Напиши в чем по твоему заключается символический смысл названия рассказа сигнал
Анализ книги «Сигнал» (В. М. Гаршин)
В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Смысл названия
Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.
Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:
Семён Иванов | персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа. |
Василий Спиридонов | сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно. |
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Смысл рассказа Гаршина «Сигнал»
«Сигнал» рассказывает о железнодорожном стороже Семене Иванове, который честно отрабатывал службу. Сначала он служил на войне, после окончание службы жизнь его не ладилась. Потерял он отца и маленького сына, остался один с женой. Вести хозяйство не получалось, приходилось путешествовать по разным местам в поисках пристанища. Заехал однажды Семен на станцию и встретил своего офицера, тот и предложил ему должность сторожа в одной из будок.
Стал Семен сторожем работать, с соседями постепенно знакомился. Подружился с немногословным парнем — Василием. Сначала избегал его Василий, но потом стал поверять свои мысли. Так узнал Семен о несправедливости к простым людям со стороны вышестоящих господ. Денег им не доплачивают, даже на огороде сажать, что хочется, без разрешения запрещают.
После очередной проверки рельс перед визитом начальства, Василия ударил проверяющий. Не выдержал этого мужчина и отправился в Москву, жаловаться. Не было его несколько дней, даже жена извелась в ожидании. Но вот однажды, возвращаясь из леса, Семен увидел Василия на рельсах. Оказалось, что он отодвинул рельс перед прибывающим поездом. Старался Семен достучаться до преступника, но тот скрылся в лесу.
Семен понимал, что не успеет добежать до будки, поэтому решил действовать на месте. Сигнальных флагов он не взял, поэтому, взяв в руки палку и платок, он поранил себе руку и пропитал кровью ткань. Стоит Семен, держит в руках импровизированный флаг. Чувствует, как силы покидают его, но продолжает сражаться за невинные жизни в пребывающем пассажирском поезде. Когда в глазах у него начало темнеть, он почувствовал, как кто-то выхватил у него из рук флаг и поднял над головой. Это был Василий. Поезд остановился, Василий признал свою ошибку.
Этот рассказ демонстрирует несправедливость между людьми разного сословия. Те, чье положение выше, управляют теми, кто по рангу находятся ниже их. Простые работники не могут всегда держаться в стороне, видя явную неправоту. Читателю представлены две разные натуры: Семен и Василий. Семен способен плыть по течению, мирясь с обстоятельствами. Может закрыть глаза на бесчестность и превратность. Антагонистом ему выступает Василий. Он видит, что начальник несправедлив к людям, которые на него работают, но самостоятельно достучаться до его совести не получается. Тогда он уезжает в Москву, чтобы восстановить справедливость.
Видно в Москве что-то идет не так, и Василий возвращается злой сильнее прежнего. Он не может показаться на глаза жене и соседям, потерпев неудачу, потому берет правосудие в свои руки. Он решает отомстить всем зажиточным людям, спустив поезд с рельс. Считая, что поездами могут пользоваться только состоятельные люди, Василий берет на себя роль мстителя. Однако он ошибается, ровняя всех под одну гребенку. Он не имел права распоряжаться чужими жизнями. Этот поступок делает его не лучше тех, против кого он выступал. Как видно, Василий понимает, что поступил безрассудно и пытается исправить то, что натворил.
Другой вопрос, прав ли Семен, мирясь со своей судьбой. Он плывет по течению, считая себя неспособным исправить то, что предначертано свыше. Он вполне доволен жизнью, не стремясь к чему-то большему. Человек без амбиций, может показаться, что он вообще не способен на серьезные смелые поступки. Но в конце рассказа он доказывает обратное. Рискнув своей жизнью, Семен пытается спасти пассажиров поезда. Даже когда он понимает, что теряет сознание и сам может пострадать от наезда поезда, Семен продолжает держать флаг над головой.
Анализ книги «Сигнал» (В. М. Гаршин)
Сигнал
Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.
Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.
Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.
Продолжение после рекламы:
Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.
Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.
Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.
Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.
Брифли существует благодаря рекламе:
Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.
Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.
Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.
«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.
Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.
Продолжение после рекламы:
Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».
Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…
Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Автор: Инна Колокольникова
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Смысл названия повести Очарованный странник Лескова
Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора, более, глубокое и лучше отражает суть произведения.
Во-первых, почему странник? Здесь все предельно просто. Главный герой долгое время странствовал, чтобы найти спокойствие, предназначение для себя, какой-то смысл. Также это и обращение к внутреннему миру. Дело в том, что Флягин большой любитель покопаться в глубинах собственной души, ему интересно изучать людей, их поступки, мотивы их действий и причины.
А вот слово «очарованный» выполняет здесь особую роль. Это также относится к характеристике персонажа, ведь он влюблен в природу, в ее красоту, в женскую красоту, в другие творенья, как рук человеческих, так и Бога.
В большинстве случаев он пытается увидеть в жизни что-то доброе и светлое. Для него смысл бытия – жизнь в послушании и действовать так, как велит сердце.
Слово «очарованный» можно трактовать и по-другому. Главный герой неоднократно совершал необъяснимые поступки (такие как убийство монаха). Поэтому, возможно, слово «очарованный» выступает здесь в качестве значения «околдованный».
Также «очарованный» здесь, вероятно, употреблено в значении «чары». Многие события и повороты судьбы в жизни герой объяснял себе Божьим промыслом. Он верил, что какая-то высшая сила направляет человека, меняет его судьбу.
Главный герой совершенно чист и без раздумий идет на какие-то жертвенные поступки: ради лошади он идет на схватку с татарином, а за цыганку без особых раздумий отдает все деньги. Он, совершает сумасшедшие поступки, потому что борется за идею.
Я думаю, что смысл названия состоит именно в этом. Восхищенный, любящий безмерно жизнь герой, вряд ли оставит читателя равнодушным. Такие люди есть и сейчас, возможно, они среди нас. Они жертвенны, для них не составит труда лишиться чего-то ради спасения человека, безвозмездно помочь человеку, решиться на какой-то серьезный и значительный духовный подвиг. Стоит только приглядеться. Конечно, темп жизни сейчас совершенно иной, а люди мыслят совсем другими категориями, но даже в таких обстоятельствах мы встречаем на своем жизненном пути «очарованных странников», которые остаются в нашем сердце навсегда, поражая своей натурой желанием жить и безвозмездно помогать.
Вариант 2
Данную повесть автор изначально назвал иначе «Черноземный Телемак», но, видимо решив, что второе название звучит более оригинально и максимально раскрывает суть рассказа. Оставляет второе название «Очарованный странник».
Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.
Почему же Лесков употребляет в названии слово «очарованный», наверное, потому что оно характеризует самого персонажа. Так как он вел себя как околдованный красотой всего окружающего его природы, людей, испытал особую любовь к Родине. Странник во всем старался видеть только хорошее и положительное, не замечая, что твориться вокруг плохое. Флягин всегда прислушается к своему большому доброму сердцу и совершает действия, как велит оно. Большинство событий произошедших с ним хороших и плохих, он считает, что это послание всевышнего. Так как только Бог в силе изменить человеческую судьбу, и направить его на какие-то решения. Не о чем содеянном он не сожалеет, даже о совершенном преступлении.
Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.
Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.
На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.
Смысл названия
Николай Сергеевич Лесков заложил в русской литературе образ героя-праведника. Он частично основан на сборном образе русского богатыря, описанного в российских былинах, ему приходится бороться со сложными и противоречивыми стечениями судьбы. В центре событий Иван Флягин, наделенный удалым и безудержным характером. Он каждой клеточкой своего тела влюблен в происходящее в окружающей жизни, старается поймать каждый момент и сделать его запоминающимся и ярким. Да и характер главного героя, частично отражение происходящего в окружающем мире.
Поэтому мужчина часто находится в ситуациях, которые могут привести к смерти, он никогда не переходит положенную грань, а когда она приходит на самом деле, то спасается в божьем монастыре, где живет как божий послушник.
Жизнь героя можно назвать чередой приключений и странствий, он постоянный скиталец, который старается отыскать покой и успокоение. Он вынужден ездить по свету, но при этом и его внутренний мир не может найти успокоения и гармонии, он находится в постоянном волнении и поиске важных вещей, поэтому он никогда не сидит на месте и не может успокоиться даже в мелочах.
Но порой скитания объясняются и стечение внешних обстоятельств, которые вызваны достаточно объективными причинами. Он вынужден отправиться в долгое путешествие, которое он разделит с цыганом, потому что не хочет возвращаться домой и заниматься монотонной работой, которая поручена ему в наказание.
Основное противоречие заключается в том, что несмотря на неопределенность собственной жизни, он внимательно следит за происходящим вокруг завороженным взглядом. Именно в этом заключается прелесть русской души, которую пытается охарактеризовать Лесков. Он всегда надеется на русское авось, которое он надеется пронесет его каждый раз, когда он попадает в очередные приключения.
Именно поэтому Лесков выбирает такое название «Очарованный странник». Он вынужден скитаться по целому свету, чтобы отыскать хоть-какие ответы, но единственный ответ для него – это бесконечной длинны путешествие, в котором он постоянно удивляется окружающим его событиям. Очарованный внешними обстоятельствами, он не может выйти за рамки собственного сознания, которое призывает его удивляться окружающим его достаточно интересным вещам.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия повести Очарованный странник
Популярные сегодня темы
Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.
В своем произведении Лев Николаевич постарался показать весьма продуманную и интересную историю, в которой было бы можно разобраться в человеческой сути. Благодаря не оканчивающейся зацикленной композиции, автору удалось отобразит
А. П. Чехов имел навык писать красочные и небольшие рассказы. Он искусно пускал в ход художественные детали в своих произведениях, чтобы представить читателям все полноту картины так, как видел её сам автор.
Произведение представляет собой одну из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь».