Нарушилась речь у взрослого человека что это

Невнятность речи

Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть фото Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть картинку Нарушилась речь у взрослого человека что это. Картинка про Нарушилась речь у взрослого человека что это. Фото Нарушилась речь у взрослого человека что это

Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией. Может возникать при алкогольном опьянении, церебральных опухолях, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих зубных протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводится неврологическое, логопедическое, отоларингологическое, стоматологическое, обследование. С целью восстановления речевой функции осуществляется этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся коррекционные логопедические занятия.

Причины невнятной речи

Дизартрия

Сам термин «дизартрия» переводится как «расстройство членораздельного произношения». Невнятность речи отмечается при большинстве видов дизартрических нарушений: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причиной расстройства речевой моторики выступает поражение черепно-мозговых нервов, иннервирующих артикуляционный аппарат. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:

Из-за неточной артикуляции, малоразборчивости для окружающих устная речь дизартрика характеризуется метафорой «каша во рту». Существенно искажается произношение практически всех групп звуков: как гласных, так и согласных. Вследствие гиперсаливации появляются характерные хлюпающие призвуки, снижающие внятность произношения.

Наряду с фонетикой страдает речевая просодика. Голос слабый, иссякающий, прерывистый, сиплый с назальным оттенком. Речь монотонная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, речевой выдох ослаблен. Все это делает речевое высказывание плохо понятным.

Качество речевой продукции ухудшается пропорционально тяжести и распространенности парезов и параличей оральной, голосовой, дыхательной мускулатуры. С учетом степени иннервационной недостаточности невнятность речи может варьироваться от легкой «смазанности» при стертой дизартрии до нечленораздельной речи и даже полного ее отсутствия – анартрии – при тяжелых формах.

Ринолалия

При открытой ринолалии устная речь отличается крайней невнятностью. Это связано с тотальным искажением звукового образа слова. Губы практически не участвуют в артикуляции, язык оттягивается вглубь полости рта, кончик языка не может осуществить полноценную смычку с резцами и альвеолами. К звукам речи примешиваются храпящие, щелкающие, шипящие, свистящие шумы.

В момент фонации отмечается избыточное напряжение лицевой мускулатуры. Голос сдавленный, немодулированный. Вследствие утечки воздуха через нос возникает гиперназальный оттенок. Произношение приобретает невнятность, неразборчивость.

Вывих нижней челюсти

При переднем вывихе ВНЧС рот больного приоткрыт, подбородок выдвинут вперед. Попытки смыкания челюстей резко болезненны. Отмечается слюнотечение. Речь пациента затруднена или невозможна, из-за чего он пытается объясниться с помощью жестов.

При заднем вывихе нижней челюсти, напротив, ограничено открывание рта. Подбородок смещается кзади, язык выдвигается вглубь рта, контакт между зубами-антагонистами отсутствует. Ввиду невозможности движения челюстями отмечается невнятность речи.

Адентия

Причиной артикуляционных расстройств может служить отсутствие нескольких или всех зубов. В первую очередь нарушается четкость произнесения переднеязычных звуков. При адентии речь становится шепелявой, невнятной. Наиболее сильно дикция страдает при отсутствии зубов на обеих челюстях.

Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть фото Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть картинку Нарушилась речь у взрослого человека что это. Картинка про Нарушилась речь у взрослого человека что это. Фото Нарушилась речь у взрослого человека что это

Состояние после зубопротезирования

Дефектность, нечеткость речи может отмечаться у стоматологических пациентов на этапе адаптации к зубным протезам: мостовидным, съемным, с опорой на импланты. В норме этот временной отрезок занимает от 10 до 30 дней, его индивидуальная длительность коррелирует с физиологическими и психологическими особенностями пациента, качеством изготовленных ортопедических конструкций.

Для этапа адаптации характерно ощущение протеза как инородного тела, повышенная саливация, снижение эффективности жевания, рвотные позывы, напряжение артикуляционных мышц. Возникают нарушения дикции, дополнительные призвуки (причмокивания, свист), общая невнятность и неразборчивость речи.

Тугоухость

Тяжелыми расстройствами речи страдают глухие от рождения и рано оглохшие пациенты. При тугоухости нарушается как понимание речи, так и ее произносительная сторона. Структура слова искажается за счет выпадения звуков и целых слогов, приблизительности артикуляции, невозможности осуществления слухового контроля. Невнятность речи выражается в ее монотонности, глухости, недоговаривании слов, большом количестве аграмматизмов.

Паратонзиллярный абсцесс

Больные с флегмонозной ангиной в абсцедирующей стадии жалуются на повышенную температуру, мучительные боли при сглатывании слюны, приеме воды и пищи, трудности открывания рта, слюнотечение. Воспалительная опухоль распространяется на мягкое небо, небные дужки и язычок, в результате чего нарушается подвижность артикуляционных органов. Вследствие выраженного отека в полости рта и тризма челюстей речь становится невнятной, а голос гнусавым. Все симптомы постепенно регрессируют после вскрытия гнойника.

Алкогольное опьянение

Нечленораздельность, невнятность речи характерна для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. При легкой степени опьянения больше нарушается смысловая сторона высказывания – речь становится бессодержательной, примитивной, сбивчивой.

При выраженной алкогольной интоксикации затрудняется артикуляция губных и переднеязычных звуков. Человек искажает слова, неправильно ставит ударения, «проглатывает» звуки и слоги. Темп речи замедляется, появляются запинки, повторы слов. Невнятность речи исчезает по мере вытрезвления.

Диагностика

Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:

Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть фото Нарушилась речь у взрослого человека что это. Смотреть картинку Нарушилась речь у взрослого человека что это. Картинка про Нарушилась речь у взрослого человека что это. Фото Нарушилась речь у взрослого человека что это

Лечение

Медицинский этап

Содержание медицинской помощи зависит от основной патологии, повлекшей за собой невнятность речи. Применяются как терапевтические, так и хирургические подходы, реабилитационно-восстановительные мероприятия:

Логопедический этап

Содержание логопедических занятий и используемые методы различаются в зависимости от структуры речевого дефекта. Однако во всех случаях для преодоления невнятности речи необходимо развивать артикуляционную моторику, совершенствовать произносительные навыки. С этой целью в логопедической практике используются следующие методы:

В рамках речевой реабилитации после слухопротезирования показаны занятия с сурдопедагогом. Лицам с зубными протезами в период адаптации рекомендуется больше разговаривать, медленно читать и считать вслух, отрабатывать произношение «трудных» звуков и звукосочетаний. При систематических занятиях невнятность речи постепенно уменьшается, во многих случаях достигается четкое, разборчивое произношение.

Источник

Нарушилась речь у взрослого человека что это

Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет.

Бесплатные занятия с логопедом

Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет. Она может выражаться в частичной или полной утрате речевых навыков. Возникает подобное явление из-за поражения отделов мозга, отвечающих за артикуляцию, слух, речевой аппарат в целом. Особенности течения и характер афазии определяется степенью поражения и локализацией.

Речевой аппарат – это сложный механизм, состоящий из нескольких конструкций – афферентных и эфферентных. Первые состоят из рецепторов нервных центров, вторые – связь нервных центров с органами. Понимание речи протекает как анализ и синтез звуков, воспринимая информацию зрительной, на слух. Произношение представляет собой систему определенных артикуляционных движений, в механизме которых происходит сбои по причине афазии.

Что такое афазия

Это речевое нарушение характеризующиеся проблемами с пониманием речи и ее произношением. Происходит она вследствие поражений корковых отделов речи, базальных ядер. Данный диагноз устанавливается опираясь на определенные симптомы, исследования МРТ, КТ.

У правшей и примерно 70% левшей, речевые отделы располагаются в левом полушарии. У трети левшей – в правом. В корковые речевые отделы включают в себя:

Эти отделы коры мозга объединяют в так называемый функциональный треугольник. Каждый из них может получить какие-либо повреждения в результате ряда причин:

Это приводит к речевым нарушениям. Афазия отличается от речевых нарушений, моторной дисфункции артикуляционных мышц, как например в случае дизартрии. Афазией занимаются специалисты в области нейролингвистики. Также подключаются нейропсихологи, радиологи и другие медицинские специалисты.

Механизм развития моторной афазии

В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.

Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.

Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.

Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:

Афазия Вернике

Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:

Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.

Афазия Брока

Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.

Сопутствующие симптомы

Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:

Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:

Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.

Факторы-провокаторы нарушения

Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.

Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:

Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров. Для данного типа характерно обширное область поражения – контузия. В данном случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие, в зависимости от силы удара и места, куда он был нанесен.

Классификация и виды (таблица)

Афферентная моторная афазияПовреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМНеспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в:
• сложности с артикулированной речью;
• неправильная артикуляция;
• поисках артикуляции.
Эфферентная моторная афазияПоражения в премоторной зонеВ норме должна обеспечиваться смена артикуляции.
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях. Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих.
Динамическая афазияПоражения локализуются в лобном отделе левого полушария.Проявляется речевой аспонтанностью и инактивностьюи. Есть два типа:
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой.Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазияПоражения зоны ВерникеПервичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения речи— понимания.
Акустико-мнестическая афазияСредние и задние отделы височной областиДефект проявляется в сфере слуховой деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас.
Семантическая афазияПоражения теменно-затылочных областейХарактерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов.

Ранняя детская афазия

У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.

У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.

Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.

Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.

Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.

Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.

Диагностика речевого расстройства

Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:

Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.

Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии. На процесс диагностики может уйти до 40 минут. Исходя из этого, логопед устанавливает речевое расстройство, степень их тяжести, процессы нейродинамики:

Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:

ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.

Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:

Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.

Формы сенсорной афазии

Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике. У детей она возникает вследствие инфекционных заболеваний ЦНС, травм, осложнения после гриппа. Существует четыре типа, которые встречаются у детей и взрослых.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Ребенок с таким диагнозом не понимает обращенную к нему речь. Пациент теряет взаимосвязь между объектом и его названием. Ребенок лишается доступа у участкам мозга, которые ответственны за определение предметов. Он знает назначение какого-либо предмета, но не может назвать его. Может наблюдаться нарушение понимания лишь некоторых слов. При тяжелых поражениях количество таких слов многочисленно. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает речь совсем. Пациент с такой формой афазии в тяжелой стадии воспринимает речь окружающих как иностранный язык.

В раннем возрасте шансы на компенсацию высоки. Соседние участки мозга возьмут на себя утраченный функционал, но для этого потребуется соответствующая коррекция и время. Кроме сенсорного центра, в голове есть моторный речевой центр, отвечающий за собственную речь. Они связаны между собой. Таким образом нарушения в одном центре затрагивают состояния другого. При сенсорной афазии нарушается речь ребенка:

Ребенок может говорить слишком много, но эта речь не несет смысловой нагрузки. Такое явление называется логореей. На один вопрос пациент может отвечать по-разному. Также может нарушаться письменная способность – алексия. Могут наблюдаться пропуски слов, звуков, замена слогов, но при этом нет понимания этих ошибок. Ребенок считает, что он пишет и использует правильное слова и не совершает никаких ошибок.

Субкортикальная

Происходит такой тип сенсорной афазии при нарушениях ассоциативных связей сенсорного центра речи, но слух полностью сохранен. Другими словами, наблюдается словесная глухота, при которой ребенок не слышит речь, но читает хорошо. В другом типе, больной повторяет услышанные слова, но не понимает значения этих слов.

Акустико-мнестическая

Происходит поражение коры головного мозга левого височного отдела. Страдает в первую очередь память ребенка, нарушения ассоциативных связей между сенсорным и моторным речевыми отделами. Этот диагноз не позволяет ребенку назвать предметы, но есть понимание речи окружающих, умеет писать. Основной трудностью является сложности в подборе правильного слова, ему сложно выстроить правильную фразу.

Семантическая сенсорная афазия

Поражения локализуются в затылочно-височной части, при котором регистрируется нарушения с восприятием пространственных понятий. Ребенку сложно подобрать предлоги, например, правильно употреблять в своей речи «в», «на» и другие. Есть сложно в определении физических размеров окружающих предметов. Ребенок забывает некоторые слова, но с подсказкой взрослого быстро их вспоминает.

Тотальная афазия

Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.

Акалькулия афазия

Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.

Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:

Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.

Сенсорно моторная афазия

Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:

У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.

Формы и признаки моторной афазии

Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:

В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:

В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.

Моторная дисфазия и степени тяжести

Есть четыре типа тяжести афазии:

Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.

Афферентная моторная афазия артикулярная

Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.

Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.

Эфферентная моторная афазия Брока

Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.

Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение. При его поражениях появляется моторная разновидность.

Причины появления эфферентной моторной афазии

Основными причинами являются:

Патогенез

Центр Брока выполняет главную роль артикуляционной мышечной активности, необходимая для скоординированной работы всех речедвигательных органов. Поражение в нем проявляются сбоем в эфферентной импульсации, которая ответственна за речевой акты и их сменяемость. Следствием этого является повторение слов, перестановки слов во фразе, персеверации, инертность речи.

Классификация

Симптомы различаются от степени тяжести заболевания. Исходя их этого различаются подходы коррекции. Классифицируется эфферентная афазия на три степени:

В лёгкой степени данный тип не вызывает ограничения способности строить коммуникацию с другими людьми.

Динамическая моторная афазия

Динамическая моторная афазия – отсутствие или нарушения в сложившейся речи. В связи с чем происходит невозможность высказываться. Возникает подобное вследствие поражений в префронтальной зоне левого полушария. Впервые данный синдром был открыт в 1934 году Карлом Клейстом. Он предложил, что при таком поражении происходит нарушения в спонтанной речи.

Динамической афазии также характерны проблемы с устной и письменной речью, сложности в некоторых мыслительных процессах. Такие пациенты испытывают трудность с построением предложения, совершают грамматические и синтаксические ошибки, они плохо воспринимают глаголы. Причинами динамической афазии служат патологические изменения в работе корковых структур головного мозга. Они находятся в задне-лобном отделе мозга спровоцированные инфекциями, травмами, нарушенными кровообращением.

Лечение моторной афазии: общие принципы

На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности). Так человек должным образом настроиться на правильный ход, приподнять у него настроение, самоуверенность. Постепенно пациент начнет стараться сам подпевать или стараться это сделать.

Лечение афферентного типа

Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:

В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.

Лечение динамической моторной афазии

В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:

Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.

Помощь при сенсомоторной типе

Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:

Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.

Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей

Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:

Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.

Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью. Диагноз, поставленный в данный момент может не соответствовать действительному, и через некоторое время его придется корректировать. Должны быть оценены:

Для детей свойственно яркое проявление острой фазы чем у взрослых так как их психологические функции и эмоционально-волевое состояние сформированы не полностью. Специфика установления точного диагноза зависит от возраста ребенка и степень сформированности речевого аппарата у него. Для дошкольников разработана упрощенная схема диагностирования, которая напоминает выявление общего недоразвития речи (ОНР). Логопед собирает полный анамнез пациента и устанавливает психическое и речевое развитие ребенка.

Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:

Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.

Другие формы афазии

Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.

Афферентная афазия

Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.

Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию. Можно задавать вопросы, предполагающие ответ да или нет. Нельзя ограничивать круг общения, задавать вопросы. Афферентная афазия может сопровождаться осложнениями в виде плохой социализацией и инвалидизацией.

Эфферентная

Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:

Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.

Акустико гностическая сенсорная

Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.

Акустико мнестическая

Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.

Семантическая

Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.

Динамическая

В тяжелых формах динамическая афазия характеризуется отсутствием в речи ребенка вопросов, просьб, аутичное поведение, замыкание в себе. Ребенок перестает интересоваться окружающим миром. Пациент откликается на речь, обращенную к нему, но не станет инициировать общение самостоятельно. Ребенок повторяет слова взрослого, иногда даже движения. При тяжелых формах заболевания ребенок не понимает сложную речь. Происходит фиксация на отдельных словах речи, остальная часть не воспринимается, полного понимания нет. В легкой форме ребенок повторяет услышанные им фразы от взрослых, но в редактированном виде.

Амнестико-семантическая афазия

При таком типе афазии не страдает синтагматическая организация речи, слух остается в норме. Наблюдаются при поиске нужного для данного контекста слова. Слова во фразе могут заменяться, изменяя смысл сказанного вплоть до противоположного.

Методы диагностики афазии

Диагностика афазии у детей строится на сборе анамнестической информации, осмотре, общении с ребенком и его родителем. Родитель указывает на причину появления расстройства речи, динамику протекания и развития болезни. При осмотре обращается внимание на имеющиеся неврологические проблемы, которые могут влиять на течение и коррекцию афазии.

Психиатр или педиатр должны оценить устную речь пациента, его способность писать, читать, считать. Все это определяет форму и степень тяжести заболевания. Проведение лабораторных анализов не имеют эффективности, они могут указать на этиологию, но не всех случаях. Педиатр может дать направление на проведение исследований головного мозга:

ЭЭГ показывает активность участков коры головного мозга. КТ черепа назначается если причиной афазии является травма головы.

Компьютерный скрининг-тест

Развитие компьютерных технологий и сферы IT, дали возможность получить новые данные о состоянии и изменении коры головного мозга, определить степень его поражений, актуальное состояния участков мозга, ответственных за речевую деятельность. Таким способом является скрининг-тест. Проводит эту процедуру невролог или логопед. Само обследование состоит из нескольких этапов:

Специалист получает общий результат, выраженный в логопедическом диагнозе. Исследование может проводиться на любом из этапов и занимает времени 5-25 минут.

Коррекция афазии

Коррекция и лечение афазии у детей подразумевает использование восстановительного обучения, которое проводится под контролем логопеда. Суть этого метода – активирование компенсации мозга прямым и непрямым способами. Прямые методы используются на раннем сроке, в его основе лежит использование резервов клеток коры головного мозга. Непрямые методы – это компенсация утраченных функций за счет проведения перестройки структуры мозга.

Эффективность зависит от:

В случае структурных афазий в легкой тяжести, способность общения возвращается через 3-5 недель после начала коррекционной работы. При средней требуется 1-6 месяцев, при тяжелой более шести месяцев.

Логопедическая коррекция

Для устранения всех проявлений афазии в подростковом возрасте может потребоваться до 5 лет. Из-за возраста, дети не всегда могут понимать всю серьезность речевого нарушения, у них может быть надежда на то, что проблема пройдет сама собой. Специалист, проводящий коррекцию должен создать у своего пациента мотивацию на прохождение лечения.

Сама коррекция зависит от возраста ребенка. Для дошкольников или детей начальных классов используются игровые формы развития и восстановления речи:

У детей школьного возраста наблюдаются проблемы с пространственно-временным ориентированием. Для устранения этих явлений используются математические и логические задачи, изучение иностранного языка.

Поэтапная реабилитация

Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии имеет не только логопедическую помощь, массаж и специальные лекарственные препарата, но и комплексную длительную реабилитацию, срок проведения которой напрямую зависит от тяжести и формы афазии.

Главными задачами реабилитации речевого аппарата являются восстановление речи и социальная реабилитация пациента с целью его полной интеграции в общество. Ранее начала способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного темпа.

Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Длительность должна составлять не менее трех часов в день на протяжении минимум пяти месяцев. В тяжелых степенях может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Выбор вида реабилитации, ее длительность, используемые упражнения определяются по индивидуальному плану специалистами по речевому развитию.

При остром и раннем периоде реабилитация должна проводиться в пассивном режиме. Но на поздних этапах пациент должен принимать в ней активное участие. Реабилитация в острой фазе заключается в:

В данный период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия проводятся вполголоса или даже шепотом. На третьей недели у логопеда появляется полный образ речевых нарушений. Здесь определяется порядок логопедической реабилитации. На ранних стадиях реабилитации используются:

На поздних фазах логопедической терапии применяется речевая компенсация. Речь не должна восстановиться в своем прежнем виде, а в измененном. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться различным способом и иметь отличия в своей симптоматике.

Упражнения и задания для позднего периода реабилитации речи устанавливаются по индивидуальному признаку.

Для всех этапов имеет важное значение эмоции больного. Они остро нуждаются в беседах со своими родными, близкими, друзьями. Восстановление проходит быстрее если пациент настроен психологически и уверен в получении положительного результата.

Первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен наблюдаться у своего лечащего врача. Занятия с логопедом проводятся около двух-трех лет.

Транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТКМС – процедура безболезненная и не инвазивная. Главным ее преимуществом является точность воздействия на определенные отделы головного мозга, ответственные за речь и ее понимание.

Магнитное поле, которое образуется током, стимулирует электрические импульсы в мозгу пациента. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим мозговую речевую деятельность, в зависимости от потребности реабилитации. Преимуществами ТКМС являются:

Данная процедура проводится при аутизме, ЗПР, алалии, афазии и других нарушениях.

Рекомендации родственникам

Существуют общие рекомендации для больных афазий, которые исполнимы вне зависимости от возраста пациента:

Главное, пациент не должен терять дух при реабилитации и опускать руки.

Прогноз для детей с афазией

В большинстве случаев сохраняется положительный прогноз. На это влияет ранняя диагностика, время начала коррекции. В течении первых недель коррекции начнут появляться первые изменения, через несколько месяцев можно получить регресс патологии вплоть до полного восстановления всех речевых нарушений, полученных при афазии.

Если отсутствуют признаки улучшения ситуации на первых этапах коррекции, прогноз на восстановление становится негативным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *