Нарушение речи наиболее часто встречаются у обучающихся страдающих чем

Нарушения речи, встречающиеся у детей

Разделы: Логопедия

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.

Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и составляют 2,86%; умственно отсталые дети занимают третью позицию и составляют 1,84%. Как видим, это достаточно большие цифры.

Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые “шедевры технологических достижений”, которые заменяют “живое” общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества?! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на “таком” языке? С кого брать пример?

Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; я только что их перечислила и, они далеко не все. Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную. Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Физиологические несовершенства звукопроизношения

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсть и мягкого нёба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.

Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь ребёнка не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребенком, подлаживаясь под него, неправильным языком, иногда родители не считают нужным поправлять малыша, считая, что со временем он выговорится. Все время надо следить и добиваться, чтобы речь ребенка была ясной, четкой и внятной и не быстрой. Когда же ребенок начинает посещать школу, то появляются проблемы, которые можно было не допустить.

Дислалия происходит от греч. слова dis — расстройство и lalla — речь. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией. Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников.

Причины дислалии могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Аномалии прикуса могут нескольких видов. Прогнатия — значительно выдается вперед верхняя челюсть

Прогения — значительно выдается вперед нижняя челюсть.

Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток, контакты сохранены только на дальних боковых зубах.Тяжесть аномалии определяется величиной щели между зубами, т. е.количеством неартикулирующих зубов.

Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

Неправильное строение зубов также может привести к дислалии, поэтому при малейшем подозрении на неправильный прикус у ребенка, необходимо обратиться за консультацией и помощью к врачу-стоматологу. Своевременное наложение на зубы специальных шин приведет к полному выравниванию прикуса и выравниванию зубов. Лучше всего накладывать шины в возрасте 5—6 лет, когда кости еще достаточно эластичны.

Неправильное строение нёба тоже сказывается на звукопроизношении. Узкое, высокое нёбо или низкое, плоское мешает правильной артикуляции многих звуков.

Отвислая нижняя губа или укороченная, малоподвижная верхняя затрудняют чистое произношение губных и губно-зубных звуков.

При функциональной дислалии у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка и они “сюсюкают” с ним,что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развивают его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка.

Иногда дислалия может возникнуть, если у ребенка появился младший братишка или сестренка, и старший начинает копировать речь младшего. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что, наоборот, именно он, как старший, должен научить маленького правильно говорить, подать ему хороший пример. Хуже, когда у кого-либо из взрослых неясная, косноязычная или слишком быстрая речь. Такой пример может быть очёнь вреден и надо, чтобы взрослые максимально следили за своей речью.

Двуязычие в семье тоже может отразиться на звукопроизношении малыша, поскольку ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Серьёзной проблемой может стать недоразвитие фонематического слуха у ребёнка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношение идёт очень медленно и иногда приводит к затруднённому формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата ( языка, губ, нижней челюсти), неумение ребёнка удерживать язык в правильном положении или быстро менять его положение тоже могут привести к дислалии. При снижении слуха наблюдается затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих согласных. Почти у половины детей, страдающих недостаточным умственным развитием, отмечается нарушение звукопроизношения.

Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих(с,з,ц), шипящих(ш,ж,ч,щ) и язычных(р,л). Причём, мягкие пары согласных Р и Л, как правило, произносятся правильно.

Ринолалия (гнусавость) — это изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи.

Различают закрытую и открытую ринолалию. Первая возникает при заболеваниях носа и носоглотки, сопровождающихся нарушением носового дыхания, например, при полипах, искривлении перегородки носа, увеличении носовых раковин, аденоидах. При этом голос становится глухим, искажаются носовые звуки “м” и “н” (произносятся как “б” и “д”). Кроме того, может нарушаться произношение гласных, которое приобретает неестественный оттенок. После удаления аденоидов или исправления перегородки открывается доступ воздуха в нос и дефект, как правило, исчезает.

Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого или твердого нёба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится непонятной, с носовым оттенком.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной. Первая бывает врожденной и приобретенной. Чаще всего причиной врожденной формы бывает расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная форма появляется в результате травм ротовой и носовой полости.

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопро-изношение многих согласных. Дефекты нёбы устраняются хирургическим путем, а занятия с логопедом необходимы как до операции, так и после.

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

Алалия (греч. отрицательная частица а- + lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе. Причиной алалии является поражение или нарушение структурного развития речевых зон мозга в результате травм и заболеваний мозга, перенесенных внутриутробно или после рождения ребенка в возрасте до года, т. е. до появления речи. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, имевших нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни (Э. Фрешельс, Ю.А. Флоренская, Н.И. Красногорский и др.).

Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии не только отстает развитие моторики артикуляционного аппарата, когда ребенку трудно воспроизвести артикулярные движения (поднять язык вверх и удержать в таком положении, облизать губы и т. д.), но и нарушена общая моторика (дети неловко двигаются, плохо одеваются сами, не могут прыгать на одной ножке и т. п.)- Кроме того, у таких детей часто ослаблена память, им трудно концентрировать внимание, они быстро утомляются. Особенностью моторной алалии является относительное полное понимание речи, но низкая способность самостоятельных связных высказываний, ограниченность словарного запаса, затруднения в овладевании звукопроизношением и слоговой структурой слова. Речь детей-алаликов обычно малопонятна даже родителям, которые к ней привыкли. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Нужны очень длительные регулярные занятия со специалистом, без помощи которого этот дефект не преодолевается.

Поскольку дети адекватно реагируют на обращения взрослых, выполняют их простые поручения, родители очень часто запускают заболевание, мотивируя это тем, что ребенок все понимает, только не хочет говорить. Только специалист может определить, почему произошла задержка речи и какие меры необходимо предпринять, чтобы помочь ребенку.

При сенсорной алалии ребенок или совсем не понимает обращенной к нему речи, или понимает ее очень ограниченно, при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия — крайне редкое заболевание. Основным дефектом у детей является нарушение фонематического слуха, они не воспринимают «фонем родного языка. Необходимо комплексное обследование у психоневролога и логопеда.

Афазия (греч. aphasia — утрата речи) — расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое нёбо, губы, гортань). Возникает заболевание при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, нарушении мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах. Афазия часто сопровождается расстройством чтения, письма и счета. В зависимости от зоны поражения в полушариях головного мозга развиваются различные формы афазии. Различают моторную, сенсорную, семантическую, амнестическую и тотальную афазию.

Моторная афазия — затруднение или невозможность произносить слова при сохранении способности произношения отдельных звуков, слогов и понимания речи. При этом ребенок иногда может сложить из азбуки свое имя, какие-то слова, составить цифровой ряд. Довольно быстро ребенок начинает понимать, что он не такой как все, появляется неуверенность в себе, замкнутость и как следствие может наступить состояние депрессии, что плохо сказывается на развитии личности ребенка. Поэтому взрослые должны быть максимально внимательны с такими детьми.

Сенсорная афазия — нарушение понимания речи при нормальном физическом слухе (фонематическая слухота) и сохранении способности говорить. Иногда ребенок понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные. Сенсорные афазики часто бывают болтливы, но вследствие утраты контроля за речью последняя ной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов. У афазиков часто распадаются навыки письма и чтения, теряется способность узнавать ранее знакомые слова, даже узнавая знакомые буквы, не понимают смысла сложенных из них слов.

Семантическая (смысловая) афазия — нарушения понимания смысла фраз, но при этом сохраняется способность говорить. Дети могут показать карандаш, ключ, но не могут показать карандашом ключ и наоборот.

Амнестическая афазия заключается в том, что ребенок забывает названия предметов. Вместо того, чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качество и значение: “то — чем едят”, “то — чем пишут”. Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы ребенок вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забудет. Тотальная афазия — это утрата способности и говорить и понимать речь. Чтение и письмо невозможны.

При всех формах необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом.

Дизартрия (греч. des +arthron — издавать нечленораздельные звуки) — нарушение артикуляции, затруднение при произношении звуков речи. Речь при этом становится невнятной (“каша во рту”), глухой, с носовым оттенком, слова произносятся с видимым напряжением и искажаются часто до неузнаваемости. Кроме этого наблюдается расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.

произносятся мягкие звуки, звонкие звучат глуховато, хуже всего произносятся ж, ш, р, ц, ч. Если у ребенка нормальный слух и хорошее умственное развитие, он посещает занятия у логопеда, а дома родители регулярно занимаются с ним, то все дефекты через некоторое время устраняются. Однако в процессе становления речи у некоторых детей возникает заикание, поскольку при псевдобульбарной дизартрии у детей иногда наблюдается короткое поверхностное дыхание.

2. Средняя степень дизартрии характеризуется отсутствием движения лицевых мышц, ограничением движения языка и мягкого нёба, повышенным слюноотделением, затруднением актов глотания и жевания. Следствием всего этого является тяжелый дефект произношения. Более или менее сохранными бывают только звуки п, т, м, н, к, х. Одни гласные произносятся нечетко, другие смазываются, звонкие согласные заменяются глухими, звуки в конце слова и в сочетаниях согласных часто опускаются, и в результате речь, настолько непонятная, что дети боятся говорить. Обучение таких детей проводится в специальных школах.

3. При тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии имеет место полная бездеятельность речевого аппарата и, следовательно, речь отсутствует. При нормальном умственном развитии, обучаясь в специальной школе, дети овладевают навыками письма.

Общее недоразвитие речи

Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок, начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период). Обусловлено заикание расстройством процессов высшей нервной деятельности, регулирующих функции речевых механизмов. Чаще всего заикание возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате воздействия ряда травмирующих факторов (одномоментная или длительно действующая психическая травма, инфекционные заболевания и др.). Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников.

Выделяют функциональное и органическое заикание. Органическое заикание возникает только при органических поражениях центральной нервной системы, встречается достаточно редко и может появиться в любом возрасте.

Наиболее часто встречается функциональное заикание, без каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно, как правило, внезапно, под влиянием психической травмы у легковозбудимых детей. Иногда родители излишне перегружают детей, разучивая с ними большие по объему и сложные по содержанию стихи и сказки, в которых много непонятных и трудных слов. Желая похвастаться ребенком, ему предлагают декламировать стихи всем знакомым, а он, маленький, ему половина в них непонятна, он волнуется, ведь так хочется угодить маме. Остановившись несколько раз случайно на трудном слове, он пугается, что так будет всегда и, как следствие появляется страх. В дальнейшем это вполне может привести к заиканию. Организм малыша слишком хрупок и не выдерживает непосильных нагрузок.

Однако не менее вредно для малыша, если родители так заняты своими делами, что им некогда почитать ребенку сказку, поговорить с ним, попросить пересказать прочитанное или рассказать, чем он был занят, пока мама и папа работали. Такие дети будут отставать в речевом развитии, они будут с трудом подбирать слова, запинаться, что в дальнейшем может перейти в стойкое заикание.

Очень часто взрослые, чтобы спокойно заняться своими делами, ставят ребенку мультики, и он часами смотрит их перед сном. В настоящее время выпускается такое количество страшных мультиков, что даже взрослому после их просмотра будет трудно уснуть. На неокрепшую нервную систему ребенка это действует крайне отрицательно. Дети возбуждаются, плохо спят, им снятся кошмары, днем они становятся более капризными. Это тоже является фактором, предрасполагающим к заиканию.

Иногда к такому же финалу приводит неправильное звукопроизношение. Некоторые дети так стремятся побыстрее чем-то поделиться или высказать свою мысль, что запинаются и даже забывают от волнения слова, что также может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть внезапно, а может исподволь, постепенно усиливаясь. При этом иногда ребенок вдруг начинает говорить совсем чисто, потом опять начинает заикаться. Когда малыш заболел, устал, наказан, как ему кажется несправедливо, даже просто волнуется, он заикается; в другое время он может говорить прекрасно. Ученые установили зависимость усиления заикания от времени года, погоды, условий жизни и питания.

Специалисты различают три степени заикания (легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. В первом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании — из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, как болезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание, напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страх речи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает

свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речи краснеет, потеет.

Однако все описанные симптомы и состояния весьма непостоянны, в зависимости от

обстоятельств они могут часто меняться. Один и тот же ребенок то заикается довольно сильно, то, играя с игрушками и разговаривая с ними, совсем не заикается; речь с близкими не вызывает проблем, при чужих моментально усиливается заикание.

Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее. Надо провести комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое. И, конечно, надо, чтобы в семье была доброжелательная, спокойная обстановка.

При коррекции заикания используют различные упражнения для снятия мышечного тонуса, т. е. ребенка учат расслабляться, что очень важно. Если ребенок почувствует, что по его желанию мышечное напряжение ослабевает, ему будет легче говорить. В комплекс занятий входят дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова и движения, речевые настольные игры. Все занятия проводятся под руководством логопеда.

Нарушение темпа речи

Темп речи является одним из ее выразительных средств. Не задумываясь, мы иногда специально замедляем ее, чтобы подчеркнуть важность информации, и проговариваем чуть быстрее то, что не считаем важным. Почти все дети, чуть научившись говорить, спешат чем-то поделиться и темп их речи излишне быстр. В большинстве случаев с возрастом это проходит, но иногда возникает патологическое нарушение темпа речи — тахилалия.

Тахилалия (от греч. tachus — быстрый и lalia — речь) — патологически ускоренная речь. Подвержены этому заболеванию дети нервные, возбудимые, неуравновешенные, но иногда болезнь передается по наследству. Ребенок говорит настолько быстро, что даже при правильном звукопроизношении понять его невероятно трудно. От того, что малыш очень спешит, он часто спотыкается, повторяет слоги, иногда пропускает их, искажает звуки и целые слова. Всего этого ребенок не замечает и говорит пока хватает дыхания, сопровождая речь усиленной жестикуляцией рук, а иногда и беспорядочными движениями ног и всего тела.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы. Пластичность коры головного мозга обуславливает развитие ребенка даже в тяжелых патологический условиях. Что же касается функциональных нарушений, то они обычно более легкие, по сравнению с органическими, и при создании необходимых условий и специально организованной коррекционной работе ребенок может догнать в развитии своих сверстников. Поэтому к обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций: верить в потенциальные возможности и способности ребенка преодолеть их. Таким образом, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе 8-го вида имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальными отклонениями, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.

1.В.М.Акименко-Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д: Феникс,2008-141с.-(Сердце отдаю детям).

2.Флёрова Ж.М. – Логопедия. Серия “ Мир вашего ребёнка”.-2-е изд.,- Ростов н/Дону: Феникс, 2004.-320с.

3.В.К. Воробьёва.- Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие.- М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007-158,(2)с.-(Высшая школа)

4.И.Ефимов pro Речь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции.- СПб.: Издательство “ДИЛЯ”,2009.-144с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *