Нартов при петре что сделал
А.К. Нартов — творец технического прогресса в России первой половины XVIII века
В ряду выдающихся представителей русской технической мысли и прикладной науки первой половины XVIII века особое место занимает Андрей Константинович Нартов, проводивший успешную новаторскую работу над созданием новых токарных станков, а также прославившийся изобретениями в области артиллерии, монетного производства и медальерного искусства.
Портрет А. К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 2021 году исполняется 265 лет со дня смерти талантливого изобретателя. Технические новации XIX–XXI веков — паровая машина, электрогенератор, самолет, телевидение, компьютер — без изобретения А. К. Нартова не смогли бы осуществиться, так как не было бы точных металлорежущих станков.
Личный токарь Петра I
В отечественной историографии биография А. К. Нартова, как одного из крупных деятелей русской культуры первой половины XVIII века, получила определенное освещение в литературе [1]. Особый интерес представляют заграничная переписка А. К. Нартова с Петром I, где представлены итоги пребывания А. К. Нартова в европейских странах, а также собственноручно написанная им биография [5].
Андрей Константинович родился в Москве 28 марта 1693 года. Вероятнее всего, Нартов принадлежал к посадскому сословию [4]. Первая веха творческой биографии Нартова приходится на 1705–1712 годы и связана с периодом его обучения в Навигацкой школе в Москве. В 1705 году в возрасте двенадцати лет уже работал токарем (рабочим по обработке резанием вращающихся заготовок металла) в мастерской при московской школе математических и навигационных наук — первом техническом учебном заведении в России. Навигационная школа не была замкнутым учебным заведением, в нее принимались школяры из всех сословий. Эти благоприятные обстоятельства дали возможность такому талантливому и жаждущему знаний юноше, как Нартову, получить начальные знания.
Эта школа была основана Петром I, последний часто навещал математико-навигацкую школу, в токарной мастерской которой для него изготовлялись станки, где он нередко и сам работал. Своим мастерством, увлеченностью и преданностью своему делу Нартов удивлял не только мастеров-токарей, но и привлек внимание самого царя Петра I, который ценил в людях стремление к знаниям. В 1712 году Петр I вызвал Андрея Нартова в Петербург, где определил его в собственную «токарню». В начале XVIII века увлечение токарным искусством было модным среди дворянства, безусловно, токарное ремесло имело и практическое значение. Это был один из основных путей распространения передовой техники. Вместе с токарным искусством распространялись связанные с ним ремесленные навыки и технические знания.
Андрей Константинович Нартов, середина XVIII века. Неизвестный художник, Государственный исторический музей, Москва
Нартов попал в среду первоклассных токарных «художников». Руководил придворной мастерской знаменитый Франц Зингер, по происхождению немец из Гамбурга. Благодаря своему таланту А. К. Нартов долгое время работал в царской токарной мастерской. Многие дела Петр I решал за токарным станком в присутствии Нартова. Нартов стал личным токарем царя, готовившим ему работу за токарным станком, общение Петра и Нартова сделалось почти повседневным. Вообще, Нартову везло в жизни в отношении общения с незаурядными людьми: в юности — Л. Ф. Магницкий, русский математик, автор первого в России учебного пособия по математике, затем Петр I, в заграничной командировке он проходил обучение у Пьера Вариньона, выдающего французского математика и механика. Это общение оставило неизгладимые следы в характере и развитии такого восприимчивого и талантливого человека, каким был Андрей Нартов.
Командировка в Европу
К 1718 году относится большое событие в жизни Нартова — он получил длительную заграничную командировку. Основной задачей было получение новейших достижений машиностроения в Англии и Франции. Он должен был прежде всего собрать материалы о токарных станках и других машинах, закупать машины и их чертежи, инструменты и техническую литературу, приглашать на службу новых мастеров.
Андрей Нартов отправился из Петербурга в Берлин. Здесь он обучал токарному искусству немецкого короля Фридриха Вильгельма I. Он привез из Петербурга токарный станок, после осмотра которого немецкий король признал, что «у нас в Берлине такой машины нет» [4].
Затем Нартов побывал в Голландии, в Англии и во Франции. В Англии Нартов прожил около девяти месяцев. Оказалось, что токарные мастера, как замечает сам Нартов, не превосходят русских, а машиностроители не могут изготовить станков, чертежи которых Нартов привез с собой. Но в других областях техники — в изготовлении точных приборов, инструментов кораблестроения, судостроения, монетном производстве — в Англии Нартов увидел машины, неизвестные в России. К ним относилась особая конструкция токарно-винторезного станка, зуборезно-фрезерный станок, особые конструкции прокатных вальцов и прессов для обработки металлов [4]. Нартов приобретал в Англии техническую литературу и для себя лично (Нартов владел английским языком), иногда и за счет экономии в пище.
Итоги пребывания Нартова в Англии суммированы им самим в письме к Петру I от 20 марта 1719 года. Письмо является прекрасным образцом делового письма, факты излагаются ясно и просто, что отличает его от штампов, принятых в челобитных. Отрывок из письма:
«…При сем вашему царскому величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи машинам, которые ваше царское величество приказал здесь зделать, я мастерам казал и оные зделать по ним не могут… Я многие вещи здесь нашел, которых в России ныне не находится… Я ныне вашему царскому величеству объявляю, что я здесь присмотрел:
1. Машину, которая нарезовает лехким способом железые шурупы для монетных дел.
2. Машину, которая тянет свинец и надлежит ко адмиралтейству…» [3].
18 октября 1718 года Нартов приехал в Париж. Здесь он знакомился с производством, посещал монетные дворы, мануфактуры, проходил обучение при Академии наук под руководством математика Вариньона и астронома де Лафая.
Фрагмент из книги Ф. Н. Загорского «Андрей Константинович Нартов. 1693–1756», 1969 год
Зарубежные поездки А. К. Нартова в Пруссию, Францию и Англию, устроенные по инициативе Петра I, в частности встречи с передовыми людьми, обогатили его новейшими знаниями в области технических наук и познакомили с достижениями европейской технической мысли. После возвращения в Россию он широко применял опыт европейских стран в своей творческой деятельности.
Уникальные изобретения
В 1718 году Нартов изобрел уникальный, единственный на тот период станок с суппортом для вытачивания сложнейших рисунков «роз» на выпуклых поверхностях. До изобретения Нартова при работе на станке резец зажимали в специальную поддержку, которая передвигалась вручную, или же мастер держал резец в руке [4]. И качество изделия целиком зависело от руки токаря. Нартов изобрел механизированный суппорт, принцип действия которого не изменился и до сегодняшнего дня. Суппорт (от английского и французского support, от позднелатинского supporto — поддерживаю) — узел, предназначенный для крепления и ручного либо автоматического перемещения инструмента. Например, в автомобиле суппорт предназначен для крепления тормозных колодок.
Заведующий царскими мастерскими
Когда Нартов в 1720 году вернулся из заграничной поездки, Петр I назначил его заведующим царскими токарными мастерскими. В этих мастерских Нартов за короткий срок создал целую группу новых оригинальных станков. На 1725–1750-е годы пришелся период наиболее результативной и плодотворной работы А. К. Нартова, так как именно в этот период созданы наиболее значительные его изобретения: станок для сверления пушек 1738 г., скорострельная мортирная батарея 1741 г., усовершенствование новых способов отливки пушек и заделки раковин в каналах стволов орудий, токарно-копировальные станки и другие механизмы.
Токарно-копировальный станок, построенный А. К. Нартовым в 1718–1729 годах
Долгое время считалось, что только в конце XVIII века англичанин Генри Модсли первым изобрел суппорт, но на самом деле это право принадлежит Нартову. В Национальном хранилище искусств и ремесел в Париже стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. В Эрмитаже есть целая группа металлообрабатывающих станков, созданных Нартовым в первой четверти XVIII века.
Андрей Нартов создал разнообразные станки с суппортами, заменяющими человеческую руку, что позволяет автоматически выполнять сложные и тонкие операции по обработке металла, которые высоко превосходят работу, проделанную резцом в руках человека.
Токарно-копировальный станок А. К. Нартова, 1721 год. Государственный Эрмитаж
Гений А. К. Нартова как исследователя и писателя проявился в написанном им произведении «Театрум махинарум или Ясное зрелище махин», представлявшем собой рукописную книгу в парчовом переплете с золотым обрезом формата 528×363 мм. В ней 104 листа, из них 24 заполнены текстом, остальные — таблицы: рисунки станков, инструментов и вытачиваемых из них художественных изделий [2]. В книге подробно и профессионально дано описание копировально-токарных, токарных, винторезных, зуборезных, сверлильных станков и прессов, с высокой точностью выполнены иллюстрации. А. К. Нартов разработал целую систему теоретических положений и практических решений для проектирования и строительства машин.
Фрагменты рукописи «Театрум махинарум» А. К. Нартова были опубликованы В. В. Данилевским в 1957 году
Будучи талантливым художником, Андрей Константинович на своих станках создавал красивые бокалы, вазы, светильники, настенные и настольные предметы интерьера. Незначительная часть их сохранилась в Эрмитаже, но большая часть произведений токарно-прикладного искусства, созданных Нартовым, утрачено. В 1723 году А. К. Нартов приходит к мысли, что в России необходимо создать особую «Академию разных художеств». Проект Академии он представил Петру I в 1724 году. [4].
К «художествам» относились все прикладные знания из области механики, архитектуры, строительного дела, гравирование, ваяние, живопись, ремесла. По замыслу А. К. Нартова, задуманная им Академия художеств должна была стать центром технических знаний и готовить специалистов в этих областях.
Перемены после смерти Петра 1
В 1724–1725 годах Нартов был на вершине своего успеха. Петр I собственноручно наградил его золотой медалью с изображением правителя. В 1724 году после двух дочерей у Нартова родился наследник, сын Степан, крестным стал сам император. Но в январе 1725 года жизнь А. К. Нартова резко изменилась, умер Петр I.
В правление Екатерины I Александр Меншиков стал решающей фигурой в государстве. «Личный токарь» Петра I, А. К. Нартов, знал слишком много тайн двора, о Меншикове в особенности. Однажды у него произошла стычка с Александром Меншиковым, после чего А. К. Нартов был вынужден покинуть царский дворец.
Изображение Дербентской стены на медном чеканном барельефе работы A. К. Нартова в память о Петре I, Государственный Эрмитаж
В 1726 году он был направлен в Москву, в Московский монетный двор, который находился в то время в крайне бедственном положении. Отсутствовало самое элементарное оборудование. Нартову пришлось налаживать технику монетного дела. Выяснилось, что даже весы для взвешивания металла были в непригодном состоянии, и ему пришлось создавать новые весы. Он изобрел и ввел в производство оригинальные гуртильные станки («гурт» — ребро монеты) и другие монетные станки. А. К. Нартов стал основоположником важнейшей для государства науки об измерениях — метрологии, тесно связанной с монетным производством. Он впервые в России создал и упорядочил образцовые меры длины и веса. В 1735 году он вернулся в Санкт-Петербург, где работал в Артиллерийском ведомстве и в Петербургской академии наук. Спроектированная и созданная им Катальная гора — одна из главных достопримечательностей резиденции императрицы Елизаветы Петровны — не имела аналогов в мире.
Неугасающий интерес, осознание важности своего дела способствовали тому, что А. К. Нартов притягивал к себе единомышленников — учеников и последователей. Непосредственно у него обучалось 29 учеников [1]. А. К. Нартов подготовил большую группу специалистов для секретных артиллерийско-технических работ. После смерти А. К. Нартова его ученики работали в арсеналах Петербурга, Москвы, Выборга, Риги. Младший сын А. А. Нартов продолжил работу по внедрению артиллерийской техники отца как офицер-артиллерист. А. К. Нартов как учитель ставил высокие требования к своим ученикам. Самым талантливым и восприимчивым учеником А. К. Нартова стал его сын Андрей Андреевич Нартов, который впоследствии заявил себя эффективным руководителем ряда центральных органов промышленности, был выдающимся деятелем русской культуры второй половины XVIII века.
Андрей Андреевич Нартов (1737–1813), начало XIX века. Гравюра с прижизненного портрета
Он занимал высокие посты президента Берг-коллегии, директора Горного училища, президента Вольного экономического общества, почетного члена Академии художеств, Шведской академии наук и т.д. Исследователь, чиновник, поэт, писатель, инженер, Андрей Андреевич Нартов сделал потрясающую карьеру и достойно продолжил дело своего отца.
Скончался Андрей Константинович Нартов 16 апреля 1756 года в Петербурге в чине статского советника. Его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.
Вместо заключения
На формирование личности А. К. Нартова повлияли благоприятные исторические условия, связанные с начавшимися преобразованиями Петра I, и его врожденные способности, постоянное стремление учиться и овладевать новейшими достижениями отечественной и европейской научно-технической мысли, вопреки многочисленным житейским преградам. Неоценим его вклад в развитие отечественного и мирового станкостроения, медальерного искусства, монетного производства, артиллерии, а также в подготовку технических специалистов, продолжавших его начиная. Творческая биография А. К. Нартова заслуживает внимания в научных, образовательных и воспитательных целях.
Литература:
[1]. В. Н. Балканова: А.К. Нартов в отечественной историографии/Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2001. — Вып. 11.— С. 10–15.
[2]. А. Н. Евграфов, П. А. Андриенко: Вклад ученых Санкт-Петербурга XVIII–XIX веков в развитие теории механизмов и машин/Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 4. 2016.
[3]. Ф. Н. Загорский: Андрей Константинович Нартов 1693–1756. Ленинград: Наука, 1969. 166 с.
[4]. С. В. Истомин: Самые знаменитые изобретатели России. Москва: Вече. 2002.
[5]. Материалы этой переписки частично опубликованы исследователем Ф. Н. Загорским. Он же впервые опубликовал текст автобиографии А. К. Нартова, написанный им в 1754 году для подачи в Герольдмейстерскую контору Сената.
Автор: Маргарита Лапина
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Нартов, Андрей Константинович
Нартов, Андрей Константинович, токарь Петра Великого, советник академической канцелярии, род. в 1694 г., ум. в 1756 г. Впервые имя его встречается в 1709 году, когда он работал токарем на Сухаревой башне в Москве и обратил на себя внимание Государя, который в 1712 году взял его в Петербург ко двору. Здесь Нартов был отдан для обучения токарному искусству к мастеру Юрию Курносову и сверх того учился механике у иностранца Зингера. По окончании обучения H. у этих мастеров Петр Великий, заметивший недюжинные способности Нартова, послал его для довершения технического образования за границу, откуда Андрей Константинович должен был доносить о своих успехах в Кабинет. Первое сохранившееся донесение Нартова относится к марту 1719 г.; оно было отправлено им из Лондона, куда, по-видимому, он отправился прямо из России. Из этого донесения видно, что Нартов, как и большинство русских молодых людей того времени, учившихся за границей, сильно нуждался, получая деньги из России крайне неаккуратно. Несмотря на это, Нартов, по-видимому, занимался очень серьезно и делал большие успехи. «Понеже, писал он в своем донесении, я по Вашего Царского Величества указу отправлен в Европейские Государства для просмотрения токарных и других механических дел, того ради исполнения Вашего Царского Величества указа, коль скоро прибыл в Англию, не преминул смотреть всего лучшего, что касается ко оным делам. При сем Вашему Царскому Величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи машинам, которые Ваше Царское Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные сделать по ним не могут; мастера черепаховых коробов я здесь нашел и каким подобием оные коробки делать научился. Также и инструмент к тому подлежащий сделал и тот инструмент и пробу работе моей я не премину в кабинет Вашего Царского Величества прислать на кораблях. Я многие вещи здесь нашел, которые в России ныне не находятся и о том я писал князю Б. H. Куракину, чтобы он Вашему Царскому Величеству о том донес и послал к нему некоторым машинам чертежи. Я ныне Вашему Царскому Величеству объявляю, что я здесь присмотрел: 1) махину, которая нарезывает легким способом железные шурупы для монетных дел, 2) махину, которая тянет свинец и надлежит по адмиралтейству, 3) мауношники обранные, которые напечатают формы для делания без большого труда вместо того, что в России время продолжается недрелкою, 4) махину, что нарезывает легким способом зубцы у колес, 5) махину, которая сверлит легким способом помповные медные трубы, 6) махину, которая тянет золото и серебро в пласты, 7) нашел секрет к растоплению стали, что к токарному делу принадлежит для литья патронов, понеже оные патроны суть велики, чисты и крепки. » Осмотрев и изучив в Лондоне все, что, по его мнению, заслуживало внимания, Нартов переехал в Париж. В Париже Нартов сразу попал к знаменитейшим французским ученым того времени: он слушал лекции по астрономии де Лафаю, занимался математикой под руководством Вариньона и изучал медальерное искусство у знаменитого французского медальера того времени Пипсона. Об успехах Нартова в Париже свидетельствует следующее письмо президента парижской академии аббата Биньона Петру Великому: «постоянная его прилежность в учении математическом, великие успехи, которые он учинил в механике, наипаче же в оной части, которая касается токарного станка и иные его добрые качества дали нам знать, что во всех вещах Ваше Величество не ошибается в избрании подданных, которых Вы изволите употреблять в свою службу. Мы видели недавно три медали его работы, которые он оставил Академии, яко памятный знак, как его искусства, так и благодарности его. Одна из тех медалей есть Лудвика XIV, другая королевская, а третья его королевского высочества моего милостивого государя дука д’Орлеана. » Из Парижа Нартов отправился в Россию, пробыл некоторое время в Берлине при дворе прусского короля и в конце 1720 года вернулся в Петербург.
По возвращении Нартова из-за границы Петр Великий поручил ему заведовать своей токарней, которую Нартов расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Отношения его к Петру Великому были очень близкими: токарня была рядом с царскими покоями и часто служила Петру Великому кабинетом. Здесь царь принимал в присутствии Нартова своих приближенных, часто Нартов докладывал царю о приезжавших с делами и донесениями, нередко и Петр Великий вступал в разговоры с Нартовым по самым разнообразным вопросам. Вместе с токарным делом на Нартове лежала обязанность обучать токарному искусству русских учеников. Из этих учеников особенно выделялись Александр Жураковский и Семен Матвеев. По смерти Петра Великого Нартову было поручено сделать «столб» с изображением «баталий» покойного императора, но он не довел этого труда до конца. Нартов был один из очень немногих русских людей, имевших солидные знания по механике и поэтому постоянно получал всевозможные поручения, где требовались его знания. Так, в 1726 году, как видно из доношения его в Академию наук в 1754 году, он именным указом «послан был в Москву с генералом Волковым на монетные дворы для переделу монеты двух миллионов и к произведению много к наилутчему механическим искусством в действо произведены к монетному делу многие машины». В 1729 году, как видно из того же доношения, Нартов «отправлен был по должности механического искусства на Сестрорецкие заводы для переделу в монету двадцати тысящей пудов красной меди». В 1733 году Нартов был отправлен в Москву для наблюдения за выделкой монеты и пробыл там до 1735 года. Когда токарня со всеми относящимися к ней машинами и штатом была передана в академию наук. Нартов был вызван из Москвы и сделан вторым советником академической канцелярии с передачей ему вместе с тем и управления вновь учрежденной при академии механической экспедиции.
Пребывание Нартова в Академии ознаменовалось рядом ссор его с известным советником Шумахером, составившим в академии сильную немецкую партию, покрывавшую его злоупотребления и своеволие. Нартов решился в союзе с академиком Делилем выступить против Шумахера и, собрав жалобы русских служащих и студентов академии в августе 1742 года, когда императрица и двор были в Москве, выпросил себе отпуск и в Москве представил Елизавете Петровне собранные им жалобы. Императрица назначила следственную комиссию над Шумахером и его сообщниками, вследствие чего Шумахер был арестован. Все академические дела были поручены Нартову, который ревностно стал заботиться о том, чтобы вывести академию из того печального состояния, в какое она попала благодаря хозяйничанью Шумахера и других немцев: он подавал целый ряд доношений в Сенат и Кабинет, в которых жаловался на то, что деньги, отпускаемые на академию выдаются неисправно и добился отпуска всех следуемых академии средств; кроме того, Нартов проектировал отделение от академии наук в виде особого учреждения Академии художеств, содержание которой ложилось тяжелым бременем на обладавшую крайне небольшими средствами Академию наук; потребовал уплаты денег за забранные книги и за печатание указов в академической типографии; просил, чтобы были выданы пожалованные в разное время академии императрицей Анной Иоанновной 110000 рублей; проектировал прекратить выдачу пенсий почетным членам академии, живущим за границей. Для улучшения учебной части Нартов уволил всех преподавателей-немцев, не владевших русским языком и назначил на их место русских людей, в том числе знаменитого впоследствии M. B. Ломоносова. Однако вскоре положение изменилось. Расследование дела о злоупотреблениях Шумахера было поручено особой комиссии, в которую вошли адмирал Головин, Петербургский комендант генерал Игнатьев и президент-коммерц-коллегии князь Юсупов, люди не разбиравшиеся в делах академии и не имевшие о них никакого представления. Происки Шумахера у влиятельных покровителей при дворе сделали также свое дело и комиссия сразу повела дело так, что Нартов впоследствии справедливо жаловался императрице на явно пристрастные и неправильные действия комиссии. В конце 1743 года дело было решено в пользу Шумахера, который был оставлен на своем старом месте. Остался, впрочем на своем месте и Нартов. С этого времени, впрочем, он уже мало интересуется академическими делами. Снова понадобились его технические знания, и в 1746 году мы встречаем известия об «изобретенных им касающихся до артиллерийского военного снаряда разных инвенциях, чего в России еще не бывало». Подробных сведений об изобретениях Нартова в артиллерийском деле в печати не имеется, но очевидно эти изобретения ценились, так как Нартов произведен был за это в коллежские советники с увеличением содержания и пожалованием крестьян. В 1747 году Нартов был «при Кронштадтском канале у рассмотрения лесов и камней, и между оным усмотрено им: к пусканию в большой канал воды надлежит к слюзным воротам сделать пятники и подпятники по учиненным от него прожектам и были представлены к лутчему рассмотрению в правительствующий сенат, которые рассмотрев, повелено было, по присланному к нему из правительствующего сената указу, велено где надлежит, за присмотром его и по показанным от него моделям делать, которые и сделаны и утверждены к тем слюзным воротам». Кроме академии наук, Нартов присутствовал также «при главной артиллерии и фортофикации, при адмиралтейской коллегии и в прочих местах», где его познания по механике и технике очень ценились.
Умер А. К. Нартов уже в чине статского советника в 1756 году. У него было два сына Стефан, служивший в военной службе, и Андрей, будущий президент российской академии (см.).
Нартов известен, между прочим, как автор «Достопамятных повествований и речей Петра Великого», которые до последнего времени приписывались всецело Петру Великому. Отрывки из этих «повествований» впервые появились в «Сыне Отечества» 1819 года (чч. 54–58), затем большая часть их была напечатана в «Москвитянине» в 1842 году (№№ 4, 6, 7, 8 и 11). Полностью «Достопамятные повествования» были напечатаны Л. Н. Майковым в «Сборнике Отделения рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук», т. 52 (см. также «Записки И. А. Н.», т. 67 и отдельно, СПб., 1891). «Повествования» содержат множество очень ценного бытового и исторического материала и давно привлекали внимание историков, но только Л. Н. Майкову удалось установить, что из «Повествований» А. К. Нартову принадлежит лишь незначительная часть. Большинство рассказов этого памятника написано уже значительно позже, во второй половине XVIII веке, вероятно, сыном Андрея Константиновича, Андреем Андреевичем Нартовым, дополнившим рассказы, записанные отцом, на основании как данных иностранного, позднейшего происхождения, так и русского изустного предания.
Л. Н. Майков, «Рассказы Нартова о Петре Великом» (в Сборнике Отд. р. яз. и слов. Имп. Академии Наук, т. 52, и отд. СПб., 1891); Соловьев, «История России», кн. III, IV изд. т-ва «Общ. Польза»); П. Пекарский, «История Имп. Академии Наук», т. I и II; его же, «Наука и литература при Петре Великом»; M. И. Сухомлинов, «Материалы для истории Имп. Академии Наук»; П. С. Билярский, «Материалы для биографии Ломоносова»; Устрялов, «История Петра Великого»; Голиков, «Деяния Петра Великого»; Е. Ф. Шмурло, «Петр Великий в русской литературе», СПб., 1889.