Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что

Массовая культура

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Содержание

Массовая культура в XVIII и XIX веках

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

XX век

В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

Источник

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что

Определение массовой культуры

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало чтоКонцерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

Развитие массовой культуры

Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало чтоДевочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало чтоКлод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Смотреть картинку Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Картинка про Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало что. Фото Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало чтоПьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Источник

Тематические тесты по Всеобщей истории 9 класс

Тематические тесты по Всеобщей истории. (9 класс)

Автор – учитель истории МБОУ СОШ №6 им. Ф.И. Ярового Шумовецкая О.И.

Причина возникновения «холодной войны»:

А) разногласия между православной церковью и другими направлениями христианства;

Б) требования США о возвращении СССР долгов по ленд-лизу;

В) соперничество между СССР и США в военно-технической сфере;

Г) стремление правящих кругов СССР и США утвердить свою систему ценностей, образ жизни и миропонимания в качестве универсальных;

Д) борьба за сферы влияния между СССР, США и Великобританией.

2. Когда была провозглашена «доктрина Трумэна»:

А) в 1945 г. В) в 1947 г.

Б) в 1949 г. Г) в 1950 г.

3. Цель «доктрины Трумэна» состояла в том, что бы:

А) предотвратить переход под контроль СССР территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения интересов безопасности США;

Б) изолировать СССР на международной арене, исключить его из ООН;

В) запретить в США Коммунистическую партию;

Г) подготовиться к ядерной войне с СССР.

4. Продолжите фразу: «Согласно «плану Маршалла», США…»

А) обязались обеспечить проведение демократических выборов в странах, освободившихся от гитлеровского ига;

Б) выделяли странам Европы экономическую помощь для преодоления последствий войны;

В) предоставляли военную помощь странам Западной Европы;

Г) объявляли СССр агрессором и прекращали с ним дипломатические отношения.

5. Когда были созданы два германских государства: Западная Германия (ФРГ) и Восточная Германия (ГДР):

А) в 1949 г. В) в 1952 г.

Б) в 1947 г. Г) в 1945 г.

6. Какие государства в 1949 г. создали союз «Совет экономической взаимопомощи» (СЭВ):

А) Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург;

Б) США, Канада и страны Западной Европы;

В) СССР и государства Восточной Европы;

7. В каком году была создана Организация Варшавского договора(ОВД):

А) в 1949 г. В) в 1948 г.

Б) в 1955 г. Г) в 1953 г.

8. Организация Варшавского договора являлась военно-политическим союзом:

А) СССР и стран Восточной Европы;

Б) США и стран Западной Европы;
В) США, Канады и стран Западной Европы;

Г) СССР, Китая и стран Восточной Европы

9. Военно-политической союз НАТО включил в себя:

А) страны Западной Европы;

Б) США, Канаду и страны Западной Европы;

В) СССР и страны Восточной Европы;

Г) Страны Западной и Восточной Европы

10. Мирный договор и договор безопасности 1951 г. между США и Японией не содержали следующего положения:

А) право США иметь военные базы в Японии;

Б) лишение Японии колониальных владений;

В) разграничение сфер влияния в Азии между США и Японией.

11. Большая часть колониальных владений в Африке приобрела независимость:

А) в 1950-1951 г. В) в 1974-1975 г.

Б) в 1960-1961 г. Г) в 1980-1981 г.

12. Что из перечисленного не является причиной обострения внутренних конфликтов в освободившихся от колониального господства странах:

А) неоднородный этнический состав населения, межплеменное (межклановое) противоборство за контроль над центральной властью;
Б) границы, не совпадающие с религиозным и этническими границами, произвольно установленные в прошлом колонизаторами;
В) низкий уровень жизни, определяющий особую остроту социальных противоречий;

Г) борьба освободившихся стран между собой за рынки сбыта производимой продукции.

13. Какую роль сыграла военная мощь СССР и США в Карибском кризисе 1962 г.:

А) военная мощь была использована в ходе боевых действий;

Б) военная мощь применялась как фактор устрашения оппонента;

В) военная мощь не сыграла никакой роли;

14. Назовите страны, оказавшиеся расколотыми в результате конфликтов «холодной войны»:

А) Китай, Корея, Германия, Вьетнам; В) Япония, Индия, Югославия, Чехословакия;
Б) Иран, Турция, Греция, Египет; Г) Индия, Китай, Венгрия, Болгария

15. В каком из городов Европы в 1961 г. была возведена перегодившая его стена, ставшая символом «холодной войны»:

А в Праге В) в Берлине

Б) в Варшаве Г) в Будапеште

16. Что побуждало лидеров стран, освободившихся от колониальной зависимости, обращаться к вопросу о выборе модели (пути) развития:

А) желание разрушить традиционный уклад жизни;

Б) стремление к скорейшему осуществлению модернизации, преодоление экономической отсталости;

В) расчет на завоевание голосов избирателей на парламентских выборах;

Г) намерение укрепить военную мощь и подготовиться к завоеванию соседних стран.

17. Для периода «холодной войны» характерной чертой не являлось:

А) соперничество между СССР и США;
Б) создание военно-блоковых систем;

В) постоянное внимание лидеров СССР и США к наращиванию военной мощи;

Г) попытки уничтожить противников в ядерной войне.

18. Что препятствовало углублению разрядки международной напряженности в 1970-е гг.:

А) лидеры СССР и США проявили понимание по вопросу ответственности за судьбы мира;

Б) возрастающее влияние на политику ведущих стран мира стало оказывать антивоенное движение;

В) политика «холодной войны» стала встречать возрастающее осуждение стран мира, входящих в движение неприсоединения;

19. По программе СОИ, о начале работы над которой было заявлено в США в 1983г., предполагалось:

А) осуществить совместный с СССР пилотируемый полет на Марс;

Б) создать систему противоракетной обороны подводного базирования;
В) создать систему космических вооружений, защищающих США от ракетно-ядерного оружия;

Г) осуществить совместную программу космических исследований

20. Почему идеи нового политического мышления, предложенные М.С. Горбачевым, позволили улучшить международную обстановку:

А) они были настолько убедительны, апеллированы к чувству самосохранения народов и лидеров, что их не возможно было отвергнуть;

Б) они сопровождались конкретными шагами, односторонними уступками СССР, что убедило лидеров стран НАТО в серьезности советских намерений;
В) они встретили настолько сильную поддержку общественности в странах НАТО, что их лидеры не смогли их проигнорировать;

Г) они были приняты как принципы международных отношений всех стран, входящих в ООН

21. Распределите даты и названия крупнейших локальных конфликтов «холодной войны»:

А) 1950-1953 1. Карибский кризис

Б) 1950-1954 2. Корейская война

В) 1956 3. Берлинский кризис

Г) 1962 4. Война в Индокитае

Д) 1948 5. Ближневосточный конфликт

«Страны Зарубежной Европы и Северной Америки после 2-й мировой войны»

1. Кампания 1950-1953 гг. в США, вошедшая в историю как «охота на ведьм», была связана:

А) с переходом к политике изоляционизма на международной арене;

Б) с ускорением работ по созданию новых видов оружия;

В) с выявлением «неблагонадежных» граждан, «агентов мирового коммунизма», проникших в ряды государственных служащих;

Г) с содействием обеспечения равенства белых и небелых граждан, наказанием тех руководителей, которые препятствовали продвижению афроамериканцев на государственную службу.

2. Закон Тафта-Хартли предполагал:

А) государственные закупки продукции американских фермеров;

Б) введение государственного регулирования трудовых отношений;

В) запрещение торговли с СССР и другими социалистическими странами;

Г) запрещение дипломатических отношений с социалистическими странами

3. Как называлась организация, стремившаяся методами террора покончить с расизмом в США;
А) «Красные бригады» В) «Черные пантеры»

Б) «Серые волки» Г) ИРА

4. Кто из президентов США столкнулся с угрозой импичмента и подал в отставку:

А) Дж. Картер В) Дж. Форд

Б) Р. Никсон; Г) Р. Рейган

5. С именем какого из президентов США связано проведение «неоконсервативной революции», ускорившей модернизацию экономики:

А) Р. Рейгана В) Б. Клинтона

Б) Д. Кеннеди Г) Р. Никсона

6. О ком из президентов США идет речь в следующем предложении: «В годы пребывания его у власти произошла значительная эволюция политики в отношении СССР – от полного отказа поддерживать какие-либо отношения с советской «империей зла» до установления отношений сотрудничества в деле уменьшения угрозы ядерной войны»:

А) Р. Рейгана В) Дж. Кеннеди

Б) Дж. Буша Г) Р. Никсона

7. Практика отношений «социального партнерства» не подразумевает:

А) участия рабочих в управлении производством;

Б) представительства профсоюзов в наблюдательных советах компаний;

В) выпуска рабочих акций, обеспечивающих работникам долю в прибылях;

Г) уравнительного распределения получаемой прибыли.

8. Характерной чертой социально ориентированной рыночной экономики является:

А) увеличение продолжительности рабочего дня и интенсивности труда;
Б) сокращение государственной поддержки малоимущим;

В) направление большей части бюджетных расходов на военные цели;

Г) содействие государства созданию новых рабочих мест, обеспечении полной занятости.

9. Наиболее развитая модель социально ориентированной экономики сложилась в:
А) Италии В) Франции

10. Какие слои населения стран Западной Европы в наибольшей степени были склонны поддержать идеи «новых левых»

А) фермеры и мелкие городские собственники;

Б) неквалифицированные рабочие промышленности и транспорта;
В) безработные, деклассированные элементы, преступный мир;

Г) молодежь, особенно студенчество, интеллектуалы.

11. События, произошедшие в 1968 г. во Франции и получившие название «красный май», начались:

А) с попытки военного переворота;

Б) с массовых выступлений транспортных рабочих;

В) со студенческих волнений

Г) с забастовки коммунальных служащих.

12. Идеи «еврокоммунизма» получили распространение в коммунистических партиях Италии, Испании, Франции и других стран Европы:

А) в 1950-е гг. Б) в 1960-е гг. В) в 1970-е гг. Г) в 1980-е гг.

13. Что было нехарактерно для неоконсервативных лозунгов:
А) призывы к возрождению авторитета семьи, школы, церкви;

Б) обращение к патриотическим чувствам;

В) требования расширения объема социальных пособий;

Г) жестокое соблюдение норм законности и порядка;

Д) поддержка духа предприимчивости, инициативы.

14. Целями модернизации 1980-х гг. в США и странах Западной Европы являлось достижение следующих результатов:

А) поддержка нерентабельных предприятий;

Б) создание автоматизированных и роботизированных производственных комплексов, овладение высокими технологиями;

Г) ликвидация профсоюзного движения.

15. Какая из отмеченных черт не относится к чертам информационного общества:

А) достигается полная гармония в межнациональных отношениях;

Б) важнейшим капиталом становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал;
В) особое внимание уделяется развитию образования и науки;

Г) уровень экономического развития определяется степенью овладения высокими технологиями.

16. На базе какого объединения высокоразвитых стран сформирован такой наднациональный орган, как Европейский парламент:

А) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);

Б) Организация экономического сотрудничества и развития торговли (ОЭСР);

В) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);

Г) Международный валютный фонд (МВФ)

17. Какие факторы в 1950-1960-е гг. толкали страны Восточной Европы на путь проведения демократических реформ:
А) жесткий контроль над внешней политикой восточноевропейских стран со стороны советского руководства;

Б) отставание восточноевропейских стран от государств Западной Европы по основным показателям экономического развития;

В) стремление укрепить авторитет СССР на международной арене

Г) жесткий контроль над внутренней политикой восточноевропейских стран со стороны советского руководства;

18. В каком году произошли события, получившие название «пражской весны»:

19. Назовите восточноевропейскую страну, где в 1956 г. борьба за демократию привела к вооруженному восстанию:

А) Чехословакия В) Польша
Б) Румыния Г) Венгрия

20. С каким из утверждений относительно демократических революций в странах Восточной Европы в конце 1980-х гг. вы бы согласились:

А) демократические революции носили мирный характер;

Б) революции в странах Восточной Европы победили в результате вооруженного восстания;

В) в большинстве стран Восточной Европы демократические восстания победили без вооруженной борьбы

Г) революции проводились жесткими методами и сопровождались массовым уничтожением людей

21. Назовите имя лидера, отказавшегося от проведения демократических реформ в одной из восточноевропейских стран и казненного после народного восстания в 1989 г.:

А) Э. Хонеккер В) Н. Чаушеску

Б) В. Ярузельский Г) Л. Валенса

22. Когда произошло воссоединение Германии:

А) в 1990 г. В) в 1975 г.

Б) в 1956 г. Г) в 1989 г.

23. Когда Польша, Венгрия и Чехия стали членами НАТО:

А) в 1980 г. В) в 1999 г.

Б) в 1989 г. Г) в 2005 г.

24. Назовите страну Восточной Европы, которая в 1980-1990-е гг. стала ареной вооруженных столкновений из-за обострения межнациональных отношений:

А) Чехословакия В) Болгария

Б) Югославия Г) Венгрия

25. Югославская модель социализма, сложившаяся в послевоенные годы, исключала:

А) самоуправление на производстве;

Б) большую степень идеологической свободы, чем в других восточноевропейских странах;
В) монополию на власть одной партии;
Г) политическую многопартийность;

«Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века».

Что из перечисленного не имеет отношения к причинам японского «экономического чуда»:

А) низкий удельный вес расходов на военные цели в бюджете страны

Б) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки во время второй мировой войны

В) протекционистская политика японских властей

Г) наличие квалифицированной, дисциплинированной и относительно дешевой рабочей силы

2. Что означает термин «интеграция»:

А) постепенное сближение государств в экономической, политической, военной сферах

Б) порабощение одних государств другими

В) установление между государствами союзнических отношений

Г) дальнейшее развитие международной торговли

3. Какие государства в 1970-е годы называли НИС – «новыми индустриальными странами»:

А) Таиланд, Филиппины, Индонезию, Малайю

Б) Тайвань, Южную Корею, Сингапур, Гонконг

В) Японию, Индию, Китай, Иран

Г) Китай, Южную Корею, Таиланд, Японию

4. Что не являлось характерным для новых индустриальных стран:

А) большое внимание к повышению квалификации рабочей силы

Б) широкое привлечение иностранных капиталов для модернизации экономики

В) особое внимание к созданию новых систем вооружений

Г) продуманная политика в области использования достижений научно-технического прогресса

5. Какая из партий пришла к власти в результате гражданской войны в Китае:

А) Коммунистическая партия Китая – КПК В) Китайская демократическая партия

Б) Гоминьдан Г) ни одна из перечисленных

6. Китайская народная республика (КНР) образовалась:

А) в 1947г. Б) в 1954г. В) в 1949г. Г) в 1953г.

7. Что не входило в планы СССР при оказании помощи Китаю:

А) подготовка кадров специалистов народного хозяйства

Б) содействие в укреплении обороноспособности

В) техническое содействие в создании предприятий тяжелой индустрии

Г) передача технологии производства ядерного оружия

8. Мероприятия, проведенные в КНР в 1958 году во имя перехода к коммунизму в кратчайшие сроки, вошли в историю под названием:

А) «культурная революция» В) новый курс

Б) стратегия большого скачка г) прагматические реформы

9. Как называли в Китае молодежь, на которую в годы «культурной революции» Мао Цзэдун возложил задачу борьбы с «контрреволюционными» элементами:

А) «красные кхмеры» В) хунвейбины

Б) ихэтуани Г) «красные бригады»

10. С каким лидером в Китае связывают переход к курсу «прагматических реформ»:

А) Дэн Сяопин В) Сунь Ятсен

Б) Мао Цзэдун г) Чан Кайши

11. Когда Индия и Пакистан получили независимость:

12. Что стало причиной индо-пакистанской войны 1947-1949 годов:

А) борьба за рынки сбыта продукции

Б) поддержка Индией освободительного движения в Восточном Пакистане (Бангладеш)

В) спор из-за приграничных территорий в штатах Джамму и Кашмир

Г) стремление занять первое место в регионе

13. Египет был провозглашен республикой:

А) в 1951 году В) в 1956 году

Б) в 1952 году Г) в 1959 году

14. Что побудило Англию, Францию и Израиль начать войну против Египта в 1956 году:

А) запрещение иностранным гражданам посещать памятники древней египетской культуры

Б) передача контракта на строительство плотину в Асуане Советскому Союзу

В) национализация компании Суэцкого канала

Г) агрессивные действия Египта против соседних государств

15. Какая из стран Азии в 1978 году была провозглашена демократической республикой, а в 1996 году – исламской республикой:

А) Афганистан В) Саудовская Аравия

16. Сложившееся на базе пуштунских племен движение «Талибан» выступает за:

А) строжайшее соблюдение исламских норм жизни (законов шариата)

Б) восстановление монархии в Афганистане

В) провозглашение равенства всех народностей, живущих в Афганистане

Г) присоединение к Афганистану территории Северного Пакистана

17. Решение ООН о создании государства Израиль было принято:

А) в 1945 году В) в 1967 году

Б) в 1947 году Г) в 1953 году

18. Какие страны входят в состав Содружеств, созданных Великобританией и Францией:

А) государства, населенные преимущественно переселенцами из стран Европы

Б) большинство бывших колоний этих государств

В) все страны, которые стремились к сотрудничеству с Великобританией и Францией

19. В чем состояли цели Великобритании и Франции при создании Содружеств:

А) сохранение отношений тесного экономического и военно-политического сотрудничества с бывшими колониями

Б) защита привилегий оставшихся в освободившихся странах переселенцев из бывших метрополий

В) обеспечение своим вооруженным силам возможности присутствия в ключевых районах мира

Г) возможность влиять на политику стран, вошедших в Содружества

20. Какая дата вошла в историю под названием «года Африки»:

А) 1946г. Б) 1974г. В) 1960г. Г) 1989г.

21. Назовите европейскую метрополию, которая дольше всех отказывалась предоставить независимость своим колониальным владениям, ведя затяжную колониальную войну:

А) Голландия В) Португалия

Б) Франция г) Испания

22. Режим апартеида предполагал:

А) раздельное обучение детей белой и черной расы

Б) запрещение смешанных браков

В) непризнание гражданских прав темнокожего населения

Г) все перечисленное вместе

23. Определите значение термина «бантустан»:

А) особая форма землепользования в ЮАР

Б) самоуправляющаяся территория, выделенная для проживания коренным жителям ЮАР

В) национальный обряд племенных вождей юга Африки

Г) обряд посвящения юношей в охотники у племен южной Африки

24. Режим белого меньшинства в Южной Родезии рухнул:

А) в 1960 году В) в 1989 году

Б) в 1980 году г) в 1990 году

25. Лидер партии африканский национальный конгресс (АНК), который в 1994 году в результате первых свободных выборов стал первым в истории ЮАР темнокожим президентом:

А) Де Клерк В) Нельсон Мандела

Б) Кофи Анан Г) Фидель Кастро

26. Организация Африканского единства (ОАЕ) возникла:

27. Проблема развития стран Африки к югу от экватора должна рассматриваться как:

А) глобальная, требующая для своего решения скоординированных усилий всего мирового сообщества

Б) гуманитарная, связанная с необходимостью повышения уровня образования населения

В) продовольственная, требующая внедрения передовой техники и новых технологий

Г) региональная, не требующая вмешательства мирового сообщества

28. Обстоятельство, препятствовавшее модернизации и ускоренному индустриальному развитию стран Латинской Америки:

А) после второй мировой войны возрос спрос на их аграрную продукцию

Б) в послевоенные годы увеличился приток квалифицированной рабочей силы в латиноамериканские страны

В) у власти постоянно чередовались военные и гражданские правительства

Г) США открыто вмешивались во внутренние дела латиноамериканских государств

29. Революция на Кубе произошла:

А) в 1945 году В) в 1959 году

Б) в 1950 году г) в 1962 году

30. Лидер кубинской революции, ставший премьер-министром Кубы:

А) С. Альенде В) А. Пиночет

Б) Ф. Кастро Г) Че Гевара

31. Странам Латинской Америки была предложена программа «Союз ради прогресса»:

А) в 1949 году президентом США Г. Трумэном

Б) в 1972 году президентом США Р. Никсоном

В) в 1961 году президентом США Д. Кеннеди

Г) в 1981 году президентом США Р. Рейганом

32. Цель программы «Союз ради прогресса»:

А) помощь антидиктаторским движениям

Б) содействие решению социально-экономических проблем в странах Латинской Америки

В) укрепление вооруженных сил в латиноамериканских государствах

Г) помощь в борьбе диктаторских режимов против демократии

33. Особенности модернизации стран Латинской Америки состояли в том, что:

А) особую роль в проведении модернизации играли военные режимы

Б) большое значение для модернизации имела помощь стран социалистического лагеря

В) исключительно высокими темпами рос объем ВВП

Г) большое значение для модернизации имела помощь стран капиталистического лагеря

34. Новый этап в развитии латиноамериканского региона, связанный с падением диктаторских режимов в большинстве латиноамериканских стран, наступил:

А) в 1960-1970-е годы В) в 1980-1990-е годы

«Духовная жизнь общества и культура народов в XX веке».

Мыслитель первой половины 20 века, предрекавший закат европейской цивилизации:

А) П. Сорокин В) О. Шпенглер

Б) Д. Кейнс Г) А. Тойнби

2. Ученый, который считал, что социальное поведение людей зависит от господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов:

А) Н. Бердяев В) Дж. Гэлбрейт

3. Создателями формационной теории, оказавшей большое влияние на развитие общественно-политической мысли XX века были:

А) К. Маркс и Ф. Энгельс В) К. Каутский и Э. Бернштейн

Б) Г. Плеханов и В. Ленин Г) К. Маркс и К. Каутский

4. Идеи этапов (стадий) цивилизационного развития были разработаны в трудах:

А) А. Тойнби, Й. Шумпетера В) К. Маркса, Ф. Энгельса

Б) У. Ростоу, О. Тоффлера Г) А. Тойнби, О. Шпенглера

5. Автором теории регулирования рыночной экономики является:

А) Д. Белл В) Д. Кейнс

Б) У. Ростоу Г) К. Маркс

6. Ученый, утверждавший, что поведение людей в значительной мере определяется неосознаваемыми ими подсознательными мотивами:

А) З. Фрейд В) В. Парето

Б) Г. Моска г) Ф. Энгельс

7. Авторы концепции «конца идеологии», популярной в странах запада в 1960-1970-е годы, считали:

А) поскольку у людей растет интерес к восточным религиям, интерес к традиционным идеалам утрачивается

Б) развитие средств массовой информации позволяет манипулировать людьми, заменяя борьбу идей конкуренцией избирательных технологий

В) вступление общества в информационную стадию цивилизационного развития требует поиска новых идеалов

8. Многие представители мира искусства XX века критически воспринимали основные ценности современной цивилизации, потому что:

А) они считали, что современная цивилизация подавляет индивидуальность человека, делает его рабом государственной машины

Б) они были неудачниками, которые не смогли найти общественного признания

В) они были жертвами неудачной любви и жизненных обстоятельств

Г) они были сторонниками ценностей восточных религий

9. Направление в искусстве, характеризующееся простотой и выразительностью, попытками увидеть мир как бы глазами ребенка называется:

А) экспрессионизм В) кубизм

Б) примитивизм Г) авангардизм

10. Зародившееся в Германии направление в искусстве, которому свойственно отрицание обыденности, обращение к иррациональным сюжетам, получило название:

А) футуризм В) экспрессионизм

Б) дадаизм Г) кубизм

11. Назовите направление в изобразительном искусстве, связанное с деятельностью группы французских художников во главе с П.Пикассо:

А) супрематизм В) сюрреализм

Б) кубизм Г) авангардизм

12. Направление в живописи, которое обращалось к проблематике технического прогресса, идеализировало движение, динамизм перемен:

А) футуризм В) сюрреализм

Б) абстракционизм г) кубизм

13. Автор картины «Черный квадрат» (1913 г.), которую считают вершиной абстракционизма:

А) В. Кандинский В) К. Малевич

Б) П. Пикассо Г) И. Глазунов

14. Течение в искусстве, представители которого считали, что художник является творцом, создающим собственный мир, который иррационален, фантастичен, неподвластен законам обыденного существования:

А) примитивизм В) абстракционизм

Б) сюрреализм Г) футуризм

15. Развитие конструктивистского стиля в архитектуре связано с творчеством:

А) Ле Корбюзье В) М. Дюшана

Б) Р. Гамильтона Г) Д. Истона

16. Самым известным представителем сюрреалистического направления в живописи является:

А) П. Мондриан В) С. Дали

Б) А. Матисс Г) П. Пикассо

17. Страна, которая считается родиной поп-арта (популярного искусства):

А) Германия В) Франция

18. Одним из представителей авангардизма в литературе, свойственным ему стремлением показать действительность через призму сознания, является:

А) Э.М. Ремарк В) Б. Шоу

Б) Д. Джойс Г) Г. Уэллс

19. Экзистенциалистскому направлению в философии и литературе свойственно:

А) восхищение достижениями научно-технического прогресса

Б) рассмотрение личности как абсолютной ценности, независимо от её поступков, характера и морали

В) призывы к построению гуманного общества социальной гармонии

Г) обращение к ценностям восточных религий

20. Представителем экзистенциализма в литературе является:

А) Д. Оруэлл Б) О. Хаксли В) Ж.П. Сартр Г) Э. М. Ремарк

А) Д. Голсуорси Б) Б. Шоу В) Г. Уэллс Г) Ж.П. Сартр

22. Хепенингом называют:

А) процесс съемки видеоклипа

Б) представление, основанное на импровизации, сочетающее элементы живописи, скульптуры и театра

В) рекламную кампанию новых товаров электротехнической промышленности

Г) выставку картин модных художников

23. Наступление эпохи массовой культуры ознаменовало:

А) изобретение кинематографа в 1895 году

Б) появление первых развлекательных изданий для массового потребления (комиксов, покет-буков)

В) внедрение в повседневный обиход радио и телевидения

Г) появление сотовой связи

24. С помощью массовой культуры невозможно:

А) рекламировать товары, услуги, формы проведения досуга

Б) содействовать развитию у людей научного мышления

В) формировать «образ врага»

Г) навязывать стереотипы поведения и реакций

25. По мнению известного ученого Э. Фромма, массовая культура:

А) препятствует раскрытию и реализации творческих способностей личности, формирует пассивность и конформизм

Б) отвечает подсознательным стремлениям и желаниям человека, который ассоциирует себя с героями кино и телевидения

В) открывает новый этап в эволюционном развитии самого человека

Г) важнейший элемент жизни современного человека

26. Позитивная роль средств массовой информации связана с:

А) тем, что они предлагают одинаковые для всех суждения об этических ценностях, делая поведение людей предсказуемым и управляемым

Б) тем, что нередко ставят острые, социально значимые проблемы, привлекают внимание граждан к вопросам экологии, этнических и социальных конфликтов

В) тем, что они информируют граждан о новых товарах, побуждая приобретать их, что стимулирует потребительский спрос

27. Определите соответствие основных теорий и имен ученых, разрабатывающих эти идеи:

А) Дж. Гэлбрейт 1. Проблема пределов государственного развития экономики

Б) Д. Кейнс 2. Подсознательные мотивы поведения человека

В) М. Фридман 3. Теория развития политических систем

Г) З. Фрейд 4. Теория регулирования рыночной экономики

Д) Д. Истон 5. Идея фаз (стадий) цивилизационного развития

28. Определите соответствие этапов развития массовой культуры и форм её проявления:

А) начало XX века 1. Повсеместное распространение радио и телевидения, международное вещание

Б) 1920-1930-е годы 2. Комиксы, дешевые периодические издания, немое кино

В) 1950-1970-е годы 3.Глобализация сети радиотелекоммуникаций, появление мировой компьютерной сети

Г) 1980-1990-е годы 4. Появление телевидения

«Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия»

В чем смысл понятия «глобальные проблемы современности»:

Б) это комплекс проблем научно-технического развития

В) это проблемы, решение которых требует объединения усилий всех государств

Г) это комплекс проблем, связанный с уровнем экономического развития ряда стран

2. Страны, официально признанные как обладатели ядерного оружия:

А) США, Россия, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан

Б) США, Россия, Англия, Франция, Германия, Япония, Китай

В) США, Россия, Англия, Франция, Индия, Бразилия, Израиль

Г) США, Россия, Англия, Франция, Германия, Япония, Иран

3. Кто и когда впервые поставил вопрос об опасности экологической катастрофы:

А) европейское экономическое сообщество в конце 1950-х годов

Б) группа ученых, объединившихся в Римский клуб в конце 1960-х годов

В) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в 1970-е годы

Г) ООН в 1980-е годы

4. Такие понятия, как «озоновые дыры», «парниковый эффект» относят:

А) к экологической проблеме В) к проблеме научно-технического развития

Б) к проблеме развития стран Азии и Африки Г) к проблеме угрозы новой мировой войны

5. Международные объединения, контролирующие 40% мирового промышленного производства и 60% мировой торговли, называются:

А) экономические комиссии европейского Союза

Б) транснациональные корпорации (ТНК)

В) Международный валютный фонд (МВФ)

Г) Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

6. Преобладающей формой военных операций после завершения «холодной войны» стали:

А) миротворческие, гуманитарные миссии

Б) локальные конфликты между партнерами США и бывшими союзниками СССР

В) гражданские и религиозные войны

Г) локальные конфликты между США и другими странами мира

7. Движения за сохранение языков, традиций и культуры малых народов, относятся:

А) к социальным В) к религиозным

Б) к этническим Г) к экологическим

8. Развитые страны Запада, в которых этнические проблемы проявляются наиболее остро:

А) Канада, Великобритания, Испания, Франция В) Канада, Швейцария, Испания, Франция
Б) Канада, Япония, Испания, Франция Г) Канада, Китай, Испания, Франция

9. Крупная военная операция НАТО по урегулированию межэтнического конфликта в 1999 году была проведена:

А) в Турции В) в Ираке

Б) в Югославии Г) в Афганистане

10. Действия по защите окружающей среды от загрязнения относят:

А) к научно-профилактическим В) к юридическим

Б) к экологическим Г) к этническим

11. Выберите из представленных международных организаций одну, относящуюся к региональным:

12. «Семерка» наиболее развитых стран мира:

А) США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада

Б) США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Китай

В) США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Австралия

Г) США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Израиль

13. Всемирная торговая организация (ВТО) была создана:

А) для предотвращения «торговых войн», либерализации внешней торговли

Б) для содействия афро-азиатским странам в решении проблем развития

В) для согласования мер в области безопасного использования ядерной энергии

Г) для содействия бедным странам мира в решении социальных проблем

14. Какие цели преследует Международный валютный фонд (МВФ):

А) финансирование проектов в области модернизации экономики

Б) поддержка мер в области охраны природы

В) поддержка стабильности курсов национальных валют

Г) финансирование экологических проектов

15. По какому принципу распределяются голоса в МВФ:

А) одна страна – один голос

Б) учитываются голоса стран-членов Совета безопасности ООН

В) в соответствии с размером взноса в бюджет этой организации

Г) учитываются голоса стран-членов «большой семерки»

16. Понятие «миротворческая операция» не включает в себя:

А) оказание гуманитарной помощи жертвам конфликта

Б) свержение недемократических режимов и их замена временной администрацией ООН

В) боевые операции с целью пресечения действий, нарушающих международные правовые нормы

Г) оказание гуманитарной помощи беженцам

17. Не имеет отношения к мерам, призванным предотвратить экологическую катастрофу:

А) ускорение темпов региональной интеграции

Б) переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии

В) осуществление с помощью спутников контроля за состоянием окружающей среды

Г) принятие законов о защите окружающей среды

18. Против стран, нанесших экологический ущерб другим государствам, могут быть применены санкции:

А) выплата компенсации пострадавшим государствам В) меры морального порицания

Б) исключение из ООН Г) введение в страну войск ООН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *