Научная теория что это
Научная теория
Понятие «научная теория» имеет разные значения: для противопоставления практике или гипотезе как непроверенному знанию в форме предположения; обобщение передовой практики отражением её в мышлении и воспроизведением реальной действительности. Теория непрерывно связана с практикой, которая ставит перед познанием задачи и требует их решения. Поэтому практика является органическим элементом теории. Каждая теория имеет сложную структуру. Так, в экономической теории можно выделить две части: формальные исчисления (экономико-математические модели, логические уравнения и др.) и «содержательную» интерпретацию (категории, законы, принципы). Последняя связана с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.
Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:
* Общих законов и сферы их применения, где она объясняет явления, которые происходят;
* Сферы предсказания неизвестных явлений;
* Логико-математического аппарата вывода следствия из законов;
Определение концептуальной схемы, без которого невозможно познание объектов этой теории.Экономические теории обусловлены историческими условиями, в которых они возникают, уровнем производства, социальными условиями, доминирующими в тот или иной период, которые способствуют или тормозят их познания. Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни.
Критерием истинности теории является практика хозяйственной деятельности людей, изменения в природе, обществе. Избежать ложных течений в науке помогает также изучение истории развития науки как эволюционным, так и революционным путём.
ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ
Полезное
Смотреть что такое «ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ» в других словарях:
Теория научная — Под научной теорией, например, понимается наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Источник: Приказ Роспатента от 25.07.2011… … Официальная терминология
теория — научная это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез.… … Большая психологическая энциклопедия
Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия
Научная модель мира — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
Научная модель мироздания — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн. естеств. науч. понятий и принципов. Мировоззренч. и методологич. базой Н. к. м. является материалистич.… … Философская энциклопедия
Теория импетуса — (от лат. impetus толчок, импульс) средневековая теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. Теория импетуса появилась в результате критики некоторых положений… … Википедия
Теория моды (журнал) — Теория Моды Логотип журнала Специализация: научно культурологический журнал Периодичность: ежеквартальный Язык: русский Главный редактор … Википедия
Теория современной композиции — Теория современной композиции музыковедческая научная дисциплина, посвящённая изучению новых методов и техник музыкальной композиции в академической музыке II й половины ХХ века и по настоящее время, а также учебная дисциплина с аналогичным … Википедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
Научная теория
11. Эмпиризм. Бэкон. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком.
Новый органон. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Препятствия (призраки) к познанию: рода, пещеры, площади (общество, язык), театра (мнение).
Эмпири́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма.
Научная теория
Основные критерии
Обычно для признания любой теории в большинстве академических кругов существует один простой критерий. Существенным критерием является то, что теория должна быть наблюдаемой и повторяемой. Вышеупомянутый критерий необходим для предотвращения мошенничества и сохранения самой науки.
Свод описаний знаний можно назвать теорией, если они удовлетворяют следующим критериям:
Прочие критерии
Кроме того, ученые предпочитают работать с теорией, отвечающей следующим качествам:
Определения научных организаций
Национальной академии наук Соединенных Штатов определяет научные теории следующим образом :
От Американской ассоциации развития науки :
Обратите внимание, что термин теория не подходит для описания непроверенных, но сложных гипотез или даже научных моделей.
Как только все критерии будут выполнены, это будет широко принято учеными (см. Научный консенсус ) как наилучшее доступное объяснение по крайней мере некоторых явлений. Он будет делать предсказания явлений, которые предыдущие теории не могли объяснить или не могли точно предсказать, и он будет сопротивляться попыткам фальсификации. Сила доказательств оценивается научным сообществом, и наиболее важные эксперименты будут воспроизведены несколькими независимыми группами.
Принятие теории не требует проверки всех ее основных предсказаний, если она уже подтверждена достаточно вескими доказательствами. Например, некоторые тесты могут быть невозможными или технически сложными. В результате теории могут делать прогнозы, которые еще не подтвердились или оказались неверными; в этом случае прогнозируемые результаты можно неформально описать термином «теоретический». Эти прогнозы можно проверить позже, и если они неверны, это может привести к пересмотру или отклонению теории.
Если модификации теории или других объяснений кажутся недостаточными для объяснения новых результатов, тогда может потребоваться новая теория. Поскольку научные знания обычно долговечны, это происходит гораздо реже, чем модификация. [18] Кроме того, до тех пор, пока такая теория не будет предложена и принята, предыдущая теория будет сохраняться. Это потому, что это все еще лучшее доступное объяснение многих других явлений, что подтверждается его предсказательной силой в других контекстах. Например, с 1859 года было известно, что наблюдаемая прецессия перигелия Меркурия нарушает ньютоновскую механику [21], но теория оставалась лучшим доступным объяснением до тех пор, пока относительность не была подтверждена достаточными доказательствами. Кроме того, хотя новые теории могут быть предложены одним человеком или многими, цикл модификаций в конечном итоге включает вклад многих разных ученых. [22]
После изменений принятая теория объяснит больше явлений и будет иметь большую предсказательную силу (в противном случае изменения не будут приняты); это новое объяснение будет открыто для дальнейшей замены или модификации. Если теория не требует модификации, несмотря на многократные проверки, это означает, что теория очень точна. Это также означает, что принятые теории продолжают накапливать доказательства с течением времени, а продолжительность времени, в течение которого теория (или любой из ее принципов) остается принятой, часто указывает на силу ее подтверждающих доказательств.
Объединение
Пример: относительность
Теории как аксиомы
Для описания этого подхода используется фраза « полученный взгляд на теории ». Обычно с ним ассоциируются « лингвистические » (потому что теории являются компонентами языка) и « синтаксические » (потому что в языке есть правила о том, как символы могут быть соединены вместе). Проблемы с точным определением этого типа языка, например, являются ли наблюдаемые в микроскопы объектами или являются теоретическими объектами, привели к фактическому упадку логического позитивизма в 1970-х годах.
Теории как модели
Различия между теорией и моделью
Несколько комментаторов [47] заявили, что отличительной чертой теорий является то, что они являются объяснительными, а также описательными, в то время как модели являются только описательными (хотя все же предсказательными в более ограниченном смысле). Философ Стивен Пеппер также проводил различие между теориями и моделями и сказал в 1948 году, что общие модели и теории основаны на «корневой» метафоре, которая ограничивает то, как ученые теоретизируют и моделируют явление и, таким образом, приходят к проверяемым гипотезам.
Предположения при формулировании теорий
Для всех эмпирических утверждений необходимы определенные допущения (например, допущение о существовании реальности ). Однако теории обычно не делают предположений в общепринятом смысле (утверждения, принимаемые без доказательств). Хотя допущения часто включаются во время формирования новых теорий, они либо подтверждаются доказательствами (например, из ранее существовавших теорий), либо доказательства создаются в ходе проверки теории. Это может быть так же просто, как наблюдение, что теория делает точные прогнозы, что свидетельствует о том, что любые предположения, сделанные вначале, верны или приблизительно верны в проверенных условиях.
От философов науки
Карл Поппер описал характеристики научной теории следующим образом: [7]
Поппер резюмировал эти утверждения, сказав, что центральным критерием научного статуса теории является ее «опровержимость, или опровержимость, или проверяемость». [7] Повторяя это, Стивен Хокинг заявляет: «Теория является хорошей теорией, если она удовлетворяет двум требованиям: она должна точно описывать большой класс наблюдений на основе модели, содержащей лишь несколько произвольных элементов, и она должна давать определенные прогнозы о результатах будущих наблюдений ». Он также обсуждает «недоказуемую, но фальсифицируемую» природу теорий, которая является необходимым следствием индуктивной логики, и что «вы можете опровергнуть теорию, обнаружив хотя бы одно наблюдение, которое не согласуется с предсказаниями теории». [49]
По словам Китчера, хорошие научные теории должны иметь три особенности: [51]
Аналогии и метафоры
Концепция научной теории также описывалась с помощью аналогий и метафор. Например, логический эмпирик Карл Густав Хемпель сравнил структуру научной теории со «сложной пространственной сетью»:
Майкл Поланьи провел аналогию между теорией и картой:
Научную теорию также можно рассматривать как книгу, которая фиксирует фундаментальную информацию о мире, книгу, которую необходимо исследовать, написать и поделиться ею. В 1623 году Галилео Галилей писал:
Книжная метафора также может быть применена в следующем отрывке современного философа науки Яна Хакинга :
Научная теория
Научная теория в науках (также называемая эмпирическая теория) включает собрание понятий [1]как абстракции [2]заметных явлений [3], выраженные в виде измеряемых свойств вместе с правилами (названными научными законами), когда имеются специальные соотношения между наблюдаемыми явлениями. Научная теория строится, чтобы соответствовать доступным эмпирическим данным о таких наблюдаеиых явлений, и выдвинута как принцип или тело принципов для того, чтобы объяснить класс этих явлений. [1]
Научная теория — тип дедуктивной теории в том ее содержании (то есть эмпирических данных), когда может быть выражена в пределах некоторой формальной системы логики [4], где элементарные правила (то есть научные законы) взяты в виде аксиом. В дедуктивной теории, любое предложение, которое является логическим последствием [5] одной или большего количества аксиом, что является также предложением той теории. [2]
В гуманитарных науках, каждый находит теории, предмет которых (не только) касается не только эмпирических данных, а скорее идей. Такие теории находятся в области философских теорий, противопоставленных научным теориям. Философская теория не обязательно с научной точки зрения тестируема через эксперимент.
Содержание
Теории как модели
Теории главным образом построены, чтобы объяснить, предсказать, и справиться с явлениями (например, неодушевленными вещами, событиями, или поведением животных). О научной теории можно думать как о модели действительности, и её утверждений как аксиомы некоторой аксиоматической системы. Цель этого построения состоит в том, чтобы создать формальную систему, для которой действительность (объективная реальность) является единственной моделью. Мир — интерпретация (или модель) таких научных теорий, только по тому, что науки верны.
Описание и предсказание
Повторение научного философа Карла Поппера, <Карл Поппер>Стивен Хокинг [6] в Краткой Истории Времени [7] заявляет:
Любая физическая теория является всегда временной, в смысле, что это является только гипотезой; Вы никогда не можете доказывать это. Независимо от того, сколько времен результаты экспериментов соглашаются с некоторой теорией, Вы никогда не можете убеждаться, что в следующий раз результат не будет противоречить теории. С другой стороны, Вы можете опровергнуть теорию, находя даже единственное наблюдение, которое не соглашается с предсказаниями теории.
Невыводимость, но falsifiable природы теорий — необходимое последствие использования индуктивной логики [8].
Предположения при формулировании теории
. кое-что принятое без доказательства, и неправильно говорить о предположении как или истинный или ложный, с тех пор нет никакого способа доказать это, чтобы быть любой (Если бы был, то это больше не было бы предположение). Лучше рассмотреть предположения как или полезные или бесполезные в зависимости от того, соответствовало ли вычитание, сделанное от них действительности. С другой стороны, кажется очевидным, что предположения являются слабыми пунктами в любом аргументе, поскольку они должны быть приняты на вере в философию науки, которая гордится ее рационализмом. Так как мы должны начать где-нибудь, мы должны иметь предположения, но по крайней мере позволять нам иметь как немного предположений насколько возможно.
Пример: Специальная Теория Относительности
Как пример использования предположений, чтобы сформулировать теорию, рассмотрите, как Альберт Эйнштейн выдвигал его Специальную Теорию Относительности [10]. Он взял два явления, которые были соблюдены — это что дополнение скоростей является действительным (галилейское преобразование [11]), и тот свет, казалось, не имел дополнение скоростей (эксперимент Michelson-Morley). Он предполагал, что оба наблюдения были правильными, и сформулировал его теорию, основанную на этих предположениях, просто изменяя галилейское преобразование, чтобы приспособить нехватку дополнения скоростей относительно скорости света. Модель, созданная в его теории, поэтому, базируется при условии, что свет поддерживает постоянную скорость (или более обычно: скорость света — постоянная).
Пример: Птолемей
Различия между теорией и моделью
Центральной в природе моделью в отличие от общих моделей является модель, позволяющая сравнить модели, представленная для того(буквально, представление), чтобы описать специфические аспекты явления или манеры взаимодействия среди ряда явлений. Например, модель масштаба дома или солнечной системы — ясно не фактический дом или фактическая солнечная система; аспекты фактического дома или фактической солнечной системы, представленной в модели масштаба, только определенными ограниченными способами, представитель фактического юридического лица. Большинством предствляемых способов, которые имеют значение очевидны, что модель масштаба дома не дом. Несколько комментаторов (например, Reese и Сверхтонна 1970; Lerner, 1998; Lerner и Teti, 2005, в контексте моделирования человеческого поведения), заявили, что важное различие между теориями и моделями — то, что первое является объяснительным так же как описательным, в то время как второе является только описательным (хотя все еще прогнозирующим в более ограниченном смысле). Генерал моделирует и теории, согласно философу Стивену Пепперу (1948) [15] — кто также различает теории, и модели — основаны на метафоре корня, которая ограничивает, как ученые теоретизируют и моделируют явление и таким образом достигают тестируемых гипотез.
Существенные критерии
Особенность определения научной теории — та, что это делает фальсифицированые [16] или тестируемые предсказания [17]. Уместность и специфика тех предсказаний определяют, насколько потенциально полезна теория. Потенциальная теория, которая не делает никаких предсказаний, которые могут быть соблюдены, не полезная теория. Предсказания, не достаточно определенные и не проверенные одинаково не полезны. В обоих случаях, понятие теория едва применима.
Практически набор описаний знания [18] обычно только называют теорией, как только это имеет минимальное эмпирическое основание, и согласно определенным критериям:
Это поддержано многими рамками свидетельства, а не единственного фонда, гарантируя, что это — вероятно хорошее приближение, если не полностью правильное.
Несущественные критерии
Дополнительно, к теории вообще можно относятся серьезно, если:
Теории не должны быть совершенно точными, быть с научной точки зрения полезными.
Критерии для научного статуса
Карл Поппер [22] описал особенности научной теории следующим образом:
Можно подвести итог всего этого, говоря, что согласно Кнопке, критерий научного статуса теории является ее фальсифицируемостью, или refutability, или контролируемостью. Несколько философов и историков науки, однако, утверждали, что определение Кнопки теории как ряд falsifiable утверждения неправильно [3] потому что, поскольку Филип Кичер указал, если бы Вы взяли строго представление Popperian теории, наблюдения Урана когда сначала обнаружено в 1781 «фальсифицировали бы» астрономическую механику Ньютона. Скорее люди предложили, что другая планета влияла на орбиту Урана — и это предсказание было действительно в конечном счете подтверждено.
Kitcher соглашается с Кнопкой в том, что есть конечно кое-что прямо в идее, за которой наука может следовать, только если это может терпеть неудачу. [4] Он также принимает во внимание Hempel и критические анализы Куин Кнопки, в том смысле, что научные теории включают утверждения, которые не могут быть фальсифицированы (по-видимому, на что была ссылка на Распродажу как на произвольные элементы), и пункт, что хорошие теории должны также быть творческими. Он настаивает, чтобы мы рассмотрели научные теории как сложное собрание утверждений, некоторые из которых не falsifiable, в то время как другие — те, которые он называет как вспомогательные гипотезы.
Согласно Kitcher, хорошие научные теории должны иметь три особенности:
Как другие определения теорий, включая Кнопку, Kitcher проясняет, что хорошая теория включает утверждения, которые имеют (в её сроках) наблюдательные последствия. Но в случае, например, как наблюдение неисправностей в орбите Урана, фальсификация — это только одно возможное последствие наблюдения. Создание новых гипотез — другое возможное — и одинаково важно-наблюдательное последствие.
В физике
Педагогическое определение
В педагогических контекстах или в официальных изданиях научных организаций может быть провозглашено определение, типа следующего.
Согласно Национальной Академии Соединенных Штатов Наук [29],
Формальное научное определение теории весьма отличается от каждодневного значения слова. Это связано со всесторонним объяснением некоторого аспекта природы, который поддержан обширным набором данных. Много научных теорий так хорошо созданы, что никакое новое свидетельство, вероятно, не изменит их существенно. Например, никакое новое свидетельство не будет демонстрировать, что Земля не движется по кругу вокруг солнца (heliocentric теория), или что живые существа не сделаны из ячеек (теория ячейки), т.е., что они не составлены из атомов, или что поверхность Земли не разделена на твердые пластины, которые отодвинулись геологическая шкала времени (теория тектоники плит). Одно из самых полезных свойств научных теорий — то, что они могут использоваться, чтобы сделать предсказания о естественных событиях или явлениях, которые еще не были соблюдены. [7]
Согласно этому определению, теория должна быть хорошо поддержана свидетельством. Кроме того, существующая теория не была бы соответствующей для того, чтобы описать непроверенные но запутанные гипотезы или даже научные модели. Потребители науки могут найти вышеупомянутое определение полезным, оценивая законность и/или эффективность теории.
Теоретический срок
Теоретический срок иногда неофициально используется вместо гипотетического, чтобы описать результат, который предсказан в соответствии с теорией, но еще не был соответственно проверен наблюдением или экспериментом. Это весьма обычно для теории произвести предсказания, которые позже подтверждены или доказаны неправильными экспериментом. Выводом должно быть, что предсказание, доказанное неправильный экспериментом демонстрирует, что гипотеза недействительна. Это означает, что теория неправильна, или экспериментальная догадка была неправильна, и теория не предсказывала гипотезу
Научные законы
Научные законы подобны научным теориям, в которых они являются принципами, которые могут использоваться, чтобы предсказать поведение естественного мира. И научные законы и научные теории типично хорошо-поддерживаются наблюдениями и/или экспериментальным свидетельством. Обычно научные законы обращаются к правилам для того, как природа будет вести себя при определенных условиях. [8] Научные теории более перекрывают объяснения того, как природа работает и почему это показывает определенные особенности.
Общее неправильное представление — то, когда научные теории являются элементарными идеями, которые в конечном счете получат высшее преобразование в научные законы, если даже было накоплено достаточно много данных и свидетельств. Теория не изменяется в научный закон с накоплением нового или лучшего свидетельства. Теория будет всегда оставаться теорией, закон будет всегда оставаться законом. [9]