Напишите небольшой путевой очерк представьте что вы путешествуете по казахстану
Путевые заметки как их писать. Сочинение в жанре путевых заметок (9 класс)
Лето — время отпусков. Нет, не так. Лето — время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.
Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать — это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход — написать путевые заметки.
Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь — вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.
Первый план: техническая сторона.[ more]
1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол. 2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс. 3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана. 4. Не забудем фотоаппарат!
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок.
Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта. 1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие? 2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал. 3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла. 4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 3.63 [49 Голоса (ов)]
1 июля бабушка предложила мне поехать с ней на отдых в Коктебель. Это очень красивый город с теплым морем и высокими горами. И я, конечно же, с радостью согласился.
Мы долго и тщательно собирались. Бабуля проверяла все сумки по нескольку раз, чтобы ничего не забыть. Мы собирались ехать на поезде, так что много чемоданов и сумок брать было нельзя. Я-то собрал вещей немного, а вот бабушку пришлось уговаривать оставить половину ее добра дома.
7 июля мы двинулись в путь. Поезд отправлялся рано утром, так что вышли из дома мы еще затемно. Алые рассветные лучи я наблюдал уже из окна под стук колес — очень необычное чувство. Бабушка успела задремать, а я слушал музыку (хорошо, что предварительно об этом позаботился).
В десять утра мы решили позавтракать. Бабушка стала выкладывать на столик всякую снедь: яйца, овощи, бутерброды и термос с кофе. В таких условиях я еще не кушал, это было очень интересно. Мне кажется, любая еда под мерное покачивание и звуки едущего поезда становится вкуснее.
После завтрака бабушка предложила сыграть в «загадки». Довольно занимательная получилась игра. Правда, заняла она не больше получаса. Дальше мы стали просто беседовать на отвлеченные темы. Было очень интересно наблюдать в окно, как город сменяется степью, затем лесополосой, потом опять город.
В Симферополь мы приехали часам к девяти вечера. Честно говоря, к этому времени дорога меня уже сильно утомила. Очень хотелось поскорее оказаться в пункте назначения, чтобы утром, набравшись сил, отправиться знакомиться с городом, загорать на пляже и купаться в море. Но впереди еще предстояла поездка на автобусе до самого Коктебеля.
И только лишь глубокой ночью мы приблизились к конечной цели нашего путешествия. В окно автобуса я практически не смотрел, потому что в темноте все равно ничего не видно. Лишь изредка фары выхватывали кипарисы и другие неизвестные мне деревья. Ближе к полночи наконец-то показалась табличка «Коктебель».
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
Путевые записки // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ, дневники, воспоминания, очерки, содержащие описание географического, этнографического, социального облика увиденных автором местностей и народов, а также самого путешествия. Авторы таких сочинений стремятся передать новые знания о неизвестных или малоизвестных регионах, окрашенные их личным восприятием.
Нередко дорожные впечатления, наблюдения, обстоятельства путешествия сопровождаются экскурсами в историю края, в путевые заметки включаются документы, сведения научного характера — исторические, статистические, этнографические, географические, геологические, биологические и другие. Многие путевые заметки являются ценным, а в ряде случаев важнейшим источником.
Путевые заметки о Сибири XVII—XVIII вв. принадлежат почти исключительно перу иностранцев. Путевые дневники ученых, дипломатов, военнопленных Н. Спафария, И. Идеса, А. Бранда (Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692—1695). М., 1967), Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина и других, как и С.П. Крашенинникова, помимо личных впечатлений, содержат сведения о состоянии дорог, облике городов, селений, острогов, о полезных ископаемых, климате, флоре и фауне Сибири, о ее населении — его жилищах, обычаях, нравах, религиозных представлениях и т. п.
Социально-профессиональное положение авторов заметно сказывается на содержании и характере путевых заметок. Так, купцы (Записки минусинского купца Н.Ф. Веселкова на пути от Дзиндзилика в Иркутск // Изв. ИРГО. 1873. Т. 9, № 5; Васенев А.Д. Дневники // Сибирский купец А.Д. Васенев. Барнаул, 1994. Ч. 1: Дневники; и другие) писали об условиях передвижения и перевозки грузов, перспективах торговли; врачи (Белявский Ф.И. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833; Васильев. Поездка на остров Сахалин // Архив судебной медицины и общественной гигиены. 1870. № 2; и др.) — о распространенных среди местного населения болезнях, состоянии гигиены, привычках в сфере питания. Путевые заметки моряков, особенно описывавших прибрежные районы (Головнин В.М. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку… в 1807—1811 годах. М., 1961; Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф.П. Врангеля. М., 1948; и др.), близки к официальному документу — судовому журналу. В путевых заметках священников, и особенно миссионеров, наряду с личными впечатлениями от местности и населения имеются сведения о количестве прихожан, состоянии церквей, содержании миссионерских бесед, количестве новокрещеных (Аргентов А.И. Путевые записки священника-миссионера в приполярной местности // Зап. СОИРГО. 1857. № 4; и др.). В этом ряду находятся путевые заметки Дионисия (Д.В. Хитрова), Никодима (Н.И. Казанцева), Нила (Н.Ф. Исаковича). Личные впечатления в сочетании с результатами научных исследований, научной терминологией содержат записки ученых, путешествовавших по Сибири с исследовательской целью (Дитмар К.В. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851—1855 гг. СПб., 1901; Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела ИРГО в 1855 г. Р. Мааком. СПб., 1859; Майдель Г.Л. «Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868—1870-х годах // Зап. АН. 1894. Т. 7, прил. № 3; П. з. М.И. Венюкова, Г.И. Спасского и др.). В ряде путевых заметок можно найти беллетристические или публицистические элементы. Художественно-документальные произведения И.А. Гончарова и В.Г. Короленко, путевые очерки Д.И. Стахеева, К.Г. Губарева (Обдорск // Современник. 1863. Т. 99, № 11; От Тобольска до Берёзова // Там же. Т. 94, № 1/2), С.В. Максимова, Н.Д. Телешова и другие не только содержат непосредственные впечатления от увиденного, в них значительны элементы беллетризации, попытки обобщения преобладают в них над конкретными реалиями. Путевые заметки нередко служили путеводителями (Паршин В.П. Описание пути от Иркутска до Москвы. М., 1851; Павлов А. Очерки и заметки из скитаний по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби. 3 000 верст по рекам Западной Сибири. Тюмень, 1878; и др.).
Путевые заметки отражали и индивидуальные интересы авторов, и запросы читательской аудитории. Они весьма различны по содержанию: очерки Н.С. Щукина-старшего изобилуют сведениями этнографического характера о бурятах, якутах, жителях русских селений Прибайкалья и бассейна Лены; в путевые дневники М.С. Корсакова включены и впечатления от природы и общества, и характеристики местных чиновников, офицеров, купцов, священников, крестьян, и заметки этнографического характера, и сравнительно точные описания новых маршрутов, и беглые замечания о своей служебной деятельности; Путевые заметки чиновника И.Д. Булычева наполнены преимущественно сведениями по истории, экономике, управлению (Путешествие по Восточной Сибири г. Булычева. СПб., 1858. Ч. 1: Якутская область, Охотский край), в «Путевых заметках и впечатлениях по Западной Сибири» И. Белова (М., 1852) подробно рассказывается о быте, развлечениях, повседневной жизни общества чиновников и офицеров Омска; и т. д.
Лит.: Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. XIII—XVII вв. Иркутск, 1941; Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968; Матханова Н.П. Путевые записки XIX в. о Сибири: корпус, авторы, эволюция // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII — начала XXI в. Новосибирск, 2006; Родигина Н.Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX — начала XX века. Новосибирск, 2006.
Путевой очерк
Как-то летом мы с мамой поехали отдыхать за границу. Это была обычная семейная поездка на две недели. Я, если честно, всегда равнодушно относился к подобным мероприятиям, но из-за уважения и любви к своей родной маме, мы поехали в Швейцарию. Слишком долгим и тяжелым оказался перелет, я уже много раз пожалел о том, что не остался в своем родном городе, в своей любимой и уютной комнате. Но стоило мне только взглянуть на счастливое и беззаботное лицо моей матери, что вся тягучая неприязнь и раздражимость заменяли месту теплу и любви.
И вот мы на месте. Много народу, все куда-то спешат, суматоха, люди пропихиваются со своими чемоданами в узкие проемы, сбивая людей вокруг. Я молча шел с чемоданом в руках, направляясь к нашему автобусу и стараясь не замечать всей суеты вокруг. Наконец-то заветное место в самом дальнем углу автобуса у окна. Наконец-то появилась возможность посидеть в тишине и подумать о своем, что я так люблю делать по своему обыкновению.
Мы тронулись. Я долгое время просматривал новостную ленту в своем телефоне, совершенно не обращая внимания на то,что творится за окном. Мне было это неинтересно. Но вдруг я почувствовал легкий толчок в бок. Я поднял голову, сам того не ожидая, открыл рот и непроизвольно сказал:»Ого.» Моему взору предстало огромное зеленое поле, которое плавно переходило в голубую полоску-небо. По бокам располагались горы и холмы, на которых стояли маленькие домики. Такие одинокие и ветхие. Где-то вдалеке можно было заметить блестящую ниточку, которая на солнце отдавала болезненным серебром- ручеек.
Сердце протяжно заныло, мне так захотелось выбежать из автобуса, побежать к этому ручейку, зачерпнуть рукой воду, прислушаться к пению птиц. Я убрал телефон в сумку, устроился на сидение поудобнее и все оставшееся время наблюдал за удивительным и волшебным пейзажем за окном, прислушиваясь к мирному сопению моей мамы. Я счастлив. Да, действительно. В тот момент я был счастлив!
Жанр путевой очерк в журналистике: характерные черты, особенности написания и примеры
17.07.2021 No Comments Posted in
Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.
Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.
В статье вы узнаете:
Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.
Что такое очерк
Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Виды очерков
Выделяют 4 основных вида очерков:
Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.
Что такое путевой очерк
Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.
Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.
Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.
Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.
Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.
Путевой очерк: жанровые особенности и признаки
Жанровые особенности, присущие путевому очерку:
Наиболее «яркими» стилевыми особенностями путевого очерка являются:
Написание путевого очерка: особенности
Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.
Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.
«Степень» художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой — максимально творческим.
Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.
Чем привлекателен жанр «путевой очерк» для публициста
В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.
Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.
Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.
Предметы отображения в путевом очерке
Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.
При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.
Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.
Примеры путевых очерков
В качестве примеров путевого очерка можно привести очерки Салтыкова-Щедрина «За рубежом», А. П. Чехова «Из Сибири», В. Л. Кигна-Дедлова «По дальнему востоку», «В переселенческой конторе», «Переселенцы и новые места», путевой очерк М. Белкиной » Крыша мира», или Подножие гор», путевой очерк Виктора Некрасова» По обе стороны океана».
Отрывок из путевого очерка В. Некрасова «По обе стороны океана»:
И вот ты в этой стране. В стране Джерми-машиниста, в его городе.
В один день мы пролетели чуть ли не всю Европу. Полчаса в Варшаве, три часа в Париже. Потом через выглядывающую из туч вершину Монблана — в Рим. Сверкающий огнями и стеклами новый аэропорт Фиумичино (не знаю, что лучше — новый Орли в Париже или Фиумичино). Автобусом мимо Колизея к Стационе Термини — римскому вокзалу. Десять часов вечера. Впереди еще четыре часа поездом до Флоренции — конечного пункта нашего путешествия.
Забрались в вагоны, забили сетки своими чемоданами. Тронулись. Я открыл окно и высунулся… Высунулся и оказался в фильме «Машинист»! Черт возьми, тот же вокзал, тот же поезд, так же все быстрее и быстрее стучат колеса электропоезда по стыкам и стрелкам, те же проносятся будки, мачты, дома… Кто ведет поезд? Когда мы приехали во Флоренцию — она встретила нас дождем, сыростью, холодом, — я не удержался и заглянул в переднее окно электровоза. Можете смеяться надо мной, но там сидел Пьетро Джерми. Честное слово!
И еще. Мы бродили по ночной Флоренции. Я и двое моих друзей. Было очень поздно. На улицах пусто. Шли без всякой цели, куда глаза глядят. По улочкам, переулочкам, вдоль набережной Арно. Вышли к Понто-Веккио. Это стариннейший мост, ему четыреста лет. Живописнее его нет в мире мостов. Он мост и в то же время улица. На нем лавки и магазины, в основном, ювелирные.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Что такое очерк. Как написать очерк. Примеры
Очерк по сути похож на рассказ. В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. Предлагаем несколько вариантов, как можно написать портретный очерк с примерами.
Портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.
Портретный очерк отца
Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.
Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.
Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.
Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.
Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.
Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…
Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.
Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.
Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…
Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.
Как правильно сочинить текст
Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.
Как правильно сочинить текст
Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.
Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.
Второй важный момент – определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее – размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное – полностью раскрыть тему.
Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.
Портретный очерк друга
Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.
М*** — парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни.
Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера — рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.
Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми — нет. Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.
Позже выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я. День за днем, неделя за неделей — мы сдружились, и дружим по сей день с этим добрым человеком.
Портретный очерк подруги
Я решил написать очерк о своей подруге Насте. Мы живем с ней в соседних домах и дружим с самого детства. Настя хороший, добрый человек, с ней всегда интересно. У нее длинные черные волосы, которые она всегда заплетает в косу. Однажды Настя решила их обрезать, но я ее отговорил, мне кажется, длинные волосы ее украшают.
У моей подруги большие зеленые глаза, обрамленные пушистыми ресницами и черными бровями. Когда она думает о чем-то, между бровей появляется складка, что придает ее лицу серьезности. На щеках у Насти часто появляется румянец, стоит ей побегать или разволноваться.
Лицо у нее овальной формы, а кожа слегка смуглая, летом приобретает золотисто-коричневатый оттенок. Губы у Насти тонкие, когда она улыбается, видно ровные белые зубы. Над верхней губой у нее есть небольшая родинка. В ушах моя подруга носит серебряные сережки с зеленым камнем, которые ей когда-то подарила бабушка.
Настя среднего роста, ниже меня на полголовы. Фигура девочки далека от модельной, она довольно полная, но ее это не портит. На мой взгляд, это придает ей определенного очарования. Она все время занимается каким-то спортом, но это не очень-то помогает ей обрести желаемую форму. Настя всегда была такой, мы все к ней привыкли и не представляем подругу худой.
Юбки и платья она почти никогда не надевает, комплексуя из-за своего веса. В основном Настя носит джинсы, футболки и рубашки. В ее гардеробе есть, по-моему, только одно платье, которое она надевала на первый звонок. Настя почти не красится, хотя все девчонки в нашем классе уже это делают. Она говорит, что не понимает, зачем ей это нужно, и я с ней в этом согласен.
Моя подруга хорошо поет и выступает на всех школьных праздниках. Мне нравится слушать ее пение. В целом я считаю ее вполне симпатичной девочкой. Я рад, что мы дружим и надеюсь, что так будет и дальше.
В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:
• Портретными.
• Проблемными.
• Путевыми.
• Социологическими.
• Публицистическими.
• Художественными.
• Портретный. В тексте описывают жизнь какого-нибудь человека. Очеркист должен описать не только внешность, но и внутренний мир, характер, темперамент, Показать, как окружающая среда повлияла на совершенные героем поступки. Этот вид очерка является самым литературным.
• Путевой. Это самый первый вид рассматриваемого литературного жанра. Он может включать в себя, например, портретный или любой другой вид очерка. В таком произведении автор просто фиксирует какое-то занимательное событие, что произошло с ним во время поездки. Здесь можно описать местность, рассказать о встречах с людьми или поделиться воспоминаниями о какой-нибудь ситуации, которую пришлось наблюдать.
• Проблемный. Он интересен присутствием в тексте острого конфликта, который можно решить, проанализировав разную информацию. Автор может упоминать как статистические данные, так и художественные средства, аргументы из литературы и т. д. Главное – предложить свое видение для решения этой проблемы, а также вовлечь в диалог читателей.
• Социалогический. В таком тексте анализируется крупная общественная проблема. Например, повышение количества ранних беременностей среди школьниц. В этом произведении должно быть максимум объективности, реальные факты и цифры. Но язык повествования должен быть живым, интересным и понятным.
• Публицистический. Он чем-то напоминает социологический, вот только здесь видна авторская позиция. Очеркист не просто выносит проблему на всеобщее обозрение, но и высказывает свое личное мнение.
• Художественный. В этом произведении факты хоть и остаются важными, но большей значимостью обладает сила воздействия написанного на читателя. Если у сочинителя получилось затронуть эмоции, значит, он может смело назвать себя очеркистом.
•
Портретный очерк одноклассницы
В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.
Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.
В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.
Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойти по пути, который она уже сейчас для себя определила.
Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.
Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.
С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.
Портретный очерк классного руководителя