Национальные интересы россии в экономической сфере заключаются в обеспечении чего
Национальные интересы россии в экономической сфере заключаются в обеспечении чего
Поволжский Государственный Технологический Университет
Аннотация. Национальные интересы России в области экономики носят ключевой характер и заключаются в настоящее время в преодолении зависимости от сырьевых секторов экономики и создании условий устойчивого экономического роста.
Ключевые слова Экономика, Национальная безопасность, Национальный интерес, Экономическая безопасность, Внешнеэкономическая деятельность.
Государство,которое провозгласило себя в Конституции правовым и социальным,обязано гарантировать своим гражданам защищенность от геоэкономических провокаций в глобальной макроэкономической системе.Категория «национальный интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий теории социологических наук.
Национальные интересы являются приоритетным основанием экономической правовой политики нашего государства,и малейшее ослабление институционального контроля за ситуацией в национальной экономике при входе иностранного капитала в ее пространство оборачивается кризисными явлениями:вывозом капитала за границу, снижением налогооблагаемой базы прибыли,сужением простора для национальных инвесторов,формированием производств,управляемых из-за границы,подавлением интересов отечественного производителя.
Особую актуальность проблема приобретает в свете вступления России во Всемирную торговую организацию,что приводит к большей открытости, а,значит,и уязвимости экономики.
Всемирная торговая организация (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
В современных условиях основная цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоит в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов этой деятельности и своевременной,оптимальной корректировке в зависимости от изменяющихся условий в мире глобализации.Данная цель конкретизируется в ряд задач,направленных на обеспечение стабильного экономического роста,стимулирование инновационной деятельности,правовую защиту российской интеллектуальной собственности, обеспечение эффективной государственной социально-экономической политики,защиту национальной экономики от проникновения транснациональной организованной преступности и тому подобное.
Главный приоритет реализации функции государства в сфере внешнеэкономических отношений является содействие развитию национальной экономики,которое предполагает включение России в систему мирохозяйственных связей,динамику внешнеэкономической специализации,эффективную защиту интеллектуальной собственности и ноу-хау,полноправное участие России в международных экономических организациях.
Национальные интересы России в области экономики носят ключевой характер и заключаются в настоящее время в преодолении зависимости от сырьевых секторов экономики и создании условий устойчивого экономического роста.Для этого экономическая политика должна быть направлена на обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия,повышение уровня жизни населения,подъем конкурентоспособности отечественной продукции,защиту интересов российских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках,стимулирование научно-технического прогресса,инновационной и инвестиционной активности,привлечение зарубежных инвестиций в РФ.
К числу национальных интересов России относится обеспечение ее национальной безопасности.Эта проблема затрагивает широкий круг вопросов,связанных с характеристикой угроз национальной безопасности, основных направлений обеспечения национальной безопасности в различных сферах деятельности общества и государства,использованием сил и средств обеспечения национальной безопасности. В целом существующая на сегодняшний день система законодательства и нормативно-правовых документов,регламентирующих внешнеэкономическую деятельность различных государств,характеризуется противоречивостью, непоследовательностью, существенными пробелами,отсутствием международно-правового регулирования отдельных обязательствправительств в рассматриваемой сфере отношений. Правовая политика государства в экономической сфере с целью обеспечения национальных интересов России должна быть направлена,прежде всего,на становление стабильной, конкурентоспособной, диверсифицированной национальной экономики.
Резкое падение цен на экспортные товары или,наоборот,повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики,так же как опасно введение эмбарго на торговлю со странами, выступающими важными рынками сбыта или поставщиками продукции для России.Недопустима так же и зависимость от поставок отдельных видов продукции или финансовая зависимость от иностранных государств,что позволяет кредиторам оказывать на Россию политическое давление.[1]
Национальный интерес – первая и главная категория,на основе которой формулируется стратегия национальной безопасности страны. Национальный интерес является основной побудительной силой деятельности государства.Он выражает объективно реальное отношение его носителей к условиям своего существования и развития.Таким образом,внешняя политика того или иного государства – это отражение интересов населяющих его народов,которые в общем виде формулируются в стратегических установках концепции национальной безопасности.
Стратегия является важнейшим документом,в котором,признается, что национальная безопасность обеспечивается мерами экономическими,а не военными. Обеспечение национальной безопасности в сфере экономики – важнейшая задача государства,так как ее направление и развитие обуславливает собой развитие и направление политических и социальных отношений вообще,накладывает свою печать на интеллектуальный прогресс общества,на его мораль,на его политические и общественные воззрения.
Экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности,являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой. Стабильность и устойчивость национальной экономики означает защиту собственности во всех ее формах,создание хороших условий и надежных гарантий для предпринимательской активности,сдерживание факторов,которых могут дестабилизировать ситуации.
Реальную угрозу национальным интересам России в области экономики представляет тенденция разрушения научно-технического потенциала страны,свертывания научных исследований и разработок новой техники,резкого падения инновационной активности.Об этом свидетельствует фактическое состояние таких показателей,как уровень расходов на науку,доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции,доля импорта в устанавливаемом оборудовании,значения которых значительно отстает от пороговых показателей.Поскольку научно-технический прогресс является главным источником современного экономического роста (на его долю приходится от70до90%прироста валового внутреннего продукта в развитых странах),то сохранение этой тенденции будет означать исчезновение основы самостоятельного и устойчивого развития страны.
1. Федеральный закон «О безопасности» от5марта1992года № 390.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до2020года от12мая2009года № 537.
3. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве И.В.Андронова.-М:Квадрига,2010.-383с.
5. Лесной комплекс в условиях ВТО: первые результаты.- Новый лесной журнал, 2013г
Интересы национальной экономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность национальных экономических интересов
Национальные экономические интересы имеют первостепенное значение для создания системы безопасности экономики, которая представляет собой составляющую целостной системы национальной безопасности страны, так как от этого зависит разработка эффективных средств реализации и защиты данных интересов.
Интересы национальной экономики являются совокупностью объективных рыночных потребностей независимого государства, при удовлетворении которых обеспечивается эффективное функционирование и развитие его экономической системы.
Экономические интересы – это объективное выражение функционирования сферы экономики. Они являются основной составляющей национальных интересов, поскольку сфера экономики является базовой.
В общем смысле интересы национальной экономики определяются необходимостью создания благоприятных условий для развития всех сфер человеческой деятельности. Осуществление интересов национальной экономики возможно с помощью объединения усилий со стороны государства, политических партий, общества, экономических субъектов.
Классификация национальных экономических интересов
Чтобы проводить аналитическую и прогнозную деятельность, соответствующие государственные структуры должны определять интересы национальной экономики, изучать их взаимодействие, соотношение приоритетов и т.д.
Интересы национальной экономики можно классифицировать по нескольким признакам:
Чтобы создать целостную систему интересов национальной экономики и обеспечить ее эффективное функционирование, необходимо:
Готовые работы на аналогичную тему
Национальные экономические интересы России
Национальные интересы РФ в экономической сфере являются приоритетными, а их реализация возможна при устойчивом развитии экономики. Поэтому интересы национальной экономики России состоят в обеспечении способности экономической системы:
В связи с повышением степени открытости отечественной экономики, наращивание конкурентоспособности – важнейший фактор сохранения положения России как активного субъекта мировых экономических и политических процессов.
Национальными интересами России в сфере демографии являются: восстановление в стране демографического потенциала, увеличение уровня рождаемости и т.д.
Главным национальным интересом России в социальной сфере является повышение качества и уровня жизни населения, поскольку это основное условие долговременного роста экономики и устойчивого развития. Чтобы защитить национальные интересы России в социальной сфере, необходимо решить следующие задачи:
К национальным интересам в сфере производства, инвестиций, инновационной и научно-технической деятельности относятся: создание социально-ориентированного новейшего типа рынка, который основан на учете возможностей и интересов развития общества, целенаправленная поддержка производственных отраслей, определяющих направления государственного экономического развития.
Национальные интересы в налогово-бюджетной сфере состоят в обеспечении достаточности ресурсов бюджета для выполнения своих функций государством, увеличении бюджетного потенциала.
В области денежно-кредитного обращения национальными интересами России являются: обеспечение бесперебойного денежного обращения, увеличение золотовалютных резервов, сохранение положительного платежного государственного баланса.
Во внешнеэкономической сфере национальные интересы заключаются в создании благоприятных условий для рационального использования внешнеэкономических связей РФ с целью обеспечения устойчивого роста ее экономики, финансовой стабильности, повышения уровня жизни и т.д.
Контроль за экологически безопасным устойчивым развитием общества является национальным интересом России в экологической сфере.
В области региональной экономики национальные интересы заключаются в формировании единой экономической среды, развитии интеграционных процессов во внутренней экономике.
Национальные интересы в области государственного управления состоят в способности разрабатывать и реализовывать социально-ориентированную государственную политику по развитию экономики нового типа, которая основана на эффективном использовании и контроле национальных ресурсов, а также углублении социальных взаимоотношений между властями, предпринимателями, отдельными гражданами и обществом в целом.
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
Урок 2
Национальные интересы России в современном мире
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Национальные интересы определяют: • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом; • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.). Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством. Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений. Запомните! Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности. Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России? Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Это должен знать каждый Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят: Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении: • динамично развивающегося производства и рынка; Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении: • нравственных ценностей общества; Национальные интересы России в международной сфере заключаются: • в обеспечении суверенитета; Национальные интересы России в военной сфере заключаются: • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности; Внимание! Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности. Запомните! Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны. Вопросы1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России? 2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России? 3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны? 4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера? 5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается? ГДЗ Параграф 1.2. Национальные интересы России в современном мире ОБЖ 9 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОСОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством. 2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. 3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят: Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении: Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении: Национальные интересы России в международной сфере заключаются: Национальные интересы России в военной сфере заключаются: 4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?Да, важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?Огромное, ведь только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности. II. Национальные интересы России
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников Содружества Независимых Государств; • притязания на территорию Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены: • экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию; • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира; • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; • коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; • расширение рынков сбыта российской продукции; • формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются: • правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; • усиление государственного регулирования в экономике; • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа. Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения. Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности. Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации. Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны. Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются: • обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; • разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; • выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; • совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности. Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: • выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; • усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; • укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; • привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; • расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества. Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации. Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств – участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры. В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф. К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; • предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации. Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств. Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на: • проведение активного внешнеполитического курса; • упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН; • обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности; • защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера; • развитие отношений с государствами – участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств; • полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; • содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций; • достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; • адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности; • развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки. Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности. Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов: • применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений. Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются: • создание необходимой нормативной правовой базы; • развитие межгосударственного сотрудничества в этой области; • противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств; • пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции; • осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств – участников Содружества Независимых Государств. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: • реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: • Президент Российской Федерации – руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны; • Федеральное Собрание Российской Федерации – на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; • Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области; • федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации; • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации – залог динамичного развития России в XXI веке.
|