Научная проблема это противоречие между чем
Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.
Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.
Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.
Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.
Противоречие и проблема исследования: одно и то же?
При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.
Постановка противоречия и проблемы исследования
В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.
Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).
Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.
Что можно отнести к противоречиям в научной работе?
Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.
На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила формулировки противоречия и проблемы исследования
Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:
Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.
При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:
Роль проблемы при написании диссертации
Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.
Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.
Конкретизация проблемы исследования
Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).
Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.
Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.
Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ
Смотреть что такое «ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ» в других словарях:
Проблема научная — совокупность тем, охватывающих всю научно исследовательскую работу или ее часть: предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли … Исследовательская деятельность. Словарь
Проблема научная — (научно техническая) поставленная наукой, актуальная и не решенная задача является научной проблемой. Если решения научной задачи связаны с технической областью (материалы, машины, технологии), то данный класс не решенных задач может быть… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
проблема — (проблема научная) осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научная модель мира — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
Научная модель мироздания — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
проблема — ПРОБЛЕМА (греч. problema задача, задание) понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть П. вопрос, ответом… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Проблема демаркации — (лат. demarcatio разграничение) проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук… … Википедия
проблема — Актуальная, большая, важная, великая, вечная, волнующая, всепланетная, главная, глобальная, жгучая, животрепещущая, запутанная, злободневная, интересная, исходная, кардинальная, ключевая, комплексная, конкретная, коренная, крупная, мировая,… … Словарь эпитетов
ПРОБЛЕМА — атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги и Гассета, главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная… … Современный философский словарь
Научная проблема
Исследование начинается с понимания и формулировки проблемы и завершается ее решением либо уточнением, т. е. получением нового знания. Таким образом, осмысление проблемы является одной из форм познавательной деятельности, включающей процедуры диагностики сущности проблемы, причин ее появления и путей решения. Правильная постановка проблемы служит важной предпосылкой ее успешного решения. Для решения научной проблемы может быть выдвинута гипотеза.
С учетом содержания и характера выявленного противоречия проблема может быть теоретической или практической (эмпирической), тем самым она определяет вид исследования и формулировку цели и задач. Теоретические проблемы явно и неявно включают вопросы: почему, зачем, каким образом, как часто и проч., которые позволяют выйти на уровень понимания причинно-следственных, динамических и структурно-функциональных закономерностей. Эмпирические проблемы ориентированы на пополнение и удостоверение фактографической базы и отвечают на вопросы: кто, что, когда, сколько и т. д., т. е. нацелены на описание и реконструкцию.
С учетом особенностей исторического познания, проблемы могут быть связаны: 1) с познанием объекта и предмета исследования (описание и теоретическое осмысление исторических объектов и процессов), 2) с разработкой и совершенствованием научных методов, 3) с оценкой итогов и результатов исторических исследований, 4) с анализом теоретических и практических аспектов использования исторических источников. По типу решаемого вопроса выделяют оценочные, методологические, аналитические, синтетические проблемы.
При выборе и формулировке проблемы большую роль играют ценностные ориентации и личностные качества исследователя, его представления о назначении истории и исторического труда. Наибольшую трудность вызывает постановка теоретических (фундаментальных) проблем, так как они связаны с необходимостью аналитического обобщения накопленного научного опыта, сложившихся теоретико- методологических подходов, научных школ и их особенностей и т. д.
Проблема задает целый ряд элементов научного исследования: цель и задачи, а также предмет и объект. Все они связаны друг с другом и образуют единое целое.
Л. Н. Мазур, О. М. Мельникова
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 414-415.
Берков В. Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект). Минск, 1979; Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 206; МазурЛ.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010. С. 29- 68; Мининков Н. А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н / Д., 2009; Санцевич А. В. Методика исторического исследования: учеб. пособ. Киев, 1990.
Критерии выявления противоречий научного исследования
Проблема представляет собой ядро любого научного исследования. Именно этот элемент задает ориентир (в каком направлении автору необходимо следовать), с какого ракурса изучать тему и пр.
Проблема представляет собой ядро любого научного исследования. И менно этот элемент задает ориентир (в каком направлении автору необходимо следовать), с какого ракурса изучать тему и пр.
Что это такое?
Проблема – это противоречие, пробел, дефицит, который мешает объекту исследования развиваться и требует решения.
Чтобы исследование обрело значимость, автору необходимо предложит ь меры по решению конкретного вопроса. Для этого ему предстоит провести анализ и определить «слабые места».
Основные критерии постановки проблемы научного исследования
Чтобы определить проблему, исследователю необходимо провести ряд действий:
Этапы выявления противоречий научного исследования
Проблема любой ВКР, курсовой или научной работы представлена в форме противоречия между «старыми» и «новыми» фактами.
Именно противоречие демонстрирует необходимость перемен, действий с целью оптимизации ситуации.
По сути, выявление противоречий научного исследования представляет собой постановку проблемы. Определение противоречий или проблемы предполагает использование следующего механизма :
Этап №1. Диагностирование. Этот шаг предполагает «знакомство» с существующими пробелами в деятельности объекта, отрасли и пр.
Для этого автору исследования необходимо изучить немало литературы, чтобы иметь представление о том, какие нормы ранее существовали, действуют сейчас, какие недостатки они имеют и что необходимо сделать, чтобы их устранить.
В практической части научного исследования автору необходимо собрать необходимые данные для анализа и выявления потенциальных «пробелов» объекта.
Этап №2. Определение «симптомов». После того, как исследователь установил конкретные «уязвимые зоны», выделил наиболее важные из них, необходимо установить: почему, в результате чего и как они появились.
Любое «заболевание» имеет свои симптомы. Исследуя конкретное предприятие, можно заме т ить негативные тенденции:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
«Симптомы» должны конкретизировать проблему.
Этап №4. Истолкование фактов и конкретизация проблемы. На данном этапе исследователь должен:
Важно основывать только на достоверных и обоснованных ресурсах.
Этап №5. Формулирование проблемы. Данная стадия предполагает определение одной конкретной, самой важн ой проблемы с целью установления конкурентного направления деятельности.
Правильная и грамотная постановка проблемы обеспечивает успех всего исследования и его защ иты. Выявленное противоречие должно быть связано с темой и предметом научной работы, соответствовать принципам актуальности и значимости.
Решение поставленной проблемы может быть как в «одно действие», так и весьма сложным механизмом. Главное, довести дело до конца.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Научная проблема это противоречие между чем
Волков Вячеслав Викторович
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ?
Рубежом в истории человечества стала середина первого тысячелетия до новой эры. Тогда в трех центрах древнего мира (Китай, Индия, Греция) фактически одновременно возникает философия.
Это произошло в процессе кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. Философия предложила человеку новую жизненную позицию, опирающуюся не столько на привычку и традицию, сколько на собственный разум и знание, почерпнутые в процессе образования и интеллектуального поиска. Однако общность генезиса философии не исключает специфики формирования систематизированного философского знания в Древней Индии и Древнем Китае, в многочисленных полисах античной Греции.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции и программы поведения.
Мифология (мифопоэтика) (mifos — предание, logos — слово, учение) — это исторически первая форма целостного и образного восприятия мира, его духовно-практического освоения, первая форма мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития и развития индивида вообще. В форме мифов, то есть сказаний, преданий человек пытается дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. В мифе объединяются зачатки знаний, религиозные верования, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации. Мифология обеспечивает связь поколений, формирует коллективные представления, закрепляет определенную систему ценностей.
Религиозное мировоззрение является второй формой мировоззрения. Вообще религия (от лат. Relegio — благочестие или от лат. Religere — устанавливать связь) — это особая духовно-практическая связь между людьми, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил и священном отношении к таким ценностям, идеям и процессам, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества. Религия выполняет функцию сохранения вневременных ценностей.
В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на мир земной, естественный и потусторонний, небесный, в котором признается «возможность невозможного», то есть чуда, необъяснимых естественным путем явлений.
Основу религиозного сознания составляет религиозная вера, которая не требует обоснования, доказательства посредствам соотнесения с реальной действительностью, потому что она основывается на внутренней субъективной убежденности в истинности предмета веры. Религиозное верование не обязательно связано с религиозным знанием, но обязательно с переживанием того, что невозможное стало возможным. Религиозные чувства, переживания отметают противоречащую им информацию и доводы разума, и совместно с влиянием социальной среды (давление семьи, стремление быть как все) создают устойчивость религиозных верований.
Религиозное мировоззрение придает смысл, значение и устойчивость человеческому бытию, помогает людям преодолевать житейские трудности. Однако, не смотря на наличие в религиозном сознании теоретического уровня, оно в целом не может обеспечить проникновение в сущность окружающих явлений, и поэтому по мере развития человеческого общества появилась возможность становления новой формы рассмотрения мировоззренческих проблем — философской.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о человеке.
Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиции рациональной оценки, с позиции разума. Следовательно, философия — это теоретически сформированное мировоззрение, это теоретическое ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества. Она также является системно-рационализированным мировоззрением.
Конечно, не вся философия ориентировалась на науку, однако для философии всегда характерной была склонность именно к теоретическому мышлению, к анализу и доказательству, к обоснованию и интеллектуальному поиску.
Объектом философского познания является бытие в целом — весь мир в его бесконечных и конечных проявлениях.
Но «всеохватность» философии не означает, что она претендует на решение любой научной проблемы всех отраслей знаний. Она в любой проблеме ограничивает свои «владения», свое поле кругом тех отношений, которые имеют наиболее общий, присущий всем явлениям характер.
Таким образом, философию как особую форму сознания отличает, прежде всего, стремление дать именно цельное мировоззрение, систему знаний о мире, о человеке и человеческом обществе, объяснить их с определенной точки зрения, найти ответы на самые волнующие вопросы.
Вместе с тем следует отметить, что философия никогда не ограничивалась лишь бесстрастной систематизацией явлений действительности. Она всегда стремилась выработать определенное отношение к ним, направить практическую и познавательную деятельность людей, вооружить их научным методом.
наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком, соотношение сознания и материи.
СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия в переводе с греческого — это любовь к мудрости (phileo — люблю, sofic — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.
Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.
Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.
Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т. д.
Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.
В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:
• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;
• философия выступает методологией науки;
• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;
• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.
• Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.