Научно методический аппарат что это
Основные элементы научно-методического аппарата военно-теоретических исследований
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 62-69
Основные элементы научно-методического аппарата военно-теоретических исследований
Генерал-лейтенант А. В. ОСЕТРОВ
Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ
ПРЕДЛАГАЕМАЯ тема статьи в современных условиях является, с одной стороны, весьма актуальной для научных сотрудников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, а также для соискателей, работающих над диссертациями различных степеней, а с другой стороны, обозначенная проблема является мало разработанной в научно-теоретическом отношении.
В широком смысле слова «научно-методический аппарат» представляет собой арсенал средств описания, объяснения и предсказания объективных знаний о действительности, явлениях (процессах) соответствующей предметной области, базирующихся на использовании методов тех или иных имеющихся или складывающихся теорий науки, а также средства экспериментального исследования, основывающиеся на применении различных методов и методик в процессе научно-теоретических исследований.
В узком смысле слова «научно-методический аппарат» в совокупности образует логически взаимосвязанные элементы научно-теоретических исследований, представляющие собой общие и частные решения научно-теоретических и практических задач соответствующей исследуемой предметной области или проблем, стоящих перед Вооруженными Силами РФ на современном этапе.
Исходя из определения выражения «научно-методический аппарат» авторы статьи намерены раскрыть лишь некоторые его аспекты, которые, на их взгляд, сегодня особенно принципиальны и актуальны в военно-научных исследованиях. Особое место в становлении любой науки и ее научно-методического аппарата занимает понятийный аппарат (терминологическая система, специальный язык этой науки). Дело в том, что никакое совершенствование средств измерения и техники эксперимента не смогут помочь в разрешении проблемной ситуации, если сама проблема недостаточно четко сформулирована на концептуальном (понятийном) уровне.
Принципиальным требованием современной теории познания к профессиональному языку, терминологической системе конкретной науки является выделение двух смысловых (семантических) уровней: языка, на котором говорят об объектах исследования (объектный язык), и языка, на котором говорят о теории этих объектов (метаязык). Очевидно, что в контексте нашей статьи мы будем иметь дело главным образом с метаязыком военной науки. Это относится, в частности, и ко всем нашим рассуждениям по поводу понятийного аппарата.
Понятийный аппарат представляет собой совокупность специфических понятий, терминов и определений исследуемой науки. Понятийный аппарат весьма динамичен и использовать его надо очень осторожно. Это вызвано тем, что, несмотря на систематическую работу различных энциклопедических комиссий, регулярные выпуски военных энциклопедий и словарей, многие понятия не являются устоявшимися и требуют периодического обновления. Все мы являемся свидетелями того, что понятия и категории развиваются вместе с развитием науки и военного искусства.
Вполне очевидно, что без совершенствования понятийного аппарата не будут развиваться научно-теоретические исследования и теория любой науки в целом. Вот почему научно-теоретическая часть любого исследования (имеются в виду диссертационные или плановые НИР) содержит характеристику понятийного аппарата исследования, корректировку, уточнение отдельных понятий или новые понятия. Можно констатировать, что основное объемное содержание научно-теоретических исследований закреплено в совокупности научных понятий.
Для стандартизованной терминологии желательно, чтобы термин выражал только одно понятие, а понятие было представлено только одним термином.
Под термином обычно понимается слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия отдельной специальной области науки, техники, вооружения и т. д.
Концептуальная (понятийная) структурная модель научно-методического аппарата включает следующие основные элементы: научные категории, законы (или закономерности), принципы и критерии, методологию, методы и методики.
Общим методом познания всех предметов и явлений природы и общества являются основные методологические категории философии. Следовательно, ключевое место в изложенной понятийной иерархии занимают философские категории.
Военная наука в своем познании опирается на достижения других наук, она неразрывно с ними связана, использует их научно методологический аппарат. Поэтому при военно-теоретических исследованиях наряду со специальными категориями военной науки мы должны рассматривать также философские и общенаучные категории.
Философские категории структурно составляют три основные категории метода познания всех явлений: материя (в данном случае материальный аспект вооруженной борьбы, личный состав и его моральное состояние); пространство (поле сражения, боя) с его всеобщими со временем (как с категорией) и специфическими свойствами; время с его общими с пространством (как с категорией) и специфическими свойствами.
Важное методологическое значение в познании действительности имеют другие философские категории: единичное, особенное, общее; причины и следствие; содержание и форма; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность; система, элемент, структура; часть и целое.
Законы (закономерности) и принципы. Законы выражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся (т. е. неслучайные) связи между явлениями и процессами. Эти связи обусловливают функционирование и развитие данного конкретного процесса или явления.
Это не означает, что законы войны, а значит, и законы военной науки вечны и неизменны. Они меняются с изменением явления, т. е. самой войны и вооруженной борьбы в частности. Последовательно углубляясь в познание войны, вооруженной борьбы, их сущность и содержание, военная наука развивается и наполняется новыми знаниями. Одновременно с изучением законов военной науки изучаются объективные законы войны и вооруженной борьбы.
Понятие «закономерность» применяется в основном как выражение особенностей связей и отношений в массовых явлениях. Некоторые закономерности, отражающие качества существенности (важности для науки и практики), именуются обычно законами. Содержание закономерностей и законов, сфера их действия определяются характером связей и отношений, составляющих объект (предмет) исследования.
Критерием сформированности теории исследуемой области является наличие основных принципов. Если говорить о принципах в об-щепризнаном смысле, то под «принципом» понимаются основные исходные положения, руководящие идеи в какой-либо теории, науке, основные правила деятельности и т. д. Принципы отражают в сознании исследователей повторяющиеся типичные процессы и взаимосвязи в исследуемых процессах и являются связующим звеном между теорией и практикой.
В структуре научно-теоретических основ исследования проблем эффективности деятельности рассматриваемого объекта или процесса выделяются две большие области анализа: качественный анализ, основанный на применении логики, законов и категорий диалектики, и количественный анализ, основой которого является применение методов исследования любых операций, теории вероятности и статистики.
Данные методы образуют три уровня иерархии по степени общности:
общетеоретический уровень, содержащий принципы, законы и категории, теоретические положения и выводы философии;
общенаучный уровень, включающий анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и сравнение;
специальный уровень, представленный специфическими методами военной науки.
Применение системного метода как основы методологии научно-теоретического исследования, предполагает в последней наличие двух основных аспектов исследования: морфологического и системного анализа.
Морфологический анализ эффективности деятельности рассматриваемого объекта или явления заключается в научно-теоретическом исследовании конкретного содержания комплекса мероприятий в обеспечение качественного функционирования этого объекта.
Системный анализ эффективности деятельности рассматриваемого объекта или явления используется в научно-теоретическом исследовании основных мероприятий этого комплекса, которые объединены определенными связями в организационно-техническую целевую систему как целостное образование.
Критерий как мера степени выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления на качественном уровне определяет степень выполнения задачи (достижение цели обеспечения деятельности), достижение каких изменений в действиях рассматриваемого объекта является мерилом эффективности выполнения задачи.
При этом показатель эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления становится раскрытием содержания критерия, который количественно выражает степень решения поставленной задачи, то есть является количественным выражением избранного критерия. Для раскрытия критерия эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления может потребоваться не один, а несколько показателей.
Под критерием как пороговым значением избранного показателя эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления, понимается такое значение показателя эффективности (нескольких показателей эффективности при многокритериальной задаче), при котором считается, что задача успешно решена.
Характер и содержание задач обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления накладывают свой отпечаток как на содержание понятия эффективности рассматриваемой деятельности, так и на методы ее оценки. При этом имеется в виду, что оценка эффективности задач обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления должна производиться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к этой деятельности.
Разработка методов оценки эффективности обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления и их развитие являются одними из актуальных и важных задач научно-теоретических исследований как диссертационных, так и плановых НИР.
Научно разработанная объективная система критериев и должна представлять собой совокупность показателей, характеризующих деятельность рассматриваемого объекта или явления. Кроме того, она должна учитывать, что между входящими в нее критериями существует определенная соподчиненность и согласованность. Важным требованием к системе критериев является и то, что некоторые из них могут быть исходными (частными) по отношению к более общим критериям.
Таким образом, в ходе проведения научных исследований с помощью методик оценки эффективности можно получить главным образом количественные показатели степени эффективности деятельности исследуемого объекта или явления.
Методология исследований представляет собой совокупность общенаучных и специальных методик и методов, используемых в ходе работы над различными исследуемыми проблемами.
В историческом генезисе методология постепенно стала предметом философской рефлексии (размышления) и в результате определилась как система апробированных принципов и способов, правил и методов познания в научно-исследовательской деятельности (с учетом их соотношения со свойствами и законами объективной действительности реального мира).
Таким образом, методология в широком смысле слова образует необходимый компонент всякой научной деятельности, становления, обучения и, прежде всего, научного исследования.
Методология носит всеобщий характер. Но она и конкретизируется применительно к различным сферам научной деятельности. В результате возникает специальная конкретно-научная методология (например, военная наука). Эта специальная методология осуществляет вторичную методологическую функцию по отношению к любой отрасли данной конкретной науки (например, инженерное обеспечение).
Методология является базовым основанием для построения и обоснования любой конкретной теории или совокупности теорий, которые составляют костяк науки (или отрасли науки). Составной частью методологии являются методики и методы, используемые в ходе научно-теоретических исследований различных современных проблем военной науки.
Методы военной науки, как и любой другой, являются инструментом, с помощью которого она осуществляет исследование предмета и решение научных проблем. Методы позволяют получать, систематизировать и анализировать знания, делать обобщения, выводы заключения и проверять их истинность (жизненность) на практике.
Военная наука решает стоящие перед ней задачи различными общенаучными методами исследования, методами других наук и специфическими методами собственно военной науки в их взаимосвязи. Ими в первую очередь и определяется научный уровень исследования различных проблем, стоящих перед военной наукой.
Практика показывает, что в военно-теоретических исследованиях наиболее полное и широкое применение находят общенаучные методы: интуитивно-логические, логические, исторические, эвристические, экстраполяции, системного анализа, моделирования, а также эмпирический метод.
Следовательно, при организации исследования той или иной проблемы особое внимание должно быть направлено на правильный и наиболее рациональный выбор (разработку) методологии исследования, т. е. выбор совокупности методик, методов и способов его проведения. Прежде чем применять тот или иной метод, надо убедиться в том, что он соответствует теме исследования, условиям, в которых выполняются исследования, и решаемым задачам. Все выбранные в рамках отдельных научных направлений методы подчиняются общей методике проведения научных исследований.
При выборе методов необходимо установить, как должен исследоваться тот или иной вопрос: на основе наблюдений, с применением эксперимента, только на основе теоретических и литературных источников или также на базе изучения практики.
Каждая наука имеет и применяет свои методы исследования, поскольку каждый объект познания наряду с общими обладает и специфическими чертами, присущими только ему. Военная наука также имеет свои специальные методы исследования. Но поскольку она находится как бы на стыке естественных и общественных наук, то в ней применяются некоторые методы и этих наук. Так, отрасли военной науки, занимающиеся разработкой новейших образцов вооружения и военной техники, широко используют методы математики, кибернетики, физики, химии и других наук.
В целом рассмотренный в данной статье научно-методический аппарат составляет необходимую традиционную основу проведения любых военно-теоретических исследований. Вместе с тем современная военная наука не может эффективно развиваться без постоянного обновления и расширения ее научно-методического аппарата за счет актуальных парадигматических конструкций таких, в частности, наук, как квалиметрия (наука о качестве), системология, синергетика и, конечно, информатика.
Разработанный в ходе научно-исследовательской деятельности новый или усовершенствованный понятийный аппарат способствует развитию научно-теоретического исследования и данной предметной науки в целом. А основное объемное содержание научно-теоретических исследований (имеется в виду любое диссертационное исследование или плановая НИР) закреплено в совокупности научных понятий.
Микешина Л.А. Философия науки. М.: Прогресс-традиция. 2005. С. 241.
Кузьмин В.И., Галуша Н.А. Организменная модель развития человечества. М.: Академия военных наук, 2003. С. 32-33.
Антология русского качества/Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. М.: Инновационный фонд «Росиспытания», 2007; Теоретические основы системного анализа/ Под редакцией В.Й. Новосельцева. М.: Майор, 2006; Бойцов Б.В., Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Методология синергетического исследования. Спец. вып. (альманах) журнала «Качество и жизнь». М.: Инновационный фонд «Росиспытания», 2007. С. 156.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Теоретические основы
Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствованием методов.
Для теоретического познания характерны такие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мысленный эксперимент и др.
Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других признаков, свойств и отношений этого предмета [6].
Моделирование – метод исследования, основанный на построении моделей.
Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём [4].
Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория [4].
Модель – объект, который отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.
Математическая модель – это модель, представленная в виде совокупности математических соотношений.
Математическое соотношение – математическая структура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных), представленных в символьной форме.
Аналитическая модель – математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение – математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме.
Имитационная модель – математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания – математические соотношения, устанавливающие последовательность операций (арифметических, логических и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.
Результатом теоретического познания является развитие теоретических основ предметных наук и теоретических основ методологических наук, возникающих как на прикладной, так и на философской ступенях познания (см. табл. 1).
В составе теоретических основ как предметной, так и методологической науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующие основные элементы (см. табл. 2):
– исходные научные основы (эмпирические и теоретические);
Исходные научные основы – это множество относящихся к предмету изучения данной науки элементов первичных фактографических и процедурных знаний, необходимых для выполнения теоретических построений.
Исходные эмпирические основы представляют собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые как отправные от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы, к науке более высокого – теоретического уровня.
Исходные теоретические основы – это первичные фактографические знания, включающие понятийный аппарат, множества первичных идеализаций («абсолютно твёрдое тело», «точечный объект поражения»), теоретических гипотез и концепций (представление об электрическом токе как о жидкости, о группировке оборонительных средств как системе массового обслуживания), исходных допущений, аксиом (постулатов), а также формализованные (в понятиях и терминах данной теории) формулировки решаемых задач.
понятийный аппарат – совокупность специфических терминов, понятий, категорий и определений, вводимых в рамках создания теоретических основ соответствующей науки;
термин – слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства;
понятие – целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта;
категория – основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;
определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;
аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства;
постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках.
Научно-методические основы науки включают два элемента:
научно-методический аппарат (научно-методический аппарат методологической науки может быть назван научно-методологическим);
методологические основы данной науки.
Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач.
Алгоритм
общенаучное понятие: предельно формализованное описание метода (или методики) в виде совокупности точных предписаний, задающих конечную последовательность действий, приводящих при одинаковых варьируемых исходных данных к одному и тому же результату;
в вычислительной технике: совокупность точных предписаний, задающих конечную последовательность действий, которые надо выполнить при варьируемых исходных данных для получения требуемого результата [7].
В различных видах деятельности алгоритмы, как и методы, реализуются в виде технологий.
Технология – комплекс знаний о способах, методах, приёмах и средствах осуществления того или иного процесса или вида деятельности в интересах достижения заданного результата.
В простейших случаях: предельно строгая технология соответствует алгоритму, а нестрогая технология – методике.
В сущности, элементы научно-методического аппарата представляют собой совокупность научно-инструментальных средств, разработанных и разрабатываемых в ходе развития науки и соответствующей ей практики, реально апробированных, прошедших экспертизу специалистов, официально признанных, опубликованных или материально воплощённых, приводящих к получению научных (в том числе и практических) результатов в интересах научной и практической деятельности в соответствующей предметной области науки и практики, обладающих обоснованной степенью достоверности.
Элементы научно-методического аппарата создаются с учётом вполне определённых ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразное разнообразие.
Допущения – предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании.
Ограничения – требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании.
Термины «теоретические основы», «научно-методические основы», «научно-методический аппарат», «методологические основы» обычно не упоминаются в энциклопедических изданиях, но применяются в практике названия учебных дисциплин (например, «Теоретические основы радиотехники») и в научной деятельности, особенно при экспертизе научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым с ними совокупностям элементов требуются краткие названия.
Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования (см. табл.2).
Следует акцентировать внимание на диалектической взаимосвязи и частичном пересечении методологических основ предметной науки с методологией предметной области (ПО). Создание, анализ, оценка, выбор, совершенствование элементов научно-методического аппарата предметной науки осуществляются методами, развиваемыми в рамках методологи ПО (иногда и с привлечением философии). При этом обоснование применимости некоторого (например, математического) метода в конкретной предметной науке – знания, относящиеся к методологическим основам данной предметной науки, в то время как обоснование применимости того же метода в различных предметных науках рассматриваемой ПО – это знания, относящиеся к методологии ПО.
Теоретические результаты (какпредметной, так и методологической науки) это арсенал вторичных (главным образом фактографических) знаний, полученных исходя из исходных первичных знаний с применением располагаемого научно-методического аппарата.
Теоретические результаты включают в свой состав логические основы науки и теоретические данные.
Логические основы – множество допустимых правил логического вывода, обоснования и доказательства.
Фактически логические основы предметной науки представляют собой совокупность обоснований (и доказательств) вторичных знаний.
Теоретические данные представляют собой вторичные знания об основных объектах изучения и их элементах, полученных с применением научно-методического аппарата науки как в интересах непосредственной отдачи практике, так и в целях дальнейшего развития самой науки.
К основным элементам теоретических данных относятся теоретические конструкции в виде общих и частных моделей, формульных описаний, расчётных соотношений, а также научные положения, в том числе научные выводы, гипотезы, соотношения, принципы, концепции, закономерности законы и обусловленные ими научные рекомендации.
Наиболее совершенными формами организации знаний в рамках создания научно-методического аппарата любой науки являются методы, а в рамках возникновения (путём систематизации различных элементов знаний) научных основ (в том числе теоретических, методических, методологических и др.) различных уровней познания – теории.
Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории [1].
Теория и метод не представляют собой два совершенно различных, независимых объекта [1,3], так как понятие теории может быть рассмотрено с двух точек зрения, одна из которых тяготеет к отражению формы, а другая – к выражению содержания.
С точки зрения содержания теория есть систематизированные и обобщённые знания о закономерностях и особенностях развития явлений рассматриваемой предметной области.
С точки зрения формы теория есть метод (или некоторая совокупность методов) объяснения и предсказания явлений в рассматриваемой области.
Как отмечено в [1], «любая теория по существу выступает в функции метода при построении других теорий в данной или даже в иных областях знаний или в функции метода, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому различие между методом и теорией носит функциональный характер».
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, т.е. неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемых результатов, исключающая ситуации, когда «и без теории все ясно»;
Всякая теория создается при вполне определённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости: она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупность фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится.
Подводя итог сравнению теории и метода, следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющие и доказывающие (декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы «каково то или иное: что, зачем и почему».
Метод – это предписывающие (процедурные) знания, дающие ответы на вопросы «как, каким образом: что за чем и когда». Каждый метод воплощает соответствующую теорию (либо теории). Каждая теория в качестве своей важнейшей составной части включает ту или иную совокупность методов (объяснения, доказательства и др.).
Методы предметной науки, возникая (как правило, с привлечением методологии или философии) в процессе развития данной науки в качестве необходимого инструмента получения и применения знаний, обычно оказываются среди важнейших научных результатов предметного исследования, определяющих последующее развитие предметной науки.
В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементов своего научно-методического аппарата набор взаимосвязанных методов, охватывающих все основные этапы познания, который, согласно ленинской формуле «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике«, может быть представлен следующей классификацией:
– методы наблюдения, сбора и регистрации научных фактов с требуемыми измерениями и расчётами;
– методы содержательного, формализованного и формального описания научных фактов, вытекающих из них свойств идеализированного объекта исследования, а также параметров и факторов, определяющих развитие исследуемых явлений (процессов);
– методы анализа, оценки, сопоставления, сравнения, классификации, упорядочения, систематизации и моделирования исследуемых научных фактов, свойств, параметров, факторов и явлений (процессов) по тем или иным показателям и критериям;
– методы обоснования, оценки, построения (синтеза), моделирования, выбора, оптимизации, интерпретации, экспериментальной проверки и технико-экономической (военно-экономической) оценки научных выводов и рекомендаций.
Содержательное описание – это описание на естественном (профессиональном или литературном) языке.
Формальное описание – описание в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теории.
Формализованное описание – содержательное описание с элементами формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному и формальному описанию (процессформализации) развивается от использования первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемого) более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений (процессов).
Понятия факторы, параметр, показатель и критерий неоднозначно трактуются в энциклопедической, справочной и учебной литературе и даже в ГОСТах, поэтому акцентируем на них особое внимание.
Факторы – это причины, обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в рассматриваемом явлении (процессе).
Параметр –это показатель с пределами допустимых значений, определяемыми конкретной семантической интерпретацией.
Показатель – качественная или количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса).
Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение.
Различают количественные показатели (значение – численная величина) и качественные показатели (значение – словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства или свойств).
Критерий – правило, необходимый и/или достаточный признак выбора чего-либо.
Используемые в критериях показатели называют критериальными.
Обычно критериальный выбор осуществляется на основе оценки значения одного критериального показателя либо нескольких частных критериальных показателей (многокритериальный выбор). Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального показателя, называется целевой функцией.
Очень часто наблюдается неоправданное смешивание понятий показателя и критерия, проникшее в большое количество солидных научных и учебных публикаций. Возникающая при этом семантическая путаница проявляется, например, в высказываниях об оптимальном значении критерия (спрашивается: оптимальном по какому критерию?), когда нужно говорить о значениикритериального показателя.
В общем случае на начальном этапе теоретического познания теоретические основы представляют собой элементы несозревших теорий. По мере созревания в науке может появиться то или иное множество теорий как созревших элементов теоретических основ.
Так, математика включает теорию дифференциального и интегрального исчисления, теорию чисел и т.д. В некоторых науках в рамках единых научных основ возникают альтернативные теории (например, теории света – карпускулярная и волновая) и осуществляются попытки создания единой теории.
Для науки в целом исходные эмпирические основы, исходные теоретические основы, научно-методические и методологические основы, а также логические основы и теоретические данные выглядят как объединение соответствующих элементов теорий.
Таким образом, научные основы– это характерные структурные элементы знаний любой частной науки, не только предметной, но и методологической, причём как на прикладной, так и на философской ступенях познания.
К научным основам, в первую очередь, относятся теоретические основы, которые являются интегрирующими и объединяют в своём составе (в наиболее развитой форме в виде теории или теорий) исходные эмпирические и исходные теоретические основы данной предметной науки, а также её научно-методические основы, содержащие в качестве своей составляющей методологические основы частной науки и, кроме того, логические основы, составляющие важнейшую часть теоретических результатов рассматриваемой частной науки.
Естественным образом понятия научные, эмпирические, теоретические, научно-методические и методологические основы, а также научно-методический аппарат распространяются с частных наук на науку в широком смысле.
Кроме того, вполне допустимо говорить о теоретических, научно-методических, методологических основах и научно-методическом аппарате конкретного научного исследования (в том числе диссертационного) или научной разработки, а также той отрасли знаний, к которой относится исследование или разработка.
В рамках развития методологических наук наиболее совершенной формой организации знаний является методологическая теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от предметной, является та или иная совокупность методов.
Методологическая теория включает некоторую совокупность взаимосвязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам и теориям тех или иных наук, выступающим в качестве объекта методологической теории, при этом изучаются факты, факторы и получаются выводы и рекомендации методологического характера.
Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических наук, является теория принятия технических решений.
Результатом наиболее глубокого развития методологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной теории.
При этом фактическим объектом рассмотрения в метатеории оказывается, как правило, не сама по себе та или иная содержательная теория, а её формальный аналог [1].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет