Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Другая компания копирует мои посты в Инстаграме. Что делать?

Вы или ваши сотрудники продумывали концепцию страницы компании, делали фотки. И вдруг — кто-то их нагло крадет. Юрист рассказал, как найти управу.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Представьте, компания ведет цветочный бизнес. Владельцы и флористы сами делают фото букетов и публикуют их в Инстаграме магазина. И вдруг видят свои фото в аккаунте другого цветочного магазина.

Попытаться решить без суда

Первое, что нужно сделать, — написать письмо нарушителю. Есть шанс, что он опомнится и удалит пост.

Если не удалит, напишите в техподдержку Инстаграма. Обычно Инстаграм удаляет посты по жалобе. Если и так не получится — составьте досудебную претензию. Последний шаг — идти в суд.

Фото принадлежит только вам, и доказывать это не нужно

Любое ваше фото в Инстаграме — объект авторского права. Авторское право возникает в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку фотоаппарата: щелк — и вы уже автор, а ваша фотография — произведение, ее и вас защищает закон.

Для возникновения авторских прав не нужно регистрировать произведения или приглашать юриста. Чтобы доказать в суде авторство, достаточно показать оригинал произведения, например исходный файл фотографии.

Регистрировать авторские права нужно, когда оригинал произведения не отличить от копий. Например, в случае с текстом или компьютерной программой. С фотографиями все проще: у нарушителя не будет оригинального файла в исходном качестве. А у вас он есть. Поэтому защитить права на свои фото можно и без дополнительных регистраций.

Вы автор фото, просто потому что об этом заявили. Это так по умолчанию, пока никто не доказал обратное в суде.

Этим часто манипулируют торренты и пиратские онлайн-кинотеатры. Пишут в форме обратной связи: «Если присылаете претензию о нарушении авторских прав, приложите документы, которые подтверждают авторство».

Никто не имеет права использовать ваши авторские фотографии без разрешения. Не важно, стоит ли на них имя или копирайт, указан ли запрет копирования: нет разрешения — значит, нельзя. А если запрета нет, это не считается согласием.

Получается, цветочный магазин, который опубликовал ваше фото, нарушил ваши авторские права.

Шаг 1. Написать нарушителю

Потребуйте от нарушителя удалить пост. Это можно сделать в письме в свободной форме — даже не нужно звать юриста.

К требованию об удалении не нужно прикладывать ссылки на законодательство. Просто отправьте сообщение в директ магазина в Инстаграме: «Вы скопировали мое фото, удалите, иначе мне придется обратиться к юристам».

Шаг 2. Написать в техподдержку Инстаграма

Если нарушитель игнорирует письмо или вообще заблокирует ваш аккаунт, напишите в службу поддержки площадки, на которой произошло нарушение. В вашем случае — в Инстаграм. В большинстве случаев модераторы удаляют посты по жалобе, иногда просят ссылку на исходный пост. Если нарушитель вас заблокировал, можно просто прислать ссылку на аккаунт. Та же система — с видео на Ютубе.

Дождитесь ответа техподдержки. Если площадка не удалила фото после жалобы, переходите к досудебной претензии.

Шаг 3. Если не сработало, отправить досудебную претензию

Если мирные меры не помогли, придется писать досудебную претензию. Это подготовка к суду. На этом этапе обычно подключается юрист. Задача юриста не только в том, чтобы подготовить претензию. Он должен изучить ситуацию, убедиться, что нарушение действительно есть, проконсультировать вас, рассказать о перспективах предстоящего суда и только потом переходить к подготовке самой претензии.

Стандартного шаблона претензии нет, но общая логика у всех одна:

Претензию нужно распечатать, подписать и отправить на юридический адрес нарушителя. Срок на ответ у него — месяц.

Чем более обстоятельно и правильно составлена претензия, тем больше вероятности, что нарушитель не захочет доводить дело до суда. Нарушители бывают разные, поэтому дальше будет два варианта: нарушитель или выполняет ваши требования, или продолжает вас игнорировать. Если второй — тогда уже в суд.

Нарушитель — физлицо или юрлицо?

Есть две категории нарушителей авторского права: обычные люди и предприниматели с их компаниями.

Если обычный человек скопировал вашу фотографию и не использовал ее для бизнеса, большого смысла судиться с ним нет. Его сложно найти, и не факт, что у него есть деньги, чтобы выплатить вам компенсацию. Поэтому тут проще ограничиться просто удалением фотографии и не тратить время и деньги на суды.

Совсем другое дело, если нарушитель — компания или предприниматель. Их адреса можно найти в государственных реестрах, у них всегда есть счета в банке, а на этих счетах лежат деньги, которые вам переведут по решению суда. Компенсация в 100—200 тысяч рублей — не такие большие деньги, чтобы компания них обанкротилась. Поэтому, если ваши права нарушает не обычный человек, а бизнес, тут уже имеет смысл судиться.

Шаг последний. В суд

Если нарушитель не ответил вам за месяц, придется идти в суд. Юрист, который помогал вам делать претензию, подготовит и подаст исковое заявление. А вы соберите все исходные данные для суда: оригинальные файлы скопированной фотографии, другие кадры с той же фотосессии, скриншоты публикаций и переписки с нарушителем.

Если ваш иск удовлетворят, с нарушителя взыщут компенсацию за нарушение авторских прав. Скорее всего, ее урежут и взыщут несколько меньше, чем вы просили, но в минусе не останетесь. Расходы на юристов, нотариуса и госпошлину тоже взыщут с нарушителя. Ну и фотографии, само собой, его заставят удалить.

Кейс 1: Максим Ильяхов против Даниила Галта

Даниил Галт продавал свою книгу у себя на сайте, а чтобы ее побольше покупали, давал «в подарок» книгу Максима «Пиши, сокращай» в виде электронной компиляции некачественных сканов.

Акт щедрости происходил без ведома и без разрешения самого Максима. Это нарушение авторского права, еще и в ходе ведения коммерческой деятельности. Дело закончилось тем, что нарушитель заплатил Максиму 300 000 ₽.

Кейс 2: Тракттория против нарушителя

Тракттория — сеть передвижных бургерных на базе автофургонов. нарушители повадились копировать их дизайн: делали такие же фургоны и копировали фото в Инстаграме. Нарушителей нашли, фотографии заблокировали. Нарушители заплатили по тысяче долларов за каждый фургон.

Основные шаги, которые помогут наказать нарушителя, собрали в чек-лист. Распечатайте его и заполните, чтобы ничего не забыть.

Источник

Авторское право Инстаграм: все, что нужно знать

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Instagram является отличной платформой для общения и самовыражения. Пользователи сети, которых уже более 1 млрд., активно делятся снимками, видео, текстами и другим материалами. Иногда в публикациях мелькают репосты чужих публикаций, снимки, сделанные другими фотографами. Часто используются популярные песни и саундтреки. Выкладывая свой или чужой контент, каждый инстаграмер должен четко понимать, что такое авторское право Инстаграм, как защитить свою интеллектуальную собственность и не нарушать права других.

Что такое авторское право в Инстаграм и на что оно распространяется

Авторское право — юридический термин, который используется для обозначения прав собственности автора на созданные им продукты интеллектуальной собственности и творчества.

Авторское право распространяется на широкий спектр продуктов — литература, научные материалы, фильмы, музыка, фотографии, компьютерные программы, реклама, технические чертежи и многое другое. В применении к Инстаграму авторским правом обладают:

Как правило, авторское право не защищает факты и идеи, но распространяется на выражающие их тексты и изображения. Это означает, что никто не может запретить использовать тот же факт или идею, но выражение должно быть оригинальным и не копировать уже существующие материалы.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Авторское право обычно начинает действовать с момента создания контента. Его главная цель — дать возможность творческим людям свободно выражать свои идеи и создавать различные произведения, не опасаясь, что их труды будут присвоены другими.

Правила использования чужого контента в Инстаграм

Авторские права Инстаграм в основном нарушаются при использовании чужих фото, ведь именно фотографии являются основой всего контента социальной сети. Многие не осознают, что копирование контента, размещенного в открытом доступе, может нарушать чьи-то авторские права.

Самый простой способ не нарушать авторских прав — использовать в аккаунте только собственные оригинальные снимки. Если без чужих снимков никак, можно попросить у автора права на размещение. Для этого достаточно написать обычное письмо на E-mail или сообщение в Директ. Чтобы не нарушить авторское право, важно получить от владельца контента согласие на публикацию, а при размещении снимка указать, кто является его создателем.

К слову, с точки зрения юриспруденции разница между изображениями, снятыми профессиональным фотографом, неопытным блоггером или известным инфлюенсером, отсутствует. Все они в равной степени являются авторами своего снимка и владеют равносильными правами на его использование.

Правила использования фото с изображением другого человека

Авторские права на снимок всегда безоговорочно принадлежат его создателю, но отдельно следует рассмотреть права человека, который запечатлен на фото. Часто, права, которые принадлежат запечатленному на фото человеку, называет смежными. Но это не совсем верно. В данном случае корректнее говорить о гражданских правах человека, защищающих использование его изображения.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Законодательно установлено, что публикация снимка, где изображен другой человек, допускается только с согласия человека. То есть, формально, если вы размещаете в своей социальной сети фотографии, где изображены другие люди (модели), вы должны получить их письменное согласие на размещение. В противном случае человек в любой момент может потребовать удалить контент.

Но есть и исключения из данного правила. Так, письменное разрешение модели не требуется в случае:

В случае с публикацией видео, где запечатлены другие люди, правила по размещению идентичны.

Как использовать музыку не нарушая авторских прав

Времена, когда можно было безнаказанно использовать любую понравившуюся песню в качестве саундтрека к своему видеоролику, остались в прошлом. Администрация Инстаграм может легкостью заблокировать видео и даже аккаунт в случае нарушения авторского права создателя музыки.

У любой музыкальной композиции есть свой создатель. И сегодня мало кто готов делиться своим творчеством бесплатно, особенно если оно используется в коммерческих целях. Современные алгоритмы же позволяют социальным сетям распознавать музыку на любом отрезке видеоролика. Поэтому простых махинаций со звуковыми дорожками недостаточно, чтобы обойти защиту авторского права.

Но безусловно, это не означает, что все, у кого нет музыкального образования и таланта композитора, должны выпускать видео без саундтреков. К самым примитивным способам обмануть алгоритмы социальной сети можно отнести запись песни на диктофон и включение музыки непосредственно в кадре в слегка замедленном или ускоренном темпе. Но нужно понимать, что это все равно музыка для инстаграм без авторских прав. Данные методы позволяют обмануть алгоритмы социальной сети по выявлению нарушения, но если оно все же будет замечено, контент будет удален.

Есть и несколько легальных способов не нарушать авторские права на музыкальные композиции:

Обратите внимание, что музыка, которая приобретается в iTunes или других подобных магазинах также может быть заблокирована в Инстаграме за нарушения авторских прав. Все дело в том, что она имеет лицензию на прослушивание, а не использование.

Что считается нарушением авторских прав

Согласно официальным правилам Инстаграм, разрешается размещать только контент, на который у них есть авторские права или лицензия на использование. Все остальное считается нарушением.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Правообладатель может запрещать другим копировать, распространять и использовать его произведения для создания других. Как правило, нарушением авторских прав считаются определенные действия, совершенные без разрешения на то правообладателя. Например, загрузка отснятого другим человеком медиа материала, использование музыки в видео, копирование текста публикаций.

Публикация в Инстаграм может нарушить авторские права даже в случае, если:

Важно! Цитировать любые материалы разрешается, но только в случае, если это делается для отображения собственных мыслей. Но при возникновении спорных ситуаций очень трудно доказать, что использование чужих объектов интеллектуальной собственности является добросовестным цитированием.

Что делать, если кто-то нарушил ваши авторские права

Отстоять свои авторские права в Инстаграме можно несколькими способами — пожаловаться нарушителю, администрации социальной сети или обратиться в суд. Если вы полагаете, что размещенный другим пользователем пост нарушает ваши авторские права, рекомендуется сначала написать автору публикации с просьбой удалить публикацию.

В большинстве случаев такого обращения достаточно. Большинство пользователей Инстаграм нарушают авторские права неосознанно по незнанию закона и правил. С огромной долей вероятности нарушитель добровольно согласиться удалить публикацию.

Если отклика от нарушителя нет, он не выходит на связь или отказывается выполнять ваше требование, можно написать обращение администрации социальной сети. Жалоба в Инстаграм — не самый простой способ разрешения спорной ситуации. Администрация попросит предоставить доказательства, что именно вы обладаете авторским правом на контент. Необоснованная отправка ложных жалоб может стать даже причиной блокировки аккаунта.

Прежде чем отправить запрос администрации социальной сети, убедитесь в нарушении и подготовьте материалы, способные доказать вашу правоту. Лучше всего использовать для этого специальную форму. Под каждой публикацией вы можете найти кнопку “Пожаловаться”. Далее следует выбрать пункт “Нарушение прав интеллектуальной собственности”.

В форме потребуется указать следующее:

Администрация Инстаграм рассмотрит обращения и предоставит свой ответ по указанным контактным данным. Копия обращения будет также направлена нарушителю. В случае успеха, публикация, нарушающая авторство, будет удалена модераторами.

За нарушение закона об авторском праве предусмотрена уголовная ответственность. При необходимости можно обратиться в суд. Прежде всего потребуется отправить нарушителю досудебную претензию, оформленную в соответствии с действующими нормами юриспруденции. Если нарушитель и после этого не захочет удалять контент, потребуется уже обращаться в суд.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Смотреть картинку Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Картинка про Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм. Фото Нарушение прав на интеллектуальную собственность это что инстаграм

Последний вариант затратный как по времени, так и финансово. В качестве доказательств суду недостаточно обычного скриншота страницы. Потребуется нотариально заверенный осмотр страницы. В случае победы в суде публикация не только будет удалена в социальной сети, но и будут изъяты все ее копии, если таковые имеются.

Важно также понимать, что вы не владеете авторскими правами на материал в случае, если:

Обратите внимание, что жалоба в Инстаграм может быть отправлена только лично автором, так и его официальным представителем. Обращения о нарушении авторских прав от третьих лиц администрация платформы не рассматривает. Если вы обнаружили недобросовестное использование чужого контента, администрация Инстаграм рекомендует сообщить от этом его автору и предоставить ему возможность самостоятельно урегулировать спорную ситуацию.

Ответственность за нарушение авторских прав

Каждое государство имеет свою законодательную базу, где четко прописана ответственность за нарушения авторских прав. Так, в РФ за нарушение авторского права предусмотрено наказание в виде штрафа от 10 тыс. до 5 млн. рублей, либо лишения свободы сроком до двух лет. В Украине за подобное нарушение полагается лишение свободы сроком до 6 лет и штрафом до 51 тыс. гривен.

Меру наказания выбирает суд в соответствии с тяжестью правонарушения. Но в странах СНГ возбуждение уголовного дела за нарушение авторских прав — редкая практика. Чаще всего нарушитель получает административную или правовую ответственность, что в большинстве случаев подразумевает удаление контента и выплату небольшой компенсации.

Со стороны Инстаграм карательной мерой для нарушителя удаление контента с нарушением. При этом нарушитель получает уведомление об этом и может обжаловать действия социальной сети. В случае многочисленных жалоб и повторных нарушений администрация платформы может дополнительно заблокировать аккаунт или ограничить доступ к публикации контента и иным функциям платформы.

Исключения в отношении использования материалов, защищенных авторским правом

В США и в других странах, включая страны Европейского союза, действует ряд исключений, позволяющий публиковать материалы, защищенные авторскими правами. Разграничить добросовестное использование и нарушение авторства сложно — потребуется помощь юриста. Основными факторами выявления добросовестного использования контента чужого авторства является:

В ходе разбирательств могут быть учтены также другие нюансы в зависимости от обстоятельств. Например, учитывается заявление автора и его претензии к размещению контента. Также список исключений может варьироваться в зависимости от страны. При этом законодательная база каждой страны в любом случае регламентируется тем, что размещение контента, защищенного авторским правом, не должно наносить вред интересам его создателя.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли выкладывать чужие фото в Инстаграм

Да, если на это есть разрешение автора. Любая фотография создается творческим путем и защищена авторским правом создателя. Ее размещение в Инстаграме является легальным только при условии, что автор произведения предоставил свое письменное согласие на размещение.

Чтобы убедиться, что вы не нарушаете правил социальной сети и авторских прав третьих лиц, прежде чем размещать какую-либо публикацию, дайте себе ответы на следующие вопросы:

Если вы не уверены, что имеете право на размещение материала, лучше не рисковать блокировкой аккаунта. Попросить размещение на репост не так сложно, как судиться или спорить с администрацией платформы.

Как пожаловаться на нарушение авторских прав

Пожаловаться на нарушение авторских прав можно администрации социальной сети или обратившись в суд. В первом случае достаточно воспользоваться специальной формой в социальной сети. Но нужно понимать, что даже жалоба в Инстаграм о нарушении авторского права является серьезным обвинением, которое может понести за собой юридические разбирательства и ответственность, в том числе и за ложные показания.

Если жалоба оказалась ложной или было достигнуто соглашение с нарушителем, ее можно отозвать. Для этого достаточно отправить соответствующее прошение администрации социальной сети. Сделать это можно непосредственно ответив на письмо от Инстаграма, которое автоматически придет после отправки жалобы.

Инстаграм — не просто развлекательный ресурс. Это мощный инструмент для развития личного бренда, выражения своего творчества. И администрация социальной сети строго следить за тем, чтобы авторы уникального контенты были защищены от присвоения их творчества и его использования в коммерческих целях. Поэтому подходить к публикации чужого контента в Инстаграме следует ответственно, внимательно изучив как правила платформы, так и законодательство. Еще лучше прибегать только к размещению контента собственного авторства.

Источник

От вдохновения к праву: почему защита контента важна для креативного бизнеса

Несмотря на то что само понятие «креативные индустрии» появилось относительно недавно и еще не закреплено в России на законодательном уровне, в цифровой среде уже существуют все необходимые инструменты для эффективной защиты интеллектуальной собственности блогеров, художников, музыкантов. Мы поговорили с экспертами по интеллектуальной собственности в креативных индустриях о нюансах, которые должен учитывать каждый креатор, а также о цифровых инструментах, при помощи которых творческий предприниматель может эффективно и легко защитить свой актив.

Новые объекты интеллектуального права и нюансы их защиты

— На первый взгляд сложно даже примерно охватить круг вопросов сферы IP в цифровой среде. Один автор захочет защитить от копирования собственный пост, второй ― созданный им интернет-мем, а третий ― избежать имитации веб-сайта конкурентами. Действительно, у многих авторских объектов в сети большой потенциал с позиции признания и защиты, однако это требует реакции как законодателя, так и операторов цифровых платформ, ведь сегодня именно они в пользовательских соглашениях определяют «судьбу» многих созданных пользователями объектов.

— Инфобизнес — быстрорастущий сегмент, адаптация к которому еще не завершилась. Пока что он вписывается в понятие комплексного (аудиовизуального) объекта интеллектуального права. Соответственно, пока он работает по этим законам, он точно так же подлежит депонированию. В программу образовательных курсов часто входят различные видеоролики, документы в формате PDF, Word, аудиофайлы. Этот составной объект вполне можно защитить как архив, причем нет необходимости проделывать эту процедуру для каждого из объектов архива.

— Растет популярность и у технологии создания виртуальных копий известных личностей. Они генерируются нейросетью и используются в рекламных роликах и сериалах с разрешения правообладателей, как правило, на возмездной основе. Для производства контента в соцсетях также применяются технологии создания поддельных элементов в видео (голоса человека, черт лица и прочего) при помощи нейронных сетей, известные как технологии дипфейков. Отличие в том, что в социальных сетях сгенерированные на основании уже имеющихся фото- и видеоизображений объекты используются без разрешения правообладателей и не только нарушают их интеллектуальные права, но и зачастую наносят ущерб репутации и причиняют моральный вред.

Авторская интерпретация, художественное заимствование и плагиат — где грань?

— В российской практике только начинают намечаться границы таких понятий, как «неправомерная переработка», «параллельное творчество», «доктрина добросовестного использования». Очевидно, что далекими от разрешения остаются многие актуальные вопросы ― например, допустимость стриминга, пределы цитирования произведений в критических обзорах, оригинальность произведения как условие его охраны. Законодателю и судам только предстоит найти баланс интересов различных участников рынка и предложить оптимальное регулирование. Стоит ожидать, что количество споров с развитием игровой индустрии и платформ для блогеров будет только расти.

— Авторское право распространяется как на сами созданные произведения, так и на их производные — переработку, экранизацию, аранжировку, инсценировку. Также авторские права распространяются на часть произведения, на его название, образ персонажа, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. А вот на идеи авторские права не распространяются.

Поэтому только автор может использовать, интерпретировать свое произведение или его персонажей каким угодно способом. Так, Николай Носов, придумавший Незнайку, даже отправил его на Луну. Художественное заимствование возможно только в отношении идеи. Поэтому фанфик (произведение, созданное по мотивам книги) возможен, а вот с участием главных или второстепенных действующих лиц или отдельных эпизодов произведения ― нет. То есть можно написать книгу про детей с необычными способностями («Академия «Амбрелла»), а вот написать новые приключения Гарри и его друзей в известном сеттинге нельзя — это будет плагиатом и незаконным использованием.

С учетом того что с каждым днем создается все больше авторских произведений (книг, статей, настольных игр, рисунков и т. п.), споров в этой сфере меньше не становится, но упомянутые выше принципы помогают авторам защитить свои права.

Новые цифровые инструменты в помощь креаторам

— В 2021 году широкое распространение получили NF-токены как средство поддержания уникальности и коммерческой ценности цифрового объекта (достаточно вспомнить широко обсуждавшуюся продажу Эрмитажем токенов картин из своей коллекции). Впрочем, кажется, что полезно будет использовать комплексные решения по управлению и защите прав на свои объекты. Речь может идти о платформах, аккумулирующих сведения о состоянии самых разных объектов (товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований) и отслеживающих действия потенциальных нарушителей.

— Ускорение оборота вынуждает автора и потенциальных контрагентов искать возможности для сокращения времени, потраченного на согласование условий сделки, подготовку договора и прочего. На сегодняшний день решением этой проблемы стали цифровые сервисы фиксации данных, которые используют технологию блокчейн. Это позволяет закрепить права на объект интеллектуальной собственности, предоставить безопасный доступ к актуальной информации об объекте и транзакциях, произведенных с ним, любому лицу без посредников. Кроме того, благодаря особенностям технологии блокчейн внесенную в систему информацию невозможно изменить, заменить или удалить, поэтому правообладатель может использовать этот цифровой инструмент для защиты своих прав в случае возникновения споров.

Еще одним цифровым инструментом являются смарт-контракты, также основанные на технологии блокчейн. Их ключевая задача — обеспечить проверку и исполнение условий договора. «Умные» договоры упрощают совершение сделок и позволяют избежать рисков и ошибок, исключить влияние человеческого фактора.

Советы креаторам новой волны: микроинфлюенсерам, музыкантам и художникам

— Прежде чем показывать кому-то объект своего интеллектуального труда, его следует депонировать, что гарантирует хотя бы минимальную защиту. В США это впитывается с молоком матери: когда люди придумывают идею, то следующим пунктом патентуют все, что можно запатентовать. В России мы пока еще живем в других реалиях. Соответственно, если вы музыкант, то, прежде чем отправить свой новый трек даже продюсеру или на радио, просто задепонируйте его. Это избавит вас от большого количества проблем.

— Разумеется, на основании депонирования нельзя безусловно установить авторство. Эта процедура подтверждает наличие определенного экземпляра произведения в определенный момент времени. Но, несмотря на то что законом депонирование никак не урегулировано, на практике оно активно используется в спорах об авторстве. Дело в том, что в авторском праве закреплена презумпция авторства. В случае судебного разбирательства противная сторона будет вынуждена представить опровергающие презумпцию авторства доказательства. В противном случае решение будет вынесено в пользу стороны, представившей сертификат о депонировании.

— Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей — например, исключительные права на видеоролик возникают у блогера в момент создания контента. Если кто-то решит его позаимствовать без согласия блогера, это может быть расценено как нарушение авторских прав. При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства. Например, об авторстве конкретного лица на фотографию/видео может свидетельствовать, в числе прочего, представление этим лицом необработанной фотографии или видеокадров всего съемочного процесса, в том числе не вошедшего в опубликованную версию блога. Поэтому черновики имеет смысл сохранять.

Для передачи по наследству и отчуждению тоже не нужно оформлять никакие свидетельства: в договоре нужно лишь указать идентифицирующие признаки конкретного видеоблога, подлежащие передаче/продаже.

Блогерам закон не писан?

— Так как попытка, предпринятая в 2014 году («Закон о блогерах»), потерпела неудачу, сегодня понятия «блогер» в законодательстве нет, но эту сферу регулирует целый ряд законов, например: «О рекламе», «О защите конкуренции», «О средствах массовой информации.

В российской креативной среде давно назрела необходимость закона о блогерах, в котором будут закреплены важные правовые аспекты: само понятие «блогер», рекламное взаимодействие, защита прав, взаимный пиар и т. д.

Также важна и защита потребителей в этой сфере: появилось большое количество разнообразных марафонов и курсов, которые часто продают воздух ― например, исполнение желания. Доказать, что потребитель был обманут и попался на удочку мошенников, в этом случае практически невозможно.

Краткая инструкция для креаторов

1. Сохраняйте исходники текстов, видео, проекты песен. Например, фотографы часто хранят необработанные фото или фото с расширенными краями как подтверждение своего авторства, другие стараются запечатлеть процесс создания какого-либо произведения на видео.
2. При заключении рекламных контрактов руководствуйтесь нормами законодательства. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве специального регулирования деятельности креаторов, создателям творческого контента нужно не только быть внимательным с позиции авторских прав, но и следить за соблюдением публичного законодательства.
3. Фиксируйте авторские права в поисковиках. «Яндекс» и Google предоставляют возможность зафиксировать авторские права: так, в вебмастере «Яндекса» можно разместить текст до публикации, подтвердив тем самым свое авторство.
4. Защищая свою интеллектуальную собственность, помечайте ее специальными знаками. Знак охраны авторского права (©) сам по себе ничего не защищает, но информирует окружающих о том, что контент был создан определенным человеком, считающим себя обладателем исключительных прав на него.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *