Народная мудрость что это
Народная мудрость как форма познания
Содержание статьи
Народная мудрость относится к категории ненаучного познания. Необходимость познать мир существовала перед человечеством с самых первых шагов Homo sapiens. Веками накапливался практический опыт отношений человека с природой, который нашел отражение в фольклоре. Через устное народное творчество каждый народ формирует понятия различных категорий, начиная от мироздания, заканчивая семейными отношениями.
Модель мироздания в сказке
Прежде всего, ментальность и мировоззрение присутствуют в народных сказках в виде аллегорий. В иносказательном виде здесь просматриваются попытки объяснить происхождение Земли, народов, взаимоотношений человека с природой.
Метафоричность русских народных сказок настолько далеко увела слушателя от их истинной сути, что сейчас они воспринимаются только как развлечение для детей.
Хотя исследователи даже в сказке о колобке прослеживают аллегорию созидания человека Высшими силами.
Пословицы как картина познания мира
Большинством современных слушателей пословицы расцениваются как мудрые изречения, придающие речи своеобразный колорит. Однако если попытаться рассмотреть смысловой объем жанра, можно заметить, что пословицы и поговорки представляют собой обобщенную и проверенную временем систему ценностей, пропущенную через практический опыт народа.
Пословицы заключают в себе кодекс правил поведения, обобщение жизненного опыта, элементы психологии, объяснение природных процессов и явлений. Особенность пословиц в том, что они, типизируя явление, формируют понятие от частного к общему.
Народная мудрость
Смотреть что такое «Народная мудрость» в других словарях:
Народная мудрость — Афоризм (греч. αφορισμός, «определение») оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная… … Википедия
народная педагогическая мудрость — 1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Этнопсихологический словарь
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ — 1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни … Википедия
Народная педагогика — система семейного и общественного воспитания, основанная на национально исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально эстетические пристрастия. В этом … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
мудрость — гласит восточная мудрость • субъект, вербализация гласит народная мудрость • субъект, вербализация мудрость гласит • субъект, вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
народная — гласит народная мудрость • субъект, вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
мудрость — бездонная (Сергеев Ценский); высокая (Пушкин); глубокая (Лесков); змеиная (Тютчев); неистощимая (Пушкин); суровая (Фофанов); седая (Кольцов, Мятлев); ясная (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов
МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20… … Толковый словарь Ожегова
Народная педагогическая мудрость — категория народной педагогики, которая характеризует с качественной стороны мудрость народа, основанную наопыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Народная мудрость или что представляет собой фольклор
Вы видели хоть одного человека, который был бы равнодушен к народным сказкам, песням и танцам. В них гармонично сочетается искрометный юмор, нежная грусть, уникальность и радость. Более всего русского человека в фольклоре привлекает обаяние старины и ностальгический аромат древности. Основное отличие данного направления в искусстве – это отсутствие автора.
Что такое фольклор?
Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является своеобразным «зеркалом» менталитета славян. Чаще всего это устное сказание – былины, заговоры, загадки.
В переводе слово «folk-lore» означает «народная мудрость». Впервые термин использовали в 1846 году, в обиход его ввел исследователь из Великобритании по имени Вильям Томс. Термин весьма обширен и что именно сюда попадает, каждый определяет самостоятельно.
Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.
Базовые разновидности и жанры фольклора
К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.
В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.
Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.
Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена. |
Герои и символы фольклора
Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.
Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.
Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.
В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.
Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.
Литература и фольклор
В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.
Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.
Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн. |
К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.
К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.
Развитие фольклора
Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.
Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.
Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.
В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.
Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.
Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.
Кто изучает фольклор?
Народное творчество – это отражение культуры. Наша страна характеризуется гармоничным сплавом из языческих и православных точек зрения на явления в окружающей среде и социум. В фольклорных произведениях часто основными действующими персонажами становятся звери, природные силы (ветер, солнце).
В этом проявляется отражение языческого мировоззрения, одухотворяющего природу. Древние славяне верили с мифических существ и молились им, это также проявляется в старинных сказаниях. |
Помимо этого, в произведениях существуют христианские персонажи (Богородица, святые). Изучением народного творчества занимаются фольклористы. Они регулярно ездят в экспедиции, чтобы отыскать и записать устные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней. После этого ученые тщательно исследуют символику сказаний, их содержание и структуру.
Фольклор народностей
Разные нации, отличающиеся культурой, традициями и мировоззрением, тем не менее находят единые точки соприкосновения в творчестве. Существуют универсальные желания, именно благодаря им в искусстве появляются обряды, сказания, притчи. Многие нации отмечают праздники и воспевают богов для получения богатого урожая.
Заключение
Устное народное творчество – это неоценимое наследие для каждой страны. Фольклор появился задолго до письменности. Не стоит путать его с литературой. Народные произведения сформировались на основе обрядно-ритуальных действий. А о литературе первые упоминания встречаются лишь в период античности.
Для получения дополнительных знаний о фольклоре посмотрите видеоролик.
Народная мудрость
Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. С изобретением письменности и книгопечатания афоризмы оформляются в тематические и авторские сборники. Их выпуск становится традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, антики, учёные и поэты средневекового Востока, полководцы и авантюристы Европы эпохи Просвещения, мыслители и романисты ХХ века. По мнению некоторых исследователей современный афоризм претерпел влияние со стороны научных открытий, сделанных в кибернетике, математической лингвистике и т. п.
В русском языке слово «афоризм» известно с XVIII века. В словарях его начинают отмечать с 1789 г. («Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный», Спб., 1789—1794, I, 63 — афорисм).
Примеры современного афоризма об афоризме:
Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех афоризмов состоит из 3-5 слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и самостоятельно:
Афоризмы следует отличать от т. н. перлов.
Содержание
Признанные авторы афоризмов
Современные русскоязычные авторы афоризмов
Литература
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Народная мудрость» в других словарях:
Народная мудрость — Вероятно, жизненный опыт каждого народа на определ. этапе излагается в прозаич. и стихотворных сентенциях и пословицах, принадлежащих знаменитым мужам или им приписываемых. Одновременно с появлением литературы в Греции возникает… … Словарь античности
народная педагогическая мудрость — 1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Этнопсихологический словарь
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ — 1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни … Википедия
Народная педагогика — система семейного и общественного воспитания, основанная на национально исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально эстетические пристрастия. В этом … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
мудрость — гласит восточная мудрость • субъект, вербализация гласит народная мудрость • субъект, вербализация мудрость гласит • субъект, вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
народная — гласит народная мудрость • субъект, вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
мудрость — бездонная (Сергеев Ценский); высокая (Пушкин); глубокая (Лесков); змеиная (Тютчев); неистощимая (Пушкин); суровая (Фофанов); седая (Кольцов, Мятлев); ясная (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов
МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20… … Толковый словарь Ожегова
Народная педагогическая мудрость — категория народной педагогики, которая характеризует с качественной стороны мудрость народа, основанную наопыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Народная мудрость в пословицах и поговорках
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пословица – это короткое народное изречение, которое имеет переносное или буквальное значение и представляет собой законченное предложение.
Поговорка – это языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий буквальное значение.
Историческая справка
Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.
Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.
Появление пословиц и поговорок исторически обусловлено тем, что человек заботился не только о собственном пропитании и укрытии (жилище), но и со временем начала осознавать необходимость познания окружающего мира. В процессе познания человек начинает сравнивать разнообразные предметы и явления, создает что-то новое в своем воображении. Многовековые наблюдения и раздумья приводят к тому, что люди начинают воплощать свои мечты, чувства, надежды и т.д. в сказках, песнях, легендах, пословицах, загадках и поговорках.
Таким образом, на протяжении всего существования человечества народ создает собственное искусство и поэзию.
Былины, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и иные виды устного народного творчества называют фольклором.
Фольклор – это слово, произошедшее от английского folk lore, в переводе означающее народное знание и народная мудрость.
Пословицы и поговорки относят к малым жанрам фольклора, порожденным устным народным творчеством, обобщающим опыт и мудрость человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Данный вид фольклора со временем стал одним из самых распространенным и необходимым в быту каждого человека и народа в целом.
Сложно точно сказать, в какой именно исторический период времени, пословицы и поговорки появились среди народа Руси. Бесспорным является то, что они возникли в древности, и сопровождают народ на протяжении всей его истории существования.
Отношение народа к пословицам и поговоркам, а также их значимость в жизни людей, ярко отражается в следующих изречениях:
Появление пословиц и поговорок относится еще к тому времени, когда на Руси появилась письменная грамота. Они передавались «из уст в уста», от «строго поколения – молодому поколению».
Таким образом, народ, который еще не умел ни писать, ни читать, создал своеобразную устную школу жизни. Через пословицы и поговорки народ передавал житейскую мудрость, заветные правила, учил подрастающее поколение.
В настоящее время отношение к пословицам и поговоркам уважительное, так как они представляют собой цвет народного ума, красят устную речь любого человека.
Кроме того, значимость пословиц и поговорок подтверждается тем, что начиная с 17-го века начались масштабные работы по их рукописному сбору. Работу по сбору пословиц и поговорок вели многие известные писатели и поэты. Одним из наиболее крупных сборников является сборник Даля (1862 год).
Опыт поколений в поговорках и пословицах
Пословицы и поговорки были придуманы в разное время, разными людьми и при разных ситуациях и обстоятельствах.
Русские народные пословицы и поговорки несут в себе суть бытия русского народа, сложившуюся за всю историю его существовании и развития. Именно они помогают понять, почему люди поступают так, а не иначе; откуда взяты определенные манеры поведения, истоки национального менталитета и много другое.
Люди, используя пословицы и поговорки в повседневной жизни, даже не задумываются, как они появились и откуда. Первые пословицы и поговорки передавали жизненный опыт наблюдения, семейные радости и проблемы из поколения в поколение. На них воспитывалось подрастающее поколение.
Возраст пословицы можно определить, посмотрев на нее «между строк».
Так, пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», была придумана сравнительно недавно. Об этом свидетельствует слово «рубль», который является не самой старой, по мировым меркам, валютой. Пословица с более старой денежной мерой, говорит о том, что она придумана давно, например: «Мал золотник, да дорог». Именно слово «золотник» указывает на возраст пословицы и ее многовековую историю. Использование таких пословиц в процессе воспитания и обучения детей, позволяют знакомить их с историей страны, традициями своего народа, его мудростью и опытом.
Сходства и различия между пословицами и поговорками
Знакомя детей с пословицами и поговорками, необходимо научить детей отличать их друг от друга. Для этого можно использовать словесный метод, то есть пояснить на словах их разницу, а можно в качестве примера привести такие народные высказывания:
«Пословица и поговорка всегда «ходят» вместе»
«Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
Детям можно разъяснить, что:
Основой народной мудрости и опыта называют именно пословицы, так как они по своему содержанию представляют собой короткие изречения, поучительные по духу, которые имеют завершенный смысл и вывод. Поговорка же – это устойчивое сочетание, которое выражает определенную мысль. Поговорки чаще всего используют для яркого выражения мыслей.
Общее между пословицами и поговорками – народное авторство и заложенная в них мудрость.