людей, которые собирают фольклор и изучают его, называют ФОЛЬКЛОРИСТАМИ.

— Ну что ж, сегодня мы соприкоснёмся с чудесами русского народного творчества. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

V . Рассказы детей о прочитанном

«Колыбельные песенки и потешки»

— Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

— Послушайте колыбельную песенку.

— Скажите, кем и когда исполнялось это произведение?

— Какие чувства испытывает мать, напевая колыбельную?

— Как поются колыбельные песенки? Подчеркните нужные слова: спокойно, громко, плавно, быстро, медленно, энергично, ласково.

— Какие слова выбрали? (Спокойно, плавно, медленно, ласково).

— Для чего создавались колыбельные песенки? (Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон).

— Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками, ножками.

— К кому обращается потешка? (к маленькому ребёнку, поэтому в ней слова с уменьшительно-ласкательным значением)

— Послушайте потешку, найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением. (слушание потешки «Сорока-белобока»)

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 классНапиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 классНапиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 классНапиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

— Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока-белобока.

— Какое назначение у потешки? (Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям).

— Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. «Без пословицы и речь не молвится»? «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» — так говорили наши предки.

— Скажите, это пословица или поговорка: «Коса – девичья краса»?

Поговорка – это устойчивое изречение, особо краткое, образное выражение, не составляющее законченного высказывания.

— О чём эта поговорка? (О красивых волосах, заплетённых в косу. На Руси девушки всегда заплетали волосы в косу).

— Какие вы знаете пословицы?

Пословицы – это не просто наша речь. Их на ходу не придумаешь. Пословицы ловко, красиво построены.

Работа в группах: соберите пословицу, постарайтесь объяснить её смысл и определить тему:

Немало пословиц относится к обучению, к грамоте. Продолжите:

— «Ученье – свет, а … (неученье – тьма)»;

— «По одёжке встречают, … (по уму провожают)»;

— Человек всю жизнь учится. Откуда он берёт знания? (Из книг, обмен опытом, уроки жизни – сама жизнь преподносит уроки).

— Для чего нам надо знать пословицы?

— Пословицы украшают нашу речь, помогают выразить мысль короче, точнее. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность. Пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

«Заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши»

— Что это за песенки?

— Песенки, связанные с народным календарём, с временами года. Конечно, думы народа, в основном, были о том, как получить хороший урожай. Особенно с нетерпением ждали крестьяне весну, когда начинались земледельческие работы. В начале марта на восходе солнца взрослые и дети выходили на улицу, подбрасывали вверх куликов, жаворонков, сделанных из теста, и пели.

Ау-ау, аукаем, весну приаукиваем:

— В конце зимы на масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, катались на лошадях и пели.

— Как поются такие песенки? (Весело и задорно).

— В календарных песенках отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые, добрые традиции.

VI . Ответ на проблемный вопрос. Формулирование вывода

— На какой вопрос мы пытались ответить в начале урока?

— Как вы теперь дадите ответ на этот вопрос?

(Так почему же и в настоящее время интерес к фольклору не ослабевает?)

Фольклор обогащает духовный мир человека, развивает речь, фантазию, воспитывает уважение к прошлому своего народа, помогает усвоить нормы поведения в обществе.

VII . Информация о домашнем задании

— «Рассказы о детях» (13.12.16г.)

— Оцените свою работу на уроке.

Без наук как без рук.

Красна птица опереньем, а человек ученьем.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Учи показом, а не рассказом.

Азбука – к мудрости ступенька.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Номер материала: ДБ-393810

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть фото Напиши что такое фольклор 2 класс. Смотреть картинку Напиши что такое фольклор 2 класс. Картинка про Напиши что такое фольклор 2 класс. Фото Напиши что такое фольклор 2 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по внеклассному чтению во 2-м классе на тему: «Устное народное творчество»

Метод: комбинированный (словарно-наглядно-практический).

Наглядность: плакат, таблички, выставка книг, костюмы для постановки сказки.

Оборудование: экран, видео и аудио кассеты, баян.

ТСО: телевизор, компьютеры, проектор, видео- и аудиомагнитофоны

I. Вступление

– Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков.

II. Новый материал урока

– Мы сегодня на уроке познакомимся с “Устным народным творчеством” с “ Детским фольклором”.

ФОЛЬКЛОР – народное творчество.
ТВОРЧЕСТВО – сочиняют, придумывают.

– Познакомимся мы с вами с небылицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками. К нам на урок пришёл один из героев сказки, это скоморох. Давайте послушаем, что хочет сказать нам скоморох.

Слушайте, честной народ,
Базар-ярмарка идёт!
Здесь найдёте что хотите,
Набегайте! Подходите!
Веселись, честной народ,
Базар-ярмарка идёт.

– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)

– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)

– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?

– Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране детского фольклора. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать.

1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.Посмотрите все внимательно на экран.

– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле?
– Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
– А теперь давайте послушаем Лилию, она прочитает нам наизусть эту небылицу.
– А вот еще одна небылица, что здесь необычного заметили? (наизусть читает. )
– Вам понравились небылицы?
– А для чего нужны небылицы?

Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.

2. Русские народные песни – в детских песнях живут и действуют обыкновенные герои, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки. Песни знают в каждой семье. Мы слышим их от старших.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам песни русские.

Просмотр мультфильма “Два веселых гуся”.

– Вам понравился мультфильм? Ребята, как вы думаете, почему бабушка плакала, когда потерялись гуси?

Вывод: в этой песне мы можем увидеть любовь человека к домашним животным. Поэтичны и красивы наши песни народные. Есть у нас задушевные, нежные. Есть веселые, шуточные.

Разучивание р.н. песни “Во поле береза стояла”.

3. Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам прибаутки. Посмотрите на экран, не знакома ли вам эта прибаутка? Как она называется?

Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”, прибаутки “Петушок золотой гребешок”.

– А эта прибаутка о ком?
– Что мы узнали из неё?
– Вам понравились прибаутки?
– Для чего сочиняли прибаутки?

Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.

4. Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам потешки.

– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
– Вам понравились потешки?
– А какая больше?

Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.

5. Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам скороговорки.

– Произнесите и с лёта несколько раз повторите: ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ.

– Ну что получилось? Не тут то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

Вывод: Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.

– Как разучить скороговорку.

– Помогите разобраться, где коса, где косой, кто из них косит, а кто косит?

6. Сказки – сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам сказки русские.

– Вы любите сказки? Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.

– Ребята послушайте сейчас отрывок из сказки, и скажите, что это за сказка?

Четырём ученикам даётся индивидуальное задание. На четырёх компьютерах размещены иллюстрации к разным русским народным сказкам, отрывки из сказок. Дети должны вспомнить эти сказки.

Прослушивание отрывка из сказки “Курочка ряба” с магнитофонной записи.

– А теперь давайте посмотрим эту сказку в постановке наших учащихся.

– Вам понравилась эта сказка? Чему она нас учит?

Проверка учащихся работавших индивидуально за компьютерами.

Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.

III. Обобщение

– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.

– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.

IV. Домашнее задание

– К следующему уроку подготовить одно произведений из наиболее понравившихся разделов устного народного творчества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *