Нарисовать что не существует
Нарисовать что не существует
Джеймс Гарни
Как нарисовать то, что не существует
«Шествие в честь дня рождения», 1992. Холст, укрепленный на панели, масло, 74×74 см. Опубликовано в книге «Динотопия: мир под землей»
Imaginative Realism copyright © 2009 by James Gurney Imaginative Realism: How to Paint What Doesn’t Exist was first published in the United States by Andrews McMeel Publishing, a division of Andrews McMeel Universal, Kansas City, Missouri, U.S.A.
© Захаров А., перевод на русский язык, 2018
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
Эскиз к «Землеройному Левиафану», 1983. Масло, доска, 28×19 см.
«Финес и гарнии», 1984. Масло, доска, 15×28 см.
Введение
Эта книга рассказывает, как реалистично нарисовать то, чего не существует. Она предназначена не только для художников, интересующихся фэнтези и научной фантастикой, но и для любого, кто хочет воссоздать историю, изобразить вымерших животных или просто рассказать что-либо с помощью рисунка.
«Ферма Уиндемов», 2006. Холст, масло, 28×36 см.
Большинство методов преподавания живописи предполагает рисование в процессе непосредственного наблюдения за объектом. Неважно, что вы пишете – натюрморт, портрет или пейзаж: необходимо видеть натуру.
Именно так я нарисовал череп и пленэр. Важно научиться тщательно изучить натуру и на ее основе изображать приятную глазу картину. Даже если вы срисовываете с фотографии, задача, по сути, такая же. Сначала вы учитесь смотреть и видеть, а потом – рисовать увиденное. Подобная наблюдательная подготовка помогает хорошо передавать черты лица или изображать реалистичный пейзаж.
Но это не слишком поможет, если вы захотите нарисовать русалку, тираннозавра или сцену времен Гражданской войны: потребуется совершенно другой подход. Невозможно просто выйти на задний двор и срисовать там космический корабль или сцену из «Одиссеи». В Интернете, конечно, найдутся какие-нибудь изображения, но это будут всего лишь представления других людей о том, как может выглядеть необходимая вам сцена.
Этюд с черепом, 1980. Панель, масло, 30×32 см.
В молодости я был изрядно озадачен этой проблемой. Мне нравилось рисовать с натуры, но вот книг, которые учили бы развивать «мускулатуру» воображения, я найти практически не мог. Какое-то время я даже держал два отдельных альбома для эскизов – один для срисовывания с натуры, другой для рисования вымышленных изображений, и меня не оставляло ощущение, что это работы разных людей.
Первый учебник, соавтором которого я стал, назывался The Artist’s Guide to Sketching («Руководство по эскизам для художника», 1982). Примерно в это же время я получил работу художника-декоратора в кинопромышленности. Позже я стал рисовать мягкие обложки для научно-фантастических книг и журнала National Geographic, а в свободное время продолжал писать с натуры на свежем воздухе. Постепенно я обнаружил, что мои навыки наблюдения и воображения начали «срастаться» и подкреплять друг друга. После этого я написал и проиллюстрировал книгу «Динотопия: земля вне времени» (1992) – повествование о вымышленном, но реалистичном мире, где вместе живут люди и динозавры, выполненное в виде альбома эскизов, сделанных путешественником.
В то же самое время я занялся изучением методов преподавания живописи пятидесяти- и столетней давности, где искусству воображаемого учили более системно. Я хорошо усвоил эти уроки для своего профессионального подхода и поделился ими со студентами-художниками по всей стране. В этой книге вы найдете подборку проверенных временем методов, которые мне показались самыми полезными в деле достижения реализма на картинах, изображающих вымышленные события. Они подходят и профессионалам, и начинающим студентам-художникам.
Это книга не о рисовании фигур, анатомии или перспективе. Это не пошаговое руководство «Как рисовать динозавров». Это и не учебник конкретной техники рисования, хотя все эти темы будут так или иначе затронуты. Вы можете работать в традиционной технике, например писать акварелью, гуашью, маслом или акрилом. Или, может быть, вы предпочитаете компьютерные программы, хотя бы тот же Photoshop. Лично мои методы художественного творчества стандартны: карандаш, бумага, ручки, краска, кисти, картон, глина. Но какую бы технику вы ни предпочитали, не существует коротких путей в исследовании и планировании. Методы, изложенные в этой книге, сэкономят вам время в долгосрочной перспективе и приведут к лучшим результатам.
Вы заглянете за кулисы творческого процесса, чтобы узнать, как рисовать воображаемое; увидите предварительные шаги, тупиковые переулки и приключения, которыми сопровождается рисование различных воображаемых картин. Каждый раздел рассматривает отдельную тему, основывающуюся на предыдущем материале. Вы можете листать книгу как журнал или читать как обычно, от начала до конца. Главы организованы по темам: эскизы, история, люди, динозавры, существа, архитектура, транспортные средства; в заключение мы выясним, какую работу могут найти художники, развившие свое воображение.
«Храм Мут», 1990. Холст, масло, 55×36 см. Для статьи «Царство Куш», National Geographic, май 1990 г.
Раздел о композиции отличается от большинства других руководств по дизайну, основывающихся по большей части на абстрактных формулах линии, формы или геометрических пропорций. Мой подход базируется на тональной организации, стоящей на службе изображения. Поскольку в английском художественном лексиконе не хватает слов, чтобы описать некоторые ключевые концепции, мне пришлось изобрести несколько терминов, например кластеринг или слияние форм, чтобы описать композиционные принципы, о которых художники часто думают, но не могут подобрать слова, чтобы их обсудить. Вы найдете определения этих терминов в глоссарии в конце книги.
Традиции
Жан-Жорж Вибер, Франция, 1840–1902. «Гулливер и лилипуты», 1870. Холст, масло, 56×110 см. Частная коллекция. Фотография предоставлена Sotheby’s, Inc. © 2008.
Традиция рисования воображаемого
Художники служили «послами» воображаемого мира в течение большей части истории западного искусства. Инновации в перспективе и светотени, начавшиеся в эпоху Возрождения, привносили все больший реализм в полеты их фантазии.
Томас Коул, США, 1801–1848. «Путь империи. Расцвет» (третья картина в серии), 1835–1836. Холст, масло, 130×193 см. Коллекция Нью-Йоркского исторического общества.
Какие картины стоит включить в список вечных шедевров? Возможно, вы назовете «Венеру» Боттичелли, роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, «Афинскую школу» Рафаэля и «Ночной дозор» Рембрандта. Что объединяет эти картины? Они созданы не на основе личных наблюдений авторов. Темы позаимствованы из истории, мифологии и христианской традиции.
Еще в эпоху Возрождения художники довели до совершенства поэтапный процесс, предназначенный для превращения воображаемой идеи в убедительное реалистичное изображение. Художник XVI века Федерико Бароччи (1528–1612) писал свои картины в восемь этапов, о чем нам рассказал его биограф Беллори:
1. Придумав идею картины, Бароччи делал десятки эскизов, чтобы определиться с расположением фигур и их жестами.
2. Затем он пастелью и углем рисовал эскизы с живых моделей.
3. После этого он лепил миниатюрные статуи из воска или глины и одевал их в маленькие костюмы, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть при разном освещении.
4. Далее следовал композиционный этюд гуашью или маслом, где определялось расположение света и тени.
5. Потом Бароччи рисовал полноразмерный тональный этюд («картон») пастелью или углем и грунтовкой.
6. Этот рисунок он переносил на холст.
7. Прежде чем писать картину, автор готовил несколько этюдов маслом, чтобы определиться с сочетанием цветов.
8. И только после этого он наконец писал законченную картину.
Бароччи, возможно, был более педантичен, чем некоторые его современники, но его творческий процесс не необычен: практически любой художник, рисующий воображаемое, следует по крайней мере нескольким из названных этапов.
Барочные художники вроде Тьеполо продолжили традицию фантастических картин: они создавали грандиозные потолки, украшенные ангелами. Романтические художники, например Тёрнер и Жерико, были настолько покорены духом величия, что изображали битвы и кораблекрушения, известные только по письменным источникам.
Эдвин Остин Эбби, США, 1852–1911. «Сцена спектакля в «Гамлете» (акт III, сцена 2), 1897. Холст, масло, 156×245 см. Мемориальная коллекция Эдвина Остина Эбби, картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут.
В течение XIX века благодаря академической подготовке художники оттачивали навыки изображения живых моделей, рисования с натуры, копирования классических шедевров и подготовки композиционных эскизов. Основной целью этого обучения было не создание натюрмортов, портретов и пейзажей, а интерпретация Библии и классики. Главным достижением французской Школы изящных искусств являлась Римская премия. Чтобы получить ее, студент-художник должен был нарисовать эскиз на заданную тему, сидя в запертой комнате без каких-либо источников. Затем на основе этого эскиза необходимо было создать большую картину, для чего уже разрешалось пользоваться моделями, декорациями и макетами. Преподаватели Школы изящных искусств, например Жан-Леон Жером и Вильям-Адольф Бугро, были мастерами «реализма воображаемого» – убедительного изображения того, что нельзя непосредственно наблюдать.
В Америке «рисование воображаемого» в основном было связано с грандиозными пейзажами. Томас Коул создал серию из пяти картин под названием «Путь империи» – хронику роста и упадка фантастического города. «Путь империи. Расцвет» (напротив) написана в традиции каприччо и архитектурной фантазии: блестящие дворцы окружают тихий залив.
Последующие американские пейзажисты, например Фредерик Чёрч и Альберт Бирстедт, изображали эпические сцены американских пустошей. Их взгляды часто были плодом воображения; Бирстедт порой выдумывал горные пики и называл их в честь своих покровителей. Но картины выглядели реалистичными, потому что были основаны на тщательно проработанных пленэрных этюдах с натуры.
Сцена из шекспировского «Гамлета» (выше), написанная выходцем из США Эдвином Остином Эбби, получила золотые медали на трех международных выставках. Эбби изобразил историю с точки зрения актеров «спектакля в спектакле». Офелия сидит на земле возле Гамлета, который украдкой оглядывается через плечо в надежде «заарканить совесть короля». Эбби не жалел ни усилий, ни расходов, чтобы сделать картину максимально достоверной: он приобрел «три волчьих шкуры с головами – головы не должны быть набиты» и заказал костюм средневекового датчанина из лучшего черного бархата и пурпурного атласа.
Живопись XX века
«Искусство воображаемого», основанное на реализме и повествовании, не исчезло после появления модернизма. В двадцатом веке оно расцвело, преображенное и обновленное. Внимание публики теперь привлекали не оригиналы картин на выставках, а репродукции в книгах и журналах.
Дин Корнуэлл, США, 1892–1960. «Царица Ривская», из книги Питера Кайна «И вместе им не сойтись», 1923. Холст, масло, 91×76 см. Частная коллекция.
Как новые технологии звукозаписи породили эпоху джаза и рок-н-ролла, так новые способы визуальной коммуникации произвели революцию в системе патронажа и дистрибуции, что привело к настоящей лавине творчества. Вместо того чтобы отправиться в салон или Национальную академию искусств и потешить взор, люди наслаждались визуальным искусством с помощью книг, журналов и кинотеатров.
Рецензии на книгу « Как нарисовать то, что не существует » Джеймс Гарни
Фото обложки и страниц книги, для ознакомления. Подходит для подарка
книга оказалась просто НАХОДКОЙ.
если вы начинающий автор комиксов, режиссер, или аниматор эта книга обязана быть в вашей библиотеке.
Автор подробно описывает процесс создания иллюстрации, специфику процесса компиляции образов в голове.
Это настоящее руководство мастера! к сожалению мой творческий путь не связан с живописью. но думаю что одно прочтение этой книг может поднять ваш уровень как профессионала на 3 позиции.
Книга очень красивая интересная. Большого подарочного формата, мелованная бумага, шикарные иллюстрации.
Страницы из книги.
Автор книги на примере своих работ показывает как можно воплотить в реальную художественную работу свои личные образы и фантазии. Книга приятна на ощупь, очень качественная бумага. Кому-то она принесёт нового опыта, но даже тем, кто непрофессионально занимается рисованием думаю эта книга понравится. Множество примеров работ автора и других американских художников, пошаговые этапы, личные советы художника, огромное количество иллюстраций.
Как нарисовать то, что не существует
Эта и ещё 2 книги
за 299 ₽
Купила эту книгу совсем недавно, и честно говоря, я в полном восторге. Качество печати просто вау. Книга не совсем для новичков, т.к. предполагает, что у вас есть уже основные знания для рисунка (такие как построение, цвет, светотень, композиция и прочее). Здесь скорее собраны советы о том, как же нарисовать то, чего нету на самом деле. Очень понравилась.
Купила эту книгу совсем недавно, и честно говоря, я в полном восторге. Качество печати просто вау. Книга не совсем для новичков, т.к. предполагает, что у вас есть уже основные знания для рисунка (такие как построение, цвет, светотень, композиция и прочее). Здесь скорее собраны советы о том, как же нарисовать то, чего нету на самом деле. Очень понравилась.
Великолепная книга, раскрывающая мастерскую художника, рабочий процесс от идеи до реализации. Наконец-то стала выходить литература не для новичков.
Великолепная книга, раскрывающая мастерскую художника, рабочий процесс от идеи до реализации. Наконец-то стала выходить литература не для новичков.
Я сначала купила книгу Джеймса Гарни Свет и цвет. Отличная книга, мне понравилось, как коротко, но емко и наглядно автор рассказывает и показывает теорию и практику света и цвета. Поэтому решила купить «Как нарисовать то, что не существует» автор все подробно описывает, всю кухню художника, все тонкости создания сюжета иллюстраций, приводя наглядные простые, понятные примеры. Рассказывает о своем рабочем месте и тем чем пользуется из инструментов, о свете в мастерской. Ценная книга, подобную не встречала. Обычно полно воды. А тут все четко ясно.
Тест на самокопание «Рисунок несуществующего животного»
Чтобы пройти этот тест и узнать все о себе, тебе не надо что-то складывать, вычитать и мучительно вспоминать. Достаточно взять ручку бумаги и листок карандаша и начать рисовать.
Что-то давно ты у нас не занимался самокопанием. Поэтому мы подыскали для тебя простой в исполнении, но весьма эффектный по полученным результатам психологический тест. Пройди его — и перед тобой откроются такие тайны твоего «я», что тебе захочется уничтожить все наши серверы от греха подальше.
Итак, перво-наперво ты должен разбежаться и со всей дури стукнуться головой об стену (желательно об угол). Теперь подсчитаем очки. Стой! Мы немного напутали. Это совсем другой тест.
Для сегодняшнего теста тебе понадобятся карандаш и лист формата А4.
Теперь нарисуй животное, которое точно не существует нигде на свете, даже в Австралии и Припяти.
Главное условие: избегай готовых шаблонов, твой зверь должен быть абсолютно небывалым. Нельзя рисовать ни уже придуманных кем-то другим невероятных персонажей (Чебурашка), ни тех тварей, которых ты любишь рисовать еще со школы (пятирукий воробей). Изобрази совершенно новую для нашего мира животину.
И не забудь назвать ее таким же новым для этого измерения именем.
Рисуй в тишине, без свидетелей.
Рисуй же! Чего ты ждешь? Для чистоты эксперимента ты не должен больше знать никаких подробностей об этом тесте. Чтобы тебе было легче оторваться от чтения и приступить к рисованию, мы заполним следующую пару строк какой-нибудь чепухой. Пиу-пиу-пиу! Брым-ды-дым! Вух-вух! Жжжжжжж. Блюп-блюп-блюп! Давай уже рисуй! Вззззззззззззззззззззззззззззззз. Плоп-плоп-плоп!
Прожектор проекции
Пришла пора объяснить, чем ты только что занимался.
Психодиагностический тест «Рисунок несуществующего животного» относится к весьма многочисленной группе проективных методик («Пятна Роршаха», например, из той же оперы). Возможно, тебя охватит некоторая гордость, если ты узнаешь, что автором «животного» теста был не какой-нибудь венский психоаналитик, а психолог Майя Дукаревич, которая разработала эту методику в прошлом веке в дебрях Института судебной психиатрии им. Сербского.
«Проективная методика предполагает, что особенности твоей личности как бы проецируются на все, что ты делаешь, говоришь или, как в этом случае, рисуешь», — объясняет психолог-консультант, специалист по самоотношению, кандидат психологических наук Татьяна Свиридова.
Когда ты рисуешь, не опираясь на готовые шаблоны (ведь ты так и делал, правда?), твои личностные характеристики начинают вылезать из тебя на бумагу и оставлять следы в каждой закорючке.
Мозг идет по пути наименьшего сопротивления, а легче всего ему проецировать на лист себя.
Такова (очень-очень вкратце) теория.
Сейчас, когда мы начнем по пунктам анализировать рисунок, выискивая в нем твои сознательные и бессознательные представления о себе, ты или будешь соглашаться («Да, я именно такой!»), или уйдешь в глубокую несознанку («Чушь собачья!»). И то и другое — показатель того, что тест работает. Во втором случае отторжение — результат работы защитных механизмов, так как, рисуя, ты сам от себя попытался многое скрыть. (Увы, но ничего не поделаешь: ты всего лишь утконос, воспитанный человеческой семьей.) Это, конечно, не говорит о непогрешимости методики. «Сказаться на результате может множество факторов, начиная от усталости и заканчивая длиной и заточенностью карандаша». Как бы то ни было, возможные отклонения некритичны и в целом тест дает довольно кучное попадание в твои личностные особенности.
Расположение рисунка на странице
В идеальном мире идеальный человек, который принимает себя таким, какой он есть, нарисовал бы свою неведому зверушку в центре по средней линии листа.
Поздравь себя, если ты как раз такой идеальный индивидуум.
Куда смотрит твой невероятный питомец?
НАЛЕВО? Ты склонен к самоанализу и рефлексии. Тебе свойственно долго прокручивать в голове давний разговор и придумывать себе новые остроумные реплики, до которых сразу не додумался («Как же я не догадался сказать хулиганам, что не надо меня бить?!»). Ты человек не дела, а намерения.
Голова твоей амебы смотрит НАПРАВО? Хороший знак! Ты не только что-то планируешь, но и всегда приступаешь к выполнению задуманного.
Не сводящее с тебя глаз животное, которое ты изобразил АНФАС, говорит об эгоцентризме. Это может трактоваться и так, что ты контактная личность, легко завязывающая знакомства.
На рисунке жизнерадостного, здорового, успешного человека (такие обычно живут в рекламе банков) животное должно равномерно располагаться во всех трех временах и направляться из прошлого в будущее.
Если рисунок прижат к ЛЕВОЙ стороне — возможно, это связано с полученным в детстве негативным опытом, который все еще аукается (развод родителей или тефтеля, которую тебе бросила во втором классе за шиворот учительница пения). А может, недавние события снова напомнили тебе о давнем переживании и сдвинули зверя влево.
Сильный уход ВПРАВО может интерпретироваться как защитная реакция. Ты бежишь из настоящего (или все того же прошлого) в будущее. Живешь надеждой на завтрашний день. Впрочем, если завтра суббота, тебя можно понять.
Общее впечатление
Несуществующие животные, как и существующие на канале Animal Planet, делятся на тех, кто:
угрожает остальным (например, что-нибудь зубастое);
кому все угрожают (нечто зайцеподобное);
кто еще не определился (саблезубый бегемотозайчик).
Кого бы ты ни выбрал своим тотемом, это отражение того, как ты видишь себя в этом мире. Букашка ты или слон — делай вывод сам.
Если твоя особь носит человеческую одежду или слишком АНТРОПОМОРФНА (при этом ей необязательно напоминать гуманоида, достаточно просто быть прямоходящей), то ты, малыш, эмоционально незрел и инфантилен.
Наш эксперт почти на сто процентов уверен, что ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ своему зверю ты, будучи нормальным человеком, не нарисуешь («Это свойственно только маленьким детям, которые еще недостаточно осознают нормы»). В противном случае ты не совсем здоров, функции контроля ослаблены. Даже банальное вымя (образ женской груди) у твоей совы выдает твою нездоровую фиксацию на сексе.
Размеры и пропорции
Слишком БОЛЬШОЕ животное — нарциссизм. Как вариант: здоровенное создание может появляться в качестве защитного механизма личности. «Очень больших животных чаще всего рисуют дошкольники. Дети вкладывают свою завышенную самооценку в рисунки животных огромных размеров», — объясняет Татьяна. Также твоя гигантомания может быть вызвана реакцией на недавний стресс.
МЕЛКАЯ тварь внизу страницы — признак психических проблем. Вряд ли это к тебе относится, но учти: наноживотных обычно рисуют шизофреники и другие люди с интересным устройством мозга. Так что та крошечная крылатая козявка*, как-то нарисованная Карлсоном, увы, заставляет взглянуть на его поступки в новом свете.
* Примечание Phacochoerus’a Фунтика:
« Очень одинокий петух», акварель, 1955. Экспонируется в Стокгольмском музее современного искусства »
Контуры и линии
Иглы, рога, панцирь — в общем, все то, что служит для животного защитой, может быть заменено в рисунке просто тщательным, прорисованным несколько раз контуром.
Поэтому сразу отметь для себя: пусть даже твое создание на первый взгляд беззащитно перед миром, это совсем не так, если некоторые линии и выступы толще прочих.
Самое важное — с какой стороны у твоей животины броня.
Броня ПО БОКАМ показывает твою готовность к самозащите в любой жизненной ситуации. «При этом, — акцентирует Татьяна, — прорисовка линий справа говорит о том, что ты очень дорожишь своим вкусом, предпочтениями и убеждениями и готов биться за них». (К слову, хотя мы и несогласны с твоими убеждениями, мы готовы где-нибудь расписаться в коллективном письме за твое право высказать их.)
Если какая-то из деталей выделяется тщательностью прорисовки или более сильным нажимом карандаша (линии заметны на обратной стороне листа), это сигнализирует о твоей тревоге.
К сожалению, объяснение, почему что-то ты прорисовал основательнее всего прочего, ты сможешь дать только сам.
Трактовок может быть сколько угодно.
Например, у животного тревога локализована в ногах. Если опираться на трактовку образов коллективного бессознательного, выходит, что ты не уверен в себе. Но, может, ты просто сегодня много ходил пешком. Так что мы бросаем тебя одного биться над трактовкой загадки, почему ты прорвал бумагу, рисуя горбик сумчатой куропатке.
Нижняя часть фигуры
Ноги — еще одно зеркало души. Прорисованные ноги показывают уверенность в себе, продуманность решений. Если ног у зверя нет вообще или они очень хиленькие, это подчеркивает импульсивность характера рисовавшего и его легкомысленность. (NB! Подрисованный под, казалось бы, слабыми ногами мощный постамент играет роль недостающих сильных ног. Ведь именно этот пьедестал служит опорой фигуре.)
Важно и то, как соединяются ноги с туловищем. Каково это соединение, таков и твой контроль над словами и решениями. Ноги плохо или вовсе не прикреплены к корпусу — ты не слишком следишь за точностью своих слов, не придаешь сильного значения своим же речам. Ноги ладно приделаны к телу — твои суждения взвешенны и по крайней мере для тебя убедительны.
Теперь изучи форму ног. Если обе ноги на одно лицо (точно повторены линии, размер, изгиб), ты конформист, а твои творческие решения не блещут новизной и выдумкой. А вот если нижние конечности твоего животного отличаются (одна нога занесена для пинка, а второй твоя скотина почесывает третью), ты наш человек. Ты независим в своих суждениях и вообще творческая натура. Руку, товарищ!
Кстати, если уж речь пошла о творческом начале: люди с клишированным мышлением используют готовые шаблоны (рыба, свинья, птица). Корова с крыльями — это неоригинально, это всего лишь формальное соединение двух заготовок — коровы и птицы. Да и вообще это не несуществующее животное, а обычный склисс!
Чем больше элементов и чем неожиданнее их комбинации, тем выше у тебя творческий потенциал и вообще жизненная энергия.
Голова
Если ты нарисовал безголового пендельпопа, пропусти этот пункт. Но при наличии у твоего создания какой-никакой морды, придется ее проанализировать.
Большая ГОЛОВА показывает, что рисовавший придает особое значение эрудиции и вообще рациональному началу как в себе, так и в окружающих.
Выделяющиеся УШИ — знак того, что тебе важно знать, как другие относятся к тебе. Плюс это показатель твоего интереса к миру, к информации, которую ты из него черпаешь.
РОТ. Открытый, да еще с языком, вопиет о твоей болтливости. Прорисованные губы выдают чувственность (извини, если это звучит как цитата из пособия по астрологии). Зубастый рот рисуют люди, склонные к вербальной агрессии. Причем агрессия эта часто носит защитный характер (ты огрызаешься, ругаешь всех и вся). Если рот на рисунке открыт, но ни языка, ни зубов, ни птички тари там не видно, есть мнение, что ты мнителен и вечно чего-нибудь опасаешься.
НОС хотя и является фаллическим символом, но на рисунках мужчин не несет особой дополнительной информации. А вот если ты будешь анализировать рисунок девушки, на котором у животного будет особенно длинный или слишком уж прорисованный шнобель, смело предположи, что она сексуально не удовлетворена.
ГЛАЗА. Акцент на зрачок (допустим, сильная штриховка) свидетельствует о том, что ты сейчас пребываешь в тревоге. Ты явно чего-то боишься. Нарисовал ресницы? Ай-яй-яй! Ты придаешь слишком много значения своему внешнему виду. Рисовать ресницы мужчинам вообще не пристало.
На рисунках, сделанных девушками, ресницы во многих случаях означают истероидно-демонстративную манеру поведения.
Ну вот мы дошли и до макушки. ВОЛОСЫ (грива, дреды, залысины) чаще всего просто соответствуют полу рисовавшего. Хотя в некоторых случаях характерная прическа может указывать на сексуальную ориентацию. РОГА и прочие колющие наросты указывают на агрессию. Но служит ли она защитой от окружающих или для нападения на них, точнее скажешь ты сам. Безобидное же ПЕРО или ХОХОЛОК трактуются как стремление выделиться.
Органы и конечности
Любые не функциональные, а чисто декоративные детали, выходящие за пределы нарисованной фигуры, — вроде пышных перьев, кисточек на хвостах и кудрей — указывают на некоторую неестественность поведения и желание обратить на себя внимание.
Не удивимся, если на твой автомобиль, вытатуированный на спине, нанесен аэрографический рисунок тигра, которого проглотил дракон.
Наличие вроде бы и лишних, но все же практичных конечностей (щупальца, запасные ноги, крылья, хоботки) — индикатор того, что ты хочешь охватить (а может, и охватываешь) сразу много областей деятельности. Все эти отростки суть твои многочисленные хобби или просто твоя многостаночность на работе. Или же это означает то же самое, но со знаком минус: ты часто лезешь не в свои дела, мешаешь окружающим своим всезнайством.
Хвост — то, что тянется за тобой. Твои дела, твои намерения, твои слова. Тут снова тебе пригодится временная шкала (налево пойдешь — в прошлое попадешь, и т.д.). Проследи, куда указывает хвост. Направо — у тебя какие-то важные планы на будущее, налево — ты все еще вспоминаешь и анализируешь прошлые поступки. Чтобы разобраться, положительные или отрицательные чувства вызывают эти твои будущие или прошлые дела, обрати внимание на то, вверх или вниз смотрит хвост. Хвост торчком — ты или горд чем-то содеянным, или предвкушаешь будущие победы. Опавший хвост — страх перед будущим и сожаление о минувшем.
Кроме всего прочего, хвост, кто бы сомневался, является фаллическим символом.
Поэтому направление (вверх-вниз) может быть просто сиюминутным индикатором твоей потенции. Ничего-ничего, это случается с каждым мужчиной.
В редких случаях в теле зверя пытливый взгляд обнаружит неживые детали (колеса, батарейки, пропеллеры, входы для USB). Появляются такие дополнения или от большого ума (рисовальщик использует все свое воображение, стараясь выдумать несуществующее животное), или, наоборот, от поврежденного разума — у больных шизофренией.
Важны и те детали, которых у твоего зверя нет.
Нет ног — ты в себе не уверен (см. значение нижних конечностей). Нет рук или щупалец — ты не воздействуешь на мир, а предпочитаешь пассивно ждать, когда что-то произойдет.
Если ты внимательно прочел задание и дал своему несуществующему животному небывалое имя, а не просто нарек его, как обычно, Виталием Сергеевичем, ты наверняка найдешь среди этих вариантов название, чем-то похожее на твое.
Рациональное соединение двух и более смысловых частей: слоногусь, ползучий конь, собакоед. Показывает практичность, рациональность мышления, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.
Псевдонаучное название: латиноимениус, восточно-европейский репейный козлодер. Выдает, что ты гордишься своей эрудицией и начитанностью. Да и вообще дураком себя не считаешь.
Бессмысленный набор звуков: блюнь, хиворамира, вляу. Характерно для легкомысленного человека, не думающего о последствиях своих поступков. Кроме того, такое кулювляу может подчеркивать, что для придумавшего это имя эстетический элемент важнее рационального.
Смешное имя: чучучка, попеньция. Показатель твоего иронично-снисходительного отношения к жалким окружающим.
Повторяющиеся звуки: флю-флю, виз-виз, жум-жум. Инфантильность. Извини, но не мы это придумали.
Слишком длинное название: зелофукиропотестораль, колибарнофуруказу. Типично для любителя фантазировать и витать в облаках.
Последний штрих
Теперь, когда ты выяснил всю подноготную о себе и сидишь над закапанным слезами рисунком, попробуй отыграться на своих знакомых. Конечно, для повышения твоего мастерства необходима практика.
«Чем больше своих рисунков ты проанализируешь, тем легче потом будет анализировать рисунки других», — пообещала наш эксперт, а потом высказалась в том смысле, чтобы ты остерегся однозначно подходить к трактовке выдуманных животных. Все вышеизложенное — лишь основа и не может объяснить все защечные мешки и щупальца. Доверяй своей интуиции. Если тебе кажется, что гитлеровские усики у горного пингвина, которого нарисовала твоя подружка, означают ее тайное желание заняться сексом втроем, то, скорее всего, так оно и есть.
Об одном художнике
Вот малая часть того, что выяснил наш эксперт, бросив взгляд на зонтичного жабоконя, нарисованного редактором по фитнесу.
У существа нет рук. А там, где они ожидаются, — рот. Можно предположить, что вербальный контакт является основным способом взаимодействия с окружающей средой. Зонтик с иголочками — личность ожидает нападения, но при некоторых провокациях извне склонна вести себя достаточно агрессивно. Жабоконь — имя с некоторой долей иронии. Отношение к себе амбивалентно. Жаба — возможно, то, что иронизируется личностью, а конь — то, чем она гордится и что ею более принимается.