Нарратив что это простыми словами примеры
Больше чем сюжет: что такое нарратив
Александра Иваницкая
Слово «нарратив» сегодня используется довольно часто, в основном как синоним «сюжета». Однако значение этого слова гораздо шире и одними сюжетами не ограничивается. Сейчас слово «нарратив» применяют относительно журналистики, производства новостей, сериалов и видеоигр. Рассказываем, что это за слово и почему оно стало важной частью современной культуры.
Что такое нарратив?
«Нарратив» происходит от английского narration — «повествование». Нарратив означает повествование в широком смысле, не только ответ на вопрос «что случилось?», но и последующие ответы о причинах и последствиях событий, о которых повествуют. Важной составляющей нарратива является история: повествование всегда ведется о событии, которое имеет свое развитие. В нарратив входит все, от диалогов до цвета занавесок в комнате, где происходят самые важные обсуждения героев.
Чем это отличается от сюжета?
Сюжет — это скелет рассказываемой истории, он находится внутри и в связи с этим имеет более жесткую структуру. Нарратив строится вокруг сюжета, именно благодаря ему мы можем взглянуть на сюжет с другой точки зрения и в новых форматах.
В сюжете у нас есть дань, герои, чудовище, месть и борьба за освобождение страны. А в начале 2000-х американская писательница Сьюзен Коллинз берет этот сюжет и окружает его новым нарративом, который мы все знаем как трилогию «Голодные игры». В этом нарративе мир Античности сменяется футуристичным государством Панем, где есть система дистриктов с монопроизводством и в качестве наказания за мятеж эти дистрикты также отправляют юношей и девушек для ритуального — назидательного — убийства. Герои здесь также стараются победить чудовище (в лице проводящей голодные игры власти).
Или возьмите историю о принце датском Гамлете, оставьте кровавое братоубийство и побег наследника, разоблачение предателя, но сделайте хеппи-энд вместо трагедии, а людей замените львами. И вместо Дании местом действия сделайте саванну — и у вас появится новый нарратив, произведение, известное нам как «Король Лев».
На этих примерах видно, что нарратив вбирает в себя не только сюжет и последовательность действий, но и то, как мы воспримем место действия и его время, наиболее популярные идеи и мотивацию героев. Грамотно построенный нарратив создает у зрителя, читателя или игрока ту полноту восприятия, к которой стремится автор.
Так, в сфере гейм-дизайна нарратив — это повествование не с точки зрения разработчика, а с точки зрения игрока, это тот игровой опыт, который человек получит при прохождении игры.
Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».
Как считывается нарратив?
Для передачи зрителю нарратива есть много способов. Один из них, самый простой и понятный, — это экспозиция. Когда читателя или зрителя не сразу бросают в гущу событий, а постепенно знакомят с историей или миром, где она разворачивается. Так, в серии «Звездных войн» к восприятию нарратива зрителей готовит фирменная заставка, а в некоторых фильмах и сериалах под экспозицию отводится целый эпизод (как сделали в первой серии «Игры престолов» или в вышедшем в 2021 году фильме «Дюна»).
Еще один способ ввести зрителя в курс дела — это закадровый голос. Он бывает двух типов: герой-рассказчик и повествователь. Герой-рассказчик — это часть сюжета, он очевидец или участник событий, поэтому он рассказывает нам свое видение истории. Тогда нарратив будет находиться за пределами того, что рассказал нам герой, ведь он может даже по-своему искажать события или оправдывать себя. Героем-рассказчиком является Токио в сериале «Бумажный дом».
А вторым вариантом закадрового голоса может быть повествователь, который может вообще никак не относиться к событиям истории и быть гораздо ближе к самому зрителю. Например, такой закадровый голос вы можете встретить в сериале «Благие знамения».
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
Больше чем сюжет: что такое нарратив
Александра Иваницкая
Слово «нарратив» сегодня используется довольно часто, в основном как синоним «сюжета». Однако значение этого слова гораздо шире и одними сюжетами не ограничивается. Сейчас слово «нарратив» применяют относительно журналистики, производства новостей, сериалов и видеоигр. Рассказываем, что это за слово и почему оно стало важной частью современной культуры.
Что такое нарратив?
«Нарратив» происходит от английского narration — «повествование». Нарратив означает повествование в широком смысле, не только ответ на вопрос «что случилось?», но и последующие ответы о причинах и последствиях событий, о которых повествуют. Важной составляющей нарратива является история: повествование всегда ведется о событии, которое имеет свое развитие. В нарратив входит все, от диалогов до цвета занавесок в комнате, где происходят самые важные обсуждения героев.
Чем это отличается от сюжета?
Сюжет — это скелет рассказываемой истории, он находится внутри и в связи с этим имеет более жесткую структуру. Нарратив строится вокруг сюжета, именно благодаря ему мы можем взглянуть на сюжет с другой точки зрения и в новых форматах.
В сюжете у нас есть дань, герои, чудовище, месть и борьба за освобождение страны. А в начале 2000-х американская писательница Сьюзен Коллинз берет этот сюжет и окружает его новым нарративом, который мы все знаем как трилогию «Голодные игры». В этом нарративе мир Античности сменяется футуристичным государством Панем, где есть система дистриктов с монопроизводством и в качестве наказания за мятеж эти дистрикты также отправляют юношей и девушек для ритуального — назидательного — убийства. Герои здесь также стараются победить чудовище (в лице проводящей голодные игры власти).
Или возьмите историю о принце датском Гамлете, оставьте кровавое братоубийство и побег наследника, разоблачение предателя, но сделайте хеппи-энд вместо трагедии, а людей замените львами. И вместо Дании местом действия сделайте саванну — и у вас появится новый нарратив, произведение, известное нам как «Король Лев».
На этих примерах видно, что нарратив вбирает в себя не только сюжет и последовательность действий, но и то, как мы воспримем место действия и его время, наиболее популярные идеи и мотивацию героев. Грамотно построенный нарратив создает у зрителя, читателя или игрока ту полноту восприятия, к которой стремится автор.
Так, в сфере гейм-дизайна нарратив — это повествование не с точки зрения разработчика, а с точки зрения игрока, это тот игровой опыт, который человек получит при прохождении игры.
Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».
Как считывается нарратив?
Для передачи зрителю нарратива есть много способов. Один из них, самый простой и понятный, — это экспозиция. Когда читателя или зрителя не сразу бросают в гущу событий, а постепенно знакомят с историей или миром, где она разворачивается. Так, в серии «Звездных войн» к восприятию нарратива зрителей готовит фирменная заставка, а в некоторых фильмах и сериалах под экспозицию отводится целый эпизод (как сделали в первой серии «Игры престолов» или в вышедшем в 2021 году фильме «Дюна»).
Еще один способ ввести зрителя в курс дела — это закадровый голос. Он бывает двух типов: герой-рассказчик и повествователь. Герой-рассказчик — это часть сюжета, он очевидец или участник событий, поэтому он рассказывает нам свое видение истории. Тогда нарратив будет находиться за пределами того, что рассказал нам герой, ведь он может даже по-своему искажать события или оправдывать себя. Героем-рассказчиком является Токио в сериале «Бумажный дом».
А вторым вариантом закадрового голоса может быть повествователь, который может вообще никак не относиться к событиям истории и быть гораздо ближе к самому зрителю. Например, такой закадровый голос вы можете встретить в сериале «Благие знамения».
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
Меньше слов и больше нарративов в Яндекс.Дзене, или Как освоить новый источник монетизации
27 февраля 2018 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 11289
Что такое нарратив простыми словами — это слово в переводе с английского языка, означает «рассказ», «изложение фактов», «сюжетно-тематическая картина».
Представьте, что это рассказ, оформленный в карточках. Вспомните глянцевые метафорические или игральные карты. Вот только в одной колоде допустимо иметь до 12 карт, связанных одной идеей, визуальным наполнением и мини-рассказом. Их интересно перелистывать, смотреть и читать. На чтение одного нарратива уходит до одной минуты. Найти их можно в Яндекс.Дзене и особенно удобно их просматривать в мобильном телефоне.
Несмотря на то, что это еще сравнительно молодой вид контента, с 18 октября 2017 года он быстро полюбился как читателями, так и авторами. И это не удивительно, потому что Яндекс.Дзен дает развлекательный контент и возможность заработать на этом, включив монетизацию. Все, что для этого нужно, — просто придумать яркую историю, подобрать к ней фотографии, гифки или видео. И за несколько мгновений создать свой нарратив.
Теперь, когда мы рассказали о том, что такое нарративы в Яндекс.Дзене и что это значит для автора, перейдем к основным моментам, которые необходимо знать для публикаций.
Что нужно знать, прежде чем опубликовать нарратив в Яндекс.Дзен
Кто ваш читатель
Прежде всего нужна информация об аудитории. Кто будет читать ваши публикации. Как видно из графика — Яндекс.Дзен читает преимущественно взрослая аудитория. Больше половины — люди старше 45 лет. За последний год общее число читателей удвоилось, и сегодня эта цифра составляет более 10 000 000 человек.
Популярный контент
Из этого же графика можем видеть, что лидируют темы, связанные с обществом, хобби и профессиями, рецептами еды, путешествиями, звездами и т.д. И в меньшей популярности здесь оказались темы по психологии, о животных и про отношения.
Как заработать
Монетизация ваших нарративов начинается при достижении двух параметров:
Яндекс.Дзен предоставил статистику, согласно которой средний показатель досмотров нарративов равен 60–70%. А показатель CRM — один из самых лучших среди всех рекламных площадок. К тому же вам не нужно думать, как привлечь к себе читателя. Для этого сервис сам разрабатывает рекламные механизмы для привлечения большего числа аудитории. Вот почему вопрос дополнительного дохода следует принять во внимание.
Какой формат нарратива интересен читателям
Советы и рекомендации
Рекомендуется в одном нарративе использовать от 5 до 10 слайдов. Также для привлечения постоянного потока читателей и, соответственно, монетизации ваших публикаций, важно публиковать их не реже чем два-три раза в неделю.
Как создать нарратив на Яндекс.Дзен
Когда вы знаете все нюансы и продумали содержание первой публикации в новом формате, заходите на свою страницу и нажмите на «+» в зеленом квадрате в левом верху сверху. Среди предложенных вариантов выбирайте «Нарратив».
После этого в Редакторе откроется макет будущего нарратива.
На каждом слайде можно писать текст, добавлять картинку, видео или гиф. А также прописывать ссылки. Разработчики нарратива рекомендуют на первой карточке не ставить видео или гиф, т.к. в общей ленте будет запечатлен один кадр, и не факт, что он будет самым идеальным для привлечения читателей.
Первым делом следует написать заголовок. Для этого нажмите в инструментах справа от карточки символ «Т». В открывшейся панели программа предлагает выбор цвета. К сожалению, он не имеет большого разнообразия. Поэтому учтите этот момент при подборе остального визуального ряда.
Некоторые решают проблему, делая скрин текстов. Однако в таком случае поисковая система «Яндекса» не будет видеть вашу публикацию по ключевым словам. Поэтому лучше найти применение существующим цветам и под них уже подобрать все картинки и фон.
Для изменения размера шрифта нужно потянуть уголок текстового блока и увеличить его или уменьшить.
В одном текстовом блоке нет возможности делать разный формат. Поэтому, если вы на одной карточке хотите выделить заголовок, а текст сделать меньшего размера, в таком случае лучше использовать два отдельных блока и для названия использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. А также другой цвет и подложку.
Фон карточки создается с помощью панели инструментов с правого бока, при нажатии в самом низу кружочка. Здесь программа предлагает два варианта. При выборе из первого ряда фон получится однотонный, а второй ряд предлагает основу из двух тонов.
При работе с текстом также предлагается удобная и понятная панель инструментов. Однако для тех, кто не знает, как сделать под текстом подложку необходимого цвета, нужно нажать на букву «Т» и выбрать необходимый цвет.
Для того чтобы встроить в карточку картинку, видео или гиф, нажмите на нужный вам значок на панели инструментов.
Если вам нужно вставить картинку, в открывшемся окне вы можете прописать ссылку на изображение или нажать на кнопку «Загрузите файл», если она находится на компьютере. Допустимый формат — jpg, png. Рекомендуется соотношение сторон 9х14 или 675х1050, 720х1120 пикселей.
В ситуации с добавлением видео или гифа откроется другое окно. В нем также нужно выбрать кнопку «Загрузить» и выбрать файл, заранее сохраненный в ваших документах. Формат видео должен быть MP4. Максимально можно загрузить видео продолжительностью до 10 секунд и размером до 30 Мб.
Для того чтобы картинку растянуть на весь экран, нажмите на инструмент, показанный на следующем экране. Точно так же вы можете создать свой оригинальный фон и не использовать предложенные редактором цвета.
Чтобы картинка не закрывала текстовый блок, поменяйте соответствующие значки местами. Таким же образом вы можете накладывать несколько разных блоков и управлять их очередностью. На одном экране может быть использовано до трех блоков. Например, очередность по слоям может быть такая — сверху заголовок и текст, а снизу картинка.
Чтобы в нарратив вставить ссылку, выберите соответствующий значок на панели инструментов.
Далее напишите текст. Отформатируйте его по такому же принципу, как и обычный информационный блок. Рекомендуется его подчеркнуть, чтобы читатель догадался о том, что это ссылка. В окне справа вставьте сам адрес.
После того как вы создали все карточки, можете переходить к предварительному просмотру. Если вас устраивает полученная публикация, смело нажимайте «Опубликовать».
Поздравляем, теперь вы знаете, как сделать нарратив в Яндекс.Дзене.
Нарратив в Яндекс.Дзене в примерах
Что это такое, лучше всего посмотреть на готовые публикации. Там же можно взять идеи для своих интересных историй.
Обратите внимание на единый стиль всех нарративов. Одинаковый размер шрифта, заголовков и фотографий. Все это делает чтение приятным для читателя.
Однако всегда бывают исключения. И даже в этом случае следует продумывать визуальный ряд гармонично.
Примеры подобраны таким образом, чтобы показать, как следует указывать ссылку на последнем слайде.
Больше примеров нарративов можно посмотреть на Яндекс.Дзене. Мы же рекомендуем не просто смотреть, а брать идеи, придумывать свои короткие истории, создавать их, публиковать и зарабатывать на этом, привлекая новую аудиторию в интернете.
Что такое нарратив
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В последнее время слово «нарратив» всё чаще встречается на просторах интернета.
Вот, например, комментарий к озвучке ролика за кадром: «Картинка потрясная, а с нарративом беда: пополняй свой словарный запас!»
Даже в новом романе Виктора Пелевина «Лампа Муфусаила» упоминается это загадочное слово: «Но здесь возникает серьезная проблема достоверности нарратива».
Что же оно означает? Каково его происхождение? Давайте разберёмся, что это такое – «нарратив», и в каких областях применяется этот термин.
Нарратив — что это и откуда появилось
Понятие «нарратив» появилось в философии в эпоху постмодерна и, с научной точки зрения, означает исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира.
Впервые этот термин был употреблён в 1968 году в книге болгарского философа Цветана Тодорова «Грамматика Декамерона». В ней теоретик ввёл понятие нарратологии как «науки о рассказе» (от англ. и фр. narrare – рассказывать).
Ролан Барт (ещё один основоположник нарративной философии) в своём эссе (что это?), написанном в 1969 году, считает, что нарратив – это способ бытия «сообщающего» текста.
Его особенность в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки.
Если отбросить сложную философскую терминологию, то можно сказать так:
Нарратив — это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование). Это повествование может фиксироваться в устной или письменной форме.
Одна и та же история с людьми с разными взглядами рассказывается по-разному. Это – главная отличительная особенность нарратива.
Отличия нарратива от рассказа
Рассказ и нарратив близкие по значению слова (так же, как и популярная на западе новелла), но не тождественные. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:
Нарратор излагает события повествования не как сухие факты (как это обычно делают журналисты, рассказывая о произошедшем событии в том, что называют очерком), а как наблюдатель, который приходит к собственным выводам, исходя из жизненного опыта и мировосприятия.
Нарративы в истории
Нарративная история использует для исследований происходивших событий не беспристрастный подход, а оценивает их значимость на основе субъективных убеждений, жизненных правил и ценностей отдельных личностей.
К историческим нарративным источникам относят:
То есть источники, в которых повествование ведётся через призму личных взглядов на происходящие события.
Исторические события становятся неразрывно связаны с их интерпретацией. Например, крещение Руси и реформы Петра I – хорошо, монголо-татарское иго и революция – плохо. Историческая верность события здесь второстепенна.
В создании исторического нарратива авторский замысел преобладает над фактическим материалом, в котором фрагменты исторических знаний складываются в единое сюжетное повествование.
Нарративы в психологии и психотерапии
Один из основополагающих тезисов нарративной психологии – «жизни самой по себе не существует». Она состоит из череды повествований и субъективных восприятий событий. Люди познают мир лишь понаслышке, составляя представление о нём на основе интерпретаций других личностей.
Автор нарративного направления в психологии – американский психолог Джером Брунер. Он считал, что главным условием развития личности являются истории-нарративы, окружающие любого человека с раннего детства и в течение всей жизни, а не образ мышления.
«Для сознания человека не бывает незначительных историй: беседа с коллегами, семейная ссора, внутренний спор с собой или предвыборное выступление… То, как мы трактуем для себя или для других какое-либо событие, определяет нашу жизнь, даже если мы и не фиксируем этот момент в памяти».
Нарративная психотерапия использует рассказы пациентов, чтобы помочь им справиться с трудностями. Применяя этот подход в лечении, врач-психотерапевт помогает по-новому взглянуть людям на прошлое и настоящее, чтобы изменить свою жизнь в будущем.
Нарративы позволяют заново переписать историю своей жизни, иначе расставив акценты, подкорректировав нужные моменты, рассказать её «без ошибок».
Нарративная психология – это скорее теоретическая отрасль. А вот нарративный подход в психотерапии нашёл практическое применение.
Нарратив в литературе
В литературе нарратив – это последовательное изложение фактов в произведении. Это структура, на которой основан сюжет с разными моделями и шаблонами.
Яркий пример нарратива в литературе – история о Золушке. В книгах Братьев Гримм и Шарля Перро обе сказки имеют одинаковый сюжет, но написаны в разных интерпретациях. Перро создал образ милой романтичной героини, которая живёт со злыми, но вполне адекватными сёстрами и мачехой.
Братья же Гримм погружают нас в жестокую и страшную атмосферу страстного желания мачехи и сестёр выбраться любой ценой из нищеты. Мать советует отрубить дочерям пальцы, чтобы их ноги влезли в туфельку. Вместе они стремятся избавиться от Золушки, а в конце сказки сёстры оказываются жестоко наказанными – птицы выклёвывают им глаза.
Сюжет в сказке один, но его интерпретации у сказочников весьма разнятся.
Примеры нарративных литературных произведений:
На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале.
В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу. Эдгар По, Дин Кунц и Стивен Кинг овладели этим искусством в совершенстве.
Нарративы в Яндекс Дзен
Пользователей интернета уже не просто чем-либо удивить, поэтому для привлечения внимания часть контента в сети с 18 ноября 2017 года подаётся в особом формате, в виде нарративов.
Этот формат публикаций Яндекс Дзен специально разработан для чтения на смартфонах и планшетах. Ярко и необычно рассказанная история с завлекающим названием, дополненная изображением, преподносится пользователю в виде последовательности экранов.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Нарратив в Дзене напоминает комикс – картинки и текст сочетаются так, чтобы на коротком отрезке можно было рассказать цельную и интересную историю.
Краткое резюме
Подводя итог, можно сказать, что нарратив – это структурированное логичное повествование, в котором отражается индивидуальное восприятие реальности рассказчика.
Нарративные техники применяются во всех областях, связанных с изучением личности и среды обитания человека.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Нашел ошибку: «На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале. В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу.»
В жанре детектива то же самое — создается соответствующая атмосфера благодаря которой детективы и читают. По вашим же словам выходит будто читателю важно только узнать «кто». В таком случае все бы читали лишь первую и последнюю страницы и жанра детектива как такового бы не существовало. Весь интерес ограничивался бы криминальной колонкой в газетах.
Отличная статья. Все очень доходчиво и по существу. Автору «респект»!
Бедный нарративный Паустовский!
Хорошая статья! Информативно.
Здесь также есть неплохое описание, доходчиво.
Любое повествование субъективно. Даже журналист, рассказывающий о событиях всегда придает им тот или иной оттенок, в зависимости от того, как он сам воспринимает случившееся.
Статья будет полезна для нищих духом, а так же тем, кто только что вылез из землянки. А в эпоху постмодерна нужно писать не про нарратив, а про то, что в вашей землянке уже есть интернет.
Разве можно детям такие сказки читать? Ну что это, пальцы отрубить, птицы глаза выклевали. Читал сказку о Золушке и слушал её в раннем детстве, что-то не помню такого сюжета.
Так на Дзене нарратив — это картинки с короткими пояснениями или я не так понял? Что-то подобное ещё есть в Инстаграме.