Направление движения встречное что значит
Есть ли встречная полоса движения на перекрестке?
В этой теме остановимся на вопросе, который интересен многим водителям. И так, сегодня попробуем разобраться, есть ли встречная полоса на перекрестке и есть ли вообще полосы движения на перекрестке. Действительно по данной теме есть вопросы: На перекрестке встречная полоса? Есть ли встречная на перекрестке? Может ли быть на перекрестке встречная полоса? Встречная полоса в границах перекрестка? Как обычно, начнем с Правил дорожного движения и вспомним определение перекрестка.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Следовательно, если мы въехали на перекресток с одного направления, то должны выехать в другом, это относится например и к транспортным средствам движущимся нам навстречу. И здесь, те кто уверен в том, что на перекрестке полос нет, приводят пункт 8.6 Правил, в котором говорится о выезде с пересечения проезжих частей, но только при повороте.
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Нужно обратить внимание, что в пункте 8.6 речь идет именно о повороте и понятно, что при выполнении маневра, на большинстве перекрестков невозможно просто не меняя траектории движения выехать в нужном направлении. И здесь выбор оставили водителю, так как предусмотреть траектории проезда всех возможных перекрестков (из-за их конфигурации) не получиться. Основное требование Правил, не оказаться на встречной полосе при выезде с перекрестка, но в границах перекрестка, так же не должны создавать помех другим участникам дорожного движения имеющим преимущество.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Для данного случая, в Правилах есть еще несколько обязательных пунктов и определений.
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На снимке, водитель автомобиля перед поворотом налево, занял крайнее положение на своей проезжей части в соответствии с пунктом 8.5 и определением «Уступить дорогу (не создавать помех)».
И теперь мы подошли к определениям, которые подтверждают, что на перекрестках могут быть полосы движения. Из определения перекрестка мы помним, что это место пересечения, примыкания или разветвления дорог, а дорога включает в себя проезжие части.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Из следующего определения следует, что любая из продольных полос проезжей части (достаточной для движения в один ряд) и есть полоса движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Следовательно, раз есть дорога, есть и полосы движения. Следующие пункты Правил указывают, что на перекрестке есть встречная полоса (сторона проезжей части). Из Правил мы знаем, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках и при движении по дороге, когда она не является главной.
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
Если мы двигаемся по главной дороги и нет запретов для обгона введенных знаками и (или) разметкой, то выполнить обгон на перекрестке Правилами не запрещено. А обгон ни что иное, как выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Следующий пункт Правил, ясно дает понять, как необходимо определять количество полос для движения и сторону предназначенную для встречного движения.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
В пункте 9.1 упоминаются знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», которые определяют в соответствии с Правилами направления и количество полос на перекрестке.
5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
В ГОСТ Р 52289-2004.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.6.16 Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.
Соответственно, действие знаков установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток и в границах перекрестка мы должны двигаться в соответствии указаниям знаков.
На снимке перекресток, обозначенный знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам», который указывает как и в каких направлениях нам разрешено двигаться на перекрестке.
Хочу обратить внимание, на перекрестке (на снимке выше), движение прямо разрешено по двум полосам, но на выезде с пересечения проезжих частей, транспортному средству двигающемуся по левой полосе прямо, возможно придется менять направление движения из-за сужения, обозначенного разметкой после перекрестка. И в соответствии с пунктом 8.4 Правил, необходимо будет уступить дорогу транспортным средствам (на примере выше, тем, кто будет двигаться по правой полосе) двигающимся попутно без изменения направления движения.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В ГОСТ Р 52290-2004, также прописано, что на дорожных знаках 5.15.1, 5.15.2 изображения и расположение стрелок должны соответствовать реальной планировке пересечения, к сожалению данное условие не всегда выполняется.
На изображении ниже, изображение стрелки (предписывающая движение прямо) на знаках 5.15.1 и 5.15.2 не соответствует реальной схеме организации движения на перекрестке (для примера, на снимке выше, изображение стрелки для движения прямо выполнено верно).
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
3.7 На знаках 4.1.2-4.1.6 допускается изображение стрелок с конфигурацией, соответствующей требуемым направлениям движения на конкретном пересечении.
На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения. Для знака 6.9.1 компоновочные решения для пересечений приведены в приложении Е.
На снимке дорожный знак 5.15.1, стрелки которого указывают, как необходимо двигаться по полосам в пределах перекрестка.
Кроме знаков, на дороге может присутствовать горизонтальная разметка 1.7 и 1.18, которой обозначаются полосы для движения в пределах перекрестка и разрешенные направления движения на перекрестке по полосам (на снимках ниже).
1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
На изображении, организация направления движения по полосам на перекрестке при помощи разметки 1.7.
1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
На следующем изображении, направления движения по полосам на перекрестке, обозначено не только знаками 5.15.1, но и разметкой 1.18.
В пункте 6.2.9, ГОСТ Р 52289-2004 прописано, когда применяется разметка 1.7 и 1.18.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
6.2.9 Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения (рисунки В.9, В.10).
6.2.21 Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам (рисунки В.9, В.10, В.15).
На рисунке (В.9) из ГОСТ Р 52289-2004, применение разметки 1.7 и 1.18 на перекрестке.
В завершении нашей темы еще один пункт Правил, который поможет более безопасно управлять автомобилем.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Если у Вас остались вопросы или другое мнение, пишите. Всем безопасной дороги!
Выезд на встречную полосу
В статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя.» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в Правилах дорожного движения нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».
Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.
Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.
Движение через встречную полосу при манёвре
Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».
Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Движение одновременно по встречной и попутной полосе
В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.
Движение по линии разметки
В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.
Пересечение разметки задним колесом при маневре
Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.
Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей
Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей
Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Кроме того, что в ПДД отсутствует определение пересечения проезжих частей, в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.
Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.
Выезд на встречную полосу есть:
Выезда на встречную полосу нет:
Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.
И напоследок простой практический совет — всегда сплошную разметку представляйте в виде прозрачной сплошной стены, и тогда не будет желания проехать сквозь нее и избавит от лишних разговоров с инспекторами ДПС. Экономия времени при движении по встречной полосе минимальна, а риск остаться без водительских прав очень велик.
Дорог вам без препятствий!
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения
Выезд на встречку — этой разговорной фразой нередко называют одно из самых сложных и серьезно наказуемых правонарушений. Неопытные водители относятся к вопросу с фатальной прямолинейностью, считая, что «выехал – виновен».
Однако далеко не в каждом случае, когда ваш автомобиль оказывается на полосе встречного движения, это является нарушением ПДД. При этом есть и другие ситуации, когда сходное происшествие происходит при неочевидных обстоятельствах, и может квалифицироваться иначе.
В данной статье постараемся распутать этот массивный клубок противоречий, сделав акцент на самые распространенные примеры.
Что такое «встречка» в ПДД?
Прямой формулировки понятия встречной полосы в ПДД РФ нет. Но она относится к достаточно очевидным понятиям, легко выводимым из других правил и логики организации дорожного движения.
Полосой встречного движения (встречной полосой, «встречкой») – называется часть проезжей части – полоса движения, предназначенная для перемещения транспортных средств в направлении противоположном тому, в котором в настоящее время передним ходом перемещается рассматриваемое транспортное средство.
При этом понятия «проезжая часть», «разделительная полоса», «полоса движения» точно определены в п.1.2 ПДД России.
Наказание за езду по встречной полосе
С административной ответственностью все достаточно однозначно. Существует ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, устанавливающая следующие наказания за выезд на полосу встречного движения (или трамвайные пути так же встречного направления):
На практике значительно чаще применяется именно лишение права на управление ТС, а при повторном нарушении (ч.5 ст.12.15 КоАП РФ) срок такого лишения увеличивается до 1 года.
Штраф за выезд на встречную полосу с камеры
В случае повторного нарушения законодатель предусмотрел ответ непосредственно в ч.5 ст.12.15 КоАП, где указано, что при фиксации правонарушения камерой может быть применен только штраф в размере 5000 рублей (лишение прав не используется).
В случае первого нарушения такого пояснения нет, однако есть другие нормы законодательства, дающие ответ на этот вопрос. В частности, ч.3 ст.28.6 КоАП устанавливает, что при фиксации камерами нарушения ПДД протокол не составляется, а ч.3.1 ст.4.1 указывает, что в случаях, обозначенных ч.3 ст.28.6 может быть применен только штраф.
Соответственно, при оформлении правонарушения сотрудником ГИБДД, наиболее вероятным наказанием будет лишение прав. Если нарушение зафиксировано камерами, возможен только штраф размере в 5000 рублей.
Случаи выезда на полосы встречного движения
Перейдем к практической стороне вопроса. Если с наказаниями все очевидно, то с классификацией случаев нарушения ситуация менее однозначная. Внешне схожие происшествия могут как являться выездом на встречку, так и определяться по другим статьям (правилам), а значит приводить к другому типу санкций. Более того, существует и немало мифов, расплодившихся вокруг вопроса. С них и начнем.
«Миф и легенды» выезда на встречку
Разберем несколько расхожих ситуаций, которые по разным причинам в различных источниках неверно определяют, как нарушение по ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ, либо, наоборот, ошибочно приписывают к другим типам правонарушений.
Тихоходный транспорт можно обгонять в любом случае
Сведения о том, что любое ТС, двигающееся со скоростью 30 и менее км/ч, можно обгонять в каждом случае – не соответствует действительности. Это даже не миф, это просто устаревшие данные. Действительно до 2017 года, когда были приняты очередные поправки, вопрос толковался более широко, но по действующим сейчас правилам, ситуация иная:
Соответственно, обогнать тихоходный транспорт можно и в зоне действия знака 3.20 , но исключительно если такое ТС изначально не может (не могло) двигаться более 30 км/ч, а также нет других запретов выезда на встречку, в т.ч. сплошной разметки.
Пересечь двойную сплошную — более серьезное нарушение, чем одинарную
Это неверная информация. Пересечение сплошной запрещено в любом случае, и если она отделяет полосу встречного движения, проезд по ней будет квалифицирован, как выезд на встречку вне зависимости от количества сплошных линий.
Другое дело, что существует специальная разметка, в которой одна из полос сплошная, а другая прерывистая. Для выезда пересекать ее можно только со стороны прерывистой, а для возвращения в свою полосу можно и через сплошную, но в пределах действия прерывистой.
Частичный выезд на встречную полосу
Существует и такое мнение, что выездом будет считаться пересечение разделительной всеми колесами ТС. Это миф. Не существует норм, определяющих процентное отношение автомобиля, пересекающего полосу.
На практике любая часть ТС, оказавшаяся на встречной полосе, может стать причиной для фиксации нарушения, даже если речь идет о половине колеса.
Нарушения, которые не являются выездом на встречку
Ситуации, когда состава правонарушения нет вовсе, рассмотрим отдельно. Здесь же разберем случаи, когда нарушение все же есть, но они относятся к другим типам.
Выезд на встречку при объезде препятствия
Речь о случаях, когда выезд на полосу встречного движения запрещен ПДД, т.е. имеется соответствующая разметка или другие запреты. При всей спорности ситуации, выездом на встречку она точно являться не будет. Одновременно и трактовка понятия «препятствие» не позволяет, в частности, включать сюда случаи, когда водитель решился на объезд пробки.
Нарушение квалифицируется по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, по которой положен штраф от 1000 до 1500 рублей.
Поворот налево с пересечением сплошной
Часто речь идет о Т-образном перекрестке, на котором левый поворот запрещен. Несмотря на то, что на какое-то время ТС оказывается на полосе, движение по которой до поворота являлось встречным, нарушение не является выездом на встречную полосу.
Наказание будет применено по ч.2 ст.12.16 КоАП РФ – штраф 1000-1500 рублей.
Разворот через сплошную
Ситуация полностью аналогична предыдущей. Является нарушением ч.2 ст.12.16 КоАП РФ со штрафом в 1000-1500 рублей. По другим статьям за этот факт нарушитель не привлекается.
Случаи однозначных нарушений
Самым очевидным является нарушение, при котором ТС выезжает на полосу встречного движения через сплошную линию (сплошные линии) или двигается по трамвайным путям встречного направления.
Здесь вопросов, как правило, не возникает. Однако есть случаи, когда водители пытаются оспаривать нарушение из-за их видимой неоднозначности, но с точки зрения законодательства случаи являются выездом на встречку. Их и рассмотрим в данном разделе.
Дорога с четырьмя полосами
Выезд на встречную полосу на дороге, имеющей двустороннее движение и не менее 4 полос (считаются полосы в обоих направлениях), запрещается. Запрет распространяется на все случаи и не зависит от наличия или отсутствия знаков, разметки и их типов.
Имеются в виду дороги, имеющие по одной полосе в каждом направлении, плюс дополнительная полоса посредине, которую поочередно используют оба направления для маневров. Выезд в эту среднюю полосу разрешается, если нет прямого запрета разметкой / знаками. Нарушением будет считаться выезд в крайне левую полосу, полностью предназначенную для движения встречного потока.
Обгон начатый по правилам, не завершен до сплошной
Очень частый случай на дорогах. Разметка позволяет начать обгон, однако его не удалось завершить (вернуться в свою полосу) до окончания прерывистой полосы (или начала действия запрещающего обгон знака).
В результате возвращение в полосу происходит через сплошную (в зоне действия знака), что однозначно трактуется как выезд на встречку.
Обгон на регулируемом перекрестке
Этот случай так же будет однозначно признан ездой по встречной полосе, однако надо акцентировать внимание на слове «регулируемый». При отсутствии светофоров, сотрудника ГАИ (ГИБДД), соответствующих знаков и/или разметки, возможен вариант законного обгона. О нем мы поговорим ниже.
К запретам на обгон так же относятся пешеходные переходы, мосты, эстакады, тоннели и т.п.
Крутой подъем и поворот
Знаками «Опасный поворот» или «Крутой подъем» обозначаются соответствующие зоны на проезжей части. Пункт 11.4 ПДД РФ относит эти зоны к тем, на которых обгон запрещен. Соответственно, обгон при действии указанных знаков будет квалифицирован, как выезд на полосу встречного движения.
Перед ж/д переездом
В соответствии с тем же правилом, что ограничивает обгон на закрытом повороте и подъеме, запрещается обгонять на железнодорожном переезде и / или в стометровой зоне до него. Соответственно, такой маневр будет считаться выездом на встречку.
Запрещено обгонять ТС, которое само совершает обгон или находится в той же полосе, но с включенным сигналом левого поворота. Соответственно, при обгоне такого рода будет признано нарушение — выезд на встречную полосу.
Срезать угол при повороте
Поворот налево на перекрестке должен осуществляться в соответствии с разметкой. Попытка срезать угол при повороте, т.е. свернуть раньше времени, заезжая на другие полосы, будет считаться выездом на встречку.
Преждевременный выезд в «карман»
При наличии специальных «карманов» — участков шоссе, выделенных для левого поворота или разворота, должна точно соблюдаться разметка. Преждевременный выезд будет квалифицирован как встречка и при повороте, и при развороте.