Направление мысли утверждающее что все культуры равные
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм
В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции. Первая из них заключается в подчеркивании различий между культурами. Ее крайним полюсом является максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов. С примерами культурного релятивизма – концепцией конфигурации культур Р. Бенедикт, гипотезой лингвистической относительности Сепира-Уорфа – мы уже знакомы. Еще один яркий пример подобного подхода – концепция французского философа и социолога Л. Леви-Брюля, противопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению европейцев, – будет рассмотрен в этой главе.
Релятивизм не означает явного или скрытого расизма, в котором его сторонников нередко обвиняют. Напротив, релятивисты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу и являются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные. Утверждая равенство культур, они мало интересуются установлением сходства между ними. А различия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения. Для релятивиста английский сплин и русская хандра не подобны друг другу, как для А. С. Пушкина, их различия носят качественный характер.
Если в изучается интеллект, то межкультурные различия находят в его форме или стиле, а не в интеллектуальной компетентности индивидов. При этом исходят из того, что в каждой культуре мы встречаемся со своим пониманием интеллекта, отражающим ее ценности: вспомним уже приводившийся пример – китайцы включают в интеллект социальную ответственность и даже подражание, что абсолютно чуждо европейской культуре.
Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Описание и оценку с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение людей, отмечая, что даже людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где они практиковались. Именно поэтому проводятся etic исследования, избегающие сравнений[21] и использующие методы, специально созданные для данной культуры и на ее языке. Релятивисты предполагают, что любые психологические феномены можно объяснить исходя в основном из культурных переменных с незначительным добавлением других, в частности биологических, факторов.
Вторая тенденция заключается в абсолютизации сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Сторонников абсолютизма мало волнует проблема этноцентризма и, как следствие, игнорируется возможность того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции. В многочисленных сравнительно-культурных исследованиях используются неадаптированные стандартные методики, сконструированные в США или Западной Европе, в других регионах в лучшем случае проводится проверка их лингвистической эквивалентности[22]. Психологические феномены, например тот же интеллект, рассматриваются как одинаковые во всех культурах. Если различия обнаруживаются, а как правило, так и происходит, их интерпретируют как количественные, иными словами, осуществляют оценочные сравнения. В результате легко делается вывод, что люди в одной культуре более интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные. Формально этот подход можно назвать etic, но в сущности это – псевдо-efic или евро-американский etic подход. С примером абсолютистской концепции – использованием тестов интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях – мы уже знакомились и должны отдавать себе отчет в том, что именно этот подход служит питательной средой для попыток доказать превосходство одних народов над другими из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних.
Но есть и более сложный случай проявления абсолютистских тенденций, полярно противоположный только что описанному.
Сторонники третьей тенденции отстаивают универсализм – единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. Исследователи этого направления полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Иными словами, культура «играет разные вариации на общую тему» (Berry et al., 1992, p.258), а сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях универсалистов проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре. Главный вопрос, который ставят перед собой исследователи: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека. Ответив на него, можно, по их мнению, приблизиться и к пониманию того, какие психологические понятия действительно являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре. Исследования обычно проводятся в русле etic подхода. Но многие ученые, в том числе, как уже упоминалось, Г. Триандис, в последние годы поставили под сомнение его достижимость и предложили комбинированный etic – emic – etic подход ( см. с. 41 наст. изд.). Об исследованиях Триандиса у нас пойдет разговор в дальнейшем, а в этой главе универсалистский подход будет рассмотрен на примере взглядов создателя школы этнологического структурализма К. Леви-Строса.
В разные периоды развития этнопсихологии доминировали разные направления, но в целом наблюдается движение к универсализму. Именно в этом направлении изменились к концу научной карьеры взгляды Леви-Брюля – создателя одной из самых серьезных релятивистских концепций.
Читайте также
Глава одиннадцатая Женщина, семья и общество: релятивизм путей лидера в экзистенциальной практике
Глава одиннадцатая Женщина, семья и общество: релятивизм путей лидера в экзистенциальной практике 1. Мужчина в ситуации значимой встречи с женщиной: «игра» взаимных интересов Женщина составляет часть формальной картины непрерывного прогресса лидера, описанного
Во имя Европы – новый «просвещенный абсолютизм»
Во имя Европы – новый «просвещенный абсолютизм» Жан Монне построил свою карьеру на тесных связях с англосаксонскими финансовыми кругами, а после 1941 г. – на прямых отношениях с американской администрацией. Когда в 1943 г. Рузвельт направил его в Алжир, чтобы поддержать
Единство и многообразие культуры. Культурный релятивизм и культурный универсализм
В культурологической проблематике важнейшее место занимает вопрос о единстве и многообразии культуры, который рассматривается путем сопоставления общего и особенного, универсального и специфического. Данные тенденции в той или иной степени всегда присутствовали в культуре и находили отражение в теоретических построениях ученых.
Уже в античную эпоху в сознании древних греков наряду с патриотизмом, как одним из главных качеств гражданина полиса, присутствовал и космополитизм. Последний утвердился в период эллинизма1 и состоял в ощущении греком своей причастности к миру как единому целому, в восприятии себя в качестве его гражданина. Интерес и уважение к культурным ценностям завоеванных греками народов Востока приводит в это время к тесному взаимодействию греческой и восточной культур. Так, большое распространение в странах Востока и самой Греции получили универсальные божества, объединяющие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов.
В средневековой Европе благодаря христианству в форме католицизма складывается единая общеевропейская культура. Она включает в свое культурное пространство разные страны, которые обладают не только универсальными чертами, но и ярко выраженной национальной спецификой.
В период европейского Возрождения наблюдается рост и укрепление национального самосознания народов Европы. Складываются и осознаются наиболее характерные черты, свойственные разным народам. В научной и художественной литературе данного периода мы находим меткие характеристики французов, англичан, немцев, итальянцев и других складывающихся наций, которые и сейчас не потеряли своего значения. Вместе с тем в это время формируется идея о необходимости сознания новой, синкретической «философской религии» на основе соединения идей Каббалы2, платонизма и христианства. А гуманизм как мировоззрение эпохи имел космополитическое содержание, так как восприятие человеческой личности как высшей ценности не ограничивалось рамками европейского общества, а распространялось на все человечество.
У идеологов Просвещения культура ассоциировалась с просвещенностью, образованностью, рационализмом и гуманизмом. Все эти черты, по мнению просветителей, были присущи европейской «текущей действительности» и должны были развиваться в дальнейшем. Культура Европы, достигшая высокой точки в своем развитии, рассматривалась многими просветителями как некий образец, на который должны ориентироваться другие народы. Тем самым европоцентризм1, проявившийся в различных формах в предшествующие столетия, получил научное обоснование. У просветителей имелись все основания для того, чтобы считать европейскую культуру выдающимся достижением мировой цивилизации. Но ими недооценивалось значение других культур и их право на собственный путь развития. Вера в совершенствование человечества на началах разума, свободы и справедливости сопровождалась уверенностью в том, что все народы должны развиваться в едином направлении, указанном европейской цивилизацией.
Наряду с этими взглядами в недрах европейского просвещения складывается и другая точка зрения, выдвинутая немецким философом и культурологом И. Гердером (1744-1803). Каждый народ обладает «индивидуальным духом», а значит и самобытной культурой. Причем эта мысль соединялась в теории ученого с верой в улучшение человеческого рода, понимаемого в свете просветительских идеалов. По мнению Гердера, все культуры равны и вносят свой вклад в культурно-исторический процесс, поэтому не следует преувеличивать роль Европы в истории мировой цивилизации.
Учитель Гердера немецкий философ И. Кант (1724-1804) выдвигает нравственный закон, который, по его мнению, носит безусловный характер и потому должен быть жизненным ориентиром для всех людей, населяющих нашу планету. Данный закон гласит: «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого рода так же, как и к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Это означает, что всякая личность обладает самостоятельной ценностью и не может рассматриваться как средство для достижения определенной цели, какой бы благородной она не была. Кант был уверен, что все расы и народы, хотя и не похожи друг на друга, но происходят из одного корня, а значит, среди них не может быть «высших» и «низших».
Исходя из того, что все ценности относительны, культурный релятивизм отрицает существование общечеловеческих ценностей, единых для всех народов. Каждая культура неповторима, так как формирует собственную систему ценностных ориентаций, реализуемых в конкретных формах поведения. Поэтому культуру можно понять только изнутри, то есть опираясь на выработанные ею взгляды, идеалы и представления. Исследователь, подходящий к иному культурному миру со своими мерками, не только не сможет постичь всю глубину представшей перед ним реальности, но и наверняка исказит ее сущность.
Так, описание кровавых обрядов жертвоприношений ацтеков, как правило, приводит современного человека в состояние ужаса и позволяет ему сделать вывод, что ацтеки были чрезвычайно жестокими и безнравственными людьми. Однако глубокое проникновение в культуру данного народа дает возможность понять, что ацтеки выполняли обряды жертвоприношений в ритуальных целях, а не потому, что были кровожадными. Жертв требовали боги, от которых напрямую зависела жизнь и благополучие этого народа. Известно, что ацтеки были мужественными людьми, обладающими развитым чувством долга и высоким человеческим достоинством. Им было чуждо стремление издеваться над другими людьми и мучить их ради забавы, чего не скажешь о некоторых представителях современной цивилизации.
По мнению релятивистов, все культуры равноправны, каждая из них самостоятельна, полноценна и не может быть оценена как «высшая» или «низшая». Это утверждение является верным, благородным и полностью соответствует гуманистической направленности культурологии. Помимо этого, оно свидетельствует о том, что релятивисты отвергают этноцентризм1 в любых его проявлениях, будь то европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм или азиоцентризм. Однако позволяет ли релятивистская позиция сопоставлять различные культуры? Необходимость и возможность осуществления данной процедуры для решения определенных исследовательских задач релятивистами не отрицается. Но, как правило, культуры рассматриваются ими как несопоставимые.
Например, К.Леви-Стросс одинаково высоко оценивает достижения эскимосов и культуру Индии. Безусловно, эскимосы являются талантливым и выносливым народом, сумевшим наиболее оптимально приспособиться к суровым климатическим условиям Арктики. Они обладают особым мировидением, красочной мифологией и самобытным искусством. Однако можно ли поставить их достижения в один ряд с тем, чего добилась Индия в религиозно-философской и художественной сферах? По-видимому, эти культуры можно оценивать как равные в том смысле, что каждая из них уникальна, полноценна и одинаково необходима человечеству. При этом конкретные достижения эскимосов и индийцев в различных областях человеческой деятельности не могут быть поставлены на одну ступень.
В связи с вышесказанным уместно привести мнение культуролога Г.Д.Гачева, которое, на наш взгляд, наиболее верно отражает культурные реалии. Он считает, что «каждый народ видит все бытие в целом и ничье ведение не выше и не ниже. Могут быть различия в историческом уровне развития культуры, но не в ее возможностях»1.
Понятия «мировая цивилизация», «единство человечества» и «общечеловеческие ценности» релятивисты отвергают. Они считают, что можно говорить только о множестве самобытных культур и разнообразии путей культурно-исторического развития. Как сторонники релятивистского подхода относятся к диалогу культур? Как правило, взаимодействие между различными культурами ими не отрицается. Однако оно может быть как благоприятным, приводящим к обогащению данных культур, так и неблагоприятным, угрожающим их самобытности и самостоятельности.
Крайнюю позицию по этому вопросу занимал убежденный приверженец культурного релятивизма О.Шпенглер. Он отрицал межкультурное взаимодействие, считая, что истинные культуры невосприимчивы. Шпенглер полагал, что возможны лишь случайные культурные контакты, во время которых принимающая культура перерабатывает те или иные заимствования сообразно своей ментальности и образу жизни. Другой сторонник релятивизма Н.Я.Данилевский не отрицал определенного влияния «чуждых культур» на тот или иной тип культуры. Однако он считал, что фундаментальные начала одной цивилизации не передаются народам других цивилизаций. Так, англичане потерпели полное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Оба ученых отвергали идею мировой культуры и цивилизации на базе общих для всех народов ценностей, а Шпенглер утверждал, что «человечество – это пустой звук».
Сторонник культурного универсализма английский культуролог А.Тойнби полагал, что в развитии культурно-исторического процесса наблюдалась как тенденция к обособленности цивилизаций, так и к их единению, причем последняя была преобладающей. Объединительная тенденция во многом связана с религиями, именуемыми им «высшими». К ним Тойнби относит зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство и ислам, особо выделяя три последние мировые религии. Высшие религии, несмотря на различия, духовно близки, что является основой для появления в будущем некой универсальной религии как фундамента единой мировой цивилизации.
Наряду с религией сплотить человечество, по мнению Тойнби, способна и техника, достигшая наивысшего развития на Западе. И хотя западная цивилизация испытывает духовный кризис, она способна его преодолеть и объединить вокруг себя другие цивилизации. Перед лицом глобальных проблем люди должны забыть о том, что их разъединяет, и, руководствуясь общими интересами, двигаться в направлении создания единой мировой цивилизации.
Идея единой человеческой истории и культуры нашла яркое воплощение в трудах немецкого философа К.Ясперса (1883-1969). Он считал, что на смену «великим» культурам древности приходит эпоха «осевого времени», сложившаяся приблизительно между VII и II в.в. до нашей эры. В осевое время в трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и восточносредиземноморском (протозападном)2 регионе произошел глобальный духовный переворот, который заложил основу для единого культурно-исторического развития человечества.
В Китае в эту эпоху создают свои учения Конфуций и Лао-цзы, возникают основные направления философской мысли. В Индии появились “Упанишады”, проповедовал Будда. И Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, а в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции творили такие писатели, философы и ученые как Гомер, Парменид, Гераклит, Платон, Фукудид и Архимед. Эти великие мыслители являлись представителями различных культур, но их волновали общие проблемы, которые касались бытия в целом и отдельного человека. По мнению Ясперса, в данный период были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, определяющих и сегодня жизнь людей.
Русские философы В.С.Соловьёв (1853-1900) и Д.А. Андреев (1906-1959) также выступали за формирование единой мировой культуры, базирующейся на общих человеческих ценностях. Они полагали, что силой, способной объединить людей планеты, должна стать религия. Для Соловьёва – это христианство, которое имеет общечеловеческий, наднациональный характер и поэтому с наибольшей полнотой реализует идею “соборности” или духовного единения людей. Андреев главную роль в формировании общечеловеческих нравственных ценностей отводит “интеррелигии” или “Розе мира”, которая представляет собой союз всех религий “светлой направленности”.
Идея создания универсальной религии, способной объединить человечество, неоднократно высказывалась западными и русскими мыслителями. Однако может ли эта идея стать реальностью? Скорее всего, нет, потому что религия менее подвержена изменениям, чем другие сферы культуры. Американский политолог С.Хангтингтон считает, что “религия ещё в большей степени, чем национальность, привязывает человека к определённому культурному ареалу: можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но невозможно быть наполовину католиком и наполовину мусульманином”1.
Позиция Хангтингтона вызывает многочисленные возражения со стороны культурологов, которые не согласны с тем, что отношения между цивилизациями неизбежно ведут к столкновениям, конфликтам и кровопролитию. Напротив, эти отношения в современных условиях основаны на всестороннем сотрудничестве не только в области экономики и политики, но и, что очень важно – культуры. Однако нельзя не согласиться с тем, что существенные культурные различия между цивилизациями сохраняются, и они во многом обусловлены религией.
Даже сегодня, когда взаимодействие различных культур и цивилизаций становится всё более интенсивным, не происходит ощутимого сближения религий по части догматики и культовой практики. При этом перед различными конфессиями1 стоят общие проблемы, которые способствуют укреплению сотрудничества между ними. Это сотрудничество, помимо всего прочего, обусловлено и сходством нравственных ориентаций, присущих различным религиозным системам.
В таком случае возникает вопрос, какие явления культуры и цивилизации в наибольшей степени способствуют сближению и объединению народов планеты? Академик В.И.Вернадский (1863-1945) считал, что единство человечества, вселенский характер его мышления создаются научной мыслью, которая ”по существу едина и одинакова для всех времён, социальных сред и государственных образований”. Будучи убеждённым сторонником универсалистской идеи, он считал, что несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество обязательно придет к единению. Наряду с научной мыслью как главной силой, объединяющей людей, он выделяет и технические достижения, которые способствуют установлению более тесных культурных контактов между народами. С мнением Вернадского согласны многие культурологи, которые считают, что научные идеи, технические изобретения и высокие технологии, имеющие мирную направленность, способствуют сближению народов Земли и сотрудничеству между ними в различных областях культуры.
Основой формирования человечества как единой целостности являются общечеловеческие ценности, которые признаются наибольшим количеством людей планеты, вне зависимости от того, какой культуре они принадлежат. Культуролог С.П. Мамонтов относит к ним «все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства и, прежде всего, такие устойчивые нормы нравственности, как любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к природе, дружбу, родственные связи, стремления к красоте и т.п.2».
Существование мировой культуры и цивилизации как реальности подтверждают экономические, политические и культурные взаимосвязи между странами и цивилизациями, которые усиливаются с каждым днём. Сближению народов мира всемерно способствуют и различные международные организации прежде всего, ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЭФ.
Каждый из охарактеризованных выше подходов имеет достоинства и недостатки. Так, положительная сторона культурного универсализма состоит в стремления сплотить, объединить различные народы на основе общих ценностей и сформировать у жителей Земли планетарное мышление3. Это будет способствовать преодолению межнациональных и межцивилизационных конфликтов и решению глобальных проблем, угрожающих всему человечеству. Недостаток данной концепции заключается в восприятии национальной и цивилизационной специфики как временного явления, а не качестве необходимого условия существования и развития мировой культуры. Помимо этого, создание единой универсальной цивилизации, как правило, предполагается на базе западной культуры. Такая позиция отрицает многообразие путей культурно-исторического развития и представляет ничто иное как проявление западоцентризма.
Достоинства же культурного релятивизма заключаются в уважительном и бережном отношении ко всем культурам, каждая из которых самобытна. Понять различные культуры можно только через призму созданных ими ценностей, представлений и идеалов. Все культуры равноправны, среди них нет «высших и низших», а исчезновение любой из них является для человечества невосполнимой утратой. В мире существует множество уникальных культур и цивилизаций, причем это культурное многообразие будет сохраняться и впредь. К недостаткам данного подхода можно отнести неверие его сторонников в существование общечеловеческих ценностей, недооценку ими межкультурного взаимодействия и отрицание мировой культуры как единого целого.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тест: Тест по темам по философии с ответами
Тема: Тест по темам по философии с ответами
Тип: Тест | Размер: 135.06K | Скачано: 1108 | Добавлен 30.10.08 в 15:06 | Рейтинг: +30 | Еще Тесты
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1.(С) Представитель объективного идеализма:
2.(С) Исторические типы мировоззрения:
3.(П) Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….
4.(П) Методологический принцип, признающий разум основой познания:
5.(П) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:
6. (ПС) Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:
а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?
Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:
1) философская антропология;
4) философия религии.
7. (П) Онтология – это учение о:
8. (С) Совпадают ли по объему понятия «философия» и «наука»?
в) частично совпадают.
9. (С) Материализм – это:
б) практический, здравый взгляд на вещи;
в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;
г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.
10. (С) Идеализм – это:
а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;
б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;
в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;
г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.
11. (П) Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:
12. (С) Представители материализма:
13. (С) Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это ……
15. (С) Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.
16. (С) Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм
17. (П) Агностицизм – это:
а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,
в) отрицание сотворения мира Богом,
г) признание относительности любого человеческого знания.
18. (П) Гносеология – это учение о:
б) законах и формах правильного мышления;
19. (ПС) Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:
а) материализм, б) агностицизм, в) идеализм, г) дуализм, д) монизм.
Что составляет основу мира?
Основа мира едина или множественна?
Сущность мира неизменна?
Ответ: 1 а, 2 в, 3 д, 4 г, 5 б.
20. (5) Философское учение о ценностях – это:
Тема 2. Восточная философия
1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:
2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:
3. (П) Даосизм – это философия:
4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:
5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?
6. (ПС) Категории философии Конфуция:
7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:
8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:
Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а
9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:
а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.
Б) Существует освобождение от страдания.
В) Существует причина страдания.
Г) Существование человека неразрывно связано со страданием
10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …
Тема 3. Античная философия
1.(П) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
2.(5) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»?
3. (ПС) Установите соответствие между понятием и мыслителем, чьи воззрения это понятие представляет:
Ответ: 1 г, 2 в, 3 а, 4 д, 5 б.
4. (С) Создатель формальной логики – это:
5. (С) Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
6.(С) Огонь первоначалом сущего считал:
8. (С) Представитель диалектической традиции в философии:
9. (ПС) Представители материалистического направления в античной философии:
10. (С) Автор высказывания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»:
11. (П) Представитель атомизма:
12. (П) Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:
13. (С) Античный философ, выделявший первую философию (учение о сущем) и вторую философию (учение о природе) – это …
14. (ПС) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: материальная; …. действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
15. (ПС) С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием:
а) плохого воспитания
б) человеческого незнания
в) божественного промысла
г) подражания авторитетам
17.(П) Согласно софистам, критерием, мерой истинности суждений следует считать:
18.(ПС) Первая философия, предметом которой, согласно Аристотелю, являются умопостигаемые сверхчувственные сущности:
19 (П) Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой:
20.(П) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал:
Тема 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры.
1.(П) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:
2.(П) Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:
3.(П) Характерная черта средневековой философии:
4.(П) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
5. (П) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
6. (ПС) Философский реализм – это философское направление:
а) адекватно воспроизводящее реальность.
б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.
в) утверждающее, что реальны только единичные вещи
7. (ПС) Мыслители эпохи Средневековья:
а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в) отрицающее возможность познания внешнего мира;
г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
9. (С) Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?
а) эмпиризм и рационализм;
б) диалектика и метафизика;
в) реализм и номинализм;
г) скептицизм и агностицизм.
10. (С) В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..
11. (С) Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:
в) противопоставление «града земного» и «града небесного»;
д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
12. (С) Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: « Философия – служанка …»
13 (С) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.
14. (ПС) Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:
б) Августин Блаженный
15. (П) Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создание мира Богом;
г) двойственности природы человека (божественной и земной)
16. (С) Для средневековой философии характерен:
18. (ПС) Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это …
19. (ПС) «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:
а) пять логических доказательств бытия Бога;
б) пять способов обретения истинной веры;
в) пять догматов христианского вероучения;
г) пять заповедей христианской морали.
20.(П) Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:
а) бытие – это реальное существование объектов материального мира
б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;
в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира
г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1.(П) Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:
2.(С) Пантеизм – это отождествление:
в) человека и природы
3.(С) Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?
4.(С) Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:
а) утверждение авторитета церкви
б) развитие атеистических убеждений
в) критику средневековой философии
г) освобождение христианской идеологии от еретических учений
5.(П) Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …
6. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?
а) античное искусство, философия, образ жизни;
б) христианское вероучение;
в) античная мифология и религия;
г) раннесредневековая патристика
7. (ПС) Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
8. (С) Воззрения Бруно характеризуют идеи:
а) бесконечности Вселенной;
б) построения идеального государства;
в) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;
г) атомарного строения материи
9. (С) Пантеизм – это учение:
а) о сотворении мира Богом;
б) о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;
в) о божественном предопределении всего сущего;
г) отождествляющее Бога и природу;
д) отрицающее существование Бога
10.(ПС) Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками:
1. Античная философия а) космоцентризм, политеизм, демифологизация;
2. Средневековая философия б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;
3. Философия эпохи Возрождения в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация
11. (С) Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:
12. (С) Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…
13. (П) Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:
14. (П) Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:
15.(ПС) Определите, достижения каких мыслителей наиболее весомы в перечисленных ниже областях философской мысли:
Ответ: 1 в г, 2 а, 3 б.
16.(П) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:
17. (П) Создатель гелиоцентрической системы мира:
18.(П) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:
19. (С) Для философской позиции Кузанского характерен:
20. (С) Хронологические рамки эпохи Возрождения:
Тема 6. Философия Нового времени
1.(С) Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:
2.(П) Наилучшая форма правления, по Гоббсу:
б) абсолютная монархия
в) конституционная монархия
3 (ПС) Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:
а) заключение международных соглашений
б) заключение двухсторонних государственных соглашений
в) возникновение общества
г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми
4.(П) Метод истинного познания в философии Бэкона – это …
5.(ПС) Иллюстрацией какого вида заблуждений, в соответствии с трактовкой Бэкона, может служить следующая фраза: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»?
6. (П) Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:
7. (П) Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:
8. (П) Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:
9. (ПС) Представители рационализма:
10. (ПС) Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:
11. (С) Сторонники концепции общественного договора:
12.(П) Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
13. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это…
14. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это…
15. (ПС) В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой:
а) основы религиозных убеждений человека;
б) заблуждения, создающие у человека ложные представления;
в) предметы поклонения;
г) ориентиры научного познания.
16. (П) Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….
20. (С) Автор идеи разделения властей:
Тема 7. Философия эпохи Просвещения
1. (С) Вольтер являлся сторонником:
2 (П). Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками:
3. (П) Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?
4 (ПС). Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:
а) сосредоточить в руках монарха
в) сосредоточить в руках законодательного собрания
г) передать в руки церковных иерархов
5. (ПС) Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
6. (П) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:
б) разума и справедливости
1) XVII в. а) Критика схоластики.
2. XVIII в. б) Критика метафизики.
в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.
г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.
д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.
е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.
Ответ: 1 а в, д; 2 б, г, е.
8. (С) Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:
а) Уровень развития производительных сил общества.
б) Степень совершенства человеческого разума.
в) Степень демократичности политического устройства.
г) Уровень религиозности общества.
9. (С) Характеристики, свойственные философии Просвещения:
а) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);
б) религиозный характер;
в) преимущественный интерес к социальным вопросам;
г) преобладание онтологической и гносеологической проблематики.
10. (П) Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:
а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;
б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;
в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам
11. (ПС) Все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства – это, по мнению Гольбаха, …
12. (С) Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:
13. (П) Верно ли утверждение, что французские просветители являются создателями системы законов и категорий диалектики?
14. (С) Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:
а) частная собственность,
г) разделение труда,
15. (П) Представители философии французского Просвещения:
16. (П) Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:
17. (ПС) Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:
а) разделения властей,
б) общественного договора,
в) ликвидации частной собственности,
г) определения политики экономикой.
18. (С) Представители философии немецкого Просвещения:
19. (П) Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:
20. (П) Французские просветители – сторонники атеизма:
Тема 8. Немецкая классическая философия
1. (П) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:
2. (С) Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:
а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай».
б) «Всякий перед всеми за всех виноват».
в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».
3. (ПС) Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:
а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.
б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.
в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.
4. (ПС) Кантовское понятие «априори» означает:
а) неразрешимое противоречие;
в) внеопытное знание;
г) отрицание возможности познания мира
5. (С) Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:
а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.
в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.
г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.
7. (С) Термины, характеризующие философию Канта:
8. (П) Представители немецкой классической философии:
9. (ПС) Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:
1) идея познавательной активности субъекта;
2) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;
3) систематика законов и категорий диалектики
10. (П) Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:
11. (П) Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:
15. (П) Гегель – представитель:
а) объективного идеализма,
б) субъективного идеализма,
в) метафизического материализма,
г) диалектического материализма.
16. (П) Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:
17. (С) Понятие, характеризующее философию Гегеля:
18. (С) В гносеологии Канта … в себе – это то, что непознаваемо.
20 (С). Верно ли утверждение, что историческое значение гносеологии Канта заключается в обосновании безграничности возможностей научного познания?
В) справедливо в отношении естествознания
Г) справедливо в отношении социогуманитарных наук
Тема 9. Марксистская философия
а) материалистическое понимание истории;
б) формулировка принципов правового государства;
в) создание идеалистической диалектики;
г) формулировка категорического императива;
2. (С) Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:
3. (П) Проблема, которая рассматривается в марксистской философии как «основной вопрос философии»:
а) отношения материи и сознания, бытия и мышления;
б) смысла жизни человека;
в) смысла и направленности исторического процесса;
г) естественных прав и свобод человека
4. (ПС) Оригинальность марксистской гносеологии состоит:
а) в признании относительности любых истин.
б) в понимании познания как отражения действительности.
в) в признании исходным пунктом познания наших ощущений.
г) во введении категории «практики» в гносеологию.
5. (П) Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:
а) Уровень развития производительных сил.
б) Степень демократичности политического режима.
в) Уровень развития научных знаний.
г) Степень нравственного совершенства человека.
6. (ПС) Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:
а) Историческое развитие носит субъективный характер.
б) Общественное бытие определяет общественное сознание.
в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.
г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.
7. (П) Философию марксизма характеризует:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм;
г) диалектический материализм;
8. (ПС) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:
б) подвергнуть его разумной критике;
10. (П) Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:
в) экономические (производственные);
12. (П) В вопросах познания Маркс и Энгельс были сторонниками:
б) гносеологического оптимизма;
д) разумного эгоизма;
13. (С) В марксистской философии политика:
а) отношение между классами;
б) деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод;
в) деятельность, направленная на достижение общего блага;
г) деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти
14.(С) Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них – это данное Лениным определение:
а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;
б) экономическая сфера жизни общества;
в) определенная стадия в развитии материального производства;
г) буржуазное общество
16.(С) В марксисткой философии … первична, сознание вторично.
17.(П) Способ существования материи в марксистской философии:
18.(П) Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:
19.(П) Верно ли утверждение, что, с точки зрения марксизма, основная проблема философии – проблема свободы человека, его сущности и предназначения?
20.(С) Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:
а) материалистов и идеалистов
б) агностиков и скептиков
в) сторонников диалектики и сторонников метафизики
г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма
Тема 10. Западная философия
1. (ПС) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:
1) пограничная ситуация, неподлинное существование, отчуждение;
2) верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложений;
3) бессознательное, сублимация, либидо.
а) неопозитивизм; б) экзистенциализм; в) психоанализ.
2. (ПС) Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования:
б) критический рационализм;
3. (С) Экзистенциалистское понимание свободы:
а) свобода есть познанная необходимость;
б) свобода есть автономия выбора;
в) свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
4.(П) Философ, который ввел в научный оборот понятие «парадигма»:
5. (ПС) Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:
а) научные парадигмы;
г) научные революции
6. (ПС) Сциентизм – это:
а) Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.
б) Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации.
в) Учение о закономерностях научного познания.
г) Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.
7. (С) К рационалистической традиции философствования можно отнести:
8. (П) Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:
а) сущность предшествует существованию;
б) существование предшествует сущности;
в) сущность и существование совпадают;
9. (С) Постпозитивизм можно рассматривать как философию:
в) социальных систем;
10. (С) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра:
11. (П) Представители экзистенциализма:
12.(П) Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия:
в) антропологический материализм;
13. (П) Основой для развития неотомизма послужило учение:
б) Ансельма Кентерберийского,
г) Августина Блаженного,
14. (5) Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:
15 (П) Верно ли утверждение, что Поппер отрицал существование объективных законов общественного развития?
в) только в отношении закрытого общества,
г) только в отношении открытого общества.
Тема 11. Русская философия
1. (П) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Славянофильство, 2. Западничество
а) Герцен, б) Хомяков, в) Киреевский, г) Белинский, д) Аксаков
Ответ: 1 б, в, д; 2 а, г
2. (С) Соборность – это:
а) свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей;
б) принадлежность людей к определенной религиозной конфессии (католицизму, протестантизму, православию и пр.);
в) стиль храмовой архитектуры;
г) высшая степень религиозности
3. (С) Сторонники материализма в русской философии:
4. (С) «Общее дело» в философии Федорова:
а) осуществление социалистических преобразований;
б) борьба против смерти и воскрешение мертвых;
в) изгнание из Царьграда басурман;
г) примирение и объединение Востока с Западом
5. (ПС) Направление русской философской мысли, не имеющее аналогов в западноевропейской философии:
а) философия всеединства;
б) антропологический материализм;
в) космическая философия;
г) экзистенциальная философия.
6. (ПС) Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:
б) философии всеединства;
в) либерального западничества;
г) радикального западничества
7. (П) Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”:
в) философия всеединства,
8. (ПС) Установите соответствие между понятиями и философами, в концепциях которых они имеют ключевое значение:
1) культурно-исторический тип; 2) соборность; 3) всеединство; 4) воскрешение
а) Соловьев, б) Данилевский, в) Федоров, г) Хомяков.
Ответ: 1 б, 2 г, 3 а, 4 в.
9. (С) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?
10. (П) Представители русской религиозно–идеалистической философии:
12. (ПС) По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:
г) крепостное право,
13. (П) Представители радикального крыла западничества:
14.(П) Основоположник русского космизма:
15. (П) Основоположник «философии всеединства»:
16.(П) Направления русской философской мысли, искавшие ответ на вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, или у России свой особый путь:
а) материализм и идеализм
б) космизм и западничество
в) либерализм и анархизм
г) славянофильство и западничество
17.(С) По мнению славянофилов, структурной единицей организации русской жизни является ……….
19.(С) Форма государственного правления, способная, по мнению русских консерваторов, обеспечить целостность и устойчивость России:
в) конституционная монархия
г) самодержавная монархия
20.(П) Одна из приоритетных для всей русской философии проблем:
а) обоснование критериев истины
б) поиск первоначала бытия
в) человек, его судьба и смысл жизни
г) обоснование атеистического мировоззрения
Тема 12. Проблема бытия
Тема 13. Философское понимание материи
1.(П) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
2. (С) Суждения, являющиеся философскими:
3. (П) Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
в) эпоха Возрождения,
г) эпоха Просвещения.
4. (ПС) Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
б) бытие социального,
в) бытие духовного (идеального).
6. (С) Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
г) все перечисленные объекты.
7. (П) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
8. (П) Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
9. (ПС) Все, что существует в мире, это либо объект, т.е. вещь, либо его свойство, либо отношение. Установите соответствие между этими элементами бытия и приведенными ниже примерами.
Ответ: 1 а, г, 2 в, д, 3 б.
10. (С) Системное свойство – это:
а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной систематизации, классификации.
11. (ПС) Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:
12. (ПС) Установите соответствие между теориями и группами понятий:
а) Противоречие, отрицание, развитие
б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная система
в) Структура, элемент, целостность
13 (ПС) Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени общности:
15. (С) Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности
Тема 14. Сознание как предмет философского анализа
Тема 15. Познание, его возможности и границы
1. (С) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:
2. (П) Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
3. (С) Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:
а) предметно-практическая деятельность и речь;
б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;
в) мутагенез и изменение климата;
г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия
5. (П) Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:
6. (ПС) Укажите верные характеристики сущности сознания:
в) общественно-исторический характер,
7. (С) Формы чувственного познания:
8. (С) Формы рациональной ступени познания:
9. (П) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:
10. (П) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
11 (С) Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …
12. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:
13. (П) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:
б) формально-логическая непротиворечивость,
г) гармоничность, красота.
14. (П) Независимость истины от познающего субъекта означает ее:
15. (С) Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
Тема 17. Природные основы общественной жизни
1.(П) Факторы, влияющие на рост народонаселения:
а) только биологические
б) только социальные
в) и биологические, и социальные
2.(ПС) Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями, которые они характеризую:
1. Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий независимо от сознания.
2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.
3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.
Б)– Гегелевская концепция.
3.(С) Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми школами, в рамках которых они возникли:
1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы, которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные экономические факторы.
2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по аналогии с биологическим организмом.
3. Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.
А) Органическая теория
4.(П) Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:
2. Органическая теория общества.
3. Географический детерминизм.
4. Диалектико-материалистическое понимание
5.(ПС) Расположите понятия от общего к частному:
Ответ: в, а, г, б.
6.(П) Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него географических факторов, называется … детерминизм.
7.(С) Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
8.(С) Естественная основа материального производства и жизни общества:
а) природные богатства
б) производительные силы
в) производственные отношения
г) потребности человека
д) способности человека
10.(П) Автор концепции биосферы:
12.(С) Автор концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности,-……
13.(П) Кто доказал влияние активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле?
14.(С) Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
а) Социальная экология
г) Социальная онтология
15.(ПС) Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды:
Тема 18: Общество как целостная саморазвивающаяся система
Ответ: структура
социальная структура
4.(С) Общественное сознание в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное ………
7.(С) Общество есть целостная саморазвивающаяся система, в основе которой лежат материальные, прежде всего экономические факторы. Эту точку зрения впервые высказал:
8.(С) Общество есть система, в которой следует выделить два основных аспекта исследования: социальную статику и социальную динамику. Эта точка зрения принадлежит:
9.(С) Точка зрения, согласно которой в основе развития общества лежит развитие общественного сознания, принадлежит:
10.(П) Процесс, характеризующий способность социальной системы обеспечивать и воспроизводить собственную деятельность:
11.(С) Общество как целостный социальный организм характеризуется рядом атрибутивных (основополагающих) свойств. Выделите их:
в) межличностные отношения
12.(П) Изменения негативного характера, ведущие к рассогласованию связей и функций частей системы, уменьшению ее упорядоченности или к ее распаду:
14.(П) Всякое общество, согласно К.Марксу, в своей деятельности есть совокупность всех общественных …
15.(П) В основании функционирования и развития всякого общества лежит целостная и продуктивная ……. людей.
Тема 19. Философские проблемы экономической жизни общества.
1.(С) Экономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, на котором осуществляется:
а) экономическая жизнь общества
г) удовлетворение материальных потребностей людей
2.(С) Товаром называется:
а) вещь, обладающая потребительной стоимостью;
б) предмет, который нужен людям;
в) продукт, произведенный для обмена посредством купли – продажи
г) все то, что может удовлетворить какую-либо потребность человека
3.(С) Глубинная основа экономического обмена:
а) желание людей удовлетворять свои разнообразные потребности.
б) общественное разделение труда.
в) установившаяся традиция.
г) желание одних людей помочь другим.
4.(П) С марксистской точки зрения, наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом оказывает:
а) воля людей и их желание;
б) наличие сильных личностей и способных политических элит;
в) природные факторы;
г) способ производства материальных благ;
5.(С) Точка зрения, согласно которой «способ материальных благ, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», характеризует взгляды:
6.(П) Люди «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». Правомерно ли утверждать, что это суждение характерно для представителей марксистской философии?
7.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) материальное производство;
г) производительные силы;
8.(П) Факторы, характерные для экономической жизни общества:
а) потребление предметов и услуг;
б) наслаждение материальными и духовными благами;
г) производство предметов и услуг;
9.(п) К производственным отношениям относятся:
а) отношения политические
б) отношения обмена
в) отношения потребления
г) отношения идеологические
д) отношения собственности
е) отношения религиозные
10.(П) Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:
11.(П) Элементы производительных сил общества:
б) технология производства;
в) природные ресурсы;
г) транспорт, коммуникации;
д) географическая среда;
12.(П) Элемент производственных отношений:
а) отношения собственности на средства производства;
б) отношения, которые складываются внутри семьи;
в) отношения распределения политической власти в обществе;
г) этнические отношения;
13.(ПС) Установите соответствие между трактовкой общества и ее сторонником:
1. общество есть результат подражания; а) Маркс
2. общество есть результат деятельности элит; б) Тард
3. в основе развития общества лежит способ в) Парето производства материальных благ;
4. общество есть результат развития г) Гегель абсолютной идеи;
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а, 4- г.
14.(П) Правомерно ли включать в структуру производительных сил безработного?
15.(ПС) Установите соответствие между ниже перечисленными понятиями и их авторами:
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а,4- г.
Тема 20: Политическая жизнь общества.
1.(С) Фундаментальным основанием политики является …….
2.(С) К характерным признакам государства относятся:
г) этническое единство
3.(П) Ниспровержение существующего социально- политического строя силовыми методами:
4.(С) Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
5.(П) Сфера общественной жизни, связанная с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования:
8.(ПС) Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
9.(С) Установите соответствие между двумя группами понятий:
Ответ: 1- б, в, д; 2 – а, г.
10.(С) Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
11.(П) Черты государства, отличающие его от других социальных институтов:
б) наличие специального аппарата власти
в) монопольное право издавать законы
г) управление экономическими процессами
д) общность религиозных убеждений
12.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) политический режим
в) политическая жизнь общества
13.(П) Главным элементом любой политической системы является президент. Верно ли это?
15.(П) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:
Тема 21: Правовая сфера жизни общества.
1.(С) К существенным особенностям права относятся:
а) исторический характер права
б) классовый характер права
в) связь права с социальной психологией
г) связь права с государством
2.(П) Концепцию естественных прав человека разрабатывали:
3.(П) К признакам правового государства относятся:
а) верховенство закона
б) контроль над всеми сторонами жизни общества
в) соблюдение основных прав и свобод личности
г) разделение властей
4.(ПС) Положение, характеризующее либеральную концепцию права:
а) запрещено все, что не разрешено;
б) главная функция права – запреты на те или иные виды деятельности;
в) права и свободы гражданина являются первичными;
г) основная функция права – социальный контроль;
5.(П) Верно ли утверждение, что закон может быть и неправовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенства, свободы, справедливости)?
6.(П) Самая главная опора и гарантия исполнения правовых норм:
а) социальный консенсус;
б) наличие развитой политической системы;
в) сильное государство;
7.(С) Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:
8.(П) Декларация прав человека и гражданина была принята в:
9.(П) Выберите верное суждение:
а) право и мораль тождественны;
в) основное назначение и права, и морали – регуляция отношений между людьми
г) и право, и мораль находят воплощение законах, установленных государством;
10.(С) Монополизация власти в руках одного лица или органа может быть исключена только при условии соблюдения принципа разделения …….
11.(П) Основная функция права состоит:
а) в регулировании отношений между людьми;
б) в поддержании господствующей идеологии;
в) в укреплении нравственности в обществе;
г) в преодолении национализма;
12.(П) Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:
а) «разрешено абсолютно все»
б) «разрешено все, что не запрещено»
в) «разрешено все, кроме политики»
г) «запрещено все, что не разрешено»
13.(ПС) Понимание права как совокупности установленных и поддерживаемых государством общеобязательных норм поведения людей характерно для:
а) либерального подхода
б) социологического подхода
в) традиционного подхода
г) политического подхода
Тема 22: Духовная жизнь общества.
1.(С) Главная функция искусства:
3.(П) Ключевая функция науки:
4.(С) Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:
Ответ: 1- б, г, д; 2- а, в.
6.(ПС) Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:
б) всеобъемлющий характер
в) воспитательный характер
7.(ПС) По непосредственному отношению к практике науки делят:
а) на теоретические и эмпирические
б) на фундаментальные и прикладные
в) на теоретические и практические
г) на естественные, социогуманитарные и технические
8.(С) В структуру духовной жизни общества входят:
а) духовные ценности
б) духовные потребности
в) духовные издержки
г) духовное производство
д) духовная прибыль
9.(С) Уровни научного познания, которые различаются по глубине постижения действительности:
10.(П) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
в) духовная сфера общества
г) религиозный культ
11.(П) Основной критерий истины в научном познании:
12.(С) Главная функция морали:
13.(П) Форма отражения действительности, характерная для искусства:
б) художественные образы
в) совокупность норм поведения
г) система догматов
д) политические программы
14.(П) Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?
15.(П) Иллюстрацией каких причин возникновения и воспроизводства религиозных верований является выражение: «Страх создал богов»?
Тема 23: Смысл и направленность истории.
1.(С) Французский просветитель, обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
2.(П) Закон трех стадий развития общества, основанного на смене форм познавательной деятельности, был сформулирован:
3.(С) Эсхатологический характер исторического процесса признавали:
б) Августин Блаженный
4.(С) Выделите точку зрения Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации:
б) цивилизация и культура органически взаимосвязаны
в) цивилизация – это конечный этап развития культуры, означающий ее «закат»
5.(П) Эпоха, для которой характерна идея универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:
6.(П) Категории, используемые Марксом в его философско-историческом учении:
а) общественно–экономическая формация
б) культурно–исторический тип
в) историческая закономерность
г) экономический базис общества
7.(П) Понятия, использующиеся при объяснении развития человеческого общества и исторического процесса:
г) культурно–исторический тип
8.(С) На вопрос: имеет ли человеческая история смысл? – отрицательно отвечает:
9.(ПС) Определяющий фактор исторического развития общества в концепции Конта:
а) развитие материального производства
б) развитие общественного труда
в) прогресс человеческого разума
г) борьба социальных групп
д) развитие социального неравенства
10.(С) Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из:
а) уровня развития культуры
б) степени развития науки
в) технологического уровня
г) типа производственных отношений
д) типа господствующих ценностей
11.(П) Установите соответствие между понятием и его автором:
12.(П) Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного:
а) экономический фактор
б) абсолютный разум
в) географическая среда
г) интеллектуальный фактор
д) божественный замысел
13.(ПС) Основание выделения типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) в концепции постиндутриального общества:
а) тип производственных отношений
б) уровень развития науки и технологий
в) уровень развития культуры
г) тип политических отношений
15.(С) Д.Белл, О.Тоффлер и другие сформулировали философскую концепцию ……. общества.
Тема 24: Философские проблемы человека.
1.(С) Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму:
2.(П) Согласно Демокриту, цель жизни человека:
а) достижение нирваны
б) стремление к наслаждениям
в) достижение счастья, понимаемого как радостное расположение духа
г) повышение социального статуса
3.(П) Античный мыслитель – автор концепции этического рационализма:
4.(ПС) Ориентация, согласно которой смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению – это …….
5.(П) Рассмотрение человека как образа и подобия Бога характерно для:
6.(П) Мыслитель, чьи представления о человеке отражает следующее суждение: «Человек человеку – волк»:
7.(П) Учение о бессознательном как важнейшем факторе человеческого существования разработал …….
8.(П) Экзистенциалистскую концепцию человека разрабатывали:
9.(С) Понятие сверхчеловека использовал в своей философии:
10.(С) Установите соответствие:
а) совокупность всех свойств организма, сформированных в процессе его индивидуального развития;
б) процесс индивидуального развития человека;
в) совокупность всех генов организма;
11.(С) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Экзистенциализм а) Камю
2. Неофрейдизм б) Ленин
3. Марксизм в) Бердяев
Ответ: 1а; 2г, е; 3 б, д.
12.(П) Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности:
13.(С) Представители материалистической концепции человека в русской философии:
15.(С) Установите соответствие между философом и его трактовкой человека.
а) человек – это политическое животное;
б) человек есть мера всех вещей;
в) сущность человека – это совокупность всех общественных отношений;
Тема 25. Ценности и личность.
1.(п) Учение о ценностях:
2.(П) Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
3.(П) Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
4.(С) Теория ценностей была разработана в рамках:
5.(П) Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
6.(С) Влияние рыночных ценностей на социализацию личности:
а) только отрицательное
б) только положительное
г) и отрицательное, и положительное
7.(ПС) Установите соответствие между теорией ценностей и ее представителем:
8.(С) Ценностная парадигма западного общества характеризуется:
а) приоритетом общественных ценностей над индивидуальными
б) приоритетом религиозных ценностей над светскими
в) приоритетом индивидуальных ценностей над общественными
9.(ПС) Установите соответствие между видами ценностей и их характеристиками:
а) высшие, абсолютные ценности, выступающие в качестве смыслообразующих, бытийных ценностей
б) установки, запреты, требования, выступающие как предписания человеческого поведения.
в) промежуточные ценности, которые подчинены более высоким (важным) ценностям и во многом обусловлены ими
г) явления окружающего мира, значимые для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей.
11.(С) Верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности и ложности?
13.(П) Библейский принцип «не убий» относится:
а) к предметным ценностям
б) к субъектным ценностям
в) к материальным ценностям
14.(С) Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.
15.(П) Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?
в) справедливо в отношении культуры западного типа
г) справедливо в отношении культуры восточного типа.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы