Наружная реклама размещение и изготовление первое с чего необходимо начать
Рекламный бизнес или как начать без денег
Креативные виды наружной рекламы – конек нашего агентства
Вступление: В сети много рекомендаций как нужно правильно создавать рекламный бизнес, но все они как братья-близнецы похожи друг на друга и представляют собой инструкции типа: «бери больше, кидай дальше».
В смысле: для создания полноценного рекламного агентства необходимо иметь много денег для инвестирования их в оборудование и в работу специалистов. Я решил предложить вашему вниманию рассказ о том, как я лично начинал свой рекламный бизнес без копейки, от слова — «полный ноль»… и чего я в итоге добился.
Мой рассказ — не высосанная из пальца история, а реальность, основанная на моем личном опыте и небольших расчетах. Кстати сказать, на расчетах примерных потому, что время неумолимо, и оно всегда вносит в предварительные расчеты свои коррективы, из чего следует, что точных расчетов не может дать даже самый лучший бизнес-план.
Создаем рекламное агентство полного цикла на одном желании
Сначала о главном:
О том, каких я достиг успехов, начав с полного нуля, создав рекламное агентство можно прочитать здесь >>>
А вот о том, почему я начал свой бизнес с создания рекламного агентства, не имея за душой ни копейки, и превратил через несколько лет свое начинание в бизнес-империю, я расскажу в этой статье подробнее.
Все началось с «разбитого корыта». Я остался волею случая (глобальное сокращение и банкротство крупного предприятия, на котором я в тот момент трудился) без работы и практически без средств существования для всей моей семьи состоящей на тот момент из трех человек.
Я не успел сделать какие-то финансовые запасы, так как приобрел буквально за полгода до этих событий новую квартиру, в которую вложил не только все свои деньги, но еще и значительную сумму которую занял у родственников.
Как открыть рекламное агентство с нуля?
Итак, на момент создания своего первого бизнеса я имел следующее:
Что оставалось мне делать в этом положении и при наличии таких «привлекательных» активов?
Оставалось одно: что-то делать и как-то мышковать
Я стал думать и анализировать свои возможности и таланты. Достаточно быстро было выявлено, что никакими особыми талантами я не располагаю от слова – вообще. Самый обычный человек.
Единственное о чем я смог вспомнить, и, что хоть немного мне грело душу, так это то, что в школе я был редактором стенгазеты. Почему-то кто-то решил, что я могу и умею рисовать.
Забегая вперед, я должен признаться, что это мнение было и остается полной глупостью и чушью. Рисовать я не умел, не умею до сих пор. Но именно эти воспоминания сыграли ключевую роль в моем выборе и в моей дальнейшей судьбе.
Я почему-то подумал, что раз я умел когда-то делать стенгазету то смогу нарисовать какой-нибудь плакат.
А где нарисованный мною плакат может использоваться?
Правильно – в рекламе. Мало того не просто в рекламе, а именно в наружной рекламе.
При этом я совершенно не разбирался в материалах для производства наружной рекламы, и какое на данный момент существует и используется на рынке оборудование для производства наружной рекламы.
К слову сказать мое мнение, что умение рисовать даст мне массу преимуществ было полной глупостью и для того чтобы создать и вести рекламный бизнес вовсе не обязательно уметь рисовать.
Но тогда я этого не знал и, решив, что начинать необходимо именно с рекламного бизнеса я стал изучать этот вопрос.
Я стал составлять в виде зарисовок и графиков пошаговый алгоритм моих возможных действий.
Производство наружной рекламы – ключ к развитию бизнеса без денег!
Как я рассуждал:
Конечно, в то время я совершенно не знал таких понятий как: рынок наружной рекламы, инвестиционный вклад, акт приемки, согласование размещения наружной рекламы, что такое индивидуальный предприниматель и т.д. но как показала практика и последующие события, мой расчет оказался абсолютно верным.
И так, не имея ничего от слова – вообще, кроме желания любым путем выкарабкаться из того положения куда попали я и моя семья я принялся «окучивать» своим предложением близлежащие предприятия в районе своего проживания.
Я уже не помню, сколько я обошел тогда предприятий, но я все-таки нашел предприятие, которое согласилось заключить со мною договор на производство работ по изготовлению рекламной вывески на магазин.
На этом этапе я совершенно неожиданно для себя узнал, что для заключения договора с предприятием у меня как из одной стороны договора должен быть официальный статус.
Минимум – индивидуальный предприниматель (уже не помню, как тогда такой статус назывался) но я совершенно уверенно сказал на первой встрече: «Это естественно»!
Цена на монтаж наружной рекламы определяется качеством выполняемых работ
Договор на изготовление наружной рекламы — обязательное условие ведение бизнеса
Что оставалось делать? Карабкаться и барахтаться с умным видом. Извините, но голод как говорится – не тётка!
Благо в то время регистрация частного предпринимателя в России стоила недорого, и весь процесс не занял у меня более двух-трех дней. Сколько точно, говорю честно, уже и не помню. Помню, что быстро.
Затем я пошел получать разрешение на размещение наружной рекламы в местной, районной администрации. Я узнал, что подобное разрешение выдает районный архитектор, пришел к нему на прием и совершенно честно признался, что не знаю, как оформлять такое разрешение.
Мне повезло, архитектор оказался человеком с юмором и пониманием, быстро рассказал, что нужно делать и какие документы предоставить ему.
В общем, через пять-шесть дней после первой встречи с директором предприятия-заказчика, все необходимые документы были готовы, и я подписал договор на производство работ.
И тут начались события, которые я называю просто – песня!
Изготовление световой наружной рекламы повышает ваши шансы на успех!
Вывеска немаленькая и световая. Да, да – световая и метров семь длинны. Из металла, пластика и объемных букв. А как вы думали? Фирма ведь веников не вяжет.
Ну и как ее делать и главное – ГДЕ?
Где создавать и монтировать этого «монстра»? Нет, конечно, можно было арендовать «закуток» в цехе какой-нибудь производственного кампании но, во-первых у меня еще не было подобного опыта и знаний, а во-вторых у меня элементарно не хватило бы денег с того аванса который я получил на проведение работ.
Не укладывался я в бюджет в таком случае. Никак.
Я нашел следующий выход: у подруги моей родной сестры была пустующая дача недалеко от города, и я договорился с ней, что «поработаю» на даче за небольшую услугу, помочь ей с дровами. Я обязался купить дрова с тех денег, что выплатят мне, когда я закончу вывеску.
Возможно, вы спросите меня, зачем я описываю такие банальные вещи и так подробно?
С одной единственной целью. Чтобы многие читающие эти строки и мечтающие создать собственный бизнес поняли: «Не Боги горшки обжигают» и действительно реально начать бизнес с полнейшего нуля.
Через два с половиной месяца (строго в рамках условия договора) вывеска была мною изготовлена и вывешена на фасаде здания того предприятия с которой у меня был подписан договор.
Я получил оставшуюся часть вознаграждения и вложил уже эти деньги в следующую работу. Прежде чем я опишу, как я нашел следующую работу и как стал развивать свой рекламный бизнес, я приведу сейчас небольшие расчеты, с помощью которых я стартовал в собственном бизнесе.
Примечание: Расчёты совершенно приблизительные, просто я уже не помню реальный расклад цен и затрат, но на них можно смело ориентироваться (умножая на сегодняшний коэффициент) если кто-то решит повторить мои «подвиги»:
Итого мною было затрачено из денег, полученных в качестве аванса = 50% от суммы договора:
200 + 2.500 + 1.000 +500 + 200 +100 = 4.500 руб.
Сумма аванса (50%) от 5000 руб. – 4.500 руб. (затраты) = 500 руб.
500 руб. – это тот остаток с денег полученных мною в качестве аванса, и на которые я и моя семья «жила» пока я выполнял работы по договору.
В итоге за два с половиной месяца я заработал более 5.500 руб., что было гораздо большей суммой, чем я заработал бы продолжая работать наемным специалистом на том предприятии, которое к счастью для меня обанкротилось.
Этих денег с лихвой хватило на продолжение работ и на сносную жизнь моей семьи пока я окончательно «не поднялся».
Изготовление и согласование наружной рекламы входит в пакет обязательных услуг любого агентства полного цикла
Качественные материалы для изготовления наружной рекламы и дизайн — важное понимание, к которому я пришел после выполнения первой работы!
Мне элементарно повезло и тот студент 1-го курса, которого я привлек для создания оригинал-макета первой вывески, оказался талантливым малым, создал очень привлекательный дизайн и благодаря именно этому факту я сразу же получил второй заказ.
Дела обстояли следующим образом: когда первая вывеска была закончена, смонтирована и деньги получены, я тут же стал искать второго заказчика. Буквально через пару дней я нашел владельца крупного магазина, который при виде фотографии моей первой работы (теперь я уже имел «портфолио выполненных работ», ха-ха-ха) сразу согласился подписать со мной договор.
Такое быстрое решение и неожиданная реакция нового заказчика навели меня на здоровую мысль: дизайн и качество выполняемых работ играет в наружной рекламе очень большое значение.
И для его магазина я решил (в ущерб времени) создать нечто по-настоящему шедевральное. Такую рекламную вывеску, которой в городе не было. Я снова обратился к студенту и сказал ему, что нужен дизайн вывески на магазин в виде мирового шедевра наружной рекламы.
— Легко! – ответил мне первокурсник и выдал «на гора» такой дизайн вывески который стал на многие годы визитной карточкой моего рекламного агентства.
Чтобы воплотить такой дизайн «в жизнь» нужны уже были специалисты более высокого уровня как я, и производственное помещение с подъездными путями. Специалистов я снова нанял в доме пионеров (руководители судо и авиа модельных кружков очень рукастые люди и способны из ничего сделать настоящую конфетку).
Они ее и сделали!
После того как вторая вывеска была смонтирована, заказы посыпались на меня как из рога изобилия.
Оборудование для рекламного бизнеса – залог полного успеха!
Несмотря на, то, что я уже выполнил второй заказ и получил приличные деньги, мое производство находилось на примитивном уровне, и я не имел еще возможности приобрести собственный грузовой транспорт и самое главное – я не мог приобрести специальное оборудование для производства наружной рекламы.
А без транспорта и специального оборудования моя работа продвигалась медленно, я терял время и многих заказчиков, так как мои возможности были ограниченными. Первое, что необходимо было срочно сделать — приобрести грузовик типа Газель и плоттер для резки виниловой пленки.
Как и за счет чего я приобрел грузовик Газель и плоттер Roland
После того как я стал расширяться: арендовал производственное помещение во флигеле местной школы и принял в штат кампании двух специалистов на постоянную работу, мне катастрофически не хватало плоттера для резки виниловой пленки.
Но я не мог его приобрести потому, что элементарно на все не хватало денег, а воспользоваться банковским кредитом я все еще побаивался. Неожиданно решение пришло само собой.
Для той фирмы, которая заказала у меня вторую вывеску на магазин, потребовалось выполнить работы по изготовлению рекламного щита расположенного на крупной автомобильной развязке.
Щит был огромный, площадью примерно в 100-150 кв.м.
При этом все изображения требовалось нанести с помощью виниловой пленки (обязательное условие заказчика).
Мало того он принимал активное участие в создании эскиза будущего рекламного щита и информация была перегружена текстовыми вставками.
Как я не протестовал, но здесь сработал принцип: «Кто платит, тот заказывает музыку».
Парадоксально, но именно рекламный щит в производстве, которого на 90% требовался плоттер, помог мне приобрести этот плоттер, а плоттер помог мне приобрести Газель. При этом ни на плоттер, ни на грузовой автомобиль у меня не было денег, и приобрел я их на полученную прибыль от произведенных работ.
Организация деятельности рекламного агентства
Режущий плоттер Роланд или как я выкрутился без него
Все работы по нарезке виниловой пленки при производстве рекламного щита мы произвели вручную. Все изображения и тексты мы вырезали с помощью обычного канцелярского ножа и обычных швейных ножниц.
Делали так: набрав все тексты и изображения в натуральную величину на компьютере, выводили на печать обратное изображения без заливки, только в виде контуров, если буквы и изображения были большими, склеивали листы формата А-4 между собой и обратное изображение букв подклеивали на бумажную подложку виниловой пленки.
Затем вырезали прямые линии ножом под металлическую линейку, а кривые ножницами. В итоге мы получали отдельные буквы. Подрезая подложку в крайнем углу, клеили букву или изображение на фон.
Так мы выполнили всю работу (работали все сотрудники моего агентства и даже мои домочадцы). Выполнив работы, получили вознаграждение и на это вознаграждение приобрели, отличный плоттер марки Roland, который не только помог мне приобрести грузовичок, но и служил верой и правдой моему бизнесу несколько лет.
Как я купил грузовик Газель, не имея достаточно денег на его покупку?
Как только я приобрел плоттер для резки виниловой пленки, линейка предлагаемых услуг моего агентства расширилась и буквально через пару месяцев, в городе был объявлен конкурс на проведение работ по подготовке празднования Дня города.
В рамках этого празднования местная администрация задумала украсить город изображениями герба города. Причем таким украшательством обязали заниматься коммерческие структуры. В основном это были магазины.
Где брать одинаковые изображения герба для использования на открытом воздухе?
Правильно: у тех, кто может их изготовить и продать. А кто способен изготовить? Рекламное агентство, у которого есть плоттер для проведения подобных работ. (Это сейчас у всех есть возможность приобрести плоттер и без проблем, но тогда это была большая редкость).
В общем, мы целый месяц, буквально в две смены занимались изготовлением и продажей изображения герба города. На прибыль, полученную от продажи гербов, я приобрел свой первый грузовой автомобиль марки Газель.
А грузовик для рекламного агентства, занимающегося наружной рекламой, имеет очень серьезное значение. Дело в том, что 80% услуг такого агентства – изготовление вывесок, которые необходимо транспортировать и монтировать, как правило, на уровне второго этажа.
Мы и здесь проявили смекалку (голь на выдумки богата): когда требовался монтаж наружной рекламы, мы грузили в кузов Газели обычного деревянного «козла» и монтировали с него вывески как раз на уровне второго этажа.
Через три года после старта с полного нуля, я уже владел рекламным агентством полного цикла, в активах у которого были собственные (на правах владения): производственный цех, офис в центре города, парк грузовых и специальных автомобилей, парк специального оборудования, как для изготовления наружной рекламы и производства полиграфической продукции и многое другое.
От Стартапа к Успеху : Открываем рекламный бизнес!
Нужен ли бизнес-план рекламного агентства на старте?
Мой пример показывает, что не особенно и нужен. Мало того когда я начинал, я даже не знал, что это такое на самом деле. Нет, конечно, я слышал о необходимости создания на старте своего бизнес-плана, но когда я начинал, мне было, честно сказать, не до этого. Очень сильно кушать хотелось.
Сейчас, по прошествии многих лет я считаю, что бизнес-план для начала бизнеса просто необходим. Изменились условия ведения бизнеса, в том числе и конкурентные и хороший бизнес-план не помешает.
Но здесь на мой личный взгляд, какая может произойти «злая шутка». Если у вас нет денег вообще, но вы хотите создать собственный бизнес, чем вам сможет помочь такой план?
Ну, посчитаете вы, что для старта нужно иметь два или три миллиона рублей и, что изменится? Эти деньги у вас появятся? Вряд ли. Даже в банке вы не получите денег на старт нового бизнеса. Зачем лишние траты денег и времени?
А вот если у вас есть деньги и вы хотите знать, как их не потерять, создав рекламное агентство, например по производству наружной рекламы, тогда бизнес-план просто необходим.
Заключение
Еще раз я хочу пояснить, зачем написана эта статья. Для иллюстрации того, что если подходить к созданию собственного бизнеса со смекалкой, то вполне реально начать бизнес без серьезных вложений. Как показывает мой личный опыт в рекламном бизнесе это вполне возможно.
Наружная реклама: первые шаги в бизнесе
А теперь, по порядку. Выбранный вами вид деятельности называется «Наружная реклама». Думаю, это понятно. Сюда входят – вывески, таблички, штендеры, брандмауеры, козырьки, маркизы, постеры, панель-кронштейны, стеллы и ещё десяток-другой конструкций, устанавливаемых снаружи. Впрочем, не только снаружи, но об этом позже.
Не буду более задерживаться на данном этапе. Примерно через месяц у вас будут все необходимые бумаги, в объёме пухленькой канцелярской папки.
Совет – бухгалтера лучше искать среди пенсионеров или найти, так называемого – приходящего. Последнего не обязательно оформлять, как сотрудника, так как он будет работать у вас по совместительству. Этот вариант дешевле и на первых порах вполне оправдан. В дальнейшем у вас будет возможность внести изменения в штатное расписание, по собственному усмотрению.
Не каждому улыбнулось счастье, на этом этапе, иметь в своём распоряжении нежилой фонд хотя бы в 35-40 квадратных метров. В любом случае, рано или поздно вам придётся столкнуться с проблемой аренды производственного помещения. Говорю – «проблемой», потому что знаю, сколь придется потрудиться, чтобы найти честного и порядочного арендодателя, да, к тому же, сдающего небольшую площадь под ваше производство.
Совет – не лезьте на крупные заводы. Ищите в промзонах, на автокомбинатах, в гаражных кооперативах, в бывших НИИ, имеющих, как правило, небольшие опытные производства и т.п.
Выбирая помещение, нужно не забывать, что собранную рекламную конструкцию, будь то вывеска или маркиза, придется выносить наружу и грузить на автомобиль. Значит необходимо заранее удостовериться, что дверной проем достаточно широк и к нему есть подъезд для грузового транспорта. И ещё, во многих цеховых помещениях, особенно в станочных цехах, вам могут предложить так называемые антресоли. Это достаточно широкий балкон, на всю длину цеха, шириной порядка 6-8 м. Его аренда, по опыту, значительно ниже, чем площадь на первом этаже. Вариант неплохой, но только при условии, что есть исправный тельфер, для подъема и спуска материалов и готовых конструкций.
Производство рекламных изделий – априори механическое производство, поэтому не стоит искать производственную площадь на деревообрабатывающих предприятиях, целлюлозно-бумажных комбинатах, камвольных фабриках и, Боже вас упаси, в подвальных помещениях жилого фонда.
Совет – планируя производственную площадь, не забудьте, что вам будут необходимы сварочные работы. Сварочное отделение должно быть обязательно оснащено вытяжкой и соответствовать всем нормам пожарной безопасности. Будьте готовы к визитам пожарной инспекции.
В некоторых случаях, например, если предстоит большой объём сварочных работ или сварная конструкция слишком велика, придется договариваться о проведении этих работ на стороне, заказав конструкцию на близлежащем предприятии или автосервисе. Подробнее на вопросе кооперации мы остановимся позже. Как вариант, в летнее время, сварку можно производить под открытым небом, где-нибудь на территории, конечно с разрешения начальства.
В поисковых системах, среди предложений об аренде производственных площадей, часто встречаются неотапливаемые ангары, ранее используемые под стоянку спецтехники. Это, как правило, бетонные секции с огромными воротами и площадью 80-150 кв.м. По всем параметрам данный вариант можно было бы считать идеальным, закрыв глаза на слой промасленной земли под ногами и неубиваемый запаха соляры, но … работать зимой в таком помещении невозможно. Мои знакомые, выбрав подобный вариант, понесли сокрушительное поражение в борьбе с холодом. Не помогали ни тепловые пушки, ни утеплители на воротах, ни герметизация щелей. Огромный железобетонный монолит аккумулировал в себе холод и чтобы прогреть его, по мнению доведённого до отчаяния начальника цеха, нужно было свалить в кучу все оборудование и материалы и устроить большой костер.
Вывод – цех должен быть сравнительно чистым, теплым в зимний период и, по возможности, удовлетворять всем тем условиям, о которых говорилось ранее.
Совет – планируя рабочие зоны в цехе, выделите чистую зону для так называемых «художественных» работ с пленкой. Желательно, для этих целей, приспособить отдельное помещение, а если такой возможности нет, отгородите чистую зону занавесями из прозрачного винила или баннерной ткани.
В производственном помещении (цехе) должно быть место для складирования материалов. Железо – ближе к сварочному участку, пластик – по возможности в более менее чистую зону. Даже желательно придумать – чем его укрывать, т.к. пластик будет статически притягивать к себе всю пыль в цехе.
Оплата аренды должна быть строго оговорена условиями Договора и оплачиваться только по безналу, так как эти выплаты пойдут в ваши расходы. И никаких наличных приплат или откатов.
То есть, по большому счету, офис рекламной фирмы должен быть демонстрационным залом рекламных технологий.
Проблема поиска офиса, не менее драматична, чем поиски производственных площадей. Но, как говорится – «Ищущий, да обрящет!»
Совет – офис должен быть недалеко от производства. В противном случае вы будете тратить уйму драгоценного времени на поездки туда-сюда. А их вам и, особенно менеджерам, придется делать, как минимум раз в день.
Опять же, на первых порах заказчиков можно принимать и на производстве. В этом даже есть свои преимущества – клиент видит ваш потенциал, оценивает возможности. Я знаю несколько раскрученных фирм, где офисов, как таковых, нет и не было с самого начала. Производство и «операторская» находятся в одном помещении, разделенном перегородкой или шкафами. И, лично я, вижу в таком варианте только плюсы, если не обращать внимание на шум. Впрочем, можно попросить менеджеров говорить по телефону тише.
В последнее время стала практиковаться система совместной аренды офиса несколькими фирмами, т.к. сдаются в основном большие помещения, не менее 100-250 кв.м. Вскладчину, такой «коммунальный» вариант может устроить и вас. Важно только, чтобы деятельность фирм-соседей была в одном рабочем стиле и не мешала друг другу.
В дальнейшем, конечно, если дела пойдут достаточно успешно, вы обзаведетесь собственным офисом, поскольку офис – это лицо фирмы. С этим не поспоришь.
В понятие персонала входят перечисленные ранее менеджеры, операторы-дизайнеры, секретарь, снабженцы и др. Стоит ли с самого начала комплектовать полный штат? На первый взгляд вопрос риторический. Однако и здесь возможны варианты.
Вариант первый. Вы арендуете помещение, расставляете столы с оргтехникой, даёте объявление о наборе менеджеров-стажеров и, после небольшого собеседования, отбираете, скажем, человек 8-10. Проводите с ними инструктаж, разъясняете, как нужно разговаривать с заказчиками, учите пользоваться прайс-листами. Теперь – на каких условиях. Очень просто – оформил заказ – получи премию. Думается 15%-17% от общей суммы заказа. По опыту – хороший претендент на должность менеджера, в крупном городе, за день может оформить до пяти заказов. Естественно расчет со стажером производится, после оплаты клиентом заказа.
Эта система широко практиковалась в 90-е годы, когда на общем фоне безработицы люди рекой лились во вновь организованные фирмы. За двадцать лет многое изменилось, но вариант интересный. Единственным его недостатком, являются довольно значительные затраты на оборудование и телефонию. А с другой стороны, рано или поздно, вам все равно придется их делать.
Вариант второй. Заранее распределите между друзьями-единомышленниками, входящими в штатное расписание, не только должности, но и обязанности. Например, менеджерами, принимающими и оформляющими заказы, могут быть все, включая генерального директора. Обязанности снабженца, на первых порах, может выполнять начальник производства (начальник цеха). Оператором-дизайнером, опять же, может быть любой сотрудник, прошедший несложную подготовку по графической программе Corel Draw. Обязанностями секретаря, на начальном этапе, можно пренебречь.
Немного о зарплате и премии. Сажать менеджеров на фиксированный оклад с дифференцированной системой премиальных, как это делают в некоторых организациях, дело сложное и, в прямом смысле, неблагодарное. Опыт показал, что отсутствие стимулирующих факторов вызывает в коллективе спад активности, а невыплата, даже по вполне очевидным причинам, премии расценивается, как наказание. Мой вам совет – забудьте вообще о выплате каких-либо премиальных, а систему оплаты позаимствуйте из предыдущего совета.
Особая тема – набор макетчиков. Так называются рабочие в рекламных фирмах. Если у вас нет готового коллектива с опытом работы, необходимо объявить набор в средствах периодической печати или в интернете. Обращаться за помощью в кадровые агентства, в данном случае, нецелесообразно. Вы не специалиста по работе на коллайдере ищите.
Текучка рабочих-макетчиков среди рекламных фирм весьма высока. Люди кочуют от фирмы к фирме, ища лучшие условия работы, более высокую зарплату, близость к дому и ещё массу всевозможных причин. Проводя собеседование, нужно обязательно принимать во внимание стаж работы в рекламе, профессиональные навыки, отсутствие вредных привычек, причину перемены места работы. Часто попадаются люди, с опытом работы меньше года, но уже позиционирующие себя, как большие специалисты.
Совет – все рабочие-макетчики должны проработать какое-то время (месяц, два) на испытательном сроке. Только убедившись, что данный человек вам подходит, оформляйте его в штат. Как правило, за два месяца выявятся и пьяница, и прогульщик, и лодырь.
Вы должны четко для себя определить количество принятых на работу макетчиков. Плохо, если выполнив два – три заказа, в работе цеха образуется пауза и макетчики вынуждены сидеть без дела. Нет работы – нет зарплаты. Вот вам и текучка на собственном производстве. Лучше поначалу обойтись малыми силами, но с полной загрузкой. Если количество заказов резко возросло, вы всегда успеете набрать дополнительно несколько человек, или же, в крайнем случае, подключиться самим.
Теперь по поводу начальника производства (цеха). В идеале, если это будет один из вашей команды, человек с опытом работы в «наружке». По сути – это правая рука руководителя фирмы, поскольку от него зависят и сроки исполнения работ, и их качество, обучение и контроль. Тем более, что на начальном периоде ему придётся выполнять функции снабженца, а также макетчика и монтажника.
Если в вашей команде такого человека нет, объявите конкурс на замещение вакантной должности или же выявляйте лидера среди набранных вами людей.
В крупных городах чтобы получить разрешение на установку вывески или выносной рекламы необходимо пройти уйму инстанций, при этом надо уметь правильно оформить все необходимые документы. В небольших областных городах все, конечно, гораздо проще. Оформлением такого разрешения, заказчик занимается сам или поручает эту работу специалисту, так называемому регистратору. Профессиональный регистратор может в более короткие сроки пройти все необходимые инстанции и пробить даже самый смелый проект, так как знает не один выход из сложного лабиринта чиновничьих джунглей.
В незапамятные времена регистрацией вывесок занимались сами менеджеры. Позже, когда требования к рекламе ужесточились, а очереди на регистрацию, соответственно, удлинились, регистраторов, на фирмах, выделили в особую группу. Они стали заниматься только этой узко-специализированной деятельностью. Теперь редко можно встретить регистраторов в штате рекламной фирмы. Они работают самостоятельно в тесном сотрудничестве с фирмами и заказчиками.
Несколько лет назад многие рекламные фирмы, движимые возросшим, вдруг, спросом на большие брандмауеры, бросились покупать печатные плоттеры. Однако сейчас основным занятием менеджеров этих фирм является обзвон других рекламщиков, с предложением данной услуги.
Теперь, по поводу неонового завода. На самом деле никакой это не завод, а рабочее место мастера-неонщика, включающее монтажный стол, стеллаж с приспособлениями, местом для газовых баллонов и тучей всевозможных инструментов для гибки и заполнения газом неоновых трубок. Из этих трубок, по шаблонам, неонщик выгибает буквы, из которых, собственно, и собирается неоновая реклама. Купить такой завод по силам довольно раскрученной фирме. А поскольку спрос на неон с каждым годом только возрастает, оставьте мысль о его покупке до поры, до времени.
Раньше листогибочный станок был самым желанным атрибутом цехового интерьера. С его помощью делались элементы световых коробов (боковые панели), с обечайками, для стёкол. Сразу оговорюсь, стёклами рекламщики до сих пор называют лицевые панели световых коробов, независимо от того, из чего они сделаны – из оргстекла, поликарбоната или баннера. Ну, так вот, сейчас этот артефакт ещё можно иногда встретить в цехе какой-нибудь солидной фирмы, покрытый благородной пылью. Недавно один мой коллега спорил со мной по этому поводу, уверяя, что до сих пор штампует короба на листогибе из оцинковки. Это, мол, дешево и сердито.
Может быть. Но короб, собранный из профиля выглядит намного аккуратнее и красивее.
Рабочие места. Можно, например, выстроить вряд несколько слесарных столов, за каждым из которых будет работать определенный макетчик. В случае, если собирается какая-нибудь масштабная конструкция, столы можно легко сдвинуть в один большой или длинный. Причем желательно иметь несколько столов в запасе, на всякий случай.
Другой вариант. Сваривается каркас и сверху кладутся несколько листов толстой, не менее 20 мм, фанеры. Макетчики работают на нём с двух сторон. Длина такого монтажного стола не лимитирована, а вот ширина должна быть такой, чтобы с обеих сторон легко можно было дотянуться до его середины. В идеале, если дополнительно, опять же, в сторонке, стоят несколько запасных слесарных столов.
По поводу автотранспорта. В незапамятные времена, когда автор этой статьи начинал свой рекламный бизнес, в его личном распоряжении был только двадцатилетний «жигуленок». На нём доставлялись в цех металл и оцинковка, листовой пластик и готовые сварные элементы. А при выездах на монтаж – раскладные леса, вывеска и, собственно, сама бригада монтажников.
Вывод – автомобиль на фирме – вещь необходимая. Лучшим вариантом является «Газель» со сварным каркасом для удобства монтажных работ. И, совсем хорошо, если водитель тоже принимает участие в монтажных работах. Молодые люди с удовольствием идут на это совместительство, поскольку, в этом случае, у них образуется дополнительный приработок.
Без автомобиля придется пользоваться услугами логистики. Но очень скоро вы поймете, что это удовольствие сжирает немалую долю прибыли.
На высотные работы арендуйте автовышку или привлекайте промышленных альпинистов.
Часто применение автовышки невозможно по разным объективным причинам – закрыт проезд или мало места для развертывания стрелы. В этих случаях привлечение промышленных альпинистов – единственный и беспроигрышный вариант.
Как правило, альпинисты – люди грамотные и опытные. Монтажом наружной рекламы им приходится заниматься достаточно часто. Необходимо заранее договориться о встрече, съездить с ними на место, чтобы оценить стоимость и особенности предстоящего монтажа, а уже все остальное они возьмут на себя.
Совет – работая с промышленными альпинистами, обязательно заключайте с ними договор на проведение работ, где будут точно определены их функции и ответственность. В противном случае, если, не дай Бог, произойдет какой-нибудь несчастный случай (а у альпинистов они иногда случаются) вам не придется брать всю ответственность на себя.
На сложные монтажные работы, например – крышные установки, на первых порах, договаривайтесь со специальными монтажными фирмами. У них есть все необходимое оборудование и спецтехника. Сами будьте «на подхвате». Так вы обретете необходимый опыт на будущее, овладеете спецификой подобных работ. Впрочем, здесь есть один существенный нюанс – на проведение сложных монтажных работ фирма должна иметь лицензию. Нужна она вам или нет, опять-таки, решайте сами.
А нужно ли, вообще, производство?
Если все работы можно заказать на стороне, зачем огород городить? Сразу отпадают проблемы с арендой, зарплатой, расходами на инструмент и оборудование.
Отвечу – заниматься наружной рекламой можно и не имея собственного производства. Правда тогда и статус фирмы будет другой, а именно – рекламное агентство.
Рекламное агентство – это посредник между заказчиком и производителем.
Можно долго сравнивать преимущества одной формы рекламной деятельности перед другой, но это уже тема другой статьи. Я поберегу её для своей книги.
Несколько лет назад один мой знакомый, директор рекламно-производственной фирмы, оказался в положении, когда содержать производство, пожирающего львиную часть дохода, он уже не мог. Вопрос стоял принципиальный – либо отказываться от производства, либо вообще бросать всё, к чертям собачим. Почему так вышло? Сложно ответить однозначно. Хотя главной его ошибкой, я считаю, были отношения с арендодателем. Договор был составлен крайне неряшливо, оплата производилась наличными. А арендодателю, человеку явно нечистоплотному, это развязывало руки и он, без зазрения совести, с каждым месяцем повышал стоимость аренды. В итоге – из цеха выехали, макетчиков распустили, оборудование, в срочном порядке, продали. Месяц зализывали душевные раны.
Решили так. Пусть всё остаётся – как есть – будем принимать заказы, только размещать их будем в разных местах, у коллег. Поговорили с несколькими рекламно-производственными фирмами, договорились о хороших скидках и стали работать, как прежде. Заказчикам, естественно, об отсутствии собственного производства никто не говорил. Прайс-листы не пришлось менять. Отсутствие расходов на материалы и изготовление компенсировало оплату смежникам.
Чтобы не возникло проблем с налоговой, через год решили, таки, переименоваться в агентство. Стали, помимо наружки, заниматься ещё и интерьером, а также разработкой дизайн-проектов и фирменного стиля, проведения PR-акций. Сейчас это довольно известное и процветающее рекламное агентство полного цикла. Как говорится – не было бы счастья, да несчастье помогло.
Хотелось бы привести пример, когда рекламное агентство стало, вдруг, рекламно-производственной фирмой. Но, к сожалению, у меня такой информации нет.
И тем не менее, друзья мои и коллеги, я вам скажу честно – чтобы работать творчески, осваивая и развивая новые технологии, совершенствуясь в различных аспектах профессионального мастерства, нужно всё делать собственными руками!
Именно так зарабатывается авторитет и имя. Статус рекламно-производственной фирмы куда выше агентства.
Рекламных агенств, тем не менее, не меньше, чем рекламно-производственных фирм. Однако я не встречал ни одного агентства, которое бы занималось только наружной рекламой. Как правило, в арсенале их деятельности и продажа материалов для «наружки» и что-нибудь ещё в этом смысле.
Я специально поставил этот раздел в конце статьи. Потому что речь пойдет о том, без чего, как говорится, телега не сдвинется с места.
В начале статьи я советовал в качестве девиза на штандарте вашей решимости написать «Терпение», «Спрос», «Маркетинг».
С «терпением» разобрались. Думается, пройдя начальные этапы становления без существенных потерь душевного здоровья и денег, вы вправе считать себя людьми терпеливыми.
Спрос. Вот без чего, вся ваша деятельность, мягко говоря, сводится к нулю. Спрос, как известно, рождает предложение.
В нашем случае спрос, а точнее – его критерии – это количество посещений на вашем сайте или телефонных звонков. Поэтому сразу поговорим о средствах и методах привлечения потенциальных заказчиков.
Первое – необходимо сделать свой сайт, в котором будет отражена ваша деятельность, со всеми необходимыми атрибутами, как то – прайс-листами, образцами продукции, фотографиями, комментариями и т.д. При минимуме навыков работы с какой-нибудь современной графической программой, можно сотворить вполне приемлемый сайт. Раскрутку вашего сайта, если вы никогда подобной деятельностью не занимались, лучше поручить профессионалам. Сейчас раскруткой сайтов не занимается только ленивый. Причем многие фирмы, помимо раскрутки, в качестве заманухи, предлагают и бесплатное создание сайта. Понятное дело, что сайт, в этом случае, будет шаблонным и самым примитивным. Может быть кого-то это и устроит, но …
Совет – не скупитесь на создание хорошего профессионального сайта. Каков будет сайт – таково и будет отношение к вам. Людей встречают по одёжке, а фирму – по сайту.
Варианты вашей рекламы на TV или билбордах, по понятным причинам, пока рассматривать не буду.
И ещё. «Цель маркетинга — создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка …»
По моему, все достаточно ясно. Иными словами, для успешной работы фирмы, необходимо делать всё, чтобы заказчик, придя к вам один раз, заказать вывеску, все последующие годы отдавал предпочтение только вам. Как этого добиться?
С точки зрения заказчика – заказ должен быть недорогим, сделанным качественно и в срок. С точки зрения директора фирмы – заказ должен стоить дорого, изготовлен по простой технологии, из дешевых материалов и в свободные сроки. Ну, и как, если не искусством, можно назвать работу менеджера, умеющего, образно говоря, и волков накормить и овец сохранить, а оценкой его деятельности вывести образ довольного заказчика.
Менеджмент, как составляющая маркетинга, наука в большей степени империческая. Поэтому допуская, что персонал вашей фирмы вряд ли будет состоять из научных работников Института Управления, необходимо уделить хоть какое-то время на обучение менеджеров основам менеджмента. Далее уже появится опыт, а с ним и профессионализм.