Народный промысел дымка это изготовление чего
Визитная карточка России-матушки — дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из старейших промыслов России. Ремесло существует более четырехсот лет, но до сих пор не утратило популярности. Напротив, пользуется продукция из глины пользуется спросом у потребителей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Искусство зародилось в Дымковской слободе, которая впоследствии вошла в состав города Киров.
История промысла
Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.
В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.
Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.
К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.
Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка. |
Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.
Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.
Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.
Виды дымковской игрушки
Основные образы, которые воплощают мастера в своих работах – это барыня, домашние животные, индюки. Все фигурки отличаются яркой и насыщенной расцветкой, призывающей показать радость жизни.
Особой ценностью у коллекционеров пользуются игрушки, с помощью которых можно создать сюжетную композицию. Несмотря на каноничность, продукция из Дымково является эксклюзивной. Поскольку каждая мастерица старается внести в фигурку свои авторские наработки. По этой причине практически нереально отыскать две идентичные игрушки.
Самые популярные образы, воплощенные в глиняных фигурках:
Технология изготовления
Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:
Как лепить дымковскую игрушку
Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.
Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка.
Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д.) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски.
Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку.
Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки.
Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь. |
Сушка и обжиг дымковской игрушки
После завершения лепки изделие сушат. Длительность процедуры зависит от размера фигурки и климатических особенностей помещения. В обязательном порядке учитывают влажность, температуру и прочие параметры. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.
После сушки статуэтку обжигают. Ранее для этого использовали деревенскую печь. Игрушки выкладывали на противень из металла и устанавливали его на дрова. После того как фигурка накалялась, в этой же печке ее остужали.
В наши дни используют инновационную аппаратуру, которая не только экономит время, но и делает процесс прокаливания безопасным.
Побелка (беление) дымковской игрушки
После сушки и обжига статуэтка приобретает красно-коричневый оттенок. Поэтому прежде чем наносить роспись, ее отбеливают. Фигурку покрывают специальным составом из мелового порошка и молока.
После того как напиток закиснет, раствор становится твердым и на изделии образуется равномерный слой белого цвета. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.
Много раз предпринимались попытки изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался провалом. В результате статуэтка становилась желтой или приобретала неровную поверхность. По этой причине и в наши дни побелка проводится по старинной рецептуре.
Роспись дымковской игрушки
Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.
Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.
Цвета дымковской игрушки
После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:
В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.
Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:
Элементы дымковской росписи
Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.
Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.
Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.
Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.
Характерные особенности росписи животных
Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.
Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника. |
К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.
Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.
Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.
Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?
Традиции создания глиняных фигурок живы до сих пор. В мир современных технологий этот промысел так и не стал автоматизированным. Статуэтки по-прежнему создают вручную, придерживаясь правил, зародившихся четыреста лет назад.
К сожалению, юным мастерам порой не хватает усидчивости и терпения, чтобы пройти полный курс обучения. Но тот, кто постигнет эти азы, становится настоящим профессионалом. Руками умельцы создают шедевры, каждая игрушка индивидуальная и неповторима.
Чаще всего на производстве заняты женщины. Полет фантазии и знание старинных традиций помогает девушкам создавать уникальные образы и максимально достоверно их передавать.
Заключение
Что такое дымковская игрушка? Это отражение истории русского народа и его культурное наследие. Яркие и самобытные фигурки радуют глаз и улучшают настроение. Изделия погружают человека в мир сказок. В современности глиняные статуэтки утратили ритуальную подоплеку, но по-прежнему символизируют щедрость и безграничную доброту русской души.
Из видеоролика вы узнаете, как проходит создание дымковской игрушки из обычного куска глины.
Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.
В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.
Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.
Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.
Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.
Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.
В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.
С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.
Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.
Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.
В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.
Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!
Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.
Дымковская игрушка — история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать
Легенда
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим.
Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Дымковская игрушка
История промысла
Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.
В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.
Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.
К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.
Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка. |
Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.
Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.
Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.
Дымковский промысел в XXI веке
Как бы ни развивалась техника, знаменитое ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.
В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.
Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Значение дымковской игрушки
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях.
В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Изображения на Дымковских игрушках
Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщин с кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова.
В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки.
Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться.
Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин.
Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.
Лепка
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
Сушка
Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
Обжиг
В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.
Побелка (беление) дымковской игрушки
После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.
Роспись поделки
Начинается этот этап после того, как побеленная игрушка высыхает. Мастер берет яркие краски и наносит на фигурку простые, незатейливые узоры.
Используемые мастером цвета:
Чтобы получить дополнительные цвета, основные следует разбавить мелом. Такова была колористика оригинальной дымковской игрушки.
Кисточек в начале развития промысла не было, потому народным умельцам приходилось пользоваться деревянными палочками, обмотанными льняным лоскутком. Если сегодня попробовать работать таким аутентичным предметом, и простая дымковская роспись покажется великим искусством.
Возможно, именно поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но при этом он выразителен, с цветовой точки зрения решен очень правильно.
Прямые и волнистые линии, круги и ромбы – в этих узорах нет филигранности и особой сложности, но учитывая инструменты народного мастера, да уровень подготовки, поражаешься старательности, интуитивности художественного чутья творцов из глубинки. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, пользуются колонковыми или хорьковыми кистями.
В краску для росписи принято добавлять сырое яйцо. Делают это для того, чтобы цвета выглядели более глубокими, насыщенными, да и лишний блеск игрушке не помешает.
И завершала этап росписи финальная обработка сусальным золотом. Из него просто вырезали несложные геометрические фигуры, приклеивали на воротники и шляпки барышень, на рога или уши животных. Потому и получаются игрушки такие праздничные, жизнерадостные, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующего вида.
Роспись, к слову, в определенном смысле канонична. Все лица человечков однообразны. Щеки и рот намечают малиновым цветом, черными становятся бровные дуги, глазки черные и круглые. Волосы у дымковских фигурок обычно темные – сплошь шатены да брюнеты. Рубахи и шляпы обычно однотонные, а вот юбки у женских образов белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белые, щедро расписанные яркими узорами.
Орнамент лишь на первый взгляд прост и сугубо декоративен. Как многое в народном творчестве, он является кодом, информацией. Например, волнистая линия – это река или просто вода, клетки с пересечением – сруб дома или колодца, окружность в центре с точкой – символ солнца или иного светила.
Орнамент
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.
Интересные факты
История дымковской игрушки насчитывает уже около 400 лет. Упадок наступил в середине XX века, но в 1942 году у промысла появился новый толчок развития. К этому привел художник Алексей Деньшин. Несмотря на то что в стране была война, он смог возродить интерес к игрушкам.
Сейчас слобода Дымково стала микрорайоном города Кирова. Именно в ней мастерицы передавали из поколения в поколения тайны создания игрушек. Сейчас их уже нет в живых, но кое-где сохранились деревянные дома. Один мужчин купила там землю и когда перекапывал ее, нашел фрагменты почти 50 фигурок. Возможно, что когда-то удастся создать музей, который позволит сохранить историю дымковской игрушки.
Мост через реку Вятку стилизован «под дымку». Он выглядит красиво и необычно. Подобные орнаменты использовались и во время жеребьевки во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Во времена СССР на автоматах с газированными напитками была изображена дымковская барыня.
К 2024 году планируется сделать серый промышленный город Киров ярким и оригинальным. Для этого здания украшают традиционным дымковскими узорами. Промысел снова приобретает популярность и игрушки можно купить во многих городах России.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Эволюция игрушки
Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые древние образцы не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Вначале это были более тонко вылепленные скульптурки, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры.
И окраска их была более скромной, превалировал коричневый цвет, немного желтого и белого. Но с течением времени игрушка стала декоративней, и если посмотреть на те, что изготовлены, скажем, полтораста лет назад, можно четко определить уже сложившуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистскую технику лепки и специфику раскраски фигурок.
Кстати, фасоны одежды, ‘надеваемой» на игрушку, сложились тоже тогда, и с тех пор сохраняются без изменений: платья с кринолинами, фартуки с пышными оборками, кокошники на няньках, особого фасона мужские шляпы, военные мундиры и т.п.
Промысел чуть было не сошел на нет. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковской игрушки стала угасать ввиду многочисленности подделок из более дешевых материалов.
Но начало XX века охарактеризовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, техника производства была еще не забыта, и дымковская игрушка «восстала из пепла», перестав к тому же быть чисто женским занятием.
Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Деньшин активно продолжали и популяризировали традиции промысла. Благодаря их работе дымковская игрушка сохранилась в тяжёлое для страны время, получила возможность для дальнейшего развития.
Около восьмидесяти лет назад за изготовление и роспись игрушек, ввиду огромного спроса на них и необходимости работы с большими массами сырья, взялись и мужчины.
Возрождение промысла
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного.
Дымковская игрушка сегодня
На сегодняшний день сохранением дымковского промысла занимается целая группа мастериц, каждая из которых создаёт уникальные авторские работы.
Благодаря этому дымковские изделия, по-прежнему остаются штучным товаром и высоко ценятся. Современной дымковской игрушке присуще разнообразие тем — герои сказок, былин, бытовые сценки, исторические персонажи и т.д.
Также для неё характерна яркость и проработанность деталей в сочетании с традиционными канонами лепки и росписи. Поэтому эта игрушка не теряет своей популярности, является брендом Вятского края и достоянием всей российской культуры.
Для дальнейшей популяризации бренда в Кирове был установлен памятник дымковской игрушке, открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность».
Игрушка также была представлена среди других народных промыслов на открытии Олимпиады в Сочи. Помимо этого игрушку можно увидеть в частных коллекциях, и экспозициях крупнейших музеев нашей страны.