Народный стиль в музыке что это
Народная музыка
Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]
Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]
Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.
Содержание
Региональная дифференциация
Жанровая дифференциация
Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
Этническая дифференциация
История
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
Выразительные средства народной музыки
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:
Музыка в народном стиле
Разделы: Музыка
2 класс. 3 четверть.
Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).
Ход урока
1. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка. ” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.
– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?
– Говорит, что с песней на Руси родились.
– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”
И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
– Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.
Работу мы начнем с начала.
Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.
– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?
– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?
– Количество долей ТА в такте.
– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.
Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.
На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”
А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.
– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.
Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней
– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.
Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”
– Это мелодия плясовой. Так как…
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением
– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.
Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
– Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
Творческие проекты и работы учащихся
Предложенный индивидуальный творческий проект по музыке на тему «Народная музыка» содержит справочные сведения и отвечает на вопросы о том, что принято считать русской народной музыкой, когда и где родилась русская народная музыка и какие основные стили и направления существуют в русской народной музыке.
Подробнее о проекте:
Готовый творческий проект по музыке на тему «Народная музыка» полностью раскрывает тему русской народной музыки от ее истоков и до современности, выделяет характерные отличия русской народной музыки от других, приводит интересные сведения об исполнителях народных песен и характризует знаменитые исполнительские коллективы.
Оглавление
Введение
1. Русская народная музыка.
1.1. Что такое русская народная музыка?
1.2. Когда и где родилась русская народная музыка.
1.3. Основные направления и стили в народной музыке.
1.4. Сюжеты и образы русской народной музыки.
2. Выдающиеся исполнители народных песен.
2.1. Ф.И. Шаляпин.
2.2. Л.А. Русланова.
2.3. Л.Г. Зыкина.
3. Знаменитые исполнительские коллективы.
3.1. Хор имени Пятницкого.
3.2. Театр «Русская песня».
3.3. Ансамбль «Золотое кольцо».
Заключение
Список литературы и ресурсов в интернете
Введение
Цель моего нового проекта о народной музыке: выяснить истоки народной музыки, сюжеты и образы народных песен. Познакомиться с выдающимися исполнителями народных песен и знаменитыми коллективами.
Проблемный вопрос: почему нам интересна русская народная песня?
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Что такое русская народная музыка?
Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой или музыкальным фольклором.
Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Носителями народной музыки были не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникали ее варианты.
Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. В настоящее время записано много замечательных русских народных песен.
Когда и где родилась русская народная музыка
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Песни древних славян были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований, ритуальных действий. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые превращались в «игрища».
Народная музыка зарождалась функционально, то есть в связи с какой- либо житейской необходимостью: укачать ребенка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнце, урожай и т.д.
Основные направления и стили в народной музыке
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.
В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.
Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.
В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.
История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.
К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.
Сюжеты и образы русской народной музыки
Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.
В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки». В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья («зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти(опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви(золотое колечко); судьбы («доля») и др. Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.
Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная. », «Липа вековая над рекой стоит. », «Калинка. ». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:
Выдающиеся исполнители народных песен
Фёдор Иванович Шаляпин
Особое место в этом списке занимает Ф.И. Шаляпин (1873-1938), который, будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством.
Учился пению Шаляпин в церковном хоре, как и многие певцы из народа того времени. Благодаря природным данным, а Шаляпин обладал богатырским телосложением, был истинный русак, ему была присуща безмерная даровитость и какая-то, особая разбойничая удаль. Он воплотил в себе некий эталон русского человека на сцене.
Этот тезис Шаляпин иллюстрирует, делясь опытом исполнения народной песни «Помню, я ещё молодушкой была». «Певец должен вообразить, что это была за деревня, что это была за Россия, что это была за жизнь в этих деревнях, и какое бьется сердце в этой песне». Надо всё это прочувствовать, чтобы певцу стало больно, если он вообразит как в деревне работали, как вставали до зари, в какой сухой обстановке пробуждалось юное сердце.
Эти шаляпинские размышления многократно подтверждались и на практике; он рассказывает, как они вместе на природе исполняли «Лучину» с мельником Никоном Осиповичем, какие нюансы, какие тонкости заимствовал он и смог воплотить в своей концертной деятельности. Благодаря звукозаписи, мы и сегодня можем внимать звуку шаляпинского голоса, как он пел «Из-за острова на стрежень. », «Дубинушку» и многие другие песни. Коронным номером в каждом концерте Шаляпина, несомненно, была всем известная песня:
И.А.Ильин в своей статье «Художественное призвание Шаляпина» анализирует те влияния, под воздействием которых пробудился, вырос и окреп талант артиста. Это, прежде всего, русская простонародная песня, льющаяся по всей России из конца в конец много сот лет. Ей искренность и эмоциональность, её выразительность сделали Шаляпина, как национальное явление, возможным. Мы знаем, что Шаляпин её наслушался и от неё пошел.
Однако И.А. Ильин, в некоторой степени и справедливо, указывает отрицательные черты его характера. Всё это привело к тому, что Шаляпин не создал, не оставил после себя школы, подобно школе К.Станиславского, в которой стоило бы воплотить метод своего творчества и живую школу нового оперного искусства. Песенное наследие Шаляпина всегда является своеобразным камертоном и образцом для многих поколений профессиональных певцов и любителей русской народной песни.
Лидия Андреевна Русланова
В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах.
Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине, напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта.
Исполнительский стиль Руслановой восходит к певческим традициям крестьян Поволжья. Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские народные песни.
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. В годы войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе. После войны работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале, а затем швеёй в больнице. При этом в то время, по собственным признаниям, заветной мечтой как самой Людмилы, так и её отца было стать лётчицей.
Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого её приняли в хор имени М.Е. Пятницкого. Конкурс в ходе приёма достиг 1500 человек на место, в конце комиссия отобрала четверых: трёх юношей и одну девушку — Людмилу.
В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады.
С 1960 Людмила Зыкина — солистка Москонцерта. Помимо России, Зыкина была популярна во всех республиках СССР и во многих странах мира.
В 1977 году Зыкина создала русский народный ансамбль «Россия». Голос Зыкиной — полнозвучное, мягкое и меццо-сопрано. На протяжении всей жизни придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Следует отметить, что всенародную известность Зыкиной принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные, песни небольших поселков и рабочих окраин, написанные композиторами Мрком Фрадкиным, Григорием Пономаренко и др.
Знаменитые исполнительские коллективы. Хор имени Пятницкого
В 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы. Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки.
Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым. На сцену вышли восемнадцать крестьян. Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки её исполнителям – простым русским крестьянам.
В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдалённых сёл и деревень. Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого хор получил его имя.
Хор имени Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира. В наши дни хор вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины, как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».
Ансамбль «Русская песня»
Петь девочка полюбила в раннем детстве. Шумные компании часто устраивали различные маскарады с песнями и плясками, отец Надежды играл на всевозможных музыкальных инструментах, поэтому девочка росла в атмосфере праздника и была очень артистичным ребенком. Уже в десятом классе она заслужила признание своего таланта, заняв первое место на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей в жанре «Народная песня». Ее кумиром в то время была Людмила Зыкина, песни которой она часто перепевала.
Ансамбль «Золотое кольцо»
Заключение
Изучив весь материал, я могу ответить на проблемный вопрос моего проекта.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений.
Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах.
В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
Из народных песен мы узнаём много нужных нам сведений, поэтому, я думаю, народная песня нам всегда будет интересна.