Нарушение нейродинамического компонента психической деятельности что это
Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи, как одно из звеньев комплексной нейрореабилитации
Аннотация: предоставленная мною статья предназначена для специалистов (логопедов, нейропсихологов) и студентов старших курсов дефектологических факультетов. В статье говориться о влиянии процессов нейродинамики на восстановление речи и других высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи, как одно из звеньев комплексной нейрореабилитации.
Как известно, речь и различные психические процессы тесно взаимосвязаны. Так под воздействием речи восприятие становится более точным и приобретает избирательный и системный характер; становится осмысленным, категориальным. Благодаря речи возникает логическая память, абстрактное мышление; в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения.
В нейропсихологии на основании изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях мозга и анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности мозга.
Эта модель, предложенная А.Р. Лурия, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.
Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
Каждый из данных блоков уникален и вносит свой вклад в психическую деятельность человека, в регуляцию его поведения. Поражения, влекущие за собой в работе каждого из блоков, ведут к совершенно различным нарушениям психической деятельности.
Энергетический блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию, неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Функциональное значение 1 блока в обеспечении психических функций состоит в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на котором осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса центральной нервной системы, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также сознания в целом.
1 блок непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации; является непосредственным мозговым субстратом различных эмоциональных и мотивационных процессов и состояний.
У большинства больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, нарушения речи сочетаются с нарушениями нейродинамического аспекта психической деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на ход нейрореабилитации, на успешность нейрореабилитационых мероприятий.
У больных наблюдаются выраженные нарушения активности, спонтанности и пластичности психических процессов, страдает функция внимания, больные крайне истощаемы, не в состоянии сосредоточиться на каком-либо виде деятельности, постоянно нуждаются в организации произвольного внимания и деятельности извне.
Симптомы аспонтанности, инактивности и инертности встречаются как в сочетании друг с другом, так и изолировано, что позволяет говорить о каждом из них как о самостоятельной нейродинамической характеристике психических процессов.
Аспонтанностъ выражается в невозможности самостоятельного включения больного в какую-либо деятельность.
Больные, как правило, безучастны к тому, что происходит вокруг, не пытаются с кем-либо вступить в контакт.
В ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными. Аспонтанность может проявляться также и в быстром выключении из задания. Как правило, этот симптом выступает полимодально, т.е. во всех видах деятельности больного.
Инактивностъ проявляется в существенном увеличении общего времени протекания деятельности в рамках той или иной функции, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов и в организации деятельности в целом. Больные со снижением общей активности также не ищут общения, их коммуникативные побуждения ограничены. Инертность проявляется в трудностях переключения в процессе выполнения различных операций или переключения с одного вида деятельности на другой и проявляется в наличии персевераций, которые могут иметь как генерализованный, полимодальный, так и модально-специфический характер.
Нередко перечисленные неспецифические симптомы выступают дополнительно к сугубо специфической симптоматике. Они переплетаются также с противоположно направленными тенденциями нейродинамического характера — гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью.
Нарушения регуляции процессов активации коры, наступающие вследствие поражения тех или иных структур лимбико-ретикулярного комплекса, приводят к изменению такой важной характеристики психической деятельности, как избирательность, обусловливающей состояние функции внимания.
Внимание в свою очередь обеспечивает активное, произвольное выделение существенных для психической деятельности в данный момент элементов, а также поддерживает контроль за ее нормативным протеканием.
Больные с грубым нарушением функции внимания могут быть излишне импульсивны, патологически отвлекаемы, вплоть до феноменов полевого поведения, когда окружающее «поле», а не внутренняя мотивация и цель детерминирует поведение.
Больные могут неточно, фрагментарно воспринимать обращенную к ним речь. Начиная выполнять действия, соскальзывают на случайные операции и речевые ассоциации; одновременно возможно застревание на фрагментах какой-либо деятельности.
Зачастую, нарушения динамического компонента высших психических функций, обусловленные поражением или дисфункцией неспецифических субкортикальных структур мозга, препятствуют успешной работе по восстановлению речи, закреплению и реализации полученных на занятиях навыков, что в свою очередь негативно влияет на эмоциональный настрой больного, уверенность его в своих успехах.
Нейрореабилитационные мероприятия строятся и ведутся с учетом личностных особенностей больного, его образовательного уровня, жизненного опыта, рода деятельности, формируются мотивы деятельности больных, идет восстановление функции в целом, а не отдельных навыков и умений, с опорой на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного.
Применяемые в процессе нейрореабилитации методы исходят из знаний психологической и психофизиологической структуры высших психических функций. На все уровни и аспекты высших психических функций в нейрореабилитации оказывается системное воздействие, и только через такое воздействие на психическую сферу больного может быть восстановлена и речевая функция.
Системы приемов предусматривают не только направленное, обходное и всестороннее воздействие на дефект, но и решают задачу восстановления функции, как целостной деятельности. Задания достаточно разнообразны и варьируются по степени сложности и зависят от грубости дефекта данного пациента.
Использование таких методик, как корректурная проба Б. Бурдона, счет Э. Крепелину, таблицы Шульта и др., а также их модификации (усложненные или упрощенные варианты). Таблицы Шульте помогают работать над темпом сенсомоторных реакций, распределённости и устойчивости внимания.
Для восстановления функции произвольного внимания, психомоторики, памяти применяются пробы «Шифровка» различных вариантов, состоящих из цифр, букв, знаков. Корректурная проба Б.Бурдона направлена на выявление колебаний внимания, выявление и оценка утомляемости, устойчивости и концентрации внимания. Пробы Х. Мюнстерберга своей целью ставит определение степени избирательности и устойчивости внимания.
Восстановительная работа ведется от простого – к сложному, с учетом объема и степени разнообразия материала, с учетом сложности вербального материала, с учетом объективной и субъективной (для данного больного) частотности лексики, фонетической сложности, длины — слов, фраз, текста, с учетом эмоциональной сложности материала.
Специально подобранный вербальный (и невербальный) материал создает благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулирует положительные эмоции. В программах нейрореабилитации соблюдается избирательность в содержании программы, последовательность в выполнении операций, многократная повторяемость (упражняемость) программы больным в процессе обучения, опора на внешние вспомогательные средства.
Все это создает условия для высокой степени активности и самостоятельности больного в преодолении дефектов.
Сначала правильно составленная программа будет являться средством управления восстановлением функции, а после овладения ею она выступит для больного как средство самоуправления, как способ выполнения тех или других действий.
Методы, применяемые в работе для больных, имеющих помимо речевых нарушений, нарушение нейродинамического аспекта психической деятельности, не изолированные, а системные. Системность приемов обеспечивает целенаправленное воздействие на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербального поведения в целом.
Изолированное применение отдельных приемов даже в случае достаточного количества сопровождающих упражнений направленных на восстановление той или иной нарушенной функции, не является эффективным, так как всякий раз решается частная задача, с воздействием только на конкретный дефект функции.
Изолированный прием может в лучшем случае привести к частичному и малоустойчивому эффекту, к восстановлению изолированных операций.
При нарушенной функции внимания, при повышенной истощаемости, при выраженных трудностях удержания произвольного внимания закрепление отрабатываемого речевого материала становится малоэффективным, длительным, а, следовательно, эмоционально неблагоприятным для больного, что в свою очередь может негативно сказаться на вере в собственные силы и успешность реабилитации.
Восстановление нейродинамического компонента психической деятельности у пациентов с речевыми нарушениями дополняют непосредственные реабилитационные мероприятия по преодолению расстройств экспрессивной и импрессивной стороны речи, расширяют возможности пациента и стремятся к единой цели – возвращению пациентов к нормальной социальной жизни.
Применяемые методы должны исходить из знаний психологической и психофизиологической структуры высших психических функций. На все уровни и аспекты высших психических функций в логопедической работе идет системное воздействие, и только через такое воздействие на психическую сферу больного могут быть восстановлены и экспрессивная и импрессивная стороны речи.
Системы приемов как раз и предусматривают не только направленное, обходное и всестороннее воздействие на дефект, но и решают задачу восстановления функции, как целостной деятельности.
Современные представления о высших психических функциях, о закономерностях их нарушения, путях их восстановления дает возможность по-новому сформулировать задачи восстановительного обучения.
Нейрореабилитационные мероприятия позволяют восстанавливать не изолированные частные умения и навыки, а восстанавливать нарушенную функцию в целом; не приспосабливают пациента к своему дефекту, а частично или полностью восстанавливают функции; возвращают больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную; восстанавливают прежде всего коммуникативную функцию речи, а не отдельные ее стороны; восстанавливают разные формы деятельности, общения. Навыки, получаемые на специально организованных занятиях, переносятся больными на другие виды работы по непосредственному восстановлению речевой функции.
Повышается общая активность, отмечается увеличение темпа работы. Пациенты начинают выдерживать нагрузку в полном объеме в течение всего занятия, становятся более сосредоточенными, организованными, целенаправленными. Психические процессы становятся более пластичными, подвижными, и, как следствие, уменьшается число персевераций, как в звене слухового внимания, так и при переключении с одного вида деятельности на другой.
Выбранные методы ведут к улучшению понимания обращенной речи, расширению объема слухо-речевой памяти, к оживлению чувства языка, активизируется произвольный и непроизвольный уровень речи. Специально подобранные виды заданий стимулирует положительные эмоции, и как следствие — уверенность в своих силах.
Результатами данного вида работы является также преодоление трудностей концентрации, удержания и распределения произвольного внимания, трудностей переключения в звене слухового внимания, выработка самоконтроля, восстановление навыков самокоррекции, активизация личностных особенностей пациента, способность к организации целенаправленной деятельности.
Таким образом, восстановление нейродинамического компонента психической деятельности у больных грубой и средней степеней выраженности речевого дефекта является одним из важнейших звеньев сложной, комплексной системы нейрореабилитации.
Следует отметить тот неоспоримый факт, что с помощью специально организованной восстановительной работы больные становятся значительно активнее, увеличивается период продуктивной деятельности, скорость переключений с одного вида деятельности, не другой, больные легче концентрируют и дольше удерживают произвольное внимание.
Эти достижения способствуют более успешному восстановлению других нарушенных высших психических функций, в том числе и речи (легче идет работа по преодолению нарушений речи, трудностей звуко-буквенного анализа, работа по уточнению и активизации лексического и грамматического строя речи), делают работу более вариативной и интересной.
Следствием этого является более успешная социальная реабилитация больных, возвращение их в нормальную социальную среду, а не в упрощенную, делает их увереннее в своих силах, направляет на дальнейшее восстановление.
1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. ООО издательство Питер, 2011г.
2. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Педагогика, Москва, 1970г.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973г.
4. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии (методические указания).Государственное издательство медицинской литературы Ленинград, 1963г.
5. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. ООО Питер, 2007г.
6. ВизельТ.Г. Основы нейропсихологии. ООО издательство Астрель, 2005г.
7. Коган В. М. «Восстановление речи при афазии». Тр. Ц. ин-та экспертизы и трудоспособности, М., 1961г.
8. Коцовская В. Я., Грыцыцшина М. А. «Особенности восприятия стимульного материала при построении речевого высказывания» стр. 122. Из-во С. П. Универ, 2001г.
Низкая нейродинамика, высокая утомляемость, истощаемость
Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отводя в школу, каждый родитель обязательно наставляет: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно на уроках, хорошо взаимодействовал и коммуницировал со взрослыми и со сверстниками, стал предметом гордости для своей семьи. Однако родительские ожидания не всегда оправдываются. Учеба в школе, с одной стороны, становится «лакмусовой бумажкой», выявляющей проблемы, которые ранее не замечали взрослые (или не хотели замечать). С другой — своеобразным механизмом, запускающим многие нежелательные неврологические процессы.
И тогда у родителей младших школьников появляются бесчисленные жалобы, связанные с проблемами школьного обучения. Вот несколько жалоб:
Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.
Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.
Но проблемы не решаются, а всё больше усугубляются.
Ребенок всё больше не справляется на уроках, при выполнении заданного на дом, не успевает за своими сверстниками в классе. И самый печальный исход — утрата учебной мотивации. Поскольку у ребенка «всё не получается», к сугубо нейропсихологическим проблемам добавляются чисто психологические – снижение самооценки, развитие комплекса неполноценности, неуверенность в себе и тд. и поведенческие – агрессия, плохое поведение, частые уходы из дома, «уход» в виртуальный компьютерный мир, нарушения социальных связей.
Данное поведение является уже вторичным дефектом, указывая на то, что проблема стала хронической и других способов ее решения ребенок не смог найти.
Это указывает на то, что есть проблемы, обусловленные нейропсихологическими механизмами. Ведь высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание и другие связаны с мозговой активностью.
У кого-то отдельные структуры мозга развиваются быстрее, у кого-то медленнее. Несформированность некоторых из них не дает возможности решить возникшие у ребенка проблемы обычными общепринятыми педагогическими способами.
Признаки снижения нейродинамических показателей
Частыми причинами малоуспешного обучения в школе являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности. Такие дети быстро истощаемы, очень долго сидят и «мучают» домашнее задание, тяжело встают по утрам в школу, тяжело сидят на уроках, начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут концентрировать внимание на одном деле.
При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок.
Снижение нейродинамических показателей не позволяет ребенку полноценно проявить свои интеллектуальные способности. Часто к указанным сложностям присоединяются неврологические проблемы: тики, энурез, энкопрез, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.
Единственно возможная результативная помощь таким детям – это грамотная профессиональная нейропсихологческая коррекция.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.
Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.
С помощью нейропсихологической стимуляции можно компенсировать нестабильность работы ЦНС, что поможет ребенку добиться успеха и распрощаться с низкой нейродинамикой, истощаемостью, утомляемостью НАВСЕГДА.
Очень важно как можно раньше установить истинную причину дефекта, и начать работу раньше, так как своевременная коррекция позволяет в той или иной мере приблизить нарушенное развитие к нормальной работе, что существенно облегчит вхождение ребенка в учебную, спортивную, творческую среду.
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ребенку сохранить желание учиться и стать успешнее — как в учебе, в спорте, музыке так и в жизни в целом.
Психотические расстройства
Психотические расстройства в виде галлюцинаторного или параноидного синдромов, экстракампильных феноменов (ощущений присутствия или прохождения), иллюзий, синдромов нарушения идентификации, эпизодов спутанности сознания и делирия особенно характерны для деменции с тельцами Леви и болезни Гентингтона, но возможны и при других экстрапирамидных заболеваниях (гепатолентикулярной дегенерации, спиноцеребеллярных атаксиях, болезни Крейтцфельдта–Якоба) [2, 7]. При болезни Паркинсона психотические нарушения чаще возникают на поздней стадии, на фоне выраженных когнитивных нарушений, и провоцируются противопаркинсоническими средствами [7]. Вместе с тем психотические нарушения не следует рассматривать лишь как осложнение лекарственной терапии. Решающее значение имеют клинические предпосылки, возникающие по мере прогрессирования когнитивного процесса. Одной из таких предпосылок является когнитивное снижение. При этом более важное значение, по-видимому, имеет не столько степень общего снижения когнитивных функций, сколько определенный профиль нейропсихологических нарушений, включающий выраженные зрительно-пространственные и лобные дизрегуляторные нарушения [4]. С другой стороны, исследования деменции с тельцами Леви, при которой психотические нарушения возникают в 80% случаев, указывают на значение в развитии психозов дисфункции структур височной доли, особенно ее медиальных отделов, имеющей решающее значение в распознавании зрительных образов [17]. Несомненна связь с поражением медиальных отделов височных долей и бредовых расстройств [3, 17].
В последние годы особую популярность приобрела нейрохимическая гипотеза происхождения психотических расстройств, согласно которой их причиной служит дисбаланс между холинергическими и моноаминергическими восходящими системами. Этот дисбаланс может характеризоваться недостаточностью холинергической системы (обычно вследствие дегенерации базального ядра Мейнерта) и относительным преобладанием дофаминергической и серотонинергической систем либо усилением функции последних вследствие гиперстимуляции дофаминовых или серотониновых рецепторов в коре и лимбической системе [2, 19]. Соответственно, для лечения психотических нарушений могут применяться не только блокаторы дофаминовых рецепторов (нейролептики), но и антисеротониновые препараты и центральные холиномиметики. При некоторых заболеваниях (например, мультисистемной атрофии, прогрессирующем надъядерном параличе, кортикобазальной дегенерации) психотические нарушения возникают исключительно редко, возможно, из-за отсутствия выраженного холинергического дефицита в лимбической системе и/или коре [2, 23]. В любом случае психотические нарушения можно рассматривать как своего рода маркер нейродегенеративных заболеваний, связанных с формированием телец Леви.
Таким образом, при патологии базальных ганглиев, тесно связанных с корковыми и лимбическими структурами, помимо двигательных нарушений возникает сложный комплекс когнитивных, эмоционально-личностных, а иногда и психотических расстройств, которые оказывают существенное влияние на жизнедеятельность больного. Своевременная диагностика психических расстройств имеет важное значение для оценки трудоспособности больного, прогноза заболевания, планирования лечебных и реабилитационных программ.
Общие подходы к лечению
Лечение большинства пациентов с экстрапирамидными заболеваниями на сегодняшний день, к сожалению, сводится к чисто симптоматической терапии, в первую очередь предполагающей воздействие на определенные нейромедиаторные системы. Хотя коррекция когнитивных и других психических расстройств является важнейшим резервом повышения качества жизни пациентов с экстрапирамидными заболеваниями и ухаживающих за ними лиц, в целом подходы к ней остаются недостаточно разработанными [21]. Для коррекции когнитивных нарушений, достигших степени деменции, показано применение ингибиторов холинэстеразы (галантамина, ривастигмина, донепезила) и мемантина, однако их эффективность установлена лишь при болезни Паркинсона и деменции с тельцами Леви [18]. Для коррекции депрессии и тревожных расстройств (включая обсессивнокомпульсивный синдром) могут применяться антидепрессанты различных фармакологических групп. Коррекция поведенческих нарушений, помимо антидепрессантов, может включать применение атипичных нейролептиков (таких как клозапин или кветиапин) и малых доз антиконвульсантов, обладающих нормотимическим действием (например, карбамазепина) [17]. В некоторых случаях коррекция нейропсихиатрических симптомов невозможна без изменения схемы лечения моторных расстройств. С другой стороны, адекватная коррекция психических нарушений может позволить довести дозу средств для лечения двигательных симптомов до эффективного уровня. Подобные коллизии особенно типичны для поздней стадии болезни Паркинсона. В любом случае терапия когнитивных и нейропсихиатрических расстройств должна быть сугубо индивидуальной и учитывать переносимость и достигаемый клинический эффект.
Литература
* Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2012. – Спецвыпуск №2. – С. 22–30.