Настольная игра днд что это
D&D для «Чайников»
Доброго времени суток. Заметила на Пикабу некоторый интерес к ролевым играм, в т.ч. к Dungeons and Dragons (D&D). Многие интересуются с чего же начать, кто-то слышал о таких играх и хотел бы узнать побольше. Поэтому решила сделать небольшой мануал об основах DnD. Опытные игроки не найдут здесь для себя ничего нового, пост для новичков. Поехали.
Я не буду долго рассказывать о создателях игры и истории её создания (для этого есть Википедия). Главное, что нужно знать: существуют официальные книги с правилами и рекомендациями. Это книги игрока, книга мастера, книги с описанием монстров и других персонажей. Книги описывают математическую модель игры, рассказывают, как идёт бой, передвижение, как рассчитываются и растут характеристики персонажей и т.д.
«Полурослик — отличный выбор для скрытного плута, из дварфов хорошо получаются стойкие воины, а эльф может быть знатоком магии».
Математически прописано и создание мультиклассовых персонажей, сочетающих в себе черты 2х и более классов. Но пока вы новичок, не пытайтесь усложнять себе жизнь 🙂
Для магических классов есть ещё листочек с доступными (выученными) заклинаниями.
Продолжительность игры очень индивидуальна. Можно придумать приключение на 3-4 часа с одной-двумя боевыми сценами, а можно растянуть компанию на годы. Всё зависит от свободного времени и устойчивого интереса к игре. Также при наборе партии мы обычно обговариваем атмосферу игры: кому-то нравятся сложные и страшные атмосферные компании, а кто-то хочет повеселиться и поболтать. Игра складывается из 3-х компонентов: небоевые сцены (социалка), боевые сцены и головоломки. При наборе партии и подготовке к игре опытный мастер учитывает пожелания игроков (или выбирает игроков под свои хотелки :D). Кто-то любит полчаса уламывать трактирщика на скидку в 1 золотой, а кто-то хочет крушить и ломать. Истина где-то посередине и в игре обычно всего понемногу: герои узнали у стражника куда идти, шли-шли и дошли, догадались, как проникнуть в логово врага, наказали зло, поделили добычу. Я утрирую, но идея понятна.
Изначально мир полностью открыт и игроки свободны в своих действиях. Но мастер может ограничить их, сделав игру более линейной. То есть можно начать партию у входа в пещеру и сделать так, чтобы всем было необходимо её исследовать. В пещере же игроки смогут решать, например, незаметно проползти мимо монстра или вступить в бой, пойти направо или налево и т.д. А можно начать в центре города и не давать сходу никаких квестов игрокам. Пусть сами решают, где ночевать и на какие деньги. Уйти из города или искать приключений в нём. Отсюда понятно, что мастер должен уметь импровизировать, подстраиваясь под действия игроков. При этом логика игрового мира должна сохряняться.
Как начать играть в Dungeons & Dragons
Где взять правила? Как играть бесплатно? Можно ли играть онлайн? Все ответы в одном месте.
Осторожно, гайд вышел объёмным, но не обязательно читать его полностью за один присест. Добавьте страницу в закладки, чтобы можно было вернуться, заварите себе чая или кофе и получайте удовольствие.
В самом конце есть блок со всеми ссылками из текста, поэтому не бойтесь упустить какую-то из них.
Что такое Dungeons and Dragons?
Dungeons and Dragons (Подземелья и драконы, D & D, ДнД) — это настольная ролевая игра, центральное место в которой занимает история, рассказываемая её участниками. Каждый игрок придумывает себе персонажа и отправляется в долгое и полное опасностей и сокровищ приключение. Прелесть игры в том, что конечный исход этой истории не предрешён заранее, и большая часть событий будет разворачиваться согласно действиям героев.
У игры есть ведущий — мастер подземелья (он же данж-мастер, ДМ), который будет следить за тем, чтобы сюжет не топтался на месте. Мастер отвечает за всех неигровых персонажей — друзей и врагов, — которые будут встречаться героям на их пути, а также за логику выдуманного мира. Что замышляет некромант, сидя в своей башне? Насколько сильно засасывает трясина, куда по неосторожности ступил воин? Ответы на какие-то вопросы будут готовы у мастера заранее, на другие придется отвечать, импровизируя на лету: из-за огромной свободы действия нельзя предугадать, что взбредет в голову тому или иному игроку. В этом и заключается главная особенность игры — в D & D возможно всё.
Как это выглядит?
Нет единого правильного способа играть в D & D, всё зависит от предпочтений и возможностей отдельно взятой группы.
Какой из подходов лучше? Как и на любой холиварный вопрос, тут нельзя ответить однозначно. Впрочем, это и не нужно: понимание приходит после нескольких сыгранных партий, да и объединить оба варианта никто не запрещает.
Как бы то ни было, в основе игры лежит совместное рассказывание общей истории. Да, миниатюры и карты помогают визуализировать происходящее, но всё равно вы будете описывать словами действия своего персонажа, обсуждать планы с остальными членами группы и общаться с другими существами, населяющими выдуманный мир.
Игрок сам решает, что будет делать его персонаж, но если мастер посчитает, что описываемое действие требует неких усилий, он может попросить пройти соответствующую проверку, бросив 20-гранную кость. В зависимости от успешности броска ДМ опишет исход ситуации.
— Я хочу выбить эту дверь плечом, — говорит Антон, играющий за дварфа Адрика.
— Хорошо, пройди проверку силы, — отвечает мастер, одновременно прикидывая сложность: герой стоит перед крепкой дубовой дверью, выбить такую — не самая простая задача. Можно смело решать, что сложность будет равняться 15. Игрок бросает 20-гранную кость.
— О, нет! У меня выпало 1! — Антон понимает, что это не просто неудача, а неудача критическая. Дополнительное правило, с которым играет эта группа, гласит, что любая выпавшая на 20-граннике единица будет считаться критическим провалом.
— Адрик разбегается и со всей силы врезается плечом в массивную двухметровую дверь, — продолжает описание мастер, — остальные члены команды слышат треск, но, к сожалению, этот звук издают не дубовые доски, а кости бедного дварфа, который получает три единицы урона.
Если вы хотите посмотреть как в D & D играют настоящие люди, а не выдуманные мной, можете глянуть это получасовое видео с Вин Дизелем (есть русские субтитры). В роли ведущего — актер озвучки Мэттью Мёрсер — один из самых известных данж-мастеров.
Что нужно для игры в Dungeons and Dragons?
Если коротко, вот примерный список в порядке важности:
Первые четыре пункта обязательны, остальные — опциональны.
Сколько это может стоить?
При желании можно обойтись без каких-либо покупок и даже вообще без стола. По сути, стоимость игры в D & D начинается с 0 рублей (ну, почти), и уходит в бесконечность. Более подробно об этом будет сказано в каждом из пунктов.
Сколько нужно людей?
Как вы уже могли понять, поиграть в одиночку не получится. Один из частых вопросов: можно ли играть в D & D вдвоём, когда один человек берёт на себя обязанности мастера, а второй — игрока. Такой вариант действительно возможен, хотя и стоит быть готовым к меньшей внутрикомандной динамике. В таком случае мастер обычно создаёт ещё одного персонажа-компаньона, чтобы единственному игроку было не скучно во время своих приключений, а боевые столкновения не превращались в настоящий хардкор. При этом ДМу необходимо помнить, что его персонаж должен играть второстепенную роль в истории, в конце-концов задача мастера — вести игру, а не участвовать в ней как полноценный игрок.
Оптимальным количеством игроков (помимо мастера) обычно считается три-четыре человека. В таком случае можно не переживать, что ДМа не хватит на всех, но и внутрикомандное взаимодействие будет достаточно интересным.
Где искать людей для Dungeons and Dragons?
Важно понимать, что никто за столом не должен обладать особыми навыками вроде актерского или ораторского мастерства. Хотя игрокам и придется говорить от лица своих героев (а мастеру — от лица десятков, а то и сотен персонажей), ничто не обязывает вас менять голос или играть так, будто вы находитесь на главной театральной сцене страны, а в зале, насупившись, сидит Станиславский. Наоборот, вы должны чувствовать себя максимально комфортно, чтобы получить удовольствие от игры, и очень важно, чтобы этот момент понимали все участники.
Если у вас уже есть компания друзей или товарищей, с которыми вы проводите много времени, то вопрос отпадает сам собой. Осталось рассказать им, что вы хотите попробовать, и начать уже играть! Если желающих слишком много, можно поделиться на две-три группы, которые действуют параллельно в одном мире, и иногда устраивать эпичные кросс-оверы.
Но даже если сложившейся компании нет, можно попробовать осмотреться вокруг. Среди одноклассников, одногруппников, соседей по общаге или коллег всегда может найтись пара-тройка людей со свободным пятничным или субботним вечером. Причем, не нужно искать закоренелых гиков, перечитывающих Сильмариллион каждые полгода, D & D — игра для всех. Конечно, знание классических РПГшных архетипов поможет игроку и, возможно, сделает его персонажа более эффективным в бою, но это далеко не обязательное условие для хорошо проведенного времени.
Я понимаю, что сейчас не лучшее время, чтобы собираться вживую. Хорошая новость в том, что это и не обязательно, об этом я расскажу более подробно чуть ниже. Надеюсь, что очень скоро можно будет просто удалить этот абзац, а пока что не забывайте о мерах защиты и берегите себя.
Игроки не нашлись в ближайшем окружении? Всё ещё не стоит отчаиваться. Спросите в местных магазинах настолок о Лиге приключенцев — это официальные игры, проводимые специально обученными данж-мастерами, где приключения, собранные в сезоны, образуют большие сюжетные арки. Прелесть лиги в том, что вы можете двигаться по сюжету, играя в разных местах и с разными мастерами — для вашего персонажа это будет одна продолжающаяся история. Если вы хотите попробовать, но ещё не успели создать героя — вам могут выдать готового на месте. Понимаю, что интроверты и прочие хикканы сейчас напряглись (я бы напрягся!), но, поверьте, оно того стоит. Начать поиски можно с этого списка.
Кроме того, во многих магазинах и антикафе часто проводятся игры в классические настолки, в таких местах обычно рады всем желающим. Познакомьтесь поближе с парой-другой человек во время нескольких партий в Мафию или Каркассон, а затем предложите им собраться в следующий раз на том же месте, чтобы бросить вызов какому-нибудь дракону.
Наконец, можно поискать в ВК группы, где люди оставляют объявления о поиске единомышленников в своём городе или для игры онлайн. Конечно, не каждый сможет с лёгкостью начать общаться с незнакомцами, но и ваши персонажи вообще-то будут друг для друга чужими людьми. Можно отнестись к этому как к более глубокому погружению в атмосферу игры. Вот несколько вариантов для затравки.
Очевидно, что поиск людей обойдётся вам довольно дёшево. Заплатить придется только если вы найдете кого-то, кто предлагает услуги данж-мастера за деньги (а такое бывает), или для того, чтобы посетить вечер настолок в антикафе, где обычно берётся символическая плата, окупаемая с лихвой эмоциями и печеньками.
Итак, вот ваши варианты ещё раз:
Кому быть мастером?
Если же ваше сердце совсем не лежит к тому, чтобы быть мастером, спросите у остальных игроков. Возможно, кто-то из них с радостью возьмет на себя эту роль. Но, поверьте, вы многое упускаете.
Прежде чем начинать водить игру, будет не лишним поучаствовать в партии в качестве игрока, чтобы иметь лучшее представление о том, как проходит сессия. Если же такой возможности нет, посмотрите запись какой-нибудь игры, например, чуть выше я уже кидал ссылку на видео с Мэттью Мёрсером. Последите за тем, как мастер ведет партию, как он действует сам и реагирует на действия игроков. Не стоит волноваться, что ваши игры будут выглядеть хуже, ведь Мэтт — профессиональный актер озвучки, который, ко всему прочему, водит D & D уже долгие годы. Поэтому используйте эти видео просто в качестве источника вдохновения.
Кроме того, в интернете легко найти множество советов о том, как быть хорошим мастером. Начать можно с видео от Мэттью Колвилла, которое открывает целый цикл о ведении D & D. В двух первых роликах имеются русские субтитры. У Мёрсера тоже есть плейлист с набором советов, но, к сожалению, уже без субтитров. Впрочем, некоторые видео можно найти в русской озвучке. Несколько неплохих советов также имеется в этом посте.
Откуда брать правила?
У любой игры есть правила, и Dungeons and Dragons — не исключение. За всеми героическими (и не очень) действиями игроков лежит система d20, которую необходимо будет изучить. Хорошая новость в том, что первое время правила достаточно знать только мастеру. Даже если группа не сыграла ещё ни одной партии, ДМу придется привыкать всегда быть на шаг впереди своих игроков, и начать можно как раз с изучения правил.
Базовые правила
Правда есть очевидный подвох — документ на английском языке. Для тех, кто в школе учил немецкий, я опишу несколько русскоязычных вариантов чуть ниже. Остальные же могут ознакомиться с базовыми правилами уже сейчас.
Если у вас перехватило дыхание от объема в 180 страниц, можете выдохнуть. Не обязательно читать их полностью, для начала достаточно пробежать глазами по диагонали и просто время от времени возвращаться к документу. Давайте по порядку.
Базовые правила делятся на четыре больших части:
— В первой речь идет о создании персонажа. Тут вы найдете информацию о расах и классах, предыстории и разное снаряжение, доступное героям.
— Из второй части вы узнаете, как, собственно, играть в D & D. Тут содержатся основные правила, и этому разделу стоит уделить максимальное внимание. Когда и как проходить различные проверки, как путешествовать и сражаться — именно здесь вы сможете найти ответы на все эти вопросы.
— Третья часть полностью посвящена магии. Отсюда можно узнать, как накладываются и какие вообще бывают заклинания: после самих правил доступен список всех магических умений.
— Четвёртая часть будет особенно полезна данж-мастеру. В ней находится список монстров, список магических предметов, которые можно выдать игрокам, а также даны советы по составлению боевых столкновений.
В конце документа вы найдёте описания состояний (окаменение, ослепление и т.д.), немного лора и листы персонажей, куда вписываются характеристики и умения вашего героя.
Грубо говоря, этого документа достаточно, чтобы играть в те самые Подземелья и драконы, не тратя при этом ни одного золотого (точнее, деревянного). Но, во-первых, он доступен только на английском (по крайней мере, на момент написания этого текста), а во-вторых, в нём представлено всего четыре расы для создания героев: дварф, эльф, полурослик и человек, и четыре класса: воин, плут, жрец и волшебник, а также минимальный набор заклинаний для двух последних классов. Могу сказать, что этого набора более чем достаточно, чтобы провести героев через множество приключений. Но есть и другие варианты.
Справочный документ по системе (SRD)
Кроме базовых правил есть ещё один бесплатный ресурс: Справочный документ по системе (Systems Reference Document, SRD). Здесь меньше художественных описаний, чем в базовых правилах, и сам документ менее дружелюбен к новичкам, но зато тут гораздо больше информации. В SRD представлено большинство классов и рас, а также приведены обширные списки заклинаний и монстров.
Нужно понимать, что информация всё ещё дана в урезанном виде: например, в SRD имеются характеристики холмовых дварфов, но ни слова о горных, а среди монстров не хватает некоторых культовых существ вроде бехолдеров. С другой стороны, документ представляет из себя компиляцию так называемого троекнижия — трёх основных книг по D & D, и при этом распространяется бесплатно. Скачать английскую версию можно с официального сайта.
Кроме того, на нашем сайте выложен русский перевод SRD. На данный момент переведены ещё не все разделы, но когда-нибудь контент будет полностью соответствовать оригинальному документу.
Стартовый набор
Минус стартера в том, что персонажи сгенерированы заранее, хотя ничто не мешает перед игрой создать своих, воспользовавшись Базовыми правилами или SRD. Кроме того, в комплекте нет отдельных карт местности — только напечатанные в книге с приключением, а также, не хватает фигурок персонажей и монстров. Конечно, карты спокойно гуглятся, да и простые фигурки сделать не так сложно, но будьте готовы, что всё это придется распечатывать отдельно, если вы хотите устраивать бои с использованием сетки. Стоимость стартера: 2 000 – 2 500 р. за русскую версию.
Книга игрока
Основным же источником правил является Книга игрока, с недавних пор также получившая официальный перевод на русский. Её структура напоминает Базовые правила, а главное отличие заключается в более полном наборе вариантов для рас, классов и расширенный список заклинаний. Кроме того, физическая книга может быть удобнее, чтобы быстро уточнить какое-нибудь правило во время партии, да и просто отлично смотрится на полке. Из всех книг, которые были выпущены WotC, эта, пожалуй, — самая нужная и полезная.
Из минусов можно назвать перевод, который был встречен довольно прохладно в русскоязычном сообществе. Главными проблемами назывались не всегда удачные формулировки, а также опечатка в одной из таблиц, для исправления которой к книге прилагали наклейку (в последующих изданиях ошибка была исправлена). Кроме того, у многих игроков, привыкших к фанатскому переводу, возникли вопросы к некоторым терминам, переведённым иначе. Впрочем, это скорее вопрос вкуса. Стоимость русского издания Книги игрока: 3 990 р.
Перед покупкой убедитесь, что перед вами издание с исправленной таблицей. Если есть возможность подержать книгу в руках, откройте 115-ю страницу, на которой находится таблица со способностями класса Чародей. Если последние два столбца (8-й и 9-й круги заклинаний) идентичны и содержат по четыре единички — перед вами издание с ошибкой.
Если же вы покупаете книгу через интернет, стоит уточнить у продавца об этом изъяне. В случае покупки издания с ошибкой, свяжитесь с издателем, чтобы вам выдали наклейку с исправленной таблицей или решили этот вопрос как-то иначе.
Впрочем, в Книге игрока содержатся далеко не все варианты для создания персонажа. Если в какой-то момент вам захочется большего, у WotC есть ещё огромное количество постоянно выходящих книг, где базовые классы получают новые виды способностей. Можно считать это своего рода DLC, подробнее об этом я расскажу в другой раз, а пока давайте посмотрим на две других книги из троекнижия.
Энциклопедия чудовищ
Энциклопедия чудовищ это своего рода руководство по монстрам, содержащее огромное количество существ, которые могут встретиться игрокам во время их приключений. К каждому монстру прилагается изображение, блок с его характеристиками и атаками, а также описание: у кого-то краткое, а у некоторых — довольно объемное. Например, в книге можно найти подробную информацию о гигантах и их кастовой системе. Монстрятник нужен в первую очередь для мастера, ведь ему необходимо населить свой мир опасностями, и здесь есть из кого выбирать.
Можно придумывать целые приключения вокруг одного типа монстра или даже конкретного его представителя: достаточно открыть книгу на случайной странице, и вот ты уже представляешь себе небольшую деревушку, терроризируемую хищным Бехиром. Почему он покинул свои пещеры и вылез наружу? Можно ли решить проблему, не применяя силу, или герои будут вынуждены бросить вызов мощному врагу? Разбираться в этом придется игрокам.
Энциклопедия — довольно полезная книга, ведь даже в готовых официальных приключениях не всегда даются характеристики упоминаемых монстров. Хотя, при желании можно заменить их доступными из SRD или придумать собственных, полагаясь на гайды в интернете, но на это, ясное дело, уйдет больше времени. Стоимость русского издания Энциклопедии чудовищ: 3 990 р.
Руководство мастера
Руководство мастера будет полезно (сюрприз!) данж-мастеру. В нём содержатся советы по созданию собственного мира и приключения, говорится о том, как вдохнуть жизнь в окружающую игроков среду, приводится список различных магических предметов и набор дополнительных правил, которые могут быть добавлены в игру. По-моему, из всего троекнижия Руководство — наименее полезная книга. Возможно, дело в том, что я предпочитаю водить готовые приключения, дополняя их по собственному желанию, а не создавать их с нуля, но, в общем-то, в интернете полно информации по созданию собственных миров, и не обязательно в разрезе D & D, да и магические предметы вполне себе гуглятся. Стоимость русского издания Руководства мастера: 3 990 р.
Насчёт пиратства. Почти всё описанное тут уже было так или иначе переведено на русский и теперь может быть найдено на просторах рунета. Ещё пару лет назад это было почти единственным шансом для тех, кто не знает языка, но сейчас всё понемногу меняется. Вчерашние данжи теперь уже официально превращаются в подземелья, кишащие драконами. У каждого могут быть свои мотивы, чтобы пиратить, но главное понимать, что это, скорее всего, не идет на пользу развитию нашего любимого хобби в родных краях.
Какие бывают приключения, и где их взять?
Когда люди для игры найдены, мастеру пора задуматься о приключении, которое он подготовит для своих игроков. Конечно, можно придумать собственное с нуля, но я бы не советовал делать это начинающему ДМу, у которого и так будет достаточно других забот. Лучше взять готовый модуль и при необходимости вплетать в повествование собственные элементы.
Модуль это, чаще всего, многостраничный текст, в котором содержится подробное описание сюжета, неигровых персонажей, сокровищ, монстров, а также карты. В начале обычно указывается требуемый уровень персонажей, чтобы зелёные искатели приключений не были растерзаны во время первого же боя, а могущественные легендарные герои не занимались убийством крыс в подвале у какого-нибудь крестьянина (впрочем, оба варианта имеют право на жизнь в руках опытного мастера).
Существует несколько подходов к тому, как мастер может подготовить модуль для своих игроков, но классический выглядит так: ДМ читает весь сюжет от начала до конца, заранее отмечая мотивы и действия злодея, сюжетные повороты и другие важные элементы, а затем готовит более подробный план для одной-двух предстоящих игр — выписывает себе стат-блоки врагов, которые могут встретиться героям, печатает карты, если они есть, получше « узнаёт » неигровых персонажей, чтобы хорошо представлять, как они должны себя вести и что говорить.
Можно выделить несколько важных характеристик готовых приключений: продолжительность, свобода действия и официальность.
Продолжительность
Чаще всего приключения героев складываются в большую кампанию, прохождение которой может занять у игроков не один год (если собираться раз в одну-две недели). Такие кампании отличает наличие продолжительного сюжета, с различными ответвлениями в виде побочных заданий. История может начаться со спасения принцессы, попавшей в беду и разыскивающей старого друга, а закончиться через много лет освобождением вселенной от гнёта сил зла. Игроки будут постепенно решать всё более сложные задачи, а их герои играть всё более значимую роль в судьбе мира. В итоге получается что-то вроде сериала: с сезонами, несколькими сюжетными линиями и, вполне возможно, неожиданными смертями главных героев.
Впрочем, не каждое эпичное приключение должно длиться долгие годы. Когда нет желания или времени, вместо сериала всегда можно посмотреть фильм. Такие приключения называются one-shot и занимают обычно один игровой вечер. Ваншоты отличает наличие небольшого, но законченного сюжета, и отсутствие продолжительной экспозиции: герои приходят и спасают день.
Такой формат хорошо подходит для начинающих игроков, потому что в довольно короткие сроки даёт прочувствовать, что такое D & D. Но и опытные группы могут хорошо провести время, потому что это отличный шанс для одного из игроков примерить на себя роль мастера или просто отвлечься от основной кампании и устроить какой-нибудь батл-рояль среди героев. Наконец, можно провести мини-приключения с каждым их своих игроков по отдельности, прежде чем бросаться в пучину главного сюжета. Такие предыстории помогут лучше понять своих героев и добавят глубины их личным историям. Для примера посмотрите как Мэттью Мёрсер проводит такую партию всего с одним игроком (есть русские субтитры).
Свобода действия
Если представить свободу действий в приключениях в виде спектра, то на одном его конце будут так называемые « рельсы » (railroad), а на другом « песочница » (sandbox).
Рельсы, как и следует из названия, это приключение, не предполагающее ответвлений. У героев нет возможности выбрать подход к решению проблем, и им остается просто двигаться по заданной траектории. Это, возможно, звучит не очень интересно, но вполне имеет право на жизнь, особенно в ваншотах, когда нет времени сходить с тропинки.
На самом деле « рельсовость » приключения во многом зависит и от мастера. Благодаря возможности делать что угодно, которая есть у игроков, история постоянно норовит уйти вбок, подальше от основных действий. В такие моменты именно мастеру приходится решать, насколько активно нужно возвращать героев обратно в главный поток. Правильный ответ, как обычно, зависит от группы и того, что ей интересно. В конце-концов, мы собрались тут, чтобы получать от игры удовольствие.
Важно понимать, что приключения редко представляют из себя рельсы или песочницу в чистом виде. Обычно это что-то среднее — некий сюжет с важными ключевыми моментами, которые должны произойти в любом случае, но между которыми герои будут проводить время так, как им захочется.
Официальность
Официальными модулями считаются приключения, изданные Wizards of the Coast. На момент написания этого текста по пятой редакции уже выпущено 13 таких модулей. Они продаются в виде книг в твёрдой обложке и представляют собой большие законченные истории.
Официальные модули хороши тем, что по большей части это приключения, написанные ветеранами D & D, отлично знакомыми с системой.
Из плюсов можно отметить:
Впрочем, « неофициальность » приключений не обязательно равняется плохому качеству. Существует достаточно сторонних компаний и отдельных авторов, которые выпускают профессионально-сделанные модули. Очевидно, что купить физическую копию такого модуля намного сложнее, особенно у нас. Чаще всего это вообще невозможно — большая часть неофициальных приключений распространяется только в электронном виде.
Плюсы неофициальных приключений:
Где искать?
Кстати, если вы тоже своего рода творческая натура, и у вас есть, чем поделиться с миром, можете выложить туда свои работы. Это не обязательно должны быть приключения, свою аудиторию найдут и карты, карточки, токены, шаблоны — словом, всё, что могло бы пригодиться другим игрокам и мастерам. Ещё и заработать сможете.
Если английский язык — не ваш вариант, то проще всего будет начать с тематических ДнДшных групп в ВК, где публикуются переводы или оригинальные приключения, например, этой. Либо обратиться к официальным модулям, у которых есть перевод.
Какие нужны кости и где их брать?
Кости (или дайсы) отвечают в D & D за создание напряжения (саспенса — если хотите). Если что-то получено слишком просто, это не приносит удовлетворения, поэтому героям нужно бросить вызов, дать испытание, исход которого будет во многом зависеть от способностей и умений, но с небольшой поправкой на удачливость: крошечная вишенка на торте, которая может как дополнить вкус десерта, так и застрять у вас в горле.
На первое время вам хватит и приложения для бросания костей, скачанного на смартфон. Ищите по запросу вроде D & D dice. На компьютере можете воспользоваться этим сайтом или любым из тысячи других дайс-роллеров. Конечно, в бросании виртуальных костей нет души, но зато это бесплатно.
Когда будете готовы, загляните на алиэкспресс, там можно найти комплект костей за 50 – 100 р. Более экзотические расцветки обойдутся чуть дороже (или намного дороже, если они будут, например, из металла). В идеале у каждого игрока должен быть свой набор (и, лучше, не один), так удобнее, да и просто приятно играть собственными дайсами, но это не обязательно.
Если ждать посылку из Китая нет сил, сходите в магазин настолок, там всегда можно найти какой-никакой выбор костей. Но в таком случае будьте готовы заплатить в 10 раз больше за те же самые китайские дайсы.
Наконец, можно обратить внимание на компании, которые делают высококачественные кости с выверенным балансом и из дорогих материалов. Набор таких дайсов может начинаться от 2500р и заканчиваться любой суммой, которую вы можете себе представить. Ну хорошо, я верю, что вы можете представить очень большую цифру. Настолько дорогих костей, наверное, не найти.
Можно ли играть в Dungeons and Dragons онлайн?
Да! Конечно, ничто не заменит живого общения, но, во-первых, выбирать сейчас не приходится, а во-вторых, играть в D & D через интернет так же весело.
Мессенджеры
Самый дешёвый вариант — игра через скайп, зум, дискорд и другие мессенджеры, поддерживающие видеосвязь. Желательно, чтобы у всех участников была камера и более-менее быстрый интернет. Для большего удобства и вовлечённости можно поискать ботов, которые помогут бросать кости и проигрывать музыку. Конечно, при игре в мессенджерах придется забыть о сетке, картах и миниатюрах и полагаться только на воображение. Для одних групп это будет привычным делом, а у других появится хороший шанс попробовать такой вариант и, возможно, прочувствовать всю его прелесть.
Если же вы привыкли к более тактическим играм, то без стола не обойтись. В данном случае — виртуального. Наиболее популярные решения: Roll20, Fantasy Grounds и Tabletop Simulator. Сразу скажу, что не играл с помощью первых двух, но у обоих очень много хороших отзывов.
Roll20
Наверное, самый популярный способ игры в D & D и другие настольные ролёвки через интернет. Представляет собой большое поле, с которым одновременно могут взаимодействовать все участники: мастер загружает карту, выставляет токены героев и врагов, и можно играть.
Удобен тем, что листы персонажей заполняются прямо в программе, и во время игры можно бросать кости сразу с учётом всех модификаторов. Кроме того, внутри есть встроенный аудиоплеер, чтобы мастер мог запускать музыку, чаты: текстовый и видео, а также справочник по системе.
Главный плюс — бесплатность. Да, можно оформить подписку, чтобы получить больше места в хранилище (для загрузки карт, изображений и т.д.), доступ к динамическому освещению и другим фишкам, но с вероятностью 95% вам хватит и бесплатного плана. Кроме того, в маркетплейсе можно купить основные книги правил, чтобы можно было, например, быстро накидать персонажу все заклинания, а не вводить их руками, или выложить на поле готовые токены монстров и использовать их стат-блоки. На деле же можно обойтись и без этого, по крайней мере первое время.
Приложение запускается прямо в браузере, имеется русский язык для основной части интерфейса и листов персонажей. Чтобы было проще разобраться с интерфейсом, гляньте гайд.
Fantasy Grounds
Во многом похож на Roll20: тоже представляет из себя поле, на которое можно выложить карту и токены, позволяет бросать кости и автоматизировать остальную настольно-ролевую рутину. FG распространяется в виде программы, которую нужно установить на компьютер. Недавно вышла новая версия на движке Unity, которая выглядит более современно. Впрочем, любители классики всё ещё могут купить старую.
Из плюсов Fantasy Grounds обычно называют более удобный интерфейс, чем в Roll20, и возможность его глубокой кастомизации. Кроме того, у FG есть несколько интересных фич вроде возможности указать в чате на каком языке написано сообщение (например, эльфийском), после чего его смогут прочесть только те игроки, персонажи которых говорят на этом языке (остальные увидят стилизованную тарабарщину).
Как и в Roll20, здесь можно докупать официальные книги, которые добавят больше вариантов при создании персонажа и облегчат жизнь мастеру при подготовке приключения.
Один из жирных минусов — цена. У Fantasy Grounds нет бесплатной версии (хотя есть демо), стоимость в Steam — 725 р. для обычной лицензии плюс 1 825 р., чтобы улучшить её до Ultimate — это позволит остальным игрокам не покупать FG вообще. То есть группе придется либо скинуться на одну Ultimate лицензию для мастера, чтобы он хостил игру для остальных, либо отдельно покупать стандартную для каждого участника. Время от времени бывают скидки.
Tabletop Simulator
В отличие от предыдущих приложений, это, как и следует из названия, полноценный симулятор стола. Вы управляете камерой, можете летать над виртуальной поверхностью, брать с неё предметы и ставить (или бросать) их обратно. Tabletop Simulator не заточен под какую-то конкретную игру, а скорее представляет из себя движок: есть механизм работы с игральными картами, токенами, фишками, костями, линейками и так далее. В этом кроется как его сила, так и слабость.
С одной стороны, TS позволяет в большей мере почувствовать, что вы собрались вокруг одного стола. В отличие от Roll20, где кости кидаются простым нажатием кнопки, здесь нужно брать трехмерный двадцатигранник, бросать его на стол и смотреть как он катится и подпрыгивает на поверхности стола. При желании можно создавать сложные трехмерные карты с перепадами высот и модельками деревьев и прочей флоры. Кроме того, в Tabletop Simulator можно играть и в другие настолки: от нард до Сумерек империи — достаточно скачать бесплатные модули из стимовской мастерской. При этом, большинство популярных игр имеют русский перевод. Качество компонентов не всегда будет на высоте, но странно требовать чего-то большего от дополнения, которое стоит 0 рублей.
С другой стороны, перед первой партией в D & D придется потратить достаточно времени, чтобы всё настроить: скачать из мастерской удобный стол, найти миниатюры и кости, расставить скрытые зоны, импортировать карты местности и где-то их сложить, и всё в таком духе. В отличие от Roll20 и Fantasy Grounds, у вас не будет встроенного справочника, удобного подсчёта всех модификаторов после бросков костей, и придется придумывать что-то с проигрывателем для музыки (есть встроенный, но он, мягко говоря, не очень). Кроме того, тут нет встроенного видеочата, поэтому придется отдельно запускать какой-нибудь дискорд и настраивать оверлей (который не всегда работает хорошо).
В общем, нужно заранее приготовиться к тому, что хоть программа и даёт большие возможности, не получится просто запустить её и начать играть. К слову, есть готовые пользовательские модули с настроенным столом под D & D, но все они показались мне слишком перегруженными.
Как и в случае с Fantasy Grounds, программа покупается через Steam, но цена менее кусачая: 419 р. или 1 049 р. за набор для четырех людей. Учитывая, что в комплекте вы получаете десятки бесплатных настолок, предложение выглядит неплохо.
И это всё?
Нет, но этого точно достаточно, чтобы начать играть. Чуть позже выйдет вторая часть, в которой я расскажу, откуда брать карты местности и как их печатать, как сделать собственные миниатюры и где купить готовые, какие ещё книги можно приобрести, и нужно ли это делать, ну и всё в таком духе. Если, конечно, меня не поглотят апатия и монотонность рутины.
Когда вторая часть появится, ссылка на неё будет здесь и во всех соцсетях, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Ссылки
Cписок всех ссылок в порядке их появления в тексте.