Народный сход что это такое
Народный сход
Народный сход — форма народного собрания в России. Допускается законом для решения вопросов на местном уровне. Может служить для выражения протеста действиями властей. Имеет законодательно определённые формы: сход граждан, собрание граждан, конференция граждан. В качестве правового термина [источник не указан 645 дней] применяется только [источник не указан 645 дней] движением против нелегальном иммиграции (ДПНИ).
В СССР право граждан на участие в собраниях по месту жительства гарантировалось Конституцией 1977 года. Сходы обычно проводились в сёлах и назывались «сельскими», а в городах проводились в форме собраний граждан.
Сход граждан является одной из форм, через которую граждане Российской Федерации и жители муниципальных образований реализуют свое конституционное право на осуществление власти.
В современной России сход граждан и его полномочия определены в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в прессе его часто называют «Закон о местном самоуправлении»). При этом власти склонны называть народные сходы «несанкционированными митингами», запрещать их и пресекать попытки их проведения. Согласно закону, народный сход обладает законодательной инициативой, но прецедентов реализации данного права не было. Согласно закону, сход граждан должден применяться для решений вопросов местного значения населённых пунктах с численностью жителей, не превышающей 100 человек (но нет запрета на проведение сходов граждан в населённых пунктах с большей численностью).
Сход граждан следует отличать от так называемых собрания граждан и конференции граждан. Так, последние не являются формой осуществления власти. Согласно Федеральному Закону № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» процедура созыва собрания носит уведомительный характер. Различия между сходом, собранием и конференцией граждан прописаны в законе, но широкой общественности как правило неизвестны, и пресса называет все формы собраний граждан «народным сходом».
В условиях запрета властями митингов народный сход может быть достаточно эффективной политической технологией. Попытки его использовать были в 2006 году во время волнений в Кондопоге, а также при принятии «Закона об экстремизме».
Народный сход что это такое
В любом российском городе, поселке, селе существуют самые разные проблемы — жилье, дороги, качество медицинского обслуживания, занятость населения, сохранение исторического наследия, неправомерные притеснения граждан, чинимые должностными лицами — перечень проблем многообразен и в каждом конкретном месте он свой. На некоторые проблемы люди даже перестали обращать внимания, свыклись с ними, воспринимая их как должное, ибо не видят возможности что-либо изменить. Мы привыкли, что все решает начальство. А начальство привыкло, что народ пассивен и безгласен. Так зачем начальникам шевелиться, решать проблемы? Сверху спросят, если уж совсем все начнет разваливаться. Снизу — тишь, гладь, да «божья благодать». Есть конечно немало людей, которые проявляют озабоченность тем или иным вопросом, личным или даже общественным. Они пишут жалобы, обращения в различные инстанции, привлекают внимание прессы. Иногда это даже приносит какой-то эффект. Но усилия этих отдельных людей разрозненны и явно недостаточны для изменения общей картины.
Без гражданской активности населения не решить ни одной значимой проблемы как местного, так и национального значения. Если ждать когда начальство соизволит что-то предпринять, то можно и не дождаться. Граждане должны сами активно указывать на существующие проблемы, добиватся их решения, брать это дело под свой контроль.
Одной из форм, в которой может протекать гражданская активность, являются Народные сходы. Согласно действующему законодательству, сход граждан является одной из форм, через которую граждане Российской Федерации и жители муниципальных образований реализуют свое конституционное право на осуществление власти.Сход граждан и его полномочия определены в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По этому закону граждане имеют право собиратся для решения вопросов местного значения. Кроме того, Народный сход обладает законодательной инициативой. Важно понимать, что Народный сход это не митинг, он не требует согласований в местной администрации. Однако, если есть необходимость пригласить на сход представителей власти, или же для того, чтобы не дать никакого повода для неправомерных действий должностных лиц, или если есть вероятность провокаций каких-либо темных сил, желающих сорвать сход, можно и уведомить местные власти. Народный сход отличаетя от митинга или пикета тем, что на сходе не должны быть какие-либо средства агитации (флаги, транспаранты, плакаты, растяжки, листовки и т. п.) и звукоусилительная аппаратура.
Решения Народного схода обязательны для рассмотрения местной муниципальной властью. Но Народный сход не должен превратиться в выпуск пара в свисток, по принципу поговорили и разошлись. Для того чтобы решить проблему, на Народном сходе всем миром необходимо избрать постоянную группу делегатов народных, людей наиболее надежных, деловых, энергичных, заслуживающих доверие. Можно назвать эту группу Народным комитетом, можно иначе. Главное, чтобы эти избранные народом люди не пустили решение местных проблем на самотек, а стали бы постоянным органом контроля граждан за деятельностью чиновников, способствовали бы пробуждению гражданской активности на местном уровне и направляли бы ее на пользу населению.
Народный сход что это такое
Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
3. Сход граждан, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.3 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
4. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.
(в ред. Федерального закона от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сход граждан
Сход граждан – это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселениях Российской Федерации с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Содержание
Институт схода граждан
Сход граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Статья 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Случаи и порядок проведения схода граждан
Федеральный законодатель попытался придать институту сходов граждан терминологическую четкость и рассматривает сход в первую очередь как форму прямого осуществления муниципальной власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.
Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:
1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, которое может быть выражено на сходах жителей соответствующих населенных пунктов (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
2. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этом случае сходы должны проводиться раздельно на каждой из территорий, которым предполагается придать статус самостоятельного муниципального образования – поселения, т.е. на частях территории поселения, которое предлагается разделить. Порядок проведения таких сходов граждан может быть конкретизирован муниципальными правовыми актами соответствующего поселения.
3. На территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях допускается упразднение поселений, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении (ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Такой сход жителей поселения проводится в общем порядке, установленном для сходов граждан, поскольку на момент проведения схода соответствующее поселение еще не считается утратившим статус самостоятельного муниципального образования, имеет свой устав и иные муниципальные правовые акты, поэтому сход жителей поселения правомочен принимать властные решения в рамках компетенции этого поселения.
4. На межселенных территориях могут создаваться вновь образованные поселения, в том числе по инициативе населения, выдвинутой на сходе жителей населенного пункта, расположенного на межселенной территории (ст. 13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
5. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает и иные случаи проведения схода граждан. Эти случаи подпадают под общие правила проведения сходов всех жителей муниципального образования. Население муниципального образования принимает на таких сходах правовые решения в рамках компетенции муниципального образования.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этих случаях сходы организуются и проводятся на основании устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.
Вопросы введения самообложения граждан и использования соответствующих средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Сходы граждан, осуществляющие или осуществлявшие полномочия представительного органа муниципального образования
Перечень муниципальных образований Российской Федерации, где сходы граждан, осуществляют или осуществляли полномочия представительного органа муниципального образования
Народный сход что это такое
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:
1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
2) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
4) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1) в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенном на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 389-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов;
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
4.3) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта;
(п. 4.3 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения о создании вновь образованного поселения, а также во вновь образованном поселении, если численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 300 человек, по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного поселения;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения;
7) в сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта.
(п. 7 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
1.1. В сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
1.2. Сход граждан, предусмотренный пунктом 4.3 части 1 настоящей статьи, может созываться представительным органом муниципального образования по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.
Критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта (либо части его территории) или поселения. В случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 87-ФЗ, от 09.11.2020 N 370-ФЗ)